--PAGE_BREAK-- рынок, устанавливают со дня их розлива: 3 месяца – для натуральных без выдержки; 4 месяца – для натуральных сухих выдержанных и марочных без выдержки; 5 – для специальных выдержанных марочных; 6 – для натуральных контролируемых наименований по происхождению; 12 – для специальных контролируемых наименований по происхождению. Гарантийный срок хранения вин для экспорта, упакованных в бутылки, — 18 месяцев со дня пересечения государственной границы.
1.10. Ассортимент натуральных вин
Классификацию вин производят с учетом винограда, цвета, технологии производства, содержания спирта и сахара, срока выдержки.
Виноградные вина выпускают сортовые, получаемые из одного сорта винограда, и купажные, приготовленные из нескольких сортов винограда.
Белые виноградные вина получают сбраживанием сусла из светлых сортов винограда.
Красные вина получают из красных сортов винограда сбраживанием сусла вместе с кожицей и косточками. В период брожения красящие дубильные вещества из семян и кожицы переходят в сусло, поэтому эти вина имеют красный цвет, терпкий, вяжущий вкус.
Розовые вина вырабатывают из белых и красных сортов винограда или получают купажированием (смешиванием) белых и красных вин.
Ординарные вина выпускают в продажу без выдержки, не ранее чем через 3 месяца со дня переработки винограда. Ординарные выдержанные вина выдерживают более года.
Марочные вина — высококачественные, полученные из определенных сортов винограда. Эти вина сохраняют свои свойства вне зависимости от продолжительности выдержки. Продолжительность выдержки — не менее 1.5 лет.
Коллекционные вина — марочные вина очень высокого качества, выдержанные не менее 6 лет. После выдержки в бочках их дополнительно выдерживают 3 года в бутылках.
Столовые вина. Их получают в результате сбраживания виноградного сока без добавления спирта. Содержание спирта в них — от 9 до 14%; по содержанию сахара они подразделяются на сухие столовые вина с остаточным содержанием сахара до 1% и полусладкие. В сухих винах процесс брожения идет до конца, весь сахар сбраживается. Они содержат сахара до 0,3% и имеют приятно освежающий кисловатый вкус. В продажу поступают сухие вина белые, красные, розовые, кахетинские и херес столовый.
К лучшим белым столовым винам относятся Рислинг, Абрау; Цинандали, Гурджаани (Грузия); Алиготе, Мускат белый (Молдавия).
Красные столовые вина отличаются большей экстрактивностью, более терпким вкусом. Красные вина комбината «Абрау Дюрсо» — Каберне, Абрау и другие. Среди красных марочных вин выделяются Мукузани и Телиани (Грузия).
Кахетинские вина (Тибиани № 12), приготовленные из белых и красных сортов винограда путем полного сбраживания сусла с мезгой и гребнями, имеют характерный терпкий вкус и очень своеобразный, приятный аромат.
Херес столовый получают выдержкой вина в неполных бочках под дрожжевой пленкой (солерой). Цвет вина золотистый, оно имеет особый вкус и букет с грибным тоном. Херес вырабатывают крепостью не выше 14%, несладкий.
Полусладкие вина получают путем неполного сбраживания сахарного сусла. Процесс брожения приостанавливают охлаждением или оклейкой. После розлива полусладкие вина пастеризуют. Они имеют приятный кисло-сладкий вкус. Содержат сахара от 3 до 8%.
Полусладкие вина (белые, розовые, красные) получают купажированием сухих столовых вин и сладких виноматериалов. Лучшие полусладкие вина вырабатывают в Грузии: белые — Твиши, Тетра, Псоу; красные — Хванчкара, Киндзмараули. Хорошие столовые вина вырабатывают в Армении, Молдавии, Азербайджане и Узбекистане.
Крепленые вина. Они содержат от 17 до 20% спирта. Получают их неполным сбраживанием виноградного сусла; в период брожения добавляют спирт, чтобы сохранить в вине определенное количество сахара. Вырабатывают крепкие и десертные вина, которые различаются содержанием спирта и сахара.
Крепкие вина содержат 17-20% спирта, до 14% сахара. Их выпускают разных типов. Портвейны вырабатывают крепостью: 17-19%, содержание сахара — 7 -13%. По окраске белые, красные и розовые. Чаще вырабатывают красные. Марочные портвейны отличаются умеренной сладостью и мягким вкусом, фруктовым букетом со специфическим карамельным тоном. Лучшие марочные портвейны выпускает крымский комбинат «Массандра»: белые — Сурож, красные — Ливадия, Массандра. В Армении производят марочный портвейн Айгешат, в Азербайджане — Акстафа, в Грузии — Кардинахи.
Мадера содержит 18-20% спирта и 4-6% сахара. Имеет терпкий вкус, темно-янтарный цвет, запах каленых орехов. При приготовлении ее виноматериалы подвергают обработке — мадеризации, т.е. нагреванию до 65-70° С в специальных камерах (мадерниках) в течение одного года. Марочную мадеру вырабатывают на «Массандре» — Коктебель, Массандра; в Армении — Ошакан; в Грузии — Анага.
Херес крепкий (от названия города Херес в Испании) получают так же, как и столовый. Содержит 19-20% спирта, 0,2-9% сахара. Крепкое вино сорта Херес является аперитивом, обладает особым вкусом и ароматом (грибной тон). Лучшими считаются сорта хереса Массандра и Аштарак.
Марсала (город в Сицилии) — крепкое вино. Получают из белых сортов винограда. Содержит 18-19% спирта,7% сахара. По вкусу и запаху марсала схожа с мадерой, но отличается большей сладостью и имеет специфический запах (смолистый), цвет — настоя чая. Лучшую Марсалу производят в Туркмении из белого сорта винограда тербем и черного — кара-узюм.
Десертные вина. По содержанию сахара делятся на полусладкие, сладкие и ликерные. Полусладкие крепленые вина содержат 15-16% спирта, от 5 до 10% сахара. Вырабатывают их трех типов — белые, розовые и красные. По вкусу они напоминают столовые полусладкие, но отличаются более высоким содержанием спирта. Наиболее распространены: Лидия, Черные глаза, Шато-Икем, Барзак производства Молдавии.
Сладкие и ликерные крепленые вина отличаются повышенным содержанием сахара. Эти вина получают из сортов винограда повышенной сахаристости или винограда, завяленного в кустах. Сладкие и ликерные вина вырабатывают следующих типов: Кагор, Мускат, Токай, Мускатель (белое, розовое и красное).
Кагор — красное сладкое вино, названное по одноименному французскому городу. Вино содержит 16% спирта и 16-20% сахара. Особенностью производства кагора является нагревание мезги зрелого винограда (перед брожением) до 65°С. В процессе нагревания в сусло переходят ароматические, красящие и дубильные вещества и вино приобретает темно-красный цвет (от темно-рубинового до темно-гранатового), приятный, слегка терпкий вкус и аромат. Выпускают марочные и ординарные кагоры. Марочные кагоры выпускают в Крыму — Южнобережный, Молдавии — Чумай, в Азербайджане — Шемаха и т.д. Ординарные кагоры вырабатывают во всех винодельческих районах.
Мускатные вина вырабатывают сладкие и ликерные. Сладкие вина выпускаются белые, розовые, содержат 16% спирта и 20% сахара; ликерные — белые, розовые и черные, содержат 12-14% спирта, 21-30% сахара.
Мускатные вина получают из ароматических сортов винограда (Муската) в стадии полной зрелости и легкого подвяливания. Мускатные вина отличаются своеобразным мускатным ароматом и вкусом, с ярко выраженными сортовыми букетами — с тонами розы, меда и цитрона (запах лимонных и апельсиновых корочек). Мускатные вина выдерживают 2-4 года, при более длительной выдержке букет мускатов ухудшается. Лучшие мускаты производит винкомбинат «Массандра». Это белые мускатные вина: Ливадия, Красный Камень, Белый десертный, Кастель, Черный мускат, Таврида и др.
Мускатель получают из винограда сорта Мускат с добавлением других сортов винограда. По типу это вино близко к мускатам, но по качеству несколько ниже, аромат выражен слабее. Сахара содержит 10-16%.
Токайские вина были выработаны впервые в венгерском городе Токай. У нас вырабатывают токай сладкий и ликерный. Вина этого типа получают из увяленных и частично заизюмленных сортов винограда. Вино содержит 16% спирта, 20% сахара. Токай имеет цвет настоя чая, привкус изюма и специфический букет с медовым тоном. Высокого качества токайские вина вырабатывают в Крыму — Токай Южнобережный, Пино-Гри, Ай-Даниль.
Малага — вино испанского происхождения. Лучшие отечественные вина этого типа получают в Туркмении из сортов винограда тербаш и кара-узюм. Вино имеет кофейно-коричневую окраску, карамельный привкус с легкой приятной горчинкой. Малага содержит 16% спирта, 30% сахара. Сладкие марочные вина: Кокур десертный, Сурож, Солнечная долина, Золотое поле и др. Ликерные вина — Каберне ликерное, Салхино, Кюрдамир и др.
Ароматизированные вина — эти вина называют вермутами, что в переводе с немецкого означает «полынь». Получают купажированием виноградных вин, спирта-ректификата, сахарного сиропа и настоев трав, листьев, цветов, кореньев различных растений. По содержанию спирта и сахара различают вермут крепкий (18% спирта и 10% сахара) и вермут десертный (16% спирта и 16% сахара). В зависимости от окраски выпускают вермут белый, розовый и красный. Вермуты имеют мягкий, приятный вкус, слегка горьковатый и жгучий, со специфическим ароматом разных трав с преобладанием полынного тона. Ассортимент: вермут Экстра, Горный цветок.
Плодово-ягодные вина представляют собой алкогольные напитки, приготовленные путем сбраживания сусла свежих плодов и ягод и содержащие 10-18% спирта. По сравнению с виноградными, плодово-ягодные вина вырабатывают в незначительных количествах, они содержат меньше сахара, а кислотность выше. Плодово-ягодные вина подразделяют на сортовые (из одного помологического сорта плодов) и купажные (из определенной смеси соков различных плодов). В зависимости от технологии приготовления различают плодово-ягодные вина: сухие (спирта 10-12%); полусухие (спирта 10-12% и сахара до 2%): полусладкие (спирта 10-12% и сахара до 5%);, сладкие (спирта 13-14% и сахара до 15%); десертные (спирта 16% и сахара до16%); специальные (спирта 16-19%, сахара до 8%); газированные (спирта 11-13%, сахара до 8%).
Плодово-ягодные вина должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений, иметь свойственные конкретному наименованию вина вкус и аромат.
Глава 2. Анализ ассортимента натуральных вин.
2.1.Формирование ассортимента
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Номенклатура, или товарный ассортимент, – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, телевизор) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.
Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации (одно, -двух, -трехкамерные модели холодильников).
Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между “старыми” и “новыми” товарами, товарами единичного и серийного производства, “наукоемкими” и обычными товарами, овеществленными товарами и лицензиями и “ноу-хау”. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствии с требованиями потребителей.
Формирование на основе планирования ассортимента продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
Основными фазами планирования ассортимента продукции являются следующие:
1) определение текущих и потенциальных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
2) оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям;
3) критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в пп. 1, 2, но уже с позиций покупателя;
4) решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля;
5) рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также новых способов и областей применения товаров;
6) разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;
7) изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;
8) проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребностей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям;
9) разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
Оценка и пересмотр всего ассортимента, планирование и управление ассортиментом – неотъемлемая часть маркетинга.
Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Главная задача служб маркетинга – принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая:
а) изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров;
б) определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий;
в) утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов;
г) выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.
Еще одним важным условием является то, что товаропроизводитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения этой проблемы следует иметь методики оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает.
2.2.Государственное регулирование в области реализации вин на территории РФ
Предприятие — производитель этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для подтверждения права производства определенного вида продукции должно зарегистрировать наименование
данной продукции в Минсельхозе России, предварительно получив положительные заключения лабораторных испытаний, подтвержденные Минздравом России и Госстандартом России.
6) маркировка продукции производится в целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 938 «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации». С 1 января 1997 г. введена обязательная маркировка алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 6 процентов объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства. Ответственными за маркировку алкогольной продукции специальной маркой являются организации — производители этой продукции;17) аккредитация осуществляется в целях усиления контроля за качеством поставляемой для розничной торговли и общественного питания алкогольной продукции и введена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1998 г. № 1493 «Об утверждении правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания».
Аккредитация проводится в целях концентрации объемов поставок алкогольной продукции, осуществляемых организациями — поставщиками, обеспечения ими контроля за качеством и объемами
Производство и продажа алкогольной продукции: Государственное регулирование. Лицензирование. Акцизы. Маркировка. Особенности перевозки. Таможня.-М.: Приор, 1999.-95с.
алкогольной продукции, поставляемой для розничной торговли и общественного питания, с учетом анализа спроса и предложения на региональном рынке алкогольной продукции, ее производства и оборота на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также сохранения условий добросовестной конкуренции в данной сфере.
Аккредитация осуществляется на конкурсной основе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Участвовать в конкурсе могут организации, имеющие государственную регистрацию и лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции. Организация должна иметь опыт в работе в сфере поставок данного товара. Для получения аккредитации организация — претендент должна обладать помещениями, оборудованием, техническими средствами и условиями для хранения и перевозки алкогольной продукции, а также осуществлять контроль за ее качеством и безопасностью в соответствии с требованиями государственных стандартов и иметь условия для идентификации алкогольной продукции, полного и достоверного учета объемов закупаемой и поставляемой в розничную торговлю и общественное питание алкогольной продукции.
Аккредитованная организация — поставщик регистрируется в государственной налоговой службе и вносится в специальный государственный реестр, после чего сведения о ней публикуются в средствах массовой информации;
8) минимальные цены устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях защиты российского рынка алкогольной продукции от некачественной, в том числе нелегально произведенной и контрабандной, продукции, зачастую представляющей опасность для здоровья населения, а также в целях повышения конкурентоспособности отечественной алкогольной продукции и защиты отечественных производителей алкоголя от недобросовестных конкурентов,
устанавливающих демпинговые цены на свою продукцию за счет уклонения от уплаты налоговых платежей.
На алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую или ввозимую на территорию Российской Федерации, направлено государственное регулирование цен на внутреннем рынке России, которое осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, а именно — установление минимальных цен, которые являются нижней границей цены реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке, а также для организаций — изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Установленные минимальные цены включают оптовые цены организаций — изготовителей, ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в Содружество Независимых Государств, — таможенную стоимость и таможенные платежи.
Относительно отечественных производителей установление минимальных цен на алкогольную продукцию имеет как протекционистский, так и фискальный характер.
Минимальные цены затрагивают производителей «льготной» продукции, расположенных как в закрытых административно-территориальных образованиях — ЗАТО (производства спирта и ликероводочных изделий, расположенные на базе бывших предприятий оборонного комплекса и секретных предприятий в настоящее время, не выпускающих продукцию стратегического назначения), так и производства, расположенные в свободных экономических зонах, где существует льготное налогообложение.
Таким образом, установление минимальных цен вынуждает производителей «дешевой» продукции увеличивать отпускные цены до
уровня, указанного Правительством, и сокращать разрыв в ценах с основными производителями;1
9) декларирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции введено Постановлением правительства Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 564 и определяет порядок декларирования (отчетности) производства и оборота этилового спирта (в том числе денатурированного), произведенного из всех видов сырья, виноматериалов, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Декларации представляются ежеквартально в следующие органы:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выдавшие лицензии на ведение соответствующего вида деятельности;
Федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выделившие квоту на закупку этилового спирта;
10) временный запрет импорта этилового спирта был введен Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 61-ФЗ в целях защиты национальных интересов и действовал до 1 января 2002 г.
Данные меры позволили предприятиям спиртовой отрасли за время действия закона сформировать сырьевую базу для производства этилового спирта и определенный рынок сбыта.
Дополнительное ограничение импорта этилового спирта в настоящее время не вводится в связи с преддверием присоединения Российской Федерации к ВТО.
В число сформировавшихся в настоящее время мер государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оказывающих позитивное влияние на динамику производства алкогольной продукции, мы включаем следующие:
-квотирование закупки этилового спирта;
-государственную регистрацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
-государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции;
-введение запрета импорта этилового спирта (Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 61-ФЗ «О временном запрете импорта этилового спирта», действие которого осуществлялось до 1 января 2002 г.).
Также следует отметить положительное влияние ужесточения контроля со стороны налоговых органов и силовых структур за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, в частности введение ежедневного блокирования налоговыми органами оборудования по производству алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов на период междусменных и более длительных простоев.
Анализ используемых методов показывает, что производство и оборот спирта и алкогольной продукции в Российской Федерации достаточно жестко контролируются государством, поскольку производство этой продукции имеет важное экономическое и социальное значение. Очевидно, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, включающее в себя все перечисленные виды ограничений, направлено на
монополизацию государством этого сектора экономики. Однако фактом остается то, что средства производства данной продукции находятся в частной собственности. При этом необходимо отметить, что имеющиеся мощности в стране по выпуску данного вида продукции сильно превышают внутренние потребности.
В целях кардинальной стабилизации алкогольного рынка автор считает необходимым осуществлять государственную политику регулирования производства и оборота алкогольной продукции, руководствуясь следующими приоритетами:
1. Защита здоровья населения.
• Долгосрочная программа воздействия на неформальную институциональную среду с целью изменения структуры потребления в пользу слабоалкогольной продукции;
• Усиление контроля за качеством алкогольной продукции, повышение ответственности руководителей предприятий-производителей и торгующих организаций за производство и распространение низкокачественной и фальсифицированной алкогольной продукции;
• Разработка системы защиты товарных знаков, эффективного механизма защиты прав владельцев интеллектуальной собственности;
• Программа возрождения отечественного виноделия, которое остро нуждается в обеспечении виноматериалами и в реконструкции заводов.
2. Создание условий для внедрения прогрессивных ресурсо- и энергосберегающих технологий, обеспечивающих повышение эффективности производства, финансовой устойчивости спиртовой отрасли.
• Диверсификация спиртового производства с налаживанием выпуска высокорентабельных импортозамещающих пищевых и кормовых компонентов на базе побочных продуктов спиртового производства;
• Программа модернизации спиртовых производств, создание условий для привлечения инвестиций, освобождение от уплаты таможенных платежей на ввоз высокотехнологического импортного оборудования на срок окупаемости проекта;
• Оказание целевой государственной поддержки реконструируемым спиртовым предприятиям за счет возврата части акциза.
3. Стабильная и прогнозируемая акцизная политика.
• Установление ставок акцизов в зависимости от состояния рынка, применение устойчивых процедур их индексации;
• Применение специальных ставок акцизов при экспорте спирта в страны СНГ для восстановления утраченных рынков сбыта;
• Реализация монополии государства на спирт как сырье для производства алкогольной продукции;
• Внедрение единой информационной системы контроля и учета производства и оборота этилового спирта, объединяющей наиболее важные информационные потоки отрасли (квоты производства и потребления, объемы выпуска и отгрузки продукции, планируемые и фактические платежи в бюджет), что позволит отслеживать информационные потоки отрасли в оперативном режиме и принимать решения, оказывающие прогнозируемое воздействие на рынок.
Для комплексного решения задач по оздоровлению алкогольного рынка необходима разработка государственной программы действий в этой области. В идеале она должна быть представлена концепцией алкогольной политики в сфере государственного регулирования
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также федеральным законом об основах государственной алкогольной политики.
2.2. Зарубежный опыт регулирования производства и оборота
алкогольной продукции .
В развитых зарубежных странах государственное регулирование оказывает значительное воздействие на сферы производства, распределения и потребления алкогольных напитков.
Цель налогообложения алкогольных напитков в зарубежных странах сводится не только к увеличению доходной части государственного бюджета. Система налогообложения алкогольных напитков формируется исходя из баланса интересов производителей и потребителей, общественной потребности поддержания отраслей и регионов, занятости населения, других приоритетов социально-экономической политики. Также учитываются вопросы здоровья населения, общественного порядка, необходимость ограничения социальных последствий злоупотребления алкоголем.
Налогообложение акцизом алкогольных напитков в развитых странах, включая страны Северной Америки, Европейского союза (далее ЕС), Австралию и Новую Зеландию, осуществляется, как правило, на уровне производителя. Обязательство по уплате акцизов наступает либо с момента окончания процесса производства и поступления готовой продукции на склад предприятия, либо с момента отгрузки готовой продукции со склада предприятия для поставки в оптовую или розничную торговлю. Кроме акциза взимается также налог на добавленную стоимость.
Производитель алкогольной продукции действует на основе лицензии или регистрации, общим условием получения которых является представление информации налоговым органам о производственных
1 При написании данного параграфа использованы материалы, подготовленные автором на основании сведений, представленных в Минэкономразвития России торговыми представительствами Российской Федерации в зарубежных странах.
помещениях и оборудовании предприятия. К предприятиям-производителям применяются различные средства и механизмы контроля уплаты акциза — от присутствия сотрудников налоговых органов на предприятии до введения современных систем аудита, нацеленных на полное обследование предприятия за продолжительный период времени. Технические средства контроля отражают степень о автоматизации производственных процессов в отраслях, производящих алкогольную продукцию.
Время наступления обязательства по уплате акциза согласуется со временем платежа. В тех случаях, когда обязательство по уплате акциза возникает на ранних стадиях производственного процесса, дата платежа обычно наступает на несколько месяцев позже — для осуществления цикла производства и реализации. В случаях, когда обязательство по уплате акциза возникает уже в начале стадии реализации, отсрочка даты платежа менее продолжительная. Поскольку акциз закладывается в цену товара и в конечном счете его оплачивает потребитель алкогольных напитков, продолжительность периода отсрочки платежа акциза в целом соответствует циклу продажи готовой алкогольной продукции.
Взимание акциза на стадии реализации имеет следующие особенности:
• Упакованная готовая алкогольная продукция, не облагаясь акцизом, должна храниться на частных или государственных складах, при этом увеличивается число агентов рынка, через которые она проходит, соответственно возрастает риск уклонения от уплаты акциза как на уровне производителя, так и на последующих звеньях рынка;
• Перенос налогообложения алкогольной продукции акцизом со стадии производства на стадию реализации ограничивает возможности контроля путем бухгалтерской сверки показателей производства с показателями отгрузки и продаж;
• Правовое регулирование торговой деятельности (в т.ч. продажи, закупки, поставки) не дает возможность унифицировано и достаточно точно определять налогооблагаемую базу, в связи с чем возникает опасность неравенства условий налогообложения на одну и ту же продукцию на региональном уровне. Считается, что по этим причинам административные издержки создания системы обложения алкогольной продукции акцизом в сфере торговли будут выше, а сама система сложнее, чем в сфере производства. Западные аналитики считают, что перенос налогообложения алкогольной продукции акцизом со стадии производства на стадию реализации усиливает размеры контрабанды алкоголя, сокращает возможности конструктивного федерального контроля на производственном уровне, ограничивает рычаги воздействия налоговых и правоохранительных органов.
Ставки акцизов на крепкие спиртные напитки намного выше, чем на вино и пиво. Например, в Великобритании уровень обложения акцизом спиртных напитков (в пересчете на сравнимую базу — на литр безводного спирта) более чем на 70% выше, чем пива и почти на 35% выше, чем вина.
Регулирование производства и оборота пива, вина и крепких алкогольных напитков в развитых странах обусловлено комплексом факторов: исторически сложившимися традициями, экономическим значением этих секторов экономики, природно-климатическими условиями и т.п. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3.Торгово-технологический процесс оптового склада
Поступлению товаров на склад предшествует большая подготовительная работа. Оптовые поставки представляют собой результат большого числа разнообразных рыночных операций.
Процесс оптовых закупок товаров состоит из двух этапов:
1. Оптовое предприятие изучает спрос покупателей и формирует рынок своей товарной номенклатуры, разрабатывает и представляет с учётом конъюнктуры рынка заказы предприятиям промышленности на производство определённого количества продукции в установленном ассортименте;
2. осуществляются операции, связанные с организацией отгрузки товаров от поставщика, их приёмом на склад и отпуском потребителям.
Поступление товаров в значительной степени определяется способом получения их от поставщиков. Такими способами могут быть:
· отпуск товаров представителям оптового предприятия на складах поставщиков;
· отгрузка товаров в адрес оптового предприятия или по его указанию в адрес непосредственных потребителей;
· завоз товаров на склад оптового предприятия.
Доставка грузов на склад осуществляется различными видами транспорта. Крупные грузы доставляются грузовиками, фургонами и железнодорожными товарными вагонами. Мелкопартионные грузы доставляются обычно почтовыми компаниями.
Содержание работ по приемке товара на склад
Основные задачи:
· Оформление приёмо-сдаточных документов;
· Регистрация принятых товаров.
Эффективность хранения и сохранность товара находятся в прямой зависимости от организации операции его приемки. Разгрузка товаров, их проверка и передвижение для хранения на складе осуществляется отделом или секцией приёма.
Организация работ по приёмке товаров на склад является первым этапом в общем технологическом процессе складской переработки товаров.
В организации приёмки товаров большое значение имеет предварительное установление времени прибытия и количества поступающих на склад товаров, что позволяет заблаговременно спланировать необходимые мероприятия по приемке товаров.
К подготовительным мероприятиям по приёмке товаров на складе относится:
· установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближённого к помещению для хранения;
· определение необходимого количества работников для разгрузки и распределение работ между ними;
· определение необходимого количества и видов подъёмно-транспортного оборудования и подготовка его к прибытию товаров;
· заблаговременное определение мест хранения;
· подготовка документации, связанной с оформлением приёмки-сдачи товаров.
Характер операций при приёмке товаров зависит от величины партий поступающих товаров, их специфики, наличия упаковки.
Операция приёмки товара на склад в разных оптовых компаниях осуществляется по-разному и зависит от организации трудовых процессов, вида поступающих грузов, способов передвижения товаров на склад. При этом можно выделить общие виды работ, осуществляемые при выполнении этой операции. К ним относятся:
· разгрузка товаров;
· проверка товаров по количеству;
· перемещение принятого груза к освобожденному пространству;
распаковка товаров;
проверка товаров по качеству;
передвижение товара к отведённому месту хранения;
2.3.1.Разгрузка товара
Прежде чем приступить к непосредственной приёмке товара, необходимо его разгрузить. При разгрузке осуществляется передвижение товаров с автотранспорта на товарную платформу.
Разгрузку осуществляют работники того предприятия, чьим автотранспортом был доставлен товар на склад, т. е. это могут быть работники фирмы поставщика, коммерческого транспортного агентства, оптового предприятия. Если товар доставлен собственным автотранспортом оптовой компании или железной дорогой, разгрузку осуществляют работники склада.
Разгрузка товара может потребовать применение физической силы, однако, во всех случаях, когда возможно, следует использовать оборудование для перемещения грузов.
Если оборудование по транспортировке грузов управляется с автотранспортного средства работниками склада, водителю, ответственному за экспедирование грузов, следует строго контролировать перемещение товаров и следить за тем, чтобы на склад отгружался только тот товар, который для него предназначен.
Работа по разгрузке товара является первой в последовательности работ по приёмке товаров, заканчивающихся размещением товаров на складе для последующего хранения. Осуществление ряда последовательных операций от приёма товара до его передвижения к месту хранения на складе напоминает работу конвейера.
Для выгрузки товаров применяют различные типы подъёмно-транспортного оборудования: конвейеры, электропогрузчики, транспортёры, средства малой механизации. Товары в различной таре (мешках, кипах, ящиках) по транспортёру перемещают из машины и укладывают на освобождённом для разгрузки пространстве.
Товар по мере отгрузки должен проверяться. Однако, операцию распаковки осуществляют для проверки качества полученного товара. Иногда в таре находятся по разному упакованные товары, в этом случае также требуется распаковка. Товар в упаковке предприятия-производителя обычно не проверяется, исключение составляют только случаи обнаружения какого-либо повреждения тары.
Затоваренные контейнеры освобождаются от товара, который затем перемещается в места, отведённые для его хранения.
Качественная проверка товара способствует лучшей организации хранения, учёта и последующего отпуска товара со склада.
Распаковка позволяет организовать упорядоченное складирование товаров на складе и сокращает время выполнения заказов потребителей.
Большое скопление грузов на неотгруженных товарных платформах не позволяет осуществлять проверку товара. В случае большого скопления товара, необходимо, как можно быстрее, разгрузить товарную платформу без проверки товара, соблюдая при этом идентификацию отдельных грузов. Во избежание неразберихи и смешения грузов следует выделить в пределах выделенного отгружаемого пространства для каждого груза специальное место.
2.3.2.Методы проверки товара
Сущность этой операции заключается в проверке соответствия фактически полученного товара заказу оптовой организации на закупку товара. Такая проверка имеет целью идентифицировать отгруженный товар, определить его количество и качество и сравнить полученные в результате проверки данные с заказом на поставку.
В практике при проверке товара используют следующие методы:
· проверка товаров по накладной;
· метод слепой проверки;
· метод неполной слепой проверки.
Метод проверки по накладной.
Поставщик, как правило, перед отгрузкой товара посылает покупателю (предприятию оптовой торговли) копию своей накладной для того, чтобы грузополучатель мог сравнить полученные товары по накладной с заказом на поставку товаров. Торговый агент, ответственный за осуществление закупки, пересылает затем накладную на склад для последующего использования при приёмке товара. По завершении приёмки товара накладная подписывается работником, осуществляющим приём груза, и возвращается вместе с копией грузовой накладной агенту по закупкам. Агент по закупкам проверяет грузовую накладную и направляет её в бухгалтерию для оплаты. При приёмке при обнаружении работником склада каких-либо расхождений в наименовании или количестве полученных товаров с данными накладной, следует немедленно вновь пересчитать товар до отправки его на складское хранение. Этот метод имеет существенный недостаток, который состоит в том, что работники, ответственные за прием товара, могут в момент проверки проявить халатность и слепо довериться данным накладной поставщика. Не осуществив фактической проверки товара, они могут засвидетельствовать правильность накладной. Другой недостаток состоит в том, что накладная может разорваться, испортиться при пересылке и стать нечитабельной. Метод проверки по накладной менее точный по сравнению с другими методами, но более быстрый. В случае утери или отсутствия накладной поставщики пользуются методом слепой проверки.
Метод слепой проверки.
Этот метод не требует наличия накладной. Работники склада идентифицируют товар и определяют его количество по этикеткам и надписям на упаковочной таре. Когда товар после разгрузки поступает для проверки в освобождённую зону, ответственный за приёмку товаров работник выполняет все необходимые операции по их проверке, а затем составляет отчёт о приёме товара, в который заносит все полученные в результате проверки данные. По завершении проверки отчёт (акт) о приёме пересылается агенту по закупкам, который сравнивает его с накладной поставщика и заказом на закупку. Проверка завершается передвижением товаров на склад для хранения.
Компании, в которых практикуется составление отчёта при приёмке товара, для улучшения учёта товаров прибегают к способу, при котором в обращении находятся несколько экземпляров отчёта о приёмке товаров. 4 экземпляра отчёта считаются минимальным количеством. На складе в отделе (секции) приёмки товаров готовится отчёт о приёмке товара в 4-х экземплярах, 3 из которых затем направляются вместе с товаром в отдел хранения, а один экземпляр поступает в отдел учёта товаров.
В отделе хранения товар вновь проверяется по отчёту и в случае полного соответствия, два экземпляра отчёта индоссируются. Первый экземпляр возвращается в отдел приема склада для формирования дела, а другой экземпляр отправляется в отдел учёта. Третий экземпляр остаётся в отделе хранения для ведения делопроизводства.
Отдел учёта получает таким образом 2 экземпляра отчёта. Один экземпляр приходит из отдела приёма, другой — из отдела хранения. Эти два экземпляра проверяются на соответствие, после чего полученный товар ставится на учёт. Один экземпляр отчёта отправляется агенту по закупкам, другой — сохраняется в отделе учета для формирования отчётных документов.
Метод неполной слепой проверки.
Неполная слепая проверка представляет собой комбинацию первых двух методов и использует специальные накладные, идентифицирующие товары, но не указывающие их количества. Когда товар идентифицирован и подсчитан, отвечающий за приём товара работник, в пустой графе накладной против каждого наименования товара указывает его фактическое количество. Такую форму накладной грузополучатель вправе потребовать от поставщика. Недостатки этого метода состоят в том, что его применение занимает много времени и задерживает операцию проверки. Этот метод точнее первого, но медленнее. С другой стороны, этот метод быстрее второго, но менее точный.
В практике складов принято бункеры активной зоны хранения пополнять запасами из резервных зон, а резервные зоны наполнять новыми товарами по мере их поступления. При таком порядке осуществляется расходование запасов в порядке их прихода на склад. Для каждого наименования товара устанавливается определённая зона хранения. Товар перемещается в выделенную зону и укладывается в штабели, стеллажи, либо размещается в специально отведённом в бункере месте. Контролёр отдела приёма должен вести схему размещения товаров на складе.
Работники склада при комплектовании заказов потребителей должны хорошо знать точное место хранения каждого наименования товара. Для облегчения поиска товаров на складе применяется индивидуальная маркировка контейнеров или стеллажей, заводятся специальные карточки учёта однородного товара, хранящегося в разных местах. Движение товара к выделенным зонам не должно представлять неупорядоченное передвижение грузов, а быть хорошо подготовленной и организованной операцией. Управляющий склада несёт материальную ответственность за каждый имеющийся в наличии товар и обязан знать ассортимент и общее количество находящихся на хранении товаров.
Документы, необходимые для приемки товара
Для контроля и учёта товарных потоков, проходящих через отдел приёма, используют самые разнообразные формы документов. В них фиксируются все действия по приёму товаров, начиная с их разгрузки и кончая размещением на складе.
Наличие таких документов обеспечивает детальное документирование всей деятельности по приёму товаров. Документы этой группы имеют учётное значение и входят, как составная часть, в общие учётные документы оптового предприятия. Главное назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить тщательный учёт всех товаров, поступающих на склад.
Правильное безошибочное оформление документов имеет особо важное значение для приёмки товаров. Ошибки в составлении и оформлении документов при приёмке товаров отрицательно сказываются на всех дальнейших операциях технологического процесса складской обработки товаров.
Ниже приводятся наиболее часто используемые документы:
· упаковочный лист;
· коносамент;
· транспортная накладная;
· грузовая накладная;
· журнал регистрации приёма товаров;
· квитанция о приёме товаров;
· журнал регистрации приёма возвращённых товаров;
· справка, санкционирующая прием возвращённых товаров;
· накладная;
· заказ на закупку товара.
Определение места хранения товаров и перемещение их для хранения
Каждый товар после завершения его приёмки и проверки следует немедленно поместить в отведённое ему на складе место. Для перемещения товара на хранение требуется:
· решить вопрос о том, какое количество товара разместить в активной складской зоне и какое – в резервной;
· определить необходимые для размещения товара размеры активного и резервного складского пространства;
· распределить товары по маркировке;
· определить место хранения товара;
· переместить товар к отведённому на складе месту.
Передвижение и укладку товаров в штабели или на стеллажи в пределах выбранной зоны осуществляют работники отдела приема склада. При выборе места хранения товара учитывается количество и частота поступления товаров. Решения о размещений определённого количества товара в резервной или активной зоне принимается отдельно по каждому товарному наименованию.
Хранение товара на складе
Хранение товаров на складе является одной из важнейших операций технологического процесса. Хранение товаров начинается после их приёма и перемещения на склад.
В небольших по размерам складах все операции технологического процесса могут осуществляться одной группой работников. В больших складах для выполнения операций по приёму, хранению и отгрузке товаров организуются соответствующие подразделения. Все работы по хранению и содержанию товара на складе должны быть организованы таким образом, чтобы в наибольшей степени способствовать обращению товарно-материальных ценностей. Любые действия, задерживающие процесс этого обращения, должны тщательно анализироваться и устраняться.
Способы укладки товара
Одним из условий рациональной организации хранения товаров является выбор оптимального способа укладки. Способ укладки зависит от свойств товара, его упаковки, массы.
Применение рациональных способов укладки обеспечивает сохранность товаров, исключает потери, создаёт удобства для их правильной и быстрой отборки, способствует более эффективному использованию складской площади.
Стеллажная укладка используется для товаров, хранящихся в распакованном виде. Основными требованиями стеллажного хранения являются: обеспечение максимальных удобств для осуществления складских операций, создание условий для оперативного учёта товаров, рациональное использование складской площади.
При стеллажном хранении товары располагаются на полках. На стеллажах могут храниться товары в коробках, ящиках, пачках.
Штабельная укладка применяется при хранении товаров, затаренных в мешки, кипы, кули. Высота укладки товаров в штабеля зависит от допустимых норм нагрузки, а также от прочности тары и свойств товаров.
Перемещение товара на складе
При отпуске товаров со склада должно соблюдаться правило расходования запасов в порядке их поступления. При выполнении заказов потребителей используют метод товарной оценки, состоящий в том, что товары, находящиеся на хранении более длительное время, первыми подлежат изъятию со склада. Вновь поступивший товар помещают в резервные зоны хранения. По мере того, как запасы активных зон истощаются, товары из резервных зон перемещаются для их пополнения. На некоторых складах принята такая практика, когда на коробках, полках или стеллажах указывается дата поступления товара. В других складах товары в стеллажах располагаются по времени их поступления, при этом нижние содержат недавно поступивший товар. Таким образом, формирование заказа потребителя осуществляется товарами, находящимися на верхних полках.
Перемещение товара требует больших затрат энергии и времени и является дорогостоящей операцией. Действия по перемещению товаров, связанные с выполнением заказа или доставкой товаров к местам хранения, должны быть сведены к абсолютному минимуму. Идеальным является вариант, при котором движение товаров осуществляется от поставщика прямо к потребителю, минуя оптовый склад. Однако, в практике такое положение наблюдается редко. Главная задача при организации хранения состоит в том, чтобы снизить общее количество перемещений товара до 2-х раз. Практика показала, что сократить количество перемещений товара совсем непросто.
Перемещение товара может быть вызвано следующими причинами:
· выполнением заказа;
· пополнением товарами активных зон;
· упаковкой и распаковкой товаров;
· переразмещением товара внутри запланированной зоны;
· передвижением товара к новой зоне хранения;
· передвижением товара из временной зоны хранения.
Кроме того перемещение товаров может быть вызвано их проверкой, учётом, различными техническими и административными требованиями.
2.4.Анализ ассортимента натуральны вин в розничных предприятиях г.Рязани
Виноградарствоявляется главной агрономической отраслью на юге России. Главным образом, выращиванием винограда занимаются хозяйства на Кавказе, менее – на Дону, еще меньше в районах Астрахани, Урала. До 60% винограда, собираемого в России, выращивается на виноградных плантациях Кубани.
В настоящее время в Российской Федерации выращиванием товарного винограда занимаются 195 специализированных виноградарских предприятий. В 97 из них имеется первичная переработка. Более 400 заводов осуществляют розлив винодельческой продукции.
По количеству потребляемого вина на душу населения Россия занимает одно из последних мест в Европе. В суммарном объеме среднедушевого потребления в нашей стране (около 14 л абсолютного алкоголя в год) доля вина составляет лишь около 5-6%.
На рынке города Рязани представлен достаточно широкий ассортимент натуральных виноградных вин различных производителей. Для наиболее подробного анализа ассортимента вин в городе Благовещенска, был исследован ассортимент трех магазинов города. Все три магазина отличаются между собой в первую очередь форматом, а также месторасположением и другими показателями.
В качестве первого магазина, в котором был изучен ассортимент натуральных виноградных вин, был взят гипермаркет «Метро», расположенный по адресу Московское шоссе, д.25, второй гипермаркет «Глобус» расположен по адресу улица Советской Армии и третий – супермаркет ТД«Барс», расположенный по адресу Московское шоссе, д. 5а.
Анализируя ассортимент в общем, можно отметить что, наиболее устойчивыми являются позиции двух лидеров ООО «Дионис Клуб» и ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод» . «Дионис Клуб» представлен широким ассортиментом продукции – компания предлагает вина из Кубани, Венгрии, Молдавии. Вина этих производителей представлены в широком ассортименте во всех трех исследуемых магазинах.
Также в широком ассортименте представлены вина ММВЗ, Gerrus, ОАО «Исток» (г. Беслан, Северная Осетия – Алания). Ценовой фактор в этой категории, бесспорно, является приоритетным.
В качестве примера можно привести вино «Арбатское» (ММВЗ). Интересно, что, в отличие от тех же кубанских или западных брэндов, названия которых чаще всего соответствуют сорту винограда или месту производства напитка (так называемые сортовые наименования, говорящие потребителям о типе, цвете вина и о содержании в нем сахара), данная марка существует в различных вариантах: «Арбатское» красное, «Арбатское» белое и т.д. Такое разнообразие позволяет компании-производителю добиться определенного преимущества для своей продукции на полке магазина за счет большей выкладки, поскольку в этом случае на витрине представлено сразу несколько бутылок с общим наименованием и общим дизайном.
Но, все — таки, основу ассортимента натуральных виноградных вин на рынке города Благовещенска составляют кубанские вина. Поэтому неудивительно, что в первую тройку вошли «Дионис Клуб» – компания, располагающая мощностями в Кубани.
В целом ассортимент всех трех магазинов достаточно широк и разнообразен, в таблице приложении 2 наиболее подробно представлен ассортимент реализуемых вин во всех трех магазинах.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена тема – натуральные вина.
Сегодня рынок винной продукции изобилует богатым ассортиментом натуральных вин и различным качеством. Чтобы лучше разобраться в этих понятиях, необходимо изучать особенности состава и пищевой ценности вин, знать основных поставщиков виноградных вин, иметь представление об отличительных знаках, которые свидетельствуют о подлинности и качестве натурального вина. В настоящее время создается новый способ лечения многих заболеваний с помощью энотерапии (лечении вином).Эта тема сейчас очень актуальна на рынке.
В этой теме стояли следующие задачи, которые были раскрыты:
1. История создания натуральных вин, их происхождение;
2. Состояние рынка и основных поставщиков натуральных вин;
3. Технология производства натуральных вин, первичное и вторичное виноделие;
4. Классификация натуральных вин по цвету, крепости, содержанию сахара и т.д.
5. Химический состав и пищевая ценность натуральных вин;
6. Розлив вина в различную тару;
7. Требования к качеству натуральных вин;
8. Органолептическая оценка натуральных вин;
9. Болезни, пороки и недостатки натуральных вин;
10.Упаковка и хранение натуральных вин;
11.Ассортимент натуральных вин;
12.Нормативная база в области реализации продукции;
13.Факторы, влияющие на формирование ассортимента
14.Торгово–технологический процесс оптового склада.
Так же в ходе работы над курсовой я познакомилась с ассортиментом, способами реализации, хранением, производителями и классификацией натуральных вин, что поможет мне в работе легче ориентироваться на многообразии ассортимента выбора натуральных вин.
Список литературы
1.Иванов М.Г. Мир вина. — Смоленск: Русич, 2001г.
2.Алкогольные напитки. Популярная энциклопедия, М., 1999г.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг – Москва, Экономика.
4. Товароведение и экспертиза потребительских товаров/В.В. Шевченко,
А. Ермилова, А. А. Вытовтов и др.- М.: ИНФРА-М, 2001г.
5. Экспертиза качества виноградных вин. МР-004-99/Под общ. Ред.
Красовского П.А. — М., 1999г.
6.Теплов В.И., Боряев В.Е. Товароведение продовольственных товаров.- .
М.: ИНФРА-М.2004г.
7.Панкратов Ф.Г. Коммерция и технология торговли. – СПБ.: Издательство
СПБГУ,2005г.
8.ГОСТ Р 52523-2006 г. >
9.Пуговкин В.Н. Товароведение вкусовых товаров. Издательство
экономика. Москва 2002г.
10.ГОСТ 7208-93
Вина виноградные и виноматериалы виноградные
обработанные. Общие технические условия>>
Приложение 1 продолжение
--PAGE_BREAK--