Содержание. Стр. I. Введение. II. Административная юстиция России: 1. История становления. 2. Основные черты. III. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений: 1. Процессуальные особенности дел. 2. Дела по защите избирательных прав граждан. 3. Дела по жалобам на действия государственных органов.
4. Дела о признании нормативных актов противоречащими закону. IV. Заключение. V. Список литературы. I. Введение. Сегодня много говорят и пишут о необходимости перехода к рыночным отношениям, формирования правового государства, становления демократических традиций, институтов и норм. Хотя в Конституции в ст. 1 провозглашено, что "
Россия есть демократическое правовое государство", это лишь цель, к которой необходимо стремиться. А в правовом государстве организована и действует система "административной юстиции". Проблема взаимоотношений гражданина с властью и её структурами занимала общество с незапамятных времён. Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения государства и личности, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, а благо народа представлять
высший закон для государства. Однако практика не соответствует высоким идеалам и обычно упирается в выгоду для государства, отдельных его слоёв, облеченных публичной властью. В правовом государстве гражданин должен быть защищён от произвола администрации. Визитная карточка правовой жизни – правовые акты. В повседневной жизни граждане сталкиваются не с правом вообще, а с правовыми актами, которых множество.
Последние выступают основной составной частью правовой жизни, представляют собой важнейшие средства удовлетворения интересов субъектов. В правовой жизни немало результатов откровенных правонарушений – неконституционные нормы общефедеральных и региональных законов, указов президента, постановлений правительств, многочисленные противозаконные предписания местных чиновников и т.д. Современная политическая жизнь общества характеризуется выборностью основных органов власти и местного
самоуправления на всех уровнях: от Президента России и Государственной Думы до органов местного самоуправления. Но и здесь нередко нарушаются права граждан. Все перечисленные выше сферы жизни общества непосредственно касаются каждого гражданина России. Необходимость судебного контроля за действиями органов исполнительной и законодательной власти вытекает из разделения властей как основного начала государственного устройства
в современной России. Отсюда и актуальность выбранной темы. II. Административная юстиция России: 1. История становления. Ещё в средние века в Англии было допущено предъявление иска "к короне", т.е. к королю, его чиновникам. Гордая формула: "Англичане управляются законом и только законом" – долгие столетия была объектом зависти для Европы и, естественно, России.
После Великой Французской революции идея административной юстиции начала распространяться в Европе и стала повсеместной, не избежав, однако, существенных национальных различий. В России система административной юстиции начала создаваться в конце XIX века. Первой инстанцией являлись смешанные губернские присутствия, рассматривающие строго ограниченный круг административных дел (налоговые, о дорожной повинности, о нарушении полицейских постановлений).
Многие дела через присутствия не проходили, а рассматривались второй и последней инстанцией, департаментом Сената. Судебный порядок отсутствовал, господствовал письменный принцип. Сенаторы назначались из "особ первых трёх классов", причём не требовалось ни практического стажа, ни образования. Попытка Временного правительства создать административную юстицию не удалась. Революция 1917 г. смела всю буржуазную правовую систему до основания.
Однако почти сразу возникла потребность в организации судов для рассмотрения уголовных и гражданских дел, а чуть позже и органов, которые могли бы разрешить и административные споры. Первый проект создания административных судов относится к 1918 г он предусматривал создание комитета по рассмотрению жалоб. В течении нескольких лет бюро жалоб действовали не только как органы, ведующие приёмом жалоб, но и как органы "производящие расследование и разрешение жалоб", а в конце 1924г.
они были ликвидированы, так и не превратившись в административные суды. Дискуссии по поводу необходимости создания административных судов и административной юстиции прекратились на 40 лет, на долгие годы какое либо упоминание в СССР было исключено. После XX съезда КПСС стало возможным высказывать предложения о необходимости возврата к тем проблемам, которые обсуждались в начале 20-х годов, но до реального решения вопроса об обеспечении законности
во взаимоотношениях гражданина с органом управления или государственным чиновником было ещё очень далеко. И хотя в Конституции закреплялось право гражданина обжаловать в суд неправомерные действия должностных лиц, но формула "в установленном законом порядке" использовалась реакционерами для того, чтобы препятствовать расширению защиты гражданами своих прав. Только 30 июня 1987 г. был принят закон "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных
лиц, ущемляющих права граждан". Однако он нес отпечаток тоталитарной системы: гражданам было разрешено жаловаться на действия только отдельных должностных лиц, и запрещено жаловаться на действия коллегиальных органов. И уже через 2 года этот закон был отменён и заменён законом "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан" (от 2.11.1989 г.)
Поэтому реальное формирование института административной юстиции в России началось лишь в конце 80-х годов. Предложение создания административных судов в России не находило поддержки по соображениям роста административного аппарата и недостатка средств. Это опасения сохраняются и сегодня. В современной России, несмотря на указание в Конституции РФ на административное судопроизводство (ст.118), отсутствует
специальная система специальных органов, и в ближайшие годы юрисдикционные функции в сфере управленческой деятельности у нас будут осуществлять общие суды в порядке гражданского судопроизводства. 2. Основные черты. Особенности административной юстиции в каждой стране достаточно существенны. Однако есть несколько общих черт, которые характеризуют этот институт в целом. Во-первых, для всех систем административной юстиции характерно отнесение к её ведению споров, которые
носят административно-правовой характер. Во-вторых, в качестве юрисдикционного органа, используется орган специально созданный или приспособленный к разрешению споров о праве. Эту роль играют совершенно независимые от администрации общие суды либо специально созданные административные суды. В-третьих, каждая система административной юстиции предполагает, что рассмотрение и разрешение административных споров происходит в установленной законом процессуальной форме.
Правовой институт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения споров в сфере административного управления между гражданами и организациями, с одной стороны, и органами исполнительной власти, с другой стороны, получил название административной юстиции. В России, как уже отмечалось, административное судопроизводство осуществляется всеми органами судебной власти: федеральными судами и судами субъектов Федерации в соответствии с установленными правилами подведомственности.
Проверка законности нормативных актов относится исключительно к компетенции Конституционного суда (ст. 239 ГПК). Административная юстиция в России ориентирована на разрешение спорных дел, в которых спор об административном праве является предметом судебного рассмотрения. Дела, возникающие из административных правоотношений, возбуждаются по жалобе заинтересованного лица, а в отдельных случаях по протесту прокурора.
В некоторых случаях до обращения в суд обязательна подача жалобы в соответствующий административный орган, например, на неправильности в списках избирателей обращение к администрации является обязательным (ст.233 ГПК). Дела, возникающие из административных правоотношений, рассматриваются по общим правилам судопроизводства за отдельными изъятиями, установленными законом. В этом виде судопроизводства действуют все принципы процесса, дело проходит все предусмотренные стадии,
предусмотрена возможность обжалования судебного решения и т.д но исключается исковая терминология (дело возбуждается по жалобе или протесту прокурора), не предусматривается возможность заключения мировой сделки и признания иска и др. Основным способом защиты в этой категории дел является признание незаконным или необоснованным тех действий, которые совершены должностным лицом или административным органом. Суд может обязать соответствующих должностных лиц устранить в полном объёме допущенные нарушения прав
и свобод граждан (восстановить в очереди на жильё, возвратить водителю отобранные у него права и т.д.). Таковы основные черты административной юстиции. III. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений: 1. Процессуальные особенности дел. Каждый из органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды разрешают отнесенные к их ведению дела
в административно- правовой или публично-правовой сфере. Термин, используемый в Гражданско-процессуальном кодексе "производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений", достаточно условен, поскольку суды общей юрисдикции рассматривают одновременно споры как из собственно административных, так и налоговых, финансовых, конституционных и других правоотношений. Перечень дел, отнесённых ст.
231 ГПК к ведению судов в рамках данного производства давно устарел и в настоящее время не имеет особого юридического значения. Многие акты органов исполнительной власти могут оспариваться не только в производстве из административно- правовых отношений, но и в исковом (например, споры об отказе в выдаче ордера) и особом производстве (жалобы на акты органов гражданского состояния). Особенности дел, возникающих из административно-правовых отношений, сводятся в основном к следующему.
Предметом судебной деятельности являются отношения, которым присущи императивный и властный характер, участие государства в лице его различных органов и должностных лиц. Суд разбирает спор не о праве гражданском, а об административном, избирательном, налоговом либо ином праве. В качестве одного из участников выступает соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления, должностные лица. К наименованию сторон в данном производстве не применимы понятия истца
т ответчика. С одной стороны выступает гражданин или организация, оспаривающая соответствующий акт (действие или бездействие), а с другой стороны орган исполнительной власти, местного самоуправления, должностное лицо, чьи акты являются предметом судебной проверки.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |