Семыкина Е. Н.
Еслибытие лишено всякого внутреннего смысла, если субъективные человеческие желаниясуть единственный разумный критерий для практической ориентировки человека вмире, то с какой стати должен я признавать какие-либо обязанности и не будет лимоим законным правом простое эгоистическое наслаждение жизнью, бесхитростное иестественное «carpe diem»?
С.Л. Франк «Этика нигилизма»
Пришловремя, когда и государство и общество осознали необходимость серьезнойкомплексной разработки темы гражданского становления школьника в изменившихсяусловиях. Сразу необходимо выделить важное обстоятельство. Распространеномнение, что, гражданское, нравственное воспитание в школе это избыточнаяроскошь, то есть нужно научить читать, писать, считать, изучить иностранныеязыки, а уж все остальное как получится, а если получится, то хорошо, а нет –так что же делать (жизнь научит). Мы уверены, что это неверный подход, а вомногом вредный. Становление гражданско-нравственной позиции – необходимость нетолько нравственная, но и стратегическая и экономическая. Большое количествосоциальных и экономических проблем можно снять, если каждый человек осознаетсвои интересы, сообразуя их с интересами других людей и общества в целом.Поймет, что его жизнь и благополучие напрямую зависят от политического иэкономического состояния государства и развития гражданских институтов вобществе и эти институты необходимо развивать.
Гражданскаяпозиция базируется на определенных нравственных качествах: таких какмилосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личноедостоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствоватьих становлению.
Но,испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания инасаждения «разумного, доброго, вечного», что, как правило, приводило котрицательному результату, наше общество и в частности педагогическоесообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самоеопасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества(а подразумевалось — навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет,мы получили практический результат этих недальновидных выводов: ростпреступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег инаживы начинает раздражать даже самых рациональных.
Нынешнееположение стабилизирует, во-первых, то, что воспитательную функцию, упущеннуюшколой, взяла на себя семья (хотя известно в каком критическом положенииоказались семьи; и как сложно уделять внимание воспитанию во времена перемен,когда происходит социальный слом). И, во-вторых, то, что опытные, мудрыепедагоги-практики несмотря ни на что продолжали воспитательную работу постановлению нравственных качеств у школьников, хотя она часто проходилабессистемно.
Очевидно,что сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, таккак в новых, изменившихся социальных условиях даже прекрасно разработанныевоспитательные системы дают сбои из-за несоответствия социальных условий ицелей. Так происходит с системой Антона Семеновича Макаренко, например, потомучто она разрабатывалась и писалась в определенных социальных условиях и ставилаопределенные воспитательные цели. В наше время и условия и цели изменились. Такпроисходит и с другими известными воспитательными системами.
Задачасовременной науки привлечь весь предыдущий опыт и учитывая новые условия датьшколе теоретические разработки для успешного преодоления сложностей. Но ипрактически нельзя упустить ситуацию, так как каждый год школа выпускает вбыстро меняющуюся жизнь молодых людей и чтобы сохранить стабильность в обществеу этих ребят должны быть четкие моральные ориентиры и ясная гражданскаяпозиция.
Врамках городской экспериментальной площадки «Жизнедеятельность образовательногоучреждения как сфера нравственно-этического становления и развития личности»работают разные школы со своими особенностями, среди которых история школы, ееместорасположение, сложившийся педагогический коллектив, состав детей и т.д.Изначально с каждой школой были обсуждены условия и задачи в экспериментальномполе. И каждый коллектив определил свои задачи в деятельности площадки.
Основнымнаправлением работы для всех школ на первом этапе было проведение диагностики.Любое исследование предполагает глубокий анализ объекта исследования. Длядиагностики были отобраны уже заслужившие признание педагогов тесты: размышляемо жизненном опыте (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой);адаптированный вариант теста «размышляем о жизненном опыте» для младшихшкольников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым);методика «изучения мотивов участия школьников в деятельности»;методика «репка»; методика «цветик — семицветик»; методика «пословицы». Нашейгипотезой было то, что комплексное использование данных тестов и методик вопределенном временном промежутке с определенными интервалами для разныхвозрастных групп даст достаточно полную картину состояния нравственных игражданских качеств школьников.
Известно,что до сих пор существуют разные точки зрения на диагностику по выявлениюкачеств личности. Многие ученые считают, что невозможно количественно оценитьвоспитанность. А есть серьезные разработки по мониторингу именно количественныхпоказателей воспитанности. Но каждому исследователю необходимо опираться надостоверную диагностическую базу. В ходе эксперимента предполагается создатьметодику применения комплекса тестов для диагностики с созданием в случаенеобходимости дополнительных тестовых материалов и методики. Эта задача былапроработана в течение года и данная работа продолжается. Она дает интересныерезультаты. Кроме того, перед нами стоит задача разработать рекомендации поразвитию и коррекции личностных качеств школьников в зависимости от результатовдиагностики.
Кроменравственных и формируемых на их основе гражданских качеств необходимосформировать у школьников и психологические качества, которые на наш взгляд,будут закреплять нравственные качества — это устойчивость и эмпатия.Игнорирование психологического механизма развития личности не позволит считатьпроводимое исследование достоверным.
Эмпатия«… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другойличностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мирдругого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительностьк меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью,деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означаетулавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попыткивскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказатьсятравмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своихвпечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам… …Может быть, этоописание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает бытьответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким»
Мыстоим на плечах прежних поколений, личность развивается и формируется подвлиянием этического просвещения, в процессе которого человек получаетопределенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Вэтом случае авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионалавысокой квалификации, образцы его поведения служат гражданскому и нравственномувоспитанию школьников. Поэтому в рамках площадки читается курс лекций дляучителей, воспитателей, методистов, руководителей школ. И проводится серьезнаяметодическая поддержка в форме постоянно действующего семинара.
Мыуверены, что гражданско-нравственное воспитание и самовоспитание какосознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высокихнравственных качеств и преодоление недостатков в нравственной сфере, крайненеобходима современному обществу как одна из главных стратегических задач.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru