Раздел второй
КАДРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Глава XI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРАМИ ВОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§ 1. Понятие кадроворганов внутренних дел и их классификация
Все в обществе делается через людей и самими людьми. Можно выбрать верную цель, наметить правильную линиюдеятельности, разработать на ее основе хорошие планы. Но все это можетоказаться напрасным, если на участках, где решается успех дела, не стоят люди,правильно понимающие намеченные цели и задачи, если не будет работников,способных с чувством высокой ответственностейна высоком профессиональном уровне перевести эти решения в плоскостьпрактических дел, претворить их в жизнь. От того, кому доверено на практике' осуществлять решения государства, кто стоит воглаве служб и подразделений органов внутренних дел, насколько высок уровеньпрофессионального мастерства кадров, призванных охранять общественный порядок ивести борьбу с преступностью, в решающей степени зависит осуществление мер,направленных на укрепление правопорядка и законности в стране. Следовательно,эффективность деятельности органов внутренних дел находится в прямойзависимости от качественного состава кадров.
Понятие кадры органов внутренних делнеоднозначно, как и неоднозначно общее понятие кадров управления. Онотрактуется в узком и широком смыслах.
Так, в узком смысле к кадрамнекоторые авторы относят лиц, занятых выработкой и организацией исполненияуправленческих решений*. Другие авторы ещеболее сужают понятие кадров, сводя
1См.: Гербер Р., Юнг Г. Кадры в системесоциального управления. Пер. с нем. М.:Прогресс, 1970. С. 9.
232
ихтолько к должностным лицам1. По сложившейся традиции к кадрам органоввнутренних дел относят лишь работников, имеющих специальное звание2.
Однако, с позиций науки управления, кадры органов внутренних дел должнырассматриваться в широком смысле, который охватывает их следующие основныехарактеристики:
1. Это лица, постоянно или временновыполняющие определенные трудовые функции в органах внутренних дел (в ихподразделениях, учреждениях, на предприятиях).
2. Эти функции выполняются ими вкачестве основной профессии или специальности.
3. Осуществление этих функций происходит возмездно. Интеграция данных признаков позволяетдать определение: к кадрам органов внутренних дел (в широком смысле) относятсялица, которые постоянно или временно в качестве основной профессии илиспециальности и на возмездной основб выполняют определенные трудовые функции ворганах, учреждениях, предприятиях
системыМВД России.
Необходимым условием научнообоснованной работы с кадрами органов внутренних дел является ихклассификация, которая может бытьосуществлена по ряду критериев:
1. Попрофессиональной принадлежности (юристы, педагоги,
инженеры,врачи и т.д.).
2. По объективным признакам личности (пол, возраст, обра-
I зование, стаж работы и т.п.).
3. По должностному положению (начальники, их заместители,оперуполномоченные, инспекторы, инженеры, врачи и т.д.).
4. По правовому положению в системе управления (должностные лица,представители власти и работники, не являющиеся таковыми).
5. По функциональной роли в процессе управления, то есть степени участия ввыработке, принятии и организации исполнения управленческих решений.
Необходимо отметить, что с точки зрения науки управления классификациякадров по последнему критерию имеет наиболь-/
См.: Лебин БД., Перфильев М.Н.Кадры аппарата управления в
СССР.Л., Наука.1970. С. 4.
2См.: Безуглов В.Г. Кадры органов внутренних дел. М.: УУЗ МВД
СССР, 1976. С. 6.
шее значение. По функциональной ролив процессе управления кадры органов внутренних дел подразделяются на тригруппы.
Руководители — лица,ответственные за принятие и организацию исполнения управленческих решений. Онинаделены правом внешнего и внутриорганизационного руководства и, следовательно,имеют подчиненных. К руководителям относятся начальники органов внутренних дели их заместители, начальники структурных подразделений, служб органоввнутренних дел, учреждений и организаций системы МВД России, их заместители.
Специалисты (исполнители) —лица, использующие специальные знания и навыки, не наделенные правомвнутриорганизационного управления и, следова-юлоно,не имеющие подчиненных. Группа специалистов в органах внутренних дел достаточномногочисленна и неоднородна. В ней, в свою очередь, выделяются:
— лица, принимающие и исполняющиеуправленческие решения в сфере внешнего управления, то есть непосредственнореализующие основные функции органов внутренних дел (участковыеинспекторы милиции, оперативные уполномоченные криминальных служб милиции,инспекторы ГИБДД и т.д.);
~лица, занятые преимущественно или исключительно подготовкой управленческих решений и проверкой их исполнения(инспекторский состав МВД, УВД);
— специалисты в узком смысле слова, 'тоесть лица, обладающие специальными знаниями *в какой-либо сфере, отрасли (эксперты, инженеры, врачи и т.п.).
Технические исполнители (обслуживающий персонал) - лица, осуществляющие технические операции посбору, обработке, фиксации, передаче, изготовлению и хранению информации и ее
материальныхносителей (делопроизводители, секретари, машинистки, бухгалтеры и т.д.)1.
Работа с кадрами представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических методов, связанныхс реализацией кадровой функции в органахвнутренних дел. Она является составным элементом системы работы с кадрами,которой охватываются все вопросы проблемы кадров. Система работы с кадрамисостоит из следующих элементов:
1В научной литературе можно встретитьи иные классификации кадров органов внутренних дел. (См., например, Малков М.В. Научная организация управления в аппаратах милиции.М., 1975).
234
— определениеколичества работников, их должностной кате-горийностии уровня профессиональной подготовки;
— работа скадрами: подбор, расстановка, перемещение, формирование резерва на выдвижение,оценка работников;
— стимулирование трудовойактивности и воспитание кадров:
применение мерморального и материального стимулирования, дисциплинарная практика, воспитаниев духе соблюдения служебной дисциплины и законности;
— подготовка кадров: первоначальная,боевая и физическая, переподготовка, повышение квалификации1.
Перечисленные элементы системыработы с кадрами реализуются в рамках кадровой функции и раскрывают ееосновное содержание. Следовательно, кадровая функция в органах внутренних делпредставляет собой обеспечение нормальной деятельности органов и подразделенийвнутренних дел по выполнению возложенных на них обязанностей посредствомподбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, отвечающих определеннымтребованиям2.
Кадровая функция — одна изважнейших обеспечивающих функций органов внутренних дел. Вполне очевидно, чтобез ее эффективной реализации немыслимо выполнение ни одной из всех остальных функций этих органов.
Ввиду своей важности кадроваяфункция является прерогативой руководителей органов внутренних дел(структурных подразделений) и составляет часть их основных обязанностей.Однако в органах внутренних дел с большой штатной численностью личного составанеобходимость решения кадровых вопросов существенно превышает возможностируководителя. Поэтому в органах внутренних дел выделяются специальныеструктурные подразделения — кадровые аппараты, при помощи которых руководителиосуществляют реализацию кадровой функции в полном объеме.
Кадровые аппараты органов внутреннихдел образуют систему, которая включает Главное управление кадров и кадровой политикиМВД России, управления и отделы кадров МВД республик в составе РоссийскойФедерации, УВД краев, областей,
1См.: Колодкин Л.М. Организационные и правовые основы работы скадрами в органах внутренних дел. М., 1979.С. 61.
2См.:Колодкин Л.М. Указ. Работа. С. 62.
235
УВДТ, отделения и группы кадров крупных ОВД и ихподразделений, а также учреждений, предприятий и образовательных учрежденийМВД России. На них возлагаются важные и ответственные задачи по подбору кадров,оформлению приема на службу и увольнению из органов внутреннихдел, работе с резервом, выдвижению и перемещению по службе, направлению научебу, осуществлению мероприятий по укреплению служебной дисциплины изаконности, социальному развитию коллективаи т.д.
Кадровые аппаратыпризваны обеспечить реализацию кадровой политики МВД России, которая, будучиотраслевой модификацией государственной кадровой политики, является важнейшейосновой создания надежного механизма управления органами внутренних дел,повышения уровня профессионализма работников, результативностиоперативно-служебной деятельности, обеспечения действенного сотрудничества снаселением страны.
Объективной потребностью настоящегомомента развития органов внутренних дел стала выработка научно обоснованнойКонцепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации1.Главная цель Концепции заключается в изложении перспектив развития кадровогопотенциала органов внутренних дел ^внутренних войск на период до 2005 года, определении основных путей и методовсовершенствования всей системы кадровойработы в МВД России.
Согласно Концепции, цепью-кадровойполитики на период до 2000 года является формирование высокопрофессионального,стабильного, оптимально сбалансированногокадрового корпуса органов внутренних дел и внутренних войск МВД России,наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым социально-политическим,экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно решатьзадачи, поставленные
перед Министерствомвнутренних дел Российской Федерации обществоми государством.
Концепция определяет принципы кадровой политики МВД России,основными из которых являются:
1См. Приложение 1 крешению коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № бкм/1.
236
— научная обоснованность, реалистичность, системность икомплексность решения кадровых проблем;
—перспективность, ее опережающий и упреждающий характер, основанный напрогнозировании кадровой ситуации;
—- тщательность отбораперсонала органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по их деловым иморальным качествам;
~сочетание доверия и уважения к кадрам с принципиальной требовательностью к ним;
— преемственность иобновление кадров, оптимальное сочетание опытных и молодых сотрудников;
— сочетание принципа единоначалия и учета мнения коллективапри решении кадровых вопросов;
— доступ всех граждан страны к службе в органах внутреннихдел и внутренних войсках МВД России при неукоснительном соблюденииустановленных требований;
— правовая и социальная защита персонала, обеспечивающаязаконность и социальную справедливость решения кадровых вопросов.
Основныминаправлениями кадровой политики МВД России Концепцией определены:
1. Совершенствованиеуправления кадровыми процессами.
2. Комплектование органов внутренних дел и внутренних войскМВД России квалифицированным и компетентным персоналом, повышениеэффективности использования кадрового потенциала.
3. Развитие современной системыподготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, повышениеэффективности профессионального обучения личного состава.
4. Реформирование системыдеятельности по укреплению духовно-нравственных основ службы в органахвнутренних дел и внутренних войсках МВД России.
5. Развитие психологической службыорганов внутренних дел. В результате реализации положений Концепции должна бытьсформирована целостная система работы с кадрами, неразрывно связанная сключевыми задачами укрепления законности и правопорядка, в полной мереотвечающая потребностям российского государства.
237
§2. Требования, предъявляемыек кадрам органов внутренних дел
Важнейшая обязанность каждогокадрового аппарата, начальников и командиров в системе МВД состоит в том.чтобы целенаправленно искать, растить,воспитывать и выдвигать на руководящие должности таких работников, которыеспособны успешно
решатьлюбые по степени сложности задачи на порученном участке работы.
Жизнь непрерывно повышает требования к кадрам органоввнутренних дел. Эти требования особенно возросли на данном этапе развитиянашего общества, поскольку задачи, стоящиеперед органами внутренних дел, с каждым днем становятся сложнее, многограннее,ответственнее.
Деятельность органов внутренних дел связана с реализацией ихсотрудниками властных полномочий, с необходимостью применять в определенныхслучаях меры государственного принуждения. Власть, данная сотрудникам органоввнутренних дел, налагает на них повышенную ответственность за последствияпринимаемых ими решений и осуществляемых действий. Известно также, чтосотрудникам органов внутренних дел приходится постоянно наталкиваться на различные формы противодействия ихслужебной деятельности со стороны как отдельных лиц, так и учреждений,организаций. Для успешного преодоления такого противодействия необходимо обладать развитой способностью действовать вэкстремальных обстоятельствах, умением противостоять различного рода негативнымвоздействиям, твердой убежденностью в социальной значимости избраннойпрофессии. Сотрудникам органов внутренних дел по долгу службы приходитсясталкиваться с различными жизненными ситуациями, встречаться с разнымилюдьми: от рабочего до министра, от школьника до академика, отдобропорядочного гражданина до закоренелого преступника. А это требует от нихвысокого уровня общего развития, широкого кругозора,разносторонних познаний, коммуникабельности.Находясь на переднем крае борьбы с правонарушениями, работники органоввнутренних дел должны отличаться нравственной безупречностью и личнойскромностью. Перечисленными специфическими особенностями деятельностисотрудников органов внутренних дел и обусловливается набор требований к ихпрофессиональным и личным качествам.
238
Анализнормативных актов, регламентирующих работу с кадрами в органах внутренних дел,позволяет выделить три группы требований (качеств), которым долженсоответствовать каждый сотрудник этих органов:
1. Деловые качества.
2. Оптимальные личные качества.
3. Специальныепрофессиональные качества.
Деловыекачества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника. К нимотносятся: наличие специального образования и опыта практической работы;организаторские способности, инициативность, чувство нового; стабильнаяработоспособность; знание юридических и специальных дисциплин, действующегозаконодательства, приказов, инструкций и других актов МВД России и ихнеукоснительное соблюдение; владение оперативной и криминалистическойтехникой, специальными средствами; умение правильно составлять и оформлятьслужебные документы и др.
Оптимальныеличные качества представляют собой систему личностных характеристик,которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе и служатпсихологической основой для успешного решения стоящих перед сотрудником задач.Они включают: умение устанавливать контакт с людьми, общаться с представителямиразличных слоев населения; мужество, выдержку, решительность, находчивость;умение сохранять самообладание в самых сложных ситуациях; личнуюдисциплинированность;
уважениек критике и самокритичность; честность, добросовестность, вежливость,принципиальность; человечность, готовность оказать помощь нуждающимся в ней идр.
Специальныепрофессиональные качества включают владение .специальными знаниями, умениями и навыками, а также определенные личныекачества, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения служебныхобязанностей по конкретно занимаемой должности — оперуполномоченного УР, участкового инспектора милиции, следователя, инспектора дорожно-патрульнойслужбы ГИБДД, милиционера и др. В отличие отделовых качеств, которые носят более универсальный характер и являются необходимойосновой специальных профессиональных качеств, последние определяют уровеньпрофессионального мастерства конкретного сотрудника на конкретной должности.Например, инспектор-кинолог, как и все сотрудники органов внут-
239
ренних дел, обязан быть мужественным,дисциплинированным, честным и т.д. Однако помимо этого он должен любить животных,ибо без этого качества из него не получится полноценный специалист.
§3. Требования, предъявляемые к работникам аппаратов управления ируководителям органов внутренних дел
Важная и ответственная роль в управлении принадлежит руководящим кадрам.Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждыйруководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всемсотрудникам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явнонедостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональнымиобязанностями, он должен обладать
Умение, по сравнению со знаниями и, навыками, является более сложнымпсихологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функциируководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяязнания с действиями по их реализации, выражается в правильном использовании знанийдля решения практических задач.
Особые умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы)образуют существенную часть его деятельности. Их можно разделить на 3 группы:
1. Организаторскиеумения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя;
2. Командныеумения, необходимые для эффективного руководстваличным составом при выполнении функций охраны общественного порядка и борьбы спреступностью;
3. Педагогическиеумения, необходимые для реализации воспитательных функций.
Организаторскиеумения связаны с реализацией управленческого цикла (перспективного итекущего планирования, сбора,
240
обработки и анализауправленческой информации, принятия управленческих решений, организацииисполнения принятых решений, оценки оперативной обстановки, обеспеченияобратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач,правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди нихпринадлежит умениям по реализации основных форм работы руководителей:организовывать и вести служебное совещание, планировать и организовывать свойрабочий день, осуществлять прием посетителей, вести телефонные разговоры ислужебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха.
Организаторские умения руководителясвязаны также с организацией коллективных форм работы: правильноераспределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной работы,организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел,планирование связи с общественными формированиями при организации охраныобщественного порядка и борьбы с правонарушениями, умение работать с людьми.Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей,сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприятныйморально-психологический климат, предупреждать и разрешать конфликты, работатьс ближайшими помощниками и активом; вырабатывать оптимальный стиль работы взависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применятьсоответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.
Очевидно, что этот комплекс умений,помимо опыта и жизненной мудрости, требуетобширных знаний в области психологии.
Важными и необходимыми являютсяумения руководителя по интенсификации служебной деятельности личного состава:рационально и эффективно использовать силы и средства, добиватьсямаксимальных результатов при минимизации трудовых и материальных ресурсов;организовывать творчество и инициативу сотрудников, объективно оценивать кадры,личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной деятельностиоргана.
Наконец, следующий комплекс уменийрассматриваемой группы связан с организацией личной работы руководителя. Нацеливаяподчиненных на эффективную работу, руководитель, в первую очередь, сам долженпроявлять образец организованности
241
и деловитости,собранности, культуры труда. В силу своего должностного положения емунеобходимо уметь делать одновременно несколько дел, самокритично оценивать своюработу, постоянно стремиться к ее совершенствованию, ценить время, обладать высокойтрудоспособностью, правильно реагировать на критику.
Командные умения руководителяоргана внутренних дел характеризуют его как строевого командира, тактика истратега. Они включают: умение тактически грамотно и эффективно использоватьвверенные силы и средства для выполнения поставленных перед органом внутреннихдел задач; способность проявлять твердую волю и принимать оптимальные решенияв самых критических ситуациях; обладания навыкамикомандования людьми.
Педагогические уменияруководителя органа внутренних дел составляют навыки педагогическоговоздействия, воспитательной работы. Их успешная реализация невозможна безналичия высоких нравственных качеств руководителя, обладание авторитетом.Обладание званием руководителя автоматически лидерства не подразумевает^1. Эти умения базируются на знаниях вобласти психологии "и педагогики,принципов, форм и методов воспитательной работы. Они предполагают наличие уруководителя педагогического ^такта,коммуникабельности, умения опираться на воспитательную силу коллектива,находить индивидуальный подход к конкретной личности, владеть устной^ речью, уметь убеждать подчиненных в своейправоте.
Вопросы и задания для самопроверки
1.Сформулируйте понятие кадры органов внутренних дел.
2. Перечислите деловые, профессиональные качества, которымидолжен обладать работник органов внутренних дел.
3.Какими личными качествами должен обладать работник органов внутренних дел?
1Роберт М.Фалмер. Энциклопедия современного управления. Т.3. Выполнение как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992. С.1 23.
242
Глава XII.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§1. Межличностныеотношения в социально-управляемых системах.Социально-психологическая структура органоввнутренних дел, ее изучение и основныехарактеристики
Как отмечалось ранее, социальноеуправление — это управление людьми. Причем, оно осуществляется посредствомвоздействия на сознание и волю людей, а через них — и на поведение участниковуправления. Характер, пути и способы такого воздействия раскрываются прирассмотрении социально-психологического аспекта управления, в которомпоследнее предстает как целостная система приемов и методов психологическоговоздействия на участников управления, используемых для достижения их желаемогоповедения.
Данному аспекту уделяется большоевнимание при осуществлении кадровой функции в органах внутренних дел. Егозначение обусловлено тем, что процесс управления не исключает возможностьвозникновения между участниками управления различных конфликтов, порождаемыхпсихической индивидуальностью, особенностями психических состояний и реакцийиндивидуумов. А поскольку подобные обстоятельства могут существенным образомотражаться на эффективности деятельности любого коллектива, руководители должныне только настойчиво изучать, хорошо знать и глубоко понимать тонкостипсихологии человеческого общения, но и умело применять их в работе с кадрами.
В каждом органе внутренних .дел, равно как в каждом его подразделении, нарядус официально закрепленной и очевидной организационной структурой, образуется исуществует неофициальная (иначе — неформальная) социально-психологическаяструктура, которая основывается на закономерностях межличностного общения.
243
В каждом органе внутренних дел, какупоминалось ранее, проявляется сложная сеть отношений подчиненности, служебнойзависимости, функциональных обязанностей сотрудников. Эти отношенияпредставляют собой официальную психологическую структуру органа, в которой вроли официального лидера всегда выступает руководитель. Эта структура легкопознается по штатному расписанию.
Однако, взаимоотношения междусотрудниками органа отнюдь не сводятся к формально подписанным контрактам. Вовсякой социальной системе спонтанно складывается система других межличностныхотношений, которые возникают как неизбежный результат более или менеедлительного общения, основанная на личном выборе связей ассоциаций людей междусобой. Поэтому в каждом органе внутренних дел (подразделении) существует неформальнаянеофициальная социально-психологическая структура. Для ее выявления требуетсяиспользование специальных методов, так как она представляет собой зачастуюневидимые психологические отношения между людьми (их симпатии и антипатии,притяжение и отталкивание, давление группы и конформизм1. Этиотношения и формируют социально-психологический климат в коллективе. ^
Неформальнаясоциально-психологическая структура любого коллектива находит свое выражение в возникновении как отдельных двустороннихконтактов, так и целых так называемых неофициальных групп. Такие неофициальныегруппы объединяют, как правило, небольшое (3-10 человек) число членовколлектива, которые стихийно установили и сравнительно долго поддерживаютмежду собой непосредственные связи, объединены взаимным интересом, осознаютили выделяют себя как специфическую общность. Такую группу характеризуетчувство солидарности, взаимного доверия, общей судьбы и т.д. Она даетработникам чувство идентификации и определенного положения, удовлетворяющее их
Об этих методах подробнее см.: Колодкин Л.М.Социально-психологические аспекты отношений коллектива и личности в подразделенияхОВД//Психолого-педагогическиепроблемы вдейно-политического воспитанияличного состава ОВД, укрепления дисциплины и социалистической законности. М., 1975. С.115—133.
244
социальныепотребности, предлагает групповую поддержку и защиту^
Ее границы могутсовпадать с границами официальной структуры коллектива или отличаться от них.Неофициальная группа может включать в себя сотрудников из разных подразделенийоргана, разбивать эти подразделения на несколько неофициальных подгрупп или жевообще функционировать за пределами органа (например, дружеские компании,которые складываются на основе общих привычек, любительских интересов,взглядов и т.п.).
Стабильность неофициальной группы, высокая эмоциональнаявовлеченность каждого ее члена в групповые дела отличает ее от временных общностей людей (например, очереди в столовой;
сотрудников, находящихся наслужебном совещании, на субботнике и т.д.). Наблюдение за неофициальнымигруппами позволяет выявить закономерность между ее численным составом и возрастом,а также должностным положение входящих в нее членов: с увеличением возраста иповышением должностного положения численность людей в группе падает.
Следует отметить, что та или инаястепень внутреннего единства, спаянность группы не исключает ее внутреннююдифференциацию. На основе своих критериев и оценок группа достаточно тонкодифференцирует как официальный статус (должностное положение, функциональнаяроль) своих членов, так и их неофициальный статус в группе. Членынеофициальной группы в зависимости от статуса подразделяются на неофициальныхлидеров (в каждой группе может бытьтолько один такой лидер), благополучных, пренебрегаемых,изолированных и т.п. '
Каждая группа вырабатывает в своейсреде определенные нормы поведения, которые в совокупности создают определенныйрежим внутри группы, требующий приверженности, лояльности каждого члена, безчего невозможно ее существование. Поэтому неофициальная группа может выступатькак средство социального контроля, который проявляется в различных способах еевоздействия на личность: через внушение каких-либо социальных установок,жизненных ценностей, стереотипов; через влияние на мотивацию поведения и т.д.Отклонение от выработанных в группе норм какого-то члена вызывает у нее мерыответного воздействия в виде презрения, изоляции, осуждения и т.п.
1См.: Роберт М.Фалмер. Энциклопедиясовременного управления. Т. 2. Организация как функция управления. М., 1992. С. 11.
245
Руководителям органов внутренних делследует уделять самое пристальное внимание выявлению и оценке возникающих и существующихв подразделениях неофициальных групп и возглавляющих их лидерод. Одновременно следует помнить о том, чтонеофициальную психологическую структуру нельзя отождествлять с так называемойгрупповщиной, поскольку, как свидетельствует практика, неофициальные группы вподавляющем большинстве объединяют сотрудников, которые честно и добросовестноотносятся к выполнению своего служебного долга.
Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что между руководителем органа (официальным лидером) либо официальнойструктурой органа в целом и неофициальнымигруппами либо их лидерами могут сложиться различные по характеру и содержаниюотношения. Все разновидности этих отношений в конечном счете сводятся к тремосновным видам: а) отношения поддержки; б) нейтральные отношения;в) отношения противодействия.
Первый из названных видов отношенийскладывается тогда, когда неофициальная группа активно поддерживаетруководителя органа (подразделения), дорожит его мнением, как мнением специалиста,ценит его личные человеческие качества, проявляет к нему чувства симпатии ипривязанности.
Нейтральные отношения имеют место вколлективе, где неофициальная группа и ее лидер не выражают к руководителю органа(или официальной структуре органа в целом) отчетливых положительных либоотрицательных эмоций, когда в деятельности неофициальной группы не отражаютсяусилия для изменения функционирования органа внутренних дел как в лучшую, так ив худшую стороны.
Отношения противодействия складьййются в случае неприязни неофициальнойгруппы к руководителю. Эти отношения проявляютсяв постоянном противодействии руководителю, ироничном или недоверчивомвосприятии его личных качеств, в переносимом с большим трудом руководстве состороны лица, представляющего официальную структуруоргана, и т.п.
Рассмотрим, каким образомпреобладание того или иного вида отношений может сказываться на эффективностиуправления органом внутренних дел либо его подразделением.
Так, если руководитель органадолжным образом исполняет свои функциональные обязанности, предпринимаетэнергичные усилия для совершенствования деятельности органа, проявляет
246
необходимую заботу освоих подчиненных, с инициативой и творчески подходит к решению возникающихзадач, то совершенно очевидно, что отношения его поддержки со сторонынеофициальных групп положительно скажутся на эффективности деятельностиоргана внутренних дел. В подобных случаях руководитель должен всяческиподдерживать активность неофициальных групп и их лидеров. Иная ситуациявозникает тогда, когда неофициальные группы поддерживают руководителя,ненадлежащим образом осуществляющего свои обязанности, не справляющегося с решениемоперативно-служебных задач, демонстрирующего авторитарный стиль руководства ит.д. Отношения поддержки такого руководителя со стороны неофициальнойструктуры может пагубным образом сказаться на результатах деятельности органавнутренних дел. В подобных случаях неофициальные группы должны быть подвергнутывоздействию преимущественно методами убеждения с тем, чтобы переориентироватьих отношение к «нерадивому» руководителю в должном направлении, чтобы занять поотношению к нему правильную, принципиальную и критическую позицию. Вполнепонятно, что в крайних случаях вышестоящий орган принимает меры к заменеруководителя, осуществляющего управление ненадлежащим образом.
«Нейтрализм» неофициальных групп вотношениях с руководителем органа внутренних дел при всех вариантах являетсясвойством отрицательного характера: и тогда, когда он проявляется в отношенияхс добросовестным, активным и деятельным руководителем, и тогда, когданеофициальная группа безразлично относится к руководителю, в деятельностикоторого проявляются отрицательные моменты (например, злоупотреблениеслужебным положением, нарушение законности). И в том, и в другом случае«нейтрализм» не позволяет использовать весь положительный потенциалнеофициальной структуры для повышения эффективности функционирования органа.Поэтому отношения данного вида должны последовательно преодолеваться.
Что касается отношений противодействияруководителю со стороны неофициальной группы и ее лидера, то здесь та