--PAGE_BREAK--Мировой опыт показывает, что при одинаковых условиях технической оснащенности производства, компьютеризации подготовки производства значительного преимущества в качестве продукции и снижения издержек можно добиться, подключив «человеческий» фактор.
Особое место в комплексной подготовке производства занимает организационная и технологическая подготовка производства. Технологическая подготовка производствана судостроительном предприятии включает определение полного состава работ, необходимых для постройки корабля и распределение этих работ по этапам строительства между цехами-участниками; реализует комплекс работ по проектированию и внедрению новых и совершенствованию действующих технологических процессов, проектированию и изготовлению технологической оснастки, выбору оборудования, установлению нормативов использования труда, материалов, оборудования.
В целом технологическая подготовка производстваверфи значительно отличается от технологической подготовки производстваобычного машиностроительного предприятия. В традиционном (ручном) варианте ее выполнения продолжительность технологической подготовки производства верфи соизмерима с продолжительностью строительства корабля, что объясняется как ее масштабом (она охватывает 10 видов судостроительного производства), так и необходимостью внесения значительного объема конструкторских и технологических изменений в период постройки головных кораблей.
Спецификой технологической подготовки производстваверфи является и совмещение по срокам конструкторской подготовки производства в конструкторском бюро с технологической подготовкой производства на предприятии путем участия технологов завода в работе ЦКБ, начиная со стадии технического проектирования. Это касается, прежде всего, разработки принципиальной технологии и организации строительства корабля: разбивке корпуса корабля на сборочные единицы с учетом производственных условий предприятия-строителя, выборе схемы формирования корпуса корабля на построечном месте, размещения производства на предприятии. Кроме этого, в рабочие конструкторские документы верфи (в спецификации к ним) включают данные по технологии и организации постройки корабля.
До недавнего времени еще одной особенностью технологической подготовки производствасудостроительного предприятия являлось наличие в ее составе самостоятельного раздела — плазово-технологической подготовки производства, в процессе которой выполнялось дополнение геометрической и технологической информации по корпусу корабля, поступаемой от проектанта.
Организационная подготовка производствазаключается в согласовании коллективных действий всех участников создания корабля, начиная со стадии научных исследований конструкторской подготовки производства у проектанта и заканчивая комплексной подготовкой производства на предприятии, строительстве, испытаниями и сдачей корабля заказчику. Основными организационно-технологическими документами предприятия-строителя, являются графики комплексной подготовки производства, генеральные и технологические сетевые графики постройки кораблей, стапельные расписания.
1.1 Генеральный график постройки заказа
«Генеральный график постройки судна — это сформированная на основе методов сетевого планирования графическая информационная модель процесса создания головного заказа в терминах работ и событий, построенная в реальном масштабе времени и отображающая последовательность выполнения важнейших событий создания заказа (в том числе событий по проектированию, подготовке производства, постройки, испытанию заказа, созданию основного вновь проектируемого комплектующего оборудования и основным контрагентским поставкам), связи между исполнителями и состояние технической готовности заказа на первое число каждого квартала года постройки. Он включает около 200 (не более 250) типовых событий и отображает процесс создания головного корабля от начала проектирования до завершения его строительства. Его назначение – это обеспечение функционирования системы контроля за процессом создания головного заказа, признанного головным, включенного в систему контроля на уровне Министерства.
События генерального графика должны быть обязательно включены в рабочий сетевой график на данный заказ с аналогичными принятыми условными обозначениями и кодами, предусмотренными сводным перечнем кодов и наименований типовых событий, либо с составлением таблицы соответствия кодов генерального графика с кодами рабочего сетевого графика.
В генеральном графике предусмотрены следующие разделы: проектирование, подготовка производства, постройка, основные контрагентские поставки, электро-монтажные работы, испытания.
В разделе «Проектирование» отражают:
— межотраслевую и внутриотраслевую кооперацию по проектированию;
— выполнение опытных и макетных работ;
— процесс разработки и выпуск чертежей, эксплуатационной и приемно-сдаточной документации проекта.
В разделе «Подготовка производства» отражают:
— капитальное строительство и реконструкцию завода;
— основные этапы конструкторской и технологической подготовок производства;
— заявки на материалы;
— получение фондов на материалы;
— заявки на оборудование;
— получение фондов на оборудование;
— заявки на кабель;
— получение фондов на кабель.
В разделе «Постройка» отражают:
— технологию строительства заказа от начала обработки металла до предъявления к швартовным испытаниям;
— изготовление деталей машиностроительной части с длительным циклом производства.
В разделе «Основные контрагентские поставки» отражают:
— основные этапы создания головных образцов оборудования;
— поставку головных образцов;
— поставку важнейшего серийного оборудования.
В разделе «Электро-монтажные работы» отражают:
— работы предприятия, выполняющие электро-монтажные работы.
В разделе «Испытания» отражают:
— перевод на сдаточную базу;
— основные этапы испытаний.
Разработку генерального графика на головные заказы обеспечивает главный конструктор центрального конструкторского бюро-проектанта по разделам. Для разработки генерального графика центральное конструкторское бюро-проектант запрашивает и получает от предприятий, участвующих в создании заказа, фрагменты генерального графика, соответствующие разделам. Генеральный график разрабатывается в месячный срок после выхода приказа Министра об утверждении технического проекта и обеспечении постройки заказа на весь период его создания, начиная с события «Технический проект утвержден» до события «Приемный акт подписан». Генеральный график на стадии рабочего проектирования и постройки разрабатывается на основе следующих документов: приказа Министра об утверждении технического проекта и обеспечении постройки заказа, укрупненного сетевого графика в составе технического проекта, принципиальной технологии постройки, графика на разработку рабочих чертежей, графика подготовки производства, сводного перечня наименования типовых событий настоящих «Основных положений», постановления вышестоящего директивного органа по поставкам материалов и комплектующего оборудования.
Продолжительность работ при разработке генерального графика определяется на основании технологических графиков постройки судов, исходя из трудоемкости проектных работ и работ по постройке судна, которая устанавливается документами, действующими в отрасли, а также по опыту завода-строителя и других участников создания заказа. При определении календарных сроков надлежит руководствоваться директивными сроками проектирования и постройки, утвержденными в пятилетнем плане. Генеральный график вычерчивается на формате А1 и содержит: коды, наименования и сроки выполнения событий, а также проценты технической готовности на первое число каждого квартала года постройки.
Согласование генерального графика постройки заказа осуществляет главный конструктор проекта или заказа. Согласование разделов генерального графика состоит в следующем:
— установление наличия связей между исполнителями;
— согласование формулировок граничных событий;
— согласование сроков свершения граничных событий.
Сшивание» заканчивается визированием общего генерального графика ответственными исполнителями. Титульный лист оригинала генерального графика создания головного заказа подписывается главным конструктором проекта, руководителем проектной организации, директором завода-строителя, директором предприятия, выполняющего электромонтажные работы. После этого оригинал генерального графика высылается в Главное производственное управление на утверждение в Министерстве.
После утверждения Министерством, генеральный график размножается центральным конструкторским бюро-проектантом. Копии генерального графика рассылаются в следующие адреса:
— департаменту судостроения по подчиненности завода-строителя;
— заводу строителю;
— департаменту судостроения по подчиненности центрального конструкторского бюро-проектанта;
— предприятию, выполняющему электромонтажные работы;
— главному вычислительному центру Министерства.
Оригинал генерального графика находится в центральном конструкторском бюро-проектанте. Одновременно с утвержденным генеральным графиком центральное конструкторское бюро-проектант представляет в главный вычислительный центр исходную информацию по графику для записи на машинных носителях – таблицы плановых данных в виде перфоленты и распечатки с нее. Порядок и основные правила оформления таблицы плановых данных определяется инструкцией, разработанной главным вычислительным центром. Передача составленной таблицы плановых данных в главный вычислительный центр производится:
— для открытой информации – по каналам связи;
— для закрытой информации – в незашифрованном виде на перфоленте почтой через спецотдел. [3]
1.2 Укрупненный сетевой технологический график
Укрупненный сетевой технологический график — сформированная на основе методов сетевого планирования и управления графическая модель принципиальной технологии, с иерархической структурой разбивки работ постройки судна, наглядно отображающая последовательность и продолжительность выполнения работ, с разбивкой по периодам, технологическим этапам и указанием процента нарастания технической готовности на конец каждого этапа. Он содержит около 600 событий и разрабатывается в программе MS Project. Этот график предназначен:
— для организации и управления процессом постройки судна на уровне руководства общества;
— для установления технологами научно-технического управления номера этапа работ в технологических комплектах.
Одним из приоритетов графика является отражение принципиальной технологии и планомерное распределение объемов работ по технологическим этапам постройки судна. Основой формирования (построения) данного графика и рабочего сетевого графика является структура разбивки работ постройки судна.
Укрупненный сетевой технологический график:
— входит в состав технологического графика постройки судна и разрабатывается для головного и серийных судов;
— служит основой для разработки рабочего сетевого графика;
— относится ко второму уровню управления производством;
— разрабатывает бюро разработки графиков и трудоемкости научно-технического управления на стадии подготовки производства на основе следующих документов:
а) приказа генерального директора или другого руководящего указания руководства предприятия;
б) генерального графика постройки — для кораблей или контрактного графика — для судов;
в) принципиальной технологии;
г) структуры разбивки работ судна.
Укрупненный сетевой технологический график разрабатывают на разделы «Постройка» и «Испытания» генерального и контрактного графиков, с привязкой работ к технологическим периодам и этапам постройки. Продолжительность периодов измеряется в рабочих днях.
Укрупненный сетевой технологический график выполняют на электронно-вычислительной машине и может быть двух видов:
— в сетевом исполнении — когда сетевая модель может быть изображена в виде ориентированного графа, состоящего из стрелок и кружков (событий).
— в виде графика” Ганта” — линейная диаграмма, где перечень работ – структура разбивки работ, выполняется в виде столбца слева от графика, а сами работы в виде «предшествующей» и «последующей» горизонтальных линий, с установлением связей между ними, посредством «дуги». Вид графика устанавливает заместитель главного технолога по проекту.
Укрупненный сетевой технологический график используется:
— производствами и отделами предприятия при анализе постройке судов, обеспечения его основными поставками оборудования под процент технической готовности на данный период;
— технологами при разработке рабочих сетевых графиков;
— при разработке рабочих графиков строителями;
— в системе перспективного планирования;
— при планировании изготовления изделий машиностроительной части с длительным циклом изготовления и является информационной базой поставки оборудования под процент технической готовности судна.
Разработка укрупненного сетевого технологического графика включает:
— ознакомление с генеральным графиком или контрактным графиком постройки судна;
— разработку структуры разбивки работ;
— разработку укрупненных фрагментов сетевых графиков, в составе структуры разбивки работ, профилирующими бюро научно-технического управления на изготовление и формирование корпусных конструкций, сборку агрегатов, монтаж изделий, механизмов и систем, оборудования и устройств, окраску и установку покрытий и т.д. по указанию заместителя главного технолога, в соответствии директивным документом о разработке укрупненного сетевого технологического графика;
— разработку укрупненного фрагмента электромонтажных работ, разрабатывает бюро разработки графиков и трудоемкости и согласовывает его в составе разработанного графика;
— проработку и «сшивание» отдельных фрагментов структуры разбивки работ в укрупненный сетевой технологический график, осуществляет бюро разработки графиков и трудоемкости;
— разработку графика нарастания технической готовности судна;
— вычерчивание временной шкалы продолжительности постройки судна в периодах и этапах, с разбивкой этапа по месяцам и проставлением процента технической готовности судна на конец каждого этапа в соответствии с графиком нарастания технической готовности судна;
— анализ распределения номенклатуры и объемов работ по технологическим этапам;
— согласование и подписание укрупненного сетевого технологического графика.
После подписания укрупненного сетевого технологического графика бюро разработки графиков и трудоемкости разрабатывает «Шкалу ожиданий» и вводит ее в систему Primavera.
Разработку фрагментов входящих в состав структуры разбивки работ укрупненного сетевого технологического графика следует выполнять в следующей последовательности:
— ознакомление с конструкторско-технологической документацией по фрагменту;
— ознакомление с номенклатурой работ по фрагменту в диалоговом режиме в системе Primavera;
— ознакомление с сетевыми графиками профилирующих бюро;
— включение во фрагмент рабочего сетевого графика технологических комплектов не вошедших в сетевые графики профилирующих бюро;
— ознакомление с правилами построения графиков;
— формирование фрагмента по отдельным конструкциям, механизмам, оборудованию, системам;
— подготовка листов графика с нанесением «шкалы ожиданий».
Продолжительность работ укрупненного сетевого графика должна быть:
для головного судна:
— для кораблей — равна продолжительности постройки генерального графика;
— для судов — продолжительности контрактного графика;
— для серийного судна – продолжительность постройки определяет заместитель главного технолога по проекту, исходя из:
— продолжительности постройки укрупненного сетевого технологического графика головного судна;
— плановой неизменной трудоемкости постройки серийного судна, которая устанавливается инструктивными и методическими документами действующими в отрасли;
— опыта постройки судов на предприятиях.
Укрупненный сетевой технологический график должен быть:
подписан:
— начальником бюро разработки графиков и трудоемкости научно-технического управления;
— начальником отдела подготовки производства и нормативов;
— заместителем главного технолога;
согласован:
— главным инженером;
— заместителем генерального директора – начальником производственно-диспетчерского отдела;
— заместителем генерального директора по производству;
— заместителем главного инженера — начальником научно-технического управления – главным технологом;
продолжение
--PAGE_BREAK-- — начальниками отделов научно-технического управления;
утвержден — Генеральным директором.
1.3 Система планово-учетных единиц работ
Управление постройкой судна обеспечивается системами технико-экономического и оперативно-производственного планирования. Технико-экономическое планирование работ осуществляется на базе стапельного расписания и укрупненного технологического графика, а оперативное планирование ведется на основе базовой технической и технологической документации. Эта документация дает представление о полном объеме работ по судну, с учетом технологической разбивки на планово-учетные единицы работ по каждому цеху и исполнителю с указанием конкретного объема, номенклатуры работ и времени исполнения. Под планово-учетной единицей работ понимают выделение конкретного объема работ по постройке судна для управления и планирования процесса создания судна.
Система планово-учетных единиц включает: судно, период, технологический этап, цехоэтап, технологический комплект, бригадокомплект. Заказ – основной объект производственного планирования и управления. Используется для целей технико-экономического планирования на календарные периоды: квартал, год, 5 лет, 10 лет. Объем работ по заказу подразделяется на периоды и технологические этапы. Период – часть продолжительности постройки корабля, охватывающая: от начала постройки до закладки на стапеле; от закладки до спуска на воду; от спуска на воду до сдачи заказчику. Распределение работ по периодам обычно составляет: заготовительный период – 20% от общей трудоемкости постройки судна, стапельный период — 70% от общей трудоемкости постройки судна, сдаточный период — 10% от общей трудоемкости постройки судна.
Технологический этап – часть объема работ по постройке судна, выполненная в промежутке между узловыми событиями постройки судна в пределах одного построечного периода. По узловым событиям каждого технологического этапа определяется процент продвижения технической готовности судна. Технологический этап используется для: определения объемов производства в пределах квартала и года, планирования подготовки производства, определения сроков поставки комплектующих изделий и материалов, планирования и учета себестоимости постройки. Объем работ по технологическому этапу определяется с учетом метода постройки судна и может быть различным для разных типов судов. Формирование полного объема работ в пределах технологического этапа производится путем объединения работ по технологическим комплектам. Цехоэтап – объем работ, выполняемых конкретным цехом в пределах технологического этапа. Цехоэтап используется для: планирования объемов производства на квартал и год, определения потребности и учета расходования материалов и комплектующих изделий, планирования и учета цеховой себестоимости производства. Технологический комплект – совокупность работ определенного вида, выполняемых в строгой технологической последовательности одним специализированным участком цеха в течение календарного месяца и в пределах технологического этапа. Технологический комплект является основной планово-учетной единицей работ верфи. Используется для планирования и учета объемов производства на календарный месяц и квартал. Для составления ведомостей технологических комплектов технологическая служба завода использует получаемые от центрального конструкторского бюро проектанта рабочие чертежи и укрупненный технологический график постройки головного судна. На основе ведомостей технологических комплектов бюро сетевых графиков разрабатывает фрагменты сетевых графиков, в которых в графической форме показана взаимосвязь работ по постройке судна. За фрагмент берется часть конструкции корабля – отсек. Отсек – пространство корабля вместе с оборудованием, ограниченное двумя поперечными переборками. Фрагмент содержит 1000 и более работ, в зависимости от конструкции. Выполнение работ в объеме технологического комплекта всегда закрепляется за одним исполнителем. Совокупность технологических комплектов в объеме технологического этапа с учетом информации по материалам, изделиям и оборудованию, содержащейся в спецификациях, позволяет сформировать материально-техническое снабжение строго в технологической последовательности постройки заказа. В процессе постройки корабля должны быть выделены узловые события, определяющие сроки выполнения относительно крупного или технологически законченного объема работ. Оформление факта окончания этих работ фиксируется построечным актом. Окончание работ в объеме отдельного помещения заказа или по отдельной системе или комплексу корабля оформляется построечным удостоверением подписываемом заказчиком. Учитывая значительную стоимость и длительность постройки судна весь объем работ разбивают на части – платежи заказчика. Для каждой такой части определен законченный объем работ и сумма платежа в процентах от общей стоимости судна. Количество и размеры платежей определяются платежными таблицами, согласованными между заводом и заказчиком. При этом предполагается опережающая оплата поставок материала и оборудования. Бригадокомплект – часть работ по технологическому комплекту, выполняемых бригадой в соответствии с технологическим процессом и установленной специализацией участков и бригад без перерывов.
1.4 Рабочий сетевой график
Итогом детальной проработки организации строительства корабля является создание рабочего сетевого графика строительства. Именно он служит основой для оперативного планирования работ цехам и отслеживания хода работ руководителями проекта. Он содержит от 20000до 30000событий.
Рабочий сетевой график – это комплекс работ верфи в объеме ведомостей технологических комплектов, отображающий технологическую последовательность формирования судна и состоящий из отдельных фрагментов в составе структуры разбивки работ укрупненного сетевого технологического графика, соединенных между собой. В качестве информационной динамической модели, отображающей процесс выполнения комплекса операций и его конечную цель, в системе сетевого планирования и управления используется сетевая модель, в которой весь комплекс операций, разбивается на отдельные, четко определенные работы на основе рабочего сетевого графика.
Рабочий сетевой график:
— формируется на базе структуры разбивки работ укрупненного сетевого технологического графика из фрагментов сетевых графиков разрабатываемых бюро разработки графиков и трудоемкости и является его детализацией на основе технологических комплектов. Наименование фрагментов рабочего сетевого графика должны соответствовать наименованию пунктов структуры разбивки работ;
— относится к четвертому уровню управления производством;
— разрабатывается один график на все суда одного проекта. Рабочие сетевые графики для каждого судна не разрабатываются;
— отображает весь комплекс работ верфи при постройке судов;
— на ОАО «ПО СЕВМАШ» разрабатывает бюро разработки сетевых графиков в системе MS Project на стадии технологической подготовки производства. Сроки разработки определяет график подготовки производства судна;
— предназначен для формирования базы данных в системе Primavera;
используется:
— в системе оперативно — производственного планирования работ цехам верфи.
Соединение фрагментов в единый сетевой график следует производить с помощью зависимостей, обеспечивающих взаимную стыковку работ. Фрагменты рабочего сетевого графика разрабатывают в три очереди по мере выпуска ведомостей технологических комплектов:
— первая очередь — разработка фрагментов изготовления конструкций, устанавливаемых на стапеле в технологической последовательности их установки;
— вторая очередь разработка фрагментов на формирование корпуса судна на стапеле;
— третья очередь разработка фрагментов на выполнение работ в отсеках и работы вне основного корпуса.
Сроки разработки фрагментов рабочего сетевого графика устанавливает заместитель главного технолога по проекту.
Каждый фрагмент после его разработки должен быть подписан исполнителем, начальником бюро, начальником отдела подготовки производства и нормативов, и согласован с начальниками профилированных отделов и утвержден заместителем главного технолога.
1.5 Рабочие графики обеспечения постройки на стапеле и испытаний основных заказов
Рабочие графики обеспечения постройки на стапеле и испытаний основных заказов (рабочие графики строителей) являются одним из основных организующих документов при управлении строительством заказов и контролем хода работ. Рабочие графики строителей повышают эффективность управления и координации выполненных работ на основных заказах, позволяют более детально представить организацию работ, обеспечивающих свершение узловых событий укрупненных технологических сетевых графиков. Информационной базой для создания рабочего графика является:
— укрупненный сетевой технологический график постройки серийных заказов;
— укрупненный график постройки заказа;
— документация, выпускаемая на основе сетевой модели (график работ в узловых событиях, машинограммы по планированию и т.п.);
— приказы и решения руководства завода-строителя по заказам;
— технологическая документация;
— конструкторская документация;
— опыт изготовления аналогичных конструкций.
По своей структуре и форме исполнения рабочие графики могут быть различного вида (сетевые, табличные и др.) Они должны содержать перечень всех работ или событий, изложенных в технологической последовательности их выполнения. Рабочие графики, содержащие в себе работы двух и более цехов, разрабатывается отделом строителей с привлечением всех участников работ и, в необходимых случаях, представителей научно-технического управления. Отделом главного строителя разрабатывается и утверждается обязательная номенклатура рабочих графиков по каждому проекту на период постройки и первого этапа испытаний. По своей структуре рабочие графики могут представлять технологические последовательности параллельно разворачиваемых работ, находящихся в определенной зависимости между собой и завершающиеся конечным событием или же простую линейную зависимость последовательно выполняемых работ.
Выбор формы рабочего графика зависит от его структуры. В случае сложной структуры выполняемых работ должен разрабатываться сетевой рабочий график. Для последовательно выполняемых работ рабочий график выполняется в табличной форме. Номенклатура включаемых работ в график и степень их детализации определяются разработчиком графика, но при этом не должна нарушаться логическая взаимосвязь работ и событий, основанная на принятой технологии.
В процессе разработки рабочего графика предварительная оценка продолжительности выполнения каждой работы должна основываться на основании технологической трудоемкости выполнения данной работы. При разработке рабочего графика строителей за основу должна приниматься существующая технология, обеспечивающая выполнение всех работ в кратчайшие сроки или в сроки, удовлетворяющие начало или завершение каких-либо работ по другим утвержденным графикам. В рабочем графике должны отражаться сроки обеспечения поставок изделий машиностроительной части, которые определены графиком поставок. Графики закрытия построечных и швартовных документов оформляются в табличном виде.
Рабочий график должен быть согласован со всеми ответственными руководителями работ, включенных в график. Определение продолжительности выполнения работы при согласовании сроков графика должно основываться на безусловном соблюдении технологии выполнения работ.
Рабочие графики, включенные в обязательную номенклатуру, а также разрабатываемые под узловые события укрупненного графика постройки, платежи или на основании приказов и решений руководства завода-строителя – должны утверждаться руководством завода-строителя. Указанные рабочие графики должны быть подписаны руководителями цеха – исполнителя работ. Графики не входящие в перечисленные, утверждаются руководством цехов-исполнителей или старшим строителем. Номенклатура работ, содержащаяся в утвержденном руководством завода-строителя рабочем графике с учетом сроков, обязательно должна отражаться службами каждого цеха как основная номенклатура соответствующего месячного плана цеха.
График закрытия построечных документов должны утверждаться генеральным директором завода-строителя не позднее пятого числа планируемого месяца. Руководители работ на заказе от каждого цеха совместно со строителями и представителями контрагентских организаций прорабатывают график закрытия построечных документов на следующий месяц и до двадцать пятого числа месяца, предшествующего планируемому, вносят в график номера построечных документов на согласованные числа месяца. Старший строитель совместно с руководителями цехов, — участниками постройки, анализируют полученный график закрытия построечных документов, при необходимости вносят изменения и дополнения, и, после подписания, представляют его на утверждение генеральному директору завода-строителя.
График закрытия швартовных документов, разрабатываемый на весь период испытаний, согласовывается аналогично графику построечных документов. Ответственными за разработку и согласование сроков закрытия швартовных документов с программами и методиками испытаний является ответственный сдатчик и сдаточный механик заказа. График закрытия швартовных документов должен утверждаться генеральным директором завода-строителя не позднее даты начала первого этапа испытаний.
Утвержденные графики закрытия построечных и швартовных документов должны быть размножены и доведены до исполнителей в трехдневный срок.
Кроме этого, для контроля за ходом постройки серийных кораблей каждого проекта на уровне заказчика разрабатываются каскадные графики постройки этих судов.
1.6 Каскадный график
Каскадные графики отображают состояние постройки каждого серийного корабля в течение года или периода постройки. В них взаимоувязаны сроки наступления событий и техническая готовность по событию.
Каскадный график – это графическая информационная модель процесса создания серийных судов, оформленная в виде «каскада» — наклонной ломаной линии, соединяющей точки (события), имеющими абсциссами сроки выполнения основных событий по созданию заказа. Назначение графика – оперативное управление ходом строительства серийных заказов на заводе-строителе и осуществление аппаратом Министерства постоянного контроля за фактическим состоянием серийных заказов, находящихся в постройке, подлежащих сдаче и начатых постройкой в планируемом году, и головных заказов, подлежащих сдаче в планируемом году, включаемых в систему автоматизированного контроля на уровне Министерства.
Каскадные графики должны быть разработаны на серийные заказы, находящиеся в постройке независимо от хода их сдачи в соответствии с перечнем сообщаемом в директивных указаниях, и на головные заказы, подлежащие сдаче в планируемом году. Количество событий в данном графике зависит от сложности заказа, и не должно быть больше 100. События берутся из детализированных рабочих сетевых графиков на постройку заказов и соответствующей технологической документации, стапельному расписанию. В события каскадного графика включаются все работы, завершающиеся с выполнением указанного в графике события.
События каскадного графика должны являться событиями детализированных рабочих сетевых графиков на соответствующие заказы с аналогичными принятыми условными обозначениями и кодами, предусмотренными «Сводным перечнем кодов и наименований типовых событий» либо с составлением таблицы соответствия кодов каскадного графика с кодами рабочего сетевого графика.
Автоматизированная подготовка данных о состоянии событий каскадного графика для передачи информации в Министерство заключается в расчете рабочего сетевого графика и выборке из него событий каскадного графика либо за счет единой системы кодирования, либо с помощью таблиц соответствия.
Каскадный график разрабатывается после составления проекта годового плана. Графики представляют в департамент судостроения по подчиненности до 1 октября, утверждать до 1 ноября года, предшествующего планируемому. Этот график разрабатывается на период создания заказа, начиная с события «Обработка металла корпуса начата», до события «Приемный акт подписан».
Каскадный график включает события разделов: постройка, электромонтажные работы, испытания. Содержание этих разделов приведены выше в описании генерального графика.
Каскадный график разрабатывается на основе следующих документов:
— проекта годового плана предприятия;
— укрупненного сетевого графика в составе технического проекта с учетом сделанных замечаний;
— генерального графика на головной заказ;
— технологического графика постройки;
— программ испытаний;
продолжение
--PAGE_BREAK--Каскадный график разрабатывается технологической службой завода-строителя с участием необходимых служб и подразделений предприятия. В нем должны быть отражены:
— коды, наименования и сроки выполнения событий;
— номер технологического этапа;
— период постройки;
— код события рабочего сетевого графика;
— плановый процент технической готовности заказа на начало планируемого года;
— плановые и фактические проценты технической готовности по всем заказам на последнее число каждого месяца планируемого года.
При определении календарных сроков сдачи заказов необходимо руководствоваться утвержденными сроками постройки, включенными в годовой план завода-строителя в соответствии с технологией. Календарные плановые сроки свершения событий определяются при расчете рабочего сетевого графика, и соответствуют срокам, зафиксированным в плане.
Каскадный график разрабатывается в программе MS Project и вычерчивается на листах формата А1. На одном листе изображается ряд каскадных графиков, число которых соответствует количеству находящихся в постройке заказов одного проекта. График должен легко просматриваться, а линии не должны перекрещиваться. Если на заводе строятся серийные заказы разных проектов, то серия заказов каждого проекта должна быть представлена каскадными графиками на отдельном листе. Внутри графика на свободном месте должен быть изображен силуэт заказа с разбивкой его на формирования.
Согласование и утверждение каскадного графика обеспечивает главный технолог завода-строителя. График подписывается директором завода-строителя и согласовывается с руководителем предприятия, выполняющего электромонтажные работы. После этого оригинал каскадного графика завод-строитель размножает и 6 экземпляров представляет в департамент судостроения для утверждения в Министерстве. Разработанные графики представляются в Министерство вместе с проектом годового плана. В Министерстве каскадный график подписывается начальником департамента судостроения по подчиненности завода-строителя, после визы главного вычислительного центра утверждается Министерством судостроительной промышленности Р.Ф. Утвержденным каскадный график завод-строитель рассылает на следующие адреса: департамент судостроения; предприятие, выполняющее электромонтажные работы; главный вычислительный центр Министерства. Оригинал каскадного графика хранится на заводе-строителе. Одновременно с утверждением каскадного графика завод-строитель заполняет, перфорирует и передает в главный вычислительный центр Министерства судостроительной промышленности таблицы плановых данных на все включенные в каскадный график заказы. [3]
Основная трудоемкость по подготовке производства на судостроительном предприятии приходится на организационную, конструкторскую и технологическую подготовки производства, которые составляют так называемую техническую подготовку производства. С переходом к рыночным условиям работы все большее значение приобретают материально-техническая и экономическая составляющие, поскольку главной целью предприятий становится снижение издержек и получение прибыли. Подготовка кадров, социально-психологическая подготовка производства, техника безопасности составляют в совокупности около 10 %.
Многолетняя практика работы подтверждает, что система подготовки производства не терпит грубых нарушений и отклонений и является одной из главных закономерностей при строительстве корабля.
Начиная с 60-х годов, по мере развития вычислительной техники и программного обеспечения, происходят значительные изменения в сфере получения, хранения, передачи и обработки информации при проектировании и подготовке производства.
Дальнейший научно-технический прогресс в области информационных технологий привел к тому, что сегодня отсутствие на предприятии-строителе автоматизированных систем проектирования судов или информационных систем управления проектами становится серьезным препятствием для размещения на нем не только коммерческих, но и государственных заказов. Поэтому на судостроительных заводах были предприняты определенные шаги. В качестве системы автоматизированного проектирования была выбрана система Foran, а автоматизация организационно-технологической подготовки производства осуществляется на основе системы Primavera, однако и в том и в другом случае требуется детальное изучение и освоение этих систем, а также адаптация к конкретным условиям завода-строителя и интеграция их с системами более низкого уровня, предлагаемых для решения более простых (менее ресурсоемких) задач.
2. Разработка предложений по совершенствованию организационно-технологической подготовки производства на основе информационных систем управления проектами
2.1 Принцип работы и задачи информационных систем управления проектами
Корабль представляет собой сложный проект, для успешной реализации которого требуется постоянное управление людскими, финансовыми и материальными ресурсами на протяжении всего цикла его существования.
Для этой цели используются информационные системы управления проектами. В основе этих систем независимо от их уровня и стоимости заложены методы сетевого планирования и управления, разработанные в конце 60-х годов прошлого столетия.
Методы сетевого планирования базируются на методе критического пути (МКП, или CPM – Critical Path Method) и методе анализа и оценки планов (PERT – Performance Evaluation and Review Technique). Метод критического пути заключается в нахождении самой длительной продолжительности проведения работ (критического пути) и согласование его с генеральным графиком постройки судна, если получается резерв, то критический путь корректируется (например: если продолжительность критического пути меньше чем на генеральном графике, тогда требуется добавить недостающее время на какие-либо работы в этом критическом пути). Метод анализа и оценки планов заключается в оценке работ за определенный период обзора и сравнении их с планом, если получается резерв, то происходит анализ работ и работы корректируются (например: часть работ перекидывается на следующий период, если больше чем по плану).
Сложные процессы наиболее удобно представлять в виде сетевой модели. Сетевая модель – это комплект материалов, в состав которого входят: сетевой график, описание сетевого графика, расчет параметров сетевого графика. Сетевая модель обеспечивает:
— наибольшую наглядность взаимосвязи отдельных видов, этапов и работ;
— возможность оптимизации в перераспределении трудовых ресурсов технических и технологических служб;
— моделирования процессов отдельных видов полготовки производства и самого производства.
Необходимость в самостоятельной дисциплине «Управления проектами» была осознана в развитых странах Запада в 50-х годах 20-го века. Это было вызвано массовым ростом масштабов проектов и тем, что понятие успешности проекта стало измеряться, в первую очередь, соответствием его окончательной стоимости объему выделенных ассигнований, величиной экономии и размерами прибыли. Вообще под проектом подразумевают некоторую работу (или группу работ), которую необходимо выполнить за определенный промежуток времени с соответствующим качеством, не выходя за рамки сметы. Строительство корабля является одним из примеров проекта. У проекта есть свои параметры – это область охвата, качество, время и стоимость, которые взаимосвязаны. Например, при увеличении области обхвата увеличится и время, а за ним, следовательно, и стоимость.
Управление проектами является одной из самых сложных и трудоемких областей управленческой деятельности. Это объясняется сложностью логики развития процесса реализации проекта и вытекающих отсюда изменений взаимозависимости различных его элементов, что невозможно не только удержать в памяти, но и обозримо представить, отслеживать, анализировать и корректировать на бумаге.
Вся деятельность по управлению проектами снизу доверху сопровождается обработкой данных о тех элементах проекта, которые выделены для управления. Ввиду сложности процесса выполнения проектов объемы информации о ходе развития работ по их реализации, которую необходимо собирать, обрабатывать и анализировать участникам проекта, могут быть чрезвычайно велики.
Поэтому, если говорить в целом о информационных системах управления проектом, то их основное назначение – это повышение производительности труда, связанного как раз с этими процессами: сбор, обработка, анализ данных о ходе реализации проекта, проведение необходимых аналитических и прогнозных расчетов, а также расчетов по выработке вариантов для принятия решений.
Следуя принятому здесь подходу, собранные в единый комплекс технические и программные средства обработки и передачи данных совместно с методами управления проектами и другими элементами, обеспечивающими его функционирование, мы будем называть информационными системами управления проектом.
В информационных системах управления проектом переводу на машинную обработку подлежат процессы, связанные со следующими основными направлениями управленческой деятельности:
— планирование работ;
— оперативный контроль за ходом работ;
— анализ хода выполнения плана;
— внесение корректировок в план работ.
Чем более сложным и более крупным является проект, тем более значительными будут получаемые выгоды. К числу таких выгод относятся следующие:
— способность обрабатывать большие объемы информации;
— быстрая корректировка планов работы над проектом как на этапе планирования, так и на этапе осуществления проекта;
— способность составлять отчеты о состоянии дел для руководителей различного уровня;
— возможность сравнения различных сценариев типа « что, если…? ».
Первое поколение информационных систем управления проектом имело характерным отличием автоматизацию выдачи в пакетном режиме расчетных ведомостей, в основном, связанных с бухгалтерским учетом.
Второе поколение этих систем позволило автоматизировать значительную часть других функций экономической деятельности предприятия, а также предусмотреть автоматизацию календарного планирования. Значительная часть этих систем представляла собой автоматизированные варианты прежних ручных систем, которые позволяли контролировать отклонения в том виде, в котором они имеют место, но без объяснения причин их возникновения.
Третье и четвертое (современное) поколения позволили создать интегрированные и интерактивные автоматизированные системы. Эти системы в настоящее время располагают средствами графического отображения, включая построители масштабированных по времени гистограмм, диаграмм движения денежных средств, отчетов в определяемых пользователями форматах, также выдачи ответов на диалоговые вопросы « что, если…? » относительно целей планирования, управления ресурсами многих проектов и т.д. При этом наибольшее значение придается автоматизации функции прогнозирования, занимающей центральное место в управлении конкретными проектами. [4]
Информационные системы управления проектом позволяют пользователям формировать планы работ с различной степенью детализации и определять взаимосвязи между ними. В современных пакетах, таких как Artemis или Primavera, количество работ не имеет ограничения, поэтому рабочий график строительства корабля может быть отражен в них с любой степенью детализации. Для небольших проектов или для разработки укрупненных графиков работ (до 2000 работ) могут применяться недорогие системы, также обладающие всем необходимым набором функций, а именно:
— средствами построения иерархической структуры работ;
— возможностью отображения комплекса работ в виде сетевого графика или в виде диаграммы Ганта;
— возможностью назначения работам различных видов ресурсов с определением для каждого из них собственного календаря;
— автоматизированным получением гистограмм потребностей проекта в ресурсах и финансировании;
— генерацией всевозможных видов отчетных документов.
Для решения проблем перегрузки и перераспределения ресурсов в системах существует набор инструментов, позволяющих производить автоматическое и ручное выравнивание загрузки ресурсов, что особенно важно для больших проектов с количеством работ, достигающим десятков тысяч единиц.
В ходе выполнения проекта с помощью данных систем значительно облегчается получение оперативной оценки состояния дел: процента технической готовности, отставания или опережения графика выполнения работ по времени, затраченной трудоемкости, производительности труда, освоенного объема и т.д.
Пакеты управления проектами позволяют быстро и эффективно корректировать план.
В случае отклонения реального хода выполнения работ от планируемого, включая автоматическую перепланировку невыполненных задач от любой назначенной даты с сохранением всех связей и ограничений. При этом есть возможность сохранять промежуточные планы для последующего анализа всех принимаемых решений уже после выполнения проекта.
Отличительными свойствами современных информационных систем четвертого поколения стало появление информационного обмена между предприятиями. Подобные системы будут иметь важное значение для развития методов управления проектами, поскольку зарубежные исследования показали, что наличие системы связи оказывает существенное влияние на процесс принятия решения и особенно на непрограммируемые виды деятельности. Поэтому создание проблемно-ориентированной интерактивной компьтеризированной системной связи является основным направлением развития информационных систем управления проектами. Ее функционирование прогнозируется на основе предположения, что большинство старших сотрудников предприятия, принимающих участие в проекте, должны иметь регулярный доступ к внутренней управленческой системе через терминал компьютера. Информационная система управления проектом должна исключать информацию, не используемую в данном проекте, и распространять сопряженную информацию через те же самые терминалы, которые используются для автоматизации управленческих операций в течение рабочего дня предприятия. Информационная система управления проектом должна контролироваться центральной электронно-вычислительной машиной, которая находится у генерального подрядчика. Все основные участники проекта должны иметь доступ к информационной системе управления проектом через собственные, установленные компьютеры, которые могут помимо этого, вести обработку внутренних данных.
2.2 Классификация информационных систем управления проектами и характеристика их рынка сбыта
Основу программного обеспечения любой автоматизированной системы управления проектами составляют специализированные пакеты (комплексы) программ.
Эти пакеты образуют отдельную и довольно значительную часть рынка программного обеспечения. Объем ежегодных продаж превышает 100 миллионов долларов, о чем можно судить по результатам деятельности отдельных фирм, раскрывающих цифры своего годового оборота.
Рынок этот довольно насыщен – по меньшей мере 30 различных пакетов имеют устойчивый сбыт. На этом рынке доминируют американские фирмы, хотя и английские пакеты тоже продаются довольно успешно, особенно в Европе.
Пакеты являются относительно дорогими для рынка программного обеспечения персональных компьютеров, хотя и различаются в цене между собой очень значительно. Эти цены существенно выше на рынке Великобритании по сравнению с США (в 1,5 раза).
По методике журнала «PC WEEK» пакеты делятся по своей стоимости на две группы: к дешевым пакетам относятся те, которые стоят менее 1500 долларов, а к дорогим – те, что стоят дороже.
Это деление привело к тому, что фирмы – продавцы «дешевых» программных пакетов, стараются, чтобы их стоимость не превзошла 1500 долларов, зато цены «дорогих» пакетов легко уходят от этой отметки и группируются вблизи 5000 долларов.
Как дорогие, так и дешевые пакеты составляют одинаковые расписания для одних и тех же проектов. Тем самым, основное возможное различие между пакетами – по составленному расписанию – нивелируется, и пакеты различаются и оцениваются по другим параметрам: по возможности расчета больших проектов, по качеству документации, сервису, удобству работы и т.д.
Еще недавно можно было отличить дорогие и дешевые пакеты по количеству операций и ресурсов, для которых пакет способен составить расписание. Но эволюция рынка такова, что дешевые пакеты по своим возможностям все более приближаются к дорогим, и уже появились версии недорогих пакетов, способные составлять расписания для очень больших проектов.
Например, одним из важных отличий дорогих пакетов было количество используемых календарей (для проектов, операций, ресурсов), но и здесь возможности дешевых проектов непрерывно растут.
В новых версиях практически всех пакетов помимо традиционных связей «финиш-старт» (следующая операция может начинаться лишь после завершения предыдущей) используются связи типа «старт-старт» и «финиш-финиш», что раньше характеризовало лишь дорогие пакеты.
продолжение
--PAGE_BREAK--В результате оказывается, что основными отличиями дорогих пакетов являются удобство работы с данными, использование графического интерфейса, качество документации и поддержки, наличие большого количества различных форм отчетности и возможность создания пользователем собственных форм вывода информации, поддержка всевозможных устройств вывода информации и большие возможности обмена данными между различными пакетами программ.
Отметим лидеров программного рынка в своих категориях.
Среди пакетов этого назначения наиболее популярными являются Time Line и Microsoft Project for Windows, которые используются обычно совместно с дорогими, такими как Primavera.
Пакеты Time Line и Microsoft Project способны составить планы для небольших проектов и передать информацию «наверх» для обобщения и дальнейшей обработки.
Пакет СА – Superproject несколько уступает предыдущим в популярности, в основном, из-за того, что он несколько сложнее в работе.
Пакет Project Workbench существенно превосходит перечисленные выше по своим возможностям, но и дороже их, примерно, в 2-3 раза. Он занимает как бы промежуточное положение между дорогими и дешевыми и является лидером в своем классе. На английском рынке с этим пакетом успешно конкурирует пакет Pert Master Advance.
Еще недавно большой популярностью пользовались пакеты «Artemis», но в последнее время они не смогли выдержать конкуренции и отстали.
Если иметь ввиду простоту работы, пакет View Point – вне конкуренции. Кроме того, у этого пакета наиболее быстрый алгоритм расчета расписания.
Элитным пакетом является самый дорогой и несколько старомодный английский пакет Cresta.
Среди дорогих проектов наиболее популярным пакетом является Primavera, за которым следуют View Point, Open Plan и Prestige. [4]
В настоящее время на судостроительных предприятиях широко применяются информационные системы управления проектами. При помощи этих программ разрабатываются сетевые графики, которые хранятся в базе данных в бюро технологических графиков. Эти системы имеют определенный круг пользователей для успешной разработки, корректировки и контроля проектов. На судостроительном предприятии целый штат сотрудников привязан к этим системам, что позволяет эффективно управлять проектами. В частности на ОАО «ПО «СЕВМАШ» в таком бюро используется система Primavera, в базе данных которой хранится информация по всем проектам предприятия, а в программе MS Project разрабатываются сетевые графики.
Primavera – это мощный пакет программных продуктов, разработанных для управления проектами в организациях, которые ведут большое количество проектов одновременно. Этот проект программ используется для управлениями проектами по всем направлениям, на различных участках и на различных уровнях предприятия. Primavera предлагает комплексное решение по управлению проектами, состоящее из продуктов, направленных на удовлетворение потребностей каждого участника команды проекта.
2.3 Разработка структуры организационно-технологической подготовки производства на основе информационных систем управления проектами
В процессе контроля за ходом создания головных заказов на основе генеральных графиков действуют следующие категории предприятий и организаций, участвующих в обмене информации по генеральному графику:
— центральнре конструкторское бюро-проектант;
— завод-строитель;
— предприятие, выполняющее электро-монтажные работы;
— предприятия-поставщики комплектующих изделий и оборудования;
— главный вычислительный центр Министерства;
— кустовые информационные центры;
— департаменты судостроения;
— Министерства и ведомства;
— Межведомственный координационный совет.
Порядок и сроки передачи отчетной информации о ходе свершения событий генерального графика, а также оперативных решений руководства Министерства определяется инструкциями, разработанными главным вычислительным центром. Функции участников создания головного заказа в рамках системы контроля описаны в инструкции, разработанной главным вычислительным центром.
Автоматизированная подготовка данных о состоянии выполнения событий генерального графика для передачи информации в Министерство заключается в расчете рабочего сетевого графика, предварительно обновленного по отчетным данным и выборке из него событий генерального графика либо за счет единой системы координирования, либо с помощью таблиц соответствия.
Научно-техническое управление отвечает за:
— разработку и выпуск укрупненного сетевого технологического графика;
— разработку структуры разбивки работ совместно с ответственным сдатчиком судна;
— формирование структуры разбивки работ в системе PRIMAVERA;
— разработку и выпуск рабочего сетевого графика;
— формирование и подготовку ведомостей технологических комплектов для обработки на электронно-вычислительной машине;
— внесение изменений в базу данных системы PRIMAVERA на основе карт-извещений;
— корректировку фрагментов рабочего сетевого графика на основе вносимых изменений;
— анализ и оптимизацию сетевой модели постройки судна совместно с отделом строителей.
Производственно-диспетчерский отдел отвечает — за «гашение», (уменьшение) продолжительности «шкалы ожиданий» в соответствии технической готовностью судна.
Цехи отвечают – за внесение изменений:
— по шифрам исполнителей работ технологических комплектов;
— по продолжительности работ технологических комплектов в корпоративной сети в среде «Информационно- справочная система ведомостей технологических комплектов».
Отдел автоматизированных систем управления предприятием отвечает за:
— выполнение всего комплекса функций, по реализации методов сетевого планирования и управления на основе разрабатываемой документации научно-технического управления и вносимым изменениям в сетевую модель постройки судна на базе системы PRIMAVERA;
— обучение и оказание методической помощи цехам и отделам в освоении и использовании системы управления проектами PRIMAVERA при постройке судов.
Утвержденные рабочие графики обеспечения постройки на стапеле и испытаний основных заказов (рабочие графики строителей) должны находиться под постоянным контролем отдела строителей, руководства цехов и ответственных руководителей работ на заказе по цеху. Контроль сроков выполнения работ по утвержденным рабочим графикам осуществляется на оперативных проверках по заказу, проводимых старшим строителем и руководством цехов на цеховых проверках. Исполнители работ, строители на проверках докладывают о ходе выполнения работ по графику, возникающих вопросах, путях их решения, и, если окончание работ не укладывается в сроки графика, исполнители обязаны сообщить причины их отставания, доложить о принятых мерах и определить новый срок выполнения работы. По рабочим графикам старший строитель докладывает состояние дел генеральному директору. В случае, если срыв промежуточного срока рабочего графика строителей влечет за собой срыв срока свершения конечного события графика, новый срок для конечного события по представлению отдела строителей или ответственного цеха-исполнителя может быть остановлен и утвержден только лицом, утвердившим график. При установке новых сроков узловых событий по графикам, утвержденным руководством завода-строителя в приказах или решениях, одновременно должны указываться причины срыва сроков. В случае когда, изменение срока поставки изделий МСЧ или свершение исходного события не отражается на конечном сроке рабочего графика, промежуточные уточняются разработчиком графика совместно с исполнителями и вносятся соответствующие корректировки.
Графики закрытия построечных и швартовных документов на завершающем этапе строительства и испытаниях являются основным инструментом проведения рабочих проверок старшего строителя и руководства цехов.
Руководители работ цехов-исполнителей по рабочим графикам строителей несут ответственность за:
— своевременное доведение сроков графика до непосредственных исполнителей работ;
— выполнение своих работ в установленные сроки;
— объективную и полную информацию о состоянии дел по работам графика, своевременную передачу ее разработчика графика, осуществляющему контроль.
Разработчик графика и руководители работ цехов-исполнителей несут ответственность за:
— общую организацию рабрт по графику;
— организацию контроля выполняемых работ и сроков их свершения в соответствии с графиком;
— своевременную передачу информации цехам-участникам об окончании или начале работ цехов-смежников;
— своевременный доклад руководству завода-строителя, отделов или цехов об отклонениях в ходе выполнения работ, влияющих на сроки свершения конечного события графика.
В процессе контроля за ходом создания серийных заказов на основе каскадных графиков действуют следующие категории предприятий и организаций, участвующих в обмене информации по каскадному графику:
— завод-строитель;
— предприятие, выполняющее электро-монтажные работы;
— предприятия-поставщики комплектующих изделий и оборудования;
— главный вычислительный центр Министерства;
— кустовые информационные центры;
— департаменты судостроения;
— Министерства и ведомства;
— Межотраслевая оперативная группа.
Функции центра системы выполняет завод-строитель. Он обеспечивает функционирование задач управления, включенных в систему автоматизированного контроля за ходом создания серийных заказов.
Центр системы координирует действия предприятий-участников системы нижнего уровня управления по созданию заказов и выполняет следующие работы:
— готовит отчетную информацию о ходе создания серийных заказов на заводе-строителе:
— о выполненных событиях каскадного графика;
— о прогнозируемых сроках окончания частичного выполнения работ, обеспечивающих выполнение событий каскадного графика, полученных на основании расчета рабочего сетевого графика после ввода в него информации о выполненных технологических комплектах или на основании экспертных оценок строителей заказов;
— получает отчетную информацию от всех прочих предприятий-участников создания серийных заказов о ходе работ;
— проводит анализ хода создания серийных заказов, вырабатывает предложения, направленные на создание серийных заказов в директивные сроки;
— принимает меры по ликвидации выявленных отклонений от директивных сроков в пределах своей компетенции либо подготавливает проект решения для Министерства;
— передает в главный вычислительный центр Министерства судостроительной промышленности отчетную информацию о ходе выполнения работ по каскадным графикам;
— реализует управляющие решения Министерства, поступающие в режиме обратной связи.
Порядок и сроки передачи информации о ходе свершения событий каскадного графика, а также управленческих решений руководства определяются инструкциями, разработанными главным вычислительным центром и директивными указаниями Министерства.
3. Адаптация пакета MSProjectк задачам судостроительного производства
3.1 Разработка укрупненной технологии сборки, сварки и монтажа верхней палубы платформы полупогружной
Корпусные конструкции поступают из КСП в район формирования платформы.
После завершения технологической стыковки понтонов и формирования колонн приступаем к установке продольных блоков главной палубы с блок-секциями колонн и раскосов (под термином «установка» далее по тексту подразумевается выполнение работ по сборке и сварке конструкций):
— установить средние продольные блоки палубы с колоннами № 718 (секции 415 и 422) и № 716 (секции 421 и 428);
— установить крайние продольные блоки палубы с колоннами № 701 (секция 401) и № 706 (секция 449), далее № 705 (секция 443) и № 702 (секция 407); Установку блоков палуб с колоннами на правый и левый понтон необходимо производить параллельно парами симметрично диаметральной плоскости и плоскости мидель-шпангоута.
— установить оставшиеся продольные блоки и секции палуб № 408, № 715 (секции 435 и 442), № 717 (секции 429 и 436), № 414.
После окончания сборочно-сварочных работ по установке продольных блоков палуб необходимо выполнить погрузку и установку поперечного блока главной палубы № 708 (секции 409 – 413).
Далее погрузить на него сверху краном поперечный блок палубы № 709 (секции 416 — 420) раскрепить и оставить его на временный технологический отстой.
Установить поперечные блоки главной палубы:
— установить поперечный блок главной палубы № 707 (секции 402 – 404);
— установить поперечный блок палубы №714 (секции 405 и 406).
Установить на штатное место поперечный блок главной палубы № 709, который временно находился на отстое на блоке поперечной палубы № 708.
Установить поперечный блок главной палубы № 710 (секции 423 — 427).
Установить поперечный блок палубы № 711 (секции 430 – 434).
Установить поперечный блок палубы № 712 (секции 437 – 441).
Установить поперечный блок палубы № 713 (секции 444 – 446).
Установить поперечный блок палубы № 719 (секции 447 и 448).[6]
3.2 Укрупненное нормирование и расчет длительности выполнения операций
Карты нормативов времени содержат штучно-калькуляционное время, которое включает в себя следующие составные части: подготовительно-заключительное, оперативное время, врем обслуживания рабочего места, время на отдых и личные надобности.
Оперативное время включает затраты времени на выполнение технологических операций и вспомогательное время связанное с основным.
Время обслуживания рабочего места включает затраты времени:
— на обеспечение рабочего места инструментом и приспособлениями в течение смены;
— на подключение и отключение механизированного инструмента и осветительной сети;
— на регулирование, наладку, смазку оборудования и заточку инструмента в процессе работы;
— на обеспечение безопасных условий труда на рабочем месте;
— на раскладку инструмента и уборку его в процессе работы в течение смены;
— на уборку рабочего места в течение смены от мусора и отходов металла.
Время на обслуживание рабочего места по данным фотографий рабочего времени составляет 9 % от оперативного времени.
Время на отдых и личные надобности принято в размере 7 % от оперативного времени.
Подготовительно-заключительное время включает затраты времени:
— на получение и сдачу задания, наряда, технологической документации, инструмента, приспособлений и оснастки;
— на ознакомление с заданием, технологической документации и чертежами;
— на раскладку инструмента в начале и уборку его в конце смены;
— на получение инструктажа мастера в процессе работы;
— на уборку рабочего места в конце смены.
Подготовительно-заключительное время по данным фотографий рабочего времени составляет 8 % от оперативного.
Время в картах нормативов времени приведено на выполнение работы и не зависит от численного состава бригады. [7], [8]
Таблица 1 – Норма времени на установку блока, выравнивание, подготовку под стыкование и обжатие
Таблица 2 – Норма времени на стыкование и обжатие, проверку и сварку блоков
продолжение
--PAGE_BREAK--