Реферат по предмету "Правоохранительные органы"


Статус органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в государственном механизме Российской Федерации. Они действуют на всей территории Российской Федерации и составляют самый многочисленный орган, занимающийся охраной правопорядка.
Структура ОВД строится по территориальному и предметно-функциональному принципу, образуя три вертикали:
1)    Территориальные ОВД (МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ);
2)    ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (УВДТ, ОВДТ)
3)    ОВД в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных и особо важных объектах (ОВДРО)
В структуру также входят окружные управления материально-технического и военного снабжения.
Кроме этого в систему МВД России входят: органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства МВД России за рубежом, образовательные учреждения (Академия управления, Академия экономической безопасности и другие институты и средние специальные учреждения), научно-исследовательские учреждения (Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, всероссийский институт повышения квалификации), а также иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на ОВД и внутренние войска.
Теперь, рассмотрим подробнее правовое положение отдельных органов внутренних дел.
 
1.МВД, ГУВД, УВД.
МВД России согласно Положению о министерстве внутренних дел Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
3) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:
оперативно-розыскную деятельность; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц и похищенного имущества; контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации; лицензирование отдельных видов деятельности; выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта; контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;
4) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
5) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
6) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
7) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России;
8) участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;
 9) организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров и др.
МВД обладает следующими правами:
1) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
 2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
 3) формировать и вести федеральные учеты, базы данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области других федеральных органов исполнительной власти;
 4) взаимодействовать с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5) образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности и др.[1]
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации является юридическим лицом; в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде. Финансирование МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации
 ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации:
1) осуществляет анализ и прогнозирование состояния правопорядка на территории субъекта Российской Федерации, вносит в МВД России и органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по укреплению законности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с преступностью;
2) обобщает правоприменительную практику органов внутренних дел и вносит на этой основе в МВД России и органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и законодательства субъекта Российской Федерации;
4) обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления правопорядок на улицах, площадях, в парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов;
5) организует и осуществляет производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к подследственности следователей органов внутренних дел;
6) организует и осуществляет производство дознания по уголовным делам, отнесенным к подследственности дознавателей органов внутренних дел;
7) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации производство органами внутренних дел по поручениям прокурора, следователя, органа дознания следственных и иных процессуальных действий;
8) организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность; проводит экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;
9) организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;
12) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование;
13) организует и осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
15) организует исполнение органами внутренних дел законодательства Российской Федерации о приводе лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и др. [2]
 
ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право в установленном порядке:
1) участвовать в осуществлении совместных оперативно-профилактических и иных мероприятий, информационном обмене с органами, подразделениями и организациями системы МВД России, территориальными органами ФМС России;
2) запрашивать и получать из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации;
3) формировать и вести по предметам ведения МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации базы данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической и иной информации, а также пользоваться базами данных органов, подразделений и учреждений системы МВД России и ФМС России для решения вопросов в установленной области деятельности;
4) привлекать для осуществления отдельных работ в рамках предметов ведения МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
5) образовывать консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), персональный состав которых и положения о которых утверждаются министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.[3]
 Министерство внутренних дел по республике возглавляет министр внутренних дел, главное управление и управление внутренних дел по краю, области, городу федерального значения, автономной области и автономному округу — начальник главного управления, управления внутренних дел, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Министр внутренних дел, начальник ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном законодательством Российской Федерации и (или) МВД России порядке.
2. Милиция.
Обязанности милиции:
1) предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;
2) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;
4) выявлять и раскрывать преступления;
5) возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;
6) разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;
7) осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
8) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
9) осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
10) выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия;
11) охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности;
12) проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;
13) принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
14) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий [4]и др.
 
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;
 2) проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;
осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;
проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
6) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
7) задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу и др.;
 
Внутренние войска.
Согласно Закону о внутренних войсках на них возлагаются обязанности, основными из которых являются: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий; оказание содействия органам внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечение охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении правового режима чрезвычайного положения. Внутренние войска принимают участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительно-трудовых учреждениях.
К обязанностям внутренних войск относятся также участие в розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным плановым маршрутам, а подсудимых — на судебные заседания, охрана этих лиц во время судебных заседаний; охрана складов и военных баз МВД России.
Военнослужащие внутренних войск при исполнении своих обязанностей вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей. При наличии оснований военнослужащие внутренних войск имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших правонарушение или покушающихся на его совершение, либо с целью установления личности; производить административное задержание; производить досмотр транспортных средств, нарушивших правила, установленные на охраняемых внутренними войсками объектах; входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций и осматривать их в целях пресечения правонарушений, поиска и задержания лиц, проникших на охраняемую территорию, розыска бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу.
При исполнении обязанностей военнослужащие имеют право входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск; временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и пешеходов; задерживать граждан, нарушивших режим комендантского часа, до его окончания и др.
Внутренние войска, так же как и милиция, в случаях, предусмотренных законом, могут применять физическую силу, специальные средства и оружие, а также боевую технику, состоящую на вооружении во внутренних войсках.
Следственные подразделения при ОВД:
Они действуют на основании указа Президента РФ от 23.11.1998 №1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД России». Задачи: организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия при ОВД, процессуальный контроль за производством предварительного следствия, организация расследования и непосредственное осуществление расследования по наиболее важным уголовным делам.
 
Федеральная миграционная служба РФ.
В ее задачи входит контроль и надзор за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства; за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ и услуг иностранных работников в РФ и использования их труда.
 
Органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.
Обязанности:
Участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств; обеспечение контроля за оборотом наркотических средств; осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованных источников.
1.     Положение о министерстве внутренних дел Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 09.06.2006 N 576, от 20.09.2006 N 1023, от 21.03.2007 N 403)
2.     Типовое положение о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту РФ 25.10. 2006.
3.     Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 N 1026-14.     Закон о внутренних войсках от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г.)
Список использованной литературы:
1.     Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев [ и др.]; под ред. В.П. Божьева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшее образование, 2009.- 336 с.
 
 
/>[1]Положение о министерстве внутренних дел Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 09.06.2006 N 576, от 20.09.2006 N 1023, от 21.03.2007 N 403),ст.9 
[2] Типовое положение о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту РФ 25.10. 2006., ст.16.
[3] Типовое положение о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту РФ 25.10. 2006., ст.17.
[4] Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 N 1026-1 ст.10


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Церковная политика великого князя Владимирского Андрея Боголюбского
Реферат Загальна характеристика серії стандартів MRP – MRP II – ERP – CSRP
Реферат Организация компьютерного учета на примере УФКСС и ДМ Администрации г. Жуковского
Реферат Політичні передумови створення українських вчительських товариств 2
Реферат К вопросу о количественно-качественных переходах
Реферат Можно ли утверждать, что литература сегодня воспитывает человека?
Реферат Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система города Гатчины»
Реферат Островский Александр Николаевич
Реферат Останавливая антиисторизм
Реферат Immunisation Essay Research Paper We are always
Реферат Оплодотворение
Реферат Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки»
Реферат Фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков у учащихся начальной
Реферат Граждане как субъекты административного права
Реферат Сталинское время через призму поэзии