Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами ( Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее об- щества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.
В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.
Наркомания, как подчерковают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе.
Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия.
8 января 1998 года президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный закон о наркоти- ческих средствах и психотропных веществах ( № 3 ФЗ ), ранее принятый Государственной Думой ( 10.12.97 ) и одоб- ренный Советом Федерации (24.12.97). Закон вступил в силу через три месяца со дня его официального опубликования.
Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В законе используются следующие основные понятия:
наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотроп- ных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ,
в соответствии с законодательством РФ, международными договорами, в том числе Конвенции о наркотических средствах 1961 года;
психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные матери- алы, включенные в Перечень наркотических средств, психо-тропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международ- ными договорами, в том числе Конвенции о психотропных веществах 1971 года;
прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовле- нии, переработке наркотических средств и психотропных ве- ществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международ- ными договорами, в том числе Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психо- тропных веществ 1988 года;
аналоги наркотических средств и психотропных веществ -
запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Пере- чень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотичес- ких средств и психотропных веществ, психоактивное дейст- вие которых они воспроизводят;
препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень;
оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - культивирование растений; разработка, произ-
водство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию РФ, вывоз с таможенной территории РФ, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешен- ные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ;
незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства РФ;
Производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотичес- ких средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений;
изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получе- ны готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержа- щие их лекарственные средства;
переработка наркотических средств, психотропных веществ -
действия, в результате которых происходит рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных ве-
ществ, а также получение на их основе веществ, не являю- щихся наркотическими средствами или психотропными веществами;
распределение наркотических средств, психотропных ве- ществ - действия, в результате которых в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотроп- ные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ;
ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее ввоз (вывоз)) - перемещение наркоти- ческих средств, психотропных веществ и их прекурсоров с таможенной территории другого государства на таможенную территорию РФ или с таможенной территории РФ на тамо- женную территорию другого государства;
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
больной наркоманией - лицо, которому по результатам меди-
цинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настоящим ФЗ, поставлен диагноз "наркомания";
незаконное потребление наркотических средств или психо- тропных веществ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
государственные квоты на наркотические средства или психотропные вещества (далее - государственные квоты) - квоты на наркотические средства и психотропные вещества, устанавливаемые Правительством РФ в соответствии с меж- дународными договорами РФ на основании расчета потреб- ности РФ в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которых осущетвляется их оборот.
Законом устанавливаются организационные основы деятель- ности в сфере оборота наркотических средств и психотроп- ных веществ, а также меры по противодействию незакон- ному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Рассмотрим некоторые положения закона, относящиеся к вышеуказанным мерам противодействия.
Согласно ст. 40 ФЗ-№3(1998), в РФ запрещается потре- бление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Также, согласно ст. 46 ФЗ-№3(1998), запрещена пропа- ганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Реклама наркотических средств, внесенных в списки 1 и 2, может осуществляться исключительно в спе- циализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Запрещается распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих психотропные вещества или наркоти- ческие средства.
Согласно ст.51 ФЗ-№3(1998), юридическое лицо, замешан- ное в незаконном обороте вышеуказанных средств, подле- жит ликвидации (в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ).
За нарушение ФЗ-№3(1998) должностные лица и граждане РФ несут ответственность в соответствии с законодатель- ством РФ.
Материальная ответственность за ущерб, причиненный юридическому лицу, возлагается на работника указанного юридического лица, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей повлекло хищение или недостачу наркотических средств или психотропных веществ.
Указанный работник в соответствии с законодательством РФ о труде несет материальную ответственность в размере 100-кратного размера прямого действительного ущерба, причи- ненного юридическому лицу в результате хищения либо недостачи наркотических средств или психотропных веществ.
Нарушения правил обращения с наркотическими средст- вами и психотропными веществами являются преступле- нием против здоровья населения и общественной нравствен- ности.
В соответствии со ст. 228 УК РФ от 15.10.97г.,
- незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в круп- ном размере (Прил.1) наказываются лишением свободы на срок до 3 лет;
- незаконные приобрение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ наказы- ваются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с кон- фискацией имущества или без таковой;
- незаконные приобрение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ совершенные: группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой;
- незаконные приобрение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ,совершен- ные организованной группой либо в отношении наркоти- ческих средств или психотропных веществ в особо крупном размере (Прил.1) наказываются лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества.
-нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распреде- ления, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркоти- ческих средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с неза- конным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Согасно ст.229 УК РФ от 15.10.1997г.,
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет; те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, с примене- нием насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, наказываются лише- нием свободы на срок от 6 до 10 лет с конфискацией иму- щества или без таковой; те же деяния, если они совершены организованной группой, в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, лицом, 2 или более раза судимым за хищение либо вымогательство, нака-
зываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.
Из статьи 230 УК РФ от 15.10.1997г. следует, что:
- склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет;
- то же деяние, совершенное группой лиц по предваритель- ному сговору или организованной группой, неоднократно, в отношении заведомо несовершеннолетнего либо 2 или более лиц, с применением насилия или угрозой его применения наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет;
- те же деяния, повлекшие за собой по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 12 лет.
В соответствии со статьей 231 УК РФ от 15.10.1997г.,
- посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 минималь- ных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет.
- те же деяния, совершенные группой лиц по предваритель- ному сговору или организованной группой, неоднократно, в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.
Согласно ст.232 УК РФ от 15.10.1997г.,
- организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ наказыва- ются лишением свободы на срок до 4 лет;
- те же деяния, совершенные организованной группой, нака- зываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.
В соответствии с 233 статьей УК РФ от 15.10.1997г.,
- незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ наказываются лищением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дро 3 лет или без такового.
Рассмотрим меры, предпринимаемые в нашем госу- дарстве для контроля наркотических средств, сильнодейству- ющих и ядовитых веществ. 14.08.1995г. Министерством Здравоохранения и Медицинской промышленности был принят приказ № 239, в котором были узаконены среди прочих следующие мероприятия:
1. Постоянный комитет по контролю наркотиков должен обеспечивать регулярное формирование и издание списков наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ с полным охватом средств и веществ, включенных в Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года, Конвенцию о психотропных веществах 1971 года и Конвен- цию ООН о борьбе против незаконного оборота наркоти- ческих средств и психотропных веществ 1988 года; публиковать списки и информацию о включенных в них средствах и веществах в журнале "Новые лекарственные препараты", "Медицинской газете", "Медицинском вестнике".
Продолжить разработку совместно с научными учреждениями здравоохранения нормативов потребности учреждений здравоохранения в наркотических лекарственных средствах и сильнодействующих веществах.
Производить анализ динамики заболеваемости и болез- ненности наркоманией в России и видов потребляемых наркотических средств и в установленном порядке представ- лять соответствующие отчеты в ООН, МинЗдравМедпром России, заинтересованные министерства и ведомства.
Проводить экспертизу и утверждать методическую документацию по применению наркотических лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в медицинской практике.
2.Фармакологический государственный комитет при МинЗдравМедпроме России должен осуществлять при проведении клинических испытаний новых и регистрируе- мых фармакологических средств проверку на возможность формирования от них синдрома зависимости и сообщать об этом в Постоянный комитет по контролю наркотиков для рассмотрения вопроса о включении данного средства в соответствующие списки.
3. Руководители органов и учреждений здравоохранения должны обеспечить в соответствии с действующими при- казами МинЗдравМедпрома РФ систематический контроль за хранением и использованием наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в учреждениях здравоохранения.
4. В 1996 году МинЗдравМедпромом был принят приказ № 68 ( 22.02.1996г ) об исполнении федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотре- блению наркотикам и их незаконному обороту на 1995-1997 годы", которым было рекомендовано всем органам испол- нительной власти субъектов РФ разработать и осуществить комплексные региональные и целевые программы противодействия злоупотребления наркотиками и их незакон- ному обороту. Также было рекомендовано теле- и радиоком- паниям РФ предоставлять на льготных условиях время в эфире для проведения передач, направленных на противо- действие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Главной целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение распространенности наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Приоритетное внима- ние уделяется совершенствованию деятельности и наращива- нию усилий общества в борьбе с нелегальным оборотом наркотиков, профилактикой наркомании и обусловленных этими явлениями правонарушений.
Руководителям органов здравоохранения субъектов РФ приказано принять необходимые меры к укреплению материальной базы сети наркологических учреждений в регионах, не допускать ликвидации самостоятельной наркологической службы в территории.
Среди исполнителей программы в пунтах "Профилактика злоупотребления наркотическими средствами", а также " Ле- чение, восстановление трудоспособности и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков" совместно с другими центрами, управлениями и институтами упоминается ММА им. И.М. Сеченова.
5. В том же 1996 году МинЗдравМедпромом был принят ряд документов, регламентирующий ввоз в РФ наркоти- ческих средств, сильнодействующих и ядовитых веществ. Это приказ № 166 от 25.04.1996г., постановление № 278 от 16.03.1996г., устанавливающие перечень необходимых документов для ввоза вышеуказанных веществ в РФ.
Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствует о невысокой результативности принимаемых
мер. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных наркоманией. Не создано действенной системы ан- тинаркотической пропаганды.
За последние 8 лет число наркологических диспансеров сократилось в 1,5 раза, число наркологических коек - в 2,3 раза.
Серьезным препятствием для повышения эффективности терапии больных наркоманией является отсутствие в стране реабилитационных центров и отделений, расчитанных на длительное пребывание больных. Не решен вопрос об использовании в наркологических учреждениях специально подготовленных психологов и социологов.
*Таким образом, на сегодняшний день вопрос
о злоупотреблении наркотическими средствами
и психотропными веществами по прежнему
является актуальным, и его окончательное ре-
шение остается за законодателями, врачами и обществом.