КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ НА ТЕМУ: "ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ" Выполнила студентка 2 курса ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ… 3 ГЛАВА I. Общая характеристика и значение парламента в зарубежных странах…
….…… 5 ГЛАВА II. Федеральное Собрание – парламент России… … 2.1 Парламент РФ – общенациональный законодательный и представительный орган государственной власти…. 2.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания… … 2.1 Порядок формирования Совета Федерации….… 2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы… 2.3 Структура Федерального
Собрания… 3.1 Структура Совета Федерации… 3.2 Структура Государственной Думы… 2.4 Полномочия палат Федерального Собрания… 28 ГЛАВА III. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ…. 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 48 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… 49
ВВЕДЕНИЕ Парламент, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года – до сегодняшних дней. Поэтому, можно с уверенностью говорить о том, что он далеко не совершенен и не является
Парламентом, работа палат которого оказывается наиболее продуктивной и полезной для государства. Сегодня, несмотря на существование законодательной базы посвященной различным, связанным с деятельностью Российского Парламента аспектам, совершенно ясно, что этого регулирования недостаточно – так многие вопросы вообще не закреплены в законодательстве. Данная тема сегодня особенно актуальна в связи с прошедшими 7 декабря выборами депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ. Объектом исследования является система органов государственной власти. Т. к. госу¬дарственный орган - это состав¬ная часть государственного аппарата, образуемая в уста¬новленном законом порядке и наделенная государствен¬но-властными полномочиями, необходимыми для осу¬ществления функций государственной власти. Система государ¬ственных органов состоит из органов законодательной власти (представительных органов государственной влас¬ти); органов исполнительной власти и органов судебной
власти. Предметом исследования является Федеральное Собрание (Парламент РФ - состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы), как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Федерального Собрания, как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ
России, являясь его законным представителем в силу Конституции. О том, что Парламент РФ является законодательным органом, говорят возложенные на него полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции и международных договоров. Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти
РФ на основе действующего законодательства. Задачами работы является: определение порядка формирования палат Федерального Собрания РФ и его полномочий; обоснование структуры Российского Парламента и правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Говоря о методе исследования, следует выделить следующие – формально–юридический и структурного анализа. Задачи и методы обосновывают структуру работы: изложение
в первой главе - общей характеристики парламентов в странах мира; во второй - определение структуры Федерального Собрания, порядка его формирования и полномочий, и в третьей - обоснование правового статуса парламентариев. Данная работа написана на основе российского законодательства, базовым из которого являются: Конституция РФ; Регламент Государственной Думы ; Регламента Совета Федерации ; Федеральный закон "О порядке формирования
Совета Федерации "; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федераль¬ного Собрания РФ" . I. Общая характеристика и значение парламента в зарубежных странах В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и су¬дебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют
от имени и во исполнение закона. Законодательная власть — это исключительное право и способ¬ность устанав¬ливать наиболее общие правила поведения, издавать нор¬мативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу. Обыч¬но законы издаются по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни, хотя в англосаксонских странах наряду с зако¬нами такого рода есть и частные законы, имеющие индивидуальное действие. Законы имеют непререкаемую силу. Акты главы государства, правительства, других государственных органов
и должностных лиц, суда, деятель¬ность различного рода объединений, граждан и не граждан должна со¬ответствовать конституции и законам. Закон может быть отменен толь¬ко другим законом, органы конституционного кон¬троля могут лишь признать закон неконституционным. Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосу¬дарственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера — также местными законода¬тельными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (народное,
государствен¬ное собрание, конгресс, и т.д.), но за ним утвердилось обоб¬щенное название "парламент", которое используется теперь в некото¬рых конституциях. Во всех современных конституциях парламент определяется как носитель верхов¬ной законодательной власти. Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую ис¬торию. Первые парламенты (английский; испанские кортесы) воз¬никли еще в
ХII-ХШ вв. Однако история современного парламента как обще¬национального представительного органа, отличного от сословных предста¬ви¬тельных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных револю¬ций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом госу¬дарства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной власти при существенной
по¬литической и идеологи¬ческой роли парламента. Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязан¬ные, но не равнознач¬ные. Парламентаризм не может суще¬ствовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов отно¬сятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность. Современный парламент — это высший орган народного представи¬тель¬ства, выражающий суверенную
волю народа, призванный регулиро¬вать важ¬нейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью орга¬нов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент об¬ладает и многими иными полномо¬чиями. Он формирует другие выс¬шие органы государства, в некото¬рых странах избирает пре¬зидента, образует правительство, объявляет амнистию и т.д. Значение парламента в современном обществе огромно.
Он явля¬ется выра¬зителем интересов различных политических сил, ареной по¬иска компромиссов. Под парламентом обычно понимают представительное однопалатное учреж¬дение или нижнюю палату двухпа¬латного парламента, хотя с юридических по¬зиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент — это триединое учреж¬дение, включающее главу государства (монарха в Великобри¬тании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может
быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой го¬сударства является президент и существует одна палата, парламент рассматривается как двуединое учреждение. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет,
Финляндия) глава государства рассматривается как часть од¬нопалатного парламента. В настоящее время число палат в парламентах стран мира не пре¬вышает двух, однако, например, в парла¬менте Югославии в 70-х гг. было пять палат. В большинстве стран в на¬стоящее время действуют двухпалатные парламенты, а в Дании, Греции, Египте, КНР, Португалии, Финляндии, Венгрии, Швеции и многих других странах — однопалатные.
Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя па¬лата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1200 пэров в верхней палате (Палате лордов) и 659 членов — в Палате общин. Тенденция последних десятилетий — установление фиксированной численности палат. Члены нижней палаты парла¬мента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней
палаты — сенато¬рами. В состав парламента иногда вхо¬дят также их заместители, а в единичных федеративных государст¬вах — делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоци¬ированных штатов, не являющихся субъектами фе¬дера¬ции (США). Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избирают¬ся обычно на 4—5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных вы¬боров (в настоящее время в КНР). Часть членов парламента может избираться косвенными выборами.
В некоторых странах резервируются места для сторон¬ников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Эти места тоже замещаются путем непрямых выборов. Верхняя палата формируется различными способами: путем пря¬мых и косвенных выборов, назначения, заня¬тия места по должности и др. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе (во мно¬гих из них генерал-губернатором — представителем
короны Ве¬ликобритании). Ведущую роль в деятельности парламента играет его руково¬дящий орган. В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган. Руководство парламента осуществляется либо едино¬лично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, либо коллегиаль¬ные руководящие органы образуются самой палатой.
В неко¬торых президентских республиках, в том числе в США, председателем верхней палаты по должности становится Вице-президент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового соста¬ва, как только этот состав приступит к работе. Он может быть рас¬пущен досрочно. Очень редко главой государства по требованию правитель¬ства распускаются обе палаты (например, в
Италии). Обычно роспуску подле¬жат лишь нижняя палата и однопалатный парламент, а верхняя палата лишь пре¬кращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты. Если верхняя палата избрана на более длительный срок, чем нижняя, то после избрания новой нижней палаты верхняя возобновляет свою деятель¬ность. По характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции парламенты делят на три группы: с абсо¬лютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относитель¬но
ограниченной законодательной компетенцией. К первой группе относятся парламенты, юридически облада¬ющие правом принимать законы по любым вопросам (Великобри¬тания, Италия, Ирландия, Греция, Япония). Ни в основных зако¬нах, ни в других актах не дается перечня вопросов, которые дол¬жны рассматриваться парламентами и решаться в принимаемых ими законах. Перечисление в конституции Швеции вопросов, ко¬торые решаются только путем принятия законов
Риксдагом, не является ограничением его законодательной компетенции: консти¬туция определяет его исключительные права, но одновременно устанавливает, что Риксдаг может принимать законы и по вопро¬сам, отнесенным к компетенции Правительства. Во вторую группу входят парламенты преимущественно фе¬деративных государств, чьи конституции четко разграничивают права федерации и ее субъектов. Так, при определении компетен¬ции Конгресса США Конституция закрепила за ним не законода¬тельную власть
вообще, а только предоставленную ею. Более того, в разд. 9 ст. 1 установлен тот круг вопросов, по которым Конгресс не может принимать законов. На современном этапе эта вторая группа пополнилась парла¬ментами некоторых унитарных государств. К их числу относится Франция. Конституция Франции жестко ограничила перечень воп¬росов, по которым может законодательствовать парламент (ст. 34). Причем даже в этих ограниченных областях по одним вопросам
он может принимать законы, а по другим — лишь устанавливать общие принципы (например, в социально-экономической сфере). Третью группу составляют парламенты, рамки ограниченной законодательной" компетенции которых довольно подвижны. Это парламенты некоторых федераций, где имеется совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов. В тех унитарных государствах, в которых созданы автономные образования, объем законодательных прав парламен¬та, как правило, не определен.
