ФедеральноеАгентство по Образованию Российской Федерации
ЧелябинскийЭкономический колледж
Отделение«Гостиничный сервис. Туризм»
Контрольнаяработа
По предмету «Стандартизация»
«Гармонизациястандартов. Применение международных стандартов в Российской Федерации»
Выполнил студент группы 214
Муравьёв А.А
Проверил преподаватель
Красавин А.А.
Челябинск 2010 г.
Содержание
Введение. Сущность стандартизации
1. Гармонизация стандартов
2. Применение международных стандартов в РФ
Заключение
Введение.Сущность стандартизации
Стандартизацияиграет важную роль в обеспечении требуемого обществом качества продукции. Онаявляется важным элементом государственного механизма управления техническимуровнем и качеством продукции. В стандартах и других нормативных документах онааккумулирует новейшие достижения науки и техники, органически объединяяфундаментальные и прикладные науки, способствует быстрейшему внедрению научныхдостижений в практику, определению более перспективных направлений НТП в экономикестраны в целом и в отдельных отраслях. Трудно сейчас назвать область человеческойдеятельности, где бы мы ни встречались со стандартизацией, причём с расширениеми углублением познания, движением науки и техники вперёд, совершенствованиемпроизводства растут масштабы работ и расширяется сфера применения принциповстандартизации.
Учитываяважность стандартизации для развития науки, техники, функционированияэкономики, для всех сфер жизни и деятельности человека, во всех странах принятысоответствующие законы и другие нормативные акты. Приняты также международныенормативные документы по стандартизации.
В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов «Государственнаясистема стандартизации Российской Федерации (ГСС)». Изменения и дополненияк ней в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ кмеждународным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности,введена новая категория нормативного документа — технический регламент,сформулировано правило по информации о нормативных документах. Эти нововведениявесьма важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации.Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзораза соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации.Соответствующие изменения внесены в терминологию, гармонизующие ее срекомендациями ИСО/МЭК. Так, вместо употреблявшегося ранее у нас термина «утверждение»стандарта официально установлен термин «принятие» стандарта.По-новому сформулированы формы применения в России международных и региональныхстандартов. Приближение правил отечественной стандартизации к международнымотражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их наобязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила поустановлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении гарантии.Следуя международному опыту, их относят к коммерческим, которые не подлежатстандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практикаподсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавливающиегарантийные обязательства. Поэтому согласно «Новым правилам продажиотдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров»разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещаютреализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов ит.п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электрорадиотехникии других товаров долговременного пользования.
Приведенныепримеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, онавсегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизниобщества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и дажепредвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставаниюотечественного производства. Кроме того, действующая система стандартизацииявно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам ихиспытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимодля обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники итехнологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях. Новаясистема стандартизации предоставляет возможность для широкого участия впроцессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуетсязаконным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов,представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать вработе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.
Фондстандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только постандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством,приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует как развитиюстандартизации в странах содружества, так и укреплению экономических связеймежду ними.
Стандартизация— это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм,правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых,обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качестваза приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цельстандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или инойобласти посредством широкого и многократного использования установленныхположений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых илипотенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизациидолжны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов ихфункциональному назначению, устранение технических барьеров в международномтоварообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству вразличных областях.
Целистандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиесяобеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержанияпонятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана свыполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К нимотносятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих: безопасностьпродукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды иимущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции,работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйственныхобъектов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф(природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;обороноспособность и мобилизационная готовность страны. Это определено ЗакономРФ «О стандартизации», принятым в 1993 г.
Конкретныецели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отраслипроизводства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию ит.п.
Стандартизациясвязана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс илиуслугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики,параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом,либо его отдельных составляющих (характеристик).
Областьюстандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектамистандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типыдвигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.
Стандартизацияосуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается взависимости от того, участники какого географического, экономического,политического региона мира принимают стандарт. Так, если участие встандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то этомеждународная стандартизация.
Региональнаястандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органовгосударств одного географического, политического или экономического регионамира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистамистран, представленных в соответствующих региональных и международныхорганизациях, задачи которых будут рассмотрены ниже.
Национальнаястандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этомнациональная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: нагосударственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например,на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм,предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.
Стандартизацию,которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае ит.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.
1. Гармонизациястандартов
Гармонизациястандарта — это приведение его содержания в соответствие с другим стандартомдля обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного пониманиярезультатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой жестепени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.
Гармонизованные(эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия: по форме, впояснительных примечаниях, в отдельных специальных указаниях и т.п. В связи сэтим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины:
· идентичныестандарты и унифицированные стандарты.
Идентичныестандарты — гармонизованные стандарты, полностью идентичные по содержанию и поформе. Нередко это точный перевод стандарта (международного, регионального),принятого в национальной системе стандартизации. Эти стандарты могут отличатьсялишь обозначением (шифром, кодом).
Унифицированныестандарты — это гармонизованные стандарты, которые по содержанию идентичны, ноотличаются по форме представления.
Взависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизуетсястандарт, различаются уровни гармонизации. Стандарты, гармонизованные намеждународном уровне — гармонизованы с международным стандартом. Стандарты,гармонизованные на региональном уровне — гармонизованы с региональнымстандартом. Гармонизация нередко проводится в рамках двусторонних илимногосторонних соглашений. Стандарты, гармонизованные на многосторонней основе— гармонизованы тремя или более органами по стандартизации.
Стандарты,гармонизованные на двусторонней основе — гармонизованы двумя органами, занимающимисястандартизацией.
Следуетиметь в виду, что гармонизованные стандарты не аналогичны одностороннесогласованным и сопоставимым стандартам.
Согласованныйстандарт (односторонне согласованный стандарт) — это нормативный документ,согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы,услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первымстандартом, отвечали требованиям второго, но не наоборот.
Сопоставимыестандарты — это нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы,услуги), утвержденные различными органами по стандартизации. Они содержатразличные требования, но относящиеся к одним и тем же характеристикам(свойствам) объекта стандартизации, которые оцениваются с помощью одних и техже методов. Это позволяет сопоставить различия в требованиях. Неодносторонниесогласованные, несопоставимые стандарты не являются гармонизованными(эквивалентными), так как не обеспечивают взаимозаменяемость продукции (услуги)и др.
Гармонизациястандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обменатоварами (услугами), заключения соглашений по сертификации, развития иуглубления промышленного сотрудничества и совместного решениянаучно-технических проблем, повышения и обеспечения качества продукции, оптимизациизатрат материальных и энергетических ресурсов, повышения эффективности мер побезопасности труда и защите окружающей среды.
ЕЭКООН в своих рекомендациях по гармонизации стандартов отмечает следующиепринципиально важные моменты, влияющие на эффективность этого процесса: четкаяувязка деятельности по гармонизации с международным экономическим инаучно-техническим сотрудничеством, что необходимо учитывать при составлениипланов работы органов, занимающихся стандартизацией; большая роль правильноговыбора нормативного документа для гармонизации. ЕЭК предлагает следующиекритерии выбора:
· степеньобеспечения уровня взаимозаменяемости и технической совместимости объектастандартизации и, ее влияние на экономическую и техническую эффективностьсотрудничества;
· значениестандарта для взаимного признания результатов испытаний и контроля качествапродукции;
· степень влияниястандартов на другие нормативные документы;
· способностьстандарта реально или потенциально создать технический барьер в торговле.
РекомендацииЕЭК ООН касаются также порядка использования международных стандартов внациональной стандартизации: при разработке национального стандартацелесообразно в качестве основы использовать международные стандарты,региональные стандарты и принимать во внимание действующие национальныестандарты других стран. При этом в текстах национальных стандартов следуетдавать указания об их соответствии международным (региональным) нормативнымдокументам либо об отклонениях от них. Отклонения должны быть описаны,мотивированы, что создает более благоприятные условия для заключения торговыхсоглашений по товарам (услугам), являющимся объектами таких стандартов.
Гармонизациистандартов способствует участие стран в работе организаций, разрабатывающихмеждународные стандарты. Международное сотрудничество России по линии этихорганизаций имеет различные формы: участие в создании международных ирегиональных стандартов, правил, рекомендаций; двустороннее и многостороннеесотрудничество (по гармонизации отечественных стандартов с национальнымистандартами стран-партнеров, обмен опытом, взаимное консультирование и обучениев области стандартизации); обеспечение применения международных, региональныхстандартов в договорно-правовых отношениях и в народном хозяйстве.
Активнаядеятельность по гармонизации стандартов ведется в рамках СНГ.
Факторами,которые влияют на степень гармонизации национальных стандартов, являютсяуровень ориентации экономики страны на внешнюю торговлю, емкость внутреннегорынка. В этой связи, например, в странах Северной Европы значительную частьфонда национальных стандартов составляют международные (региональные)нормативные документы, принятые «методом обложки», либо используемыепутем прямого применения, а национальные стандарты в значительном объемегармонизованы с международными.
ВЗападноевропейских государствах гармонизовано с международными — 70 — 80%национальных стандартов. В России принято различными методами до 20% стандартовИСО и около 60% стандартов МЭК.
Гармонизациястандартов с международными, региональными и национальными стандартами другихстран — не единственная цель России в плане международного сотрудничества. Неменее важно добиться гармонизации основополагающих стандартов России смеждународными правилами и рекомендациями, что в значительной степенидостигнуто в редакции ГСС 1993г., которая снова подвергается актуализации. Отмеждународного сотрудничества по стандартизации и гармонизации стандартовзависит эффективность работ по повышению конкурентоспособности товаров навнешних рынках, да и на внутреннем рынке при той ситуации, которая сложилась запоследние годы.
Важнотакже добиваться принятия отечественных стандартов в качестве международных, вчем несравненно больше преуспевают страны Западной Европы. Успехом России вэтом направлении является стандарт ИСО на пиломатериалы и пиловочные бревна, вкотором за основу взят соответствующий стандарт бывшего СССР.
Актуальнойпроблемой является гармонизация государственных стандартов с международными стандартами«Кодекс Алиментариус» Комиссии ФАО/ВОЗ. Кодекс Алиментариус – этосборник стандартов, технических норм и правил, методических указаний и другихрекомендаций. Некоторые из этих текстов носят очень общий характер, а некоторыеочень конкретны. Одни касаются подробных требований в отношении определенногопищевого продукта или группы пищевых продуктов, другие – осуществления и организации технологических процессов или работы государственныхсистем регламентации безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Стандарты «Кодекс Алиментариус»содержат, требования к качеству продуктов питания и к их производству:гигиенические требования и положения по микробиологическим и пищевым добавкам;запреты, касающиеся остатков пестицидов, загрязнителей; методы отбора и проб ипроведения анализа, а также требования по маркировке.
Гармонизациястандартов по данному направлению позволяет создать условия для решения рядазадач, касающихся как внутреннего рынка, так и экспортно-импортных операций попищевым продуктам и сырью для их производства. К основным задачам здесь можно отнести:
обеспечениебезопасности пищевых продуктов для жизни и здоровья людей;
защитупотребителей от ввоза в Россию некачественных, опасных и фальсифицированныхпродуктов питания;
повышениеконкурентоспособности российской пищевой продукции;
взаимноепризнание систем сертификации пищевой продукции в двусторонних и многостороннихотношениях.
Пригармонизации российских стандартов со стандартами «Кодекс Алиментариус»принимаются во внимание и действующие Директивы ЕС относительно пищевыхпродуктов и пищевого сырья. Работа по данному аспекту гармонизации стандартов вРоссии находится в начальной стадии. Наиболее важное условие для применениястандартов «Кодекс Алиментариус» состоит во введении в национальноезаконодательство положения, устанавливающего максимальный уровень содержанияпестицидов в пищевой продукции. На сегодняшний день проведен сравнительныйанализ требований отечественных стандартов и стандартов Комиссии ФАО/ВОЗ,подготовлены рекомендации по гармонизации выявленных расхождений. Приняторешение об обязательной сравнительной оценке требований, включаемых во вновьразрабатываемые или пересматриваемые стандарты на пищевые продукты;подготовлены «Правила по применению в России международных стандартов „КодексАлиментариус“ совместными усилиями Госстандарта, Минздрава,Госсанэпиднадзора и МИД РФ.
Обактивизации работ по гармонизации отечественных стандартов с международнымиговорит тот факт, что доля гармонизованных нормативных документов в общемколичестве вновь принятых в России государственных стандартов составляет 90%,что в несколько раз превышает цифру, относящуюся ко всему фонду стандартов.
Запоследние годы акценты гармонизации все заметнее смещаются в сторонунациональных систем стандартизации, метрологии и сертификации. Создание единогоевропейского рынка, переход к рыночной экономике России и стран ВосточнойЕвропы, заключение соглашений о свободной торговле на американском континенте идругие события и процессы ведут к глобализации международной торговли: огромныемассы товаров перемещаются по всем странам и континентам, что в еще большейстепени привлекает внимание мирового сообщества к вопросам технических барьеровв торговле. Ведущую роль в этом направлении продолжает играть ЕЭК ООН,определяя области сотрудничества по стандартизации и сертификации товаров,которое содействовало бы свободной мировой торговле товарами и услугами.
Поматериалам журнала „Packaging International“ №6 — 2008 г.:
»Грядущеевступление России во Всемирную торговую организацию диктует необходимостьвнедрения международных стандартов как эффективного инструмента повышенияконкурентоспособности. Сегодня все участники цепи производства, переработки ипродажи пищевой продукции имеют дело с постоянно растущим числом стандартовбезопасности. Многим организациям приходится сертифицироваться сразу понескольким из них, что ведет к излишним затратам. Решением этой проблемы долженстать новый международный стандарт ISO 22000.
Во всем мире безопасность являетсянаиболее важным вопросом для пищевых компаний-поставщиков. МеждународнаяОрганизация по стандартизации (ISO) разработала стандарт ISO 22000, которыйстал основой сертификации систем управления безопасностью пищевых продуктов.Такой шаг открывает возможности достижения международной гармонизациисоответствующих стандартов и обеспечивает инструментарий для внедрения HACCP повсей цепочке поставщиков, поскольку стандарт смогут применять все входящие внее компании (в том числе и производители упаковочных материалов). Официальноеназвание документа ISO 22000:2005 — «Система управления пищевой безопасностью. Требования к организациям, участвующимв цепи создания пищевой продукции». Он состоит из трех частей:
· требования кхорошей производственной практике или программы создания необходимыхпредпосылок;
· требования HACCPв соответствии с Принципами HACCP, созданными Codex Alimentarius;
· требования ксистеме менеджмента.
17апреля 2007 г. Приказом № 66-ст Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии был утвержден Национальный стандарт РоссийскойФедерации ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевойпродукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевойпродукции». Он идентичен международному ISO 22000:2005 и введен в действие1 января 2008 г. Стандарт предполагает идентификацию и оценку всех опасностей,которые могут возникнуть в цепи создания пищевой продукции, включая связанные спроцессом и используемыми средствами.
Стандартпозволяет определить и документально оформить причины, по которым однаорганизация должна контролировать определенные опасности, а другой этого делатьне требуется.
Стандартустанавливает требования, позволяющие:
· планировать, внедрятьи применять систему менеджмента безопасности пищевой продукции;
· демонстрироватьсоответствие требованиям к безопасности пищевой продукции согласнозаконодательству;
· анализироватьтребования потребителей и повышать удовлетворенность;
· иметь возможностьподачи заявки на сертификацию или регистрацию своей системы менеджментабезопасности пищевой продукции.
Документациясистемы включает:
· документальнооформленное заявление в области обеспечения безопасности пищевой продукции;
· документальнооформленные процедуры и записи, требуемые по Стандарту;
· документы, необходимыеорганизации для эффективной работы, внедрения и актуализации системы менеджментабезопасности пищевой продукции.
Высшееруководство организаций должно осуществлять политику в области обеспечениябезопасности пищевой продукции, осведомлять персонал организации о важностисоответствия требованиям Стандарта, юридическим требованиям, а такжетребованиям потребителей, касающимся безопасности пищевой продукции. Стандартпредназначен для организаций, стремящихся внедрить более специализированную,последовательную и интегрированную систему менеджмента безопасности пищевойпродукции".
2. Применение международных стандартов вРФ
Правила применения. ГССРоссии допускает следующие варианты правил применения международных ирегиональных стандартов:
принятие аутентичноготекста международного (регионального) стандарта в качестве государственногороссийского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений иизменений («метод обложки»). Обозначается такой стандарт так, как этопринято для отечественного стандарта;
принятие аутентичноготекста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающимиособенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такогонормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номерсоответствующего международного (регионального).
Возможны и другиеварианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм)международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Этовполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный(региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации,учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формойпринятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкованиеприменимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный (региональный)стандарт.
Руководство 2 ИСО/МЭКрассматривает также прямое и косвенное применение международного стандарта.
Прямое применение — этоприменение международного стандарта независимо от его принятия в любом другомнормативном документе.
Косвенное применение — применение международного стандарта посредством другого нормативного документа,в котором этот стандарт был принят.
Таким образом, потерминологии указанные выше два варианта — это косвенное применениемеждународного стандарта в национальной системе стандартизации РФ.
Применение международныхстандартов в машиностроении. Наиболее актуальным направлением по использованиюмеждународных стандартов в РФ считается машиностроение, где из 4988 действующихстандартов более 2000 — международные.
Задачи по применениюмеждународных стандартов в РФ и гармонизации с ними российских нормативныхдокументов включены в Концепцию национальной системы стандартизации.
Государственныйконтроль предпринимательской деятельности в сфере стандартизации и сертификацииосуществляется в соответствии с требованиями Законов РФ «О стандартизации»и «О сертификации продукции и услуг» (далее – Закон). Качествопроизводимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническимиусловиями и другими документами, устанавливающими определенные требования ккачеству продукции, работ и услуг. Выдаваемые сертификаты, иные документы изнаки соответствия обязывают предпринимателей обеспечить соответствиереализуемой продукции, работ, услуг требованиям нормативных документов, насоответствие которым они были сертифицированы и маркированы. Государственныйконтроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификациитоваров, работ и услуг обеспечивают органы Государственного комитета постандартам, другие специально уполномоченные государственные органы.
ЗаконРФ «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы,понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являютсяедиными и обязательными для всех предприятий, организаций и учрежденийнезависимо от формы собственности, а также для граждан-предпринимателей. Законраспространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг,конструкторские, проектные, транспортные и другие организации и предприятия.
Стандартизация– это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целяхобеспечения:
— безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья иимущества;
— техническойи информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
— качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки,техники и технологии;
— единства измерений;
— экономии всех видов ресурсов;
— безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных итехногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
— обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Сущностьстандартизации обусловлена деятельностью государства в лице уполномоченныхорганов по установлению обязательных требований и контролю за их соблюдением вобозначенных выше областях хозяйственной деятельности.
Внастоящее время в РФ стандартизация характеризуется двумя видами требований ккачеству продукции. Первые являются обязательными для всеобщего применения всилу закона, вторые носят рекомендательный характер применительно кпотребительским характеристикам продукции. При этом выбор рекомендательныхтребований является прерогативой изготовителя продукции, определяемых в еготехнической документации, прежде всего в технических условиях.
Кнормативным документам по стандартизации, действующим в РФ относятся:
— государственные стандарты РФ, международные (региональные) стандарты, правила,нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторытехнико-экономической информации;
— стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических,инженерных обществ и других общественных объединений.
Стандартыпредприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно,исходя из необходимости их применения в целях обеспечения обязательныхтребований, а также в целях совершенствования организации и управленияпроизводством.
Требованиястандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектамихозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство ипоставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на этистандарты.
