Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Иркутскийгосударственный технический университет
Факультеткибернетики
Кафедраавтоматизированных систем
Допускаю к защите
Руководитель______________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к производственной практике
Выполнил студент группы МЭИ04-1
Абраменок Е.А
Нормоконтролер
_____________________
Проект защищен
с оценкой ____________
ИРКУТСК-2007
1. Описание исследуемого предприятия
1.1 Историческая справка об ОАО “АнгарскаяНефтехимическая Компания”
В 2003 году Ангарская нефтехимическая компания отметиласвое пятидесятилетие. История комбината началась в 1953 году, когда былразожжен первый газогенератор № 13.
Первоочередными объектами нового комбината стали — ТЭЦ-1,заводы полукоксования, ремонтно-механический.
1960-й — год рождения нефтеперерабатывающего завода.Вышла на режим его первая установка АВТ-2.
С 1963-го года на завод стала поступать первая нефть поновому трубопроводу Туймазы-Ангарск.
1966 год — в строй действующих вступает комплексбутиловых спиртов.
Ангарский комбинат награжден орденом Трудового КрасногоЗнамени.
В 1967 году на предприятии организованы опытный завод изавод товаров народного потребления. Тогда же была разработана технология повыпуску стирального порошка.
В январе 1968 года на азотно-туковом заводе осуществленпуск производства гранулированного карбамида. Лучшей продукции комбинатаприсвоили государственный Знак качества.
В 1976 году АНХК награждена орденом Ленина.
25 декабря 1978 года на НПЗ получены первые тоннывысокооктанового компонента для бензина АИ-93.
К 1983 году 49 продуктов АНХК удостоены Знака качества.
С 1962 по 1985-й годы участниками ВДНХ СССР стали 179новаторов. Девять из них удостоены золотых медалей, двадцать семь — серебряных,сто шестнадцать — бронзовых.
Сегодня Ангарская нефтехимическая компания производитболее 200 наименований продукции нефтепереработки и нефтехимии.
С января 2001-го осуществлен переход только на выпускнеэтилированных бензинов.
В 2001 году АНХК вошла в составвертикально-интегрированной нефтяной компании ЮКОС вместе с предприятияминефтепродуктообеспечения:«Иркутскнефтепродукт»,«Братскнефтепродукг»,«Ангарскнефтепродукт», «Бурятнефтепродукт»,«Нефтемаркет» (Чита).
Интеграция в холдинг позволила наладить стабильныепоставки нефти, совершенствовать оперативное управление производственнымпроцессом, решать вопросы перспективного развития.
В мае 2007 года ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»была интегрирована в НК «Роснефть» в результате победы на аукционе по продажеимущества ОАО НК «ЮКОС», проводившегося в рамках процедуры банкротства этойкомпании.
В том числе госкомпания «Роснефть» стала собственникомОАО «Ангарский завод полимеров», ОАО «Ангарскнефтепродукт», ЗАО«Иркутскнефтепродукт», ОАО «Ангарский институт по проектированию предприятийнефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности»(«Ангарскнефтехимпроект»).
1.2 Географическое положение предприятия
ОАО «АНХК» по географическому расположению находится вцентре Сибири. Продукция предприятия — около 120 наименований с учетом марок исортности — отгружается во все концы страны и за рубеж. Нефтепроводом АК«Транснефть» ОАО «АНХК» связано с месторождениями нефти Западной Сибири. Нефтьна переработку поступает также железнодорожным транспортом из Якутии и северныхрайонов Иркутской области. Про-дуктопроводами ОАО «АНХК» соединено с комплексомпо производству по-ливинилхлорида (г. Саянск) и Иркутским аэропортом.
1.3 Направление деятельности предприятия
ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (ОАО «АНХК») — крупнейшее предприятие Восточной Сибири по переработки нефти и выпуску нефтепродуктов.Первые установки запущены в эксплуатацию в 1953 году. В состав ОАО «АНХК» входятнефтеперерабатывающий и химический заводы, товарно-сырьевое производство. Дочерниепредприятия ОАО «АНХК» — ОАО «Ангарский завод катализаторов и органическогосинтеза», ОАО «Ангарский ремонтно-механический завод», ОАО «Ангарскоеуправление энергосистем».
С 2001 года в компании активно ведется реконструкция имодернизация действующих производств и запуск новых. Введены в эксплуатациюпроизводства малосернистого дизельного топлива, вторые потоки производствамасел. В 2003 году проведена модернизация блока каталитического крекингаустановки ГК-3 с освоением новой технологии проведения каткрекинга впрямоточном реакторе, открыт цех по фасовке масел в мелкую тару. В 2005 году начатареализация проектов по строительству установки изомеризации легких бензиновыхфракций, реконструкции установки по производству серной кислоты.
Специалистами ОАО «АНХК» совместно с ОАО«Самаранефтехимпроект", ОАО «Ангарскнефтехимпроект» и американской фирмойUOP разработана программа стратегического развития ОАО АНХК до 2010 года.
Основные цели Программы развития предусматривают углублениепереработки нефти, достижение качества продукции европейского уровня; повышениеустойчивой работы производств и снижение эксплуатационных рисков; обеспечениеэкологической, пожарной и внутриобъектовой безопасности производств.
В компании освоены новые виды продукции: бензин АИ-98,дизельное топливо экологически чистое с низким содержанием серы, модифицированныйбитум, 13 новых марок товарных масел, в том числе фасованные масла «Ю-ТЕК».Всего в компании выпускается более ста видов продукции, которая находит сбыт практическиво всех районах от Урала до Тихого океана, и далее за рубежом – в Японии, Китае,Монголии, Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии.
Высокие потребительские характеристики имеет кокс,выпускаемый на ОАО «АНХК». Он широко используется в алюминиевой промышленности.
Особый подход у компании – в решении природоохранныхзадач. В компании разработана и действует долгосрочная программа по снижениювыбросов-сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
За высокое качество выпускаемой продукции, реализациюприродоохранных проектов компания неоднократно награждалась медалями и дипломамивсероссийских выставок.
1.4 Перечень выпускаемой продукции
Продукция, выпускаемая на ОАО АНХК
Нефтеперерабатывающий завод
5 августа 1960 года вышла на технологический режим перваянефтеперерабатывающая установка АВТ-2 с проектной мощностью 1,5 млн. тонн вгод. Сегодня в составе НПЗ 4 установки по первичной переработке (АВТ-2, ЭЛОУАВТ-6, АТ ГК-3, ЭЛОУ АВТ-3), 7 установок по вторичной переработке нефти.Начиная с 2001 года осуществляется последовательная модернизация основных производственныхустановок — Л-35/11-1000, АТ ГК-3, КК ГК-3, Л-24/6, что позволило наладитьвыпуск новой, пользующейся спросом продукции. Сегодня она с успехом реализуетсяв Иркутской области, Бурятии, Дальнем Востоке. Крупнейшие потребители продукцииНПЗ: Братский ЦБК, Усть-Илимский ЛПК, Владивостокавиа, Красноярские авиалинии,ОГУП «Дорожная служба Иркутской области» и другие. Кроме того, продукция НПЗ поставляетсяв Монголию (бензины, дизельное топливо, авиакеросин, мазут топочный, масла),Китай (масла), Сингапур (мазут топочный), Японию (мариндизель), Корею и другиестраны. Общий объем экспортируемой с АНХК продукции ---.приблизительно 2,6 млн.тонн. в год.
Бензины автомобильные
Аи-76, Аи-80, Аи-92, Премиум- 95, Супер- 98
Применяются в качестве топлива для карбюраторных имотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения.
Топлива дизельные: зимнее, летнее.
Применяются для быстроходных дизельных и газотурбинныхдвигателей наземной и судовой техники.
Топливо дизельное экологически чистое.
Применяется для быстроходных дизельных и газотурбинныхдвигателей наземной и судовой техники в крупных городах и курортных зонах.
Топлива для реактивных двигателей
Применяются для воздушно-реактивных двигателей.
Битумы нефтяные (строительные, кровельные, дорожныевязкие, модифицированные).
Применяются для строительных работ в различных отрасляхнародного хозяйства.
Кокс электродный для алюминиевой промышленности.
Применяется в электродной, алюминиевой, абразивной идругих отраслях отечественной промышленности.
Завод масел
Моторные масла.
Моторные масла для автотракторных дизелей марок:
М-10В2 – для смазывания автотракторных дизелей СДМ-14,А-41, Д-50, Д-37М
М-8Г2 и М-10Г2 –- для смазывания автотракторных дизелейбез наддува или с умеренным наддувом
М-10Г2 применяют также для смазывания высокооборотныхстационарных дизелей и дизель-генераторов.
М-8Г2к и М-10Г2к специально для двигателей КАМАЗ– дясмазывания автотракторных дизелей Д-240, СМД-60, СМД-62, ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-238НБ идругих высокофорсированных дизельных двигателей
М-8-ДМ и М-10ДМ – для смазывания высокофорсированныхдизелей при эксплуатации
Моторные универсальные масла марок:
М-8В используют всесезонно в среднефорсированныхбензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей с периодичностью заменыдо 18 тыс. км пробега, а также как зимнее масло для среднефорсированныхавтотракторных дизелей.
М-6з/10В применяют всесезонно в среднефорсированныхбензиновых двигателях и безнаддувных дизелях.
Моторные универсальные масла Ютек Супердизель марок SAE5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-40, SAE 15W-40 предназначены для эксплуатации,типичной для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов илегких грузовиков, а также для использования в быстроходных четырехтактныхдизелях. Особенно эффективны при напряженной эксплуатации шоссейных грузовиков.
Моторные универсальные масла Ютек Навигатор (U-techNavigator) марок SAE 10W-30, SAE 5W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-40 ,SAE 10W-40предназначены для всесезонной эксплуатации в высокофорсированных бензиновыхдвигателях легковых автомобилей с принудительным впрыском без наддува и ввысокофорсированных дизельных двигателях легковых автомобилей, микроавтобусов илегковых автомобилей отечественного и зарубежного производства, в руководствепо эксплуатации которых предписано применение масел данного уровня качества.
Моторные универсальные масла Ютек Сити (U-tech City)марок SAE 5W-30, SAE 10W-30, SAE 15W-40, SAE 20W-40, SAE 10W-40 предназначеныдля всесезонной эксплуатации в высокофорсированных бензиновых двигателяхавтомобилей ВАЗ, Москвич и других моделей легковых автомобилей отечественногопроизводства, в руководстве по эксплуатации которых предписано применение маселданного уровня качества.
Моторное универсальное синтетическое масло Ютек Систем(U-tech System) применяют в новейших высокофорсированных бензиновых двигателях,в дизелях с турбонаддувом легковых автомобилей последнего поколения и легкихгрузовиков европейского, американского и японского производства во всехклиматических зонах.
Моторное универсальное всесезонное полусинтетическоемасло Ютек Энерджи (U-tech Energy) применяют в современных высокофорсированныхс наддувом бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и легкихгрузовиков последнего поколения европейского, американского и японскогопроизводства выпуска после 1997 года
Моторные масла для судовых, тепловозных и других дизелеймарок:
М-14В2 — используют для смазывания двух- и четырехтактныхтепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации надистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5%, а также двигателейкарьерных самосвалов.
М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС, М-16Г2ЦС — обладают хорошейвлагостойкостью и малой эмульгируемостью с водой. Применяют для смазыванияглавных и вспомогательных высокофорсированных тронковых дизелей судов морского,транспортного, промыслового и речного флотов. Допущены к применению зарубежнымидизелестроительными фирмами.
М-14ДЦЛ20, М-14ДЦЛ30 — обладают хорошей влагостойкостью ималой эмульгируемостью с водой. Применяют для смазывания среднеоборотныхтронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочнойсистемой. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.
ТРАНСМИССИОННЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАСЛА
Трансмиссионное масло ТСп-15к
Единое масло для коробки передач и главной передачи(двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатымиколесами) автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей.
Трансмиссионные масла Ютек Кинетик (U-tech Kinetic)
Применяют в умеренных и жестких условиях эксплуатации взадних и передних мостах с гипоидными типами передач, раздаточных коробках иредукторах рулевого управления легковых автомобилей ВАЗ и другой технике, гдетребуется применение масел указанного уровня качества
Трансмиссионное масло Ютек Форвард (U-tech Forward)применяют для всесезонной эксплуатации коробок передач автомобилей всех моделейотечественных и зарубежных марок, а также для первой заправки переднеприводныхмоделей при сборке автомобилей ВАЗ. Идеальный выбор для переднеприводныхавтомобилей ВАЗ моделей с 2108 по 2110.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА
Турбинное масло Тп-22С применяется для смазыванияподшипников и вспомогательных механизмов турбоагрегатов, а также в системахуплотнения и регулирования в качестве гидравлической жидкости и уплотняющейсреды.
Трансформаторное масло ГК — благодаря высоким эксплуатационнымсвойствам масло ГК рекомендовано в электрооборудовании высших классовнапряжения. Низкая температура застывания (не выше минус 45 0С) позволяетиспользовать масло ГК при низких температурах окружающей среды (для северныхрайонов).
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА
Индустриальные масла общего назначения марок И-12А,И-20А, И-30А, И-40А, И-50А применяют в качестве рабочей жидкости вгидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов;для смазывания легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющихкачения и скольжения станков; в гидравлических системах промышленногооборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытомвоздухе (особенно масло И-20А).
Индустриальные масла для гидравлических систем марокИГП-1, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49 характеризуются улучшенными антиокислительными ипротивоизносными свойствами и предназначены для смазывания высокоскоростныхкоробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач,вариаторов, электромагнитных и зубчатых муфт, подшипниковых узлов, направляющихскольжения и качения, применяемых для смазывания станочного, прессового ипрочего промышленного оборудования.
Масло гидравлическое МГ-15-В типа ВМГЗ
Предназначено для использования в качестве рабочейжидкости систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных,лесозаготовительных, подъемно-транспортных, сельскохозяйственных и другихмашин. Масло обеспечивает работу оборудования при рабочей температуре масла отминус 35 0С до плюс 90-100 0С.
УПАКОВКА
Упаковка масел в 216-л бочки, а также фасовка в канистрыиз полимерных материалов:
масел ЮТЕК в 1-л и 5-л канистры
масел марок М-8В, М-8(10)Г2к, М-8(10)-ДМ, ЮтекСупердизель в 5-л и 20-л канистры
Химический завод
Нефтехимия как одно из основных направлений деятельности комбинатаберет начало с пуска производства метанола в 1954 году. На сегодняшний день в составехимического завода работают четыре основных блока: производство серной кислоты,бутиловых спиртов, метанола-ректификата, аминов. Ряд внедряемых бизнес-проектовнаправлен на дальнейшее развитие производств.
Спирты бутиловые
Применяются в лакокрасочной промышленности для синтезаразличных органических продуктов, в производстве реактивов.
Серная кислота
Имеет широкий спектр применения: для производства кислот,очистки некоторых нефтепродуктов, в производстве искусственного волокна и др.
Метанолы
Применяются в качестве экстрагирующего средства дляизвлечения органических кислот, в качестве исходного продукта для получениясинтетических продуктов.
Метиламины
Применяются для производства поверхностно-активныхвеществ, ионообменных смол, лекарственных препаратов, средств борьбы снасекомыми и грызунами и других сложных органических веществ.
1.5 Место выпускаемой продукции на рынке
Продукция АНХК с успехом реализуется в Иркутской области,Бурятии, Дальнем Востоке. Крупнейшие потребители продукции НПЗ: Братский ЦБК,Усть-Илимский ЛПК, Владивостокавиа, Красноярские авиалинии, ОГУП «Дорожнаяслужба Иркутской области» и другие. Кроме того, продукция НПЗ поставляется вМонголию (бензины, дизельное топливо, авиакеросин, мазут топочный, масла ),Китай (масла), Сингапур (мазут топочный), Японию (мариндизель), Корею и другиестраны. Общий объем экспортируемой с АНХК продукции приблизительно 2,6млн.тонн. в год.
2.Организационная структура предприятия
2.1 Существующая структура ОАО “АНХК”
/>
Дочерние предприятия:
1. ОАО АУЭС (Ангарское управление энергосистем).
2. ОАО АЗК и ОС (Ангарский завод катализаторов иорганического синтеза).
3. ОАО ВОСТСИБМАШ (Рем.мех.завод).
Смежные предприятия:
ОАО АЗП (Ангарский завод полимеров).
ОАО АНХРС (Ангарск Нефтехимремстрой).
2.2 Структура исследуемого подразделения
Существующая структура УИТ ОАО «АНХК»