Система органов власти в штатах США (Курсовая работа по предмету Конституционное право зарубежных стран) План: Введение Глава 1. Легислатуры штатов Глава 2. Губернаторы и администрации штатов Глава 3. Судебные органы в штатах Заключение Список используемой литературы Введение. Соединенные Штата Америки – это одна из 24 федераций, существующих сегодня в мире.
Государство это образовалось более 200 лет назад, и за достаточно длительную свою историю не только успело придти к определенным устоявшимся формам организации власти федерации и субъектов федерации, но и проверить эти формы организации временем. С моей точки зрения, уровень экономического развития этой страны достаточно красноречиво свидетельствует о том, что проверка эта была вполне успешной. Не следует также забывать, что США – это родина таких выдающихся политиков, как
Б. Франклин, Т. Джефферсон и Д. Вашингтон. В этой стране, несомненно, умеют организовывать работу различных органов власти. В состав США входят 50 штатов, и во всех этих штатах так или иначе функционируют и исполнительные, и законодательные, и судебные органы власти. Все они достаточно сильно отличаются друг от друга, но именно в этом и заключается основной смысл изучения организации и работы этих органов – из многообразия структур и правил можно выбрать наиболее разумные, наиболее продуманные, наиболее работающие, и перенять
опыт США. На сегодняшний день Россия живет по новой Конституции всего 9 лет, а Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и вовсе был принят лишь 3 года назад. На сегодняшний день можно говорить лишь о работе органов власти субъектов федерации вообще, а о качестве
работы пока приходится умалчивать. Целью этой работы является изучение принципов организации, построения и работы органов власти штатов США для дальнейшего применения их в российских условиях. Глава 1. Легислатуры штатов. Законодательная власть во всех штатах США принадлежит законода¬тельным органам (легислатурам), которые по своей структуре во многом по¬добны Конгрессу США, но по другим признакам отличаются не только от него, но и друг от друга, что неудивительно
с учетом особенностей исторического развития и конституционных установлений штатов. Конституция каждого штата устанавливает структуру законодательного органа штата, порядок его избрания, срок полномочий его членов, полномо¬чия законодательного органа и процедуру их осуществления. По своей структуре большая часть легислатур штатов представляет тра¬диционную модель двухпалатного парламента, в котором функции контро¬лирующей палаты вверяются сенату, формируемому на основе бо¬лее
высо¬ких избиратель¬ных цензов и обладающему меньшим численным составом по сравнению с нижней пала¬той. В 18 веке три штата – Джорджия, Пенсильвания и Вермонт имели однопалатную легислатуру. В настоящее время лишь один штат – Небраска в 1934г. – отказался от двухпалатной парламентской системы. Попытки проведения аналогичных реформ в дру¬гих штатах были неудачны. В американской литературе можно встретить различные объяснения двухпалатности законодательных органов
штатов. С течением времени они довольно существенно изменились. Первоначально преобла¬дание двухпалатных законодательных органов в штатах объяснялось влия¬нием английской парламентской власти. Однако со временем двухпалатность стала рассматриваться с политических позиций как организация, дающая многочисленные выгоды. В настоящее время точки зрения можно условно разделить на порицающие и одобряющие двухпалатность легислатур штатов.
Одобряющие сводятся к утверждениям о том, что двухпалатность служит гарантией от принятия поспешных безответственных законов, что верхняя палата сдерживает «импульсивные действия» нижней; что эта система способствует лучшему балансу властей и предупреждает узурпацию; что она позволяет использовать различные способы представительства; кроме того, двухпалатная легислатура менее, чем одно¬палатная, подвержена влиянию лоббистов. Самый же сильный аргумент состоит в том, что эта система традиционно американская
и нет нужды ее менять. Авторы, придерживающиеся порицающей точки зрения, возражают, что двухпалатный законодательный орган менее подвержен непосредствен¬ному влиянию избирателей, чем зако¬нодательный орган, состоящий из 1 па¬латы, он искажает принцип равного представительства; создает массу возможностей для различного рода махинаций групп давления, для закулисных сделок; затягивает и усложняет законодательный процесс, порождает волокиту и тем самым мешает осуществлению насущных законодательных программ; архаичен
по своей природе; он, наконец, дорогостоящ. Они также указывают, что двухпалатная система служит для того, чтобы использовать вто¬рую палату, чаще всего Сенат, как средство парализовать воздействие изби¬рателей, добившихся принятия нежелатель¬ного, с точки зрения правящих кругов, законопроекта. Конечно, американским штатам не нужны двухпалатные легислатуры – сами штаты в большинстве своем имеют небольшую территорию, они вполне могли бы обойтись и однопалатным
законодательным органом. Вряд ли имеет смысл избирать две палаты при общем населении штата в полтора миллиона человек. Но законодатели американских штатов боятся перемен и потери своих мест в законодательном органе, поэтому Небраска и через 60 лет после введения однопалатной легислатуры остается единственным в своем роде штатом. Во многих штатах законодательный орган и образующие его палаты но¬сят различные названия. Видовое название законодательного органа штата – легислатура штата (state legislature) – принято
примерно в половине штатов. 19 штатов называют свой законодательный орган Генеральной ассамблеей; Орегон, Монтана и Северная Дакота – Законодательной ассамблеей; а Массачусетс и Нью-Гемпшир – Генеральным судом. Различные названия приняты и для палат, хотя нижняя палата обычно называется палатой представителей. В Мэриленде, Вирджинии, Западной
Вирджинии применяется термин «палата делегатов». В Калифорнии, Масса¬чусетсе, Нью-Йорке и Висконсине нижняя палата называется ассамблеей. Верхняя палата повсеместно называется Сенатом. Сенатом же называ¬ется и единственная палата законодательного органа штата Небраска. Согласно исследованиям американских социологов, раз в 2 года около 14 000 человек участвуют в избирательных кампаниях, пытаясь получить ме¬сто в легислатуре.
Условия кампаний сильно различаются в зависимости от избирательного округа (количества избирателей, проживающих в нем), влиятельности политических партий, наличия соперников. Также различаются кампании в одномандатных и многомандатных округах. В большей части штатов в палату представителей могут быть избраны лица, достигшие 21 года, прожившие не менее 2-3 лет в штате (в Калифор¬нии, например, не менее 3 лет).
От кандидата требуется – в некоторых слу¬чаях по закону, а в некоторых и в силу обычая – проживать в течение извест¬ного времени в том избирательном округе, от которого он хочет быть избран (в основном не менее 1 года). При выборах в сенат действуют повышенные цензы: в их со¬став могут быть избраны лица, дос¬тигшие возраста не менее 25 лет (в 9 штатах повышен и ценз оседлости). Во всех случаях необходимо быть гражданином США. К кандидатам также предъявляются требования, касающиеся
расы, религиозной принад¬лежности, образования, политической ориентации и др. Со временем требования к кандидатам, касающиеся их расы, отошли на второй план. В настоящее время негров можно встретить в легислатурах всех штатов, их присутствие в составе законодате¬лей штата перестало быть исключением из правил. Начали появляться в легислатурах и женщины-законодатели. Согласно статистическим данным, 5% законодателей штатов – негры и 15% - женщины.
К общим условиям отдельные конституции добавляют такие требо¬вания к кандидатам, как «мудрость», «честность», «целостность харак¬тера», «бескорыстие» и т.п. До недавнего времени подобные формулировки не имели ка¬кого-либо практического значения. Но в 1985г. они неожиданно обрели вполне реальный смысл благодаря поправке к Конституции Кали¬форнии, которая предусмотрела возможность смещения с должности в су¬дебном порядке тех лиц, ко¬торые добились избрания посредством ложных и клеветнических заявлений.
Иногда имеются и «противопоказания» для из¬брания. В нескольких штатах до сих пор не могут выдвигать свою кандида¬туру атеисты. В большей части штатов сенаторы избираются на 4 года (в 12 штатах - на 2 года). Численный состав верхней палаты колеблется от 20 – в Аляске и Неваде до 67 сенаторов – в Миннесоте. Члены палат представителей изби¬раются на 2 года, и только
в 4 штатах – на 4 года. Наи¬меньшее число законо¬дателей включают палаты представителей Аляски и Невады – по 40 человек. Самая многочислен¬ная из нижних палат в Нью-Гемпшире. В ее состав изби¬рается 400 человек, т.е. один депутат примерно от 2700 жите¬лей, в то время как в круп¬нейшем американском штате Калифорния один член Ассамблеи избирается от более чем 220 тыс. жителей.
Количество законодателей в легислатурах всех штатов никак не связано с численностью населения этого штата. Во всех штатах представители избираются в законодательный орган от избирательных округов. Шестидесятые годы стали переломными в решении вопроса об избирательных округах. К началу 60-х годов конституции почти ⅔ штатов включали положения, согласно которым округа по выборам хотя бы в 1 из 2 палат законодатель¬ного органа должны быть равны по числу голосующих в них
избирателей. Однако нередко в конституциях содержались и нормы, препятствующие дей¬ствительно равному представительству, например, требование, чтобы каждое графство, вне зависимости от численности его населения, посылало по край¬ней мере 1 представителя в законодательный орган. Единственный в своем роде был штат Делавэр. Конституция его совершенно не связывала образова¬ние избирательных округов с принципом равного распределения избирате¬лей.
В настоящее время §2 статьи 2 Конституции штата Делавэр признан не¬конституционным решение Верховного Суда США от 15 июня 1964г и по¬рядок избрания в Генеральную Ассамблею регулируется статутом. Только в 2 штатах: Массачусетс и Висконсин, принцип равенства изби¬рательных округов был более или менее соблюден. Но и в этих штатах рас¬пределение округов, несомненно, влияло на политический состав избирае¬мого органа.
В Массачусетсе, в частности, избирательные округа были вы¬кроены таким образом, что республиканцы избирались в большем числе, чем следовало бы исходя из численности их сторонников в штате. Это явление получило название «джерримендеринга» (gerrymandering), по имени ее изобретателя губернатора штата Массачусетс Джерри, впервые успешно ее применившего еще в 19 веке. Судебное дело, возникшее в штате Теннесси, где перераспределение из¬бирательных округов не производилось
с 1901 года, привело к тому, что в 1962 году Верховный суд США по делу «Бекер против Карр» (Baker vs Carr) признал неравное распределение населения между избирательными округами по выборам в законодательный орган штата неконституционным, противоре¬чащим 14 поправке к Конституции. После принятия этого решения Верхов¬ный суд еще не раз разрешал споры о создании избирательных округов. В 60-х годах своеобразное положение создалось в штате
Иллинойс. Так как республиканцы и демократы не смогли договориться о новых границах избирательных округов, а сохранить старые не позволяло судебное решение, признавшее их существование противоречащим принципу равного избира¬тельного права, они пришли к соглашению о выборах всех членов нижней палаты законодательного органа по единому округу, который включает всю территорию штата. Избирательный бюллетень в ярд длиной имел 2 колонки, содержащих по 118 имен, что составляет ⅔
от 177 мест в палате. Избиратель мог голосовать за колонку в целом, то есть за партию, или за отдельных кан¬дидатов. По-иному была решена проблема в штате Нью-Джерси. Сенаторы не пожелали изменять издавна сложившиеся избирательные округа. Для того, чтобы обойти решение Верховного суда по делу «Бекер против Карр», было решено начиная с сессии, открывавшейся 07.12. 1964г дать при голосовании каждому сенатору
«вес», пропорциональный численности населения его ок¬руга. Каждый из 21 сенатора продолжает представлять свое графство, но се¬натор наименьшего по населению графства получил 1 голос при голосова¬нии, а сенатор наибольшего – 19. Если при старой системе для одобрения акта было необходимо согласие 11 сенаторов, то теперь акт мог быть принят голосами 5 сенаторов, представляющих наиболее населенные графства.
В штатах по-разному решается проблема замещения вакантных мест, появившихся в легислатуре. В одних штатах на освободившиеся места зако¬нодателей назначают Губернаторы по предложению партии, к которой при¬надлежал законодатель, чье место освободилось (в Мэриленде Губернатор должен назначить того человека на образовавшееся вакантное место, чью кандидатуру в течение 30 дней предложит в письменной форме окружной комитет политической партии, к которой принадлежал
выбывший сенатор или депутат ). В других сама легислатура назначает сенатора или представи¬теля на вакантное место. В третьих для заполнения вакансий проводятся до¬полнительные выборы (в штате Нью-Гемпшир Конституция в ч. 2 ст. 16 определяет, что все вакансии заполняются на дополнительных выборах, ко¬торые проводятся по тем же правилам, что и основные ). По оценкам Национальной конференции легисла¬тур штатов, законода¬тельные собрания штатов могут быть
разделены на три группы. К первой отнесены профессионально действующие легислатуры Кали¬форнии, Иллинойса, Массачусетса, Мичигана, Нью-Йорка, Огайо, Пенсиль¬вании и Висконсина. Для них харак¬терны неограниченные по времени сес¬сии, усовершенст¬вованная система комитетов, значи¬тельное число вспомога¬тельных органов, высокое жалованье законодателей. Так, в Нью-Йорке жало¬ванье законодателей составляет 57500 долларов в год.
Последнее обстоятель¬ство имеет немаловажное значение, обеспечивая большую стабильность со¬става легислатур. Ко второй группе отнесены непрофессионально действующие легисла¬туры 17 штатов (например, Нью-Гемпшира, Коннектикута, Джорджии, Окла¬хомы, Западной Вирджинии и Алабамы), которые проводят ограниченные по времени сессии, имеют несовершенную сис¬тему комитетов, недостаточное количество вспомогательных органов и низкие раз¬меры воз¬награждения за¬конодателей.
Например, в Нью-Гемпшире размер вознаграждения составляет только 250 долла¬ров , а в Алабаме – 400 долларов в год . Для этих легислатур характерен вы¬сокий уровень обновления состава законодателей (до 40%) по¬сле каждых парламентских выборов. В третью, промежуточную группу включены легислатуры тех 25 штатов (Флориды, Мис¬сури, Нью-Джерси, Вирджинии, Мэна, Северной Каролины и ряда других), которые по сво¬ему потенциалу приближаются к легислатурам первой
группы. В целом жалованье законодателей в легислатурах штатов таково, что посвятить себя законодательной деятельности могут лишь лица с устойчивым финансовым положением и не являющиеся наемными рабочими и служащими. В большинстве случаев членами законо¬дательного органа штатов становятся лица, которые стремятся использовать свое официальное положение для поддержки и развития своего бизнеса. В основном законодатели в штатах – это адвокаты и мелкие или средние биз¬несмены: владельцы ресторанов,
небольших промышленных предприятий, акционеры банков и т.д. В последнее время часто стали встречаться среди законодателей преподаватели. При оценке размера жалованья не следует забывать, что законодатель должен нести существенные расходы на избира¬тельную кампанию. Во многих случаях эти расходы в несколько раз больше суммы, которую законодатель получает за все время, на которое он избран. Почти в ½ штатов законодателям помимо жалованья
также оплачивается проезд от места их жительства в столицу штата. Члены законодательных органов пользуются некоторыми привилегиями и иммунитетами, напоминающими привилегии и иммунитеты членов зако¬нодательных органов суверенных государств (неприкосновенность и т.п.). В конституции Делавэра запи¬сано, что «сенаторы и представители, во всех случаях, за исключением из¬мены или фелонии, не подлежат аресту во время своего присутствия на сес¬сии соответствующей палаты, а также
во время следования на сессию или возвращения домой. Они не могут допрашиваться относительно речей или прений в какой-либо из палат» . Основными формами работы легислатур являются сессии и постоянные комитеты палат. Конституции штатов содержат указания о продолжительности полномо¬чий законодательного органа. В последние годы регламентация этих форм законодательной деятель¬ности во многом изменилась.
В 1995г. уже в 37 штатах предусматривалось проведение ежегодной сессии легислатуры, причем в 12 штатах ее про¬дол¬жительность не была ограничена, а еще в 11 – допускалась возможность ее продления. В 13 штатах законодательные ор¬ганы созываются раз в 2 года. Практически все конституции предусматри¬вают наряду с регулярными сессиями и созыв чрезвычайных и иных сессий. Если 20 лет назад большая часть консти¬ту¬ций отказывала законодателям в праве самостоятельно
или допол¬нительно к пред¬ложениям губернатора выдвигать на специальных сессиях собствен¬ные программы законо¬датель¬ных ме¬роприятий, то сейчас это ограничение действует только в 13 штатах. Как правило, сессии обеих палат законодательных органов штата теперь начинаются и заканчиваются одновременно. В 1958г. были запрещены раз¬дельные сессии в Калифорнии. В некоторых штатах существует система «от¬сроченных сессий», во время которых законодатели одной из
палат завер¬шают дела, оставшиеся незаконченными после официального закрытия оче¬редной сессии. Специальные или чрезвычайные сессии могут созываться во всех шта¬тах. Везде это является функцией губернатора, но иногда члены законода¬тельного органа могут сами созывать чрезвычайные сессии. В Аляске, Ари¬зоне, Вермонте, Вирджинии, Западной Вирджинии, Луизиане, Небраске для этого необходимо, чтобы петиция о созыве чрезвычайной
сессии была под¬писана ⅔ членов законодательного органа. Большинство в 3/5 необходимо в Джорджии и Северной Каролине. В штате Флорида государственный секретарь по требованию 20 % членов законодательного органа спрашивает всех его членов о желатель¬ности созыва специальной сессии. Она созывается, если этого требуют 3/5. В Нью-Джерси губернатор может созвать специальную сессию по
ходатайству большинства членов обеих палат законодательного органа. Большое внимание в изучении конституционного положения легислатур уде¬ляется организа¬ции комитетской системы представительных органов. В на¬стоящее время многие де¬фекты ко¬митетской системы устранены: сокращено общее число постоянных комите¬тов, более четко определена компетенция, улучшена техническая осна¬щен¬ность и фи¬нансовая база. Указанные нововведения осуществлены практиче¬ски всеми штатами, за
исключением Северной Ка¬ро¬лины. В составе ее легис¬латуры функционируют 53 постоянных комитета в Палате представителей и 34 – в Сенате. В среднем же в легислатурах штатов в каждой из палат действует не более чем по 20 постоянных комитетов. Существование в палатах системы комитетов оправдывается в США не¬обходимостью специализации в определенных областях членов законода¬тельных собраний штатов, так как лишь очень небольшое число из них по своему образованию и опыту достаточно подготовлено к тому,
чтобы участ¬вовать в обсуждении широкого круга вопросов. На практике система комите¬тов облегчает связь законодателей с лоббистами и одновременно делает эту связь незаметной для широкой публики. Постоянные комитеты справедливо рассматриваются как центры зако¬нодательной работы. Судьба билля обычно зависит от усмотрения постоян¬ного комитета. В комитете билль может быть изменен в большей или мень¬шей степени, а нередко и полностью пересмотрен
или совершенно игнориро¬ван. При докладе о билле в палате рекомендации комитета предопределяют судьбу билля. В Массачусетсе система комитетов легислатуры включает постоянные комитеты палат, объединенные комитеты ле¬гислатуры и специальные, или расследовательские комитеты. В Сенате Массачусетса образованы комитеты правил; путей и средств; законопроектов, принятых к третьему чтению; депутатской этики; персонала и администрации; финансового контроля и надзора.
В случае возникновения разногласий между палатами, конференция комитетов, члены которой назначаются председательствующими в палатах (обычно 2-3 человека), проводит согласование текста билля. Чтобы ускорить движение законопроектов, в законодательных орга¬нах штатов получили распространение объединенные комитеты обеих палат. Такие комитеты могут создаваться в более половины штатов. Особенно широко они используются в законодательных органах штатов
Новой Англии. В Коннектикуте комитеты палат существуют лишь номи¬нально, фактически обсуждение происходит только в объединенных ко¬митетах. В Массачусетсе также законо¬проектную работу ведут в основ¬ном объединенные комитеты, созданные в соответствии с законом. По закону 1985г. в ле¬гис¬латуре Массачусетса образованы объединенные комитеты: по банкам и банковской деятель¬ности; торговли и труда; по делам графств; уго¬ловной юстиции; образования, ис¬кусств и гу¬манитарных наук; избиратель¬ных законов;
энергетики; федеральной финансовой помощи; межправитель¬ственных отношений; жилищного строительства и городского разви¬тия; соци¬альных служб и по делам престарелых; страхования; судебной власти; местных во¬просов; природных ресурсов и сельского хозяйства; государст¬венной службы; налоговый; транспорта. Делегации палат имеют в объединенных комитетах равные права. По Закону объединенные ко¬митеты рассматривают законопроекты, оцени¬вают эффективность законодательства
и про¬водят расследования по вопро¬сам, относящимся к их компетенции. Помимо объединенных комитетов легислатура Массачусетса может создавать специаль¬ные, или расследовательские, комитеты для выяснения того или иного вопроса или проведе¬ния расследований. Комитеты легисла¬туры Массачусетса имеют право вызывать свидетелей и требовать предос¬тавления необходимых документов. Председатель комитета оказывает большое влияние на его работу.
Формально он избирается комитетом или, в небольшом числе случаев, палатой в целом. Фактически избрание председателя комитета, так же, как и избрание других руководящих лиц палаты, предопределяется пар¬тийными лидерами партии большинства, причем учитывается личное влияние и продолжительность пребывания в комитете. В большинстве штатов комитеты пользуются правилами процедуры, установленными для палаты, однако с теми изменениями, которые со¬чтет необходимым внести председатель комитета.
Следует отметить, что хотя обычно не существует никаких формальных ограничений для пуб¬личности заседателей, в большинстве штатов они имеют закрытый ха¬рактер. Исключение делается только для зарегистрированных лоббистов и специально приглашенных лиц. Первостепенное место среди должностных лиц законодательного органа занимает председатель нижней палаты – спикер. Он избирается из числа чле¬нов палаты, принадлежащих к партии большинства, и кандидатура его
пред¬варительно намечается кокусом партии. Власть спикера весьма велика. Ему принадлежит право назначать чле¬нов постоянных комитетов. Несмотря на то, что спикер практически обязан учитывать старшинство и партийную принадлежность депутатов, обязан консультироваться с партийными лидерами, его личное влияние остается очень большим. Только в 1 штате – Оклахома решение спикера нуждается в утверждении палатой.
Спикер направляет билли в комитеты. Правда, он вынужден считаться с обычаями и правилами палаты, которые требуют, чтобы определенные билли направлялись в соответствующие комитеты, однако нередко, когда нет точ¬ного указания, спикер может направить билль в тот комитет, который, по его мнению, поддержит его точку зрения. Спикер имеет возможность контролировать продолжительность обсуж¬дения вопросов в палате, усиливать или ослаблять влияние отдельных ее членов или даже отдельных групп на подготавливаемые решения.
Спикер интерпретирует и применяет правила процедуры. Палата лишь в исключи¬тельных случаях может прибегнуть к осуществлению своего права опроверг¬нуть суждения спикера. В 34 штатах формально в верхней палате председательствует Лейте¬нант-губернатор. Его полномочия как председателя сената неодинаковы в различных штатах. Ему принадлежит право применения и толкования правил процедуры и право направления биллей в комитеты.
Только в 15 штатах Лей¬тенат-губернатор назначает членов комитетов, причем в 3 из них его выбор подлежит последующему утверждению со стороны сената. Как правило, Лейтенант-губернатор лишен права голосовать в сенате. Он голосует лишь тогда, когда голоса за и против разделились поровну. В последние годы все чаще в сенате штатов председательствует не
Лей¬тенант-губернатор, а специально избранный член сената, известный как председатель или председатель pro tempore. Так как должность председателя сената производная от должности Лей¬тенат-губернатора, его права также производны от прав Лейтенант-губерна¬тора. В ряде штатов, так как практически председатель сената – один из пар¬тийных лидеров, он обладает большим влиянием, чем Лейтенант-губернатор.
Среди должностных лиц законодательных органов штатов следует от¬метить председателей комитетов (как правило, это старейшие по времени пребывания в комитете члены партии большинства), а также клерка палаты, руководящего делопроизводством и являющегося советником председатель¬ствующего по вопросам процедуры. В конституции каждого штата указано, какими функциями наделена ле¬гислатура этого штата. Это все те полномочия, которые остаются за штатами в силу принципа дуалистического федерализма.
В обобщенном виде функции легислатур можно све¬сти к следующему: 1. Принятие законов 2. Утвержде¬ние бюджета 3. Формирование аппарата исполнительной и судебной власти 4. Контроль за деятельностью прави¬тельственного аппа¬рата 5. Осуществление квазисудебных полномочий 6. Регулирование межправительственных от¬ношений К этому перечню следует добавить те функции, кото¬рых нет в консти¬туциях, но которые во многом определяют
фак¬тическую роль легислатур: представительство партий, социальных слоев и групп, общественных и про¬фессиональ¬ных ор¬ганизаций; участие в формировании обще¬ственного мне¬ния; определение политической линии развития и т.д. Но, устанавливая полномочия легислатур, конституции устанавливают и их ограничения. Так, конституции примерно 1/3 штатов содержат положения о том, что народ путем референдума имеет право непосредственно законода¬тельствовать (прямая законодательная инициатива) или изменять законы (право
на референдум), то есть ограничивается право легислатур прини¬мать законы. Кроме того, нередко конституции содержат прямые запреще¬ния законодательному органу издавать законы, касающиеся отдельных лиц или групп, а также местного управления. Право формирования аппарата исполнительной и судебной власти во многих штатах не только ограничивается тем, что легислатура лишь дает со¬гласие Губернатору на назначение, но и вовсе отменяется прямым указанием
на то, что должностные лица и судьи избираются на выборах. Правда, в от¬дельных штатах полномочия легисла¬туры достаточно прочны. Так, следуя федеральной модели, отдельные конституции (например, в Мэриленде, Ми¬чигане, Нью-Джерси) предусматривают утверждение сенатом пред¬ложенных губернатором назначений. В Вирджинии и неко¬то¬рых других штатах назначения должны получить санк¬цию обеих палат легислатуры.
И только в трех штатах за¬конодатели формально сохранили за собой властные пол¬номочия. Легислатуры Мэна, Нью-Гемпшира и Теннесси назна¬чают казначея, аудитора и некоторых других долж¬ностных лиц (казначей и аудитор избираются совместным голосованием сенаторов и представителей, собравшихся в одной комнате ). Тем не менее, на практике они почти всегда утверждают рекомендации губернатора. Одна из наиболее важных функций легислатур — при¬нятие бюджета и финансовых программ.
Основную роль в их разработке по-прежнему играет исполнительная власть, но в последние годы и в этой области происходят опреде¬ленные перемены, выраженные преимущественно в совер¬шенствовании бюджетного процесса и усилении форм кон¬троля за фи¬нансовой деятельностью администрации. Так, сейчас уже "исключением из правила" предстает конститу¬ционная прак¬тика Мэриленда, легислатура которого впра¬ве только сокращать суммы ассигнований, предложенных губернатором.
Все большее число штатов приближаются к модели, действующей в Колорадо, Новой Мексике, Техасе, чьи легислатуры са¬мостоятельно определяют многие вопросы финансовой политики. Тем не менее, основной функцией легислатур является принятие зако¬нодательных актов. Законодательный процесс в штатах во многом соответ¬ствует той модели, которая сложилась в Конгрессе США. Практически на всех стадиях за¬конода¬тельной деятельности ощущается мощное влияние администрации
штата, которая не только определяет в ос¬нов¬ных чер¬тах программу законодательной деятельности, но и жестко контроли¬рует весь процесс прохождения зако¬нопроектов. Они должны пройти следующие ста¬дии законода¬тельного процесса: 1. За¬конодательная ини¬циатива; 2. Рассмотрение законо¬проекта в постоянных ко¬митетах палаты—инициатора законопроекта или в совме¬стных комитетах ле¬гислатуры;
3. Принятие законопроекта первой пала¬той; 4. Принятие законо¬проекта второй пала¬той; 5. Рассмотрение законопро¬екта согласительным коми¬тетом обеих палат в случае разногласий или не¬совпадения текстов законопро¬екта, принятых обеими палатами; 6. Окон¬ча¬тельное одобрение согласованного текста законопроекта палатами; 7. Пере¬дача законопроекта на санкцию губерна¬тора;
8. Санкционирова¬ние законо¬проекта или его отклоне¬ние; 9. Пре¬одоление вето губернатора квалифициро¬ванным большинством депутатов; 10. Вступление законопроекта в силу. Принимается закон большинством голосов либо от общего количества законодателей, либо от числа присутствующих. Из всех штатов только в Северной Каролине у Губернатора нет права вето. Во всех остальных штатах он таким правом обладает, а
легислатура, соответственно, может преодолеть это право вето. Обычно это делается большинством не менее чем в 2/3 голосов в каждой палате, часто большинством в 3/4. Формально вносить билли имеют право только сами законодатели. Однако это не значит, что они же и готовят все билли. Определенное количество биллей, конечно, готовится самими сенаторами и представителями, при этом важную
роль играют так называемые межсессионные комитеты, состоящие из законодателей и заинтересованных в подготовке того или иного законопроекта лиц. Некоторые законопроекты вносятся непосредственно населением штата с использованием косвенной законодательной инициативы. При этом конституции отдельных шта¬тов предусматри¬вают возможность преодоления обструк¬ции со стороны законодателей. Значительная часть биллей готовится
Губернатором штата и аппаратом, подчиненным ему. Часть биллей, относящихся к правилам судебной процедуры, вырабатывается при участии судей. Но самые активные творцы законопроектов – это группы давления. Они нередко содержат специальных лиц, квалифицированных юристов, которые готовят нужные группам давления законопроекты, затем вручаемые отдельным парламентариям штата для формального внесения в законодательный орган. Этому немало способствует и лишь приблизительная осведомленность самих американцев о том, что
происходит в их легислатурах. Средства массовой информации редко освещают деятельность законодателей, гораздо больше внимания уделяется федеральным либо местным органам власти. Определить компетенцию законодательного органа штата путем пере¬числения вопросов, подлежащих законодательному регулированию, практи¬чески невозможно. Легислатура имеет право законодательствовать по всем вопросам, кроме тех, которые относятся к компетенции федеральных органов и которые в силу
Конституции штата не отнесены к компетенции исполни¬тельных и судебных властей штата. Больше всего норм легислатура издает, устанавливая налоги, регулируя торговлю внутри штата, создавая суды штатов и устанавливая их юриспру¬денцию, определяя составы преступлений и наказания за их совершение. Не¬редко конституции штатов специально оговаривают, что в компетенцию ле¬гислатуры входит издание законов по вопросам общественного здравоохра¬нения, безопасности, благосостояния и морали.
Конституциями многих штатов установлен кворум, необходимый для того, чтобы решения законодателей имели юридическую силу. Чаще всего на заседаниях требуется присутствие не менее половины законодателей. Другой функцией, которая принадлежит легислатуре, является осущест¬вление квазисудебных полномочий при импичменте в отношении Губерна¬тора, судей и ряда других должностных лиц штата. Формула импичмента не многим отлича¬ется от той, что предусмотрена федеральной
Конституцией. Обвинение выдвигает палата представителей, решение по этому вопросу выносит сенат большинством в две трети го¬лосов. Впрочем, как и на федеральном уровне, процедура импичмента в шта¬тах редко приводится в действие, и все чаще возникают сомнения в необходимости ее сохранения. Так, в 70-е гг. во Фло¬риде дважды проводился суд импич¬мента по обвинению двух судей штата. В обоих случаях они были оправданы, при этом общие расходы превысили чет¬верть млн. долларов.
Так как сами члены легислатур не подлежат импичменту, применительно к ним может быть вынесено поста¬новление о порицании, а в исключительных случаях – даже об их исключе¬нии. Нечто подобное есть и в Кемеровской области, в 2001 году были приняты правила этики депутатов Совета народных депутатов Кеме¬ровской области. Правда, в соответствии с этими правилами депутата, нару¬шившего правила этики, нельзя исключить из состава Совета народных депу¬татов, но можно объявить ему общественное
порицание, обязать его при¬нести публичные извинения и огласить на сессии факты нарушения этики. В штатах также палаты легислатур вправе решать спор о правильности избрания своих членов. Легислатуры штатов могут осуществлять некоторые функции по изменению конституций, хотя формально решающую роль играет одобрение избирателей во время референдума. Выполняет законодательный орган и функции административного характера.
Так, он имеет право осуществлять надзор за подведомственными ему исполнительными органами, проводить расследования, собирать информацию и т.д. Легислатуры штатов не имеют никаких полномочий во внешнеполитической области, так как это противоречит Конституции США. В последние годы в политическую практику внесены определенные коррективы. Повышается роль ко¬митетов легислатур, выступающих чаще, чем ранее, ини¬циаторами законодательства.
Следует отметить и та¬кое существенное нововведение, как законодательные сове¬ты, функционирующие с 1990-х гг. в 40 штатах (впервые законодательный совет был создан легислатурой Техаса в 1934 г.). Они состоят из членов легислатуры и заседают в период между сессиями. Законодательный совет является консультативным органом. В функции законодатель¬ных советов входит проведение координационных работ по сбору инфор¬мации, анализу
и обобще¬нию практики, плани¬рованию работы легислатуры и выдвижению предложений по проведению необходимых реформ. Его рекомендации привлекают внимание легислатуры к выделенным этим советом биллям, и они обсуждаются и принимаются в первую очередь.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |