Содержание. Введение….3 Глава 1. Общие положения… 6 §1.1 Понятие договора перевозки грузов, пассажиров и багажа…… ….6 §1.2 Правовое регулирование международных автомобильных перевозок…8 Глава 2. Заключение и исполнение договора международной автомобильной перевозки.….13 §2.1 Товарно-транспортная накладная….13 §2.2 Допуск к международным перевозкам….19
Глава 3. Права и обязанности сторон…24 §3.1 Права и обязанности транспортера… 24 §3.2 Права и обязанности отправителя….26 Глава 4. Ответственность сторон… 28 §4.1 Ответственность перевозчика….28 §4.2 Ответственность отправителя….33 §4.3 Претензии и иски… 34 Заключение… 37 Список используемых источников… 39 Введение. Актуальность темы исследования. Развитие международного экономического сотрудничества предопределяет
увеличение объема международных автомобильных перевозок, а вовлечение России в мировые экономические процессы предполагает необходимость обращения отечественной юридической науки к вопросам, касающимся правового регулирования этих перевозок. Важную роль в правовом регулировании транспортного комплекса призваны играть нормы международного частного права, значение которого возросло по мере расширения международных экономических связей, появления новых
организационных форм делового сотрудничества. Законодательство в области транспорта должно обеспечить совершенствование перевозочного процесса в международном сообщении с постепенной интеграцией транспортной системы отдельных государств в мировую транспортную систему и укрепление позиций отечественного перевозчика. С начала экономических реформ в России и внедрением рыночных отношений была ликвидирована монополия государства, как на внешнюю торговлю, так и на право осуществления международных автомобильных перевозок.
Расширился круг участников внешнеэкономической деятельности. Возник спрос на быстрый, надежный, удобный и дешевый транспорт, обслуживающий участников внешнеэкономической деятельности. В этих условиях проявились такие качества автомобильного транспорта, как скорость доставки, сохранность груза, отсутствие перевалок и возможность доставки «от двери до двери». При осуществлении внешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенные преимущества
перед другими видами транспорта: маневренность, срочность и регулярность доставки, упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется вовсе. Кроме того, автомобильный транспорт обеспечивает высокую валютную эффективность перевозок. В настоящее время в России выполняют международные автомобильные перевозки свыше 2500 предприятий, использующих для этих целей свыше 12 тысяч автомобилей. В организации международных автомобильных перевозок в настоящее время
много проблем, к числу которых относятся пересечение границ в регулярном и нерегулярном автомобильном сообщении. Практически отсутствует общепризнанная государствами система учета и контроля автомобильных перевозок. При автомобильных перевозках существенное значение имеет создание гарантий безопасности автотранспорта и обеспечения возмещения вреда третьим лицам источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения страхования гражданской ответственности в международных автомобильных
перевозках. Осуществление автомобильной перевозки по иностранной территории предполагает получение соответствующей санкции компетентных органов государства. Одновременно возникает необходимость в урегулировании таможенных вопросов. Все вышеизложенное предопределяет актуальность диссертационного исследования. Отдельные аспекты разрабатываемой темы изучались в период монополии государства во внешней торговле и международной транспортной деятельности. Вопросы международной автомобильной перевозки грузов в той
или иной мере были предметом исследований таких авторов: Ерпылевой Н.Ю Яманушкиной И. и др. Целью курсовой работы является рассмотрение международных автомобильных перевозок грузов. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи: - рассмотреть общие положения международных автомобильных перевозок; - рассмотреть порядок заключения и исполнения договора международной автомобильной перевозки; - отразить основные права и обязанности сторон по договору международной
автомобильной перевозки грузов - изучить основания и условия ответственности по договору международной автомобильной перевозки грузов. Нормативно-правовую базу исследования составили действующие нормативные акты Российской и международные соглашения и конвенции. Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач автор использовал общенаучный метод, а также комплексный и системный анализ, метод сравнительного правоведения.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемых источников. Глава 1. Общие положения. §1.1 Понятие договора перевозки грузов, пассажиров и багажа. Согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона - перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному
на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату.1 Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, т.к. за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести
эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки.2 По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти
пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ). Главное внимание в работе уделяется проблематике грузовых перевозок, поскольку основная роль международного автомобильного транспорта состоит в обеспечении доставки внешнеторговых и иных грузов.
Суть транспортного процесса на автомобильном транспорте заключается в передвижении (перемещении) товаров и людей в пространстве. Перевозки грузов и пассажиров между двумя и более странами в отличии от перевозок в пределах одной страны в международных соглашениях и в законодательстве именуются международными перевозками или международными сообщениями. На автомобильном виде транспорта - транспортные средства одного государства при наличии разрешения политических органов другого государства могут пересекать государственную границу
и продолжать перевозочную деятельность на иностранной территории. Здесь можно выполнять перевозку за границу в рамках договора, заключенного по внутренним правилам страны отправителя. Однако такой порядок осуществления перевозок между странами ставит массу сложных правовых вопросов, связанных с получением от иностранной стороны разрешения на транспортировку, определением условий пользования иностранными транспортными путями и порядком исполнения перевозочного договора за
границей. Для устранение этих сложностей практика идет по пути заключения международных соглашений для перевозки автомобильным транспортом. Таким образом, для современных международных перевозок характерны два признака: 1. Это перевозки, которые осуществляются между двумя или более странами. 2. Перевозки выполняются на условиях, установленных международными соглашениями. Деление международных перевозок на регулируемые и нерегулируемые особо важно для автомобильного транспорта,
где мировое применение получают регулярные (линейные перевозки). Особенность международного автомобильного сообщения состоит в том, что автотранспортное средство одного государства пересекает границу и следует по дорогам иностранного государства. В этих условиях необходимо установление единых правил дорожного движения, облегчение таможенных процедур, создание гарантий на случай причинения автотранспортом – источником повышенной опасности вреда третьим
лицам, что достигается посредством введения обязательного страхования материальной ответственности.3 Организация международных автомобильных перевозок в России возложена на главное управление “Совтрансавто”, которое заключает соглашение коммерческого характера с зарубежными контрагентами и экспедиторами. При наличии постоянных грузопотоков практикуется заключение соглашений об установлении регулярных автомобильных линий.
Организацией перевозок мелко партийных грузов и транспортно-экспедиционным обслуживанием занимается специализированное предприятие “Совтрансавтоэкспедиция”. Для технического обслуживания иностранного автотранспорта создана специализированная организация “Совтрансавтосервис”.4 §1.2. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа осуществляется
посредством норм национального законодательства и международных договоров. В России к числу национально-правовых актов в данной области можно отнести следующие документы: - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 (ред. от 17.07.2009) - Федеральный закон N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; - Федеральный закон №127-ФЗ от 24 июля 1998 г (ред. от 17.07.2009)
"О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"; - постановление Правительства РФ N 1272 от 31 октября 1998 г. (ред. от 26.06.2008) "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок"; - постановление Правительства РФ N 730 от 16 октября 2001 г. (ред. от 23.11.2009) "
Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок"; - Постановление Правительства РФ N 637 от 30.10.2006 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"; - приказ
Министерства транспорта РФ от 30 сентября 1999 г. N 73 "О порядке выдачи лицензий на перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении". Международные договоры как источники международного автомобильного права представлены широким спектром конвенций и соглашений, разработанных в рамках или под эгидой международных организаций, из которых наибольший вклад в развитие данной подотрасли международного транспортного права внесли
УНИДРУА; Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) в лице своего Комитета по внутреннему транспорту (КВТ), Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) и Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). Система международных договоров в области автомобильного права включает следующие основные конвенции:
- Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), вступившая в силу для СССР 1 декабря 1983 г.; - Женевский протокол 1978 г. к КДПГ (ввел новую расчетную единицу для исчисления предела ответственности автоперевозчика - СДР вместо золотого франка); - Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП),
вступившая в силу 12 апреля 1994 г. (Россия не участвует); - Венская конвенция 1968 г. о дорожном движении (с поправками от 3 марта 1992 года); - Женевский протокол 1949 г. о дорожных знаках и сигналах в редакции Венской конвенции 1968 г. - Таможенная конвенция 1975 г. о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (с поправками Административного комитета
Конвенции 2000 г.) Конвенция МДП или Конвенция ТIR, вступившая в силу для СССР с 8 декабря 1982 года.; - Европейское соглашение 1975 г. о международных автомагистралях; - Европейское соглашение 1970 г. (с изм. и доп вступившими в силу 27.02.2004) о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, вступившее в силу для СССР 27.01.1979; Европейское соглашение1957 г. о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR),
вступившее в силу для РФ с 1994 года; - Конвенция СНГ 1996 г. о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа (Вместе с "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств") Конвенция не вступила в силу для России на 01.06.2009.
Надо отметить, приведен далеко не полный перечень документов, регулирующих различные аспекты международных автомобильных перевозок и дорожного движения. Все это лишний раз подчеркивает необходимость уделять пристальное внимание международному автомобильному праву как подотрасли международного транспортного права, а также его непосредственному влиянию на унификацию национально-правовых норм в данной области экономики. С этой целью остановимся подробнее на рассмотрении двух конвенций -
КДПГ и КАПП. В этом процессе, а также в деле развития международных автомобильных перевозок и сообщений, важное значение имеет деятельность следующих международных специализированных организаций: по предотвращению дорожных происшествий - МОПДП, создана в 1901 г.; автодорожная федерация - ФИА, основана в 1904 г.; автотранспортная федерация - МАФ, союз автомобильного транспорта - МАС, основанные в 1948 г.; по перевозке скоропортящихся продуктов
- ТРАНСФИГОРУТ Европа, создана в 1955 г.; союз водителей грузовиков дальнего следования, создан в 1957; Комиссия по транспорту Европейского Экономического Сообщества; и др. Эти организации занимаются унификацией транспортной документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа. Все названные соглашения, во-первых, устанавливают общие принципы деятельности автомобильного транспорта
и относятся как к грузам, так и к пассажирам; во-вторых, определяют главным образом права и обязанности государств, но не транспортных организаций и их клиентов, и, в третьих, создают правовую базу для заключения других соглашений по конкретным вопросам международного транспорта. Соглашения, направленные на обеспечение сообщений между странами, включают соглашения: о таможенных формальностях, упрощение которых имеет важную роль для ускорения операций на всех видах транспорта,
о налоговом режиме транспортных средств и перевозимых грузов. Такие соглашения имеют особое значение для автомобильного транспорта.5 Глава 2. Заключение и исполнение договора международной автомобильной перевозки. §2.1 Товарно-транспортная накладная. На основании положений Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее –
Устав) транспортные организации, заключив договор на перевозку, принимают на себя обязательства перевезти груз по заявке грузоотправителя грузополучателю в целости и сохранности за определенную договором плату. В случае отсутствия договора перевозка может осуществляться по разовым заявкам. В ч. 1 ст. 8 Устава в качестве основного перевозочного документа указана транспортная накладная.6 Транспортная накладная содержит все необходимые реквизиты для исчисления платы за работу перевозчика:
наименование перевозчика, реквизиты транспортного средства, время прибытия под погрузку, маршрут следования, пробег и т.д а также определяет и материальную ответственность перевозчика по цене и количеству груза, заявленным грузоотправителем. Именно этот документ подтверждает исполнение заключенного договора на перевозку грузов. Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается именным или предъявительным билетом, отсутствие, неправильность оформления или утрата которого не влияют на существование и действительность
договора перевозки. Определены права пассажира, в частности возможность возврата приобретенного билета, прекращения поездки по уважительным причинам, нормы провоза ручной клади (20 кг.) Перевозчик может принять на себя оказание дополнительных услуг пассажирам (ночлег, питание и т.д.). Соглашение содержит две коллизионные нормы общего характера: неурегулированные вопросы, вытекающие из договора пассажирской перевозки, подчинены законодательству перевозчика, а вопросы, связанные с осуществлением
перевозки по территории другого государства, разрешаются в соответствии с законодательством этого государства. Перевозка багажа оформляется багажной квитанцией, которая является документом при получении багажа в пункте назначения. Международные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее – КДПГ). В соответствии с требованиями КДПГ, участником которой является
Российская Федерация, договоры на оказание услуг дорожной перевозки посредством автомобилей оформляются международными товарно-транспортными накладными (CMR) на весь маршрут следования от отправителя до получателя. На основании ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается именно накладной, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером (ст. 9 КДПГ).7 Как видим, международные правила и внутрироссийские положения одинаково удостоверяют для
перевозчика статус товарно-транспортной накладной как договора. В отличие от документа, предусмотренного на территории нашей страны, CMR составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и транспортером, причем эти подписи могут быть напечатаны или заменены штемпелями отправителя или транспортера, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная.
Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняется транспортером. Однако чаще всего накладная оформляется в большом количестве экземпляров, что связано с тем, что на каждом таможенном пограничном переходе оставляются по одному ее экземпляру в целях учета перемещения грузов (товаров), хотя их копии юридической силы не имеют. Отсутствие, неправильное заполнение или утеря накладной при этом не отражается ни на существовании,
ни на действительности договора перевозки. Форму накладной КДПГ не устанавливает, она вырабатывается международным союзом автомобильного транспорта.8 Бланки CMR должны быть изготовлены в типографии и заполняются на пишущей машинке (компьютере). При составлении CMR обязательно указывается предусмотренное место сдачи груза - таможенный терминал, что соответствует требованиям п.п. d п. 1 ст. 6 КДПГ.
В перечне документов, которые должны находиться на транспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержденном главным государственным инспектором Российской Федерации 27.10.98 г указано, что CMR и все прилагаемые к ним документы (отгрузочная спецификация, сертификат о качестве и т.д.) в соответствии с требованиями КДПГ составляются на русском языке и на одном из иностранных языков.
9 Накладная должна содержать следующие сведения (п.1 ст.6): - место и дату ее составления; - наименование и адрес отправителя; - наименование и адрес транспортного агента; - место и дату принятия груза к перевозке и место его доставки; - наименование и адрес получателя; - принятое обозначение характера груза и тип его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов - их обычно признанное обозначение; - число грузовых мест, их особую разметку и номера; - вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество
груза; - связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до выдачи груза); - инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей; - указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки согласно требованиям конвенции. В случае необходимости накладная должна также содержать следующие указания (п.2 ст.6): - запрещение перегрузки груза; - расходы, которые отправитель принимает на свой
счет; - сумму платежа, подлежащую возмещению при сдаче груза; - заявленную стоимость груза и сумму дополнительной оценки его при доставке; - инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза; - дополнительный срок выполнения перевозки; - перечень документов, переданных перевозчику. При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки.
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность этих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, а кроме того, обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто принимаемого к перевозке груза.
Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик имеет право требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную (ст.8). Заметим, что CMR не является первичным учетным документом для транспортной организации. CMR не служит основанием для ведения каких-либо бухгалтерских записей (оприходование либо выбытие товара),
получения выручки за этот товар, но служит основанием для получения выручки по международному договору перевозки. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 ст.
15 Конституции Российской Федерации). Автотранспортная накладная также служит оформлением договора международной дорожной перевозки груза, а также распиской о принятии груза перевозчиком для его транспортировки. Кроме того, накладная носит товарораспорядительный характер, что проявляется в следующем. Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза или доставки груза не тому получателю, который
указан в накладной. Отправитель теряет это право с момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю. С этого момента перевозчик должен руководствоваться указаниями получателя груза. Однако право распоряжения грузом будет принадлежать получателю с момента составления накладной, если в накладной отправителем сделано такого рода указание. Если, осуществляя свое право распоряжения грузом, получатель дает указание сдать груз другому лицу,
последнее не вправе назначить других получателей. Право распоряжения грузом осуществляется при следующих условиях (п.1-5 ст.12): - отправитель, желающий осуществить это право, должен представить первый экземпляр накладной, в которой должны быть внесены новые инструкции, данные перевозчику, а также возместить перевозчику расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций; - выполнение этих инструкций должно быть возможным в момент их получения лицом, которое
обязано их выполнить; выполнение не должно нарушать хода нормальной работы предприятия перевозчика и не должно наносить ущерба отправителям или получателям других грузов; - упомянутые инструкции не должны ни в коем случае приводить к разбивке грузов. Если после прибытия груза на место назначения возникают препятствия к его сдаче, перевозчик должен запросить инструкции у отправителя. Если получатель отказывается принять груз, отправитель имеет право распоряжаться грузом, не предъявляя
первого экземпляра накладной. Получатель, даже если он отказался от принятия груза, может в любой момент потребовать его выдачи до тех пор, пока перевозчик не получил от отправителя противоположных инструкций. Перевозчик может продать груз, не выжидая инструкций от правомочного по договору лица, если груз является скоропортящимся, или если того требует его состояние, или же если хранение груза влечет за собой расходы, слишком высокие по сравнению с его стоимостью. Перевозчик может также продать груз, если в надлежащий
срок не получит от правомочного по договору лица противоположных инструкций, выполнение которых может быть справедливо потребовано. В случае продажи груза вырученная сумма, за вычетом подлежащих уплате расходов, должна быть передана в распоряжение правомочного по договору лица. Если расходы превосходят выручку, то перевозчик имеет право получить причитающуюся ему разницу. Применяемая при продаже процедура определяется действующими в месте продажи законами или обычаями.
§2.2 Доступ к международным перевозкам К международным автомобильным перевозкам как коммерческого, так и некоммерческого характера допускаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели. Условиями допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам в соответствии с Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации N 730 "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" от 16.10.01 г. являются: - наличие лицензии на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области лицензирования; - наличие транспортных средств, принадлежащих на праве
собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам; - соответствие назначенных ответственных лиц квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении; - устойчивое финансовое положение; - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.10 В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему
выдаются удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки. Это удостоверение выдается: - на 1 год - российским перевозчикам, впервые подавшим заявление, не имеющим опыта осуществления международных автомобильных перевозок или имеющим такой опыт продолжительностью менее 1 года; - на 5 лет (если в заявлении не указан меньший срок) - российским перевозчикам, которые
на протяжении последних 4 лет, предшествовавших подаче заявления, осуществляли международные автомобильные перевозки как минимум не менее 1 года. Срок действия удостоверения, выданного на 5 лет, может быть продлен по заявлению его владельца, но не более 2 раз.Срок действия удостоверения, выданного на 1 год, не продлевается. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого государства,
а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжек МДП от 14.11.75 г. (далее - Конвенция МДП). Carnet TIR (фр. Transports International Routiers, «Международные дорожные перевозки») - книжка МДП - это таможенный грузопроводительный документ, дающий право перевозить грузы через границы государств
в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. Документ покрывает автомобильные и железнодорожные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1959 г. и 1975 г. Все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов
на их использование. Выдаётся компетентными органами страны. Оформляется в виде книжки с отрывными листами, отрываемыми при прохождении грузом очередной таможни. 11 Конвенция МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП) касается перевозки товаров, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ
от таможни отправления одной Договаривающейся Стороны до таможни назначения другой Договаривающейся Стороны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях. Сборы за таможенное оформление книжек
МДП в этих таможнях не взимаются. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. Таможенный досмотр в этих таможнях может производиться в исключительных случаях, если имеются достаточные основания полагать, что в запломбированных отделениях транспортных средств или контейнерах
находятся предметы, не указанные в грузовом манифесте книжки МДП. Положения Конвенции МДП не служат препятствием для применения ограничений, вытекающих из соображений общественной нравственности, общественной безопасности, здравоохранения или гигиены, а также ветеринарного или фитосанитарного контроля. На дорожном транспортном средстве или составе транспортных средств, осуществляющих операцию МДП, должны быть прикреплены таблички с надписью "
TIR". Знак "TIR" дает преимущество первоочередного таможенного оформления.12 Конвенция МДП касается перевозки грузов автомобильным транспортом с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления до таможни места назначения договаривающихся сторон. Положения Конвенции МДП применяются при условии, что перевозки гарантируются объединениями, признанными согласно требованиям Конвенции МДП, и производятся с применением книжки
МДП. Конвенцией МДП утверждены правила пользования книжкой МДП. Раздел А правил (пп. 1-3) предусматривает, что книжки МДП выписываются в стране, где держатель находится или имеет постоянное местопребывание. Книжка МДП печатается на французском языке, также на английском языке печатаются рубрики лицевой стороны обложки. Книжка МДП действительна до таможни места назначения до завершения операции
МДП. Напомним, что если требование к оформлению документов продиктовано общепринятыми нормами международного права, то их применение является обязательным для лиц как оформляющих данные договоры и документы, так и для должностных лиц органов государственного контроля за соблюдением законодательства, в том числе и налоговых служб. Единственной организацией, которая уполномочена предоставлять российским перевозчикам допуск к системе МДП, является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (далее –
АСМАП) как член Международного союза автомобильного транспорта, который объединяет автотранспортные ассоциации 70 стран мира. АСМАП - общественная ассоциация, предоставляющая своим членам возможность получения необходимых документов в соответствии с требованиями Конвенции МДП и осуществляющая контроль за исполнением требований и условий работы в рамках этой Конвенции, а также служащая гарантом для договаривающихся сторон надежности своих членов, которыми являются
большинство российских перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки. Глава 3.Права и обязанности сторон. §3.1Права и обязанности транспортера. Исходя из содержания договора перевозки главной обязанностью транспортера или грузоперевозчика является обязанность перевезти вверенный ему груз до места назначения. Соответственно все остальные обязанности являются своего рода факультативными.
Их можно условно разделить на три временные группы : 1.принятие груза 2.перевозка груза 3.передача груза. При принятии груза транспортер должен проверить два условия: а) точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров; б) внешнее состояние груза и его упаковки. Однако бывают случаи, когда транспортер не имеет достаточной возможности проверить правильность указаний,
сделанных в накладной, в таком случае он должен сделать обоснованные оговорки в накладной. Он должен также мотивировать все могущие им быть сделанными оговорки относительно внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний определенно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки транспортером веса брутто груза или его количества, выраженного в других единицах измерения.
Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Транспортер может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты упомянутых проверок вносятся в накладную. При перевозке опасного груза в случае если грузоперевозчик не был осведомлен о характере опасности груза, то транспортер имеет полное право в любой момент и в любом месте выгрузить, уничтожить или обезвредить
перевозимый груз без всякого возмещения за него; отправитель же является, кроме того, ответственным за все расходы и убытки, вызванные сдачей этих грузов для перевозки или их перевозкой. Если по какой-либо причине выполнение договора на установленных накладной условиях является или становиться невозможным до прибытия груза к предусмотренному для его сдачи месту, транспортер обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно статье 12
КДПГ. Если же обстоятельства позволяют выполнить перевозку в условиях, иных чем предусмотрено в накладной, и если транспортер не смог своевременно получить инструкций от лица, имеющего право распоряжения грузом согласно статье 12 КДПГ, транспортер должен принять меры, которые представляются ему наиболее подходящими в интересах наилучшего выполнения перевозки. Если после прибытия груза на место назначения возникают препятствия к его сдаче, транспортер должен запросить инструкции у отправителя.
Если получатель отказывается принять груз, отправитель имеет право распорядиться грузом, не предъявляя первого экземпляра накладной. Получатель, даже если он отказался от принятия груза, может в любой момент потребовать его сдачи, до тех пор пока транспортер не получил от отправителя противоположных инструкций. Если препятствие к сдаче груза возникает после того как получатель, согласно предоставленному ему пунктом 3 статьи 12 праву КДПГ, дал приказ сдать груз какому-либо другому лицу, то в отношении положений пунктов 1
и 2 получатель становится на место отправителя, а это другое лицо - на место получателя. Транспортер имеет право на возмещение расходов, вызванных просьбой об инструкциях или выполнением полученных инструкций, поскольку эти расходы не являются следствием его собственной вины. В случаях, указанных в пункте 1 статьи 14 и в статье 15 КДПГ, транспортер может немедленно выгрузить груз за счет лица, правомочного по договору; после такой
выгрузки перевозка считается законченной. В таком случае транспортер принимает на себя хранение груза. Он может, однако, доверить хранение груза какому-либо третьему лицу и в этом случае несет ответственность лишь за осмотрительный выбор такого лица. Груз остается при этом обремененным лежащими на нем долговыми обязательствами, основанными на накладной, и всеми прочими произведенными расходами. Транспортер также может продать груз, не выжидая инструкций правомочного по договору лица, если груз
является скоропортящимся или если того требует его состояние, или же если хранение груза влечет за собой расходы, слишком высокие по сравнению с его стоимостью. В других случаях транспортер может продать груз, если в надлежащий срок им не будет получено от правомочного по договору лица противоположных инструкций, выполнение которых может быть по справедливости потребовано. В случае продажи груза, вырученная сумма, за вычетом лежащих на грузе и подлежащих уплате расходов,
должна быть передана в распоряжение правомочного по договору лица, которое должно, если выручка не покрывает указанных расходов, доплатить недостающую сумму. Применяемая при продаже процедура определяется действующими на месте продажи законами или обычаями. §3.2 Права и обязанности отправителя. Отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности, требовать от транспортера перерыва перевозки, изменения места, предусмотренного для сдачи груза, или сдачу груза
не тому получателю, который указан в накладной. Однако отправитель теряет это право с того момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю; с этого момента транспортер должен руководствоваться указаниями получателя груза. Но право распоряжения грузом будет принадлежать получателю с момента составления накладной, если в накладной сделано отправителем указание в этом смысле. Если отправитель передаст транспортеру опасные грузы, он должен ему указать точно характер представляемой
этим грузам опасности, а также, если нужно, указать подлежащие принятию предосторожности. Если эти указания не внесены в накладную, отправитель или получатель должны всяким иным путем доказать, что транспортер был с точностью осведомлен о характере опасности, какую представляет перевозка упомянутых грузов. В случае если грузоперевозчик не был осведомлен о характере опасности груза, то транспортер имеет полное право в любой момент и в любом месте выгрузить, уничтожить или обезвредить перевозимый
груз без всякого возмещения за него; отправитель же является, кроме того, ответственным за все расходы и убытки, вызванные сдачей этих грузов для перевозки или их перевозкой. Отправитель может установить, внеся соответствующее указание в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, сумму, соответствующую дополнительной ценности груза, на случай потери или повреждения груза, а также недоставления груза в договоренный срок.
В случае декларирования дополнительной ценности груза может быть потребовано, независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы декларированной дополнительной ценности груза, возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано. Глава 4.Ответственность сторон. §4.1 Ответственность перевозчика. Транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее
в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки. Однако транспортер освобождается от этой ответственности, в случае если потеря груза, а также его повреждение или просрочка с доставкой произошли не по вине перевозчика, а по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего; каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, которые транспортер не мог избегнуть и последствия которых не мог предотвратить.
При наличии же каких-либо дефектов автомобиля, который используется для перевозки ответственность полностью ложится на транспортера в независимости от того факта, кому принадлежит транспортное средство. Соответственно ссылка перевозчика на владельца автомобиля значения не имеет. С соблюдением постановлений, содержащихся в пункте 2 и 5 статьи 18 КДПГ, транспортер освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза
являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств: а) с пользованием открытыми или покрытыми брезентом автомобилями, если такое пользование были определенно договорено и об этом упомянуто в накладной; б) с отсутствием или неисправностью упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке их; в) с перемещением, нагрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем,
или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя; г) с характером некоторых грузов, подверженным по свойствам, обусловленным таким характером их, полной или частичной гибели или повреждению от поломки, ржавления, внезапного гниения, усушки, убыли, нормальной утечки или действия паразитов и грызунов; д) с недостаточностью или неудовлетворительностью разметки или нумерации грузовых мест; е) с перевозкой живых животных. Однако здесь наличествуют особые условия, которые раскрываются в статье 18
КДПГ: - во-первых, на транспортере лежит бремя доказывания, что потеря груза, его повреждение или просрочка в доставке вызваны этими обстоятельствами - во-вторых, данная презумпция не допускается, если убыль превышает нормально допустимую или при потере грузового места. Правомочное по договору лицо может, без обязательного представления иных доказательств, считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение тридцати дней по прошествии установленного предельного
срока или, когда такового установлено не было, в течение шестидесяти дней со дня принятия груза транспортером. Кроме того, это лицо вправе при получении им возмещения за утраченный груз, просить в письменной форме, чтобы оно было немедленно извещено, в случае если бы груз был найден в течение года, следующего за уплатой возмещения. Принятие к сведению такого его требования должно быть подтверждено письменно. В течение тридцати дней после получения извещения о том, что груз найден, правомочное по договору лицо
может требовать, чтобы груз был ему сдан по уплате долговых обязательств, вытекающих из накладной, а также по возвращении полученного им возмещения за вычетом эвентуально понесенных расходов, включенных в возмещенную сумму, и с оговоркой о сохранении всех прав на возмещение за опоздание с доставкой, предусмотренных в статье 23 и, если к тому имеются основания, в статье 26. За отсутствием либо просьбы, указанной выше в пункте 2, либо инструкций, данных в тридцатидневный срок,
предусмотренный в пункте 3, или же, в случае если груз был найден только по прошествии года со дня уплаты возмещения за его потерю, транспортер может распоряжаться найденным грузом, соблюдая требования закона местонахождения груза. Если отправитель передает перевозчику опасные грузы, он должен ему указать точно характер представляемой этими грузами опасности, а также, если нужно, указать необходимые предосторожности, которые следует предпринять. Опасные грузы, о характере которых перевозчик не был осведомлен, могут
быть в любой момент и в любом месте выгружены, уничтожены или обезврежены перевозчиком без всякого возмещения убытков за них; отправитель является, кроме того, ответственным за все расходы и убытки, вызванные передачей этих грузов для перевозки или их перевозкой (ст.22). Конвенция устанавливает следующий порядок расчета суммы ущерба, подлежащего возмещению перевозчиком при утрате или повреждении груза во время перевозки (ст.23).
Сумма ущерба определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Стоимость груза определяется на основании биржевых товарных котировок или текущей рыночной цены, а при их отсутствии - на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Кроме того, возмещению подлежат оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, прочие расходы, связанные с перевозкой груза. Иные убытки возмещению не подлежат.
Вместе с тем Конвенция устанавливает предел имущественной ответственности автоперевозчика, который не может превышать 25 золотых франков за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза. Однако предел ответственности перевозчика не применяется, если в накладной была объявлена стоимость груза, а также в случае причинения ущерба в результате намеренных действий перевозчика или его агентов. На сумму ущерба, подлежащего возмещению, начисляются проценты из расчета 5% годовых со дня предъявления
перевозчику письменной претензии или же, если таковой не последовало, со дня предъявления иска. В настоящее время вместо расчетной единицы золотого франка действует эквивалент СДР. Женевский протокол 1978 г. заменил сумму в золотых франках на эквивалент в СДР, равный 8,33 СДР за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза. Перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный со смертью, телесными повреждениями или нанесением
любого другого вреда физическому или психическому здоровью пассажира в результате происшествия, связанного с перевозкой и имевшего место либо во время нахождения пассажира в транспортном средстве, либо во время его посадки или высадки, либо в связи с погрузкой или выгрузкой багажа. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если причиной происшествия послужили обстоятельства, которых перевозчик, несмотря на принятие мер, необходимых в данном конкретном случае, не мог избежать
и последствий которых он не мог предотвратить. Общая сумма возмещения, выплачиваемая перевозчиком в связи с одним и тем же событием, не может превышать 250 тыс. золотых франков на одного пострадавшего. Однако любое государство - участник Конвенции может установить более высокий предел ответственности или не устанавливать никакого предела. Ограничения размера возмещения применяются ко всем требованиям, связанным со смертью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вреда физическому или психическому
здоровью пассажира. Если имеется несколько истцов и если общая сумма их требований превышает установленный максимум, то выплаты пропорционально сокращаются (ст. 11 - 13). Перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный с полной или частичной утратой багажа и с его повреждением. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если утрата или повреждение связаны с дефектом самого багажа, с особым риском, вызванным тем, что багаж содержит скоропортящиеся
или опасные для перевозки вещества либо предметы, или если они произошли в результате обстоятельств, которых перевозчик, несмотря на принятие мер, необходимых в данном конкретном случае, не мог избежать и последствий которых он не мог предотвратить. Когда возмещение ущерба за полную или частичную утерю багажа или за его повреждение возлагается на перевозчика, может быть предъявлено требование о выплате суммы, равной размеру ущерба, но эта сумма не может превышать 500 золотых франков на единицу багажа
и 2 тыс. золотых франков на пассажира. Кроме того, может быть предъявлено требование о выплате суммы, равной размеру ущерба за полную либо частичную утерю или за повреждение личных вещей и предметов, которые пассажир имеет на себе или с собой, но эта сумма не может превышать 1 тыс. золотых франков на пассажира (ст. 14 - 16). При повреждении здоровья пассажира характер причиненного вреда и круг лиц, имеющих право на возмещение определяются согласно национальному закону суда, рассматривающего дело.
Общая сумма возмещения не может превышать 250000 франков на одного пострадавшего, но внутренним законодательством может быть установлен более высокий предел или не установлено вообще никакого предела возмещения. При несохранности багажа возмещение не может превышать 500 франков на единицу багажа и 2000 франков на пассажира. Предел возмещения за личные вещи и предметы, которые пассажир имеет с собой, составляет 1000 франков на пассажира. Сверх возмещения во всех случаях выплачиваются судебные издержки.
При несохранности багажа в течении 7 дней после его получения перевозчику должна быть заявлена претензия. Срок давности при причинении вреда здоровью - 3 года, а по другим требованиям - 1 год. По всем спорам, возникающим по поводу перевозок, регулируемых нормами Женевской конвенции 1973 г. (КДПГ), истец может по своему выбору обратиться помимо компетентных судов государств-участников, указанных сторонами в пророгационном соглашении, к судам страны, на территории
которой находится: - главный управленческий орган ответчика, его обычное местожительство или предприятие, посредством которого был заключен договор перевозки; - место, где был причинен ущерб; - место отправления или место назначения.13 §4.2 Ответственность отправителя. Отправитель несет ответственность перед транспортером за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию или другим грузам, а также за расходы, вызванные неисправной упаковкой груза, если при внешней или известной
транспортеру в момент принятия груза неисправности транспортером не была сделано относительно этого надлежащих оговорок. Нарушение грузоотправителями своих обязанностей может выразиться следующим образом: а) поданные транспортные средства не используются; б) поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными в случае их простоя при отказе от уже поданных транспортных средств или при их недогруженности (например, из-за отсутствия груза); в) последовал отказ от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных
средств. Такой отказ может быть сделан только до их подачи перевозчиком. В отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК) ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай. §4.3 Претензии и иски. Конвенция предусматривает претензионный порядок разрешения споров между перевозчиком и получателем
груза. Претензия должна быть заявлена перевозчику в следующие сроки: - в момент принятия груза, если речь идет о видимых потерях и повреждениях; - в течение 7 рабочих дней со дня доставки груза, если речь идет о незаметных внешне потерях и повреждениях; - в течение 21 дня с момента выдачи груза получателю, если речь идет о просрочке в доставке груза. Исчисление указанных сроков начинается со дня, следующего за датой доставки или датой выдачи груза получателю (ст.30).
По спорам, вытекающим из договоров перевозки, которые регулируются нормами Женевской конвенции 1956 г истец может обращаться помимо компетентных судов государств-участников, указанных сторонами в пророгационном соглашении, также и к суду того государства, на территории которого находятся обычное место жительства ответчика или место расположения его главного управленческого органа, либо отделения или агентства, при посредничестве которых был заключен договор перевозки груза; или место
принятия груза к перевозке или место его доставки. Решение, вынесенное судом одного из государств-участников подлежит немедленному исполнению в любом другом государстве-участнике при соблюдении соответствующих формальностей, предусмотренных в национальном законодательстве того государства, где испрашивается исполнение судебного решения (ст.31). Срок исковой давности составляет 1 год, а в случае умышленных действий перевозчика, повлекших причинение
ущерба, 3 года. Срок исчисляется: - в случае частичной утраты груза, его повреждения или просрочки в доставке - со дня выдачи груза; - в случае утраты всего груза - с 30-го дня по истечении установленного для перевозки срока, или, если таковой не был установлен, с 60-го дня с момента принятия груза перевозчиком к перевозке; - во всех прочих случаях - по истечении 3-месячного срока со дня заключения договора перевозки. Помимо судебной процедуры рассмотрения споров, вытекающих из договоров международной автомобильной
перевозки грузов, Конвенция предусматривает возможность включения в такой договор арбитражной оговорки. Однако непременным условием признания действительности арбитражной оговорки, а следовательно, и компетенции арбитражного трибунала должно быть указание норм Конвенции в качестве норм материального права, подлежащего применению арбитражем, в который передано рассмотрение спора между сторонами (ст.33). Если перевозка, условия которой определяются одним договором, осуществляется последовательно несколькими
перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку в целом, причем каждый последующий перевозчик становится, в силу принятия им груза и накладной, участником договора перевозки на указанных в накладной условиях. Любой иск, касающийся ответственности за утрату, повреждение груза или просрочку в его доставке, может быть предъявлен либо к первому перевозчику, либо к перевозчику, выполнившему ту часть перевозки, где произошла утрата, повреждение груза или просрочка в его доставке.
Иск может быть предъявлен одновременно к нескольким указанным перевозчикам (ст.36). Подлежащая возмещению сумма уплачивается следующим образом (ст.37): - перевозчик, по вине которого был причинен ущерб, несет ответственность за убытки самостоятельно; - если ущерб был причинен по вине двух или нескольких перевозчиков, каждый из них должен уплатить сумму, пропорциональную доле лежащей на них ответственности; если же определение этой доли представляется невозможным, каждый перевозчик
несет ответственность пропорционально части причитающейся ему платы за перевозку; - если нельзя установить, кто из перевозчиков несет ответственность за ущерб, причитающаяся возмещению сумма распределяется между всеми перевозчиками пропорционально части платы за перевозку, предназначенной каждому из них. Имеющееся в КДПГ коллизионные нормы немногочисленны. Наиболее важные правила сформулированы в п.3 ст.32, согласно которой приостановление и перерыв исковой
давности подчинены закону суда. Некоторые условия перевозки определятся на основании закона места отправления груза (п.1 ст.5) или закона местонахождения груза (п.5 ст.16; п.4 ст.20). Заключение. Таким образом, российское законодательство вкупе с международными правовыми актами охватывает практически все вопросы, касающиеся договора перевозки грузов автомобильным транспортом. Они являются в какой-то мере взаимодополняющими друг друга.
Соответственно рассматривать какой-либо из них в отдельности невозможно и непрактично. Кроме того, отдельные положения данного вида договора рассматриваются также и двусторонними соглашениями. Однако большое их количество делает рассмотрение практически невозможной, так как целью этой работы было рассмотрение вопроса в более широком смысле. Одним из условий эффективного функционирования автотранспортных систем всех без исключения новых суверенных государств, скорее всего, является сохранение сложившейся
договорной системы двусторонних соглашений в области международных автотранспортных перевозок и сообщений с постепенным изменением и совершенствованием существующих законодательно-правовых основ, в том числе, касающихся вопросов налогообложения и таможенных пошлин в направлении либерализации внешнеэкономических отношений, согласующихся с принципами Всемирной торговой организации. Можно отметить, что международно-правовая регламентация автотранспортных (грузовых, пассажирских) сообщений
и перевозок осуществляется на основе достаточного количества международных соглашений, конвенций в данной области, содержащих необходимые правовые предписания, соблюдение которых способствует росту и совершенствованию современных внешнеторговых связей и взаимовыгодного экономического сотрудничества государств. Однако, существует и ряд проблем, имеющих общее значение и характер для всех постсоветских государств, например, неконкурентоспособность отечественных автотранспортных средств по перевозкам, что может привести,
в частности, к уходу с рынка международных автоперевозок и серьезным потерям валютных источников, поскольку может быть утеряна не только выручка (для бюджета), но необходимы будут огромные валютные средства за оплату внешнеторговых операций иностранным партнерам по перевозке экспортно-импортных грузов. Не последняя роль в эффективности этих операций принадлежит решению таких вопросов, как: а) удовлетворение международному уровню технических характеристик отечественных автотранспортных средств, б) повышение
показателей качества сервисных услуг, в) улучшение состояния транспортно-дорожной инфраструктуры и других вопросов. Список используемых источников. Нормативно-правовые акты: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ 29.01.1996 N 5 ст. 410 2. Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (Вступила в силу
для СССР 01.12.1983) // Международные перевозки грузов С-Пб -1993 3. Постановление Правительства РФ N 730 от 16 октября 2001 г. (ред. от 23.11.2009) "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" // Российская газета" N 211-212 30.10.2001 (Постановление); Российская Бизнес-газета N 43 30.10.2001 (Положение) 5.
Таможенная конвенция 1975 г. о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (с поправками Административного комитета Конвенции 2000 г.) Конвенция МДП или Конвенция ТIR, вступившая в силу для СССР с 8 декабря 1982 года // АСМАП, "Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)", М 1993 6. Федеральный закон
N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 // Российская газета N 258 17.11.2007 Специальная литература. 1. Алиев Э. А. Международно-правовая регламентация автомобильных сообщений и перевозок // Международное публичное и частное право 2005 №4 С. 17-18 2. Богуславский М.М. Международное частное право:
Учебник / М.М. Богуславский. – 6-е изд перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 704 с. 3. Бужигаева Т.Е. Международное частное право: Учебное пособие / Т.Е. Бужигаева. – М.: Высшая школа, 2005. – 167 с. 3. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник (6-е издание, переработанное и дополненное). –
М.: Юстицинформ, 2008 592 с. 4. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права // Адвокат 2003 NN 2, 3 5. Зеркалов Д.В. Международные автомобильные перевозки. В четырех книгах. Кн. 1. Правовая основа. Справочник К.: Основа, 2005. – 396 с. 6. Иншакова А.О. Международное частное право: Учебно-методическое пособие / А.О. Иншакова. – Волгоград:
Издательство Волгоградского государственного университета, 2002. – 244 с. 7. И. Яманушкина. Международные автомобильные перевозки: особенности оформления // Финансовая газета 2004 №43 С.22-23 8. Канашевский В.А. Международное частное право: Учебник / В.А. Канашевский. – 2-е изд доп. – М.: Междунар. отношения, 2009. – 752 с. 9. Куркин Б.
А. Международное частное право: Учебное пособие / Б.А. Куркин; Московский государственный индустриальный университет. Институт дистанционного образования. – М.: МГИУ, 2008. – 240 с. 10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Книжка_МДП
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |