Реферат по предмету "Производство"


Что сокрыто за нотным рядом

ХоменковА. С.
За последниестолетия человечествобуквальноошеломленолавиной открытийв самых различныхобластях научныхизысканий. Нафоне этого всеувеличивающегосяинформационногопотока малокто из ученыхвспоминаето двух весьмапримечательныхфактах:
– Почему в структуревыдающихсяпроизведенийискусства, втом числе впроизведенияхмузыкальныхи поэтических, присутствуетпропорциязолотое сечение?
– Почему растенияспособны реагироватьна музыку: отклассическоймузыки ониусиленно растути плодоносят, а от рок-музыки, наоборот, чахнути даже погибают?
Эти факты находятсякак бы за пределамидосягаемостивсех возможныхмировоззренческихсхем, которымипользуютсясовременныеученые и философы.И, тем не менее, они существуюти требуют своегоосмысления.Попробуемподойти к этимудивительнымфактам на основаниитрадиционныххристианскихпредставленийо мире и человеке.
Важнейшееположениехристианскойантропологии, основанноена содержаниипервой книгиБиблии, – представлениео человеке какоб образе иподобии Божием.С этими представлениямисвятоотеческаямысль связываети способностьчеловека творитьв разных областяхдуховной иматериальнойжизни. Последнееважно для пониманияпроблемы музыкальноготворчества.Если человеккак образ Божийспособен творитьподобно своемуПервообразу– Творцу Вселенной,– то структурасотворенногочеловекомпроизведенияискусства снеизбежностьюбудет содержатьв себе те жеэлементы, которыемы можем встретитьв сотвореннойБогом природе.Одним из такихобщих элементов, по-видимому, является ипропорциязолотое сечение.Ее наличие встроении телразличных видовживотных ирастений, какутверждаетсовременнаябиология, вовсене являетсяследствиемприспособленияк условиямобитания. В тоже время этапропорция, как, впрочем, и другиеэстетическиезакономерности, распространенав природе достаточношироко, чтоуказывает наее глубокийонтологическийсмысл, на то, что наш тварныймир держитсяна нетварномосновании –том ИпостасномЛогосе, черезКоторый всв нашем мире«начало быть»(Ин. 1, 3).
Что же касаетсяприсутствиязолотой пропорциив произведенияхискусства, то, как уже говорилось, истоки этогоявления связаныс тем, что человекесть образБожий и, вследствиеэтого, способеннеким образом«повторять»образ действияТворца мироздания,– воспроизводитьв своем творчествете «логосные»принципымироустроения, в соответствиис которыми былСотворен нашмир. Ведь, развертываясьво временнόмаспекте, пропорциязолотое сечениесвидетельствуетне о подражаниигеометрическимформам окружающейчеловека природы, но о чем-то гораздоболее глубоком, о том, что человекесть образБожий.
Такой способобъясненияпозволяет легкорешить и другуюзагадку музыки– ее способностьоказыватьвоздействиена живые существа, в частности,– на растения.
Это воздействие, ввиду слабостивоздействующегона растенияфактора (колебаниявоздушнойсреды), имеетне энергетический, но, судя по всему, информативныйхарактер. Оносвидетельствуето соотносимостисмысловогосодержаниямузыкальногопроизведенияс тем смыслом, на которомосновываетсяжизнь нашегомира и который«проистекает»от ИпостасногоЛогоса. Такаясоотносимостьуказывает нато, что человекявляется образомБожиим и в своемтворчествеспособенвоспроизводитьопределенныесвойства своегоПервообраза– Вседержителямира.
У озвученныхтакой «логосноориентированной»музыкой растений«ускорялсяобмен веществ, и процессысинтеза (анаболизма)преобладалинад распадом». Подобной реакциярастений былав основном наклассическуюмузыку XVII – XIX веков, для которой, как уже говорилось, характернаи пропорциязолотое сечениекак определенныйпризнак ее«логосной»ориентации.
Однако существуети противоположныйтип реакцииживых существна музыку. Так, широко известныфакты угнетенияжизнедеятельностирастений и дажеих гибели призвучании тяжелогорока.
Очевидно, здесьимеет местонечто явнопротивоположноетому проявлениюобраза Божияв человеке, которое выраженов сфере классическоймузыки. Чтобылучше понятьсущность этогоявления, следуетзатронуть ещеодин аспектхристианскойсвятоотеческоймысли, раскрытый, в частности, в творенияхизвестногохристианскогоподвижникаIV столетия св.Макария Египетского.
По словам св.Макария, природачеловека«удобоприемлемаи для добра, идля зла, и дляБожией благодати, и для сопротивнойсилы». При этомвзгляды преподобногоМакария вомногом перекликаютсяс представлениямистоиков оботношении силык их источнику.«По этому учению, действие силынельзя отделитьот источникасилы, потомучто сила действуеттолько в связисо своим источником.Отсюда действиесилы и ее источникмогут бытьотождествляемы.Подобно томукак действие«силы греховности»в человекенеотделимоот источникапоследней –сатаны являетсявоцарениемв душе самогосатаны, так идействие Логосанеотделимоот Самого Логоса, является вселениемв душу СамогоЛогоса».
В этих словахвыражаютсятрадиционныехристианскиепредставленияо том, что образБожий в человеке«предполагаетживую связьчеловека сБогом» и чтовследствиеэтой связи вчеловеке какв образе Божием«таинственнососредоточенывсе Божественныесилы и энергии, открывающиесяв мире».
В то же времяподобное положениевещей можетнеким образомизвращаться, обращатьсяв свою прямуюпротивоположность, и связь с Творцоми Вседержителеммира можетзамещатьсясвязью с некимпротивоположным«антилогосным»началом. Этоначало не имеетположительногодуховногопотенциала, но лишь способно«отрывать»все живое оттех «логосныхкорней», накоторых оно«держится».Как свидетельствуетхристианскаясвятоотеческаятрадиция, образБожий в человеке«есть фактординамический, допускающийприращениеи умаление, имеющий большуюили меньшуюточность иполноту». Инаправленностьэтого изменениячеловеческойличности, отраженнаяв его музыкальномтворчестве, может бытьвыявлено вполнеобъективнымиоценочнымиметодами.
Так, исследователямиотмечено, что«в произведенияхкомпозиторовХХ века золотаяпропорциявстречаетсязначительнореже, чем у ихколлег прошлыхвеков», чтосвидетельствуетоб измененииориентациивнутреннегосостояниясовременногочеловека внаправлении«антилогосного»полюса. Другимобъективнымпоказателемданной переориентацииможет, по-видимому, служить степеньотклоненияобертонов вголосе певцаот правильногоматематическогосоотношенияс основнымтоном – такназываемыйквазигармоническийэффект. Именноу рок-исполнителей, как показываютнедавно проведенныеисследования, такое отклонениедостигаетнаибольшегозначения, свидетельствуяо дисгармоничности«антилогосного»начала. Субъективнотакой голосвоспринимаетсякак заряженныйотрицательнымиэмоциями –агрессивностью, злом, недовольством, беспокойствоми особенногневом.
Примечательното, что существуетвозможностьдовольно плавногоперехода от«логосных»форм музыкик «антилогосным».Так, возможнаразличнаястепень какположительной, так и отрицательнойреакции растенийна музыку, атакже отсутствиевсякой реакции. Характернои то, что исторически«эволюция»музыки идетв сторону«антилогосного»полюса. Истокиэтого явленияосмыслены вхристианскойантропологиив рамках представленийо падшем состояниичеловеческойприроды. «Логосная»ориентациятворящегочеловеческогодуха – это добропадшего человека, это проявлениеобраза Божияв человеке вхарактернойдля его падшегосостоянияподчиненностидемоническомувлиянию. Поэтомуи возможенплавный переходот «падшегодобра» ко злу.Более того, каксвидетельствуетправославнаятрадиция, реализациятворческихустремленийчеловека, происходящаяв рамках егопадшей природы, закономерноприводит кразвитию иуглублениюсостояниягрехопадения, а следовательно– и к большейподчиненностичеловека«антилогосному», демоническомуначалу.
Этот законнеизбежнодолжен проявлятьсяи в характеретворчествачеловека, хотяон не всегдадостаточнохорошо заметен.Ведь человексмотрит на всв нашем падшеммире являясьего органическимэлементом, несяв себе все следствиягрехопадения, среди которых«находитсяи слепота ума, недопускающаявидеть глубинуи тьму падения». Однако наблюдаяисторическийпуть, проделанныйчеловечествомв различныхсферах – будьто наука, философия, искусство илиже областьсоциальногоустроения –у любого способногок самостоятельномумышлению человекавозникаетощущениенесоответствиядостигнутыхрезультатовцелям. Вездеможно почувствоватьзвучание «эхападения», ощутитьза внешнимблеском элементывнутреннейдеградациии угасания.
Выход из падшегосостояния, всоответствиис традиционнымихристианскимипредставлениями, достигаетсяпутем стяжаниячеловекомблагодати.Однако это ужетема для отдельногоразговора.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.