Оглавление
Введение
1. Войлок: история применения и способы изготовления
1.1 История применения войлока в хозяйстве башкир
1.2 Способы изготовления войлока
2. Сумка. Войлочная сумка
2.1 Из истории сумки
2.2 Изготовление войлочной сумки
3. Практическая часть
3.1 Свойлачивание шерсти
Заключение
Библиографический список
Введение
Курсовая работа заключается визготовлении женской войлочной сумки. Актуальность данной работы в том, чтоженская сумка всегда была значительной частью образа любой женщины. Спрос наженские сумки вечен, а в последнее время он значительно возрос именно настильные неповторимые дизайнерские сумки, выполненные из модных материалов. Однимиз старых, традиционных материалов, который приобретает все большуюпопулярность в последнее десятилетие, является войлок. Именно поэтому в ходевыполнения дипломной работы будет изготовлена женская войлочная сумка.
Целью данной курсовой работыявляется углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков поработе с войлоком, овладеть азами изготовления из войлока сумки и еедекорирование.
Поставленные цели предопределилиследующие задачи:
изучить и проанализироватьматериалы по истории применения и изготовления войлока;
изучить и проанализировать материалыпо истории создания и использования сумки;
выполнить практическую часть работы:изготовление коллекции «Башкирская модница», состоящей из трехвойлочных сумок.
Поставленные цели и задачирешаются в трех основных главах. Первая глава посвящена изучению историивозникновения и применения войлока в хозяйстве башкир. Вторая глава описываетисторию создания и использования женской сумки. Третья глава посвященапрактической работе по изготовлению и декорированию коллекции войлочных сумок.
1. Войлок: история применения испособы изготовления1.1 История применения войлока вхозяйстве башкир
В хозяйстве башкир испокон вековведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту,применялся во многих традиционных обрядах, в том числе семейно-бытовых,свадебных и религиозных. Обработкой шерсти занимались не только кочевые, но иоседлые башкиры, в хозяйстве которых большую роль занимало овцеводство. Древниенавыки выработки войлоков вручную еще сохранились и в южных башкирских аулах.
Изготовление войлочного ковра — очень трудоемкий и древний способ обработки шерсти. Только шерстяные волокнаобладают таким ценным свойством, как валкоспособность, дающая возможностьполучения разнообразных валяльно-войлочных изделий. Войлоком покрывали стены икупол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящегосолнца, ливневых потоков, ветров и ураганов. Позднее, с переходом башкир коседлости, кошмами застилали пол и нары в домах. Из войлока изготавливалимолитвенные коврики, чепраки, чехлы, переметные сумы. Узорные кошмы вместе счепраками, одеялами и подушками, сложенные в стопки, размещались на расписныхдеревянных подставках или сундуках, внося особый уют в жилище башкир. Использоваливойлок и в изготовлении одежды, головных уборов, сумок. Красотой и нарядностьюотличались обрядовые и праздничные изделия, в первую очередь, свадебные. Всостав приданого в южных и восточных аулах Башкортостана традиционно включалиоднотонные и узорные войлоки. Под седло нарядно убранной лошади стелилисвадебный чепрак на войлочной основе (серге, сергетыш), а через седлоперебрасывали коврик (кызыл тушэк). Красочным войлоком покрывали сундук свещами невесты. У башкир, как и у других кочевников-скотоводов Евразии,предпочтение отдавалось белому войлоку. В некоторых районах Башкортостана донаших дней сохранился древний обычай стелить белый войлок под ноги невесты вмомент прибытия ее в дом жениха. По прибытию невесты свекровь приглашала еепройти в комнату и сесть на нары, застеленные (белым) войлоком. По мнениюисследователей, эти действия уходят вглубь веков и объясняются магической силойвойлока: «Сидение на войлоке невесты гарантировало, прежде всего,благополучное достижение непосредственной цели создания семьи — продолжениерода».
С давних пор использовались ицелебные свойства шерсти. Как показывают результаты иглотерапии и акупунктуры,воздействуя на биоактивные точки, войлок может не только производить массаж, нои вырабатывать статическое электричество. Как видим, многофункциональностьиспользования войлока в семейно-бытовых обрядах способствовала сохранениютрадиций кошмоделия. [1]
Главным занятием у древнихбашкир было отгонно-пастбищное скотоводство, при котором с наступлением весныбашкиры со своими многочисленными стадами и скарбом покидали деревню ивозвращались лишь поздней осенью. Перед уходом на летовку башкиры праздновалисабантуй. Это «один из древнейших земледельческих праздников — обрядов,устраиваемых ежегодно, смысл которых заключается в задабривании многочисленныхбогов и духов природы, от милости которых зависела полноценная, гарантированнаяжизнь башкирского народа». Проведя сабантуй и получив благословение отбогов, башкиры отправлялись на летовки. Летние периоды были ответственным периодом,от которого зависело будущее. Необходимо было не только откормить скот,приготовить продукты на зиму, но и заготовить ковры, кошмы и войлочные покрытиядля юрты. [4]
Ярким примером современногообряда, посвященного изготовлению войлока, стал фольклорный праздник «Аkкейез бастьгk» в д. Тушаул (Түш ауылы, Беренсе Мырза) Хайбуллинскогорайона. Основными участниками этого обряда стали опытные мастерицы-ковровщицы,пожилые жительницы деревни Тушаул, возраст которых варьировал от 60 до 87 лет. Этоне только уважаемые жители, труженицы села и заботливые родители и бабушки,талантливые мастерицы, но и замечательные артистки, активистки местногофольклорного ансамбля.
В подготовке данного мероприятияпринимали активное участие мастерицы Ишмуллина (Рыскильдина) Фатима Умурзаковна(1921 г. р), Раимова Марьям Мустафовна (1934 г. р), Рыскильдина ХамдияАбдулъменовна (1948 г. р.) и другие жители села.
В связи с трудоемкостью идлительностью процесса по выделке войлока местные мастерицы предложили вниманиюприсутствующих заранее подготовленную основу с наложенным на него орнаментом,состоящим из надписи: Тушаул. Подготовленная основа из шерсти черного цвета сналоженным орнаментом из белой шерсти была разложена на тряпичном половике«тырпыса» и помещена на деревянный помост. Сверху, чтобы шерсть несдвинулась и не оказалась растрепанной ветром, шерсть прикрыли тонкимпокрывалом. Показательное мероприятие открыли четыре пожилые ковровщицы,которые сменялись другими участниками обряда.
Для лучшей усадки шерстянойнастил по мере необходимости сбрызгивали горячей водой через березовый веник. Сэтой целью в котле постоянно кипятили воду. Шерсть вместе с материаломаккуратно свертывали на скалку, следя за линией края, сворачивали в рулон,обвязывали и начинали катать. Для этого локтевой частью рук с силой надавливалина рулон, перекатывая его, двигая вперед и назад и следя за тем, чтобы не былоперекоса. После этого заготовку развязывали, снова увлажняли, закатывая сдругой стороны. Процесс изготовления войлока, протекая непрерывно, занимаетобычно не менее трех часов. В показательном мероприятии этот процесс длился втечение часа. На заключительных этапах работы на помощь пришли и мужчины. Готовуюкошму выстирали и повесили сушить на солнце.
Все присутствующие на этоммероприятии стали не только свидетелями, но и непосредственными участникамидревнего башкирского обычая, посвященного созданию кошмы.
Войлок — удивительно пластичный,универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал,привлекающий все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью,мягкостью и естественностью. В современном обществе постепенно возрождаютсяприемы изготовления изделий из этого уникального материала, имеющего большоебудущее. Навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий, передаваясьиз поколения в поколение, становятся достоянием не только молодых мастеров изнарода, но и профессиональных мастеров и художников, возрождающих древнееремесло, а также широких кругов общественности. И это не может не радовать и невселять надежду, так как есть еще среди нас такие мастерицы, умудренныежизненным опытом и знаниями, сохранившие творческие и жизненные силы, сжеланием и умением передающие свои навыки будущим поколениям.
Традиции изготовления войлока убашкир имеют общие корни с народами Средней Азии и Кавказа, прежде всего, сказахами и киргизами. Об этом писали многие исследователи прошлых столетий исовременности. Об умении башкир «валять войлок» и об «узорчатыхвойлоках» есть упоминания исследователей и путешественников XVIII и XIX вв.(И.Г. Георги, В.М. Черемшанский, Н. Казанцев, П.И. Небольсин). В XX в. этисведения пополнились наблюдениями и заметками этнографов С.И. Руденко и Н.В. Бикбулатова,а также членов этнографических экспедиций, организованных Институтом истории,языка и литературы УНЦ РАН. В этот период оригинальными войлочными изделиямипополнялись и фонды Башкирского национального музея, Музея археологии иэтнографии УНЦ РАН, Российского этнографического музея (Петербург).
В 2006 г. появилась работаизвестного этнографа С.Н. Шитовой, в которой автор, опираясь на многолетниеполевые исследования, музейные экспонаты и литературные источники, впервыерассмотрела полный процесс изготовления войлоков и кошмоделие у башкир. Несколькопозже появилось пособие «Художественный войлок: учебно-методическоепособие», подготовленное на кафедре художественно-графического факультетаБГПУ им. М. Акмуллы. [4]
В силу своих уникальных свойстввойлок становится в последние годы популярным не только в странах Азии, но и вЕвропе. Об этом свидетельствуют постоянно организуемые в разных уголках светасимпозиумы, конференции, школы, посвященные войлоку. В Великобритании созданаМеждународная ассоциация мастеров по войлоку. В 2001 г. в Кыргызстане прошелмеждународный симпозиум по войлоку, в Дании — конференция по вопросампроизводства и применения войлока для изготовления одежды, в Монголии — IIмеждународная школа по войлочным изделиям.
