Киевский Национальный Экономический Университет
Крымский экономический Институт
Составлениебизнес-плана на примере предприятия
Выполнил:студент 2-го курса группы ЭП-21
Факультетаменеджмента
Специализация:экономика предприятия
ГлущенкоА.И.
Проверил:
доктор экономических наук,
профессор А.И.Руденко
Симферополь 2001Бизнес-план производственногопредприятия ООО «Эдельвейс» по производству соевого молокаВВЕДЕНИЕ.1. РЕЗЮМЕ……………………………………………………………..2. Общая характеристика предприятияи анализ отрасли …………………………………………………………….3. Описаниепродукта…………………………………………...4. Маркетинг ипродажи………………………………………..5. Производство и распределение…………………………6. Управление и контроль………………………………………7. Анализ рисков …………………………………………………….8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ………………………………………………ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..Списоклитературы…………………………………………………….ВВЕДЕНИЕ.
"… Люди всегда хотят начать самостоятельноедело. Даже если им никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысячдолларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строитьсобственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решениюкоторых мелкий предприниматель имеет склонность", — писал знаменитыйамериканский экономист Пол Самуэльсон.
Но, к сожалению, одного желания мало. Каждыйпредприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлятьпотребность на перспективу в материальных, финансовых, трудовых иинтеллектуальных ресурсах, источники их возможного получения, а также уметьчетко определить эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.Все эти задачи помогает решить бизнес-план, который является основой предпринимательскойдеятельности и представляет собой всестороннее исследование различных сторонработы любой фирмы.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, которыйиспользуется во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционированияфирмы, каким образом ее руководители собираются решить следующие задачи:повышение прибыльности фирмы, определение конкретных направлений и областидеятельности фирмы, целевых рынков; выбор состава и определение качественныхпоказателей товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям; оценкапроизводственных и торговых издержек, оценка соответствия кадров фирмы иусловий мотивации их труда требованиям по достижению намеченных целей;определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка,ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценкафинансового и материального положения фирмы и соответствия материальных ифинансовых ресурсов достижению намеченных целей.
В нашей стране,на мой взгляд, бизнес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале 90-х годов онрассматривался лишь как инструмент, который позволяет привлечь иностранныеинвестиции. Так, специалисты некоторых консалтингвых фирмах говорят, что обычноклиенты приходили к ним со словами:» Нам нужны деньги, а не бизнес-план». И это- горькая правда об отношении отечественного предпринимателя к бизнес-плануОтношении, взращенном на почве, с одной стороны, задорного отрицания старого,директивного планирования, а с другой — прочной убежденности в том, что кто-то должендать деньги: не государство, так иностранный инвестор. Понятно, что инвестордумает совсем наоборот: во-первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, онотчетливо понимает, что если предприниматель не может сделать нормальный бизнесплан, то решить поставленные в бизнес-плане задачи он тем более он не сможет.
Бизнес-планвыступает основой бизнес-предложения при переговорах с возможными инвесторами ибудущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, приподписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутреннимдокументом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляетопределенные требования к его оформлению, форме и структуре.
Он должен быть представлен вформе, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление осуществе дела и перспективах своего участия в нем. Поэтому не существует жесткорегламентированной формы его представления и структуры. Однако, как правило, внем предусматриваются разделы, в которых раскрывается основная идея и целибизнеса, характеризуется специфика продукта фирмы и удовлетворение импотребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведенияфирмы на определенных рыночных сегментах, определяются организационная ипроизводственная структуры, формируется финансовый проект дела, включаястратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективыроста фирмы. Объем и степень конкретизации разделов плана определяетсяспецификой компании и области ее деятельности.
Именно бизнес-план позволяет без проведения конкретныхреальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбратьоптимальный. Таким образом, бизнес-план не командует, а на базе его анализапринимаются решения, в то время как обычна текучка, работа без плана на самомделе такого выбора лишает.
К тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов ведениябизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существованиенекоей особой российской системы менеджмента, т.к. фирмам приходится иметь делос иностранными инвесторами, которые имеют совершенно другую методологиюорганизации учета, планирования и т.д. Для успешного развития дальнейшихотношений необходимо иметь «общий язык», который должен основываться на международныхстандартах.
О разделах бизнес-плана, принятых в мировой практике,об особенностях его составления в украинских условиях и пойдет речь в работе.Бизнес-план производственногопредприятия ООО «Эдельвейс» по производствусоевого молока1. Резюме
Резюмепредставляет собой краткие выводы бизнес-плана и является наиболее важным изразделов. Это связано с тем, что банкиры или другие финансисты очень занятыелюди и предпочитают не тратить на знакомство с планом много времени, причембольшинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа ирезюме. Таким образом, резюме должно быть кратким, не более трех страниц.Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом являетсяопределяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано такимобразом, чтобы вызвать к нему интерес. Пишется резюме в последнюю очередь,причем следует подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль.
Предприятие ООО «Эдельвейс», организованно в 1998 году и какпроизводитель в настоящее время занимает достойную позицию на молочном рынке г.Севастополя. С целью расширения собственного бизнеса и в результатеисследований руководство предприятия приняло решение о производстве и продажесоевого молока высокого качества.
Стратегической целью ООО «Эдельвейс» является создание в г.Севастополе современного производства по переработке соевых бобов в соевыепродукты молочного типа и данный бизнес-план является только начальной частьюэтой программы. Продукция ориентирована на локальный рынок. В результатепроведенных исследований рынка молочных соевых продуктов в Украине и г.Севастополе было выяснено, что этот рынок является совершенно свободным идостаточно перспективным, о чем говорит зарубежный опыт и опыт стран СНГ. Вгороде массовым производством этой продукции занимается только один участникэтого рынка. Но очевидно, практически отсутствующая конкуренция отражается накачестве, выпускаемых этим субъектом рынка, продуктов не лучшим образом.Несмотря на это обстоятельство, существует повышающийся устойчивый спрос,обусловленный большой емкостью этого рынка, на эти продукты.
В связи с этим было принято решение сделать упор на созданиепроизводства высококачественного соевого молока безбобовогопривкуса, которому потребители будут отдавать свое предпочтение. Для реализацииэтого проекта необходимо финансирование в объеме 125000 грн. сроком на 3 годадля закупки основных средств – установки по производству соевого молока VS-200(ProSoya, Канада). Гарантией возврата инвестиций служит уставный фондпредприятия, который составляет 98000 грн.
В настоящее время ООО «Эдельвейс» производит фасованноекоровье молоко и уже располагает производственными площадями, оборудованием иинженерными коммуникациями. VS-200 будет установлена намолочном производстве ООО «Эдельвейс» и будет соединена технологическим цикломс уже имеющимся автоматом расфасовки молока для производства фасованного вполиэтиленовые пакеты соевого молока. Емкость пакета 1 литр, оптовая отпускнаяцена – 0,94 грн. Объем выпуска в первый год работы – 430000 пакетов.Предприятие нацелено на создание торговой марки на рынке соевых продуктов,который в свою очередь поможет в реализации дальнейших планов предприятия наэтом рынке.2. Общаяхарактеристика предприятия и анализ отрасли
Данный раздел бизнес-плана имеетцелью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкогопредставления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнерепри реализации инвестиционного проекта. Для решения этой задачи целесообразнопровести анализ состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. Атакже описать предприятия отрасли и развития соответствующих производств впланируемых регионах сбыта продукции внутри страны и за рубежом.
Предприятие «Эдельвейс» представляет собой общество сограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом и действуетна основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс ирасчетный счет. Предприятие зарегистрировано 25 января 1998, имеет юридическийадрес в г.Севастополе, имеет расчетный счет в Севастопольском филиалеАгроПромБанка. ООО «Эдельвейс» создано на основе коллективной собственности.Размер уставного фонда – 98 000 гривен.
Руководство деятельности предприятия ведет директор. Онсамостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, действует от его имени,имеет право первой подписи, распоряжается имуществом предприятия, осуществляетприем и увольнение работников.
Главный бухгалтер ведет деятельность по составлению документальныхотчетов предприятия В штате предприятия состоит 46 человек, включая управлениеиз 5 человек.
Основной вид деятельности – производство фасованногокоровьего молока. Предприятие имеет производственный участок в совхозе«Северный Крым». Совхоз в силу причин экономического характера не используетполностью имеющиеся производственные площади для приема и первичной переработкимолока. Поэтому в начале 1998 года предприятие ООО «Эдельвейс» заключило ссовхозом «Северный Крым» договор на аренду этих производственных площадей ипростейшего технологического оборудования сроком на пять лет. Напроизводственном участке предприятие установило собственный универсальныйавтомат расфасовки молока, расфасовывающий коровье пастеризованное молоко вполиэтиленовые пакеты. Сырье для предприятия поставляют сельскохозяйственныепредприятия Северного Крыма.
Предприятие производит около 4000 пакетов фасованного молокав день. Количество производимых пакетов ограничено только емкостью имеющегосярынка, в то время как производительность автомата позволяет выпускать 1200пакетов в час.
Потребители: детские дошкольные учреждения,городские больницы, а также розничная сеть г. Севастополя. Основныеконкуренты: ЧП «ПКФ Севмолпром», ОАО «Крыммолоко» (г. Симферополь), нопредприятие уверенно занимает свою нишу на рынке города благодаря оптимальномусоотношению цены и качества своего продукта. Спрос на продукцию предприятияносит сезонный характер. Но, тем не менее, запасов готовой продукциипредприятие не имеет.
Стоимость произведенного предприятием 1л молока в розничнойсети достигает 1,25 грн., в то время как, стоимость 1л молока основныхконкурентов минимум 1,80 грн. Этот показатель является существенным впредпочтении потребителя.
Оценивая возможности своего развития, предприятие решилопараллельно освоить производство нового вида продукции, соевого молокафасованного в полиэтиленовые пакеты и др. соевых продуктов. Первоочереднымипричинами для такого решения явилось, то что:
- рынок соевых продуктов является очень перспективным и быстрорастущим,увеличивается популярность здорового питания;
- на этом рынке слабо развита конкуренция или она вообще не существует;
- технология производства достаточно проста и универсальна в производстведругих видов соевой продукции;
- на территории Крыма выращиваются соевые бобы, необходимые дляпроизводства, т.е. близость сырьевой базы и отсутствие проблем с сырьем;
- выбор технологического оборудования достаточно большой, на рынкесуществует как отечественное, так и оборудование зарубежного производства;
- соевое молоко имеет более длительный срок хранения по сравнению собычным пастеризованным коровьим молоком.
2. Описание продукта
В этом разделенеобходимо дать краткое описание потребительских свойств продукции,предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа саналогами на рынке.
Основным сырьем на предприятии ООО «Эдельвейс» являетсямолоко. Начиная с 1998 года наблюдается снижение объемов заготовляемого молокасельскохозяйственными предприятиями Крыма, что влечет за собой снижение всех технико-экономическихпоказателей. Снижение поставок сырья связано с уменьшением поголовья дойногоскота в хозяйствах, ожесточение конкуренции на рынке молока в регионе состороны аналогичных предприятий. ООО «Эдельвейс» обеспечено всеми необходимымиинженерными коммуникациями и имеет резервы энергетических мощностей. Недостатоксырья, а также неплатежеспособность покупателей продукции привели к ухудшениюфинансового состояния предприятия. Для обеспечения стабильногофинансово-экономического положения предприятию необходим выпускконкурентоспособной продукции.
Понимая необходимость преобразованияфинансово-производственной деятельности ООО «Эдельвейс» предлагается на базесуществующего производства параллельно освоить выпуск новой молочно-пищевойпродукции, соевого молока и продуктов из сои.
Предприятие предполагает выпуск фасованного в полиэтиленовыепакеты пастеризованного соевого молока с содержанием белка 3,5%, емкость пакета1 литр. Предполагаемое название продукта – СоуНайс. В данный момент продуктнаходится в стадии разработки рабочего проекта и предполагается к серийномупроизводству.
Следует отметить, что производство соевого молокасуществовало в Советском Союзе начиная с 30-х годов нашего века. В основномиспользовалась технология китайского типа и молоко не получало широкогораспространения из-за ярко выраженного бобового привкуса. В основномисторически соевое молоко и продукты на его основе традиционно использовалисьсуществующими в Советском союзе корейскими и китайскими диаспорами вограниченных объемах. Количественные данные по объемам производства этихпродуктов недоступны. Но хорошо известно, что в эти годы в городе Уссурийске наДальнем Востоке существовал завод «Прогресс», который освоил производствомельниц для приготовления домашнего соевого молока, а также наладил выпусксоевого кофе и соевого какао. Продукты переработки сои и в частности соевоемолоко относится к полезным для здоровья пищевым продуктам, спрос на которыеувеличивается в мире наиболее быстро.
Разные ученые показывают, что соевые бобы полезны дляздоровья.
Противораковые свойства – различные элементы,находящиеся в соевых бобах уменьшают риск заболевания раком и предотвращаютраспространение раковых клеток, а также уменьшают случаи заболевания ракомгруди. Понижение уровня холестерина – употребление соевых белковпонижает уровень холестерина. Предотвращение сердечных заболеваний –белки из сои понижают количество случаев атеросклероза. Остеопорозис –есть поводы предполагать, что элементы содержащиеся в сое уменьшают потерю кальцияиз костей. Диабет – употребление соевого белка увеличивает эффективностьинсулина и снижает уровень сахара в крови.
Соевое молоко будет производиться по патентованнойтехнологии и на установке компании ProSoya. Для изготовления этого напитка неиспользуются добавления нефтяных сольвентов, осаждающих кислот илиперерабатывающих химикатов. Уникальный процесс «безвоздушного холодногоразмола» создает продукт с мягкой консистенцией и выдающимся вкусом. /> />
Сравнительные характеристики различных типов молока даны на рис. 1.
Соевое молоко– это насыщенный, вкусный напиток, получаемыйиз вымоченной, измельченной и проваренной в пару сои. Это питательный несодержащей лактозы продукт может использоваться в тех же целях, что и коровьемолоко. Соевое молоко — идеальный заменитель коровьего молока, особенно впитании детей раннего возраста, особенно детей имеющих аллергическую реакцию налактозу. Соевое зерно имеет высокую питательную ценность благодаря большомусодержанию растительных белков, минеральных солей, витаминов и лецитинов.Чтобы быть усвоенной организмом, соя должна пройти ряд технологическихобработок на оборудовании, которое предназначено для пастеризации и охлаждениякоровьего молока. При производстве соевого молока получаются отходы, называемыеокарой, которые можно применять в кулинарии (добавки к котлетам, мучным икондитерским изделиям и т.д.) и на корм скоту.
Соевое молоко — идеальный продукт, является основой дляпроизводства таких продуктов как йогурт, мороженое, напитки и соевый сыр«Тофу».
Производство соевого молока и сыра «Тофу» позволитпредприятию расширить ассортимент вырабатываемой продукции, использоватьрастительные белки, которые превышают биологическую ценность белков животногопроисхождения.
3. Маркетинг и продажи
В разделе даетсяоценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции с точки зренияпрогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализсуществующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса напродукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта.
Результаты исследования рынкаявляются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политикипредприятия и определяют его потребности в материальных, людских и денежныхресурсах Раздел состоит из нескольких частей:1) описание существующей ситуациина рынке: структуру рынка;2) описание существующей конкуренции на рынке;3)результат анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия.
В настоящее время в Севастополе существуют два более илименее успешных и на первый взгляд реальных конкурента выпускающих соевуюпродукцию (соевое молоко, соевый сыр и соевый майонез). Это ЧП «ПКФ Севмолпром»и предприятие «Соевая кулинария».
Проанализируем эти предприятия и их продукцию.
ЧП «ПКФ Севмолпром» является новым предприятием, созданнымна базе Севастопольского молокозавода. Очевидно, что в результате исследованийв развитии своей деятельности руководство предприятия решило освоить новый видпродукции. Технология переработки соевого молока в другие виды соевых продуктовпохожа на переработку коровьего молока, поэтому предприятие не тратило большиесредства на закупку традиционного для этих целей оборудования. По некоторымданным, предприятие получило кредит под осуществление этого бизнес проекта.
На эти средства предприятие приобрело промышленную установкуАгролактор (производства Франция) для производства соевого молока.Производительность установки – 250 литров в час. Все кисломолочные продуктыупакованы в упаковку пюр-пак, майонез упакован в пластиковый стаканчик.
Начиная с января 2000 года, предприятие освоило выпусксоевого молока, ряд кисломолочных соевых продуктов (ацидофилин и т.п.), соевыйсыр и так называемой окары (нерастворимый продукт остающийся при производствесоевого молока).
Параллельно с этим моментом, в местной печати и по радионачалась рекламная кампания этой продукции. В настоящее время интенсивностьэтой кампании снизилась. Этот шаг предприятия можно оценить как успешный.Потому что была достигнута главная цель, потребители узнали, что такое соевые продуктыи было положено начало популяризации соевых продуктов среди потребителей.
Предприятие реализует соевую продукцию через свою розничнуюсеть и через мелких оптовых покупателей в г. Севастополе.
Стоимость продукции предприятия в розничной сети такова:
- соевое молоко, 0,5 л – 0,8 грн;
- кисломолочные соевые продукты, 0,5 л – 0,9-1,10 грн;
- соевый сыр (тофу) от 4,00 – 5,00 грн за 1 кг;
- окара – 0,8 грн за 1 кг;
- майонез 0,25 л – 1,10 грн.
В результате дегустации соевых продуктов ЧП «ПКФ Севмолпром»было выяснено, что все продукты обладают четким и неприятным привкусомкисломолочных продуктов изготовленных из коровьего молока. Позже было выяснено,что очевидно в целях экономии предприятие нарушает технологию производствасоевых продуктов и купажирует их кисломолочными продуктами с истекшими срокамихранения. Эти нарушения дискредитируют соевую продукцию перед потенциальнымипотребителями. Очевидно, предприятие уже столкнулось со спадом спроса на своюпродукцию, несмотря на продолжающуюся рекламную кампанию.
Поэтому можно сказать, что, начав успешную кампанию попродвижению своей продукции на рынок, предприятие столкнулось с нехваткойспециальных знаний в области производства соевых продуктов и очевидно, ужеиспытывает трудности с реализацией своего бизнес проекта по массовомупроизводству соевых продуктов. Предприятие может рассматриваться как прямойконкурент, но только на входе в рынок нового продукта.
Второй основной конкурент предприятие «Соевая кулинария» работает на этом рынке только 4 месяца.Предприятие воспользовалось рекламной кампанией ЧП «ПКФ Севмолпром» иосуществило свою маркетинговую стратегию, направленную на создание предприятийобщественного питания (кафе) основанных на мелкомасштабном производстве соевыхпродуктов, и продаже (употреблении) этих продуктов в этих кафе. Эта идеязаслуживает внимания, потому что помогает проследить тенденции и предпочтенияпотребителей, не осуществляя больших затрат. Пока в городе действует толькоодно предприятие такого типа. На предприятии установлен аппарат по приготовлениюсоевого молока СК-20 (Ассоя, Краснодар) производительностью 20 литров в час. Наустановке могут производиться: соевое молоко, соевый сыр тофу, майонез, окара.
Стратегию предприятия можноназвать успешной. Продукция предприятия пользуется большим успехом у населениягорода. Стоимость продуктов: соевое молоко 1 л – 1,20 грн, соевый сыр тофу 1 кг– 3,60 грн, соевый майонез 1 л – 1,0 грн. Вся продукция предприятия неупакована и продается на развес и разлив. Вкусовые качества продукции вполнеприемлемы, но опять же, как и в первом случае, предприятие не обладает знаниямив технологии производства, и продукция немного не дотягивает до оценки«отлично». Предприятие не может рассматриваться как прямой и сильный конкурент,так как работает в другой нише потребительского рынка.
Рассмотрение различных вариантов бизнес-стратегийпоказывает, что в условиях ограниченных инвестиционных возможностей,неподготовленности большинства реальных потребителей к восприятию новыхпродуктов питания, практическому отсутствию информационной составляющей опользе и необходимости этих новых продуктов, наиболее целесообразным вариантомосвоения этого сегмента рынка является использование производственных установокнебольшого объема для маркетинга конкретных продуктов наиболее перспективныхдля данного региона и подготовки конкретного регионального потребителя. Итогомэтого начального этапа работы является определение конкретной тактики освоениярегионального рынка в рамках долгосрочной стратегии его освоения. Именно врезультате этого предварительного этапа может быть сделан правильный выбор онеобходимых производственных мощностях необходимых для успешного освоения этойновой ниши предпринимательской деятельности.
Анализ будущего рынка сбыта – это один из важнейшихэтапов подготовки бизнес-планов, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, нисил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся современем коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка ипереоценкой его емкости.
Самыми первыми сведениями, которые могут потребоваться прианализе рынка, является информация о:
- потенциальных потребителях;
- положении на рынке и его конъюнктуры.
Нет ничего ошибочней, чем полагать, что достоинства вашеготовара столь очевидны, что его захотят купить все.
При анализе рынка и основных конкурентов определяются размеры (емкость) рынка, степень насыщенности рынка, тенденции изменения этихпараметров на ближайшую перспективу, выявляются наиболее перспективные рынкисбыта и обосновываются причины предпочтения, производится анализ и оценкаосновных конкурентов.
Предполагаемый рынок сбыта ООО «Эдельвейс» — г. Севастопольи Крым. Уровень конкуренции в предполагаемых рынках очень низкий.
Анализ и оценка конкурентов производится на основании данныхтабл. 1.
Таблица 1.Анализ и оценкаконкурентовХарактеристика конкурирующей продукции Основные конкуренты 1-ый 2-ой Объем продаж (в натуральных показателях) 44000 10560 Занимаемая доля рынка, % 99 Менее 1 Уровень цены, грн. 1,60 1,20 Финансовое положение (рентабельность), % 10,0 15,0 Уровень технологии Высокий Средний Качество продукции Низкое Среднее Расходы на рекламу Осуществляются Не осуществляются Привлекательность внешнего вида Стандартная упаковка Отсутствует Время деятельности предприятия, лет 45 0,4
Исходя из представленных в табл. 1.данных и учитывая, что ООО «Эдельвейс» планирует работать именно в сегментемассового выпуска своей продукции, основным конкурентом ООО «Эдельвейс» является первый конкурент, т.к. он занимает большую долю на рынке. Но какпредполагалось выше из-за низкого качества продукции первого конкурента,предприятие может столкнуться с трудностями только на входе в этот сегментрынка. У второго конкурента продукция более конкурентоспособна по цене. Но онне может быть прямым конкурентом, так как он ориентирован на другогопотребителя и обслуживает другой сегмент этого рынка. Цена продукции второгоконкурента составила 1,20 грн., что на 25% ниже, чем у первого. При этомрентабельность второго конкурента выше первого на 5%. Одним из факторов,определяющих основного конкурента является время деятельности его на рынке. Сэтой точки зрения предпочтение отдается также первому конкуренту, так как он нарынке уже 45 лет против 4 месяцев работы второго конкурента.
Первоначально предприятие ориентируется на рынок городаСевастополя с населением около 400 тысяч человек и на сбыт 35000 литров молокав месяц. Этот объем определен из производительности установки по производствусоевого молока. Эта цифра выглядит оптимистичной, если учитывать, чтоупомянутое выше предприятие «Соевая кулинария» работает в три смены иреализовывает всю произведенную продукцию, несмотря на ее среднее качество. Этоже можно сказать и о продукции ЧП «ПКФ Севмолпром», несмотря на низкое качествопродукции этого предприятия, приобрести соевое молоко можно только всобственной сбытовой сети этого предприятия и только в утренние часы.
Соевое молоко является необходимым продуктом для людей,имеющих аллергию на лактозу (коровье молоко). Потенциальными потребителямиданной продукции являются больничные учреждения, пансионаты, системыобщественного питания детских садов, школ и студенческих столовых, с этойкатегорией потребителей предприятие уже работает, поставляя им фасованноекоровье молоко собственного производства. Популярность употребления соевыхпродуктов возрастает и у верующей части населения, это объясняется тем, что вовремя многочисленных постов прихожанам нельзя употреблять пищу содержащую белкиживотного происхождения. Также этот продукт не оставят без вниманияпотребители, уделяющие внимание рациональному питанию.
Рынок соевого молока в отличие от рынка молока коровьего неподвержен сезонным колебаниям. В долгосрочной перспективе этот рынок можнооценивать как быстрорастущий и большой емкости. Вероятно, в ближайшее времяколичество операторов этого сегмента локального рынка увеличится. Оценить темпыроста рынка не удается из-за новизны этого рынка. Как отмечалось выше, первыесоевые продукты местного производства появились в розничной сети города болееполугода назад. Но мировые тенденции, и в том числе тенденции развития этогорынка в странах СНГ, говорят о его большой перспективности. Интерес нашегопроизводителя к освоению нового сектора рынка – производства соевых продуктовпитания растет, как говорят, не по дням, а по часам. Уже сегодня мысталкиваемся с интересом многих отечественных производителей к крупномасштабнымпроектам производства продуктов питания из сои».
Предприятие планирует предложить рынку высококачественныйпродукт по оптимальной цене примерно 1,10 грн за литр. Освоив этот видпродукции, и получив планируемую долю рынка, предприятие может начатьувеличивать ассортиментный перечень выпускаемых соевых продуктов. Предприятиеставит себе цель завоевать определенную долю этого рынка и завоеваниелидерства по качеству продукции.
Продукция будет распространяться оптом через уже имеющихсяна предприятии клиентов. Создание собственной торговой сети пока непланируется.
Доля транспортных расходов в себестоимости продукциисоставляет 0,5 %.
Цена на продукцию рассчитывается по методу «издержки+». Привязывая цену к издержкам, упрощается проблема ценообразования, так какне приходится корректировать цену в зависимости от колебаний спроса.
Для проникновения на рынок предприятие планирует провестиряд театрализованных представлений в школах и дошкольных учреждениях.Параллельно организовать проведение лекций в больничных учреждениях города дляпопуляризации этого продукта среди медицинского персонала, дегустации продуктав местах продажи. Также будет проведена рекламная кампания в местной прессе.Все мероприятия будут объединены рекламным лозунгом: «Лучший вкус, лучшийаромат, лучше для Вас – соевое молоко «СоуНайс». Как отмечалось выше, стратегияпредприятия будет направлена на создание торговой марки в этом сегменте рынка.
5. Производство и распределение
Главная задачараздела – показать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии реальнопроизводить определенное количество товаров в необходимые сроки и с требуемымкачеством. Данные этого раздела бизнес-плана желательно приводить в перспективена 2-3 года, а для крупных предприятий – на 4-5 лет.
Производственный план (по объемупродукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчетапроизводственных мощностей предприятия, а также прогноза производственныхзапасов и потерь. Необходимо также предусмотреть затраты, связанные сутилизацией отходов и охраной окружающей среды. Учесть любые правительственные,местные нормативные акты, касающиеся предлагаемого бизнеса.
В настоящее время фирма ООО «Эдельвейс» имеет значительныйпотенциал увеличения производства и расширения ассортимента продукции: развитапроизводственная инфраструктура, имеется опыт работы в данной области инаработаны технологии производства, имеются квалифицированные кадрыспециалистов.
Исходя из потенциалов фирмы, предлагается закупить установкутипа VS 200 у фирмы «РОСС», г. Харьков, по цене 125 тыс. грн. Спецификацияустановки VS 200 дана в табл. 2. Предприятие планирует осуществить этот проектза счет собственных средств.
Для работы установки требуетсясырье, соевые бобы. Их можно закупать у предприятия «Макон» (г. Симферополь) поцене 1200 грн. за тонну.
Таблица 2.Спецификация установки VS 200 компании ProSoya.Наименование показателя Качественное значение показателя Производительность, л/ч 200 Количество необходимого сырья (сухого), кг/ч 30 Производительность по окаре, кг/ч 50-60 Мощность, кВт 5 Потребление воды - изготовление, л/ч 300 - очистка и другие, л 500
Площадь (м2) 7 Метод экстракции Автоматический Дезодорация Вакуумная Обслуживающий персонал - изготовление 1 - замачивание бобов и удаление окары 1 - очистка 1 (может быть работник, указанный выше) - техническое обслуживание 1 (периодически)
Данная автоматическая установка позволяет:
- стерилизовать воду, предназначенную для смешивания с соевыми зернами;
- дозировать и размельчать зерна сои;
- экстрагировать соевое молоко;
- рекупировать окару;
- добавлять сироп и ароматизаторы;
- пастеризовать соевое молоко примерно 2 минуты при 100°С;
- охлаждать его до +4°С.
Установка состоит из: бака запуска и промывки, расходомера,стерилизатора воды ультрафиолетовым излучением, бункера для зерен сои сдозатором, измельчителя, фильтра для отделения окары от молока,теплообменика-рекуператора, секции пастеризации, теплообменика-охладителя,электронагрева и регулятора воды в секциях пастеризации, холодильногокомпрессора и циркуляционных насосов.
Установка будет размещена на арендованных у совхоза«Северный Крым» площадях. Площадь, требуемая для установки – 7 м2.Поэтому это производство идеально впишется в уже существующее.
/>Технологическая схемапроизводства фасованного соевого молока включает в себя следующие операции(рис. 2).
Рис. 2. Схема технологического процесса производства соевогомолока
Для обслуживанияустановки требуется 2 человека (должны иметь санитарные книжки) постоянно и 1человек для проведения технического обслуживания периодически. Требования кобслуживающему персоналу – обычные, специальных знаний не требуется. В первоевремя на этом участке предприятия планируется односменный режим работы.
Предприятие планирует начать работу и выпустить в 2001 г.430 тонн фасованного в полиэтиленовые пакеты соевого молока, и в последующие 2года производительность увеличиваться не будет.
Рассчитаем потребность в персонале и заработной плате табл.3. Размер заработной платы возьмем средний по предприятию для такого видаработ. Начисления на заработную плату складываются из отчислений в пенсионныйфонд (32%), социальное страхование (4%), отчислений в фонд занятости (1,5%) исоставляют всего 37,5% от затрат на заработную плату за весь период.
Таблица 3. Потребность вперсонале и заработной платеНаименование категорий работников Потребность, чел Месячный фонд заработной платы, грн Годовая зарплата, грн Затраты на заработную плату, грн Начисления на заработную плату, грн Рабочие основного производства - Оператор установки 2 150 1800 3600 1350 - Технолог 1 170 2040 2040 765 Служащие 1 190 2280 2280 855 Итого: 3 6120 7920 2970
Для начала производственнойдеятельности необходимо рассчитать общую потребность в сырье и материалах. Прирасчете массы необходимого сырья (табл. 4) необходимо использовать планируемыеобъемы производства, данные о производительности установки (табл. 2) иколичества необходимого сырья на единицу готового продукта. В 2001 годунеобходимо переработать 64,5 тонны соевых бобов.
Таблица 4. Расход сырья и материалов на годовой объем производстваНаименование материалов Количество в натуральных единицах Стоимость, грн Стоимость за год, грн Соевые бобы, тонн 64,5 1200 77400 Соль поваренная, тонн 2,58 140 392 Сахар, тонн 2,58 1650 4257 Растительный жир, тонн 2,15 2700 5805
Вода для процесса, м3 645 1,8 1161
Вода для очистки и др., м3 134 1,8 241 Полиэтиленовые пакеты с рисунком, тонн 2,15 7800 16770 Итого: 106026
Стоимость электроэнергии натехнологические цели рассчитывается исходя из количества потребляемой энергии в2001 г. – 12902 кВт и тарифной ставки за 1 кВт – 0,15 грн., итого стоимостьэлектроэнергии за год – 1935 грн.
На продвижение продукции предполагается выделить рекламныйбюджет (газетные объявления, театрализованные представления в школах идошкольных учреждениях с участием молока «СоуНайс», проведение лекций вмедицинских учреждениях и изготовление печатной продукции) в сумме 20000 грн.за первый год выпуска продукции.
Расчет суммы амортизационныхотчислений проведем без поправочных коэффициентов (табл. 5). Установка по изготовлениюсоевого молока VS 200 стоит 125000 грн.
Таблица 5. Расчет суммыамортизационных отчисленийНаименование оборудования 1-ый год, грн. 2-ой год, грн. 3-год, грн. Амортизация за I квартал 7813 6035 4665 Амортизация за II квартал 7324 5658 4373 Амортизация за III квартал 6866 5304 4100 Амортизация за IV квартал 6437 4923 3844 Итого: 28440 21920 16982
Себестоимость продукции являетсяодним из важных обобщающих показателей деятельности предприятия, отражающихэффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники ипрогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства иуправления.
Себестоимость продукции представляет собой совокупностьзатрат на производство и реализацию продукции. Расчет среднегодовой себестоимости1-го года работы предприятия отражен в табл. 6.
Таблица 6. Расчет среднегодовой себестоимостип.п. Статьи затрат Сумма по годам, грн Обоснование на ед. 1 год 2 год 3 год 1 2 3 4 3 5 3 6 7 1. Сырье и основные материалы 0,24 106026 0,24 106026 0,24 106026 Таблица 4 2. Электроэнергия на технические нужды 0,005 1935 0,005 1935 0,005 1935 по факту 3. Затраты на зарплату 0,018 7920 0,018 7920 0,018 7920 Таблица 3 4. Отчисления на социальные нужды 0,008 2970 0,008 2970 0,008 2970 -“- 5. Амортизационные отчисления 0,066 28440 0,054 21920 0,041 16892 Таблица 5 6. Расходы на рекламу 0,046 20000 0,019 6900 0,008 2000 Рекламный бюджет 7. Услуги сторонних организаций 0,028 12000 0,026 10000 0,02 8000 Предполагается Прямые затраты 0,42 179291 0,37 157671 0,34 145743 8. Цеховые расходы 0,009 3960 0,009 3960 0,009 3960 50% от п.3 9. Общезаводские расходы 0,018 7920 0,018 7920 0,018 7920 100% от п.3 10. Потери брака 0,017 7528 0,017 7095 0,017 6558 4.5% от прямых затрат 11. Прочие производственные расходы 0,042 17929 0,038 15767 0,042 14574 10% от прямых затрат 12. Непроизводственные расходы 0,02 8365 0,018 7883 0,02 7287 5% от прямых затрат Продолжение табл. 6 1 2 3 4 3 5 3 6 7 Итого косвенных расходов 0,106 45702 0,10 42625 0,093 40299 сумма п.п. 8-12 13. Плановая себестоимость 0,526 223793 0,47 200296 0,43 186042 сумма п.п. 1-12 14. Отчисления во внебюджетные фонды - - - - - - - 15. Полная себестоимость 0,526 223793 0,47 200358 0,43 186104 п.13 + п.14 16. Плановая прибыль 0,26 111897 0,23 100179 0,22 93052 50% от п.15 17. Налог на прибыль 0,091 39164 0,07 30053 0,065 27916 30% от п.16 18. Чистая прибыль 0,17 72733 0,16 70126 0,15 65136 п.16 – п.17 19. Расчетная оптовая цена 0,78 335690 0,70 300537 0,65 279156 п.15 + п.16 20. НДС 0,156 67138 0,14 60107 0,13 55831 20% от п.19 21. Отпускная цена 0,94 402828 0,84 360644 0,78 334987 п.19 + п.20
Таким образом, средняя отпускнаяцена одного литра соевого молока при объеме производства в 430 тонн будетравна 0,94 грн. за 1-ый год работы предприятия, 2-ой год – 0,84 грн., 3-ийгод – 0,78 грн., что вполне соответствует стоимости аналогичной продукцииконкурирующих предприятий. Благодаря этой тенденции предприятие можетварьировать оптовую стоимость продукта: либо повышая свою прибыльность припостоянном объеме, либо уменьшая оптовую стоимость и увеличивая объем продаж.
Анализируя данные таблицы 6 можно сделать вывод, что полная себестоимость в динамике уменьшается: за 1-ый год – составит 0,52 грн., во2-ой год – 0,47 грн. и за 3-ий год работы – 0,43 грн., что является положительнымфактором и обеспечивается снижением доли условно-постоянных затрат в составесебестоимости.
Условно — постоянные затраты – это расходы, которыепрактически не зависят от объема производства; условно-переменные затраты, вотличие от условно-постоянных, изменяются прямо пропорционально росту объемовпроизводства.
Дальнейшее снижение себестоимости связано с завершениемпериода освоения, а значит, сокращения объема брака из-за недостаточнойквалификации работников и повышения производительности (следовательно, накаждую единицу продукции приходится все меньшая величина заработной платы).Дальнейшее снижение себестоимости может быть связанно с эффектом роста объемоввыпуска, т.е. в силу стабильности условно-постоянных затрат рост объема выпускаведет к сокращению той величины этих затрат, которую приходится включать всебестоимость каждой единицы продукции для покрытия в конце концов общей суммыэтих затрат.
6. Управление и контроль
В разделе даетсяописание концепции и структуры управления проектом (или организационная схемапо структуре предприятия), а также как будут распределены роли между основнымичленами управленческой команды и как они взаимодополняют друг друга. Здесьнеобходимо привести схему организационной структуры компании. Инвесторы, зарубежныепартнеры хотели бы видеть управленческую команду, в которой были бы на равныхпредставлены как административные навыки, так и навыки в управлении финансами,маркетингом, производством.
Важной функцией управления является функция предприятия,которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений междувсеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий егофункционирования. Функция организации реализуется двумя путями: черезадминистративно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управления предполагаетопределение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функциймежду всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственностимежду работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечиваетфункционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается впериодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов срезультатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативноеуправление тесно связано с текущим планированием.
Разработка оптимальной организационной структуры управленияявляется решающим моментом для компании, стремящейся реализовать поставленныецели. Соответствие структуры управления фирмой поставленным целям определяетстепень успеха компании на рынке. Поэтому разработка оптимальной структурыуправления компанией является одним из ключевых моментов бизнес-плана.
Под организационной структурой предприятия понимается ееорганизация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяютсяпоставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением междуними функций. Организационная структура предусматривает распределение задач иполномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы,ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющихорганизацию компании.
Основные проблемы, возникающие при разработке структуруправления: установление правильных взаимоотношений между отдельнымиподразделениями, что связано с определением:
- их целей;
- условий работы и стимулирования;
- распределения ответственности между руководителями;
- выбором конкретных схем управления и последовательности процедур припринятии решений;
- организации информационных потоков;
- выбора соответствующих технических средств.
Проблема совершенствования организационной структурыуправления предполагает уточнение функции подразделений, определение прав иобязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости,дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь являетсяповышение эффективности управления.
Организационная структура направлена, прежде всего, наустановление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределениимежду ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования ксовершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Организационные структуры управления производственнымипредприятиями отличаются большим разнообразием и определяющиеся многимиобъективными факторами и условиями. Предприятие ООО «Эдельвейс» относится кмалым предприятиям. В настоящее время на предприятии выпускается фасованноекоровье молоко и планируется к выпуску фасованное соевое молоко, в дальнейшемпредполагается освоить выпуск других соевых продуктов молочного типа.Предприятие ориентированно на локальный рынок и в перспективе на региональныйрынок.
Организационная структура фирмы и ее управление не являютсячем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии сизменяющимися условиями.
Так, на данный момент структура управления ООО «Эдельвейс»выглядит, как показано на рис. 2.1.
Такая структура до последнего времени соответствовала целями задачам деятельности компании, поскольку заказы на производство продукциипоступают в компанию напрямую от крупных покупателей. Таким образом, можносказать, что предприятие работало на заказ. Такая ситуация делаланецелесообразным содержание в штате коммерческого подразделения (службы сбытаили маркетинга), которое бы занималось поиском клиентов. Эту работу осуществлялсам директор, имеющий широкие связи и контракты с потенциальными заказчиками.Небольшие мощности предприятия также делали невозможным резкое увеличениеобъемов производства для реализации продукции широкому кругу потребителей.
При условии начала реализации проекта, предлагаемого вбизнес-плане — производство фасованного соевого молока, существующая структурадолжна быть коренным образом изменена и адаптирована к рыночным условиям.
Для успешного проведения этого процесса в большинствеслучаев необходимо привлечение специалистов в области менеджмента и маркетинга.
Адаптация к рыночным условиям, на наш взгляд, выражается,прежде всего, в появлении в структуре компании должности маркетинг-директора,функционирующего на правах заместителя директора. Маркетинг-директор долженстать ключевой фигурой в компании, взяв на себя всю полноту ответственности зареализацию производимой фирмой продукции.
Необходимость включения в структуру управления ООО«Эдельвейс» должности маркетинг-директора диктуется несколькими основнымипричинами:
- выход на массовый рынок – большое количество единичных покупателей,желающих приобрести товар;
- увеличение объемов производства продукции;
- перспективное расширение географических границ рынка.
Эти причины предопределяют необходимость введения в практикудеятельности компании следующих мероприятий: построениеторгово-распределительной сети и системы товародвижения, сбор и анализ рыночнойинформации, планирование ассортимента продукции, поиск новых возможныхнаправлений диверсификации деятельности фирмы, организация мероприятий порекламе, паблик рилейшинз, стимулирование сбыта и т.п.
/>
Для ООО «Эдельвейс» предлагается структура управления, предложенная на рис. 3. Предлагаемая структура коренным образом отличается от прежней. Во-первых, появлениеслужбы маркетинг-директора предполагает использование компанией концепциимаркетинга, что ориентирует фирму на удовлетворение потребностей. Удовлетворениепотребностей должно стать основной целью деятельности компании, а реализуетсяоно через комплекс мероприятий, включающих исследование рынка и потребителей,анализ конкурентной среды, ориентацию на новшества и изобретения, разработкуэффективной стратегии маркетинга.
Рис. 3. Предлагаемая структура управления ООО «Эдельвейс»
Разделение службы маркетинг-директора на 2 отдела — сбыта имаркетинга целесообразно для сосредоточения сил сотрудников на разных функцияхмаркетинговой деятельности.
Отдел маркетинга должен взять на себя задачи:
- организация регулярного поступления и сбора информации о рынке,внутреннем состоянии предприятия, о развитии спроса, потенциальных клиентах ит.п.;
- разработка эффективных маркетинговых стратегий, адаптированных к существующимрыночным условиям, включающих товарную и ассортиментную политику, ценовуюстратегию, стратегию сбыта и коммуникаций;
- организация эффективной рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта.
Служба сбыта, в свою очередь реализует функцию сбыта и распределения,в задачи которой входит:
- организация эффективной сбытовой сети по региональному принципу;
- организация строгой системы отчетности, контролирующей выполнение всехзаказов от поиска клиента и заключения договора за доставку продукции иоказания послепродажного обслуживания;
- организация эффективной транспортировки продукции и ее доставки клиентамв кратчайшие сроки и с высоким качеством доставки.
Появление в структуре компании отдела НИОКР такжеопределяется ориентацией компании на рыночные отношения. Основными задачамиэтой службы являются:
- организация эффективных научно-исследовательских работ в областиинтересов компании;
- разработка новых эффективных характеристик, разработка новых модификацийи т.п.
Таким образом, численность персонала компании значительновозрастает, что ведет к усложнению управления единицами.
7. Анализрисков.
В разделеописывается вероятность наступления неблагоприятного события, которое можетпривести к потере части ресурсов предприятия, сокращению доходов или появлениюдополнительных расходов в результате производственной и финансовойдеятельности. Поэтому при разработке бизнес-плана должны быть учтены возможныеизменения рыночной ситуации. Проводят качественный и количественный анализриска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, привыполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагаетопределение доли факторов риска, что является более сложной задачей.
В результатеопределения чувствительности проекта к критическим факторам в процессепроектирования разрабатываются мероприятия по уменьшению риска, иустанавливается оптимальный вариант реализации проекта
Рынок и маркетинг являются решающими факторами длявсех фирм. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на нихнет своих покупателей. Поэтому данный раздел бизнес-плана является наиболеетрудным для написания. Необходимо убедить инвесторов и кредиторов всуществовании рынка для товара и показать, что предприниматель может продатьсвою продукцию на нем.
В предпринимательскойдеятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане,могут быть полностью или частично не достигнуты.
Из всего перечня рисков особоевнимание уделяется финансово-экономическим рискам, классификация и влияниекоторых отражены в табл. 7.
Таблица 7.Финансово-экономические рискиВиды рисков Отрицательное влияние на прибыль Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен Появление альтернативного продукта Снижение спроса Снижение цен конкурентов Снижение цен Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен Рост налогов Уменьшение чистой прибыли Платежеспособность потребителей Падение продаж Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен Зависмость от поставщиков, отсутствие альтернативы Снижение прибыли из-за роста цен
Проанализировав виды рисков можносказать, что:
- неустойчивость спроса маловероятна, потому что соевая продукцияконкурентов пользуется большим спросом даже, несмотря на низкое ее качество, имировые тенденции говорят о том, что этот рынок является бурно развивающимся иимеет большую емкость, и кроме этого в структуре прибыли предприятия имеетсябольшой запас для снижения отпускных цен и тем самым восстановления прежнихобъемов продаж;
- появление альтернативного продукта имеет большую вероятность из-заотсутствия конкуренции в данном сегменте рынка, но предприятие после освоенияпроизводства соевого молока планирует производить целый ряд соевых продуктов и,таким образом, диверсифицировать свою прибыль и спрос;
- снижение цен конкурентов и снижение цен на данный тип продукта такжеимеет большую вероятность но, как говорилось выше, стратегия предприятиянаправлена на создание продукта-лидера по качеству, что подразумеваетопределенный уровень цен, характеризующих это качество; диверсификациядеятельности предприятия позволит решить проблему снижения цен;
- увеличение производства у конкурентов также имеет большую вероятность,мера противодействия – создание продукта с новыми потребительскими качествами;
- рост налогов маловероятен, но даже в случае этого события предприятиебудет акцентировать внимание на налоговом планировании своей деятельности;
- платежеспособность потребителей в современной ситуации достаточнонизкая, но, как отмечалось выше, предприятие имеет возможность снизитьотпускные цены и увеличить объемы продаж;
- рост цен на сырье, материалы и перевозки имеет большую вероятность, таккак большинство предприятий индексируют свои цены в соответствии с ростом курсадоллара, но в настоящее время на рынке сырья, материалов и перевозок имеетсябольшая конкуренция и всегда можно найти оптимальное решение этой проблемы;
- зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы имеет малуювероятность по причинам указанным выше.
8. Финансовый план
Разделпросчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Здесьнаряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениям и выплатам)должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия (приусловии, что проект реализуется на действующем предприятии). Обычно финансовыйраздел представлен тремя основными документами:балансовой ведомостью отчетом о прибылях и убытках отчетом о движении денежных средств
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующиематериалы разделов бизнес- плана и представляют их в стоимостном выражении.
Финансовый план предполагает выполнение следующих расчетов:
- распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления ипотребление) (табл. 8);
- расчет доходов и затрат (табл. 9);
- прогнозный баланс активов и пассивов предприятия (табл. 10);
- расчет показателей финансово-экономической деятельности предприятия(табл. 11).
Распределение чистой прибыли осуществлено исходя изотчислений в фонд накопления в размере 90% и фонд потребления – 10% чистой прибыли.Такое распределение обусловлено тем, что ООО «Эдельвейс» является предприятием,требующим развития своей материально-технической базы.
Планирование выручки от реализации осуществляется с учетомвремени поступления денежных средств на счет предприятия за отгруженнуюпродукцию (3 дня).
При планировании затрат на сторону следует учитывать также,как и при планировании денежных средств, время их уплаты предприятием(продолжительность нормальной кредиторской задолженности поставщикам, бюджету идр.) – 3 дня, поставщикам — 15 дней, бюджету и банку — 9 дней (оплата труда сначислениями).
Прирост устойчивых пассивов на 2002 г. рассчитываетсяследующим образом.
Кредиторская задолженность по оплате труда (Кзп):
Кзп = ФОТ * 9: 360 = ( 7920 + 297) * 9: 360 = 272.
Кредиторская задолженность по бюджету (Кб):
Кб = НЛ * Д: 360 = 106364 * 15: 360 = 4432, где
НЛ – сумма налогов (39164+62+67138= 106364).
Кредиторская задолженность поставщикам (Кп) за сырье,материалы, топливо и прочие услуги:
Кп = СМ * Д: 360 = 139961 * 3: 360 = 1166, где СМ – общаясумма расходов на сырье, материалы, топливо и др. услуги.
Кредиторская задолженность банку (К%) за пользованиекредитом:
Кб = Скр * Д: 360 = 37500 * 15: 360 = 1563, где
Скр – размер уплаты % за кредит = 125000 * 0,3 = 37500.
Итого устойчивых пассивов на конец 2001 года =272+4432+1166+1563=7433 грн.
Устойчивые пассивы на начало 2001 года = норматив оборотныхсредств на 2001 год = 1112, прирост устойчивых пассивов в 2001 г. = 7433 –1112= 6321.
Размер устойчивых пассивов в 2002 году – 6634.
Кзп = 272; Кб = 90222 * 15: 360 = 3759; Кп = 124861 * 3:360 = 1041;
Кб = 37500 * 15: 360 = 1563.
Прирост устойчивых пассивов в 2002 году = 6634 – 7433 = — 799.
Устойчивые пассивы в 2003 г. = 6310.
Кзп = 272, Кб = 3492; Кп = 983; К % — 1563.
Прирост устойчивых пассивов в 2003 г. = 6310 – 6634 = — 324.
Погашение долгосрочного кредита планируется в течение 3 –хлет равными долями – 243926: 3 = 41667 грн.
Основными источниками формирования средств фонда накопленияявляются: амортизационные отчисления, отчисления от чистой прибыли, приростустойчивых пассивов, долгосрочный кредит банка (только в 2001 г.). Средстваэтого фонда использовались на уплату процентов за пользование долгосрочнымкредитом, на приобретение основных фондов (только в 2001г.), на погашениедолгосрочного кредита банка (согласно кредитному договору – начиная с 2001 г.)
Фонд потребления в динамикеувеличивается (с 80006 грн. — 2001 г. до 93533 грн. — в 2003 г.), т.к.использование средств этого фонда пока не планируется (см. табл. 8).
Таблица 8. Распределение чистой прибылип/п Наименование показателей Годы 2001 2002 2003 1 2 3 4 5 Фонд накопления 1. Чистая прибыль 72733 70126 65136 2. Источники формирования средств фонда накопления: 2.1 Остатки средств фонда на начало планируемого периода - 93787 169889 2.2 Амортизационные отчисления 28440 21920 16892 2.3 Отчисления от чистой прибыли (90%) 65460 63223 58622 2.4 Прирост устойчивых пассивов 6321 - - 2.5
Долгосрочный кредит банка
( по условию, но не более потребности в основных фондах) 125000 - - 3. Всего источников 297954 249056 251917 4. Направления использования средств фонда накопления 4.1 Уплата процентов за пользование долгосрочным кредитом 37500 37500 37500 4.2 Затраты на приобретение основных фондов 125000 - - 4.3 Затраты на прирост оборотных средств - - - 4.4 Погашение долгосрочного кредита 41667 41667 41667 Продолжение табл. 8 1 2 3 4 5 5. Всего затрат 204167 79167 79167 6. Излишек средств 93787 169889 172750 Фонд потребления 1. Чистая прибыль 72733 70126 65136 2. Источники формирования средств фонда потребления 2.1 Остатки средств фонда на начало планируемого периода - 80006 87019 2.2 Отчисления от чистой прибыли (10%) 7273 7013 6514 2.3 Прочие поступления - - - 2.4 Фонд оплаты труда - - - 3. Всего источников 80006 87019 93533 4. Направления использования средств фонда потребления 4.1 Оплата труда - - - 4.2 Долевое участие в строительстве жилого дома для сотрудников - - - 4.4 Премирование - - - 5. Всего затрат - - - 6. Излишек средств 80006 87019 93533 7. Недостаток средств - - -
План доходови расходов (табл. 9) на 3 года в соответствии с прогнозом тенденций развитияотрасли отражает, что в течение 2001-2003 гг. предприятие будет получатьустойчивую прибыль, рентабельность продукции и продаж в динамике увеличивается,что является положительной тенденцией.
Таблица 9. Доходы и затраты ООО«Эдельвейс», грн п/п Показатели 2001 2002 2003 1. Доходы (выручка) от реализации без НДС 335690 300537 279156 2. Полная себестоимость 223793 200358 186104 В т.ч. условно-переменные затраты 146227 134829 124519 -условно-постоянные затраты 77566 65529 62585 4. Балансовая прибыль 111897 100179 93052 5. Налог на прибыль 39164 30053 27916 6. Чистая прибыль 72733 70126 65136 7. Рентабельность продукции, % (п.6: п.2 * 100 %) 32,5 32,5 32,5 8.
Рентабельность продаж, %
( п.6: п.1* 100 %) 21,67 23,33 23,33
На основании данных, представленныхв табл. 9, и уровня цены предприятия на единицу продукции, построим графикбезубыточности (рис. 4) с целью определения критического объема производства изапаса финансовой прочности ООО «Эдельвейс»
Критический объем производства (Vкр) определяется поформуле:
Vкр = УПЗ: (Ц-УППЗ), (1)
где УПЗ – сумма условно-постоянных затрат, грн.;
Ц – цена единицы продукции предприятия, грн.;
УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции,грн.
Запас финансовой прочности определяется как разница междупланируемым размером выручки и размером пороговой выручки и отражает, до какогоразмера можно снижать объем производства и не нести при этом убытков.
Критический объем производства = сумма условно-постоянныхзатрат: (цена на ед. продукции – ( сумма условно-переменных затрат: объемпроизводства)) = 77566: ( 0,78 – (146227: 430000) ) = 176315 л./> />
Запас финансовой прочности = 430000 – 176315 = 253685 л.
Для расчета даты, когда проект начнет приносить прибыльнеобходимо сопоставить критический объем производства с однодневным выпускомпродукции: 176315: (430000: 360) = 147 дней.
С целью оценки финансово-экономических результатов проектасоставляется прогнозный баланс активов и пассивов предприятия ООО «Эдельвейс»на 2001-2003 г. (табл. 10).
Для вновь проектируемого предприятия, которым является«Эдельвейс», прогнозный баланс составлен методами прямого счета ираспространенным методом обеспечения сводимости баланса — «пробки» (длябалансирования сумм по активу и пассиву баланса).
Рассматривая данные табл. 10 отмечаем, что «пробка»расположена в активе баланса с 2001 – 2003 гг. Это говорит о том, в этотпериод имеется резерв размещения 198684 грн., 257577 грн. и 237252 грн.соответственно в производство соевого молока.
Таблица 10. Прогнозный баланс активов и пассивов ООО«Эдельвейс» (на конец года)
АКТИВ Годы 2001 2002 2003
1.Внеоборотные активы
1.1 Основные фонды по балансовой стоимости 125000 125000 125000 1.2 Амортизация 28440 50360 67342 1.3 Основные фонды по остаточной стоимости (п.1.1-п.1.2) 96560 74640 57658 Итого по разделу 1 (п.1.3) 96560 74640 57658 2. Оборотные активы 2.1 Запасы 622 557 517 2.2 Дебиторская задолженность 3357 3005 2792 2.3 Денежные средства, всего 32494 29092 27022 в т.ч. - Касса 224 200 186 - расчетный счет 32270 28892 26836 Итого по разделу 2 36249 32654 30331 3. Убытки
Итого по разделу 3 - - - Итого по разделам 1,2,3 132809 107294 87989 «Пробка» 198684 257577 237252 Баланс 331493 364871 325241
ПАССИВ Годы 2001 2002 2003
4.Капитал и резервы
4.1 Уставный фонд 98000 98000 98000 4.2 Специальные фонды (фонд накопления) 93787 169889 172750 4.3 Нераспределенная прибыль - - - Итого по разделу 4 191787 267889 270750 5. Долгосрочные пассивы (задолженность по долгосрочному кредиту) 125000 83334 41667 Итого по разделу 5 125000 83334 41667
6. Краткосрочные пассивы
6.1 Кредиторская задолженность:
— поставщикам 1166 1041 983 — по оплате труда 272 272 272 — бюджету 4432 3759 3492 Продолжение табл. 10 — банку 1563 1563 1563 6.2 Фонд потребления 7273 7013 6514 Итого по разделу 6 14706 13648 12824 Итого по разделам 4,5,6 331493 364871 325241 «Пробка» - - - Баланс 331493 364871 325241
Обоснование финансово-экономической целесообразности реализации планируемого производства можно дать на основе анализапредставленных в табл. 11 показателей, по которым определяется ликвидность,платежеспособность, финансовая устойчивость и стабильность предприятия, аглавное – ожидаемый срок окупаемости проекта.
Таблица 11.Финансово-экономические результаты деятельности ооо «эдельвейс»Коэффициент Годы 2001 2002 2003 Коэффициенты ликвидности — коэффициент абсолютной ликвидности 2,2 2,1 2,1 — коэффициент покрытия баланса 9 7,9 6,9 Коэффициенты финансовой независимости и устойчивости — общий (коэффициент автономии) 0,6 0,7 0,8 — коэффициент финансовой устойчивости 0,4 0,6 2,8 Коэффициенты деловой активности Продолжительность оборачиваемости в днях: а) запасов 153,4 80,6 62,3 б) дебиторской задолженности 3,6 3,6 3,6 в) кредиторской задолженности 1,3 1,3 1,3 г) операционного цикла (а + б) 157 84,2 63,6 д) финансового цикла (г — в) 155,7 82,9 62,3 Фондоотдача основных средств, грн. 2,7 2,7 2,7 Коэффициенты прибыли — рентабельность продаж, % 21,7 23,3 23,3 — рентабельность основной деятельности, % 32,5 35 35 — рентабельность авансированного капитала, % 112 125 134 Срок окупаемости проекта, лет 1,7 1,8 1,9
ВЫВОДЫ
Данные таблицы показывают, что ООО«Эдельвейс» по состоянию на 2001 год будет иметь устойчивое финансовоесостояние, т.к. все коэффициенты находятся в пределах нормативных. К 2003 годупредприятие станет независимым от внешних кредиторов, т.к. планируетсяпогашение долгосрочного кредита.
Показатели деловой активности также говорят об улучшениифинансового состояния, т.к. имеется тенденция к сокращению оборачиваемостидебиторской и кредиторской задолженности, кроме того, прослеживается, что к2003 году проект практически себя окупит.
Это дает основания сделать вывод, что реализация проекта попроизводству соевого молока экономически целесообразна.ЗАключение
В данной курсовой работе проведён анализ основных разделовбизнес-плана, осуществлен анализ финансового состояния ООО «Эдельвейс»,разработан бизнес-план предприятия по производству соевого молока, рассмотреныпринципы организации работы по охране труда на предприятии и проведен анализприменения ПЭВМ и программного обеспечения для создания и анализа бизнес-планови эффективности экономических решений.
Была выяснена структура бизнес-плана и что бизнес-планявляется основным видом планов, которые разрабатываются компаниями. Он содержитпрограмму деятельности фирмы, включающую основные цели, задачи, стратегию,тактику и бюджет. Профессионализм команды, составляющей бизнес-план, напрямуювлияет на жизнеспособность компании на рынке и на успешность бизнеса, поэтомупроцесс разработки бизнес-плана должен быть профессионально и грамотноорганизован и должен контролироваться руководством компании.
В рамках курсовой работы сделана попытка анализадеятельности ООО «Эдельвейс» и финансовых показателей ее деятельности.
Представлен реальный бизнес-план, способствующий расширениюбизнеса ООО «Эдельвейс» и освоению новых рыночных ниш. Проведен анализлокального рынка, дано описание продукта и технологии его производства. Прианализе структуры управления была рекомендована наиболее оптимальная структурауправления компанией, ориентированная на реализацию поставленных руководствомцелей. Был проведен анализ рисков данного проекта.
Было выяснено, что в целом реализация проекта попроизводству фасованного соевого молока экономически целесообразна и ООО«Эдельвейс» в будущем способно своевременно погашать свои обязательства передкредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете, так какпредприятие планирует получать устойчивую прибыль.