Реферат по предмету "Предпринимательство"


Проблемы развития малых предприятий в России

ФинансоваяАкадемия при Правительстве Российской Федерации
Кафедра экономикиКурсовая работа
на темуПроблемы развития малых предприятий в России
Студент гр.
Научный руководитель:г. Москва 2001
Содержание
Введение. 4
Глава 1. Специфика малых предприятийи их роль в экономике. 5
Глава 2. Малые предприятия в Россиина современном этапе: проблемы становления и развития малого бизнеса. 10
Глава 3. Основные направления мер порешению проблем малых предприятий в России  22
Заключение. 25
Список литературы: 28
Введение
В последнее время впромышленности индустриально развитых стран наметилась тенденция к оптимизацииразмеров предприятий, сосредоточенных на одной территориальной площадке. Всвязи с наблюдающимся в последнее время падением серийности производства ирасширением номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств,второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание былопередано крупными корпорациями специализированным средним и мелким фирмам,которые добились значительных успехов в своей деятельности. В современнойэкономике сложился своеобразный симбиоз крупных корпораций и средних и мелкихфирм.
Положительная рольразвития предприятий малого бизнеса несомненна но, тем не менее, в Россиинаблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформированияэкономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночноймодели малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрацияпроизводства в Советском Союзе стала одной из главной причиной упадка малыхгородов, разорения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятковмиллионов людей  в крупные города, где создалась неразрешимая проблема жилья,бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии,преступности. Развитие малых предприятий необходимо России  для становления эффективнойи стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце1980-х – начале 1990-х годов пока полностью не оправдываются.
Все вышеперечисленныефакты обуславливают целесообразность проанализировать в данной работе ситуацию,связанную с развитием малых предприятий в нашей стране. В список поставленныхзадач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным влиянием, котороеоказывают малые предприятия на экономику государства, анализ положения малыхпредприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на путиразвития малого бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.
Основу информационнойбазы работы составляют аналитические материалы специализированных периодическихизданий и ресурсы тематических источников информации сети интернет. Для общегопредставления субъекта анализа и рассматриваемых проблем была использованаактуальная учебная литература.
Тематика рассматриваемого явлениявесьма обширна и включает в себя множество вопросов и проблем, материалов длярассмотрения и анализа. Осветить все аспекты анализируемых вопросов в рамкаходной работы невозможно. Поэтому были выбраны приоритетные темы для рассмотрения.За рамками работы остается вопрос истории развития малых предприятий в нашейстране, западный опыт в данной сфере. Акцент в работе делается на детальноерассмотрение всех проблем, обусловивших замедление развития малых предприятий вРоссии, поиск путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделаннойработы являются выводы по данной теме, позволяющие составить представление како самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийсянегативной ситуации.Глава 1.Специфика малых предприятий и их роль в экономике
Малые предприятия являются неотъемлемойчастью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сферамалого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняявакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смыслецементируют экономику, используют пустующие рыночные нишы и стимулируютдеятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполнеопределенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточнойстепени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют рольфундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функциямалых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики»,при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другаяважнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается ихмногочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малыепредприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителямтоварами и внедрение несложных научно-технических достижений.
Поскольку любая экономическая системане идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией,крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контрольнад рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится подугрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость вусловиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бываетневыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляютпрямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмыоказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так какмалые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупныхорганизаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких икрупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационныхтехнологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях,когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногиекрупные корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары илиуслуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, вкоторых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение трудамежду крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повыситьсовокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малогобизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет отнеожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы.С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций,так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один оченьважный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезностии важности малых предприятий в экономической системе страны, государство какправило оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.
Для решения вышеупомянутыхпроизводственно-технических задач малый бизнес должен иметь ряд преимуществ посравнению с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятийотносятся:
·    большаяадаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
·    мобильность привыполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
·    более экономичноеиспользование ресурсов, в том числе вторичных;
·    снижениекосвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственныхструктур;
·    повышеннаяскорость обращения капитала.
Развитие сферы малогопредпринимательства, таким образом, способствует решению многихсоциально-экономических проблем – создание среднего класса, снижениебезработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной частибюджетов всех уровней и др. Чем больше сектор гибких и подвижных малыхпредприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем вышестабильность экономики.
Следует особо отметить, что понятиемалого предприятия не имеет четкого объективного определения. Делениехозяйственных структур на мелкие и крупные можно осуществлять по целому рядупризнаков и поэтому не существует единого универсального определения для малогопредприятия. Вопрос об определении предприятия как малого решается на уровнезаконодательной власти всех стран, но общий принцип заключается в выборекритерия оценки и установке ограничений на выбранный признак. Выделяют количественный, качественный и комбиниро­ванныйподходы к определению малого и среднего предприятий. В определениях малыхпредприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такиелегко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот),балансовая стоимость активов. Основное достоинство количественных определений — удобство их использования. Основ­ными недостатками количественных подходовявляются их абсолют­ность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбортого или иного показателя и границ его изменения, и трудность их использованиядля сравнительного анализа. Качественные варианты определений предусматриваютисполь­зование качественных критериев. Часто используют дополнение каче­ственногоопределения некоторыми количественнымипоказателями. Делают­ся также попытки определить размер «малого»,«среднего» и «круп­ного» предприятий через рассмотрение«эффектов» или по­следствий влияния размера на характер деятельностифирмы. К преимуществам качественного подхода можно отнести достижение некоторойстепени его теоретического обоснования и учет широкого спектра«интуитивно» присущих разным предприятиям качественных критериев,таких, как «система менеджмента», «система контроля производительности»,«система мотивации производительности» и т.д. Основными недостаткамиэтого подхода являются сложность практи­ческого его применения, обусловленная,в частности, трудностью до­ступа к внутрифирменной информации, а также дос­таточноширокий спектр самих критериев. Иллюстрацией комбинированного подхода можетслужить определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания). Болтонский комитет предложил так называемые«экономическое» и «ста­тистическое» определения малойфирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющиеследую­щим трем условиям:
Ø  фирма владеетотносительно небольшой долей рынка в рыноч­ном пространстве ее сферыдеятельности;
Ø  управлениефирмой осуществляется ее владельцем (или соуч­редителями) лично, а не посредствомформализованной управленчес­кой структуры;
Ø  фирма являетсянезависимой (не представляет собой часть круп­ного предприятия).
Статистическое определениепредполагалось использо­вать для выявления вклада предприятий малого бизнеса вваловой национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортнуюдеятельность, развитие инноваций и т. д., а такжедля анализа изме­нений соответствующих показателей во времени и обеспечения воз­можностипроведения сопоставлений на международном уровне.
В нашей стране понятие малогопредприятия определяется Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Всоответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым,должны одновременно выполняться четыре условия.
1.  Это должна быть коммерческая организация (иными словами, некоммерческиеорганизации не могут считаться малыми предприятиями).
2.  В уставном капитале организации доля участия Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25процентов.
3.  В уставном капитале организации доля, принадлежащая одномуили нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства,не должна превышать 25 процентов.
4.  Средняя численность работников за отчетный период не должнапревышать следующих предельных уровней: в промышленности — 100 человек; встроительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве- 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; востальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Что касается многопрофильных малыхпредприятий, то в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого являетсянаибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятиесамостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться — объемоборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли,полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятиемпоказатель должен быть неизменным в течение отчетного года (п. 1.1.6 ИнструкцииГНС РФ от 10.08.95 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога наприбыль предприятий и организаций»). Глава 2.Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы становления иразвития малого бизнеса
Во всех развитых странах маломубизнесу принадлежит немалый удельный вес в суммарных показателяхфункционирования экономики. Так, например, в США в настоящее время функционируют25 млн. малых и средних предприятий и это составляет 99,6 % всех американскихпредприятий. На долю малого и среднего бизнеса в Америке приходится две третивсех занятых в экономике и больше половины валового национального продукта.1Аналогичная ситуация характерна и для других индустриальных стран. В Россиитемпы развития малого бизнеса и фактические показатели присутствия малыхпредприятий на рынке существенно занижены, по сравнению с западными странами.На долю малого бизнеса приходится всего лишь 6,2 % от общего объемапроизведенной продукции, количество работников малых предприятий в нашей странепредставляет собой только 13 % от всех занятых в экономике, они производят10-11 % валового внутреннего продукта.2
Основной правительственный замыселразвития индивидуального и малого предпринимательства в России в конце 1980-хгодов связывался главным образом с производственной сферой экономики,возможностью увеличения товарной массы на потребительском рынке, появлением массовыхконкурентов крупным производителям продукции. Для этого предпринимались особыемеры по созданию подходящих экономических условий для развития малого бизнеса.Однако спустя несколько лет ситуация с малыми предприятиями не внушалаоптимизма. Из 624 тысяч зарегистрированных в середине 1993 г. малых предприятийв сфере производства удержались очень не многие, и их доля в промышленномпроизводстве и строительстве составила менее 1% — в основном они сосредоточилисьв сфере торговли и посредничества.3
На 1 июля 1999г. в России действовали890 тыс. малых предприятий, что составило 30 процентов от общей численностироссийских предприятий. Количество малых предприятий выросло на два с половинойпроцента по сравнению с положением дел на 1 января 1999г. Значительно вырослочисло субъектов малого бизнеса в отраслях связи, транспорта, материально-техническогоснабжения и сбыта. Немного меньший прирост произошел в промышленности. Но  вжилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в сферах культуры и искусства,науки и научного обслуживания малых предприятий стало меньше. По состоянию на 1января 2000 г. в России действовало 890,6 тыс. малых предприятий. В среднем поРоссийской Федерации на одну тысячу населения приходится 7 малых предприятий.1
Для сравнения, в США этот показательсоставляет 74 предприятия, в Италии – 68, Японии – 50, Великобритании – 46 и воФранции – 35.2 По оценкам экспертов, для созданияэффективной конкурентной среды оптимальным было бы доведение числа субъектовмалого предпринимательства, по крайней мере, до 3,5 млн. к 2005 году.3
Специфической особенностью развитиясферы малых предприятий в нашей стране является сосредоточение мелких фирм вобласти торгово-посреднических услуг – в ней функционирует до 49 % мелкиххозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядитследующим образом: на промышленность приходится 15 % всех малых предприятий, настроительство – 15 %, науку и научное обслуживание – 4 %, транспорт и связь – 3% и сельское хозяйство – 1,5 %. В целом на малых предприятиях России занято 6,5млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании – 35 %,промышленности – 22% и строительстве – 22 %. При этом прослеживается отчетливаятенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 1994 г. всреднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2000 г. их число сократилосьдо 7. Следует отметить неравномерность географического распределения субъектовмалого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятийсосредоточено в Центральном экономическом районе – 36%, причем только в однойМоскве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург,Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь – на эти регионы в совокупностиприходится около трети всех малых предприятий.1
Целесообразно особо отметить, что понекоторым оценкам, примерно девять десятых малых предприятий в России,независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счетпосредничества и торговли.2
Несмотря на увеличение общего числамалых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес вРоссии поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множествомпроблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамкамизаконодательства, либо ведут к разорению и банкротству.
К главным проблемам российскогомалого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера,т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий,неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержкималых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д, во-вторых, проблемафинансово-кредитного обеспечения.
Хотя в настоящее время мало ктоотрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, акритика государственной власти в отношении слабой эффективности экономическойполитики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степенивнимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержкималых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ееэффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малыхпредприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству насовременном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами.Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действийгосударства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всегооказывается малоэффективной.
Подтверждением этих фактов можетслужить информация, обнародованная в ходе проведения Второго всероссийскогосъезда представителей малых предприятий в октябре 1999 г. О том, чтогосударство уделяет недостаточно внимания проблемам малого бизнеса, свидетельствуетстепень выполнения Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательствана 1996-1997 г.г. Программа не была выполнена полностью прежде всего в связи снедофинансированием. Пункты президентского указа № 491 «О первоочередных мерахгосударственной поддержки малого предпринимательства» от 2 февраля 1996 г.,касающиеся выделения необходимых для этого средств, были отменены Указом ПрезидентаРоссийской Федерации №1225 «об изменении, приостановлении действия и признанииутратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации в связи сФедеральным законом «О федеральном бюджете на 1997 г.» от 14 ноября 1997 г.1Большинство экономистов обращают внимание на моральное устареваниесоответствующего федерального закона — «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации», принятого еще в 1995 году иподлежащего модернизации и внесению изменений в смежные правовые акты. Хотяэтот закон по своему содержанию и положениям в сравнении с законодательными актамиразвитых стран довольно прогрессивен, выполняется он плохо. Закон содержит 23статьи, по 17 из них обязательства несут федеральные правительства. 15 статейсвязаны с предоставлением малым предприятиям прямой преимущественной поддержки,однако на практике ни одно обязательство по этим 15 статьям не выполнено вполном объеме.2 В России функционирует относительнобольшое количество нормативно-правовых актов по малому предпринимательству, ноони, как правило, не содержат реальных обязательных для исполнения министерствамии ведомствами мер по его поддержке.
В целом к недостаткамнормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства можно отнести:
1) отставание законодательства от практики;
2) нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
3) возможность разного толкования законодательных положений;
4) невозможность реализации важнейших положений, принятых законов
5) наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
6) низкий уровень информирования о принимаемых законах.
Другая серьезная проблемазаконодательной сферы – неэффективность российской системы налогообложения,ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и какследствие – создание стимула для развития теневого сектора экономики. Понекоторым данным в настоящее время в России не регистрируются до половины малыхфирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70 %, реальныйфонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборотзанижается в среднем на 70 %. В результате таких неправомерных действий малыепредприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза большетех сумм, которые они туда перечисляют.1 Помимо общейнепродуманности налогового кодекса в отношении малого бизнеса, необходимо отметитьнепрофессиональное применение на местах единого налога на вмененный доход. Введениеновой системы налогообложение, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ, должно быломаксимально упростить взаимоотношения малого бизнеса с бюджетом. Однако внастоящее время ее применяют лишь около 3 процента потенциальных пользователей.1Переходу на упрощенную систему помешал ряд недоработок в ней, допущенных создателями.Во-первых, законом не сохранено право субъектов малого предпринимательствавыделять налог на добавленную стоимость в счетах на поставленную покупателям продукцию.Это негативно сказалось на всей программе в целом, так как, с одной стороны,«входной» налог увеличивает себестоимость, а с другой -  покупатели продукциималых предприятий не имеют возможности засчитывать свой «входной» НДС приуплате налога. Во-вторых, законом был установлен новый единый налог ссовокупного дохода, т.е. валовой выручки. Это привело к тому, что при переходена упрощенную систему налогообложения субъекты малого предпринимательства утрачиваютположенные им льготы по налогу на прибыль. Как следствие – малым предприятиямвыгоднее первые четыре года использовать общепринятую систему налогообложения,а не упрощенную. В-третьих, в законе содержится ряд спорных положений.Например, это относится к вопросу о составе затрат, относимых на уменьшениеналогооблагаемого совокупного дохода, и также о механизме перехода на упрощеннуюсистему налогообложения и обратного перехода на общеустановленную и ряда другихпроблем. Наконец, после введения в действие второй части налогового кодексаРоссийской федерации возникла ситуация, при которой субъекты малого бизнесабыли поделены на две группы с разными правами. Организации по-прежнемуосвобождаются от налога на добавленную стоимость, а индивидуальные предприниматели,которые раньше НДС не платили, теперь привлекаются к уплате этого налога. Этоприводит к дискриминации налогоплательщиков по признаку организационно-правовойформы.
Единый налог, речь о котором идет вФедеральном законе от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на временныйдоход для определенных видов деятельности», был введен с целью охватить этимналогом малые предприятия, функционирующие в таких сферах, как розничная торговля,общественное питание, бытовое и транспортное обслуживание, то есть там, гденалоговый контроль значительно затруднен. Закон оправдал возложенные на негонадежды в отношении индивидуальных малых предприятий, ранее уклонявшихся от уплатыподоходного налога. Применение единого налога увеличило доходную базу бюджетоврегионов. Однако закон не лишен отдельных недоработок и спорных моментов.Например, недостаточно  проработан вопрос о порядке ведения раздельного учета результатовхозяйственной деятельности многопрофильных организаций, осуществляющих нетолько деятельность, предусмотренную в законе о едином налоге, но и функционирующиев других сферах экономики. Это влечет за собой двойственной налогообложение ихимущества, фонда оплаты труда и доходов. Помимо этого в законе не установленычеткие критерии отдельных видов предпринимательской деятельности, для которыхвозможно применять единый налог. Это приводит к постоянным разногласиям по поводувопроса, относится ли деятельность по продаже товаров определенным категориямпокупателей к розничной торговле, переводимой на уплату единого налога, или коптовой торговле, для которой налог не может быть использован. К тому же нетчеткого определения по поводу начисления налога с продаж, страховых взносов пострахованию от несчастных случаев на производстве и платежей засверхнормативные выбросы загрязняющих веществ плательщикам единого налога навмененный доход.
В настоящее время малые предприятия,занимающиеся выпуском отдельных видов товаров в первые четыре года с моментагосударственной регистрации полностью или частично освобождаются от уплатыналога на прибыль. Предприятия малого бизнеса также имеют право на ускореннуюамортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый год своего существованияим предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров илиуслуг до половины стоимости приобретенных основных средств, что уменьшаетналогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме того, многиесуществующие законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы малымпредприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По этойпричине даже некоторые официальные лица называют действующий налоговый кодекс«враждебным» по отношению к предпринимательству.1Государство также не принимает никаких мер по стимулированию коммерческих банков,осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество игражданскую ответственность малых предприятий.
Еще одна проблема российских малыхпредприятий, возникающая со стороны государства – неоправданныеадминистративные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сферерегулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации.Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственныхорганов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получениеогромного количества различных регистрационных документов, к этому процессуподключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительнойдобропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезноепрепятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственныхструктур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики– равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходимазащита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющихинстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективностьфункционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контрольполностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектаммалого предпринимательства.
К числу не менее значимых проблемследует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Причем здесьречь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел всфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное. В 1994-1997 г.г. вфедеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малогобизнеса и финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий.Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объеме.Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства наразвитие малого производства. К настоящему времени Федеральным фондомгосударственной поддержки малого предпринимательства профинансировано 78 региональныхпрограмм, отчисления по которым составили около 150 млн. рублей. Кроме того,еще 140 и 40 млн. рублей были выделены соответственно на финансирование более100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и свыше 30 проектов,касающихся современных финансовых механизмов.1 При неоспоримомположительном значение этих отчислений, объемы государственного финансированиямалого бизнеса приходится признать незначительными.
Таким образом следует отметитьнерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствиесоответствующих ассигнований из федерального бюджета, без которых не могут бытьреализованы прогрессивные посткризисные финансово-кредитные схемы и технологии,позволяющие использовать заемные ресурсы.
В сфере обеспечения малых предприятийфинансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый рядпроблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянноприходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, иэто обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении.Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощьсо стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческихбанков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнесанегосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский секторроссийской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного вниманиямалым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеютсянеобходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний периодбыла снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуюточень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всюзначительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малогопредпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Непоследнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развиваютсотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств,направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесьвозникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитныеинституты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставленияфинансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлятьтакое кредитование, сами российские предприниматели не настроены обращаться заподдержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокимипроцентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитнымресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило предпринимателипредпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии покредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые всостоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммамикредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиямвыдачи. По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5до 15 % годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже14 %.1 Плюс к этому сроки кредитов российскихбанков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средстваоптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4года.1 Еще одна чисто российская проблемасферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации офинансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правовогорегулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектовмалого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижатьреальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдачекредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильностиоборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеконе все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче займов.
/>
Диаграмма 1. Динамика числа малых предприятий России,воспользовавшихся ссудами банков в период 1995-1999 гг. (в процентах).2
/>
Диаграмма 2. Факторы, определяющие отказ малыхпредприятий от кредитов (% опрошенных).
На диаграммах 1 и 2продемонстрирована динамика числа малых предприятий России, воспользовавшихсяссудами банков в период 1995-1999 г.г., а также распределение факторов,определяющих отказ субъектов малого предпринимательства от получения кредитов.Диаграммы составлены на основе данных, полученных в результате опросаруководителей малых предприятий Российским независимым институтом социальных инациональных проблем. Эти графики иллюстрируют уже описанную ситуацию. С начала90-х годов активность сотрудничества российских малых предприятий сотечественными и зарубежными кредитными институтами неуклонно падала. При этомв 1999 г. лишь 14,1 % малых предприятий смогло получить ссуды дляфинансирования капиталовложений, остальные 13,8 % использовали кредиты в целяхвосполнения недостатка собственных оборотных средств. В диаграмме 2 особенно обращаетна себя внимание тот факт, что полное отсутствие «взаимоотношений» малогобизнеса с банками вряд ли возможно. Какой-то минимум сотрудничества банков иорганизаций существует всегда, хотя бы на уровне обслуживания расчетных счетов.Следовательно этот фактор следует понимать скорее как невозможность полученияот партнерского банка не только кредитных, но и любых других услуг.1Глава 3.Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России
После формулировки, рассмотрения ианализа проблем малых предприятий в современных российских условияхпредставляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшениясложившейся ситуации. Необходимо обозначить дальнейшие приоритеты государственнойполитики в отношении малого предпринимательства, определить список безотлагательныхрешений, направленных на решение рассмотренных выше проблем.
В области проблем, связанных свзаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственнойвласти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшееразвитие в России системы общественных объединений. Предпринимательскиеобъединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должнывыполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент междувсеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередконеобдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих кизвестным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода мерыпредпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскимисообществами. Игнорирование информации от самих участников малогопредпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущербмелким хозяйственным единицам. Создаваемые общественные организации должнывоздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательскойдеятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм,добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Вобласти системы государственной поддержки малых предприятий приоритетныминаправлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовыхактов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной напрактике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельныхнормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны нетолько декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целейи задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства,должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономическойсистемы. Во-вторых необходимо рациональное сочетание всех существующих мерподдержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих,необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всехуровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовыватьсяв следующих направлениях:
1)   формирование инфраструктуры поддержки– одновременно на всех уровнях государственной власти;
2)   внесение в установленном порядкепредложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделениесредств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
3)   передача малым предприятиям результатовНИОКР и инновационных разработок;
4)   передача в собственность малымпредприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а такженерентабельных предприятий;
5)   обеспечение возможностипервоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.
Другим направлением совершенствованиягосударственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба снегативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемуюкоррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательстваот злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малыхпредприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.
В области кредитно-финансовогообеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки,сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банкомРФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательныхрезервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важноосуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса.Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующихпрограмм, целесообразно также расширить финансирование данного сектораэкономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должностать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных слизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитованиемалых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этомунеобходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятияхмалого бизнеса.Заключение
После относительно детального анализавыбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. Входе выполнения работы были выполнены все поставленные цели, сформулированные вчасти введения. Рассмотрена роль малых предприятий в современной экономике,определены положительные функции, выполняемые данным сегментом экономическойсистемы общества, обоснована необходимость совершенствования функционированиясистемы малых предприятий в России. Сформулированы и проанализированы теспецифические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса всовременных российских условиях. Подробное исследование факторов, затрудняющихразвитие малого предпринимательства в нашей стране, выявило ряд проблем, для разрешениякоторых необходимо безотлагательно принять соответственные меры. В результатепроведенного анализа деятельности малых предприятий на территории России можнообозначить следующие первостепенные по важности проблемы их существования идеятельности:
1.   отсутствие стабильной правовой базы иусловий для цивилизованной конкуренции;
2.   фискальный характер налоговойполитики;
3.   неоправданное административное бремя;
4.   трудности ресурсного и финансовогообеспечения.
Главныйвывод, который необходимо сделать в данной работе – это тот факт, что основнаячасть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит вобласти взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малыхпредприятий – это непродуманность именно государственной политики, невниманиевласти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса.Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать внаправлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Именногосударственные органы должны без промедления начать действовать понаправлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы. Главенствующееместо в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственногоотношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективностиих деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в областиобеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все изэтих функций выполняются должным образом. Однако пути выхода из сложившейсяситуации есть, и о них говорилось в данной работе. Приоритетными направлениямиисправления создавшейся ситуации должны стать:
1.   формирование политики го­сударства вобласти развития и регулирования мало­го предпринимательства, устранениетекущих недостатков;
2.   разработка и реализация совместнофедеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительнойвласти субъектов Российской Феде­рации федеральной программы развития малогопред­принимательства;
3.   активизация органов исполнительнойвласти субъек­тов Российской Федерации и органов местного са­моуправления поразвитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональ­ных,региональных и муниципальных программ;
4.   безотлагательное принятие мер поустранению правовых, административных, экономических и организацион­ныхпрепятствий в создании и развитии малых пред­приятий;
5.   обеспечение формирования системыинфраструкту­ры функционирования и развития малого предприни­мательства,оказание ему консультативной, инфор­мационной и финансовой поддержки;
6.   совершенствование системы подготовкикадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов властивсех уровней, занятых регулированием малого предприниматель­ства;
7.   принятие мер по совершенствованию на­логообложения,а также механизма финансово-кре­дитного регулирования субъектов малого бизнеса;
8.   защита законных прав и интересовпредпринимате­лей, учет и обобщение мнений малых форм предпри­нимательства.
Если немедлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент малыхпредприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива,способного поднять уровень российской экономики в целом на качественно новыйуровень.
Списоклитературы:
1)  Федеральный закон «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».14.06.95 № 88-ФЗ
2)  Федеральный закон «О едином налогена временный доход для определенных видов деятельности». 31 июля 1998 г. №148-ФЗ
3)  Инструкция ГНС РФ № 37 «Опорядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий иорганизаций». 10.08.95.
4)  Агурбаш Н. «Системагосударственной поддержки малого предпринимательства». Финансовый бизнес,№11-12, 2000, М., стр. 40-50
5)  Волков О.И. Экономика предприятия.Учебник. М., Инфра-М, 2001
6)  Зайцев Н.Л. Экономика организации.Учебник. М., Экзамен, 2000
7)  Карпинская В., Калиниченко Н.«Помогите бедному малому». Итоги, 7.11.2000, М., стр. 20-24
8)  Подпорин Ю. «Малых не становитсябольше». Экономический журнал, №6, февраль 2001, М., стр. 4
9)   Сафронов Н.А. Экономикапредприятия. Учебник. М., Юристъ, 1998
10)      Сковородова В.А. «Некоторыепроблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельностиРоссии». Внешнеэкономический бюллетень, № 12, 2000, М., чтр. 52-59
11)      Слуцкий Л.Э. «Банк и малоепредприятие: проблемы взаимодействия». Деньги и кредит, №10, 2000, М., стр.12-17
12)      Фадеев В. «Государство и малыйбизнес: стимулы и противоречия». Власть, №1, 2001, М., стр. 35-42
13)      Ходов Л.Г. «Финансово-кредитнаяполитика поддержки малого предпринимательства в США и в России».Внешнеэкономический бюллетень, №6, 2000, М., стр. 90-93
14)      Шулус А.А., Деревянченко А.А.«Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малыхпредприятий». Российский экономический журнал, № 1, 2000, М., стр. 57-66
15)     Краткий статистический сборник.Госкомстат РФ. 1994.
16)     Краткий статистический сборник.Госкомстат РФ. 1999.
17)     Краткий статистический сборник.Госкомстат РФ. 2000.
18)     Материалы сайта www.aup.ru
19)     Материалы сайта www.consulting.ru
20)     Материалы сайта www.gks.ru
21)     Материалы сайта www.iape.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.