Нормативныедокументы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии сзаконодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, покоторым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля насоответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требованияк информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.
Сертификацияпродукции (далее – сертификация) – процедура подтверждения соответствия,посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) ипотребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, чтопродукция соответствует установленным требованиям.
Внастоящее время обязательная сертификация продукции осуществляется всоответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «Осертификации продукции и услуг». Сертификация обязательна только приналичии в государственных стандартах требований по безопасности товаров (работ,услуг) для здоровья и жизни граждан, их имущества, а также окружающей среды.
Законустанавливает основы обязательной и добровольной сертификации. В развитиеположений Закона могут издаваться подзаконные акты, в том числе постановленияПравительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, принимаемые всоответствии с их компетенцией.
Объектамисертификации могут быть продукция производственно-технического назначения,товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, атакже иные объекты (далее – продукция). Объекты обязательной сертификацииопределяются законодательными актами.
Объектыобязательной сертификации из числа товаров народного потребления, работ иуслуг, оказываемых гражданам, определяются в порядке, установленном Законом РФ «Озащите прав потребителей».
Удачнуюдемонстрацию того, какую роль могли бы играть международные стандарты,опубликованные ISO, можно увидеть в энергетических характеристиках зданий.Здания потребляют большое количество энергии и производят огромное количествовыбросов CO2. Существует много возможностей получения экономии в этом секторе,следовательно, необходимы практические средства для проектирования истроительства энергетически эффективных зданий и реконструкции ужесуществующих. Международные стандарты предоставляют такие средства.
Например,энергетическая эффективность зданий может быть рассчитана при помощи ISO 13790.Его можно дополнить несколькими другими стандартами ISO, которые могут бытьиспользованы для расчета тепловых характеристик оболочки зданий (стен, крыши ифундамента) и индивидуальных строительных материалов. Эти стандарты даютрекомендации для представления характеристик в торговых документах истроительных регламентах во всех странах мира.
Ещеодин важный пример касается домашних бытовых приборов, таких как холодильники,стиральные машины и комнатные кондиционеры. Эти изделия являются главнымипотребителями электроэнергии в бытовых условиях и в сфере услуг. Кроме того,частично, как результат существования признанных процедур испытанийэнергетических характеристик в большинстве крупных стран мира стала возможнойразработка стандартов на энергетическое этикетирование и энергетическиеэксплуатационные характеристики, которые стимулируют создание более эффективныхизделий, наряду с предотвращением или препятствованием продажи менееэффективных изделий, с целью экономии большого количества энергии, реализуемойпо низким ценам.
Заключение
Совершенствованиесистемы стандартизации, применение международных стандартов – неплохаяпредпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способныхзначительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
Хотямеждународные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всехгосударств, однако, соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособностьна международном рынке. Применение международных стандартов качества открываетобширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок.
Стандартизацияявляется ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики,таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров,расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды имногих других направлений.
Стандартизация,совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническомурегулированию на государственном уровне.
Международнаястандартизация позволяет сэкономить время и средства необходимые для разработкинациональных стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли.
Список литературы
1. Крылова, Г. Д. Основы стандартизации, сертификации,метрологии / Г. Д. Крылова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.
2. Басаков, М. И. Сертификация продукции и услуг сосновами стандартизации и метрологии / М. И. Басаков. Ростов-н-Д: Изд. центр «МарТ»,2000. – 256 с.
3. Гуторова, И. А. Стандартизация, метрология,сертификация / И. А. Гуторова. М.: ПРИОР, 2001. – 64 с.
4. Димов, Ю. В. Метрология, стандартизация исертификация / Ю. В. Димов. СПб.: Питер, 2004. – 432 с.
5. Лифиц, И. М. Основы стандартизации, метрологии,сертификации / И. М. Лифиц. М.: Юрайт, 2000. – 285 с.
6. компания «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ФИНАНСЫ КАДРЫ» / компания«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ФИНАНСЫ КАДРЫ» // «Packaging International» №6 — 2008 г.