КЕМЕРОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольнаяработа
Правовыеосновы метрологии, стандартизации, сертификации
Кемерово-2009
Содержание
Введение
1. Предмет, задачи и структура дисциплины «правовыеосновы метрологии, стандартизации, сертификации»
2. Принципы стандартизации: определение группы(научные и организационные) – краткая характеристика отдельных принципов
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема обеспечениякачества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того,насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. Однакопоказатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественнойпродукции, специфичны для каждой отрасли.
В настоящий моментпонятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.
Стандарт — нормативныйдокумент, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованныхсторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в которомустанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общиепринципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектовстандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степениупорядочения в определенной области.
Механическоеперенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, носпециалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобытворчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений,позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежомна должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.
Знания в областистандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров,маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимуществастандартизации и сертификации в качестве весомых составляющихконкурентоспособности товара.
1.Предмет, задачи и структура дисциплины «Правовые основы метрологии,стандартизации, сертификации»
Стандартизация,сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, нетолько не вписывались в новые условия работы, но и тормозили интеграции нашейстраны в цивилизованное экономическое пространство.
Основная цельдисциплины «Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации»:
— дать будущимспециалистам теоретические основы и практические рекомендации по организациипланирования качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях,ознакомить с новыми методами и принципами стандартизации продукции и услуг,ознакомить с основными метрологическими методами получения и обработкиизмерительной информации, ознакомить с основными требования к испытательнымлабораториям и порядком их аккредитации.
Основные задачидисциплины состоят:
— в формировании убудущих специалистов системы знаний про способы выбора и разработки показателейкачества для промышленности услуг;
— в выяснении роли иместа стандартизации в общей системе управления экономикой;
— в освоении методовполучения достоверной измерительной информации и правильном ее использовании;
— в изучении идетсертификация как важнейшего механизма управления качества;
— в получении знанийтеоретических основ в области обеспечения качества и управлении качествомпродукции (УКП);
— возможность полученияпрактических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования иусовершенствования систем качества;
— в умении знакомства ссовременной практикой поставщиков и заказчиков в области качества и основныхнормативных документов по правовым вопросам в области качества;
— в выяснениивозможностей организации и эффективного функционирования систем качества припроектировании производства, эксплуатации продукции и оказании услуг.
В «Основах метрологии»будут рассмотрены законодательные основы метрологической деятельности,измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измеренийв международных экономических и научно-технических связях, а деятельность пометрологии в зарубежных странах.
В разделе «Основыстандартизации» предлагается изучить правовые, организационные иметодологические основы стандартизации на разных уровнях. Будет уделеновнимание на нововведениях в национальную систему стандартизации, ролистандартизации в развитии ВЭД отечественных фирм и предприятий, применениимеждународных стандартов. Стандартизация рассматривается в различных областях,что дает представление о ее широком распространении и необходимости применениякак для повышения эффективности деятельности, так и взаимопонимания сзарубежными партнерами и агентами.
«Основы сертификации»посвящается организационно-методическим и правовым причинам сертификации вгосударстве и других странах. Непосредственно с сертификацией связаны вопросыаккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательнымлабораториям. Предполагается рассмотреть создание в стране системыаккредитации, изучить актуальность области сертификации.
Стандартизация,сертификация и метрология неразрывно связаны между собой. Изучение их в одномучебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этихнаправлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики вРоссийской Федерации, развитие ВЭД предприятий и фирм на современнойцивилизованной основе.
Основные термины:
1. Аккредитация– процедура признания выполнения испытательной лабораторией или органом посертификации конкретных работ в заявленной области.
2. Доаккретизация– расширение области аккредитации какой-либо организации.
3. Критерииаккредитации – требования, которые должна отвечать организация, чтобы бытьаккредитованной.
4. Аттестацияорганизации – проверка организации с целью ее соответствия критериямаккредитации.
5. Нотификация– официальное уведомление, по какому-либо международному вопросу.
6. Омологация- официальное утверждение, приемка.
7. Петлякачества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих накачество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла – отопределения потребности до проектирования утилизации.
8. Рециклинг– повторное промышленное использование отходов производства и потребления.
9. Тезаурус– словарь, в котором предоставлены термины с примерами их употребления.
2.Принципы стандартизации: определение, группы (научные и организационные)
Стандарты бываютмеждународными, региональными, национальными, административно-территориальными.
Стандартизацияосуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается взависимости от того, участники какого географического, экономического,политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизацииоткрыто для соответствующих органов любой страны, то это международнаястандартизация.
Стандартизацияобеспечивает повышение уровня безопасности и конкурентоспособности продукции,способствует научно-техническому прогрессу, ресурсосбережению, технической иинформационной совместимости, а также принципам взаимозаменяемости.
Стандартизация являетсяважнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле.
Научные принципы:эффективность, динамичность, комплектность, взаимовыгодность, перспективность,обязательность.
Организационныепринципы: экономичность, применимость, совместимость,взаимозаменяемость, безопасность, охрана окружающей среды.
Принцип охраныокружающей среды применяется встандартизации отношений в системе природа–общество на территории государства,особенно в жизнеобеспечивающих циклах (производство – потребление – утилизация отходов).Рассмотрим в этом аспекте проблемы стандартизации в основном звеневзаимодействия человека и общества с природой в процессе природопользованияобъектов, отраслей и территории государства.
Фундаментальныепринципы Рио-де-жанейрской декларации стали критериями разработки стратегийустойчивого развития общества и экологического управления рынком (МС ИСО серии14000). Мировым сообществом признано, что социальные отношения общества должныучитывать законы экологического пространства биосферы Земли: таковостратегическое условие устойчивости развития цивилизации.
Согласно статье 12Закона РФ «О техническом регулировании», стандартизация осуществляется всоответствии с принципами:
* добровольногоприменения стандартов;
* максимального учетапри разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
* применениямеждународного стандарта как основы разработки национального стандарта, заисключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствиенесоответствия требований международных стандартов климатическим игеографическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическимособенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии сустановленными процедурами выступала против принятия международного стандартаили отдельного его положения;
* недопустимостисоздания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ иоказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполненияцелей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
* недопустимостиустановления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
* обеспечения условийдля единообразного применения стандартов. К документам в областистандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
* национальныестандарты;* правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;* применяемые в установленном порядке классификации,общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Заключение
Реформирование самойсистемы стандартизации – наиважнейшая задача Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии как национального органа по стандартизации. Системадолжна отвечать требованиям российской экономики, претерпевшей большиеизменения в последнее время. Существует острая необходимость приведениястандартизации в соответствие с Законом «О техническом регулировании» и тоймоделью технического регулирования, которая принята в Российской Федерации.
Стандарты сталидобровольными. В этом статусе они должны быть правильно позиционированы вусловиях совершенно новой для РФ системы технического регулирования.
В 2005 г. Федеральнымагентством по техническому регулированию и метрологии разработана Концепцияразвития национальной системы стандартизации на период до 2010 г.
В ней намечены основныенаправления реформирования системы национальной стандартизации:
— развитие правовыхоснов стандартизации;
— функциональные иструктурные преобразования системы;
— реформированиеэкономики стандартизации;
— усиление ролинациональной стандартизации в решении государственных задач и роли государствав развитии национальной стандартизации;
— расширение участияпромышленности и общества в процессах международной и национальнойстандартизации;
— создание современногоинформационного обеспечения в области стандартизации и т.д.
Списоклитературы
1. Сертификация: учебное пособие для студентоввузов. М.: ЛОГОС, 2000
2. Стандартизация и управление качеством продукции/Учебникдля вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. — М.: ЮНИТИ — ДАНА,2000.
3. Тартовский Д.Ф., Ястребов А.С., — М.: Высш. Шк.,2001. Метрология, стандартизация и технические средства измерений.