ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ИЛИ СОЗДАНИЯ
ПРОЕКТА
Основным документом,позволяющим оценить направления развития действующего предприятия и обосноватьсоздание нового предприятия или вида деятельности, является деловой план(бизнес-план). Деловой план— главный инструментпредпринимателя.
Основное отличие между планом действующегобизнеса и деловым планом состоит в исследовании данных по рынку. В новом делепредположение о годовом доходе должно быть основано на оценках, имеющих воснове практическое знание о качестве товаров и о приеме их рынком. Поэтому доразработки делового плана необходимо выполнить анализ предлагаемого предприятия(проекта).
Анализлюбого проекта принято разделять на качественный и
количественный.Качественный анализ, называемый предварительным,
состоит из оценки финансового состояния учредителей проекта
(партнеров) и оценки области деятельности, в которуювкладываются
капитальные вложения. Количественный анализпроекта включает в
себя расчет и оценку потоков наличности по нему, анализ влияния
различных факторов на его реализацию, выявлениерисков и расчет
различныхфинансово-экономических показателей.
1.КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА
Качественный анализначинается с оценки партнеров. Анализируется финансовое положениекаждого из партнеров, опыт их деятельности, положение партнеров на рынкетоваров или услуг, их репутация и т.д.
На этой стадии предварительного анализа основными целямиявляются: выявление причин заинтересованности партнеров в реализациипроекта и определение их способности выполнять коммерческие и финансовыеобязательства.
При анализенадежности партнера исследуетсяподчиненность и степень его самостоятельности, общее финансовое положение,состояние расчетов, наличие ресурсов. Изучаются основные отчетные документыпартнеров, а именно: балансы, счета прибылей и убытков,
- -
отчеты о финансовом положении за несколько лет.
Анализфинансового положения базируется нарассмотрение потоков денежной наличности. Систему потоков денежной наличностиможно представить в виде следующей схемы показателей:
— развитие уставного капитала,
— налоги,
— обслуживание долга,
— дивиденды,
— денежная наличность,
— взыскание дебиторской задолженности,
— дебиторская задолженность,
— продажа за наличные,
— продажа в кредит,
— издержки производства,
— товарно-материальные запасы и оборотные средства,
— отчисления на амортизацию,
— инвестиции,
— основной капитал,
— движение средств.
Проще всего оценитьстоимость предприятия по балансовой стоимости его активов. Однако такая оценкаможет рассматриваться только в качестве приближения, поскольку она зависит отсистемы учета, принятой на предприятии. Более точным является показательприведенной балансовой стоимости, который представляет собой балансовуюстоимость активов, пересчитанную с учетом действующих рыночных цен.
Еще одинпоказатель, отражающий стоимостьпредприятия — это ликвидационная стоимость. Ликвидационная стоимость — этосумма денег, которая может быть выручена от продажи (ликвидации) предприятия сучетом покрытия всех его долгов. Ликвидационная стоимость предприятия зависитот того, насколько успешно идут его дела в данный момент. Если делаидут хорошо, расчетная стоимость активов окажется меньше той суммы, которуюможно будет выручить от его продажи, если предприятие переживает трудности, еголиквидационная стоимость может оказаться значительно ниже расчетной.
В настоящее времяширокое применение получил метод оценки предприятия по его восстановительнойстоимости, которая представляет собой текущую стоимость замещения всехтоварно-материальных
- -
ценностей, образующих капитал предприятия.
Для точного определения финансовогоположения и оценки стоимости предприятиярассчитываются следующие финансовые показатели:
Ликвидность — способность выполнять взятые на себя краткосрочныеобязательства.
Показательтекущей ликвидности определяетсяотношением оборотного капитала к текущим (краткосрочным) обязательствам,показатель «быстрой» ликвидности представляет собой отношениеоборотного капитала за минусом запасов к текущим (краткосрочным)обязательствам.
Степень задолженности — доля заемных средств в структуре капитала. Степеньзадолженности оценивается двумя показателями: отношением задолженности ккапиталу и отношением доходов к процентным платежам. Отношение задолженности ккапиталу определяется делением совокупной задолженности на балансовую стоимостьпредприятия. Отношение доходов к процентным платежам — делением дохода довычета процентных и налоговых платежей к проценту по задолженности.
Хозяйственныепоказатели отражают насколькорационально предприятие использует свои ресурсы. Кхозяйственным показателямотносятся: оборачиваемость запасов, средняя продолжительность периодаинкассации, оборачиваемость основного капитала, оборачиваемость всего капитала.Оборачиваемость запасов определяется отношением себестоимостиреализованной продукции к среднему уровню запасов или отношением объема продажк среднему уровню запасов. Средняя продолжительность периода инкассациипредставляет собой отношение дебиторской за должности к дневному объему продаж.Оборачиваемость основного капитала рассчитывается делением объема продажна остаточную (балансовую) стоимость основного капитала, а оборачиваемостьвсего капитала — делением объема продаж на балансовую стоимостьпредприятия.
Показателирентабельности характеризуютэффективность управления предприятием. К ним относятся: доля прибыли вцене единицы продукции, прибыль на вложенный капитал, прибыль на собственныйкапитал и доход от продаж. Доля прибыли в цене единицы продукции определяетсяотношением чистой прибыли после вычета налога к объему продаж. Прибыль навложенный капитал — отношением чистой прибыли после вычета налога кбалансовой стоимости предприятия. При-
- -
быль на собственный капитал — это отношение чистой прибыли после
вычета налога к собственному капиталупредприятия.Доход от продаж - отношение объема продаж к собственномукапиталу.
Для оценкипредприятий также используется методкапитализации доходов. Приведенная стоимость предприятия, рассчитанная этимметодом, равна доходам, умноженным на коэффициент капитализации. В качествепоказателя дохода используется доход до вычета процента и налога, поскольку онотражает доходность предприятия как такового, без учета влияний, налагаемыхфинансовой системой. Значение коэффициента капитализации следует выбирать,исходя из коэффициентов капитализации акций аналогичных предприятий, имеющиххождение на рынке. Величина коэффициента капитализации зависит от продукции,которую предприятие выпускает, отрасли, к которой оно относится, ожидаемыхдоходов, темпов роста и ожидаемой ситуации на рынке ценных бумаг.
Анализ финансовогоположения должен охватывать не только данные на какой-то год, а динамикудеятельности предприятия за несколько лет. После этого полученные результатысравниваются со средними для данной отрасли, а также с основными конкурентами.
На этапе предварительного анализарассматривается соглашение между партнерами по совместному предпринимательству.
Это делается длятого, чтобы быть уверенным и предоставлении кредитов, которыми в ходереализации проекта будут пользоваться учредители.
Таким образом,качественный анализ проекта позволяет выявить жизнеспособность предлагаемого ккредитованию проекта развития предприятия. В случае отрицательного результата,полученного на этом этапе анализа, дальнейшую проработку не проводят. Если жепроект получил одобрение на этапе качественного анализа, то проводят егоколичественный анализ, в ходе которого определяется вариант реализации проекта,определяются и распределяются риски по нему, а также рассчитываются основныеэкономические показатели.
2.КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА
Задачейколичественного анализа являетсяопределение потока наличности от проекта.
Первоначально составляется расчет проекта безвнешнего фи-
- -
нансирования. Для этого выявляется списокпоказателей, влияющих
на поток наличности: стоимостьоборудования и строительно-монтажных работ, оплата аренды земли, существующихзданий, технологий, «ноу-хау», стоимость сырья, запасных частей,заработная плата, це-
ны на готовую продукцию, показатели ростацен, страхование и т.д. Затем рассчитываются инвестиции, доходы от реализациипродукции и ее себестоимость, а также показатели, характеризующие эффективностьпроекта .
После того, каканализ показал экономическую целесообразность осуществления проекта,составляются расчеты, позволяющие определить возможность организациифинансирования. Для этоговыполняются следующие расчеты:
— взносы партнером в основной фонд по периодам,
— потребность во внешних источниках финансирования,
— механизм использования и погашения кредита,
— покрытие задолженности поступлениями средств,
— эффективность проекта.
Расчет потоканаличности производят исходя из концепции предприятия как системы потоковналичности. Составляют несколько различных расчетов на разных уровняхабстракции. Прежде всего рассчитывают потоки наличности называемые дополнительнымии конечными.
Дополнительные потокиналичности — это потоки,которые неразрывно связаны с проектом и они вливаются в основные потокиналичности, если предприятие уже функционирует и намеревается реализоватькакую-либо инвестиционную программу с привлечением наемных средств. Поотношению к инвестиционному проекту основными потоками наличности являются тепотоки, которые связаны с основной деятельностью предприятия.
Дополнительныепотоки наличности: количествопроданных единиц товара, валовый доход, расходы (на зарплату, управление,рекламу, сырье и оборотные средства, страхование и транспортировку, прочиерасходы), амортизационные отчисления, прибыль, выплата налогов, чистый доход.
Годовой потокналичности после налогообложенияопределяется по формуле:
ПН = ЧД — КЗ + АО + HP — ПО
- —
где ПН — годовой поток наличности,
ЧД - чистый доход,
КЗ - увеличение кредиторской задолжности,
АО - амортизационные отчисления,
HP - нереализованная продукция,
ПО - расходы на покупку оборудования.
Полученныерезультаты анализируют с помощью следующих показателей: чистый приведенныйдоход — W (NPV — net present value), внутренняя норма доходности — qв(IRR — internal rate of return), рентабельности (индекса доходности) — V(profitability index) и периода окупаемости — Пок.
Чистый приведенныйдоход проекта представляет собой разницу между суммой приведенных к современнойстоимости потоков наличности, генерируемых проектом, и размером первичныхинвестиций в проект. Чтобы правильно произвести расчет потоков наличности попроекту нужно учесть его остаточную стоимость на момент последнего периода, длякоторого рассчитывается поток наличности.
Теория современной стоимостиосновывается на том, что деньги сегодня не равны деньгам завтра, а разницамежду ними является упущенной выгодой. Под упущенной выгодой понимается доход,который мог бы получить владелец средств, если бы он пустил полученные ранееденежные средства в оборот и депонировал бы их в банк. Коэффициент приведенияпотоков наличности к современной стоимости принимают равным средней стоимостикапитала действующего предприятия или ставке банковского процента, или среднейнорме рентабельности в отрасли.
Зависимость междусовременной и будущей стоимостьювыглядит следующим образом:
БС = СС * (1+к),
СС = БС .,
п*(1+к)
где БС — будущая стоимость,
СС — современная стоимость, к — коэффициентприведения,
- -
п — количество периодов.
Если чистая современная стоимость проекта больше нуля,то он является целесообразным с точки зрения вложения средств.
Внутренняя норма доходности - это коэффициент приведения,
при котором чистая современнаястоимость за вычетом первоначальных инвестиций будет равна нулю. Полученный коэффициент обычно сравнивают с такими жекоэффициентами основных производителей в данной отрасли.
Индексдоходности — это отношение дисконтированных на соответствующийкоэффициент потоков наличности по проекту к величине первоначальных инвестиций.Если индекс больше единицы, то проект стоит вложения средств.
Период окупаемости представляет собой интервал времени, необходимый дляпокрытия затрат по проекту.
При прогнозировании потоков наличностинеобходимо принимать в расчет фактор инфляции.
Для того, чтобы определить подверженность проектавозможным конъюнктурным колебаниям и различным изменениям, используютвсевозможные методы прогнозирования. При этом создаются модели реализованногопроекта и на них проверяются возможные воздействия на расчетные показатели.Оценивается чувствительность проекта как при изменении одного фактора, так ипри изменении нескольких факторов.
3.БИЗНЕС-ПЛАН КАК ФОРМА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
Назначениеделового плана
Деловой план включает всебя цели и задачи, которыенеобходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу.Кроме того он включает в себя оценку текущего момента, сильных и слабых сторондеятельности предприятия, анализ рынка и информацию о потребителях продукции.
Деловой план даетвозможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тотуровень, которого может достичь предприятие; планировать процесс перехода отодного состоя-
- -
ния в другое.
В деловом планеизлагаются возможности рынка, его слабые стороны и потребности функционированияпредприятия в этих условиях, дается оценка ресурсов, необходимых для достиженияпоставленных целей в условиях конкуренции. Проработанный и согласованныйделовой план является тем средством, с помощью которого можно контролироватьпроизводительность и управлять предприятием.
Одним из важнейшихположений является то, что деловой план позволяет решить вопросыфинансирования. т.е. он может стать средством привлечения капитала,необходимого для развития предприятия. Ценность делового плана определяетсятем, что он:
— дает возможность определитьжизнеспособность предприятия с условиях конкуренции;
— содержит ориентир, как должно развиватьсяпредприятие;
— служит важныминструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
При составлении деловогоплана предпринимателю приходится думать о будущем и представлять себе, какиепрепятствия могут возникнуть на пути к успеху. Процесс составления деловогоплана вынуждает предпринимателя критически оценивать собственные силы. Поэтомув начале необходимо определить сильные и слабые стороны проекта, а такжевозможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процессназывается определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценкуприступают к постановке целей и задач. Этот процесс состоит из двух частей.Во-первых, устанавливается, каким бизнесом будет заниматься предприятие,во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели наперспективу.
Установление таких целей является наиболее легкойзадачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этогонеобходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядроделового плана. Хорошо составленный деловой план, как правило, являетсясущественным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.
- -
Исходная информация для составленияделового плана
Прежде чем заниматьсясоставлением делового плана, необходимо собрать всю исходную информацию. Имеянеобходимую информацию, предприниматель еще до составления делового плана можетоценить жизнеспособность самой концепции нового проекта развития предприятия.
Прежде всегонеобходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагаетсяпроизводить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди этопокупают. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, онипокупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Этасовокупность преимуществ включает в себя четыре элемента — специалисты помаркетингу называют их маркетинговым комплексом — характеристики самогопродукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.
Суть центральнойидеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольнообособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляетспецифические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведетсвою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает этолучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и,следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будетопределение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, довести до нихсвою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзяоценить сильные и слабые стороны продукции или услуг.
Необходимые данныеможно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провестисобственные исследования. Источником информации могут стать публикацииотраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.
Данные опотенциальных размерах рынка могут обосновать те положения делового плана,которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию офирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах и перспективахроста.
Производственнаяинформация включает определение производственных потребностей предприятия,зависящих от того, какую про-
- -
дукцию оно собирается выпускать. Большую частьнеобходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.
В современно быстроменяющемся мире технологические аспекты и экономическое окружение могут создатькак дополнительные возможности, так и определенные проблемы. Обычно развитиетехнологии дает возможность выполнить задачу лучше и с меньшими затратами.Некоторые технологические процессы могут привести к усовершенствованию качествапродукции или повышению уровня услуг, другие — позволят более продуктивно и сменьшими затратами выполнять ту же работу.
При сборепроизводственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
— производственныеоперации: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке исборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а еслиможно, то какие и кому;
— сырье и материалы:составить список всех видов сырья и материалов, установить названиефирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;
— оборудование: составитьспецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудованиявыявить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;
— трудовые ресурсы:составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждойспециальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки такихспециалистов;
— помещения: определитьпотребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, ихпокупки и т. д.;
— накладные расходы: расходы на покупкуинструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов заэлектроэнергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную платууправленческого персонала и т.д.
Имуществопредприятия — помещения, машины, оборудование, транспортные средства — можетдать представление о том потенциале, которым обладает предприятие в данныймомент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительныхинвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить
- -
внимание на сроки амортизации имущества,его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянноследить за эффективностью машин и оборудования и их способностью производитьпродукцию, технологически отвечающую уровню современных требований.
Финансоваяинформация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельностипредприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судитьо рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить впредприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начальногоэтапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций,займы и пр.)
Существуют три группы финансовыхпоказателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия:
1) прогноз доходов и расходов на первые три года;
2) прогноз денежной наличности за тот же период;
3) балансовый отчетпредприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивовпредприятия на год вперед (балансовый план).
Прогноз расходови доходов предприятия строится наоснове данных об ожидаемом объеме спроса. Прогноз денежной наличности долженпоказать способность предприятия своевременно оплачивать свои счета. В нем должнабыть указана оценка начальной денежной наличности, ожидаемые поступления иплатежи с указанием объемов и сроков. Балансовый отчет характеризуетфинансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (то,чем предприятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцемпредприятия и его партнерами.
Вышеперечисленнаяинформация непосредственно отражается в деловом плане.
Состав делового плана.
Деловой план включает следующие разделы:
1. Вводная часть.
В ней указывается названиеи адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положенияпредлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности вфинансах.
- -
2. Предприятие и отрасль, в которой оно находится.
В этом разделеописываются основные направления и цели деятельности предприятия, его история,прошлые успехи, а также характеристика отрасли промышленности, к которойотносится предприятие. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития.
3. Продукция (работы или услуги).
Описание продукции иее применение, отличительные качества или уникальность продукции, технология иквалификация, лицензии, патентные права и будущий капитал.
4. Рынки.
Потенциальные потребители продукции,потенциальные конкуренты. Размер рынка и его рост, оценочная доля предприятияна рынке. Особые характеристики рынка, влияние конкуренции.
5. План маркетинга.
В этом разделедается маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции)и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении сконкурирующими. Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика,торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке,политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятныхпокупателей, прогноз новой продукции.
6. Производственный план.
Описаниепроизводственного процесса, производственных помещений, их расположение.Необходимое оборудование, объем выпускаемой продукции. В этом разделерассматриваются источники поставки основных материалов, оборудования и рабочихкадров, использование субподрядчиков.
7. Организационный план.
Форма собственности.Сведения о партнерах, основных пайщиках, владельцах предприятия, о директоре иосновном руководящем составе. Приводится организационная структура. Делаютсякраткие выводы по планированию количества персонала и расширению штата,обучению и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, советников,менеджеров.
8. Степень риска.
В этом разделерассматривается риск и каким образом его можно избежать. Выявляются слабыестороны предприятия, вероятность появления новых технологий. предлагаютсяальтернативные страте-
- -
гии.
9. Финансовый план.
Финансовый планявляется важнейшей составной частью делового плана. Основные пункты финансовогоплана: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовыйплан составляется на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, планденежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлениифинансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия,источники и использование средств. В заключении определяется точкасамоокупаемости. Прогноз точки самоокупаемости должен дать ответ на вопрос отом, сколько единиц продукции или услуг нужно будет продать или какого объемапродаж достичь, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т.е. чтобыпредприятие окупилось.
10. Приложения.
Наиболее часто вприложении приводят следующие документы: технические данные по продукции, копииконтрактов, лицензий, подробности патентных документов, копии документов, изкоторых взяты исходные данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам,анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведенияопросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскурантыпоставщиков.
Составление делового плана.
А. Вводная часть.
Деловой план начинается свводной части. Вводная часть, как правило, пишется уже после того, каксоставлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2-3 страниц) итрактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатсяосновные положения всего делового плана.
Вводная часть должнабыть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Посодержимому вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять времядальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основныеположения предлагаемого проекта, а именно чем будет заниматься предприятие,сколько денег потребуется в него вложить, какой ожи-
- -
дается спрос на продукцию (работы илиуслуги) и почему предприятие добьется успеха.
Б. Предприятие и отрасль, в которой ононаходится.
Очень важно преподнестиидею нового предприятия в контексте сложившегося состояния дел в отрасли.Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и тойотрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать. Так как однимиз критериев на победу в конкурентной борьбе является ситуация на рынкепродукции этого класса.
В деловом планерекомендуется провести краткий исторический экскурс, дать анализ текущегосостояния дел в отрасли и сведения о намечающихся тенденциях развития.Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислитьпотенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо изучитьвсе прогнозы по данной отрасли.
Необходимо также ответить на вопрос, накакого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.
В. Продукция (работы или услуги).
В этом разделе необходимодать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будутпредложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимойдля производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четкимязыком, доступным для понимания неспециалиста.
При описании основныххарактеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые этапродукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях.Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении.
Очень важноподчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Этоможет быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкаясебестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросампокупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенство-
- -
вания данной продукции.
В этом же разделеследует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение илипривести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжениюконкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные правана распространение или торговые марки.
Г. Рынки.
Рынок и маркетинг являютсярешающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываютсябесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел являетсянаиболее трудным для написания. Необходимо убедить инвестора в существованиирынка для продукции и показать, что вы понимаете и можете продать на нем своюпродукцию. Для этого нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятияглавным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь наодном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть иот остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может бытьслабее, для другого — сильнее.
После определенияконкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры(покупателей) внутри этого сегмента.
Любой бизнес и, вчастности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано илипоздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому очень важно определитьнепосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценитьпотенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что вашапродукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения,рекламы и других показателей.
Д. План маркетинга.
В этом разделе необходимопоказать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, какимобразом предполагается продавать новый товар или услугу, какую на негоназначить цену и как проводить рекламную политику. Конкретные деталимаркетинговой стратегии часто оказываются сложными, комплексными и затрагиваюттакие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика,
- -
торговая политика, реклама и т.д. В любомбизнесе при формировании проектов, связанных с продажей и сбытом, требуетсядетальный анализ этих факторов.
Потенциальныеинвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха новогопредприятия, поэтому к его составлению следует отнестись серьезно — нужно тщательновсе продумать и убедиться, что предполагаемая стратегия действительно можетбыть реализована. На действующих предприятиях план по маркетингу составляетсяна год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или ежедневновносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающийпредприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с нимсвои текущие решения. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогдаего можно поместить в приложение к основной части делового плана.
Е. Производственный план.
В этом разделе должны бытьописаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь жерассматриваются все вопросы, связанные с помещением, их расположением,оборудованием, персоналом. Если создаваемое предприятие относится к категориипроизводственных, то необходимо полное описание производственного процесса: какорганизована система выпуска продукции и как осуществляется контроль надпроизводственными процессами, каким образом будут контролироваться основныеэлементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда иматериалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операциипредполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включаяназвание субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены иинформацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагаетсявыполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков,список производственного оборудования, сырья и материалов с указаниемпоставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, атакже список производственного оборудования, которое может понадобиться вбудущем. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, насколькобыстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
- -
Если предполагаетсясоздать не производственное предприятие, а торговое или сервисное, то в данномразделе описывается процедура закупки партий товаров, система контроля зауровнем товарных запасов и план складных помещений.
Ж. Организационный план.
В этом разделе указываетсяформа собственности создаваемого предприятия: будет ли это индивидуальноепредприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество,необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерноеобщество, необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций, тип акций.
Рассматриваютсявопросы руководства и управления предприятием. Объясняется, каким образоморганизована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена.Приводятся краткие биографические сведения о всех членах совета директоров.Следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая группа.Анализируются знания и квалификация всей команды в целом. В идеальном случаеталанты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга и охватывать всефункциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, вопросы, связанные сперсоналом, производственный процесс). Однако, маловероятно, что небольшаяфирма на ранней стадии своего становления сможет собрать достаточно хорошосбалансированную команду. В этом случае для выявления слабых сторон управленияпредприятием можно воспользоваться услугами консультантов.
В этом же разделедолжны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, ихвозможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетныехарактеристики приводятся в приложении. В этом разделе освещается механизмподдержки и мотивации ведущих руководителей, т.е. каким образом они будутзаинтересованы в достижении намеченных в деловом плане целей, как будетоплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие вприбыли).
Рекомендуетсяпредставить организационную схему с указанием для каждого руководителя егоместа в организационной иерархии.
Ознакомившись сорганизационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление отом, кто именно будет осу-
- -
ществлять руководство предприятием и какимобразом будут складываться отношения между членами руководства на практике.
З. Степень риска.
Каждое новое предприятиеили новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определеннымитрудностями, угрожающими его существованию. Для предпринимателя очень важноуметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии ихпреодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которымиможет столкнуться бизнес. Главные рискованные моменты, перед которыми можетоказаться бизнес, должны быть описаны просто и объективно. Угроза можетисходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга ипроизводственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность можетпредставлять также технический процесс, который способен мгновенно«состарить» любую новинку. Даже если ни один из этих факторовреальной угрозы для предприятия не представляет, в деловом плане необходимо наних остановиться и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет.
Полезно заранеевыработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятныхрискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличиеальтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будутсвидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях изаранее к ним готов.
И. Финансовый план.
Финансовый план состоит из трех частей.
1. Сводныйпрогноз доходов и расходов, покрайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны бытьпредставлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемыйобъем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.Зная ставки подоходного налога, можно получить прогноз чистой прибылипредприятия после вычета налогов.
Основным источником доходов большинствапредприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспектыдеятельнос-
— -
ти предприятия, поэтому составление финансового плананачинается
с прогнозирования продаж. Основой для такого прогнозаслужит план
маркетинга.
Для составленияпланов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж помесяцам. Данные для подобных расчетов можно получить из специальныхисследований рынка, из прогнозов или опытном путем. Для составления прогнозаиспользуются такие методы как опросы потребителей, опрос торговых работников,консультации с экспертами, анализ временных рядов.
Объемы продаж уновых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимостьреализованной продукции может «скакать» и в некоторые месяцы бытьнепропорционально высокой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тотили иной момент на рынке.
План доходов ирасходов должен содержать такие оценки всех статей косвенных (накладных,общефирменных) расходов по месяцам первого года. Необходимо предусмотреть вплане все возможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику помесяцам.
Расходы назаработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей.Сведения о том, сколько и каких специалистов потребуется, берутся изорганизованного плана. Расширение дела может уже в первые месяцы существованияпредприятия потребовать увеличении численности занятых. Расходы на оплату трудадолжны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов и расходов. В планедоходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработнойплаты работающим сотрудникам.
В первые месяцыосвоения нового рынка значительно выше расходы на командировки, выплатыкомиссионных, представительские
расходы т.д.
С ростом фирмывозрастают расходы на страхование, на рекламу, на участие в выставках, нааренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение вплане доходов и расходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно утой страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величину выплатможно определить в зависимости от вида страховки и состояния дел на предприятиик тому или иному моменту. Добавление новых площадей увеличит расходы на аренду.Если планируется закупить новое оборудование, то это отразится в приростеамортизаци-
- -
онных отчислений.
Помимо плановдоходов и расходов в разбивке по месяцам первого года, планы доходов и расходовдолжны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. Припрогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуетсяначать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будетменяться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления,коммуникальные услуги (плата за электричество, газ и т.д.), аренда, страховка ипроцент на капитал, нетрудно подсчитать, исходя из объема продаж (доходов) навторой и третий год. Расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можноопределить как долю от чистой прибыли за соответствующий год.
Если финансовый планпокажет, что при таких издержках можно получить прибыль, предприятие имеетшансы на успех.
Форма плана доходов и расходов представлена в табл.1.3.
По такой же форме (табл.1)составляется план доходов и расходов на первый год по месяцам. В зависимостиот деятельности и направленности предприятия статьи расходов косвенных затратэксплуатационных издержек могут быть уточнены.
2. В финансовыйплан входит прогноз денежнойналичности. Такой прогноз составляется также на три года, с месячной разбивкойданных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтомуопределение потребностей в денежной наличности является важным моментом,особенно для первого года. Доходы могут сильно различаться из месяц в месяц, даи деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет предприятия немгновенно, а с некоторым шагом, поэтому, даже если продукция расходится хорошо,может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постороннихзатрат. например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги.
Деньги в кассе илина банковском счете предприятия — это не то же самое, что прибыль. Прибыль-эторазница между доходами и расходами, а денежная наличность — это разница междуреальными денежными поступлениями и выплатами. Изменяется объем денежнойналичности только тогда, когда предприятие фактически получает платеж или самопроизводит вы плату. Например, погашение долга предприятия не отражается виздержках, хотя уменьшает сумму наличности. а амортизация основных фондов — этоиздержки, которые
— — [+]
Таблица 1. Пландоходов и расходовПоказатели ый год ой год ий год
Доходы от продаж товаров (оказания услуг или выполнения работ)
Налог на добавленную стоимость
Себестоимость реализованной продукции (работ или услуг)
Валовая прибыль
Эксплуатационные издержки, всего в том числе: Управленческие затраты,
всего
в том числе: зарплата
канцпринадлежности
плата за телефон
почтовые расход
Затраты на сбыт
Аренда помещений
Коммунальные услуги
Транспорт
Реклама
Страховка
Налоги
Проценты за капитал
Амортизация
Затраты на науку
Прочие расходы
Прибыль до уплаты налогов
Налог на прибыль
Чистая прибыль
снижаютприбыль, но не влияют на сумму денежной наличности.
Одна из главныхпроблем, стоящих перед любым предприятием, — то правильное планированиеденежной наличности. Сплошь и рядом
- -
вполне рентабельные предприятия терпят банкротствотолько из-за
того, что в нужный момент у них не хватило денег.Следовательно,
если предприниматель судит о своем успехе по прибыли, он рискует
сильно ошибиться, особенно если при этом приростналичности отрицателен.
Прогноз денежнойналичности строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Планденежных поступлений и выплат составляется на основе плана доходов и расходов споправкой на ожидаемые лаги. Если для какого-то месяца окажется, что выплатыпревышают поступления, предприниматель должен заранее позаботиться, и взять наэтот период деньги в долг. Если в другом месяце денежные поступления превысятвыплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить набанковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышатьпоступления.
Самый сложный моментв прогнозировании денежной наличности — это определение размеров поступлений ивыплат по месяцам. Для этого приходится строить предложения, чтобы денегзаведомо хватало на оплату счетов в течение всего периода становленияпредприятия. На основе подобных предположений можно оценить размеры денежныхпоступлений и платежей по месяцам и прикинуть, когда и сколько денегпотребуется брать в долг.
План денежныхпоступлений и выплат, как и план доходов и расходов, строится на определенныхпредположениях, которые представлялись реалистичными на момент составленияпрогноза, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планынеобходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущениядолжны быть четко сформулированы в тексте делового плана, чтобы потенциальныйинвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.
План поступлений ивыплат на первый год в месячной разбивке и на последующие три года составляютсяпо следующей форме (табл.2).
3. Третьимразделом финансового плана является прогноз активов и пассивов предприятия наконец года, т.е. балансовый план. Вэтом плане отражаются активы и пассивы предприятия, средства, вложенные вразвитие производства самим предпринимателем и его партнерами, инераспределенная прибыль.
К составлению балансового плана на конец первого годаприс-
— — [+]
Таблица 2. Планпоступлений и выплатПоказатели й год й год й год
Поступления от продаж
в том числе:
Платежи всего
оборудование
сырье и материалы
затраты на сбыт
управленческие затраты
аренда помещений
коммунальные услуги
транспорт
реклама
страховка
налоги
выплата долга и процентов
Прирост денежной наличности
Остаток на конец
Остаток на начало
тупают, когда составлены план доходов и расходов иплан денежных
поступлений и выплат.
Балансовый план отражает состояние дел напредприятии к концу первого года его существования. Он представляет собой счетактивов и пассивов, разность (сальдо) которых дает оценку собственного капиталапредприятия.
Активы — это все, что образует имущество предприятия иобладает стоимостью. Активы делятся на ликвидные и неликвидные. Ликвидныеактивы — это те, которые образуют оборотный капитал, неликвидные — основнойкапитал. Ликвидные активы включают денежные средства, а также все то, что можетбыть обращено в деньги или потреблено в процессе производства за период, непревышающий одного года. Неликвидные активы — это материальное имущество сдлительным сроком службы (оборудование, здание, сооружения, земля).
- -
Пассивы - это денежные обязательства предприятия перед кредиторами.Обязательства бывают краткосрочными, которые должны быть погашены в течениегода, и долгосрочными. Разность между стоимостью активов и пассивов (стоимостьимущества предприятия за вычетом его обязательств) представляет собойсобственный капитал предприятия. К собственному капиталу относятсясредства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычетов(нераспределенная прибыль).
Таким образом,доходы предприятия увеличивают его активы и собственный капитал, а расходыуменьшают собственный капитал и (или) увеличивают пассивы или уменьшают активы.
Балансовый план наконец первого года в деловом плане составляется по форме, приведенной в табл.3.
При созданиипредприятия предприниматель должен знать, когда будет получена первая прибыль.Для этого делается прогноз точки самоокупаемости. Прогноз точки самоокупаемостидает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будетпродать, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т.е. чтобыпредприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколько денегпотребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе егосуществования. Из планов доходов и расходов известно, когда предприятие начнетполучать прибыль, но это не точка самоокупаемости. Чтобы предприятие окупилось,его обязательства, именуемые постоянными или фиксированными затратами, должныбыть полностью покрыты из поступлений. Поэтому под точкой самоокупаемостипонимают такое состояние, когда разность между всеми расходами и доходамиравна нулю.
После того, какпредприятие окупится, продажа каждой следующей единицы продукции будетприносить прибыль, если цена на нее не опуститься ниже ее себестоимости.
Точкасамоокупаемости К определяется на основании данных плана поступлений и выплат(табл.2.) по формуле:
К =СФИ .
Ц — ПИ
где СФИ- совокупные финансовые издержки;
[+]
Таблица 3. Балансовыйплан на конец первого годаПоказатели Сумма
1 | Активы | |
2 | Ликвидные активы, всего | |
3 | в том числе: | |
4 | денежная наличность | |
5 | счета к получению | |
6 | запасы готовой продукции | |
7 | запасы сырья и материалов | |
8 | в том числе: | |
9 | оборудование | |
10| амортизация | |
11| Итого активов | Х |
12| Пассивы и собственный капитал | |
| предприятия | |
13| Краткосрочные обязательства, всего | |
14| в том числе: | |
15| Неликвидные активы, всего | |
16| счета к оплате | |
17| текущие обязательства | |
18| по долгосрочным займам | |
19| Долгосрочные обязательства, всего | |
20| Собственный капитал, всего | |
21| в том числе | |
22| взносы партнеров | |
23| нераспределенная прибыль | |
24| Итого пассивов и собственного | |
| капитала | Х |
------------------------------------------------------------
Ц — цена единицы продукции;
ПИ — переменные издержки врасчете на единицу продукции. Какой бы не была цена, если она вышесебестоимости, каждая
продажа приносит прибыль, которую можнопустить на покрытие фиксированных издержек. Как только прибыли накопитсядостаточно,
- -
чтобы покрыть фиксированные издержки,предприятие достигнет самоокупаемости. К фиксированным издержкам относятсязатраты на амортизацию, заработную плату административного персонала, аренднуюплату и страхование. Расходы на покупку сырья и материалов, торговые издержки,заработная плата производственных рабочих считаются переменными.
Графическоепредставление точки самоокупаемости приведено на рис.1.
[+]
млн.руб.A
| /
| Доходы
| /
| .
| / .
| . Расходы
| / .
| .
| ./
| . |Точкасамоокупаемости
|. / |.
| | Фиксированные издержки
| / |
| |
| / |
-------------------------------------------------V
Объемпродукции
Рис. 1: Графическоепредставление точки самоокупаемости
По графику определяется тотобъем продукции, при котором расходы будут равны доходам и после которогопредприятие будет иметь постоянно увеличивающуюся прибыль.
К.Приложение
В приложении к деловому плану приводятсядокументы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылки вдело-
- -
вом плане.
В следующей главе рассматривается методика финансовой оценкиинвестиционных проектов.
ВЫВОД: В рыночной экономикеРоссии начинает действовать новое поколение менеджеров-предпринимателей,специалистов малого бизнеса, которые в изменяющихся условиях хозяйствованияобязаны делать прогноз, участвовать в конкурентной борьбе, обосновыватьразличные направления использования финансовых средств для получения займов иинвестиций.
Важной задачейявляется проблема привлечения инвестиций, в том числе для вновь создаваемых,действующих и развивающихся предприятий. Для этого необходимо аргументированноеи обоснованное оформление проектов ( предложений ), требующих инвестиций. Этазадача может быть выполнена на основе разработки бизнес-плана. Бизнес-план этоспециальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночнойэкономике независимо от масштабов и сферы деятельности, а также формпредпринимательства. Бизнес-план
— это документ стандартный для большинствастран с рыночной экономикой.
Особенностьюбизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по поставкезадач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план былпринят, он должен быть обеспечен финансовыми ресурсами. Это в значительной мереопределяет характер проектов, которые изучаются при разработке бизнес-плана.Эти проекты должны быть не только инновационными, то есть отличатьсянаучно-технической новизной, но и быть достаточно полно проработанными,показывать, какие затраты необходимы на их реализацию. Степень инновационностии рискованности проекта определяет способы привлечения капитала.