ВВЕДЕНИЕ
Ремонтныеслужбы играют важную роль в работе предприятия. На предприятии имеютсяразличные машины, при их работе износ деталей неизбежен. Ремонтные службы нетолько восстанавливают машины, но и проводят их механизацию, проводятнеобходимые наладочные работы.
Напредприятиях ПСМ ремонты в основном организуются по смешанной системе. Притакой системе в основных цехах завода имеются ремонтные мастерские, в нихнаходится необходимое оборудование и нужный штат ремонтников, которые выполняютПТО и ремонты Т1, Т2, а привыполнении К ремонта к ним подключаются ремонтники РМЦ, имеющие необходимыйштат ремонтников.
Главныймеханик завода возглавляет всю ремонтную службу завода и отвечает заоборудование перед техническим директором. В подчинении у главного механиканаходится инженер главного механика, механики цехов и начальник РМЦ.
Инженерглавного механика, как и главный механик, отвечает за правильную эксплуатациюоборудования всего завода, ремонт машин, снабжение ремонтной службынеобходимыми ремонтными запанными частями, материалами, ремонтнойдокументацией. В частности главный механик и инженер главного механика отвечаютза планирование ПТО и ремонтов.
Механикиосновных цехов предприятия организуют уход и ремонты машин своего цеха и несутответственность за оборудование перед главным механиком завода и инженером главногомеханика.
Цеховыммеханикам подчинены ремонтные бригады. Бригадир ремонтников отвечает за работусвоей бригады перед механиком цеха. Работу по техническому обслуживанию иремонту машин цеха выполняют рабочие-ремонтники. Они подчинены своемубригадиру, а через него механику цеха.
Структураремонтных служб будет выглядеть следующим образом
/>
1 ОБЩАЯЧАСТЬ
1.1Назначение, устройство и работа машины. Правила технической эксплуатации
Бегуныразмалывающие модели 1А18М непрерывного действия предназначены для размалывания(измельчения) сухой глины, угля полевого шпата и других сухих материалов,применяемых для приготовления формовочных и стержневых смесей.
/>
Бегунысостоят из следующих основных сборочных единиц: нижней плиты основания (1),двух стоек левой (2) и правой (3), скреплённых сварной траверсой (4), образуясобой замкнутый жесткий остов на котором монтируются все узлы и механизмыбегунов.
В правуюстойку вмонтировано электрооборудование для чего имеется соответствующая ниша.На приливах (5) левой и правой стоек монтируются рычаги (6) катков (12) иперемычка (16) для крепления отвалов (17).
На основнойплите смонтирована центральная опора чаши (7) и её боковые ролики (8). Чашижестко соединена с вертикальным валом (9) посредством крестовой муфты (10).Вращение чаши осуществляется от мотор-редуктора (11), прикреплённого к сварнойтраверсе, он предназначен для передачи вращения и изменения крутящего момента отвала электродвигателя к крестовой муфте.
Беговаядорожка днища чаши, по которой катятся катки и на которой происходитразмалывание измельченного материала, оснащена стальными плитами (13)(секторами). На периферии днища чаши имеются окна (14) куда вмонтированыпросеивающие решетки (15) с помощью которых происходит регулировка необходимойвеличины фракции. Материал, не прошедший через просеивающую решетку подаётсяотвалом под каток. Установка нижней рабочей кромки отвалов относительно рабочейповерхности днища должна создавать зазор в пределах 3-5мм. Для очистки сетокпредусмотрены щетки.
Материал, просеянныйчерез решетки проваливается на днище ограждения, откуда далее увлекаетсяскребками и высыпается через разгрузочный патрубок (18) в приёмный люк, изкоторого измельченная продукция может быть извлечена как вручную, так и при помощитранспортных средств.
Бегуныограждены кожухом(19), который изолирует процесс размывания от окружающей средыи прикрывает вращающиеся части машины.
1.2 Виды ихарактер износа деталей машины
Бегуныработают в сильно запылённых условиях, так как размалывают сильно пылящиематериалы. В этих условиях наиболее быстроизнашиваемыми деталями будут катки,сектора чаши, у которых будет происходить ускоренное абразивное истирание, таккак между ними осуществляется сам процесс измельчения. При этих условиях ускоренобудут изнашиваться и подшипники катков. У них будет наблюдаться общий износ.Абразивное истирание будет наблюдаться и у отвалов, так как они находятся внепрерывном соприкосновении с материалом, так же будут изнашиваться скребки.
Бегуныработают при нормальной температуре летом и при более низкой зимой, поэтому удеталей может возникать химическая коррозия.
С учётомвсего вышеуказанного условия работы деталей бегунов следует считать тяжелым,что неблагоприятно сказывается на ресурсе данной машины.
1.3 Экономическая целесообразность восстановления деталей
Восстановление-производство восстановительных работ, в результате которых детали, узлу илиагрегату возвращают первоначальные размеры, форму, свойства, мощность иточность либо номинальные.
Износ деталейчасто приводит к нарушению посадки в сопряжении- увеличиваются зазоры иуменьшаются первоначальные натяги, нарушается форма поверхностей, возникаютдругие неисправности и дефекты. Такие детали при ремонте заменяют иливосстанавливают (стоимость восстановления составляет от 15% до 40% стоимостиновых деталей).
Длявосстановления изношенных деталей широкое применение получили следующие способывосстановления деталей:
— механический способ( способ ремонтных размеров).
— сварка,наплавка с последующей механической обработкой.
— восстановление полимерными материалами.
— гальваническое покрытие.
— химическая обработка.
Чтобывыбрать способ восстановления деталей и сборочных единиц за основу принимаютэкономическую целесообразность восстановления деталей.
Восстановленнаядеталь должна быть достаточно долговечной и надежной в эксплуатации, а такжеобладать качествами новой.
Применяясовременные методы ремонта, можно восстанавливать некоторые детали так, что ихэксплуатационные свойства будут превышать соответствующие показатели новыхдеталей.
При выбореспособа восстановления деталей и сборочных единиц, за основу принимаютэкономическую целесообразность восстановления, наличие на предприятиинеобходимого оборудования и материалов, технологические и конструктивныеособенности деталей, величину и характер износа.
Целесообразностьспособа восстановления и упрочнения детали в каждом случае зависит от многихфакторов: условий их работы;
Характеристикисопряжения ( подвижная и неподвижная посадка); величины и характеристикидействующих нагрузок; скорости взаимного перемещения деталей с подвижнойпосадкой. Основным показанием экономической эффективности восстановленияизношенных деталей и целесообразность того или иного способа восстановления иупрочнения служит относительная себестоимость, т.е. себестоимостьвосстановления детали, отнесенная к сроку ее службы после ремонта.
Для данноймашины изношенные детали экономически целесообразно восстановить, так как ихизнос не велик и стоимость их восстановления составит около 30% от стоимостиновых деталей.
2ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
2.1 Выбор и обоснование метода ремонта. Схема технологического процессаремонта по выборному методу
На заводахПСМ ремонты оборудования могут организовываться по одной из трех систем:централизованная и смешанная.
Прицентрализованной системе организации ремонтов все работы по техническомуобслуживанию и всем видам ремонтов выполняют ремонтники РМЦ илиспециализированные организации. При данной системе цеховых мастерских нет.
Придецентрализованной системе организации ремонтов механического цеха (РМЦ) можети не быть, а если будет небольшой РМЦ, то он будет обслуживать второстепенныецеха (котельные, компрессорные). А в каждом цеху имеются свои хорошо оснащенныемастерские с нужным штатом ремонтников, которые будут выполнять техническоеобслуживание и ремонты.
Присмешанной системе, в основных цехах завода имеются ремонтные мастерские, вкоторых находится необходимое количество оборудования и штат ремонтников,которые выполняют ТО и ремонты Т1, Т2, а при выполнении капитального ремонта, к ним подключается РМЦ. Этасистема наиболее распространена на предприятиях ПСМ.
Методовпроведения капремонтов существует три:
1. Подетальный метод
Этот методустаревший, но и на данном этапе он используется из-за плохого финансовогосостояния предприятия.
Сущностьэтого метода заключается в следующем: при предельном износе узлов агрегатов идеталей машины снимают, ремонтируют и ставят на место. Остальные, менееизношенные не меняют, ждут, пока они износятся.
2. Индивидуальный метод.
При этомметоде ремонта с машины снимают все изношенные до предела и близко к этомуузлы, агрегаты и детали. После этого они ремонтируются и лишь отдельные, и лишьотдельные детали стандартные детали ставятся новыми. Отремонтированные изношенныеузлы, агрегаты и детали ставятся обратно на машину, при этом простой машины времонте получается длительным.
3. Агрегатно-узловой метод
Сущностьэтого метода в следующем: с машины снимаются все изношенные узлы, агрегаты идетали, а на их место быстро устанавливаются узлы, агрегаты и детали изобменного фонда — «оборотный фонд». При этом, ремонт проходит быстро иколичественно. Высокое качество ремонта получается вследствие того, что снятыес машины узлы, агрегаты и детали ремонтируются не спеша, тщательно собираются сучётом требуемых посадок, регулируются. Смазываются и сдаются в обменный фонддля следующих ремонтов. Если сданные в обменный фонд агрегаты, узлы и деталипри последующих ремонтах ставятся на ту же машину, в которой были сняты, тотакой ремонт называется не обезличенным. Если при ремонте ставятся на другуюодностопную машину, называется обезличенным.
Разновидностьюагрегатно-узлового метода является:
а) узловой
б)последовательно-узловой
Узловой –это тот же агрегатно-узловой метод, но только у тех машин, которые агрегатов неимеют (АПП-12).
Последовательно-узловойотличается от агрегатно-узлового и узлового тем, что за короткое времяостановки машины с неё снимают один-два наиболее изношенных узла или агрегатана их место быстро ставятся готовые отремонтированные узлы или агрегаты имашину выпускают в работу. В ближайшие дни заменяют остальные узлы и агрегаты.
Такимобразом, получается, что машина как бы в ремонте не стояла. Этот метод удобендля тех машин, которые работают в составе механизированной линии, так как линияне останавливается.
Наиболееподходящим методом проведения ремонта будет являться индивидуальный метод. Онбудет приемлем из-за своей относительно небольшой стоимости, по сравнению сагрегатно-узловым методом, а это является основополагающим фактором, так какфинансовое положение завода не высокое.
Из трёхметодов проведения капремонтов, я выбираю индивидуальный метод.
Схематехнологического процесса капремонта бегунов
/>
2.2Определение продолжительности ремонта и численности ремонтной бригады
Изотраслевого положения СТОиР для бегунов сухого помола нахожу ремонтосложность R=5 в условных единицах и трудоёмкостькапитального ремонта Е=175 чел·час.
Простойбегунов в ремонте, исчисляемый с момента их установки на ремонт до приёмки вэксплуатацию, определяется по формуле: П=N·R(сут), где
П- простойв сутках;
N-норма простоя в капремонте в сутках.
Определяюпростой бегунов при капремонте для односменного ремонта.
П= 0,67 · 5= 3,35 ≈ 3 суток.
Определивпростой П в сутках, перевожу его в часовой, умножая суточный простой нВсменность ремонта и на длительность смены в часах.
П=3 суток =3 · 1 · 8 = 24 часа.
Определяючисленность ремонтной бригады по формуле:
n = T / (П · К) (чел.),
где
Т — трудоёмкость ремонта в человеко-часах;
П — простойпри ремонте в часах;
К –коэффициент перевыполнения норм рабочими-ремонтниками (К=1,1).
Определяюнеобходимое количество ремонтников для капремонта бегунов.
/>≈ 7 человек
Для бегуновштат рабочих ремонтной бригады я выбираю следующий: 4 слесаря-ремонтника, 1станочник и 2 сварщика.
Слесари-ремонтникибудут заниматься очисткой машины, разборкой и сборкой, дефектовкой и промывкойдеталей, ремонтом деталей. Сварщики
будут производитьнаплавочные работы при восстановлении рабочей поверхности катков, скребков,цапф валов кожуха. Станочник будет восстанавливать или изготавливать новыепосадочные пазы, шейку вала. Сварщики и станочник иногда будут помогатьслесарям-ремонтникам при сложных работах, разборке и сборке бегунов. На пробныйпуск, испытание, окраску и сдачу в эксплуатацию бегунов я предлагаю оставитьдвух опытных слесарей высокого разряда, а остальных троих перевести на другиеработы ПТО или ремонту.
2.3 Разработкасетевого графика ремонта машины
Одним измероприятий по подготовке к плановому капитальному ремонту машины является разработкаграфика ведения ремонтных работ. На заводах ПСМ могут пользоваться двумяграфиками ремонта: ленточный и сетевой.
Припроведении ремонтов бегунов по графику можно чётко контролировать ход ремонтныхработ.
Посравнению с ленточным графиком сетевой более трудоёмкий. Но зато болееподробный и при использовании даёт хороший результат. Поэтому для ремонтабегунов я выбираю сетевой график.
Сетевойграфик ремонта представляет собой совокупность кружочков с цифрами внутри,соединённых друг с другом стрелками. Над и под стрелками пишутся цифры.
/>/>/>/>/>/>
/> 2 3
/> 1 3 2 и т. д.
/>/>/> 2 1
/> 2 2
2
Кружок награфике означает конкретное событие (окончание какой-то ремонтной работы), ацифра внутри кружка означает порядковый номер этого события. Цифры надстрелками обозначают время на данную работу в часах, сама стрелка означает ходработы а цифра под стрелкой – необходимое количество ремонтников для выполненияданной работы за время указанное над стрелкой. На сетевых графиках могут бытьразветвления- пути. Один из путей всегда более трудоёмкий. Этот путь на графикепоказан утолщёнными стрелками и называется критическим. По критическому пути всегдаремонтируют самые сложные механизмы и узлы. Именно по критическому путиопределяют простой машины П.
Длясоставления графика капремонта бегунов надо хорошо знать их устройство ипродумать, на какие крупные составные части можно будет при ремонте разделитьданную машину, чтобы ремонт по этим частям производился отдельно и независимоот ремонта других частей.
Из анализаконструкций машины, капитальный ремонт можно вести по трём путям:
1. Мотор-редуктор, скребки, ролики.
2. Кожух, катки, рычаги, отвалы.
3. Вертикальный вал, крестовая муфта, чаша, центральная опора.
Времяпростоя по критическому пути графика должно равняться нормальному простою П вчасах для бегунов сухого помола оно составляет П=24 часа. Согласно СТОИРтрудоёмкость капремонта бегунов Т=175 чел·час.
Работы пографику
1. Остановка бегунов, обесточивание двигателя, очистка остатков невыгруженного материала.
1-2наружная очистка от грязи, пыли, подтёков масла.
2-3 снятиепривода бегунов, мотор — редуктора.
2-4 снятиекожуха.
2-5разборка крестовой муфты, снятие вала.
3-6разборка мотор — редуктора, мойка и дефектация деталей.
4-7 снятиекатков, рычагов и отвалов.
5-8 снятиечаши, скребков и центральной опоры.
6-9 снятиеи осмотр 4-х опорных роликов, если необходимо, их замена.
7-10наплавка рабочей поверхности катков и кожуха. Замена роликовых подшипниковкатков.
8-11наварка секторов чаши, замена скребков, наварка смятого паза и выступакрестовой муфты, замена болтов.
9-12установка 4-х опорных роликов и сборка редуктора.
10-12установка рычагов, сборка катков с установкой на рычаги и установка отвалов.
11-12установка опоры, вращающейся чаши и вала с крестовой муфтой.
12-13установка мотор – редуктора и соединение его вала с вертикальным валом чаши.
13-14смазка и регулировка, установка кожуха.
14-15опробование работы бегунов на холостом ходу при помощи лебедки.
15-16испытание под нагрузкой.
16-17окраска.
17-18 сдачабегунов в эксплуатацию по приёмно — сдаточному акту.
/> /> /> /> /> /> /> />
П = 0,5 + 2+ 3 + 6 + 5 + 2 + 2 + 1 + 0,5 + 1 + 1 = 24 (часа)
Времяремонта машины по критическому пути равно времени простоя машины в ремонте.
2.4 Подготовкак ремонту необходимого оборудования, инструментов, приспособлений и материалов
Что быремонт проходил качественно, в полном объеме и установленные сроки, к нему надозаранее готовиться.
Когдаремонт производится стихийно, при отказе или поломке машины, такая подготовкане возможна.
Подготовкаоборудования к ремонту включает в себя выполнение заранее следующих работ:
а)подготовка необходимых сборочных и рабочих чертежей на машину и прочейтехнической документации (паспорт машины, схема и карта смазки). Обязательнонужны сборочные чертежи отдельных её узлов и агрегатов. По этим чертежам приремонте правильно собираются узлы и агрегаты с учётом подготовки деталей поуказанным на этих чертежах посадках.
Рабочиечертежи деталей нужны для изготовления или восстановления деталей.
Каждаямашина имеет технический паспорт, в котором приведены технические данные,короткая инструкция по разборке, перечень запчастей.
б)подготовка оборудования необходимого для ремонта, приспособлений и инструмента.
Дляподнятия тяжелых узлов или агрегатов при укрупненной разборке машины,необходимо грузоподъемное оборудование (кран-балки, тали).
Кроме этогооборудования, необходимо сварочное оборудование (трансформатор, козлы,монорельсы)
Для снятияподшипников готовят съемники, для промывки деталей используют ванны.
К началуремонта необходимо подготовить слесарный, режущий и измерительный инструмент.
в)разработка графика ведения ремонта ленточный или сетевой график необходим длятого, чтобы капремонт прошел быстро и качественно.
г)подготовка ремонтной площадки.
Так какремонт оборудования производится в самих цехах, то ремонтные работы могутмешать работам цеха. Поэтому для ремонта машин надо находить свободное место,где нет никакого оборудования и там организовать ремонтную площадку.
Ремонтнаяплощадка-это определённое свободное место цеха, где будут производитьсяремонтные работы для той или иной машины, начиная с наружной очистки и кончаяокраской и сдачей в эксплуатацию. Поэтому на ремонтной площадке должно бытьтиповое оборудование, необходимое для ремонта, такое как сварочное,грузоподъемное, промывочное, верстак с тисками (для слесарных работ идефектации мелких и средних деталей), стеллажи (для укладки на них крупныхдеталей, узлов и агрегатов). Здесь же узлы и агрегаты будут разбираться надетали и дефектоваться.
Должны бытьящики с ячейками для мелких и средних деталей, в каждой ячейке находятся деталиопределенного узла. Металлический ящик с крышкой, в него вкладывается ветошьпосле протирки деталей.
Для защитыглаз от излучения сварочной дуги ставят ширмы. Сварочный пост ограждается с 3-хили 4-х сторон переносными ширмами.
Сварочныйпост – это металлический стол сварщика, стул, трансформатор.
Длятранспортировки крупных узлов и агрегатов на ремонтной площадке должна бытьтележка, хотя бы ручная.
В рядеслучаев ремонтная площадка в полном объеме не нужна. Это такие случаи как:
1. Когда машина небольшая и не требует грузоподъемного оборудования.
2. Когда производится ремонт машины( ленточный конвейер) сварка рамы,подварка трещин осуществляется на месте, в этом случае сварочный постпрактически не нужен.
д)предварительная ведомость дефектов.
Чтобы кремонту можно было подготовиться заранее и избежать лишних простоев в ремонтепри последнем ПТО перед ремонтами Т2, К, необходимо произвести дефектацию наиболее изношенных частеймашины.
Этадефектация производится визуально, путём опробования на люфт от руки, отдельносильно изношенные узлы и агрегаты приходится частично разбирать и производитьдефектовку с использованием контрольно-измерительных инструментов.
Наосновании такой предварительной дефектации при ПТО машины должны составлятьсяремонтные документы — дефектные ведомости.
В этихведомостях перечисляют дефектные детали, указываются для каждой из низ дефектыи по каждому дефекту указываются те работы, которые нужно выполнить при ремонтемашины в будущем. Таким образом, благодаря ведомости предварительных дефектов,ремонтники будут знать предстоящий объем работ ремонта машины и могутподготовиться к нему.
При самихремонтах Т2 или К,когда машина или отдельные её части полностью разбираются, также производитсядефектация деталей и будет
составлятьсядругая ведомость – дефектно-сметная. В этой ведомости дефектов будетуказываться стоимость ремонтных работ и в основном это больше финансовыйдокумент, чем ремонтный.
е)подготовка к ремонту необходимых материалов (заготовки нужных размеров, марок,смазка, краска, электроды, сода для промывки деталей, ветошь, стандартныезапчасти (болты, подшипники)).
ж) на особобыстроизнашиваемые детали машинные детали машинологических карт ремонта илиизготовления детали.
У каждоймашины есть несколько деталей особо быстроизнашиваемых, такие детали приходитсяремонтировать или изготовлять заново, не только при Т2 и К, но и ПТО. При хорошейорганизации ремонтов оборудования необходимо разработать технологические картыремонта или изготовления данной детали.
з) передначалом ремонта, подготовить штат ремонтников, с ними проводится инструктаж поособенностям ремонта данной машины.
Ввидузначительного веса бегунов и его строчных единиц при капремонте требуетсягрузоподъемное оборудование (кран-балка, тельфер, ручная или электрическаяталь). При использовании в ремонтах электрических и ручных талей необходимыприспособления для их подвески (треноги, козлы с монорельсами). Как правило,для капремонта оборудования должны применяться электрические кары или хотя быручные тележки. Слесарные работы желательно производить на самой ремонтнойплощадке, где для этой цели потребуется переносной верстак с тисками. Дляремонта бегунов потребуются промывочные ванны, стеллажи для узлов и крупныхдеталей, ящики для мелких деталей. Для просывки и очистки деталей потребуютсяскребки, щётки и подвесы для тяжелых деталей при мойке в ваннах. Должен бытьподготовлен к капремонту и необходимый измерительный инструмент иприспособления (штангенциркули, микрометры, щупы, индикатор со штативом илинейка). Для сварочных и наплавочных работ потребуется сварочныйтрансформатор, стол и стул сварщика, электроды нужных марок.
Сварочныйпост на ремонтной площадке должен быть огорожен металлическими ширмами длязащиты глаз рабочих от вредного излучения
сварочной дуги. Длякапремонта бегунов потребуются различные режущие и слесарные инструменты(сверла, резцы, фрезы. Различные ключи нужных номеров, электрическая илипневматическая дрель, пневматическая или шлифовальная машина, молотки, отвертки).
Изматериалов для ремонта бегунов потребуются заготовки нужных размеров и марок,листовая сталь 12 мм, ветошь для протирки, смазка, твёрдые сплавы, флюс икраска.
2.5Организация ремонтной площадки
Чтобыкапитальный ремонт провести в сжатые сроки ис высоким качеством, нужнахорошая заблаговременная подготовка к ремонту. В комплекс подготовительныхРабот к ремонту входит и организация ремонтной площадки.Ремонтнаяплощадка- определенная свободная площадьцеха, где будет производитьсяразборка, промывка, дефекация, восстановление деталей с последующей сборкой и испытаниемузлов, агрегатов и самой машины.При организации ремонтной площадки поместу установки оборудования желательно наиболее массивную базовуюдетальне снимать с фундамента и все работы по ней производить на месте ее крепления.На ремонтной площадке отопочной машины предлагается разместить следующееоборудование. Грузоподъемное оборудование- ручнаяили электрическаяталь. На площадке предлагается иметь.
1.Ручнуютележку для перевозки тяжелых сборочных единиц или деталей по территорииплощадки или в РМЦ завода.
2.Стелажидля укладывания крупных сборочных единиц или деталей машины.
3.Ящик сячейками для укладывания мелких деталей разных сборочных единиц отопочноймашины.
4.Сварочныйпост (трансформатор, стол, стул).
5.Промывочныеванны для содового раствора и чистой воды.
6.Верстак стисками для слесарных работ и дефекацией мелких и средних деталей. Примерныйплан ремонтной площадки для отопочной машины ОК-65 при условии подетальнойразборке ее на ремонтной площадке показан на рис.
1.Ширмы
2.Стулсварщика
3.Столсварщика
4.Сварочныйтрансформатор
5.Верстак
6.Ящик сячейками для мелких деталей
7.Ванныпромывочные
8.Ящик дляветоши
9.Стелажидля укладки узлов и деталей
10.Ручнаятележка
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Порядоксдачи машины в ремонт
Передприемкой машины в ремонт проводятся подготовительные работы, позволяющиепровести ремонт в кратчайшие сроки и с надлежащим качеством. Для этогопроводится предварительная очистка машины от остатков материала, пыли, подтековсмазки.
Бегуны сдаютсяв капремонт отключенными от электросети, изолируют концевые провода, отключаютот питающего устройства и сдают масло из редуктора.
Принимаютбегуны в ремонт комплектными, с необходимыми приспособлениями и специальнымиинструментами завода изготовителя. К машине должна прилагаться необходимаядокументация завода — изготовителя: технический паспорт, карта и схема смазки,инструкция по ремонту машины.
Бегуныдолжны останавливаться на капремонт в рабочем состоянии, в конце периоданормального износа. При приемке их в капремонт составляется приемно — сдаточныйакт.
3.2 Разборкамашины, чистка, мойка и дефектация деталей
Разборкубегунов при капитальном ремонте предлагается производить в два этапа:
1 этап — укрупненнаяразборка на отдельные сборочные единицы. Эта разборка производится или по местуустановки машины, или на ремонтной площадке.
2 этап –разборка сборочных единиц на отдельные детали на ремонтной площадке.
Бегуныначинают разбирать с отсоединения кожуха от боковых стоек. Кожух к стойкамприсоединен болтами. Откручиваются болты, используя гаечные ключи. Кожухснимают при помощи подъемного устройства – ручной лебедки. Блок лебедкикрепится болтами к перекрытию здания цеха. Кожух отодвигают в сторону. Затемснимают мотор-редуктор, закрепленный на сварной траверсе при помощи болтов.Мотор-редуктор снимают так же лебедкой и отвозят на тележке на ремонтнуюплощадку. Затем снимают катки бегунов, качающиеся на осях, которые крепятся крычагам при помощи штифтов, после этого снимают сами рычаги, закрепленные вприливах стоек основания. Катки и рычаги снимают при помощи лебедки. Потомснимают вертикально вал, для этого разбираем крестовую муфту, соединяющую вал свращающейся чашей при помощи болтов. Затем снимают стойки основания бегунов,они крепятся к плите болтами. Снимаются стойки после откручивания гаек,лебедкой.
Вращающаясячаша так же демонтируется при помощи лебедки. Далее снимают центральную опору,она крепится к плите болтами и четыре опорные ролика. Крупные детали бегунов:чаша, кожух, боковые стойки, катки, очищают и дефектуют на месте. Здесь же онибудут восстанавливаться.
Подетальнаяразборка будет проводиться на ремонтной площадке. Там будут разбираться узлы:катки, мотор-редуктор, центральная опора, опорные ролики. После чего все деталимоются, протираются и дефектуются, раскладываются в ящики, а крупные настеллажи.
Послеподетальной разборки крупные детали очищаются, а мелкие моются. Очистка чаши,катков, кожуха, рамы производится инструментами типа скребков или стальнымищётками. Скребками очищается грязь, ржавчина,
прилипшийматериал или старая краска. После такой очистки детали протирают ветошью. Мойкеподвергаются мелкие и средние детали типа осей, пальцев, зубчатых колес, подшипников.Цель промывки — удаление грязи и обезжиривание деталей. Для этого на ремонтнойплощадке предусматриваются промывочные ёмкости. В одной из них долженнаходиться 15% раствор кальцинированной соды, а в другой – чистая тёплая вода.
Ржавчинаудаляется путём предварительного отмачивания деталей в течение несколькихчасов, в керосине. При мойке средних деталей вертикального вала, валов приводаи других их выдерживают в моющем растворе на весу с помощью проволочныхприспособлений – подвесов. Мелкие детали, шестерни, оси проще всего удерживатьв растворе инструментом типа клещей. Для промывки подшипников качения лучшевсего применять керосин. Мойка деталей должна проводиться волосяными щёткамиили ветошью. Промытые в одной ёмкости детали помещают в другую ёмкость с подогретойчистой водой, там они прополаскиваются, а затем вытираются сухой чистойветошью. Крупные и средние детали укладываются на стеллажи для дефектации, амелкие в ящики с ячейками. В каждую ячейку кладут детали одного какого-то узла,чтобы детали не перепутались.
Хорошоочищенные и промытые детали бегунов подвергаются дефектации. Дефектация –контрольная операция технологического процесса ремонта, определяющая степеньизноса детали и её годность или негодность к дальнейшей работе на машине. Приремонтах детали дефектуются на три группы:
1-я группа– детали не изношенные или мало изношенные, не требующие ремонта или замены.
2-я группа– детали изношенные, близко к предельному, но их можно восстановить.
3-я группа– детали предельно изношенные, не подлежащие восстановлению и требующие замены.
В условияхОАО «Сантехлит» дефектацию можно проводить двумя методами: визуальным и микрометрическим.Визуальный метод дефектации заключается в тщательном осмотре деталей, этимметодом можно обнаружить трещины, срез или смятые резьбы, большой износ зубьеви другие дефекты. Недостатком этого метода является то, что величина износадетали конкретно не известна. Если же у детали надо точно знать величину еёизноса, то надо применить микрометрический метод. Этот метод более трудоёмкий,чем визуальный. При этом методе изношенные поверхности деталей бмеряются спомощью штангенциркуля, микрометра и других измерительных инструментов.Полученный размер детали сравнивают с первоначальным размером на чертеже.Разность этих размеров даёт величину износа детали. Крупные детали и частичносредние предлагаю дефектовать на стеллажах или подкладках, а мелкие наверстаке.
Дефектацияподшипников качения может производиться проверкой на люфт наружного кольцаотносительно внутреннего. Значительный люфт свидетельствует об общем износеподшипника и необходимости его выбраковки. Изношенный подшипник качения можноузнать по шуму его вращения. Звук при повороте от рук наружного кольцаподшипника хорошо слышен при износе подшипника этот звук дребезжащий.
Выбраковкепри визуальном контроле подлежат в большинстве случаев треснутые резьбовыедетали, скрученные и треснутые валы, зубчатые колёса при износе зубьев более20%. Выбраковке подлежат такие детали, как корпус редуктора, в случае появленияв них трещин, проходящих чрез посадочные места подшипников валов этогоредуктора.
3.3 Составлениеведомости дефектов на узел машины (катки в сборе)
Восстановлениеили ремонт изношенных деталей – это проведение ремонтных работ, в результатекоторых детали, узлу или агрегату возвращаются первоначальные размеры, форма,свойства.
Износдетали приводит к нарушению посадок, сопряжений, нарушению формы поверхности идругим дефектам. Такие детали заменяют новыми или ремонтируют.
Стоимостьремонтных работ для какой либо детали обычно составляет 15-40% от стоимостиновой детали.
Восстановлениедеталей способствует экономии дефицитных материалов и ценных металлов.
Чтобывыбрать метод восстановления и упрочнения детали необходимо знать свойства исрок службы восстановленных и новых деталей.
Восстановленные(отремонтированные) детали должны обладать:
— долговечностью и надёжностью в эксплуатации;
— качествами новой детали;
При выбореспособа восстановления (ремонта) деталей за основу принимают экономическуюцелесообразность восстановления, наличия на предприятии необходимогооборудования и материалов.
Целесообразностьвосстановления зависит от следующих факторов:
— условияработы;
— характерсопряжения;
— величиныи характера действующих нагрузок;
— условиясмазки;
Основнымпоказателем эффективности восстановления изношенных деталей служитсебестоимость восстановления деталей, продолжительность их технологическогопроцесса ремонта, наличия дефицитных материалов.
Ниже будетописан ремонт двух деталей: катков и отвалов.
Ремонтироватьсяэти детали будут при помощи электродуговой наплавки твердым сплавом. Так какэти детали работают в абразивной среде (непосредственно соприкасаясь во времяработы с материалом, а катки ещё с чашей), то происходит интенсивный износ ихрабочей поверхности и за время их эксплуатации от ремонта до ремонта износдостигает значительной величины от 4-6 мм и более. Такой износ целесообразнеевосстанавливать наплавкой. Самой распространенной является электродуговаянаплавка сталинитом. Этот способ является наиболее доступным для завода. Порошоксталинита не дорогой по стоимости и даёт необходимую твёрдость при наплавке,причём свойства и срок службы восстановленных деталей повышается в 2-3 раза.
3.4Технология ремонта детали (катки)
В этомвопросе описывают ремонт детали (катков)
Деталь будетремонтироваться при помощи электродуговой наплавки твердым сплавом — сталинитом.
Для работынеобходим трансформатор постоянного тока 160-200 А. при постоянном токедержится стабильная дуга и получается гладкий наплавленный слой. Угольныеэлектроды Ø 16-20 мм. Сталинит с величиной зерен в среднем до 1мм.
Переднаплавкой поверхность катка тщательно очищается от грязи, налипшего материаласкребками, железными щётками, пескоструйным аппаратом.
Наплавляемуюповерхность устанавливают строго горизонтально. Наплавка будут вестись слоями(толщина слоя будет ≈2-3 мм) достижения
необходимого диаметра катка.Наплавка будет вестись параллельными полосами по всей ширине катка.
Донанесения слоя сталинита необходимо на очищенную поверхность нанести слойфлюса, в качестве которого можно использовать прокаленную буру, порошковыйалюминий. Флюс не должен перемешиваться со сталинитом, для чего его наносятпервым, его слой будет толщиной 0,1-0,25 мм, т.е. равной ширине катка, егоравной ширине катка, его разравнивают и несколько уплотняют. В процессенаплавки ширина слоя сплава уменьшаются на 60-65%. Электрод необходимо держатьпод углом 10-15° к вертикали, прикасаясь сначала им к кромке детали длявозбуждения дуги. Затем наносят его на край слоя шихты и, расплавляя шихту и поверхностьдетали передвигают электрод от себя. Для получения более равномерного проваранеобходимо наплавляемые валки последовательно перекрывать на 1/3 их ширины.Когда электрод пройдёт вершину катка, необходимо каток немного провернуть насебя и процесс будет повторяться до достижения необходимого результата.
3.5 Сборкамашины и её наладка, сдача в эксплуатацию
Сборкубегунов необходимо производить в последовательности, обратной разборке,описанной выше с применением того же оборудования, приспособлений иинструментов.
Наремонтной площадке детали будут собираться в узлы, а затем уже узлы монтируютсяна раме. Устанавливается электрооборудование, затем бегуны подключают кэлектропитанию.
Смонтированныебегуны принимаются в эксплуатацию соответственно требованиям строительных норми правил – СниП.
Поокончании монтажа проверяют правильность сборки и её качество. Подтягивают всеболтовые соединения и заполняют подшипники и редуктор необходимой смазкой.Проверяют кинематику механизмов бегунов. Затем установка ограждения — кожуха.Проверяют правильность сборки, провернув бегуны при помощи лебедки. В периодпробного пуска проверяют работу смазочной системы, температурный нагрев узловтрения, правильность работы зубчатого зацепления мотор – редуктора, не должно бытьстука и не нормального шума. Надёжность и правильность сборки электросистемы.
Прииспытании бегунов под нагрузкой, проверяют соответствие рабочих характеристик ипрочих показателей. Все испытания оформляются соответствующими актами.
4 ОХРАНАТРУДА
4.1 Техника безопасности и противопожарные мероприятия при ремонтемашины
На ручные иэлектрические тали распространяются требования правил техники безопасности покранам, поэтому тали подлежат освидетельствованию с испытаниями. Передустановкой тали на монорельс необходимо тщательно осмотреть и проверитьсоответствия напряжения электрооборудования напряжению на местные установки, атак же соответствие расстояния между направляющими роликами тележки тали номерудвутавровой балки. Монорельс должен быть надежно заземлен, а токопроводвыполнен в соответствии с правилами устройства электроустановок. Пультуправления талью должен быть подвешен на стальном канатике. Движение механизмовтам должны совпадать со стрелками на корпусе кнопочного пульта. Запрещаетсяиспользовать таль с одним исправным тормозом. Техническое обслуживание талидолжно предусматривать ежедневный осмотр несущих элементов механизмов, а так жепериодический осмотр и ремонт согласно рекомендациям инструкции по эксплуатации.При сварочных и наплавочных работах место сварщика должно быть ограждено, чтобыизлучения сварочной дуги не оказывало вредного влияния на зрение других рабочих- ремонтников. Ширмы ограждения сварочного поста служат также для того, чтобыискры от дуги не разлетались по территории ремонтной площадки и чтобы не возникпожар. Сварщик обязан работать в спецодежде и рукавицах. Провод держателяэлектрода должен быть в порядке, чтобы не было нигде переломов и провод долженбыть изолирован. При работе со слесарными инструментами нужно проверить, нет лина них трещин и сколов и других неисправностей. Рукоятки молотков, напильников,ножовок должны прочно крепиться на самих инструментах и не иметь трещин.Гаечные ключи должны соответствовать размеру гаек и головок болтов, губкиключей не должны иметь следов смятия. Электродрель должна бытьэлектробезопасна. При розжиге газовой горелки или резака вначале открываютвентиль газа и поджигают газ, а затем открывают вентиль кислорода и тем самымрегулируют нужное пламя. При мойке деталей в химических растворах, деталидолжны удерживаться щипцами. Руки рабочих должны быть защищены резиновымиперчатками. На ремонтной площадке должна быть аптечка для оказания первойпомощи пострадавшим.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕТАТУРА
1. СТОиР, выпуск 4
2. Ф.Г. Бонит и др. «Эксплуатация, ремонт и монтаж промышленногооборудования» М. 1971 г.
3. Веронкин Ю.Н. «Методы профилактики и ремонта промышленногооборудования» М.2002г.