Комплексные мероприятия,направленные на изучение войлочного ремесла, проводятся и в нашей республике. Возрождение,сохранение и обогащение народных традиций в области искусства войлока — важноеявление культурной жизни нашей республики. Ежегодно в Республике Башкортостанпроводится научно-практический семинар художественного войлока. На этихсеминарах осуществляется передача народными мастерами богатого опыта посозданию войлочных изделий. Важно, то обстоятельство, что участники такихмероприятий не просто наблюдают за процессом создания войлока, но и, вобрав всебя народные традиции, впоследствии творчески воплощают их в жизнь: становятсянепосредственными создателями новых изделий, имеющих высокоехудожественно-эстетическое значение.
Один из таких семинаров былорганизован Республиканским центром народного творчества совместно схудожественно-графическим факультетом БГПУ им.М. Акмуллы в д. БурангулАбзелиловского района осенью 2003 г. На этом мероприятии каждый желающий имелвозможность освоить азы войлочного искусства. Такие же мероприятия проводилисьв Зилаирском, Баймакском и других районах Башкортостана.1.2 Способы изготовления войлока
Для многих народов, особеннокочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождалчеловека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, конейукрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел,спасал от зноя и холода.
Единственный материал, изкоторого может быть изготовлен войлок — это шерсть, причем лучше всего овечьяшерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодарянему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды ипара. На этом основан принцип войлоковаляния.
Первые войлоки найдены натерритории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э. Шерсть дикой овцыпочти не валяется, т.к не она не имеет чешуйчатого слоя, поэтому первые войлокимогли появиться не раньше, чем была одомашнена овца.
Войлок обычно делают в видеполотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболеетонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делалисьдоспехи, обувь, юрты.
Так называемая иранскаятрадиция, в которой выполнены первые из известных войлоков — вваливание узора. Носителямиэтой традиции являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливаюткошмы точно так же, как это делалось века и тысячелетия назад. Основные цветатуркменских войлоков — белый, красный и черный, а основной узор — стилизованныйбараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается,и приступают непосредственно к валянию кошмы.
Пазырыкская линия войлоковполучила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока- занавеса площадью более 30 кв. м, найденного в одном из Пазырыкских курганов.Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Войлок отличаеттончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлокомпо войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.
А в Бурятии в своем, можносказать, первозданном виде живет сюнская традиция войлоковаляния. Первыеобразцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии. Эти войлоки чащеодноцветны, зато сплошь украшены мелкой стежкой сухожильными нитями. Древниемагические узоры стежки используют и сейчас.
Если с валянием небольшихизделий отлично справляются женщины, то валяние «серьезных» вещей — это мужская работа. Готовое к валянию, например, полотнище для юрты навиваетсяна палку, зашивается в кожу, и палка привязывается к стременам оседланного коня.Конь таскает эту палку по полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Считается,что для этого достаточно протащить ее на 15-20 полетов стрелы (примерно 2 км).
Славянские народы войлоки неизготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки — тканыеи потом подваленные материалы. Классическим примером такого материала являетсявсем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось дляизготовления верхней одежды.
С древних времен выработаномножество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболееизвестны способы:
вваливание узора;
аппликация. В качествеаппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другиематериалы — ткань, кожа;
мозаичный способ или инкрустациявойлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка повойлоку;
иногда используется вышивка повойлоку, украшение изделий бисером и ракушками;
изредка встречается роспись повойлоку;
«Фильдцевание» — этотехника уплотнения шерстяных волокон с помощью специальной иглы — «фильдца»- техника сухого валяния. Она хороша для изготовления ювелирных украшений,игрушек.
Особо выделяют белый войлок,интерес к которому в последнее время необычайно возрос. И это понятно. Головныеуборы, шлепанцы, чепраки под седло прекрасно защищают и от жары, и от холода. Асреди шоферской братии очень популярны войлочные коврики, которые годятся дляутепления двигателя в сильные морозы и как подстилка в случае ремонта машины впути. Кроме того, натуральный белый войлок помогает при болях в пояснице ипростуде, считается, что его тепло обладает особыми целебными силами. Поэтомужители деревни Бурангул Республики Башкортостан вполне обоснованно полагают,что этот материал рано списывать со счетов, он еще может послужить человеку.
С легкой руки директора местногоДома культуры Расили Валеевой, которая уже давно занималась в свободное времяизготовлением домотканых платков из овечьей шерсти, в деревне открылиединственный в России Дом войлока. Внутреннее убранство Дома войлока выглядиточень просто. Ведь это не музей, а место для валяния ковров. В центреединственной комнаты стоит большой невысокий стол, рядом — печка с котлом, вкотором греется вода.
Один из главных секретовизготовления качественного изделия из войлока таится в сырье. Как сказалибурангуловские девчата-войлочницы, настоящий войлок получается только изовечьей шерсти осенней стрижки. На таком коврике можно спать на снегу, нахолодной земле, и никакая простуда вас не одолеет.
А теперь перейдем к практике. Чтобысвалять ковер размером 2x3 метра потребуется 8 килограммов шерсти. Еепредварительно очищают от сора, разбирают пряди, треплют. А затем промывают исушат.д.ля изготовления многоцветных ковров с валяным узором часть шерститребуется покрасить. Для этого используются натуральные красители. Окрашенную ипросушенную шерсть разбирают руками, расчесывают гребнями.
Чтобы ковер вышел плотным, но, вто же время эластичным, шерсть раскладывают на столе ровным слоем толщинойсантиметров шесть. Предварительно стол покрывают брезентом, который должен бытьчуть больше будущего ковра.
Выложив однотонный фон,приступают к укладке цветных волокон. Такая процедура требует особогомастерства. В процессе скатывания войлока четкость рисунка нарушается,деформируется. Этого, как ни старайтесь, все равно не избежать. Зато знаки наготовом ковре становятся таинственными, придают творению особую изюминку.
Раскладку цветных волокон порисунку рекомендуется начинать с контуров, которые придают большую четкостьузорным формам по окончании валки. В общем виде этот процесс выглядит следующимобраз от: «От расчесанных цветных групп волокон отделяют узкие и длинныечасти нужной величины и берут их в правую руку. В процессе раскладки контуровволокна вытягивают до соответствующей ширины контура и укладывают пальцамилевой руки по контуру на шаблоне. При этом правой рукой вытягиваемые волокнаподкручивают, благодаря чему в готовом ковре образуется более четкая линия».
Между разложенными контурами,которые ограничивают разноцветные участки узоров, вкладывают цветную шерсть, втак называемые пятна. Все это выполняется, естественно, по предварительнонарисованному на бумаге макету ковра.
Выполнив раскладку, волокносбрызгивают кипятком. Затем аккуратно накрывают с четырех сторон свободнымикраями ткани-шаблона и туго наматывают на круглую деревянную скалку (диаметр 6см, длина — на 30-40 см больше ширины будущего ковра).
Полученный рулон перевязывают втрех-четырех местах тесьмой. А затем вручную прокатывают туда-сюда — от кистейк локтям, и так две-три минуты. Затем рулон разворачивают и поправляют рисунок.Сбрызнув горячей водой, волокно снова наматывают на скалку и катают уже втечение 40-50 минут. Во время катания войлок несколько раз увлажняют горячейводой. Если ковер большой, то работу выполняют несколько человек. С маленькимиже изделиями мастерицы справляются в одиночку.
После предварительногосваливания шерсти рулон раскрывают, поливают горячей водой, расправляют,выравнивают, вытягивают смятые края. Затем войлок вновь туго свертывают в рулони катают, с силой надавливая на него и уже без брезента-шаблона, не менее часа.При этом надо регулярно раскрывать ковер, сбрызгивать водой, переворачивать тона одну, то на другую сторону. Готовый ковер, еще влажный, вывешивают на заборсушиться.
2. Сумка. Войлочная сумка2.1 Из истории сумки
Сумки для женщины — это весьмаважный объект в жизни любой женщины. Современные женские сумки не всегда былитакими, какие они сейчас и это естественно женские сумки меняются каждый сезонс приходом новой моды.
История женских сумок началась с…мужского кармана. В нашем понимании как неотъемлемая часть одежды он вошел вмоду только в XVIIв.
Изначально женщины не былиобременены необходимостью носить что-то с собой. В XIV-XV веках мелкие изолотые монеты мужчины носили в мешочках, прикрепленных к поясу, а женщины нашнурках. При бургундском дворе он являлся принадлежностью придворного туалета иназывался «омоньер».
Мода поздней готики вводит вупотребление целые коллекции мешочков самой разной формы и величины. Их носилина шнурке и у пояса, при каждом шаге они мелодично звенели. Удержались они и вэпоху Ренессанса.
Уже в следующем веке мужчины,освободив руки, перешли к удобным и емким карманам. Впервые карманы были сделанына камзоле Людовика XIV. Позднее их стали пришивать к жилетам, и, наконец, онипоявились в брюках. А женщины, меняя формы и украшения в соответствии с модой истилем, остались верны сумочкам разнообразного вида и назначения. Небольшаяручная сумка в виде мешочка для мелких предметов в противовес карманупостепенно стала неотъемлемой частью женского туалета. Изготавливалась она изразличных материалов с украшениями в зависимости от моды.
Начиная с XVII столетия, женщиныносили богато украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеныесумочки-кисеты, которые называли ридикюлями, а в XVIII веке появились дамскиесумочки из материи (обычно из бархата) или кружева, в которых лежали платочки,косметика и другие мелочи. Их называли «помпадур» в память офаворитке французского короля Людовика XV.
Жесткие, в основном кожаныесумки появились относительно недавно. В начале XX века женскую сумочкулегализовали окончательно наряду с брюками, укороченными юбками и короткимистрижками. С тех пор началась вторая история — история великих сумок.
Классические сумки строгихгеометрических форм по-прежнему считаются универсальными. И подбирать ихсегодня гораздо проще, чем во времена Грейс Келли: тогда правила приличиятребовали, чтобы сумка непременно совпадала по цвету или хотя бы по оттенку стуфлями, перчатками, шарфиком и прочими аксессуарами.
Сумка всегда являлась «фасаднойчастью» женского гардероба. Именно по сумке складывается впечатление обобразе человека в целом. То есть сумка для женщины — примерно то же самое, чтомарка часов или автомобиля для мужчины. Она обязательно должна иметь свое«лицо», свой стиль и, конечно, достойный вид. О стратегически важнойроли сумок говорит хотя бы тот факт, что в Великобритании ежегодно отмечаютдень сумки — 4 октября.
Сегодня сумки можно разделить нанесколько групп:
1. Деловые. Дизайн — оченьстрогий. Размеры — от средних до больших. Фурнитура — в минимальном количестве.Материал — натуральная кожа, пластик. Модели — сумки, сумки — портфели,дипломаты. Стили — классический или городской.
2. Выходные. Дизайн — отклассического до совершенно модернового. Размеры — от малых до средних. Фурнитура- без ограничений, возможны украшения (аппликация, вышивка и т.п.). Модели — дамская сумка, театральная сумочка, «бентель» (маленькая наряднаясумочка) и многое другое. Стиль — любой, кроме городского и спортивного.
3. Дорожные. Дизайн всевозможный(в зависимости от стиля костюма и цели поездки). Размеры — от средних до оченьбольших. Фурнитура — сугубо функциональная, неброская. Материал — отпропитанной ткани до натуральной кожи. Модели — сумки, сумки — баулы, кейсы,чемоданы, саквояжи. Стили — от классического до спортивного.
4. Молодёжные. Дизайн — любой,кроме строгого. Размеры — от малых до средних. Модели — рюкзак, сумка, портфель,сумка — кисет. Фурнитура — по принципу «кто во что горазд». Материалы- ткани, гобелены, пропитанные ткани, кожзаменители, реже — натуральная кожа. Стиль- любой, кроме городского и классического.
Маленькой женской сумкепоставлены два памятника. Один из них стоит в австралийском городе Мельбурн, авторой — на берегу канала у музея уэльского графства Поупс в Великобритании. СкульпторЭнди Хэнкок создал настоящее произведение искусства — деревянную сумочку,покрытую чешуёй из маленьких голубых металлических блестяшек — блёсток,которыми часто украшают вечерние модели.2.2 Изготовление войлочной сумки
Войлок принадлежит к категорииматериалов, которые пережили много этапов возрождения. Войлок всегда предстаетв новом виде. Это актуальный, прочный и необычный материал. Женская сумка извойлока — это классика в высококачественном исполнении. В современном миревойлок тоже нашел свое применение. Мастерицы-валяльщицы создают из него одежду,сумки, необычные украшения, тончайшие шали на основе шифонов и длиннойшелковистой шерсти особых сортов. Опытные валяльщики буквально «лепят»из войлока, придавая ему причудливые объемные формы, вводя разные цвета шерсти,очень разнообразят войлок, дополняя его другими материалами: шелком, хлопком,растительными волокнами, натуральными тканями. Но осталась та же трудоемкаяработа, как и много веков назад. Также мастерица кропотливо раскладываетшерсть, поливает ее горячей мыльной водой и множество раз «валяет» будущееполотно, водя по нему руками, скатывая в рулон зародившийся войлок и «катает»-«катает»его, вкладывая множество сил. И из мыльной пены, как из пены морской, подруками валяльщицы зарождается плотное полотно. Войлок рождается из шерсти иводы. Поэтому он не боится воды и стирки. Качественно «скатанные» войлочныевещи можно стирать в теплой воде, полоскать и, слегка отжав, сушить. Подсохшуювойлочную вещь можно прогладить обычным утюгом и придать им нужную форму (формируетсятолько влажный войлок). Войлок хорошо тем, что из него можно создать совершенноневероятные вещи, от простейших бус, до сложнейших пространственных композицийили необычной авторской одежды.
Способ изготовления войлочнойсумки, распространенный на юго-востоке Башкирии традиционно состоит изследующих последовательных этапов:
подготовительный этап,включающий обработку шерсти;
свойлачивание шерсти илисоздание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;
декорирование войлока илинанесение узора на сумку;
«валяльная» работа(«вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки иуплотнение войлока);
заключительный этап, включающийобработку и отделку войлочной сумки.
Древние башкиры для изготовлениявойлока (кейез басыу), предназначенного для покрытия юрт и используемого вкачестве постилочного материала, употребляли овечью шерсть осенней стрижки,которая легче скатывалась и хорошо уплотнялась. По данным исследователей, наизготовление больших войлоков шерсть собирали в течение нескольких сезонов илипокупали готовые кошмы на стороне, например, у казахов. Небольшие узорные кошмыи свадебные чепраки изготовляли из однородной мягкой шерсти. В качестве постелииспользовались специальные мягкие кошмы, для чего шерсть стелили в три слоя: вначалерасстилали слой осенней шерсти, затем весенней, потом вновь осенней шерсти. [2]
Обработка сырья в ходепредварительного этапа работы заключалась в одновременном процессе «трепания»и «разрыхления» шерсти. В ходе трепания шерсть вручную очищали отсора, комочков грязи, мусора и пыли (йөн тетеү). Для придания ейпушистости использовали «битье», трепанье при помощи длинных прутьев(йөн сабыу, сыбыклау), т.е. разрыхляли волокнистую массу, распушали ее. Этоспособствовало улучшению взаимосвязи волокон и облегчению размещения шерсти пораскладываемой поверхности. Для создания накладного узора юго-восточные башкирыприменяли первый способ, хотя он и требовал большей затраты времени. Далеепромывали сначала в теплой, а затем холодной воле. Однако мастера ковровщики изХайбуллинского района РБ для лучшего сцепления волокон во время «валяния»войлока исключают этап промывки и стирки шерсти. Из распушенной взбитой шерстивытягивали полосы толщиной в полтора пальца, которые иногда для удобствасматывали в клубок. Готовое сырье неплотными рядами складывали в заранееподготовленные короба, мешки.
При необходимости измененияестественного цвета для изготовления сумки, шерсти промытое влажное волокно,преимущественно белого цвета, окрашивали. На юге и юго-востоке Башкортостана, вчастности в Хайбуллинском районе, для этого использовали натуральные красители:луковую шелуху, зверобой, кору дуба. После окраски шерсть промывали в теплой ихолодной воде и раскладывали для просушки. Окрашенную и просушенную шерстьсортировали вторично и затем прочесывали с помощью гребешков и чесок дляполучения мягкого и шелковистого волокна. [3]
В старинных войлоках чащесочеталась некрашеная шерсть. Несмотря на почтительное отношение башкир кбелому войлоку, в кошмах, изготовленных в прошлом столетии, основа могла бытькак светлой (белой), так и темной (черной). Поэтому наиболее естественнымспособом орнаментации кошмы было сочетание темной и светлой шерсти в процессескатывания войлока. Для этого шерсть, предназначенную для орнамента, в видеполос или прядей «внедряли» в разложенный основной слой. Разметкаорнамента производилась на глаз. Хотя и предусматривалось симметричноепостроение узора, при уплотнении волокон отдельные элементы слегка смещались,полосы теряли жесткую линейность, создавая тем самым рисунок с размытымиконтурами.
Выделка войлока, будучи ручнымпроизводством, представляла собой трудоемкий и напряженный процесс. Наизготовление одного войлока средних размеров (120x240 см) привлекалось 3-4человека, которые в силу трудности процесса сменялись другими участникамиобряда.
Заранее подготовленную шерстьраскладывали на какой-либо подстилке, например, конопляном полотне, старомпокрывале, рогоже, старой шкуре или на тряпичном половике «тырпыса», которыйпредварительно расстилали на земле или на дощатом помосте. На разостланныйматериал, несколько больших размеров, чем предполагаемый войлок, равномернораскладывали шерсть в виде ровного настила высотой 3-5 см. Для этого опытнаямастерица, руководящая работой, брала шерсть в левую руку и прикладывала ее кматериалу, держа руку ладонью вверх. Правой рукой, отрывая шерсть щипками, онанастилала ее ровным слоем на материал, следя все время за равномерностьюпокрытия поверхности. Застелив первый слой, определяющий размер войлока,мастерица приступала ко второму и т.д.
Затем приступали к свойлачиванию,т.е. к подготовке основы для будущего войлока. Готовую основу увлажняли,смачивали горячей водой. По нашим полевым данным для увлажнения войлокаиспользовали кипяток, а по данным некоторых исследователей — горячий мыльныйраствор (1/5 часть куска хозяйственного мыла на 6 л воды). Затем войлокаккуратно накрывали сверху тонкой тканью и все вместе туго наматывали накруглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30-40 см больше шириныбудущего войлока. Полученный рулон перевязывали в трех-четырех местах тесьмой. Далеерулон катали возвратно-поступательными движениями рук по направлению от кистейк локтям и обратно. В процессе 40-50-минутного катания рулона брезентраскрывали несколько раз, и войлок снова сбрызгивали горячей мыльной водой.
Полученный войлок поливали ещераз горячей водой, расправляли, если нужно, выравнивали и вытягивали смятые илинеровные края. Таким образом, в результате свойлачивания получали «основу»для войлочного изделия, которая пока еще представляла собой рыхлыйматериал-полуфабрикат. На эту основу наносился рисунок путем накладывания нанее, предварительно заготовленной шерсти.
Вваливание (вкатывание) в основупрядей или слоев шерсти другого цвета — наиболее древний способ изготовлениявойлоков, знакомый в Евразии и преобладающий у алтайцев, каракалпаков,балкарцев, карачаевцев и у башкир.
Вваливание узора производилосьследующим образом: удерживая шерсть нужного цвета в одной руке, мастерицараздергивала эту шерсть и выкладывала из нее узор по уже готовой основе. Длятого чтобы шерсть возможно плотнее прилегала к основе, она одновременно сукладкой узора постоянно прихлопывала той же рукой, прибивая шерсть. Ейпомогали и другие женщины, которые заполняли шерстью внутриконтурные участкинамеченного узора и разравнивали поверхность войлочного изделия. В связи с тем,что данный обряд проводился на открытом воздухе, по мере выкладывания орнаментаготовые части кошмы сразу же прикрывались тканью, чтобы шерсть не сдвинулась ине оказалась растрепанной ветром.
После нанесения рисунка войлоквновь туго сворачивали в рулон и начинали валять (катать) на брезенте,располагая на земле, полу или дощатом помосте. Рулон катали руками, с силойнадавливая на него. Через 3-5 минут катания работу разворачивали и принеобходимости поправляли рисунок и подкладывали шерсть. В зависимости оттолщины будущего войлочного ковра процесс валки длился не менее часа. Войлокнеоднократно раскрывали, переворачивали то на одну, то на другую сторону иувлажняли при этом горячей мыльной водой. В результате механическоговоздействия на войлок он уплотнялся и прессовался. Чем дольше изделиеподвергали такой обработке, тем плотнее оно становилось. Однако необходимоучитывать, что в результате длительного валяния рисунок мог размыться.
Как отмечают специалисты,"… в технологии изготовления кошем выявляется древняя основа,объединяющая в один ареал монгольские, многие тюркские, некоторые ираноязычные,отдельные яфетические (кавказские) народы. У тюрков эти традиции затрагиваютпочти всю северо-западную (кипчакскую) ветвь народов (башкир, казахов,киргизов, каракалпаков, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, южныхалтайцев), частично северо-восточных (хакасов и скотоводов тувинцев),юго-восточных (кочевых узбеков, раньше — уйгуров), юго-западных (туркмен)".Повсюду соблюдался коллективный характер труда по выделке кошем сиспользованием обычая взаимопомощи, были известны одинаковые приемы «взбивания»шерсти и «катания» кошем. Одни из них тяготели к традициям коневодовЦентральной Азии (работа верхом на лошадях), другие (ручное валяние) — вели воседлый быт овцеводов Средней Азии и Северного Кавказа. Если говорить обашкирах, то исследователи отмечают, что они, «зная все способы получениявойлоков, предпочитали тот или иной, руководствуясь целесообразностью: количествомшерсти в хозяйстве, назначением и размерами кошмы. Тяжелые войлоки для юрткатали на лошадях, домашние — руками и ногами. Иногда начинали уплотнение сболее интенсивной обработки, затем переходили на ручную отделку».
При соблюдении всехтехнологических процессов поверхность войлочного изделия становилась ровной,гладкой, плотной, без отслаивающихся волокон, без дыр и щелей. По окончаниивалки готовый войлок стирали, полоскали, сушили и придавали ему товарный вид. [2]
3. Практическая часть
Технологически вся работа поизготовлению каждой войлочной сумки была разделена на следующие этапы:
подготовительный этап,включающий обработку шерсти;
свойлачивание шерсти илисоздание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;
декорирование войлока илинанесение узора на сумку;
«валяльная» работа(«вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки иуплотнение войлока);
заключительный этап, включающийобработку и отделку войлочной сумки.
Подробное описание последовательностидействий по каждому этапу при изготовлении войлочной сумки приведено ниже.
Подготовительный этап
Подготовительный этапизготовления войлочной сумки начался с приобретения шерсти. Для изготовлениятрех сумок необходимо __ кг белой овечьей шерсти (Приложение 1), которая былаприобретена на ___ заводе. Для декорирования этих сумок также нужна цветнаяшерсть. Я использовала шерсть ___ цветов (Приложение 2). Перед началом работшерсть была окрашена красителями, расчесана и просушена в течение суток ирасчесана вторично.
Приобретенную белую и окрашеннуюшерсть необходимо обработать: вручную очистить от сора, а потом разрыхлитьволокнистую массу, то есть распушить ее.
Затем белая шерсть промываетсясначала в теплой, потом в холодной воде. Это нужно для того, чтобы…
3.1 Свойлачивание шерсти
Выделка войлока — самыйтрудоемкий и напряженный этап.
Подготовленную белую шерстьравномерно раскладываем на ровной поверхности под струей воды.
Вода должна быть горячая.
В ходе изготовления сумок яиспользовала горячий мыльный раствор (1/5 часть куска хозяйственного мыла на 6л воды).
Затем войлок накрывается сверхутонкой тканью и все вместе туго наматывается на круглую скалку большогодиаметра и длиной на 30 см больше ширины будущей сумки.
Далее рулон необходимо катать40-50 минут, несколько раз сбрызгивая горячей мыльной водой.
Полученный войлок еще раз политьгорячей водой, расправить, выровнять, вытянуть смятые края.
Сушка такого войлокаосуществлялась в течение 1 дня при комнатной температуре (Приложение 3)
Декорирование войлока
Полученное на предыдущем этапевойлочное изделие является только основой, которому необходимо придать форму ина которую необходимо нанести орнамент.
Изготовленный войлочные сумкиимеют — и — формы.
В качестве украшения войлочныхсумок был выбран башкирский орнамент — и — (Приложение 4)
Для декорирования войлочнойсумки я использовала окрашенную шерсть — и — цвета.
Сначала необходимо приложитьпучок шерсти основного цвета к войлоку, заполнить шерстью внутриконтурныеучастки намеченного узора. Шерсть должна как можно плотнее прилегать к войлоку.Для этого приходится ее прихлопывать.
Потом специальной иголкой (Приложение5) — я …
Валяльная работа
После нанесения рисунка войлокнеобходимо снова скрутить в тугой рулон для того, чтобы начать валять.
Полученный рулон я каталаруками, с силой надавливая на него. Через каждые 5 минут катания войлокнеобходимо развернуть, поправить рисунок, добавить шерсть. Необходимо соблюдатьосторожность, чтобы рисунок не размылся, не потерял свою форму.
Процесс валки длится чуть болеечаса.
По прошествии данного этапавойлочное изделие стало плотным, спрессовалось.
Заключительный этап
На заключительном этапеизготовления войлочной сумки все работы ведутся с уже сваляным войлоком и подготовленнойдля сумки фурнитурой: ручки, декоративные шарики и жгутики (Приложение 6).
Сначала расправленное ужеплотное войлочное изделие еще раз осматривают на предмет необходимых доработок.
Затем сшивается сумка,подшивается заранее подготовленный подклад, пришиваются ручки и элементы декора.
Готовая сумка в течение сутокхранится в сухом месте, чтобы зафиксировать приданную войлоку форму.
Войлочная сумка с башкирскиморнаментом готова.
Заключение
В ходе написания первой главы дипломнойработы было определено, что войлок — это плотный материал из валяной шерсти илииз синтетических волокон. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеютразличную толщину, в зависимости от назначения. Единственный природныйматериал, из которого может быть изготовлен войлок — это шерсть, причём лучшевсего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу.Благодаря нему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячейводы и пара. На этом основан принцип войлоковаляния. Войлок издревле широкоприменялся в быту башкир — им покрывали стены и купол юрты: он не толькоутеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков,ветров и ураганов; его использовали и в изготовлении одежды, головных уборов,сумок.
Во второй главе отражена историяженской сумки — от ее появления до современности. Сумка бывает разных видов иимеет различное предназначение. Очень важный аспект — эксклюзивность сумки. Поэтомудля дипломной работы был выбран традиционный башкирский материал, становящийсявсе более популярным сейчас — войлок. Он позволяет выполнить сумки различнойформы с последующим нанесением на них яркого башкирского орнамента.
Третья часть дипломной работы — практическая. Она подробно описывает пять этапов создания сумки:
подготовительный этап,включающий обработку шерсти;
свойлачивание шерсти илисоздание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;
декорирование войлока илинанесение узора на сумку;
«валяльная» работа(«вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки иуплотнение войлока);
заключительный этап, включающийобработку и отделку войлочной сумки.
В итоге выполнения дипломнойработы я углубила теоретические знания и приобрела практические навыки поработе с войлоком; изготовила из белой овечьей шерсти три войлочных сумки,входящих в коллекцию «Башкирская модница»; декорировала каждую сумкуцветной шерстью и специально свалянными для этого шариками и жгутиками. Считаю,что процесс изготовления войлочной сумки был длительным, трудоемким, нотворческим и увлекательным. В результате получились три разнообразные по формеи цветовому решению войлочные сумки. Каждая из них — это воплощениедизайнерской мысли, пропитанной нотами башкирского искусства.
Библиографический список
1. Кузеев Р.Г. Ганеева А.Р. Северо-западные башкиры: состояние изученности,задачи исследования // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль всовременных этнокультурных процессах (тезисы докладов). — Уфа, 1989. — С.171.
2. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учебное — пособие.- Уфа, 2007.
3. Полевой материал Давлетшина З.М. 2008 г., д. Тушаул Хайбуллинскогорайона Республики Башкортостан.
4. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографическиеочерки). — Уфа, 2006. — С.27-28.
5. Янгузин Р., Рахматуллина З. Башкирский сабантуй — праздник весны (историяи современность) // Ватандаш. — 2003, — №6. — С.46.