ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. История создания органов налоговой полиции в РоссийскойФедерации…..……..8
ГЛАВА 2. Функции и принципы деятельности органовналоговой полиции РФ…..………..14
2.1. Основные функции органов налоговойполиции в Российской Федерации……...14
2.2. Принципы деятельности органовналоговой полиции Российской Федерации….18
ГЛАВА 3. Обязанности и праваорганов налоговой полиции в Российской Федерации.…...22
3.1.Обязанности органов налоговой полиции Российской Федерации……………….22
3.2.Права органов налоговой полиции Российской Федерации……………………….23
ГЛАВА 4. Особенности функций налоговой полиции в странах с развитойэкономикой. Взаимодействие ФСНП РФ с правоохранительными органами зарубежныхстран………….31
4.1.Особенность функций налоговой полиции в странах с развитой экономикой…...31
4.2.Взаимодействие ФСНП Российской Федерации с правоохранительными органамизарубежных стран.…………………………………………………………………………………37
ГЛАВА 5. Деятельностьфедеральных органов налоговой полиции в Российской Федерации и Новгородскойобласти в настоящее время…………………………………………………….41
5.1.Деятельность ФСНП в Российской Федерации…………………………………….41
5.2.Статистические данные по результатам работы Управления ФСНП РФ по Новгородскойобласти за 2001 год ………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..…49
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………….53
СОКРАЩЕНИЯ…………………………………………………………………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 CтруктураФедеральных органов налоговой полиции РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Протокол прослушивания и звукозаписи телефонных переговоров
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Поступления в бюджет РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4Основные показателидеятельности УФСНП РФ по НО с 1992 по 2001г.г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Оценкасокрытия и занижения налогов в НО с 1998 по 2001 гг.ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Уголовно – процессуальная деятельность УФСНП РФ поНО
ВВЕДЕНИЕ
В 18 марта 2002 годаФедеральной службе налоговой полиции России исполнилось десять лет. Срок,конечно, небольшой, однако за это время служба прочно заняла свое место всистеме правоохранительных органов государства.
Каждый годсотрудниками налоговой полиции выявляются и пресекаются десятки тысячпреступлений и правонарушений. Благодаря их работе в казну государства возвращаютсямиллиарды рублей, уведенные дельцами теневой экономики – это невыплаченныезаработные платы, пенсии, детские пособия, уворованные у больных лекарства,довольствие военнослужащих.
Тема данной дипломной работы внастоящее время является актуальной потому, что в условиях обострениякриминогенной обстановки, росте организованной преступности в сфере экономики,роль налоговой полиции, как правоохранительного органа, призванного стоять настраже экономической безопасности нашего государства, значительно возрастает.Главная особенность налоговой полицииРоссии, которая входит в систему правоохранительных органов состоит в том, чтоона не является чьим-либо правопреемником. Она создана впервые. Темаосвещаемого дипломного проекта была выбрана автором не случайно, ведь именно налоговая полиция является совершенноновой структурой в системе правоохранительных органов, структура, которая и внастоящее время успешно развивается и функционирует.
Интерес автора к этой теме объясняется так же и тем, чтоавтор в настоящее время заканчивает четвертый курс юридического факультета и вдальнейшем собирается стать сотрудником Управления федеральной службы налоговойполиции по Новгородской области.
В этой дипломнойработе исследуется деятельность органов налоговой полиции с момента ееобразования в 1992 году, в виде ГлавногоУправления налоговых расследований при Государственной налоговой службеРоссийской Федерации и по настоящее время.
Объектом исследования является деятельность федеральныхорганов налоговой полиции Российской Федерации.
Предметом исследования стали функции органов налоговойполиции, принципы ее деятельности, права и обязанности сотрудников.
Существующая в стране социально-экономическая обстановкахарактеризуется незначительным увеличением производства в отдельных отрасляхпромышленности, ростом взаимных неплатежей из-за задолженностей, финансовойнестабильностью, снижением покупательской способности населения, расширяющимисямасштабами незаконной предпринимательской деятельности и повсеместнымнарушением налогового законодательства. В связи с этим деятельность федеральныхорганов налоговой полиции по наиболее полному возмещению причиненногогосударству ущерба, привлечению неплательщиков налогов к уголовнойответственности и борьбе с организованной преступностью в экономической сфереособенно актуальна.
Анализ ситуации, сложившейся в экономике страны к концу2000 года, указывает на то, что криминогенныефакторы в значительной мере определяют не только ее сегодняшнее состояние, нои перспективы развития. Свидетельством тому являются серьезные изменения, происшедшиев последние годы в структуре и динамике экономической преступности. Она сталаболее организованной и профессиональной. Повышается интеллектуальный уровеньпротивоправной деятельности, расширяется сфера использования новых способовсовершения преступлений. А потому значение налоговой полиции какправоохранительного органа будет неуклонно возрастать и в будущем.
Целью представленной дипломной работы является необходимостьпоказать существования в России такой структуры исполнительной власти, как налоговаяполиция. Как справедливо заметил депутат Государственной Думы Борис Немцов:“Государство без таких правоохранительных органов, каким является налоговаяполиция, полноценным быть не может. И тот факт, что страна находится всостоянии бюджетного кризиса, доказывает лишний раз необходимость усиленияэтой службы”[1].
В представленной дипломной работе достаточно полно и подробноизучены функции федеральных органов налоговой полиции, принципы ее деятельности,а так же задачи, решаемые с ее помощью. Рассмотрены обязанности сотрудниковфедеральных органов налоговой полиции, систематизированы и разделены на группы.Особое внимание в работе уделено правам, которыми наделены сотрудникиналоговой полиции для выполнения возложенных на них задач.
Краткий экскурс в историю нашей страны показывает процессзарождения и развития этой правоохранительной структуры. Кроме того, в работеотражены особенности функций налоговой полиции в развитых зарубежных странах,рассмотрены, очень актуальные в настоящее время, вопросы взаимодействияправоохранительных структур России и иностранных государств.
В представленной дипломной работе обобщены итоги деятельностифедеральных органов налоговой полиции Российской Федерации по России в целом, атак же представлены результаты работы Управления ФСНП РФ по Новгородскойобласти за2001 год. Проведен краткийанализ деятельности территориальных органов налоговой полиции по выявлению,предупреждению и пресечению налоговых и связанных с ними правонарушений.
При написании данной дипломной работы автор использовалнормативные законодательные акты, в том числе Конституцию Российской Федерации,Федеральные законы:“Офедеральных органах налоговой полиции”, “О милиции”, “Об оперативно-розыскнойдеятельности”, Налоговый кодекс Российской Федерации и др., а такжеиспользованы авторские труды В.И.Гуреева “Российское налоговое право”,А.В.Брызгалина “Налоги и налоговое право”, С.Пепеляева “Основы налоговогоправа”, Г.В.Петровой “Налоговое право”, Д.Г.Черника “Основы налоговой системы”,А.И.Эрделевского “Комментарий к части1Налогового кодекса”, В.Г.Панскова “Комментарии к Налоговому кодексу”, Крометого проведена значительная работа по изучению материалов периодической печатипо выбранной теме, а также включены данные “Аналитической справки о результатахработы УФСНП РФ по Новгородской области за2001 год”и “Информационного бюллетеня региональной службы информационно-технологическогообеспечения Северо-западного региона за2001год”.
В российском законодательстве в настоящее время вопросы разграничениякомпетенции и полномочий налоговой полиции и иных государственных органовотражены недостаточно четко. Поэтому значительное место в сфере правовогорегулирования занимают письма и постановления Высшего Арбитражного суда РФ иКонституционного Суда РФ.
Новизна даннойдипломной работы заключается в том, что в ней наиболее полно и подробнопредставлены обязанности и права налоговой полиции РФ, как правоохранительногооргана со всеми уточнениями, пояснениями, которые содержатся в соответствующихпостановлениях и письмах Высшего Арбитражного и Конституционного СудовРоссийской Федерации. Права и обязанности систематизированы и разделены нагруппы. Рассмотрены новые полномочия налоговой полиции в борьбе сэкономической преступностью, которые вступили в действие после принятияфедерального Закона “О внесение изменений в ст.126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР”.
Преступления в сфере экономической деятельности тесно связанымежду собой. Однако борьба с указанными преступлениями входит в компетенцию какфедеральных органов налоговой полиции так и других правоохранительных органов,что на практике вызывает определенные трудности. Анализ деятельностифедеральных органов налоговой полиции свидетельствовал, что в полтора разабольше чем в сфере налогообложения выявлено правонарушений иной направленности.В результате расширения компетенции налоговой полиции число рассматриваемыхуголовных дел о преступлениях, посягающих на экономическую безопасностьгосударства возросло с двух до двадцати семи.
Практическая значимость дипломной работы обусловлена анализомдеятельности Управления ФСНП РФ по Новгородской области по выявлению ипресечению налоговых преступлений, на основании которого выявлены проблемыэтой деятельности, сделаны выводы и разработаны конкретные предложения оприоритетных направлениях в организации деятельности федеральных органовналоговой полиции, по совершенствованию налогового и других законодательств,ведомственной нормативной базы и организации работы органов налоговой полиции.
Глава 1. История создания органов налоговойполиции в Российской Федерации
Вистории России, как и в истории любого государства, можно заметить эволюциюдвух ее составляющих: финансовой системы и армии. Приоритетной здесь,безусловно, является финансовая система. В виду того, что основа любой финансовойсистемы- налоги, можно сказать, что вопределенном смысле история государства-это история его налоговой политики.
Первоеупоминание о привлечении силы к операциям по сбору налогов содержится уже врусских летописях. В известной “повести” летописца Нестора о походе за данью надревлян киевского князя Игоря в945 годуподробно рассказывается об этой печальной странице российской истории: сочтяразмер затребованной с них дани непосильным, древляне оказали сопротивление, врезультате чего князь был убит, а часть дружины уничтожена и рассеяна.
НаселениеРуси с XIYвека должно быловыплачивать наместнику или волостелю дань в виде произвольно “начисляемых”натуральных сборов. В концеXIY векаличный произвол наместников начинает ограничиваться уставными грамотами.Кормленщик отныне получал “доходный список”-“как ему пошлины собирать”[2].Постепенно сборы из частного, по сути, дохода превращаются в государственныеналоги. Уже при великом князе Симеоне наместники получали в свое распоряжениелишь половину доходов с кормления-остальное свозилось в княжескую казну.
Ужек концу XIYвекавозникают такие должности, как казначеи, дьяки и подьячие, отныне они ведаютсбором оброков и ведут книги записей этих сборов. Содержание этих чиновниковвходило в обязанности населения.
Послереформ 1679-1681 годов во главефинансовых учреждений встал Приказ Большой казны. К1710 году, из этого приказа выделилось учреждение, сдвинувшееБольшую Казну в вопросах налогообложения с первого места. Этим учреждениемстала Бурмистерская палата, или Ратуша. Указ от30 января1699 года о ее учрежденииосвобождал воевод от сбора податей. Отныне этим должны были заниматьсябурмистры- вотчинные “старосты из крестьян”.
Насмену Ратуше пришла основанная лично ПетромIКамер-коллегия. По регламенту который был утвержден11 декабря1719года, обязанности Камер-коллегии состояли в“надзираниии правлении над окладными и неокладными приходами”[3]. На местах эту службу правили податныечиновники, по своему положению занимавшие вторые места в провинциях послевоевод.
Дляконтроля за сбором податей Петр Великий посылал в провинции офицеров и даженижних чинов своей гвардии. Страх перед гвардейцами был таков, что редко ктодаже из заслуженных людей решался им перечить.
МанифестАлександраIоб учреждении министерств, в том числе Министерства финансовс Департаментом разных податей и сборов в его составе стал одним из крупнейшихактов налогового законодательства послепетровской эпохи. Царские указанияМинистерству финансов в части, касавшейся департамента, определили некоторыеобщие правила, должные неукоснительно соблюдаться при “установлении доходов”.Департамент следил, “чтобы никакой сбор не был учреждаем, а учрежденный не былотменяем иначе, как точною силою закона и в порядке, для сего установленном”[4].
Другимуказанием царя Министерству внутренних дел на полицию возлагалась обязанностьсобирать недоимки недоборы, а также конвоировать собранные подати в Государственноеказначейство.
В1885 году по предложению тогдашнего министравнутренних дел графа Д.Толстого был введен институт податных инспекторов.Министр сумел доказать, что предлагаемое им новообразование целесообразнеенепосредственного участия полиции в процессе сбора податей. И все жеправоохранительные и силовые функции применительно к практике сбора податейсохранились за полицией и после создания новых налоговых органов. Даже и вначалеXX века податным инспекторампредписывали собственноручно рассылать складные листы и извещения опричитающихся платежах. Однако эта корреспонденция поступала теперь сначала кчинам полиции, и уже они “доводили” извещения до адресатов. Психологическийрасчет на воздействие на плательщика полицейской формы- этого опосредованного воплощения закона- действовал безотказно.
“Всякийущерб, нанесенный государству сокрытием податных сил,- писал в1887 годупрофессор права Демидовского лицея А.Исаев,-влечет за собой прежде всего гражданскую ответственность, обязанностьвозместить причиненные убытки. Но этого мало:сокрытие дохода есть обман, который и должен подлежать уголовной каре. Мысчитаем недостаточными денежные пени, превосходящие в несколько раз оклад сутаенной части дохода или имущества. Если кража ценности в несколько рублей караетсятюремным заключением, то здесь еще более уместно оправдать его”[5].
Вфеврале1918 года Ленин вынужден былсокрушенно признать:“Денег нет, вот гденаша слабость”[6]. Кэтому времени финансовая система России была полностью разрушена. Наступилаэпоха военного коммунизма- с натуральнымобменом между городом и деревней, с контрибуциями и принудительными изъятиями,продотрядами и продразверсткой. А между тем еще в1912 году начальник окладного отделения Киевской губернскойказенной палаты П. Гаврик отмечал;“Главнымруководящим принципом податной политики должно быть обязательное соответствиеналогов их целям, а также интересам плательщиков”[7].
Ксожалению, основополагающие принципы налоговой политики, понятные чиновникамналогового ведомства начала века, с трудом входили в жизнь нового советскогогосударства. Это особенно проявилось в деятельности налоговых органов,восстановленных в период НЭПа.
С30 годов роль и значение налогов в СССР резкоуменьшаются, и налоги начинают выполнять несвойственные им функции. Налогииспользуются как орудие политической борьбы с кулаками и частнымисельхозпроизводителями. Постепенно система налогообложения была замененаадминистративными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределениемфинансовых ресурсов через бюджет страны. В1930-1932 гг., в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, врезультате которой вся прибыль промышленных и торговых предприятий, заисключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доходгосударства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов,а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого наоснове государственной монополии. Существование налогов с предприятий в этойситуации теряло свой смысл, налоги же с населения не имели большого значения вбюджете.
Кначалу реформ середины 80-х годов более90%Государственного бюджета СССР, как и его отдельных республик, формировалось засчет поступлений от народного хозяйства, Налоги с населения имелинезначительный удельный вес и составляли7-8%всех поступлений бюджета.
Перестройкаи постепенный переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годовобъективно вызвали возрождение отечественного налогообложения. События августа1991 года ускорили распад СССР истановления России как политически самостоятельного государства. МолодомуРоссийскому государству необходимо было срочно создать свою системуформирования доходной части бюджета. Именно в тот период была осуществленаширокомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и принятыосновополагающие налоговые законы. Страна переходила к рыночной экономике,менялись уклад жизни, психология и мировоззрение россиян, начал формироватьсяслой собственников.
Вначале 90-х годов страна столкнулась с новым видом преступности – преступностьюналоговой, которая в социальном планет не менее опасна, нежели общеуголовная.Уход от уплаты налогов, подчас самый изощренный, стал приобретать массовыйхарактер, наносить серьезный ущерб экономической безопасности государства.
СозданиеФедеральной службы налоговой полиции было своеобразным державным ответомстремительно «умнеющему», изворотливому и достаточно мощному экономическомукриминалитету, а также прочим любителям обогатиться, минуя государственнуюказну. Пришло осознание того, что «тихие» налоговые преступления подобны минезамедленного действия.
Созданиеорганов налоговой полиции было предусмотрено законом РСФСР “О государственнойналоговой службе РСФСР”, Главного управления налоговых расследований при ГНС РФ.Позже в соответствии с Указом Президента РФ от18 марта1992 годаN 262 были определены полномочия этих органов,задачи, функции, социальные гарантии сотрудников. Статус самостоятельногооргана в качестве Департамента налоговой полиции РФ она приобрела всоответствии с законом РФ от24 июня 1993 года№5238-1“О федеральных органах налоговой полиции”[8],а Постановлением Правительства РФ от11 октября1993 г.№1037было утверждено “Положение о Департаменте налоговой полиции”, законом РФ от17 декабря1995года№200-ФЗ “О внесении изменений идополнений в закон Российской Федерации” О федеральных органах налоговойполиции и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР”[9]статус налоговой полиции был определен как Федеральная служба налоговойполиции 'Российской Федерации.
При созданииналоговой полиции был учтен опыт многих зарубежных стран, где аналогичныеслужбы уже давно доказали свою необходимость. В последнее десятилетие такиестраны, как США, Италия, Испания, Великобритания, ФРГ, Швеция, Нидерланды, рядстран Латинской Америки, провели крупномасштабные налоговые реформы. Онипоследовательно идут по пути совершенствования стимулирующей системыналогообложения и вместе с тем постоянно укрепляют структуры, занимающиесяналоговыми расследованиями. Несмотря на то, что налоговому законодательствуэтих стран десятки, сотни лет, а большинство налогоплательщиков, казалось бы,воспитано в духе законопослушания, но и там масштабы налоговых преступленийдостаточно велики.
Вместе с темнеобходимо заметить:появление аналогичной службы в России – не дань моде, не копирование западныхобразцов. Уже с первых шагов перехода экономики России к рыночным отношениям,когда свободное предпринимательство действительно начало обретать свободу,стало очевидным: стараясистема налогообложения не в состоянии обеспечить стабильное пополнениегосударственного бюджета. Адаптировать ее к новым условиям не представлялосьвозможным. Уже в первые месяцы рыночных преобразований стало очевидным, чтоГосналогслужба, значительную часть работников которой составляют женщины,противостоять этому новому виду преступности просто не в состоянии. Заставитьуважать налоговое законодательство, обеспечить его исполнение можно было лишь спомощью специальной силовой структуры, наделенной правоохранительнымиполномочиями. И такая структура была создана.
Глава2. Функции и принципы деятельностиорганов налоговой Российской Федерации
2.1Основные функции органов налоговой полиции в РоссийскойФедерации.
Безопасностьэкономического устройства любого государства,в том числе Российского, постоянно находится в поле зрения органовгосударственной власти. Обеспечение экономической безопасности государствапредставляет собой систему государственных мер, направленную на охрануэкономических интересов субъектов права-граждан, юридических лиц, государства.
Обеспечениемэкономической безопасности государства в Российской Федерации занимаютсяправоохранительные органы, к которым закон относит и федеральные органыналоговой полиции. В частности, Закон “О федеральных органах налоговой полиции”,принятый законодательным органом России24 июня1993 года, в ст.1 установил, что федеральные органы налоговой полиции являютсяправоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономическойбезопасности Российской Федерации.
Экономическаябезопасность государства может обеспечиваться самыми разнообразными способами.Изучив материалы, изложенные в работе В.И.Гуреева[10],автор полагает, что эти способы можно разделить на следующие группы- организационные, правовые, технические и др.
Подорганизационными способами обеспечения экономической безопасности государствапонимают, различные приемы, используемыедля организации данного процесса. К основным таким приемам можно отнести:
- координациюдеятельности налоговой полиции с другими правоохранительными органами пообеспечению экономической безопасности государства;
-структуризациюуправления, представляющую собой внутреннюю форму организации федеральныхорганов налоговой полиции;
— организацию социальных связей, характеризующуюся формамиработы с населением (например, средствами пропаганды).
Все эти идругие приемы должны использоваться только в рамках действующего законодательства,что позволит не допускать произвольного их применения.
Правовыеспособы обеспечения экономической безопасности государства предполагают наличиеправовых основ организации и деятельности соответствующих органов государства,в том числе правоохранительных. Практически это означает, что в государствеприняты и действуют законы и подзаконные нормативные акты, регулирующиеотношения в рассматриваемой сфере.
Подтехническими способами обеспечения экономической безопасности государствапонимают, различные технические средства(компьютеры, транспортные средства, средства связи и т.д.), с помощью которыхдостигается решение задач, поставленных перед федеральными органами налоговойполиции.
По своемустатусу ФСНП России является федеральным органом исполнительной власти (УказПрезидента РФ от14 августа1996 года№1177),который осуществляет свои правоохранительные функции в сфере обеспеченияэкономической безопасности государства, защиты ее интересов. Иными словами,налоговая полиция такой же федеральный правоохранительный орган, какМинистерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная службабезопасности Российской Федерации, другие силовые структуры государства,выполняющие определенные законом задачи и наделенные для этого соответствующимиполномочиями. В Законе Российской Федерации “О федеральных органах налоговойполиции” также говорится, что федеральные органы налоговой полиции являютсяправоохранительными органами, частью сил обеспечения экономической безопасностигосударства.
Статуси полномочия деятельности федеральных органов налоговой полиции регламентируетсяцелым комплексом законодательных и иных нормативных актов.
Правовымиосновами деятельности федеральных органов налоговой полиции являютсяКонституция Российской Федерации, конституции республик в составе РоссийскойФедерации, уже упомянутый Закон “О федеральных органах налоговой полиции” ииные законодательные акты Российской Федерации, правовые акты автономныхобразований, краев, областей, регулирующих отношения в областиналогообложения. Поскольку органы налоговой полиции- это правоохранительные органы, то в своей деятельности онируководствуются актами, регулирующими правоотношения по осуществлению охраныгосударственного и общественного порядка. К числу таких актов относятся:Федеральный закон от12 августа1995 года “Об оперативно-розыскнойдеятельности”, Уголовный кодекс РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР иКодекс об административных правонарушениях РСФСР.
Выступаяучастниками налоговых правоотношений федеральные органы налоговой полициивправе пользоваться полномочиями, предоставленными законодательством налоговыморганам при исполнении служебных обязанностей, т.е. в рамках возложенных наних задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений иправонарушений.
Какизвестно деятельность правоохранительных органов связана, как правило, с вторжениемв сферу конституционных прав и свобод граждан, поэтому осуществление ими своихполномочий должно происходить только в рамках задач и на основе принциповдеятельности налоговой полиции, что служит гарантией от неоправданного нарушенияправ физических и юридических лиц.
Соответственнозадачам, автор считает, что можно выделить и три группы полномочий. При этомважно отметить, что одни из полномочий практически аналогичны полномочиямналоговых органов, другие направлены на содействие органам налоговой службы висполнении ими своих обязанностей, третьи являются узкоспециальнымиправомочиями органов налоговой полиции, что позволяет ей контролировать нетолько налогоплательщиков, но и должностных лиц госналогинспекций[11].
Наналоговую полицию возложено четыре основные задачи:
1. Выявление,предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений
2. Обеспечениебезопасности деятельности налоговых органов, защиты их должностных лиц отпротивоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.
3. Государственнаязащита должностных лиц налоговых органов, федеральных органов налоговой полициии их близких.
4. Выявление,предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах и федеральных органовналоговой полиции.
Федеральныеорганы налоговой полиции выполняют функции правоохранительных органов, но также в ряде случаев и функции государственных налоговых инспекций[12].В соответствии с п.2 ст.11 Закона “Офедеральных органах налоговой полиции” налоговая полиция вправе пользоватьсяполномочиями, предоставленными законодательством должностным лицам налоговыхорганов, только в рамках возложенных на них задач по выявлению, предупреждениюи пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Они не вправе выполнятьфункции налоговых инспекций, не вытекающие из налоговых отношений. Так,например, в компетенцию налоговой полиции не входит проверка исполнения ЗаконаРоссийской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществленииденежных расчетов с населением” и наложение на хозяйствующие субъекты штрафовза нарушение этого закона.
2.2.Принципы деятельности органов налоговой полиции Российской Федерации
Деятельностьорганов налоговой полиции осуществляется на основе следующих принципов:
- законности
- уважения прав и свобод человека игражданина
- подконтрольности и подотчетности высшиморганам законодательной и исполнительной властей Российской Федерации
- сочетания гласных и негласных формдеятельности
- единства и централизации органов налоговойполиции
- независимости и конфиденциальности.
- взаимодействия с другими органами, налоговымислужбами других государств, гражданами и организациями.
Создание идеятельность политических партий и других общественных объединений вфедеральных органах налоговой полиции не допускается. Сотрудники федеральныхорганов налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебнойдеятельности решениями политических партий и других общественных объединений,преследующих политические цели. Речь идет о таком принципе, как подчинениетолько закону, выведение государственных правоохранительных органов из-подконтроля партий и иных общественных организаций[13].
Федеральныеорганы налоговой полиции должны осуществлять свою деятельность во взаимодействиис другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами,а также с налоговыми службами других государств на основе международныхдоговоров и обязательств Российской Федерации, что позволяет на практикереализовать такой принцип, как комплексный подход к решению задач пообеспечению экономической безопасности государства.
Обеспечениеконтроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей — это основная цель взаимодействияфедеральных органов налоговой полиции, налоговых органов и иныхгосударственных учреждений.
Условия, формы и порядок взаимодействия органовналоговой полиции с Государственной налоговой службой регулируются Законом РФ«О федеральных органах налоговой полиции», совместным приказом ДНП иГНС от 14 марта 1994 г. № 67-3-14/18/77 «Об организации взаимодействияорганов Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральнойслужбы налоговой полиции Российской Федерации», а также приложением кэтому приказу, определяющим порядок проведения налоговыми органами и органаминалоговой полиции мероприятий по контролю за соблюдением налоговогозаконодательства.
В соответствии с указанными правовыми актамируководители органов ФСНП и ГНС Российской Федерации обязаны постояннокоординировать действия соответствующих служб и подразделений по своевременномувыявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, а также решениюдругих вопросов, представляющих взаимный интерес. В этих целях должнысоздаваться рабочие группы, проводиться регулярные встречи представителейзаинтересованных подразделений для согласования действий, а наиболее важныепроблемы выноситься на рассмотрение совместных заседаний коллегий.
По итогам совместной проверки юридических ифизических лиц составляет