--PAGE_BREAK--
3.Организация доставки документов.
Доставка документов во многом определяет быстроту их обработки и исполнения. Доставку документов внутри учреждения осуществляют курьерская связь и секретари. В крупных учреждениях целесообразно использовать технические средства — пневмопочта, транспортеры.
Для повышения оперативности доставки документов должны быть разработаны рациональные маршруты движения курьера, установлено целесообразное число доставок документов в день, сокращено число операций по приему-передаче документов (отмена расписок) и т. д.
Порядок доставки документов фиксируется в графике, устанавливающем время и маршруты курьерской связи. В небольших организациях и в пределах' структурного подразделения документы доставляются секретарем.
Для развития деловых контактов со сторонними организациями жизненно необходима налаженная и бесперебойная доставка корреспонденции.
Среди способов доставки, которые позволяют достоверно подтвердить факт получения отправленного документа, выделим два основных:
- при помощи услуг почтовой связи;
- при помощи курьерской доставки (это может быть собственная курьерская служба или обращение к услугам компаний, осуществляющих экспресс-доставки).
В средних и крупных организациях, имеющих большое количество исходящей корреспонденции, важное значение играет не только выбор способа доставки, но и правильно организованная подготовка документов для их передачи в службу делопроизводства (экспедицию) для ее последующей доставки получателю. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов — некий оптимальный алгоритм, который вы сможете реализовать (целиком или частично) на своем предприятии.
Как правило, подготовка документации для передачи в службу делопроизводства возлагается на ответственного исполнителя. А служба делопроизводства (экспедиция) выполняет следующие функции:
- прием, обработка и подготовка к отправке документации, включая проверку наличия вложений в соответствии с сопроводительными документами;
- обеспечение сохранности принимаемых документов;
- сортировка документов по способам доставки;
- ведение учета документов, направляемых в службу делопроизводства (экспедицию), оформление соответствующих реестров;
- упаковка и оформление почтовых отправлений;
- организация своевременной доставки исходящей корреспонденции;
- розыск утерянных документов, в т.ч. направление претензий по почтовой доставке.
3.1 Подготовка документов ответственным исполнителем
Для централизованной доставки документы должны сдаваться ответственным исполнителем только полностью оформленные, подписанные и зарегистрированные в установленном порядке. В случае необходимости они должны быть заверены печатью организации. Недооформленные, неправильно оформленные документы должны возвращаться сотрудниками службы делопроизводства (экспедиции) ответственному исполнителю.
Для направления документов в службу делопроизводства (экспедицию) ответственный исполнитель:
- составляет сопроводительное письмо (в случае необходимости);
- заполняет карточку доставки / получения документов (наличие данной формы позволяет ощутимо упорядочить процесс доставки);
- готовит доверенность (в случае необходимости) на курьера и прилагает ее к карточке доставки / получения документов.
Порядок направления документации ответственным исполнителем в службу делопроизводства (экспедицию) для ее последующей доставки необходимо закрепить в локальном нормативном акте организации. Это позволит ускорить и упорядочить сам процесс, а также избежать многих затруднений при последующем поиске «пропавших» документов.
Обязательно нужно проверять комплектность документов, наличие приложений, заверять необходимые документы печатью, в случае направления документов в несколько адресов изготавливать соответствующее количество копий. В нашей компании эти обязанности возложены на ответственного исполнителя.
Он же готовит сопроводительное письмо. Оно необходимо в тех случаях, когда следует дать какие-либо дополнительные разъяснения к комплекту направляемых документов. При этом документы оформляются в качестве приложений к письму. Разновидностью сопроводительного письма является договорное письмо, которое подтверждает факт отправки договора. Образцы сопроводительных писем представлены в Примерах 1 и 2. Во всех других случаях (кроме описанных выше) сопроводительное письмо становится излишним. Уменьшение количества таких писем упрощает делопроизводство, поэтому нужно добиваться, чтобы ответственные исполнители готовили сопроводительные письма только тогда, когда это действительно необходимо.
Если в сторонние организации направляется документ для подписания, один экземпляр которого должен быть возвращен в вашу организацию, вы можете использовать следующий прием:
- сначала на экземпляре, который должен быть возвращен обратно в организацию, как правило, в верхнем правом углу проставляется штамп
- потом с помощью степлера к этому же экземпляру документа прикрепляется листок бумаги с заранее напечатанным текстом
При направлении документов в службу делопроизводства (экспедицию) ответственный исполнитель заполняет карточку на доставку / получение документов. Это внутренний документ организации, который должен быть утвержден локальным нормативным актом. Все карточки после доставки или получения документации подшиваются в дело в соответствии с номенклатурой дел службы делопроизводства (экспедиции).
Карточка доставки документов выполняет несколько функций:
- содержит перечень направляемых документов, что дает возможность не готовить сопроводительное письмо;
- позволяет фиксировать факт передачи документов ответственным исполнителем в службу делопроизводства (экспедицию);
- дает дополнительную информацию о способе, времени доставки, об адресате;
- содержит отметку о получении документа уполномоченным представителем сторонней организации или отправке его по почте;
- позволяет осуществлять оперативный контроль за доставкой (получением) документов.
Для отправки в названии карточки подчеркиевается слово «доставку», для получения документов — слово «получение».
При заполнении строки 3 «Перечень документов» обращаем ваше внимание на следующее. Если ответственный исполнитель готовит сопроводительное письмо, которое содержит список передаваемых в стороннюю организацию документов, то в карточке доставки / получения указывается только номер и дата такого письма (оно регистрируется в установленном порядке, и, следовательно, копия письма хранится в службе делопроизводства). В этом случае отпадает необходимость дублирования информации в карточке доставки/получения.
При необходимости отправки документов через почтовое отделение связи в строке «Способ доставки» дополнительно указывается категория почтового отправления (простое или заказное, с объявленной ценностью и т.д.).
Для планирования работы и составления наиболее оптимальных маршрутов доставки корреспонденции рекомендуется предоставлять карточку на доставку/получение документов за один-три дня до планируемой даты отправки (получения).
В случае отправки документов по почте в строке 7 необходимо указывать номер и дату почтового списка, по которому осуществляется передача документов в отделение почтовой связи, например, «Список № 20 от 23.04.2006 г.». В нашем примере строку 7 карточки заполняет получатель корреспонденции по просьбе курьера.
Очень часто для получения отдельных видов документов в сторонних организациях курьеру необходима доверенность, которая может быть разовой или выдаваться на определенный срок для систематического получения материальных ценностей, документов. В нашей организации обязанность по оформлению доверенности для курьера возлагается на ответственного исполнителя. Он прикладывает ее к карточке доставки/получения.
3.2 Отправка документов службой делопроизводства (экспедицией)
Сотрудник службы делопроизводства (экспедиции) проверяет представленные для отправки документы и регистрирует карточки на получение/доставку документов в специальном Журнале.
Если доставка осуществлялась курьером сотруднику другой организации, то в последнюю графу журнала вносится дата из карточки, которую указали при получении документов.
Если корреспонденция отправлялась по почтовым спискам, то в журнале указывается дата передачи документов в отделение почтовой связи. Она переносится из оттиска календарного штампа, который на почтовом списке проставляет оператор почтового отделения.
Если это была отправка простым письмом, которое курьер без регистрации кинул в почтовый ящик, то в журнале указывается дата этого события со слов курьера. Справедливости ради отметим, что важные документы таким образом не отправляются. А все иные, описанные нами способы доставки, позволяют реально контролировать сроки отправки.
Остановимся подробнее на подготовке документов для отправки через отделение почтовой связи.
«Категория почтового отправления» — совокупность признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) почтового отправления (простое, заказное, с объявленной ценностью, обыкновенное).
Почтовые отправления подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы территории Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию России).
В зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
- простые — принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату без его расписки в получении;
- регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) — принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату с его распиской в получении.
Как правило, через службу делопроизводства (экспедицию) централизованно отправляются регистрируемые почтовые отправления, которые могут пересылаться с описью вложения (принимаются в почтовом отделении в открытом виде), с уведомлением о вручении, а также международные почтовые отправления.
Зарегистрированные документы пакетируются сотрудником службы делопроизводства (экспедиции). На конвертах в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи оформляется адрес получателя и отправителя. В адресе не должно быть сокращенных названий. Реквизиты адреса пишутся в следующем порядке:
- наименование адресата (для юридического лица — полное или краткое наименование, для граждан — фамилия, имя, отчество);
- название улицы, номер дома, номер квартиры;
- название населенного пункта (города, поселка и т.п.);
- название района;
- название республики, края, области, автономного округа (области);
- название страны (для международных почтовых отправлений);
- почтовый индекс.
Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта, а адрес отправителя — в верхнем левом углу.
Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами. Следует обратить внимание на то, что на письмах с кодовым штампом (специально выделенное место для написания индекса) индекс адресата заполняется стилизованными цифрами чернилами любого цвета, за исключением красного, желтого и зеленого.
Адреса на почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах территории Российской Федерации, оформляются на русском языке. Адреса на почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах территории республики в составе Российской Федерации, могут оформляться на государственном языке соответствующей республики при условии повторения адресов на русском языке. При пересылке письменной корреспонденции в пределах Российской Федерации необходимо учитывать, что письмо (почтовое отправление с письменным сообщением, а также иным вложением) должно иметь предельные размеры:
- максимальный 229 х 324 мм;
- минимальный 110 х 220 мм или 114 х 162 мм.
При этом письмо не должно превышать предельную массу в 100 г. В противном случае такое отправление уже будет считаться бандеролью. Ее максимально допустимый вес — 2 кг, а ограничения по размерам следующие:
- максимально — сумма ширины, длины и толщины не должна превышать 0,9 м, при этом наибольшее измерение — 0,6 м (для рулонов сумма длины и двойного диаметра — не более 1,04 м, при этом наибольшее измерение должно быть до 0,9 м);
- минимально — 105 х 148 мм (для рулонов сумма длины и двойного диаметра не должна быть менее 0,17 м, наибольшее измерение — 0,1 м).
Адрес пишется латинскими буквами и арабскими цифрами. Допускается написание адреса на языке страны назначения при условии повторения страны назначения на русском языке.
При пересылке международного почтового отправления предельный вес для письма установлен в размере 2 кг, а для бандероли — 5 кг. Предельные размеры этих отправлений соответствуют предельным размерам писем и бандеролей, отправляемым по территории России.
После заполнения адресных данных сотрудник службы делопроизводства составляет опись вложения и уведомление о вручении в случае необходимости.
Сдаваемые организациями внутренние регистрируемые почтовые отправления в количестве 5 штук и более в один или несколько адресов называются партионными. Партионные почтовые отправления сдаются на предприятия связи по спискам (ф.103). В один список отправителем поименно записывается не более 35 почтовых отправлений одного вида. Количество почтовых отправлений, сдаваемых одновременно по нескольким спискам, не ограничивается. При этом обычно составляются списки на внутренние почтовые отправления (заказные, включая с уведомлением о вручении), списки на почтовые отправления с описью вложения, международные почтовые отправления (ф. 103А).
Утвержденные формы ваша организация может модифицировать под свои нужды. При этом необходимо согласовать удобный для вас вариант с почтовым отделением, с которым вам будет удобно работать. Почтовики в подавляющем большинстве случаев пойдут вам навстречу. Им важно, чтобы в форме присутствовала необходимая им информация. Хотя за «неопознанные объекты» они расписываться не любят, многим организациям удается договориться о включении в почтовый список графы с кодифицированной информацией о внутреннем содержании отправляемых конвертов (которые приносятся на почту в уже запечатанном виде). У почтовых отделений тоже есть план, который надо выполнять, а постоянный клиент им в этом поможет.
Для международных отправлений нужно составлять отдельные списки для ближнего и дальнего зарубежья, причем к ближнему почтовики причисляют только Беларусь, Узбекистан и Эстонию.
Как видите, в почтовых списках у каждого отправления присутствует целых три номера. Поясним разницу между ними. В первой колонке отправления просто нумеруются по порядку в списке. Номер идентификатора соответствует штриховому коду и является уникальным в пределах корреспонденции, доставляемой «Почтой России». А номер почтового отправления (п/о) уникален только в пределах почтового отделения за определенный временной промежуток. Сотрудник почты должен заполнить номер п/о и наклеить этикетку со штрихкодом в каждой строке (это по правилам). Но на практике часто штрихкоды наклеиваются с оборотной стороны и указываются крайние номера п/о (начальный и конечный).
Все оформленные и заверенные печатью организации списки передаются вместе с почтовыми отправлениями курьеру для передачи в почтовое отделение связи.
Для контроля за работой курьера рекомендуется представление ежедневных отчетов по доставке (получению) документов.
При приеме регистрируемого почтового отправления (единичного или нескольких по списку) отправителю выдается квитанция. В индивидуальной квитанции на единичное отправление указываются вид и категория почтового отправления, фамилия адресата или наименование юридического лица, объект почтовой связи места назначения и номер почтового отправления. К почтовому списку тоже выдается квитанция, но с обобщенными данными по всем отправлениям списка.
Сотрудник службы делопроизводства (экспедиции) должен подшивать все списки в дела (по их видам), к ним подшиваются копии квитанций об оплате (оригиналы сдаются в бухгалтерию), а при направлении регистрируемых почтовых отправлений с уведомлением о вручении должен подшивать к спискам и возвращающиеся уведомления.
3.3 Розыск утерянной почтовиками корреспонденции
Чтобы максимально гарантировать почтовую доставку наиболее ценных для вашей организации документов, рекомендуем отправлять их с описью вложений (ценным письмом или бандеролью) и уведомлением о вручении.
В случае задержки доставки или пропажи внутреннего или международного почтового отправления можно обратиться с претензией:
- в почтовое отделение, откуда было сделано отправление,
- в адресное отделение связи (тогда запрос делает адресат) или
- в ваше региональное Управление федеральной почтовой связи — филиал ФГУП «Почта России».
Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, предъявляются в течение 6 месяцев со дня его отправки.
Контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции между столицами республик, административными центрами краев, областей, автономной области и автономных округов утверждены постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».
Следует также иметь в виду, что в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении срока хранения регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу (оплата производится при получении возврата).
Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Претензии предъявляются в письменной форме. При этом указываются:
- вид почтового отправления;
- номер почтового отправления или почтового перевода;
- дата и место приема;
- место назначения;
- сумма объявленной ценности или подробный перечень и стоимость пересылавшегося вложения;
- адрес и полное наименование отправителя и адресата.
Образец претензии в случае задержки доставки почтового отправления оформляется на фирменном бланке организации.
К ней прилагаются копия договора об оказании услуг почтовой связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения), можно приложить и почтовый список, если отправлялось более 5 регистрируемых почтовых отправлений. В случае повреждения внутреннего почтового отправления к претензии должны прикладываться оболочка почтового отправления, упаковка дефектного почтового отправления и т.п.
Отметим, что за розыск пропавшего отправления вам придется почтовикам еще и заплатить. Оплата производится при подаче претензии с последующим возвратом уплаченной суммы в случае установления вины объектов почтовой связи (для организаций).
Порядок рассмотрения и регистрации претензий устанавливается оператором почтовой связи. При этом должны быть соблюдены сроки дачи ответа заявителю (в письменной форме):
- на претензии в отношении почтовых отправлений, пересылаемых в пределах одного населенного пункта, — в течение 5 дней;
- на претензии в отношении всех других почтовых отправлений — в течение 2 месяцев.
В случае отказа оператора почтовой связи в удовлетворении претензии, в случае его согласия удовлетворить претензию лишь частично или в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.
продолжение
--PAGE_BREAK--