--PAGE_BREAK--м.
Способы разработки пасек
Способ разработки пасек зависит, прежде всего, от того, каким образом производится трелёвка за комли или за вершины. За комли трелюют деревья, а за вершины – хлысты.
Схемы разработки пасек приведены на рис.4. при методе узких пасек главной задачей является сохранение подроста. Делянка разбивается на пасеки шириной, равной средней высоте древостоя. По середине каждой пасеки прокладывается волок шириной 5 м. валку деревьев на волоке начинают с ближнего конца, деревья валят вершинами по направлению к погрузочным площадкам, после отхода вальщика на безопасное расстояние или перехода на другой волок, обрубают сучья и трелюют хлысты за вершины.
Вальщик валит деревья сначала с одной полупасеки (рис. 4, а), при этом валка начинается также как на волоке с ближнего к погрузочному пункту конца. Вальщик, переходя от дерева к дереву, перемещается поперёк полупасеки от волока к середине пасеки, а затем обратно и т.д. при этом он стремится валить каждое дерево так, чтобы большая часть кроны попала на волок, а угол между деревом и волоком был наименьшим (не более 30º).
Рис.4 Схемы разработки пасек
а — метод узких пасек, б – за вершины широкими пасеками, в – за комли лентами,
параллельными волоку, г – за комли лентами под углом к волоку, д – на подкладочное
дерево
После того, как вальщик отойдет на расстояние более 50 м., обрубщики сучьев приступают к обрубке или их обрезке бензосучкорезами. Сучья, обрубленные с той части кроны, которая находится над волоком, остаются на волоке, а сучья, которые обрубаются с крон, находящихся на пасеке, должны быть собраны и перенесены на волок. Собранные сучья уплотняются при проходе трактора, трелюющего хлысты с более удалённых участков волока. Порожний трактор разворачивается на месте, на участке, где нет подроста, трос растаскивается вдоль волока на расстояние 20-25 м. и зачокеренные за вершины хлысты, при формировании пачки вытягиваются сквозь подрост.
Разработка без сохранения подроста, но с трелёвкой за вершины мало отличается от метода узких пасек. Пасека (рис.4, б) может иметь в этом случае ширину 34-45 м., деревья валят под углом 45-60º к волоку. Поскольку сразу всю полупасеку за один заезд взять сложно, то её делят на ленты шириной 8-10 м. и разработку проводят последовательно, сначала ленту у волока, после трелёвки следующую ленту и т.д.
При разработке пасек без сохранения подроста возможен сход трактора с волока.
Разработка пасек лентами, параллельными волоку ( рис.4, в), применяется при трелёвке за комли. С полос шириной 5-8 м. валят деревья кронами на волок, а с последующих полос – кронами на вырубку. Деревья валят под углом 45-60º к волоку. Пачка набирается трактором на ленте, затем после формирования пачки, трактор выходит на волок.
Волоки, кроме первого, при этом методе разработки заранее не разрубаются. Ленты разрабатываются с постепенным удалением от волока, каждая последующая лента отрезается от стенки леса. После того, как стенка леса удалится от волока на 50-60 м., трактор накатывает следующий волок. Этот метод применяется при хорошем грунте летом и неглубоком снеге зимой.
Разработка пасек лентами под углом к волоку (рис.4, г) также применяется при трелёвке за комли. Волоки в этом случае разрубаются заранее. Разборку волока начинают с дальнего конца, первые деревья валят в свободные промежутки между стоящими деревьями. Затем ведётся разработка полупасек шириной 8-10 м., которые примыкают к волоку под углом 45-60º. Разработку начинают с дальнего конца полупасек. Вальщик валит деревья на пасечной ленте, начиная от волока и кончая серединой пасеки. За один проход, т.е. на одной ленте должно быть свалено столько деревьев, сколько необходимо для набора одной пачки трактором. Трактор при разработке пасеки таким способом не сходит с волока. Этот метод применяется при глубоком снеге зимой и на слабых грунтах летом. При методе необходима очень чёткая увязка валки с трелёвкой. После валки деревьев на одной ленте необходимо сразу же стрелевать их, иначе нельзя валить деревья на следующей ленте. Создать межоперационный запас при этом невозможно и происходят простой тракторов в ожидании, когда вальщик свалит деревья или вальщика, пока трактор стрелюет деревья.
Разработка пасек с подкладочным деревом (рис.4, д) разрабатывается лентами под углом к волоку. Предварительно вдоль ленты валится так называемое подкладочное дерево, на которое в дальнейшем валят деревья с ленты. Вершинами деревья валят на волок. На одной ленте (дерево) валят 10-12 деревьев. Применение подкладочного дерева облегчает чекеровку, так как комли сваленных на него деревьев приподняты… при этом методе возможно сохранение подроста в средней части пасеки.
Общая протяжённость волоков на лесосеке может быть определена по формуле:,
где L – общая протяжённость волоков на лесосеке, м
S – площадь лесов, га
B – средняя ширина пасеки, м.
При определении ширины проезжей части на прямолинейном участке волока необходимо учитывать габаритную ширину трактора, общую ширину ленты, занимаемую волочащимися комлями ( при трелёвки), а также в связи с отклонением трактора от первоначального следа и выхода трактора с волока в с вязи с образованием глубокой колеи. Обычно ширина трелёвочного волока при любых способах рубок главного пользования должна быть не менее 5 м., а на косогорах не менее 7 м. На эту ширину и прорубаются как магистральные, так и пасечные волоки. Минимальная ширина волока должна быть такой, чтобы между трактором и деревьями по краям волока оставался достаточный разрыв ( не менее 1,2-1,5 м.). Волок шириной менее 5 м. не допустим при габарите современных тракторов, так как в этом случае при отклонении от середины волока трактор приближается к стоящим деревьям, что опасно для тракториста. Разрыв между трактором и деревьями также нужен для обеспечения обзорности и для отхода рабочих при встрече с движущимся трактором.
По одному следу трактор может ходить лишь при небольшом числе рейсов, т.е. на середине и в конце пасечных волоков. Отклонение от первоначального следа здесь не превышает 0,5 м., но на магистральных волоках вследствие многократных проходов отклонения о первоначального следа даже на плотных грунтах достигает 0,8-1 м.
Минимальная ширина волока по условиям техники безопасности складывается из ширины трактора (2-2,5 м.) и ширины разрывов (1,2-1,5 м.), т.е. общая ширина волока должна быть не менее 5-5,5 м.
В процессе разработки лесосеки общая ширина волока увеличивается вследствие повреждения растительного слоя деревьями при их валке, а также трелюемыми деревьями и хлыстами. Если трактор не сходит с волока, то он вынужден разворачиваться на волоке перед набором каждой пачки, т.е. через каждые 20- 25 м. для набора пачек с одной полупасеки и то же самое, при наборе с другой. В результате общая ширина полосы, на котором частично или полностью повреждён растительный слой, находится в пределах 5,5-9 м.
Трелёвка леса
Трелёвкой называется перемещение деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочного пункта. Необходимость этой операции очевидна, так как лесовозным автомобилям или узкоколейным транспортом нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке, её предварительно необходимо собрать.
Трелевка является транспортной операцией. Но она резко отличается от других видов транспортных операций. В связи с тем, что трелёвочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого времени, капитальные затраты на устройство пути не делаются. Трелёвка производится в исключительно трудных условиях при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по заснеженной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т.д.
Благодаря трелёвке достигается концентрация древесины в определённых местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев.
Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом:
— по виду трелёвки – за комли, за вершины;
— по техническим средствам – гусеничные тракторы, колёсные тракторы, канатные установки, технически возможна трелёвка вертолётами, в редких случаях трелёвка производится лошадями;
— по способу формирования пачки – чокерная, бесчокерная
— по характеру перемещения груза – волоком, в полупогружённом, полуподвешенном, погружённом и подвешенном состоянии.
Различие в видах трелёвочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых производятся лесозаготовки.
Основным трелевочным механизмом является трактор. В нашей стране применяются гусеничные трактора, за рубежом – колёсные. В соответствии с правилами техники безопасности трелёвочные тракторы можно применять на склонах крутизной не более 25º, а зимой и в сырую погоду до 15º. В горных условиях на крутых склонах или там, где применение тракторов ограничивается лесохозяйственными требованиями, применяются канатные установки различных систем.
Главным требованием к трелёвочным тракторам является проходимость, которая должна обеспечивать работу трактора практически на любых лесных грунтах с преодолением обычных для условий лесосеки препятствий: пней, валежника, микронеровностей, валунов, болотистой местности и т.д.
Трелёвочные тракторы оснащаются специальным оборудованием. Кабина трактора выносится обычно верёд или размещается в средней части, что необходимо для установки на тракторе технологического оборудования и размещения конца трелюемой пачки.
В настоящее время применяются несколько разновидностей технологического оборудования. Оно разделяется на две принципиально различные группы: оборудование для бесчокерной, т.е. полностью механизированной трелёвки и оборудование для чокерной трелёвки, при которой применяется ручной труд. Технологическое оборудование для бесчокерной трелёвки подразделяется в свою очередь на две подгруппы: для поштучного формирования пачки (гидроманипуляторы, зажимные коники, трососъёмники, погрузочные рычаги, платформы) и для трелёвки заранее подготовленной пачки (пачковые захваты).
Рис.5 трелёвочные тракторы
а – ТТ-4, б – ТДТ-55, 1-погрузочный щит, 2-лебёдка, 3-кабина, 4-двигатель, 5-рама, 6-ходовая
система, 7-толкатель
Рис.6 трелёвочные тракторы
а – ТБ-1, б – ЛП-18А, 1-рама, 2- ходовая система, 3-толкатель, 4-кабина, 5-двигатель, 6-
манипулятор, 7-коник, 8-трососъёмник, 9-щит, 10-захват
К технологическому оборудованию также относятся бульдозерные толкатели, которые служат для выравнивания комлей, штабелёвки хлыстов или деревьев, сдвига пачек, расчичтки волоков. Техническая характеристика трелёвочных тракторов приведена в таблице 1
Табл.1
Наименование
ЛП-18
ЛП-18А
ЛТ154
ТДТ-55А
ТБ-1
ЛТ183
База трактора
Мощность двигателя продолжение
--PAGE_BREAK--