Однако в законе установлен пере¬чень вопросов, входящих в компетенцию этих автономных образований. По ним не может законода¬тельствовать парламент государства. Следует отметить, что даже в тех странах, парламенты ко¬торых имеют абсолютно неограниченную законодательную компе¬тенцию, эта компетенция на практике стала уже. Ограничение законодательных прав парламентов проходит прежде всего по таким главным направлениям, как
утрата законодательной ини¬циативы, которая теперь в значительной мере сосредоточилась в руках правительства, и делегирование права издания актов, име¬ющих силу закона, исполнительной власти. Но при этом парла¬мент все же стремится сохранить за собой контроль за делегиро¬ванным законодательством. В большинстве стран, где оно допус¬кается, правительство обязано в последующем (иногда по требованию парламента, а иногда в обязательном порядке) пред¬ставлять акты делегированного законодательства на
утверждение парламента. II. Федеральное Собрание – парламент России 2.1 Парламент РФ – общенациональный законодательный и представительный орган государственной власти Из определения Федерального Собрания как парламента РФ следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в
РФ. В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его функции, однако, не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также верховное распоряжение государственной казной и контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией и соответствующими ей федеральными законами.
В России Федеральное Собрание как парламент республи¬ки пришло на смену "двухзвенному" органу представительной власти, состоящему из Съезда народ¬ных депутатов России и формируемого им Верховного Совета. Созданные в годы Советской власти органы представи¬тельной власти "нового, социалистического типа", коренным образом отличающиеся от учреждений буржуазного парла¬ментаризма, по мере демократизации советского общества,
отражения в действующей Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и по¬степенного приведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагаемых на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречащих принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения
между предста¬вительными органами страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам. С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени. Конституция РФ 1993 года не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.
Согласно Конституции законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание — парламент России. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95). Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ
Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирова¬ние политической воли народа возлагается на народное пред¬ставительство, самостоятельно принимающее наиболее от¬ветственные решения. В принципе это означает, что
Федеральное Собрание - выборный орган. Однако отсюда не следует (как часто ошибочно утверждается), что члены Федерального Собрания хотя бы в своей совокупности должны быть избраны большинством народа. Это желательно, но на практике далеко не всегда достижимо. В большой мере зависит это от избирательной системы, от порядка формирования Федерального Собрания, которые устанавливаются федеральными законами.
Зависит это и от активности избирателей, прежде всего от их участия в голосовании на выборах. Если парламент избран в соответствии с Конституцией и изданными на ее основе законами, он легитимен вне зависимости от того, какая доля общего числа избирателей поддержала кандидатов, которые оказались, избраны его членами. Конституция далее определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на
Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. Акты любых других органов власти не должны противоречить
федеральным законам. Так как из текста Конституции следует, что указы президента как главы государства, уступают по своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны — парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного Суда утрачивают юридическую силу.
Фактически, парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. В Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа. Аналогичная структура парламента получила значитель¬ное распространение в мире благодаря, двум преимуществам: воз¬можности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей на¬ции также особое представительство коллективных интересов населения круп¬ных регионов (в федеративном
государстве - субъектов федерации), либо инте¬ресов иных групп общества, играющих в нем важную роль; возможности сде¬лать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной па¬латы. Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и ниж¬ней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в
Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государ¬ственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания. Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется сравнительной слабостью верхней палаты. Это выража¬ется в возможности для Государственной
Думы преодолевать возражения Со¬вета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации и имеет некоторые важные специальные полномочия. 2.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания 2.2.1 Порядок формирования Совета Федерации Совет Федерации основывается на равном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по од
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |