Реферат по предмету "Правоохранительные органы"


Становление системы органов прокуратуры в России

Становление системы органов прокуратуры вРоссии
Содержание
1.    
2.    
·       
·       
·       
3.    
4.    
Введение
ПрокуратураРоссийской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства,  защиты прав и свобод человека игражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации  и ее субъектов,  муниципальных образований  осуществляет надзор засоблюдением законности и правопорядка в России.
Российскойпрокуратуре уже более 275 лет. Ее создание связано с государственными реформамиПетра Великого. После образования Правительствующего сената появиласьнеобходимость создания органа, специально предназначенного для надзора засоблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем —прокуроров.
Фундаментсовременной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредилпрокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра 1Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при СенатеГенерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору,которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору». Спустянесколько  дней были введены должности прокуроров и при надворныхсудах.  При создании прокуратуры  Петром 1   перед нейставилась  задача  «уничтожить или ослабить зло, проистекающееиз беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».[1]
ПрокуратураРоссийской империи
18 январяимператор Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первымГенерал-прокурором  Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Эта жемысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должностиГенерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий оделах государственных». Указ устанавливал основные обязанности иполномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненнымиорганами прокуратуры.
Екатерина IIпридавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр АлексеевичВяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею«секретнейшее  наставление», в котором не очерчивалиськакие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальныеустановки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на тевопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. Так,например, императрица предложила тщательно следить за «циркуляциейденег» в государстве, досконально вникнуть в дело о «выписываниисеребра», продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по еесловам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.
В отдельныепериоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюстительзаконов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно этопроявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа1864 года установила «Основные начала судебных преобразований»,которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «присудебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудностивозлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а такжеконстатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».[2]
Развитие прокуратуры в советский период
Развитиенового, независимого государства означает установление в стране новогоправопорядка, новой законности. С расстояния почти 80 лет, сейчас нампо-другому видятся события, последовавшие после революции и их последствия, ноэта наша история вне зависимости от временных рамок.  Известно, что при каждой экономической формации,при развитии государственной системы существовали законы выражавшие, либо волюгосподствующего класса, либо волю народа. Государство должно было вести надзорза исполнением законов выражавших эту волю.  Такв эпоху Советской власти большое значение придавалось законности, требовалосьстрожайшее его соблюдение. Хотя на некоторых этапах были, конечно, нарушенияэтого принципа.  В начальном этаперазвития Советского государства прокуратуре не придавалось почти никакого значения. Считалось, что этоприсуще старому Царскому режиму и не соответствует новым требованиям. Поэтому втечение 5 лет власть существовала без прокуратуры, или же органы прокуратурыдействовали разрозненно так как, каждая область имела свою прокуратуру.Понятно, что все это не могло способствовать действенному надзору на территориивсей страны.   Поэтому  назрела необходимость в создании органовпрокуратуры. Этот процесс начался в 1922 году. 28 мая постановлением ВЦИК былоутверждено положение «О прокурорском надзоре», таким образом былоучреждена прокуратура как самостоятельный орган. На нее возлагалосьосуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органоввласти, хозяйственных учреждений и частных лиц, путем возбуждения уголовногопреследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.
Ужев 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласнокоторому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учрежденаГосударственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующиефункции:
— осуществление надзора от имени государства за законностью действий всехорганов власти, хозяйственных учреждений, общественных , частныхорганизаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования противвиновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
— непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания вобласти раскрытия преступлений, а также за деятельностью органовГосударственного Политического Управления;
— поддержание обвинения на суде;
— наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
          23 ноября 1923 года былаобразована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного судабыл назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высшихорганов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговорыколлегий Верховного суда СССР.
Послеучреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране началифункционировать две системы, организационно не связанные между собой: названнаяпрокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.
20июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР на которую возлагались:
— надзор за соответствием  Конституциям и ПостановлениямПравительства Союза ССР  постановлений и распоряжений отдельных ведомствСоюза ССР и союзных республик и местных органов власти;
— наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебнымиучреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадиипроизводства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебныеинстанции и приостановления их исполнения;
— возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебныхинстанциях на территории Союза ССР;
— надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действийОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовыхучреждений;
— общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.[3]
          Чрезвычайно сложные условия работыбыли причиной и следствием того, что многие работники государственного аппаратадействовали методами, выработанными в годы гражданской войны, т.е. праваграждан повсеместно нарушались. Эта было следствием, что в органы прокуратурыпошли жалобы на нарушения законности и прав граждан. Положениеусугублялось  еще и тем, что местныеорганы государственной власти не всегда понимали значение и задачи, как органовпрокуратуры, так и судов. Вместе с тем, с первых дней своей деятельности органыпрокуратуры принимали все усилия  кнадлежащему выполнению возложенных на них государством задач.
          Определенные трудности возникали втридцатые годы в осуществлении прокурорского надзора за следствием и дознаниеми за законностью задержания. Прокуроры, которые проявили непримиримость кнарушениям законности со стороны государственных органов за необоснованные аресты, несоблюдение порядкасодержания под стражей граждан, сами подвергались репрессиям. Органы ГПУ-НКВДвели политику обособления руководства методами лишения свободы. Доступпрокуроров к местам содержания осужденных был строго ограничен.
          С созданием в 1938 годуусовершенствованной системы органов прокуратуры, прокуроры союзных республик,областей стали назначаться Генеральным Прокурором СССР.        Налаживающаяся тенденция к улучшению была подорвана начавшейсяв 1941 году войной. На фронт ушли лучшие работники.
          В этих условиях задачи органовпрокуратуры заключались в основном в обеспечении выполнения законовнаправленных на обеспечение обороноспособности страны.   После войны началось восстановлениеразрушенного войной народного хозяйства страны и мирных норм жизни.  Возникли новые социальные проблемы, которыене всегда решались государственными органами должными мерами и соблюдением законности. Это препятствовалодействительному прокурорскому надзору за соблюдением законов в хозяйственной ив социальной сферах. Вслед за количественным ростом населения страныувеличилась штатная численность и изменилась структура органов прокуратуры. [4]
Законом,принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоенонаименование Генеральный прокурор СССР.[5]
28декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР,которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всемего отраслям.
Наиболеезаметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, еслиГенеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховногосуда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу спредставлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральныйпрокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения ужепринятого высшим органом судебной власти СССР решения. 
30ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервыезаконодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую ицентрализованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральнымпрокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Прокуратурасовременной России
Советскоепостроение прокурорской системы повторил и Федеральный закон «Опрокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в которомПрокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованнаясистема органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор засоблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующихна территории Российской Федерации.[6]
Общегосударственнаязначимость  возложенных на прокуратуру функций  предопределила ее  статус  как конституционного органа, закрепленного в главе7  Конституции Российской Федерации «Судебная власть», принятой12 декабря 1993 г.  
Статья129 Конституции России определяет, что  Прокуратура Российской Федерациисоставляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуророввышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.  КонституцияРоссии устанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должностиГенерального прокурора Российской Федерации -  законодательным органомвласти (Советом Федерации)  по представлению Президента РоссийскойФедерации.
Крупнымшагом в стабилизации системы, оформлении ее государственно-правового статусаявился принятый 17 ноября  1995 г.,   впоследствии изменявшийсяи дополнявшийся, Федеральный закон «О прокуратуре РоссийскойФедерации»  (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999г.).
Врезультате законодательных преобразований   прокуратура Россииокончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельныйгосударственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Решаявозложенные на нее законом задачи обеспечения верховенства закона, единства иукрепления законности, прокуратура осуществляет: 
надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданинафедеральными министерствами, государственными комитетами, службами и инымифедеральными органами исполнительной власти отраслевой компетенции,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, органами военногоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления ируководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также засоответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющихнаказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
уголовное преследование;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. [7]
Всоответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют врассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в том числеподдерживают государственное обвинение в уголовном судопроизводстве.
Прокуратурапринимает участие в правотворческой деятельности на федеральном, региональном иместном уровне, осуществляет по широкому кругу вопросов международноесотрудничество в правовой сфере.
Сутьпреобразований в системе прокуратуры в условиях нынешней российскойгосударственности состоит в  обеспечении ее статуса основного блюстителязаконов на исторически важном этапе экономических, политических, социальныхреформ, в ходе становления и развития правового государства.
Ужев первом российском Законе о прокуратуре (1992г.) были упразднены тотальныйнадзор за исполнением законов гражданами,  установлен запрет навмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Совсем иным сталосодержание прокурорского надзора, который ныне осуществляется за исполнением принципиальногонового законодательства, регулирующего кардинально изменившиеся общественныеотношения. Утвердился и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора засоблюдением прав и свобод человека и гражданина. Существенные измененияпретерпело положение прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве.Прокуратура из органа надзора за законностью рассмотрения дел в судах сталаодной из сторон, участвующих в судопроизводстве.   Качественнообновился кадровый состав органов прокуратуры. Произошли в соответствии с духомвремени, новыми экономическими, политическими, социальными реалиями другиеперемены в статусе органов прокуратуры, их компетенции и круге полномочий,содержании и формах деятельности.
Исходяиз интересов укрепления законности, в органах прокуратуры произведенысущественные внутрисистемные преобразования: расширены полномочия прокуратурсубъектов Российской Федерации, которым  переподчинены большинствоспециализированных прокуратур; созданы подразделения Генеральной прокуратуры РФв федеральных округах; образованы управление по расследованию преступлений всфере федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказеи управление по надзору за исполнением законодательства в сфере оборотанаркотиков. Организационные перемены коснулись также деятельности прокуратурыпо обеспечению законности в экономической и социальной сферах, на транспорте,на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства, в гражданском иарбитражном процессе и других направлениях.
Кнастоящему времени в основном сформирована прочная правовая база многограннойдеятельности органов прокуратуры как инструмента утверждения идей правовогогосударства,  обеспечения  верховенства права и законности.
Заключение
Взаключение могу отметить, что уже на протяжении почти трех столетий  структура органов прокуратуры не стоит наместе. Разрабатываются новые нормативно-правовые акты, улучшается аппаратуправления прокуратуры на федеральном уровне и на местах.
Благодаряреформатору Петру I, который внес в обыденную жизньцарской России новые порядки на европейский лад, в нашей стране зародилисьпервые органы прокуратуры и дошли до наших дней, но существенно изменившиесякак по структуре, так и в плане осуществления контроля и надзора за исполнениемзаконов всеми гражданами России.
Насегодняшний день невозможно представить ни одно государство без органовпрокуратуры, так как в условиях нынешнего мира, в котором коррупция,злоупотребление властью, растрачивание государственных средств, и другие преступлениястали частью нашей с вами жизни просто необходимы специальные органы,осуществляющие обеспечение верховенства закона, единства и укреплениязаконности.
                                                                                  
Списокиспользованной литературы
1.    
2.    
3.    
4.    
5.     Закон Верховного Совета СССР от 19марта 1946 г. «О присвоении прокурору СССР наименования генерального прокурораСССР»
6.    
7.    
8.     Официальный сайт прокуратурыРоссийской Федерации (http:/genproc.gov.ru)
 

[1] К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев«Правоохранительные органы» учебное пособие, Москва, 1995., с. 7
[2]К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев«Правоохранительные органы» учебное пособие, Москва, 1995., с. 9
[3] Материалы официальногосайта прокуратуры Российской Федерации (http:/genproc.gov.ru)
[4]К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев«Правоохранительные органы» учебное пособие, Москва, 1995. с. 12-13
[5] ЗаконВерховного Совета СССР от 19 марта 1946 г. «О присвоении прокурору СССРнаименования генерального прокурора СССР»
[6] ч. 1 ст. 1 ФЗ «Опрокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.
[7] Материалы официальногосайта прокуратуры Российской Федерации (http:/genproc.gov.ru)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Чернобыльская авария и ее последствия
Реферат Интеллектуальные информационные технологии и системы: генетические алгоритмы
Реферат Выделение белков
Реферат Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе
Реферат Margaret Bouke Essay Research Paper White never
Реферат Возможности использования в российских условиях зарубежного опыта управления предприятием, организацией, фирмой
Реферат Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация (законодательные дозволения и запреты)
Реферат Особо охраняемые природные территории Северной Америки
Реферат Самое важное изобретение. История книги и книгопечатания
Реферат А. В. Чувпило. Оптимизация гидравлических параметров сетчатых турбулизаторов для опреснительных установок
Реферат Сильнодействующие ядовитые вещества 2
Реферат Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы
Реферат Причинный комплекс современной преступности в России
Реферат Расходы на социально-культурные мероприятия как составная часть расходной части республиканского
Реферат Задачі нелінійного програмування