Негосударственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
КамскийИнститут Гуманитарных и Инженерных Технологий
Контрольнаяработа
Подисциплине: «Переработка промышленных и бытовых отходов»
На тему:«Достоинства и недостатки сжигания промышленных отходов в различных видах печей.Методы переработки резиносодержащих промышленных и бытовых отходов»
Выполнил:
студент группы УЗЭ.6
Первушина Л.И.
Проверил:
Северюхина Т.В.
Ижевск 2009
Содержание
I Достоинства и недостатки сжиганияпромышленных отходов в различных видах печей:
1.1 Введение
1.2 Сжигание промышленных отходов вмногоподовой печи
1.3 Сжигание промышленных отходов вбарабанной печи
1.4 Сжигание промышленных отходов вАмериканской установке надслоевого горения
1.5 Сжигание промышленных отходов впечи Сатору и Накану (Япония).
II Методы переработки резиносодержащихпромышленных и бытовых отходов:
1.1 Вступление
1.2 Общие данные
1.3 Низкотемпературная технологияутилизации
1.4 Бароденструкционная технология
1.5 Полностью механическая переработка
1.6 Новейшая технология
1.7 Восстановление шин
1.8 Заключение
1.9 Источники информации
ЧАСТЬ I
1.1 Введение
Наука и техника началатретьего тысячелетия развивается в темпах геометрической прогрессии, неявляется исключением и промышленность как одна из самых (если не самой)масштабных сфер деятельности человека.
Подобного рода тенденцияраспространилась по всему миру и уже захватила развивающиеся, в прошломслаборазвитые, страны. Российская Федерация обладает одним из мощнейших во всеммире промышленным потенциалом, доставшимся ей в наследие от Советского Союза,после распада, которого до сих пор промышленность нашей страны не оправилась вполной мере. Несмотря на это, промышленность России, так или иначе, развиваетсявсё более стабильно и целенаправленно. В связи с не безупречностьютехнологических процессов на данном этапе неизбежно негативное воздействие наокружающую среду, промышленных отходов как компонента данного воздействия.Ежегодно во всем мире и в нашей стране миллиарды тонн твердых, пастообразных,жидких, газообразных отходов поступает в биосферу, нанося тем самымнепоправимый урон как живой, так и неживой природы. В глобальных масштабахизменяется круговорот воды и газовый баланс в атмосфере. Огромное количествовидов живых существ подвержены воздействию опасных веществ, в том числе нагенетическом уровне, отсюда вытекает поражения целого ряда поколенийорганизмов, а может и множества. Стало очевидным, что и люди не застрахованы отжатвы плодов своей беспечности и халатного отношения к природе.
1.2 Сжиганиепромышленных отходов в многоподовой печи
Многоподовыепечи(рис. 1) получили широкое распространение в странах Западной Европы и США длясжигания отходов, в первую очередь, осадков городских сточных вод. Печь состоитиз цилиндрического стального корпуса 1, футерованного огнеупором, с поэтажнорасположенными подами 2. По оси печи располагается охлаждаемый воздухом полыйвал 3 с гребковыми лопастями 4. Вал приводится во вращение от расположенноговнизу электропривода 5 и передаточного механизма 6. Гребковые лопасти, так жекак и вал, выполняются пустотелыми. Через них в процессе работы подается воздухдля охлаждения металлических поверхностей. Влажный продукт перемещаетсягребковыми лопастями сверху вниз от пода к поду навстречу дымовым газам. Засчет тепла идущих в противотоке дымовых газов происходит подсушивание отходов,а затем их воспламенение, для чего дополнительно используют горючий газ. Зола,выходящая из патрубка 8, обычно гасится водой, которая затем направляется вотвал.
/>
Рис. 1. Поперечноесечение многоподовой печи 1 — корпус; 2 — под: 3 -воздухоохлаждаемый полыйвал; 4 — гребковые лопасти; 5 — электропривод; 6 — передаточный механизм; 7 — люк; 8 — патрубок
Таб. 1. Достоинства инедостатки сжигания ПО в многоподовой печи.
№ п/п Достоинства Недостатки 1 Подовые печи отличаются простотой обслуживания и устойчивостью работы при колебаниях количества и качества обрабатываемых отходов, небольшим уносом пыли. Для воспламенения отходов необходимо дополнительно использовать горючий газ. Это дополнительные расходы 2
Зола, выходящая из патрубка, обычно гасится водой, которая затем направляется в отвал. Следовательно, использованная вода может применяться повторно Требуется большой объем воды для гашения выходящей золы. 3 Тепло, выработанное в котле, может использоваться непосредственно в виде пара или расходоваться на производство электроэнергии. Низкие удельные тепловые нагрузки, наличие вращающихся элементов в зоне высоких температур, высокие капитальные и эксплуатационные затраты.
1.3 Сжиганиепромышленных отходов в барабанной печи
Барабанные печи– основнойвид теплоэнергетического оборудования, которое применяется дляцентрализованного сжигания твердых и пастообразных ПО. Этими печами оснащеныпрактически все станции обезвреживания ПО, построенные в странах ЗападнойЕвропы за последние годы. Основным узлом барабанной печи (рис. 2) являетсягоризонтальный цилиндрический корпус 1, покрытый огнеупорной футеровкой 2и опирающийся бандажами 6 на ролики 7. Барабан наклонен под небольшимуглом в сторону выгрузки шлака и в процессе работы вращается со скоростью 0,8—2мин-1, получая движение от привода 10 через зубчатый венец 9.Во избежание продольного смещения барабана предусмотрены ролики 8.
Твердые и пастообразныеотходы подаются в корпус печи с ее торца в направлении стрелок А. В случаенеобходимости дополнительное топливо или жидкие горючие отходы (растворители)распыливаются через форсунку (стрелка Д), повышая температуру внутри печи. Взоне 12 поступивший материал, перемешиваясь при вращении печи,подсушивается, частично газифицируется и перемещается в зону горения 13.Излучение от пламени в этой зоне раскаляет футеровку печи и способствуетвыгоранию органической части отходов и подсушке вновь поступившего материала.Образовавшийся в зоне 24 шлак перемещается к противоположному торцу печи внаправлении стрелки В, где падает в устройство для мокрого или сухого гашениязолы и шлака.
/>
Рис. 2. Схема барабаннойпечи А — загрузка отходов; С — дымовые газы; В — выгрузка золы (шлака);
Д — дополнительноетопливо; Е — воздух; Г — тепловое излучение; 1 -корпус барабанной печи; 2 — футеровка; 3 — разгрузочный торец; 4 -присоединительные сегменты; 5 — вентилятор; 6 — бандажи; 7 — ролики опорные; 8 — ролики боковые; 9 — зубчатыйвенец; 10 — привод;11- зона испарения воды; 12 — отходы; 13 — зонагорения; 14 — зола (шлак)
Таб. 2. Достоинства и недостатки сжигания ПО в Барабанной печи печи.№ п/п Достоинства Недостатки 1 Высокая удельная производительность, надежность в работе, простота эксплуатации гарантируют оптимальное применение оборудования и делают его незаменимым во многих отраслях промышленности. Газы, покидающие печь, могут содержать несгоревшие примеси, поэтому обычно после барабанной печи в схеме установки предусматривается камера дожигания. 2 Достоинством барабанных печей является малое содержание пыли в отходящих газах, возможность сжигать отходы с большой зольностью и влажностью Низкая удельная тепловая и массовая нагрузка топочного объёма, разрушение футеровки в процессе работы, высокие капитальные и эксплуатационные затраты. 3 Существуют серийно производимые барабанные печи, предназначенные не только для сжигания осадков сточных вод и твёрдых бытовых отходов, но и для термической переработки нефтешламов, буровых шламов и опасных отходов
Не обеспечивает полной очистки
Для очистки отходящих газов предусматриваются скрубберы или электрофильтры.
Следовательно, необходимы, дополнит устройства. . 4 Необходим дополнительный расход используемых реагентов 5 Многостадийность и сложность технологического процесса 6 Значительная затрата электроэнергии
1.4 Сжиганиепромышленных отходов Американская установка надслоевого горения
В США созданакрупногабаритная установка для надслоевого сжигания горючих отходов спринудительной подачей воздуха в зону горения (рис. 3). Прямоугольная камерасгорания 3 печи, футерованная огнеупорным кирпичом, имеет зазоры 4 дляохлаждения ее воздухом. Днище 2 камеры сгорания, выполненное также изогнеупорного кирпича, наклонено к горизонтали и лежит на песчаном основании 1.В углубленной части камеры расположена клапанная коробка 11, имеющая вверхней части ряд отверстий 10. Насос 12 через трубопровод 13соединяется с резервуаром жидких отходов. Вентилятор 9 напорнымвоздуховодом 7 соединен с коллектором 6, расположенным вдоль стены камерысгорания и заканчивающимся соплом 5 .
В процессе работыустановки отходы подаются насосом в камеру сгорания, где образуется слой, почтицеликом закрывающий днище печи. С помощью легковоспламеняющейся жидкости(бензин, керосин и т.п.) поверхность отходов поджигается. В то же времявключается вентилятор 9; воздух начинает поступать в сопла коллектора идоставляет кислород в зону горения, футерованные стенки камеры сгоранияпостепенно раскаляются и становятся источником излучения, способствующимиспарению летучих компонентов сжигаемых отходов. При правильном регулированииподачи горючих отходов и воздуха сгорание отходов может быть достаточно полным.
Установки такого типаотносительно просты, не требуют сложной предварительной обработки отходов имогут применяться в местах их централизованного сжигания. К недостаткамустановок следует отнести громоздкость, а также неуправляемость процессом привскипании воды под слоем отходов.
/>
Рис. 3. Американскаяустановка надслоевого горения: 1 — песчаное основание; 2 — днище камерысгорания; 3 — камера сгорания; 4 — воздушный зазор; 5 — сопло; 6 — коллектор; 7- напорный воздуховод; 8 — слой жидких отходов; 9 — вентилятор; 10 — отверстия,клапанной коробки; 11 — клапанная коробка; 12 — насос; 13 — трубопровод
Таб. 3. Достоинства инедостатки сжигания ПО в Американской установке надслоевого горения.№ п/п Достоинства Недостатки 1 Установки такого типа относительно просты, не требуют сложной предварительной обработки отходов и могут применяться в местах их централизованного сжигания. Громоздкость установки. 2 Основное достоинство – относительная простота печи (топки, горелки), малая чувствительность к загрязненности и обводненности горючего отхода. Неуправляемость процессом при вскипании воды под слоем отходов. 3 Сжигание с турбулизацией слоя отходов механическими устройствами является более эффективным процессом. Если эти отходы не перемешивать в процессе работы печи, то горение даже при правильном соотношении «воздух-горючее» идет неинтенсивно вследствие низкого уровня тепло- и массообменных процессов; образуются застойные зоны, где возможно расслаивание эмульгированной воды, а это приводит к ее внезапному вспениванию и погашению пламени. 4 При правильном регулировании подачи горючих отходов и воздуха сгорание отходов может быть достаточно полным. С течением времени на днище печи накапливаются несгоревшие твердые примеси, содержащиеся в отходах, а также кокс и частично оплавляющиеся зольные отходы. 5 Простота технологического процесса. По мере увеличения слоя твердых примесей происходит экранирование находящихся ниже жидких горючих отходов от излучения пламени, в результате чего уменьшается степень газификации горючих компонентов, снижается производительность печи и требуется ее остановка для проведения чистки.
1.5. Сжиганиепромышленных отходов в печи Сатору и Накано (Япония)
По мере увеличения слоятвердых примесей происходит экранирование находящихся ниже жидких горючихотходов от излучения пламени, в результате чего уменьшается степень газификациигорючих компонентов, снижается производительность печи и требуется ее остановкадля проведения чистки. Поэтому целесообразнее создавать печи с принудительнымперемешиванием слоя отходов и с механической выгрузкой твердого остатка(рис.4). Японская печь конструкции Сатору и Накано выполнена в виде воздухоохлаждаемойцилиндрической камеры сгорания 2 с узким газоходом 1. Днище 5камеры в центре имеет отверстие, через которое проходит воздухоохлаждаемыйпустотелый вал 8. На конце вала закреплены полые радиальные лопасти 4с отверстиями 3 для выхода воздуха. Лопасти снабжены скребками 11.Для выгрузки золы и кокса в днище печи предусмотрен люк 6. Подачанеобходимого для горения воздуха производится от воздуходувок 9 и 10.
/>
Рис. 4. Печь Сатору иНакано (Япония)
1 — газоход; 2 — камера сгорания; 3 — отверстия для воздуха; 4 – радиальные лопасти; 5 — днище;6 — разгрузочный люк: 7 — привод; 8 — пустотелый вал; 9, 10 — воздуходувки; II- скребки; 12 — воздушные отверстия; 13 — кольцевая полость
Работает печь следующимобразом: на днище 5 относительно тонким слоем заливают отработанное масло иподжигают. Воздух, необходимый для горения, от воздуходувки 9 подается вкольцевую полость 13 и входит в камеру сгорания через отверстия 12в стенках печи. Одновременно с началом горения масла включается механическийпривод 7, передающий вращение на вал.Радиальные лопасти 4 со скребками 11перемешивают и усредняют слой отходов. Воздух, подаваемый от воздуходувки 9,охлаждает вал 8, а также лопасти 4, через отверстия в которыхвыходит в зону газификации, доставляя туда кислород. После прекращения подачиотходов негорючие частицы, зола и кокс перемещаются лопастями к люку 6 ивыгружаются.
Преимущество даннойконструкции перед предыдущей состоит в упорядочении и интенсификации процессасжигания отходов. Металлические детали (лопасти мешалки) охлаждаются воздухом ине подвержены короблению.
Таб. 4. Достоинства инедостатки сжигания ПО в печи Сатору и Накано(Япония)№ п/п Достоинства Недостатки 1 Преимущество данной конструкции состоит в упорядочении и интенсификации процесса сжигания отходов. После прекращения подачи отходов негорючие частицы, зола и кокс перемещаются лопастями к люку и выгружаются. Остаются негорючие частицы. 2 Металлические детали (лопасти мешалки) охлаждаются воздухом и не подвержены короблению Сложная конструкция печи 3 Имеется система с принудительным перемешиванием слоя отходов и с механической выгрузкой твердого остатка Сложность технологического процесса 4 Небольшое число используемых реагентов 5 Повторное использование сырья (в данном случае – масла)
ЧАСТЬ II
2.1 Вступление
Проблема переработки различныхпромышленных и бытовых органических отходов является достаточно актуальной, чтообусловлено постоянным ростом количества этих отходов и, в то же время,отсутствием эффективных способов их переработки с получением ценных продуктов.С учетом сложного химического состава различных органических отходов ирезиносодержащих материалов наиболее перспективными являются методы их комплекснойхимической переработки с целью получения котельного топлива, компонентоввысокооктановых моторных топлив, сырья для промышленности нефтехимического,органического и биохимического синтеза, производства гидро-, тепло- извукоизоляционных материалов, асфальтобетона для дорожного строительства,углеграфитовых материалов, анодной массы для электротермических иэлектрохимических производств.
Решение этой проблемы позволитсущественно расширить сырьевую базу углеводородного сырья, в котором, в связисо значительным сокращением запасов природной нефти, темпов ее разведки, добычии последующей переработки, в последние годы ощущается острый дефицит; решитьэкологическую проблему комплексной и безвредной утилизации резиносодержащих иширокого ассортимента промышленных и бытовых органических отходов; значительносократить расход углеводородного сырья, производимого на базе нефти, бурых икаменных углей, горючих сланцев, природных битумов.
2.2 Общие данные
Динамичный рост паркаавтомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплениюизношенных автомобильных шин. По данным Европейской Ассоциации по вторичнойпереработке шин (ЕТРА) в 2000 году общий вес изношенных, но не переработанныхшин достиг:
в Европе-2,5 млн. тонн;
в США-2,8 млн. тонн;
в Японии-1,0 млн. тонн;
в России-1,0 млн. тонн.
Объем их переработкиметодом измельчения не превышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%)используется как топливо. Вышедшие из эксплуатации изношенные шины являютсяисточником длительного загрязнения окружающей среды: шины не подвергаютсябиологическому разложению; шины огнеопасны и, в случае возгорания, погасить ихдостаточно сложно; при складировании они являются идеальным местом размножениягрызунов, кровососущих насекомых и служат источником инфекционных заболеваний. Вместес тем, амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье:каучук, металл, текстильный корд.
Проблема переработкиизношенных автомобильных шин и вышедших из эксплуатации резинотехническихизделий имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитыхстран мира. Невосполнимость природного нефтяного сырья диктует необходимостьиспользования вторичных ресурсов с максимальной эффективностью, т.е. в местогор мусора мы могли бы получить новую для нашего региона отрасль промышленности- коммерческую переработку отходов. Не менее перспективным методом борьбы снакоплением изношенных шин является продление срока их службы, путемвосстановления. В настоящее время, все известные методы переработки шин можноразделить на две группы:
1. Физический метод
2. Химический метод
Ниже рассмотрим методыпереработки резиносодержащих промышленных и бытовых отходов
2.3 Низкотемпературнаятехнология утилизации
При низкотемпературнойобработке изношенных шин дробление производится при температурах -60 град.С…-90 град. С, когда резина находится в псевдохрупком состоянии. Результатыэкспериментов показали, что дробление при низких температурах значительноуменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля отрезины, повышает выход резины. Во всех известных установках для охлаждениярезины используется жидкий азот. Но сложность его доставки, хранения, высокаястоимость и высокие энергозатраты на его производство являются основнымипричинами, сдерживающими в настоящее время внедрение низкотемпературнойтехнологии. Для получения температур в диапазоне -80 град.С… -120 град.Сболее эффективными являются турбохолодильные машины. В этом диапазонетемператур применение турбохолодильных машин позволяет снизить себестоимостьполучения холода в 3-4 раза, а удельные энергозатраты в 2-3 раза по сравнению сприменением жидкого азота. Технология не внедрена. Производительность линии6000 т/год.
/>Описание технологической линии:
Изношенные автомобильныешины подаются в машину для удаления бортовых колец. После этого шины поступаютв шинорез и далее в ножевую роторную дробилку. Затем следует магнитныйсепаратор и аэросепаратор. Для охлаждения порезанные и предварительно очищенныекуски резины подаются в холодильную камеру, где охлаждаются до температуры -50град.С...-90 град.С. Холодный воздух для охлаждения резины подается отгенератора холода воздушной турбохолодильной машины. Далее охлажденная резинапопадает в роторно-лопаточный измельчитель, откуда она направляется наповторную очистку в магнитный сепаратор и аэросепаратор, где отбираетсярезиновая крошка менее 1 мм… 0,5 мм, а также более крупная и затаривается вмешки и отправляется к заказчику.
2.4 Бароденструкционнаятехнология
Технология основана наявлении «псевдосжижения» резины при высоких давлениях и истечении еёчерез отверстия специальной камеры. Резина и текстильный корд при этомотделяются от металлического корда и бортовых колец, измельчаются и выходят изотверстий в виде первичной резино-тканевой крошки, которая подвергается дальнейшейпереработке: доизмельчению и сепарации. Металлокорд извлекается из камеры ввиде спрессованного брикета. Производительность линии 6000 т/год. В настоящеевремя реализованы и успешно работают 2 перерабатывающих завода:«Астор»(Пермь), ЛПЗ(Лениногорск, Татарстан)
Описание технологическойлинии:
/>
Автопокрышка подаётся подпресс для резки шин, где режется на фрагменты массой не более 20 кг. Далее куски подаются в установку высокого давления.
В установке высокогодавления шина загружается в рабочую камеру, где происходит экструзия резины ввиде кусков размерами 20-80 мм и отделение металлокорда.
После установки высокогодавления резинотканевая крошка и металл подаются в аппарат очистки брикетов дляотделения металлокорда (поступает в контейнер) от резины и текстильного корда,выделение бортовых колец. Далее остальная масса подаётся в магнитный сепаратор,где улавливается основная часть брекерного металлокорда. Оставшаяся массаподаётся в роторную дробилку, где резина измельчается до 10 мм.
Далее вновь вкордоотделитель, где происходит отделение резины от текстильного корда иразделение резиновой крошки на две фракции:
· менее 3 мм;
· от 3 до 10 мм.
Отделившийся от резинытекстильный корд поступает в контейнер. В случае если резиновая крошка фракциейболее 3 мм интересует потребителя как товарная продукция, то она фасуется вбумажные мешки, если нет, то она попадает в экструдер-измельчитель. Послеизмельчения вновь в кордоотделитель. Текстильный корд — в контейнер, арезиновая крошка — в вибросито, где происходит дальнейшее её разделение на трифракции: I — от 0,3 до 1,0 мм; II — от 1,0 до 3,0 мм; III — свыше 3,0 мм.
Фракция резиновой крошкиболее 3 мм возвращается в экструдер-измельчитель, а резиновая крошка I и IIфракции отгружается покупателю.
2.5 Полностьюмеханическая переработка
В основу технологиипереработки заложено механическое измельчение шин до небольших кусков споследующим механическим отделением металлического и текстильного корда,основанном на принципе «повышения хрупкости» резины при высокихскоростях соударений, и получение тонкодисперсных резиновых порошков размеромдо 0,2 мм путем экструзионного измельчения полученной резиновой крошки.Производительность линии 5100 т/год.
Описание технологическойлинии:
/>
Технологический процессвключает в себя три этапа:
· предварительнаярезка шин на куски;
· дробление кусковрезины и отделение металлического и текстильного корда;
· получениетонкодисперсного резинового порошка.
На первом этапетехнологического процесса поступающие со склада шины подаются на участокподготовки шин, где они моются и очищаются от посторонних включений. Послемойки шины поступают в блок предварительного измельчения — агрегатытрехкаскадной ножевой дробилки, в которых происходит последовательноеизмельчение шин до кусков резины, размеры которых не превышают 30х50 мм.
На втором этапепредварительно измельченные куски шин подаются в молотковую дробилку, гдепроисходит их дробление до размеров 10х20 мм. При дроблении кусковобрабатываемая в молотковой дробилке масса разделяется на резину, металлическийкорд, бортовую проволоку и текстильное волокно. Резиновая крошка с выделеннымметаллом поступает на транспортер, с которого свободный металл удаляется спомощью магнитных сепараторов и поступает в специальные бункеры. После металлическиеотходы брикетируются.
На третьем этапе кускирезины подаются в экструдер-измельчитель. На этой стадии обработки происходитпараллельное отделение остатков текстильного волокна и отделение его с помощьюгравитационного сепаратора от резиновой крошки. Очищенный от текстиля резиновыйпорошок подается во вторую камеру экструдера-измельчителя, в котором происходитокончательное тонкодисперсное измельчение.
По выходу из экструдера — в вибросито, и где осуществляется рассев порошка на 3 фракции: 1-ая фракция-0,5...0,8 мм; 2-ая фракция — 0,8...1,6 мм;
3-яя дополнительная фракция — 0,2...0,45 мм (поставка по заказу);
Сравнение вышеназванныхтехнологических линий по затратам электроэнергии и по выходу товарногопродукта.
/>
/>
2.6 Новейшаятехнология
Золотая медаль 26-гоМеждународного салона изобретений, прошедшего весной 2000 года в Женеве,присуждена способу озонной переработки изношенных шин, предложенному группойроссийских ученых и инженеров. Суть технологии — в «продувании»озоном автомобильных покрышек, что приводит в полному их рассыпанию в мелкуюкрошку с отделением от металлического и текстильного корда. При этом новаятехнология значительно экономнее всех существующих и, кроме того, абсолютноэкологически безвредна — озон окисляет все вредные газообразные выбросы. ВРоссии созданы две опытные озонные установки, их суммарная производительность — около 4 тыс. тонн резиновой крошки в год.
Возможные направленияиспользования резиновой крошки:
· порошковая резинас размерами частиц от 0,2 до 0,45 мм используется в качестве добавки (5...20%)в резиновые смеси для изготовления новых автомобильных покрышек, массивных шини других резинотехнических изделий. Применение резинового порошка свысокоразвитой удельной поверхностью частиц (2500-3500 см²/г), получаемойпри его механическом измельчении, повышает стойкость шин к изгибающимвоздействиям и удару, увеличивая срок их эксплуатации;
· порошковая резинас размерами частиц до 0,6 мм используется в качестве добавки (до 50...70%) приизготовлении резиновой обуви и других резинотехнических изделий. При этомсвойства таких резин (прочность, деформируемость) практически не отличаются отсвойств обычной резины, изготовленной из сырых каучуков;
· порошковую резинус размерами частиц до 1,0 мм можно применять для изготовления композиционныхкровельных материалов (рулонной кровли и резинового шифера), подкладок подрельсы, резинобитумных мастик, вулканизованных и не вулканизованных рулонныхгидроизоляционных материалов;
· порошковая резинас размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм применяется в качестве добавки длямодификации нефтяного битума в асфальтобетонных смесях.
Следует привестинекоторые результаты исследования ее влияния на эксплуатационные свойстваасфальтобетона. При исследовании изучалось влияние количество вводимой васфальтобетонную смесь резиновой крошки по количеству и размерам частиц натрещиностойкость асфальтобетона и коэффициент сцепления колеса автомобиля споверхностью проезжей части дороги.
1. Установлено, чтоприменение резиновой крошки в асфальтобетоне в два раза повышает коэффициентсцепления на мокром покрытии. На сухом покрытии существенных изменений нет.
2. При использованиирезиновой крошки от 0 до 1.0 мм трещиностойкость возрастает на 30 процентов. Суменьшением размера частиц трещиностойкость увеличивается. Особенно эффективноприменение частиц крошки от 0.14 мм и меньше. Частицы меньше 0.08 за времяперемешивания распадаются, составляющие модифицируют битум, улучшая егосвойства.
3. При небольшихразмерах частиц крошка распределяется по массе асфальтобетонной смеси болееравномерно повышая упругую деформацию при отрицательных температурах.
4. Объем дробленойрезины в составе таких усовершенствованных покрытий yдолжен составлять около 2%от массы минерального материала, т.е. 60...70 тонн на 1 км дорожного полотна. При этом срок эксплуатации дорожного полотна увеличивается в 1,5 — 2 раза.
2.7 Восстановление шин
Вдумайтесь, само по себе,шинное производство — одно из самых энергоемких — постоянно наращиваетмощности. Уничтожение отработавших шин, пиролизом, описанным выше, еще болееэнергоемко, а для сжигание 3-4 тыс. покрышек требуется такое же количествокислорода, какое поглощает небольшой европейский городок за месяц. Как это непокажется странным, но среди фирм, занимающихся восстановлением покрышек,лидируют шинные заводы.
Существует несколькотехнологий восстановления изношенного протектора. Наиболее распространенынарезка и горячая вулканизация специальной гладкой ленты с одновременнымформированием рисунка (этот процесс был хорошо известен у нас в стране как«наварка»).
Однако, самые большиенадежды и перспективы связаны на сегодняшний день именно с «холодной»(при температурах до 100С) вулканизацией с применением лент с заранеенанесенным рисунком. В большинстве случаев для этого используется лента, равнаяразмерам основных типов покрышек. Специальный станок растягивает резиновоекольцо и надевает его на подготовленный бреккер.
Процесс восстановления:
Процесс начинается свизуального контроля, в результате которого отсеиваются покрышки с видимымидефектами. Затем следует проверка шины под давлением, после которой колесопоступает на участок, где с него снимаются остатки старого протектора.
После устранения мелкихдефектов, вскрытых после снятия старого протектора, осуществляется процессподготовки каркаса к обработке клеем. Затем наносится клей, в состав котороговходят вещества, активизирующие процесс вулканизации, и прокладочная лента, посоставу напоминающая сырую резину. После всех этих операций на шинунакладывается протектор фирмы «Эллерброк».
Следующий этап — закладкаколеса в оболочки, называемые энвелопами. Полученный «бутерброд»подается в автоклав, где при температуре чуть ниже +100С происходит«холодная вулканизация». На финишных же операциях осуществляетсяпроверка покрышки под давлением и придание колесу товарного вида.
В России по технологии холоднойвулканизации работают: ООО “Скай”, дилер германской компании Vergolst вСеверо-Западном регионе, Чеховский шиновосстановительный завод (ЧШЗ);«Совтрансавто-Брянск», работающий по технологии американской компанииBandag; завод РТИ (г. Копейск).
Для примера, цена одногонового колеса карьерного самосвала (в зависимости от грузоподъемности)составляет 8000$ — 20000$, а восстановление методом холодной вулканизацииобходится в 2 — 5 раз дешевле. Шины легковых автомобилей, в виду их большегораспространения и при том значительно меньшей стоимости, восстанавливать невсегда выгодно, поэтому целесообразно их утилизовывать для получения гранулятаили использывать их как вторичный энергоресурс.
Заключение
Немногие, наверное,смогли бы отказаться от всех тех благ и удовольствий, которые«подарила» нам цивилизация. Но еще меньше людей, которые никогда незадумывались о том, чем кончится такое неоправданное растрачивание природныхресурсов, чем мы, в конце концов, заплатим за наши автомобили, комфортабельныеквартиры, чудеса техники. И не существует никакого оправдания, потому что вкаком бы ужасном состоянии не находилась сейчас окружающая среда, есть способыпредотвращения экологической катастрофы, которая грозит всему человечеству. Ипренебрежительное отношение к этим путям спасения — ни что иное, какпреступление.
Говоря о проблемепромышленных отходов, хочется еще раз напомнить о том, что на первом месте поприоритетности стоит проблема охраны окружающей природной среды и здоровьянаселения, а не те деньги, которые могли бы сэкономить предприятия, используябесплатные производственные отходы вместо дорогого природного сырья.
Источники информации
1. Научно-техническийпортал www.NTRO.COM
2. www.recyclers.ru
3. www.Ecologylife.ru
4. А.Н. Голицын«Промышленная экология и мониторинг окружающей среды».