Деятельность комитета труда администрации края в сфере обеспечения безопасных условий и охраны труда в 2000 году, как и в предыдущие годы, была направлена на реализацию федерального и краевого законов об охране труда, а также мероприятий федеральной Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы.
Становление системы управления охраной труда в крае продолжается. Комитетом труда для укрепления законодательной базы в области охраны труда в крае в 2000 г. проделано следующее:
Была завершена работа над Положением о системе управления охраной труда в Красноярском крае, вступившем в действие в феврале 2001 года. Это положение отстраивает организационную структуру системы управления охраной труда в крае. Оно устанавливает общие принципы взаимодействия, задачи, функции, направления работы субъектов управления, входящих в систему.
Подготовлено постановление администрации края от 31.10.2000 № 861-п "О проведении смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, городах и районах края". Конкурс проведен, его результа-ты утверждены на заседании краевого межведомственного координационного Совета по охране труда в марте т.г.
Введены в действие "Основные критерии оценки соответствия лицензируемых видов деятельности требованиям законодательных, нормативных правовых актов и других документов по охране труда" (утв. Главным государственным экспертом условий труда по Красноярскому краю 27.03.2000). Данный документ разрабатывался на основании соответствующих Рекомендаций Департамента условий и охраны труда Минтруда России от 19.09.96 № 768-11 и с учетом последующих изменений в федеральном и краевом законодательстве.
В помощь специалистам органов по труду районов (городов) края разработан ряд организационно-методических документов. " В феврале 2001 г. принят закон "О внесении изменений и дополнений в закон "О местном самоуправлении в Красноярском крае", которым в число предметов ведения органов местного самоуправления вводятся вопросы социального партнерства и охраны труда, не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что отныне органы по труду администраций районов и городов должны обрести полноценный правовой статус, в соответствии с которым организаторская работа в сфере социально-трудовых отношений будет строиться на обязательной и системной основе. Данная правовая норма будет реализована через последовательное принятие подзаконных нормативных актов, таких как Положение об органах по труду органов местного самоуправления, Положение о системе управления охраной труда в Красноярском крае и других.
Новые документы и методические разработки, а в ряде случаев и их проекты, публикуются в информационно-методическом издании "Курьер комитета труда" (выходит 6 раз в год тиражом 400 экземпляров).
Обеспечение обучения и инструктирования работающих по охране труда
Организация обучения охране труда на территории края в Красноярском крае представлена широкой сетью образовательных центров. На конец 2000 г. Разрешения на проведение обучения и проверки знаний по охране труда имеют 32 учебных центра со следующим распределением: в г. Красноярске - 20 центров, на территории края - 12. Северная зона представлена учебным центром в городе Норильске, южная зона - Минусинским и Шушенским цен-трами, восточная зона - Канским и Зеленогорскими, западная зона - Ачинскими и Назаровским, центральная зона - Сосновоборским, Железногорскими учебными центрами.
Ряд учебных центров работают по отраслевому принципу. В тоже время такие учебные центры как центр СибГТУ, КГТУ, ККДОП, и другие напротив расширяют сферу действия, вовлекая все новые предприятия учреждения и организации.
С момента начала деятельности учебных центров по охране труда (1995 г.) в крае обучено 29607 руководителей и специалистов. В 2000 г. по сравнению с предыдущим годом число слушателей центров возросло более чем в полтора раза и составило 9657 чел. Это связано, в первую очередь, с активизацией работы комитета труда в этом направлении, а также с увеличением количества предприятий, проводящих аттестацию рабочих мест по условиям труда, лицензирующих свою деятельность, т.к. и то и другое требует факта обучения руководителей и специалистов вопросам охраны труда. Динамика обучения охране труда в крае выглядит следующим образом.
Категория слушателей | Обучено специалистов | ||||
1995-1997 гг. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | Всего | |
Руководители предприятий | 4785 | 862 | 1458 | 3090 | 10195 |
Главные специалисты | 4842 | 802 | 1425 | 2117 | 9186 |
Специалисты по ОТ | 1236 | 262 | 529 | 1361 | 3388 |
Уполномоченные ТК и профсоюзов | 918 | 127 | 131 | 412 | 1588 |
ИТР и служащие | 1331 | 404 | 529 | 2256 | 4520 |
Другие | 212 | 51 | 46 | 421 | 730 |
Всего | 13342 | 2508 | 4118 | 9657 | 29607 |
Системой учебных центров края в целом были обучены специалисты и руководители различных организаций со следующим распределением по:
государственным предприятиям - 3178 человек;
акционерным предприятиям - 3188 человек;
муниципальным предприятиям - 1129 человек;
малого и среднего бизнеса - 807 человек;
частные предприниматели - 1355 человек.
Приведенные цифры показывают, что администрации края и комитету труда удалось привлечь устойчивое внимание к обучению охране труда руководителей предприятий всех направлений, независимо от формы собственности и хозяйственной подчиненности. В значимой степени это внимание возникло благодаря активной работе государственной инспекции труда в Красноярском крае.
Федеральным законом от 24.07.98 г. № 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (п.12 ст. 17) декларировано право работодателя направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До середины 2000 г. этот порядок не был определен, механизм реализации названного пункта закона отсутствовал, и обучение отдельных категорий застрахованных не производилось. В июле 2000 г. Постановлением Минтруда России № 49 были утверждены Положение о проведении апробации Порядка направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных и перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации. Красноярский край также был включен в этот перечень и получил возможность принять участие в разработке механизма реализации Постановления. Оно предусматривает финансирование обучения застрахованных за счет средств фонда социального страхования, полученных от страховых тарифов.
В 2000 г. за счет средств ФСС в крае обучено 1208 человек. Из них:
руководителей и специалистов служб охраны труда организаций - 702 чел.;
членов комитетов (комиссий) по охране труда - 292;
уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов - 214 чел.
Учебным центрам по охране труда в их работе действенную помощь, как методическую, так и организационную оказывают специалисты комитета труда.
С июня 1999 г. при комитете труда действует краевое государственное некоммерческое учреждение "Консалтинговый центр "Труд", функциями которого являются, в том числе, и обучение руководителей и специалистов, методическая помощь и консультирование организаций по вопросам охраны труда.
Следует особо отметить, что Сибирским государственным технологическим университетом в 2000 г. впервые был выпущен первый отряд профессиональных инженеров по охране труда - 18 чел. Таких специалистов в Сибири готовит этот единственный Вуз.
Государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ) как инструмент управления и контроля
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертами условий труда субъектов Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда Красноярского края входит в состав комитета труда администрации края (Постановление администрации Красноярского края от 16.10.95 № 517-п).
Контроль за предоставлением компенсаций
В 2000 г. специалистами отдела государственной экспертизы условий труда комитета труда было проведено 68 (в 1999 г. - 59) контрольных проверок предприятий по вопросам правильности предоставления гражданам компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда (начиная с бесплатной выдачи мыла и заканчивая вопросами льготного пенсионного обеспечения). Кроме того, по этим вопросам было дано 54 письменных ответа как гражданам, так и организациям.
Специалисты Государственной экспертизы условий труда принимают участие в рассмотрении спорных вопросов о льготном пенсионном обеспечении работников в судебных органах. В 2000 г. судебных разбирательства подобного рода состоялось 14 (в 1999 г. - 4).
Лицензионная деятельность в области охраны труда
Участие Госэкспертизы условий труда в лицензировании отдельных видов деятельности в части соответствия условий осуществляемой деятельности условиям безопасности дает положительный эффект в деле улучшения охра-ны труда в крае. Специалистами ГЭУТ в 2000 г. на основании экспертной оценки выдано 300 заключений (в 1999 г. - 194).
Следует отметить, что если при первичном обращении в комитет труда организации-соискатели лицензий имеют, как правило, не более 10 % документации по охране труда, соответствующей законодательству, то после проведения экспертизы и получения заключений - 50-100 %. Для оказания организационно-методической помощи соискателям лицензий в комитете труда сформирован электронный сборник документов "Основные законодательные, нормативные правовые акты по охране труда, регламентирующие работу ли-цензиата".
Деятельность в области аттестации рабочих мест по условиям труда
В крае насчитывается более 40 тыс. организаций, в которых работает свыше 1 млн. человек. По состоянию на 30.12.2000 г. на экспертизу были представлены материалы аттестации лишь 200 организаций с общей численностью работников до 134 тыс. человек. Из этого количества свыше двух третей приходится на Норильский горно-металлургический комбинат (99 тыс. ра-ботников), результаты аттестации на котором не получили положительной экспертной оценки.
Следует отметить, что количество организаций края, представивших материалы аттестации рабочих мест на экспертизу, в 2000 г. возросло на 50 %. По ним специалистами ГЭУТ выдано 117 заключений (в 1999 г. - 78).
С целью упорядочения рынка услуг по проведению аттестации, ГЭУТ сформирован и постоянно корректируется, в связи с происходящими изменениями, перечень аккредитованных и аттестованных лабораторий (организа-ций) края (в настоящее время их в крае их 23). По заявкам организаций, в 2000 г. аттестовано 10 лабораторий с участием ГЭУТ, на рассмотрении нахо-дятся документы еще 8 организаций.
В соответствии с решением Межведомственного координационного совета администрации края от 20 сентября 2000 г. ГЭУТ и Красноярским центром Госстандарта России в марте 2001 г. утверждено Положение об испытательной лаборатории по аттестации рабочих мест.
По запросам ведомств и организаций эксперты принимают участие в спе-циализированных семинарах-совещаниях по аттестации, непосредственно участвуют в проведении аттестации. Работа проводится совместно с Государственной инспекцией труда, ЦГСН, Госстандартом, ведомствами, лицензи-рующими органами и учебными центрами.
С участием ГЭУТ проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в 19 организациях, среди них структурные подразделения Ачинского нефтеперерабатывающего завода, организации жилищно-коммунального комплекса, оптовой торговли, автобазы.
Участие в работе по охране труда органов местного самоуправления
Создание дееспособной системы управления охраной труда в крае также невозможно без активного участия в этой работе органов местного самоуправления.
Муниципальная управленческая система по обеспечению соблюдения законодательства по охране труда на территории края представлена 65 специалистами по труду и по охране труда на 59 административных территориях края (города и районы). При этом не имеют специалистов по труду 5 территорий. Это районы Большемуртинский, Мотыгинский, Туруханский и города Назарово и Норильск, но работа по созданию отделов по труду в администрациях указанных территорий ведется. В тоже время семь территорий, включая г. Красноярск, имеют по 2 и более специалистов по труду.
С сожалением можно констатировать, что до сих пор в 14 административных образованиях края специалисты по труду являются совместителями, что затрудняет и без того сложную работу по воссозданию служб охраны труда на предприятиях территорий.
В 26-и территориях края (67 %) действуют Межведомственные комиссии по охране труда. Следует отметить, что не все из них работают одинаково интенсивно. Наиболее активны межведомственные комиссии районов Ачинского, Шарыповского, Шушенского, Боготольского, Балахтинского, Краснотуранского и городов Красноярска, Канска, Железногорска и Зеленогорска.
На заседаниях комиссий в этих территориях рассматривались вопросы, которые можно разбить на следующие группы:
о соблюдении законодательства о труде и об охране труда на предприятиях подведомственной территории;
о заключении коллективных договоров на предприятиях и содержание в них раздела или соглашения по охране труда;
о разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятиях;
о результатах комплексных проверок по соблюдению законодательства об охране труда на предприятиях, заслушивание руководителей предприятий.
По поручениям межведомственных комиссий регулярно, в течение года, проводились целевые и комплексные проверки предприятий подведомственных территорий по обеспечению безопасных условий труда при производстве работ.
Комитетом труда ведется работа с главами администраций городов и районов края по формированию органов по труду и охране труда в штатах их администраций.
Так, в мае 2000 г. на базе учебного центра администрации края "Сосны" был организован семинар-совещание со специалистами по труду районов и городов края. В нем приняли участие 60 чел. из 47 территорий. 2.5.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |