Шербакульская общеобразовательнаяшкола № 1
ТВОРЧЕСКИЙПРОЕКТ по теме:
Кружевнаясалфетка
2011
План
1. Выбор и обоснование проблемы
2. История возникновения
3. Краткое определение дизайнерскойзадачи
4. Технологическая карта
5. Экономический расчет
6. Реклама
Литература
1. Выбор и обоснованиепроблемы.
Вот уже несколько лет (с5- го класса) мы выполняем проекты, которые отражают наши творческиеспособности, «полет» фантазий, умения, приобретенные на уроках технологии и вкружках прикладного творчества по интересам. Мне всегда хотелось украситьинтерьер комнаты каким – то изделием, которое я изготовила бы сама. Чтобы моякомната была уютной можно, конечно, приобрести в магазинах красивые диванныеподушки, сочетающиеся по цвету с обстановкой, или, например, искусственныецветы, которые могли бы занимать в комнате любой угол, придавая ей тем самымвеселое, радостное настроение.
Но покупать совсемнеобязательно, я могу изготовить это сама. К примеру, подошли бы вышитые иливязаные салфетки разных моделей, которые служили бы украшением на журнальномстолике или на спинке дивана. Не очень большие салфетки пригодились бы и накухне и для украшения подушек небольшого размера. Моя мама, как и я, оченьлюбит небольшие вязаные изделия. Так почему бы не порадовать ее, украсив нашдом аккуратными и приятными на вид салфетками. Тем более, зная, что я сделаюприятно не только себе, но и близким людям, процесс изготовления салфетки будетеще интереснее для меня. А это имеет немалое значение – ведь когда знаешь, чтотвоя работа не будет бесполезной, и работаешь с удовольствием.
2. Историявозникновения
По мнению эксперта вобласти вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) — «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно былоизвестно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Онарассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетилиндейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другойисследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поискистоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории:
Первая: Вязание крючкомзародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад доИспании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.
Вторая: Самые первыесведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена вкачестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.
Третья: в Китае первымиизвестными образцами были объемные куклы, связанные крючком.
В заключении Палуданговорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым являетсяискусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найтидоказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают,что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием“монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), гдемонахини вязали церковный текстиль». В её исследовании приводятся примерыплетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых былисохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16веке не было известно в Италии под каким либо именем”.
В конце 18 века,«tambouring» превратился в то, что на французском называют “вязание в воздухе”,когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались друг на друге. Вязаниекрючком начало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс отМадмуазель Рейго де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), болееизвестной своей способностью превращать старомодной иглой образцы кружев ввязанные крючком модели, которые можно было легко повторить. Она опубликоваламного книг со схемами, чтобы миллионы женщин имели возможность их копировать.Рейго также утверждала, что она изобрела кружевное вязание крючком, котороесегодня называют ирландским кружевом.
Пряжа
n Качество вязаного изделия зависит отправильно подобранной пряжи. Она должна соответствовать назначению изделия, егофасону, стилю и т.д. Для вязания крючком используют практически любую пряжу — шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную и синтетическую. Обычно ниткипродаются в клубках или мотках.
n Покупая пряжу, обратите внимание надлину нити, указанную на этикетке мотка фабричного производства. Чем тоньшенить, тем больше метраж. Оптимально, если в 100 г пряжи будет не менее 300м.
n Там же, на этикетке, обычноуказывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2, 64/2. Цифрадо дробной черты указывает толщину нити — чем меньше это число, тем тоньшенить. Цифра после черты — из скольких нитей скручена пряжа. При покупкенескольких мотков ниток одного цвета следует обратить внимание на номеркрашения — на всех этикетках он должен быть одним и тем же.
Рассчитывая необходимоеколичество ниток, учитывайте, что на ажурные изделия из пушистой и слабоскрученной пряжи уходит меньше, чем на плотные. Например, для пуловера 50размера потребуется всего 400 — 500 г шерсти 32/2 (длиной 781 м), тогда как наюбку — 600 — 700 г, а на шапочку — 100 — 150 г той же пряжи. Учтите и другое — пряжу перед работой желательно постирать, а даже не слишком грязная пряжа пристирке теряет 10 % массы. Правда это относится только к отечественным ниткам,импортные стирать нет необходимости, их сразу используют в работу. И ещё — прималейшем подозрении, что пряжи на работу не хватит, лучше откажитесь отзамысла. Радости незаконченная работа все равно не принесёт.
n Очень важной характеристикой нитокявляется качество окраски. Если вы решили вязать цветной узор или контрастныеполосы, необходимо проверить ещё до начала работы, не полиняет ли изделие. Дляэтого хорошенько смочите концы нитей водой, заложите в белую ткань, ипрогладьте горячим утюгом. Если на ткани не появятся цветные пятна, значитокраска прочная.
Крючки иприспособления
n В современном вязании крючкомразличают три основные техники — тунисское вязание (выполняется длиннымкрючком), обычное вязание (плотное или тамбурное, выполняется коротким крючком)и филейное вязание (отдельные элементы вывязываются коротким крючком, а затем спомощью определённых техник собираются в готовое изделие.)* В зависимости оттого, что именно вы собирайтесь вязать, и следует выбирать крючок.
n Крючки бывают металлические,деревянные, костяные и пластмассовые. Они различаются по длине: короткие (12-15см) — для обычного вязания, и длинные (20-40 см) — для тунисского.
n Для работы очень важна толщинакрючка. Она бывает от 1,0 до 15,0 мм и отражается номером, соответствующимтолщине головки. Например, у крючка № 3 головка 3 мм в диаметре, а № 5 — соответственно 5 мм.
n Деревянными крючками вяжут изделия изочень толстой, мягкой и эластичной пряжи. О грубые жёсткие нитки они легколомаются. Костяные и пластмассовые крючки легки и приятны, но хрупки исравнительно быстро стачиваются о пряжу. При вязании большого изделия — костюмаили покрывала — из-за стачивания постепенно уменьшается размер петель, посравнению с первоначальным. Это искажает общий вид узора и изделия в целом.Тонкие алюминиевые крючки гнуться, а когда стирается защитное покрытие, пачкаютруки и пряжу. Очень хороши в работе стальные крючки с пластмассовой илидеревянной ручкой — их удобно держать в руке. Можно использовать крючки сплоской частью стержня в 3-4 см от головки — опоры для большого и среднего(указательного) пальца.
n Стержень длинного крючка должен бытьгладким и ровным (без утолщений).
n Иногда вместо длинного стержня длятунисского вязания используют капроновый тросик.
n Для вязания тесьмы или прошвы всочетании с крючком используют специальные приспособления — «вилки» и палочки.
n Очень важно проследить, чтобывыбранный вами инструмент был хорошо отшлифован. Если бородка крючкавеликовата, с глубоким острым вырезом, она будет цепляться за пряжу, плохопротаскивать петли при вязании и травмировать палец.
n Конечно, недостатки можно устранить,отточив или притупив головку на бруске — но при этом наверняка повредитсяпокрытие крючка. Так что лучше сразу выбирать готовый к работе инструмент.
n И самое важное правило: при выбореинструмента необходимо помнить, что диаметр крючка для обычного вязанияподбирают в два раза больше диаметра нити. Если для тонких ниток взять толстыйкрючок, полотно будет ажурным, с большими просветами. Провязывая толстые нититолстым крючком, или тонкие нити тонким, вы получите плотное однородноевязание.
n Фактура полотна, связанного крючком,из-за своеобразного переплетения нитей и плотности мало растягивается. Этисвойства позволяют широко применять в работе не только шерстяные нити, но ихлопчатобумажные. Для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, ириса,мулине, хлопчатобумажных нитей в основном используют крючки диаметром 4-5 мм.После окончания работы крючки рекомендуется протереть сухой шерстяной илильняной тканью и хранить в сухом месте
3. Краткое определениедизайнерской задачи
Модель № 1
Пестра салфетка
/>
Модель № 2
Кружевная салфетка
/>/>/>/>/>
Модель № 3
Салфетка «Сердечко»
/>
Длявыполнения второй салфетки у меня есть все необходимые инструменты иоборудование, материалы и необходимые умения и навыки. Для выполнения пестройсалфетки у меня нет необходимых умений и навыков, а для выполнения салфетки«Сердечко» у меня есть материалы и инструменты, но мне кажется, что не совсемподходит для чайного стола. Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальнымвариантом является вариант №2. потому что ручная работа, всегда модна и внастоящее время очень актуальна, у меня есть необходимые умения и навыки,необходимые для работы материалы, инструменты и оборудование.
4. ТехнологическаякартаПоследовательность выполнения работы Графическое изображение работы Используемые инструменты Разработка рисунка
/> Калька, карандаш, цветные карандаши Вязание по схеме №1
/> Крючок, 2ирис Сборка салфетки
/> Ножницы портновские, иголка, нитки Влажно-тепловая обработка
/> Утюг
1. Салфеткасоответствует схеме вязания.
2. Цвет нитейизделия совпадает с цветом нитей на схеме.
3. Салфеткивыполнены аккуратно, ошибок нет.
4. Изделиечистое, проглаженное с изнаночной стороны утюгом.
5. Готоваяработа отутюжена.
5. Экономический расчет
Стоимостьматериалов (C1)
Нитки «ирис»15 рублей 4 мотка 60 рублей
Крючок 10рублей (1 штука)
Себестоимость
C= 60 + 10 + =70 рублей
Я была вмагазине и похожее изделие стоит около 250 рублей, а мои салфетки стоят всего70 рублей. Поэтому выполнять изделия самой не только приятно, но и выгодно.
Самооценка.
Результатполностью оправдал мои ожидания. Мне очень понравился внешний вид работы,цветовая гамма, и я считаю, что эта работа прекрасно дополнит интерьербабушкиного дома. Мое рукоделие оценили родители, им очень понравилась цельизготовления и само изделие. Я собираюсь и в дальнейшем выполнять изделия втехнике вязания крючком.
вязаниекрючок кружево пряжа
6. Реклама
/>
Мальчишки и девчонки,
А так же их родители.
Ажурную салфетку
В подарок не хотите ли?!
Создаст комфорт, уют,покой
Откажется ли кто-то оттакой?
Искусно подобрав и цвет,и тон,
Ее красотой любой будетсражен.
Особый мир откроете длясебя,
Так как работа сделаналюбя.
И вложены терпенье идуша,
Чтоб жизнь ваша сталахороша!
Литература
1. Бабико Н.Ф. Выполнение проектов.Воронеж, 2000 г.
2. Бобита М.К. Вязание. Издательскийцентр «Единорог» Харьков 1997 г.
3. Журнал Валентина 2006 г. №5, 2007г. №6.
4. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей.М, 1993 г.