Введение
Стандартизацияоборонной продукции составляет неотъемлемую часть гос. системы стандартизации.Организационные и методические принципы проведения работ по стандартизацииоборонной продукции должны быть в максимальной степени гармонизированы сустановленными, в основополагающих стандартах ГСС (ГОСТ P 1.0 – ГOCT P 1.5),порядком и правилами стандартизации гражданской продукции и продукции двойногоназначения.
Организация работ по стандартизации ОП, включая выборобъектов стандартизации, имеет ряд особенностей:
– наличие вструктуре государственной власти нескольких органов, наделенных специальнойкомпетенцией и ответственностью за обеспечение обороноспособности страны;
– принадлежностьизделий ВТ к продукции, поставляемой исключительно для госнужд и разрешительный(лицензионный) характер её разработки, производства и поставки;
– необходимостьосуществления специальных мероприятий по обеспечению безопасности ВВТ в мирноевремя для окружающей природной среды, военного персонала и населения;требования безопасности должны учитываться и при утилизации ВВТ;
– необходимостьпроведения сертификации оборонной продукции в условиях ликвидации военныхпредставительств на предприятиях, производящих комплектующие изделия и материалы;
– развитиепроизводства изделий и технологий двойного применения.
Указанные особенностидолжны быть регламентированы в рамках основополагающих стандартов ГСС с учетомобязанностей, прав и интересов всех сторон, участвующих в разработке,производстве, поставке и обеспечение эксплуатации ОП.
Совершенствование фонданормативных документов по стандартизации ОП и правил проведения работ постандартизации должно заключаться в их динамичной адаптации к новым условиямработы оборонного комплекса с обеспечением максимально возможнойпреемственности.
Приоритетнымнаправлением в стандартизации ОП является обеспечение обороноспособности РФ сформированием при этом благоприятных условий для интеграции оборонногопотенциала государств СНГ в интересах коллективной безопасности.
1. Нормативные документыпо стандартизации оборонной продукции
ГОСТ РВ 1.0–98. ГСС. Стандартизация оборонной продукции. Основные положения.Стандарт является основополагающим для организации работ по стандартизацииоборонной продукции в РФ и устанавливает:
основные цели,направления работ и виды деятельности в области стандартизации обороннойпродукции, а также основные принципы стандартизации оборонной продукции;
объекты стандартизации,виды нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;
основные положенияорганизации работ по стандартизации оборонной продукции;
порядок планированияработ по стандартизации оборонной продукции, разработки, согласования, принятияи регистрации стандартов на оборонную продукцию;
требования к построению,содержанию, изложению и оформлению стандартов на оборонную продукцию;
основные положенияорганизации ведения стандартов на оборонную продукцию;
основные положенияорганизации контроля и надзора за внедрением и соблюдением требованийстандартов на оборонную продукцию;
основные положенияорганизации информационно-издательской деятельности;
требования по режимусекретности и обеспечению защиты государственной тайны при проведении работ постандартизации оборонной продукции.
К нормативнымдокументам по стандартизации оборонной продукции относятся:
стандарты;
нормативно-техническиедокументы системы общих технических требований к вооружению и военной технике(НТД системы ОТТ);
общероссийскиеклассификаторы технико-экономической информации.
К стандартам наоборонную продукцию относятся:
межгосударственныестандарты на оборонную продукцию, разрабатываемые и применяемые в установленномпорядке;
государственные военныестандарты Российской Федерации;
государственныестандарты Российской Федерации с едиными требованиями для оборонной инароднохозяйственной продукции;
военные стандартыотраслей;
стандарты отраслей седиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукции;
военные дополнения кстандартам;
дополнения на особыйпериод к стандартам;
стандарты особогопериода.
Государственные военныестандарты Российской Федерации разрабатывают на объекты стандартизациимежотраслевого значения, используемые только для нужд обороны страны.
Государственныестандарты Российской Федерации с едиными требованиями для оборонной инароднохозяйственной продукции разрабатывают на объекты стандартизациимежотраслевого значения, используемые как в народном хозяйстве, так и для нуждобороны страны.
Военные стандартыотраслей разрабатывают на объекты стандартизации отраслевого значения,используемые только для нужд обороны страны.
Стандарты отраслей седиными требованиями для оборонной и народнохозяйственной продукцииразрабатывают на объекты стандартизации отраслевого значения, используемые какв народном хозяйстве, так и для нужд обороны страны.
На народнохозяйственнуюпродукцию, используемую для нужд обороны страны, разрабатывают, как правило,стандарты с едиными требованиями.
В тех случаях, когда потехническим и (или) экономическим соображениям нецелесообразно изменятьотдельные требования в стандартах на народнохозяйственную продукцию с цельюиспользования ее для нужд обороны страны, разрабатываются военные дополнения кэтим стандартам, устанавливающие специальные дополнительные требования к этойпродукции.
Дополнения на особыйпериод к стандартам (стандарты особого периода) разрабатывают для повышенияпроизводственных возможностей и мобилизационной готовности промышленности,обеспечения выпуска продукции в особый период и вводят в действие по особомууказанию.
НТД системы ОТТразрабатывают с целью установления состава и показателей общихтактико-технических требований к видам систем и комплексов (образцов) ВВТ, атакже общих требований к методам их контроля и государственных испытаний.
НТД системы ОТТявляются обязательными для применения и соблюдения организациями МинобороныРоссии и министерств (ведомств), с которыми эти документы согласованы, присоставлении тактико-технических заданий на разработку (модернизацию) систем икомплексов (образцов) ВВТ, а также программ и методик их государственныхиспытаний.
Виды НТД системы ОТТ,основные требования к ним, порядок разработки, утверждения, внедрения ипересмотра устанавливает Минобороны России по согласованию с заинтересованнымиминистерствами и ведомствами.
В обеспечениетребований НТД системы ОТТ разрабатывают стандарты соответствующего вида иобласти распространения на оборонную продукцию, процессы ее создания,применения и утилизации.
Общероссийскиеклассификаторы технико-экономической информации разрабатываются с цельюустановления классификации технико-экономической информации по обороннойпродукции с присвоением ей единых кодовых обозначений.
Требования стандартовна оборонную продукцию являются обязательными в соответствии с областью ихраспространения и сферой действия при создании, применении и утилизацииоборонной продукции.
Обозначениегосударственного военного стандарта Российской Федерации состоит из индекса(ГОСТ РВ), регистрационного номера и отделенных с помощью тире двух последнихцифр года принятия стандарта.
Обозначение стандарта,входящего в комплекс стандартов, состоит из индекса, регистрационного номера,первые цифры с точкой которого определяют комплекс стандартов, а цифры, стоящиепосле точки, являются номером стандарта в данном комплексе, и отделенных спомощью тире двух последних цифр года принятия стандарта. Допускается послецифр с точкой перед номером стандарта (или после него) в комплексе приводитьдругие цифровые индексы, установленные основополагающим стандартом данногокомплекса стандартов.
Пример: ГОСТРВ15.702–94,ГОСТРВ29.05.005–95,
ГОСТ РВ 50665–94.
Обозначение военногостандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ В), условного обозначенияминистерства (ведомства) и отделенного от него интервалом регистрационногономера, присваиваемых в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) посогласованию с Госстандартом России, и отделенных с помощью тире двух последнихцифр года принятия стандарта.
Пример: ОСТ В 13 375–93
Обозначение военногодополнения к государственному стандарту Российской Федерации состоит из индекса(ГОСТ Р ВД), регистрационного номера основного стандарта и отделенных с помощьютире двух последних цифр года принятия дополнения.
Пример: ГОСТ Р ВД 15125–92
Обозначение военногодополнения к стандарту отрасли состоит из индекса (ОСТ ВД), условногообозначения министерства (ведомства), регистрационного номера основногостандарта и отделенных с помощью тире двух последних цифр года принятиядополнения.
Пример: ОСТ ВД 5 3489–94
Обозначение дополненияк стандартам на особый период состоит из индекса, условного (для стандартовотраслей) обозначения министерства (ведомства), регистрационного номераосновного стандарта, отделенных с помощью тире двух последних цифр годапринятия дополнений и двух прописных букв ВД.
Пример: ГОСТ 14693–95 РВД, ГОСТ РВ 50748–96 ВД,
ОСТ 1 48007–88 ВД.
Обозначение стандартаособого периода состоит из индекса, условного (для стандартов отраслей)обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера соответствующегостандарта мирного времени, отделенных с помощью тире двух последних цифр годапринятия стандарта особого периода и прописной буквы «В».
Пример: ГОСТ 27432–87В, ГОСТ Р 50974–96 В,
ОСТ 3 231–90 В.
Примечание: Стандартуособого периода при отсутствии на данный объект стандарта мирного времени присваиваютсамостоятельное наименование и регистрационный номер.
Государственныестандарты Российской Федерации и стандарты отраслей с едиными требованиями дляоборонной и народнохозяйственной продукции отмечают звездочкой диаметром 3 мм(*), проставляемой на первой странице стандарта под словами Изданиеофициальное. Знаком «звездочка» (*) отмечаются только ГОСТ Р и ОСТ Р,согласованные в установленном порядке с организациями Минобороны России.
Государственныестандарты Российской Федерации и стандарты отраслей, к которым разработанывоенные дополнения, отмечают двумя звездочками диаметром 3 мм (**),проставляемых на первой странице стандарта под словами «Издание официальное».
Государственныестандарты Российской Федерации и стандарты отраслей, к которым разработаныдополнения на особый период, отмечают окружностью диаметром 3 мм (о),проставляемой на первой странице стандарта под словами «Издание официальное».
Правила и рекомендациипо стандартизации оборонной продукции обозначают:
ПРВ и РВ – на объектыстандартизации, используемые только для нужд обороны;
ПР и Р – на объектыстандартизации, используемые как в народном хозяйстве, так и для нужд обороныстраны.
Для эффективногофункционирования фонда нормативных документов по стандартизации ВВТ должныобеспечиваться:
– установлениевзаимосвязанных требовании к изделиям ВВТ;
– увязка уровнятребований к продукции оборонного назначения с задачами повышенияобороноспособности страны;
– нормированиетребований по обеспечению безопасности ВВТ в мирное время;
– соблюдениетребований охраны информации при проведении работ по стандартизации;
– приоритетноеразвитие комплексов организационно-технических и общетехнических стандартов.
При решении проблемыконверсии важно на законодательном уровне и в государственных стандартахустановить порядок и процедуры, обеспечивающие сохранение научно-технического ипроизводственного потенциала и возможность на этой основе возобновления либорасширения производства ВВТ.
Одним из эффективныхисточников экономии материальных ресурсов при создании, эксплуатации иутилизации ВВТ является рациональное сокращение номенклатуры ОП.
Для реализации единогопорядка каталогизации и стандартизации предметовснабжения Вооруженных Сил необходимо создание системы каталогизации предметовснабжения.
Разработка даннойсистемы предполагает соответствующую программу каталогизации предметовснабжения, цель которой устранение возможности дублирования предметовснабжения, сокращения числа типоразмеров и видов изделий. Такая программаразработана и осуществляется ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ.
Нормирование требованийпо безопасности позволит увеличить вероятность сохранения жизни и здоровья,снизить риск и отрицательное воздействие ВВТ на людей и природу в мирное время.
Сюда же относятся иэргономические требования. Принятие обязательных норм и правил по безопасности,позволит значительно увеличить конкурентоспособность отечественной ВТ намировом рынке.
Межгосударственнаястандартизация ВВТ
Данным вопросомзанимается межгосударственная комиссия (МГК) по военно-экономическомусотрудничеству, которая была образована 15 апреля 1994 г. в соответствии срешением глав государств СНГ.
Межгосударственныевоенные стандарты (ГОСТ В) и планымежгосударственной стандартизации утверждает межгосударственный Совет по стандартизации,метрологии и сертификации.
Помимо традиционныхцелей военной стандартизации межгосударственная военная стандартизация призванаобеспечить:
– развитиеинтеграции и кооперации оборонной промышленности стран СНГ;
– повышениемобилизационной готовности промышленности стран СНГ и устойчивости их экономикив интересах обороны и коллективной безопасности;
– достижениенаибольшей экономии при совместном использовании ресурсов и результатов научныхисследований;
– ведение фонда НДв интересах обороны и коллективной безопасности.
Организация работ постандартизации ОП в современных условиях.
Работы постандартизации ОП проводятся в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и другими законодательнымиактами, постановлениями и распоряжениями правительства РФ. Следующий учебныйвопрос.
2.Организационные основы стандартизации оборонной продукции
Оборонная продукция – продукция(работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд погосударственному оборонному заказу. Оборонная продукция включает в себявооружение и военную технику, другую специальную технику и военно-техническоеимущество, продукцию двойного применения (для нужд обороны страны и народногохозяйства), специальные средства производства, а также научно-техническуюпродукцию разрабатываемую по обеспечению обороноспособности и безопасностистраны.
Основными целямистандартизации оборонной продукции являются:
повышение качестваоборонной продукции и эффективности ее применения;
обеспечениесовместимости и взаимозаменяемости оборонной продукции;
оптимизацияноменклатуры оборонной продукции;
рациональноеиспользование ресурсов, выделяемых на создание, применение и утилизациюоборонной продукции;
сокращение сроковсоздания и освоения оборонной продукции;
повышение техническихвозможностей и эффективности использования средств производства обороннойпродукции;
повышениемобилизационной готовности промышленности в интересах обороны и безопасностистраны;
обеспечениебезопасности обслуживающего персонала и населения, а также охраны окружающейсреды при создании, применении и утилизации оборонной продукции в мирное время.
Основными направлениямиработ и видами деятельности по стандартизации оборонной продукции являются:
развитие и совершенствованиесистемы требований к оборонной продукции;
развитие исовершенствование системы требований к процессам создания, применения иутилизации оборонной продукции;
развитие исовершенствование системы требований к технической документации на обороннуюпродукцию;
развитие исовершенствование системы классификации и кодирования оборонной продукции,процессов ее создания, применения и утилизации;
развитие исовершенствование организационно-технических основ стандартизации обороннойпродукции;
развитие и совершенствованиеработ по стандартизации особого периода;
осуществление контроляи надзора за соблюдением требований нормативных документов по стандартизацииоборонной продукции;
формирование и ведениефонда нормативных документов по стандартизации оборонной продукции;
информационно-издательскаядеятельность в области стандартизации оборонной продукции и обеспечениенормативными документами по стандартизации оборонной продукции.
Для реализацииуказанных направлений и видов деятельности в области стандартизации обороннойпродукции научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями ГосстандартаРоссии, отраслей оборонной промышленности, а также Минобороны России и другихгосударственных заказчиков работ по стандартизации оборонной продукциипроводятся специальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работыв области стандартизации оборонной продукции.
Основными принципамистандартизации оборонной продукции являются:
обязательностьвыполнения требований нормативных документов по стандартизации обороннойпродукции в соответствии с областью их распространения и сферой действия;
согласованность работпо стандартизации оборонной продукции на основе распределения и закрепленияответственности в данной области между заинтересованными министерствами(ведомствами) и предприятиями – участниками работ;
системность в работахпо стандартизации оборонной продукции, в том числе согласованность инепротиворечивость требований, взаимоувязанность нормативных документов постандартизации оборонной продукции, исключение дублирования требований вразличных документах, обеспечение унификации требований по стандартизации;
комплексностьстандартизации взаимосвязанных объектов стандартизации путем разработки иреализации плановых документов по стандартизации оборонной продукции, увязанныхс перспективами развития ВВТ и технического оснащения отраслей промышленности;
использование единыхсистем классификации, идентификации, кодирования, автоматизированной обработкии обмена данными, обеспечивающих информационную основу работ.
Основными объектамистандартизации оборонной продукции являются:
– обороннаяпродукция;
– процессысоздания, применения и утилизации оборонной продукции;
– системыдокументации.
Организация работ постандартизации оборонной продукции
Работы постандартизации оборонной продукции проводят в соответствии с законамиРоссийской Федерации в области стандартизации, законодательными актамиРоссийской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениямии распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Государственноеуправление работами по стандартизации оборонной продукции в РоссийскойФедерации осуществляет Госстандарт России во взаимодействии с МинобороныРоссии, Минэкономики России и другими заинтересованными министерствами(ведомствами).
Госстандарт Россиикоординирует деятельность государственных органов управления и субъектовхозяйственной деятельности в работах по стандартизации оборонной продукции, пообеспечению оптимального научно-технического уровня и технико-экономическойобоснованности требований принимаемых им государственных стандартов РоссийскойФедерации, по совершенствованию научно-методических основ стандартизации,осуществлению информационного обеспечения в области государственной имежгосударственной стандартизации оборонной продукции; утверждает плановыедокументы по государственной стандартизации оборонной продукции.
Минобороны России вобласти стандартизации оборонной продукции осуществляет:
формированиепредложений по НИОКР в области стандартизации оборонной продукции в проект государственногооборонного заказа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
разработку и ведениеНТД системы ОТТ;
разработку предложенийк плановым документам по стандартизации оборонной продукции;
разработку или участиев разработке наиболее важных программ комплексной стандартизации и стандартовна оборонную продукцию;
утверждение(согласование) проектов плановых документов по стандартизации обороннойпродукции;
согласование проектовстандартов на оборонную продукцию;
контроль за разработкойстандартов на оборонную продукцию, за внедрением и соблюдением их требованийпри проектировании, производстве и испытаниях изделий ВВТ, контроль заразработкой (подготовкой к внедрению дополнений на особый период к стандартам(стандартов особого периода).
Министерства(ведомства) с учетом интересов смежных отраслей промышленности и привзаимодействии с государственными заказчиками оборонного заказа и ГосстандартомРоссии организуют работу по стандартизации закрепленных за ними видов техники,обеспечению оптимального уровня стандартизации и унификации обороннойпродукции, научно-технического уровня и технико-экономической обоснованностиразрабатываемых ими стандартов, в том числе на особый период.
Работы постандартизации оборонной продукции в Российской Федерации проводятся в плановомпорядке и на договорной основе в рамках Государственного оборонного заказа; атакже бюджетных ассигнований, выделяемых министерствами (ведомствами), ведущимипредприятиями, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими,проектно-технологическими организациями промышленности,научно-исследовательскими организациями Госстандарта России, Минобороны России,других государственных заказчиков оборонного заказа.
В целях координации иповышения уровня работ по стандартизации оборонной продукции министерства(ведомства) Российский Федерации возлагают на предприятия и организации снаиболее высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областяхнауки и техники функции головных организаций по стандартизации.
Планирование работ постандартизации оборонной продукции
Планирование работ постандартизации оборонной продукции является составной частью системыпланирования работ по стандартизации в Российской Федерации и направлено нанормативное обеспечение процессов создания, применения и утилизации обороннойпродукции в увязке с программами вооружения и другими программами в областиобороноспособности, безопасности страны и мобилизационной готовностипромышленности.
Основой планированияработ по стандартизации оборонной продукции является программный методпланирования.
Планирование работ постандартизации оборонной продукции включает:
– перспективноепланирование;
– текущеепланирование.
Планированиестандартизации оборонной продукции осуществляется путем разработки взаимоувязанныхплановых документов, к которым, соответственно, относятся:
– программыкомплексной стандартизации оборонной продукции (далее в тексте – программыстандартизации);
– годовые планыстандартизации оборонной продукции.
В плановые документы постандартизации оборонной продукции включают объекты, целесообразностьстандартизации которых устанавливают на базе перспективных исследований, опытасоздания, применения и утилизации подобных объектов.
Плановые документы постандартизации оборонной продукции должны предусматривать комплекснуюстандартизацию изделий и идущих для их комплектования элементов, сырья иматериалов и обеспечивать возможность использования продукции как длянароднохозяйственных целей, так и для нужд обороны страны.
Управление работами постандартизации ОП осуществляет Госстандарт РФ. Он несет ответственность:
– за организацию,состояние и развитие стандартизации ОП;
– за руководство икоординацию деятельности министерств (ведомств) в работах по стандартизации ОП,за обеспечение увязки требовании стандартов на объекты стандартизациинароднохозяйственного назначения с нуждами обороны страны и обоснованностьтребований в принимаемых им стандартах.
В областистандартизации ОП МО РФ осуществляет:
1. разработку и внедрение НТД системы ОТТ МО;
2. разработку предложений к плановым документам по стандартизации ОП;
3. разработку и участие в разработке наиболее важных программ комплекснойстандартизации и стандартов на ОП;
4. согласование проектов планов, документов по стандартизации ОП;
5. контроль военными представительствами в промышленности за соблюдениемстандартов на стадии проектирования, производства и испытаний ОП, контроль заразработкой и подготовкой к применению стандартов особого периода.
Разработка проектовстандартов на OП осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК),ведущие предприятия, НИИ, проектно-конструкторские и др. органы промышленности,учреждения МО и Госстандарта.
Непосредственнаяорганизация и координация работ по стандартизации и унификации осуществляетсяспециально созданным управлением МО РФ и соответствующими органами вуправлениях видов ВС, родов войск, главными и центральными управлениями МО.
Научно-методическоеруководство и координация научных исследований осуществляется ФГУ 46 ЦНИИ МО РФи ВНИИ «Стандарт».
В управлении Начальникавойск РХБ защиты вопросами стандартизации и унификации вооружения и средств РХБзашиты ведают:
– заместительНачальника войск РХБ защиты по вооружению и НИР;
– начальник группыметрологического обеспечения, стандартизации, сертификации, каталогизациипредметов снабжения, патентной и лицензионной работе;
– ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФ;
– ВП, подчиненныеуправлению Начальника войск РХБ защиты.
ФГУ 33 ЦНИИИ МО РФрешает следующие задачи:
– разрабатывает ипересматривает НТД системы ОТТ;
– принимаетучастие в составлении отзывов и согласовании новых ГОСТ, ТУ, СТП;
– принимаетучастие в согласовании годовых планов стандартизации;
– контролируетдостигнутый уровень стандартизации и унификации на всех стадиях разработкиобразца;
– принимаетучастие в экспертизе разрабатываемых образцов.
Военныепредставительства осуществляя контроль по этому направлению деятельности,решают следующие задачи:
– принимаютучастие в составлении отзывов и согласований новых НТД системы ОТТ, ТУ, СТП;
– осуществляютконтроль за внедрением требований ГОСТ на всех этапах разработки, изготовленияи приемки продукции;
– принимаютучастие в согласовании годовых планов стандартизации, разрабатываемыхпредприятиями и осуществляют контроль за выполнением этих планов;
– контролируютуровень стандартизации и унификации заданным требованиям ТТЗ на ОКР;
– принимаютучастие в экспертизе проектов разрабатываемых образцов и осуществляют контрольза реализацией предложении по результатам экспертизы.
стандартизация унификацияоборонный продукция
Списоклитературы
1. Сергеев А.Г., Латышев М.В.,Терегеря В.В. Стандартизация, метрология, сертификация. Учебноепособие. – М.: Логос, 2005. 560 с.
2. Лифиц И.М. Стандартизация,метрология и сертификация. Учебник. 4-е изд. – М.: Юрайт. 2004. 335 с.
3. Эксплуатация вооружения химическихвойск и средств защиты. Учебное пособие. ВАХЗ, ДСП. 1990. (инв. 2095).
4. Контроль качества разработки ипроизводства ВВТ. Под редакцией А.М. Смирнова. дсп. 2003. 274 с.(инв. 3447).