Лекция тема № 7
Вопрос 2 Уголовно-социологические теории.
...
-Теория социальной дезорганизации.Эта школа называется еще Чикагской или экологической. Ее возникновениесвязывается с началом исследований в 20-30-х годах города Чикаго и его окрестностей Ученые(социологи) Роберт Парк, ЭрнестБерджест и Родерик Маккензи рассмотрелигород как живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношениялюдей и природы. Основные положения этой теории заключались в следующем:
— наиболее высокая делинквентностьприходится на центральную часть города (торговые и промышленнаячасть города);
— по мере удаления от центраи промышленных районов делинквентность падает; самая низкая в жилыхгородских кварталах, но исключением считались бедные районы, перенаселенные,где население составляют преимущественно эмигранты
— мелкие преступленияпротив собственности могут концентрироваться вблизи места жительствапреступников, тогда как более серьезные имущественные преступлениясовершаются на некотором отдалении от него и т.д.
— Теория аномии. СоциологЭмиль Дюркгейм (Франция) считает преступность нормальным и даже полезнымявлением. Она выполняет две функции:
во-первых, отклонение индивидуальногосознания от коллективного представляет собой условие изменений ипрогресса. Полное единообразное поведения членов данного обществаозначает, что оно переживает застой и не развивается;
во-вторых, преступлениеможет быть фактором интеграции общества, укрепления социальныхсвязей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективноесознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.
По мнению Дюркгейма “чембольше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные благалишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности”.
Теорию аномии дополнилии развили американские социологи, и, прежде всего, Роберт Мертон.Он определяет состояние аномии как надлом в культуре, возникающийв ситуации резкого расхождения между культурными нормами и целями,с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступатьв соответствии с ними, с другой стороны. Существуют разные типыадаптации в такой ситуации. Тип первый — конформизм — это поведение,направленное на достижение определенных культурных целей с помощьюлегальных средств. Второй тип — ритуализм — заключается в отказе отстремления к достижению более высокой позиции либо понижении егоуровня до такой степени, что по поводу неосуществленных намеренийнапряженного состояния не наступает. Эти два типа не порождают девиантныхпоступков. Третий тип — инновация — это принятие целей, определенныхкультурой, при одновременном отказе от установленных способов ихдостижения. То есть люди хотя и реализуют ценности, принятые в данномобществе, но делают это с помощью нелегальных средств. Четвертыйтип — ретритизм — заключается в одновременном отказе как от целей,стремление к которым в данном обществе обязательно, так и отсредств, которые служат достижению этих целей. И, наконец, пятый тип- мятеж — это также отказ от целей и средств, принятых в обществе, ноуже с программой замены их новыми целями и новыми средствами ихдостижения.
— Теории субкультуры.Культура вообще это комплекс ценностныхпредставлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известнойтерритории и в рамках определенногопериода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, котораясоответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствованиеи поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаяхи нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можнотакже представить как совокупность определенных форм поведения, нопостоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, сдругими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультуройпонимают систему общественного поведения и ценностей, существующуюотдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюсявсе же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делятчасть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией),но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиесяот ведущей цивилизации.
В теориях субкультурыпредпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и вособенности бандитизм.
Теории Альберта Коэна(1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причиныэтого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностямии целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны,и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживатьсяэтих ценностей и преследовать эти цели, — с другой. В тоже время УолтерМиллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится насистеме ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетиятрадиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультурысвязаны с особенностями определенных общественных слоев.
По мнению Коэна, у делинквентногоподростка существующая социальная структура вызывает реакциюотрицания и подростковая противоправность в отличие от преступностивзрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которымиони не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актахвандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношениивсех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добитьсяопределенного статуса, социального положения и престижа. Онисоздают собственную культуру, свою, отделенную от господствующейцивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус средисверстников. Эта реакция проявляетсяуже в школе. Как считают взрослые — хороший ребенок в школе долженбыть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайныхструктур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальнымсредствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются(при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам исредствам достижения этих целей.
Одни субкультуры (их типы)добиваются материального достатка и характеризуются имущественнымипреступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статусав обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры“ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход внаркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является“кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремлениек “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” — это поиск экстатическихпереживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самымтрудным делинквентным видом считается тот, в котором представленыподростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствамипытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение.Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры,предложенную Клоуардом и Олином:
Различные экономическиеусловия существования среднего и низших слоев в западном индустриальномобществе.
Социальное расслоение общества.
Интернализация (усвоение)подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя.
Блокирование доступаподросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.
Развитие делинквентныхальтернатив для достижения компенсирующего статуса.
С выше перечисленнымитеориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968).Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положеноследующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят отэкономических факторов. То есть как человеку достаются деньги — получаетон их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальнойпомощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системыценностей. Его теория представляется следующей схемой:
Собственный стиль жизни иоднородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколенияв поколение.
Отсутствие сильной фигурыотца и женское начало в семьях низшего слоя.
Недостаточная возможностьусвоения мужской роли в семьях низшего слоя.
усвоение мужской роли вгруппе сверстников
Получение компенсирующегостатуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости,способности обманом добиваться более выгодного для себя положенияв конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.
Даже на слух, эта схема имеет“сбои” (например, а как преступность несовершеннолетних женского пола?...),а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступностьсреди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная)не отличается по объему и тяжести от преступности подростков изсреднего и верхнего слоев.
В 1980 году Теодор Фердинандразработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоениемобщества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежнымисубкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуруразвитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом:
— молодежь отстаиваетсвои радости в духе нарциссизма и отказывается от традиционногопредусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций;
— молодые люди не желаютбрать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения ивоспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросаютвызов авторитету взрослых в семье, школе, общине;
-молодежь вырабатываетсвою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения;
-возникновение молодежнойсубкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорееона складывается на основе осознания подростками своего собственногостатуса в мире взрослых;
-свое взросление молодежьпереживает как угрозу и ограничение своих возможностей. Подростокделает то, что ему нравится, и наслаждается досугом. Молодые людив развитых странах, решившие делать какую-либо профессиональнуюкарьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности.Подросток говорит себе: «Меня не ждет ничего, ради чего можнобыло бы затратить столько времени и сил”. Учиться скучно и трудно. И вконечном счете серьезная профессиональная карьера — это далеко невсе, о чем мечтает человек;
-в конце концов, созданиемолодежной субкультуры — это реалистическое приспособление к изначальнобезнадежной ситуации.
И последняя теория субкультуры- насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути(1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания инавыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколенияв поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываютсясвои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие.Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием,и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины.Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.
— Следующие теории уголовно-социологической направленности,на которых мне бы хотелось остановиться- это теории конфликта. Понятие “конфликт” пришло из латинского языкаи означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаютсяпсихологи (психоанализ), социологи и юристы.
Первая теория конфликта(1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликтакультур”, где автор проводит различие между внешними и внутреннимиконфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимисянормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласиямежду нормами поведения в сельской местности и в крупных городах;конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованнымобществом. Примером конфликта культур является многолетний процессиммиграции в Израиле, из-за которогопроисходит процесс постоянного пересмотра основных принципов иценностей. Так, евреи — иммигранты из северной Африки имеют привычкурешать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йеменане следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы”- это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровноймести, а уже о наших, “советских” иммигрантах и говорить не надо.
В 1958 криминолог ДжорджВолд разработал теорию “группового конфликта”. По его мнению, человекживет в какой-то определенной группе, состоящей из трех или более человек,которые чувствуют себя связанными общими нормами и социальныероли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетьюсоциальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизньчеловека — это элемент и результат взаимодействий внутри группы имежду группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиесяследовать предписанным нормам поведения, непременно объявляютсяпреступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовныенаказания — это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе:
— они возникают из политическихдвижений протеста (наивысшими формами такого насилия являетсямятеж и революция). Так, например, если происходит революция, точлены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются в преступников...;
-выборы в демократическихстранах иногда сопровождаются правонарушениями (акты подкупа,кражи документов, незаконное применение технических средств дляподслушивания и подглядывания за своими оппонентами и пр.);
-много уголовных преступленийсовершается в ходе споров между руководителями предприятий ибастующими рабочими;
-очень часто причиной преступностиоказываются конфликты между группами, разделенными по расовым,национальным, религиозным признакам (Чечня, ЮАР и пр.)
Эта теория объясняет преступностькак феномен, обязательно сопровождающий социальные и политическиеконфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций группв борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности.
В Европе аналогичная теориябыла разработана немецким криминологом Карлом Шуманном(1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится к системенеизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под сомнениеантисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное приближениек порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не соединениижеланий и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие преступности- это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как системауголовной юстиции определяет индивида, официально его классифицирует,выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории право и законопределяются только волей господствующей элиты. А господство позволяетразрешить все конфликты. Преступление — не акт, совершаемый ненормальнымчеловеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия междуразличными лицами, включая законодателя, толкователя законов,их исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественнойжизни является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумамии группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование.Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми,кто хотел бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочетее уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властныхпозиций служат уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдыватьприговоры высоким авторитетом (от имени народа). С точки зренияэтой теории вообще невозможно объяснить причины преступности идать никаких удовлетворительных объяснений относительно неравномерногораспределения преступности по разным социальным группам. Эта теорияпрактически не учитывает того, что кроме политической и экономическойвласти и мощи существуют еще и другие формы отправления власти (моральные,научные, этические аспекты власти) и, что следует различать не толькотех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также учитывать и то,что существует градация уровней власти.
Радикальные теории. Разобратьсяс этими теориями, на мой взгляд, очень трудно, особенно в настоящее время.Их создание датируется 70-мы годами (США и Западная Европа). Их сторонникамиглавным вопросом является конфликт между классами, т.е. господствующий класс криминализируетрабочий класс с помощью “классовой структуры” общества и “классовойюстицией”. Многие представители этих теорий называют себя марксистами,но огораживаясь при этом от криминологии социалистических стран,считая, что СССР и бывшие страны соц. лагеря не социалистические, а государственно-капиталистические,бюрократически-коллективистические общества, которые вели своемонополистическое государственное хозяйство как капиталистическоепредприятие. Эти (радикальные) теории очень сложно классифицироватьи мы их рассмотрим все вместе. Едины они в одном — в отрицании традиционнойкриминологии. По мнению их сторонников:
— преступность — “негативноеблаго”, которое урезает права и шансы, перераспределяет имеющиесяв обществе ресурсы;
— девиантность — это выражениеразноликости, разнообразия людей;
— основной конфликт в капиталистическомобществе имеет место между господствующим и рабочим классом;
— преступность возникаетиз противоречий капитализма, которые все время растут;
— традиционная криминология- наука, которая не ставит под вопрос отношения господства, а пытаетсяих оправдать;
— уголовное законодательствои его применение при капитализме расчитаны на обеспечение господствакапиталистов и их поддержку, а правопорядок — это система, созданнаяклассом капиталистов для обеспечения своих интересов;
— инстанции социальногоконтроля общества, т.е. полиция, суды, тюрьмы или исправительныеучреждения, являются “органами набора рекрутов в каторгу девиантныхэлементов”;
— применение санкций кразным слоям населения обращено против цветных, бедных, политическихи культурных меньшинств.
Своей главной задачей радикалывидят — ликвидацию капиталистическойсистемы.
Естественно, что радикальныетеории подвергаются критике по следующим основаниям:
— основные постулаты радикальныхтеорий преступности эмпирически недоказуемы;
— общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мерене свободны от преступности и противоправности;
— радикальные теории полныморализаторства, т.е. обвиняют больше тех, кто живет в достатке иимеет власть (поиск “злодеев”);
— эти теории излишне переоцениваютэкономику;
— существует большаягруппа преступлений, которая совершенно не затрагивает интересыкапиталистов;
— совершенно не затрагиваетсявопрос жертвы преступления
и так далее.
Одним из примеров несостоятельностиэтих теорий могут служить эмпирические исследования, в ходе которыхустановлено, что рабочие больше привязаны к своей собственности,чем средний слой, что они резче обсуждают имущественные преступления,что они больше поддерживают полицию и требуют увеличения ее численностии более жестких мер в отношении преступников.
Вопрос 3 Социально-психологическиетеории преступности.
Общепринято, что на поведениечеловека влияет его ближайшее и более широкое социальное окружение. Однако исам человек своим поведением влияет на это окружение, формируя его; человекотнюдь не пассивен по отношению к своей среде, к группе. Самыми мощными по силесвязей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников,профессиональный коллектив и группа свободного времени (досуга, ибо большуючасть своего времени человек проводит в этих группах и в них соиализируется.
Центральным понятиемсоциально-психологических теорий преступности является социализация, цельюкоторой служит адаптация и вживание индивида в принятые в обществе нормыповедения. Обратимся теперь к некоторым из криминологических теорий этого(социально-психологического) направления.
Теория обучения. Онаобъясняет преступное поведение так: преступником может стать любой человек.Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность кобучению. Эта “предрасположенность” позволяет усваивать любые мыслимын формыповедения — как социально преемлимые так и декиантные, делинквентные ипреступные. Первым, кто выдвинул эту теорию был Габриэль Тард. Он предложил триосновные закономерности подражательного обучения:
-легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды,находящиеся в тесном контакте;
-подражание широкораспространено в обществе, пронизывает его от самых верхних слоев до самыхнизших: молодые люди подражают взрослым, бедняки богатым и т.д. Преступностьмолодежи, пожилых людей и людей с низким статусом основана на стремлении статьвровень со взрослыми, богатыми и привилигированными соответственно;
— прежнее поведение человекапри этом перекрывается новым, которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его. Но при этом прежнее поведение являет собой переход кновому.
Применительно к окружающей среде люди используют три основныесистемы реагирования — рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение(усвоение) — самая важная система реагирования в процессе адаптированногоповедения человека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворенияяйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоихродителей. После рождения в дело вступает социальная Среда (уже здесьноворожденные отличаются друг от друга — одни много спят, другие много кричат ит.д. За телесным рождением человека следует духовно-социальное становление,т.е. человек учится быть человеком. Ученые предлагают три различных подхода к обучению нормамповедения, которые взаимодействуют друг с другом:
— вырабатывается классическийусловный рефлекс, открытый Иваном Павловым. В этом процессе один раздражительподменяется другим. На основе этого положения была разработана теория(Гансом-Юргеном Айзенком /1977/ и Гордоном Траслером /1962/) по которой преступное, антисоциальное поведение является“естественным” и усиливающим себя в том случае, если оно приносит непосредственноеудовлетворение личности, которая ведет себя определенным образом (за один и тотже поступок ребенок наказывается родителями каждый раз, после чего он начинаетчувствовать боль уже при мысли о совершении такого поступка. Этот страх и“боль” /рефлекторное сознание/ как раз и будут удерживать его отправонарушения). По сути эта теория является биосоциальной, а по содержаниюпсихопаталогической. Поэтому ее криминологи относят к психопаталогии;
— вторым подходом к обучениюнормам поведения является выработка инструментальных условных рефлексов(бехевиористическое направление), т.е. человек учится на своих успехах инеудачах с помощью поощрений и наказаний (получает положительное или отрицательноеподкрепление);
— третьим подходом являетсясоциальная теория обучения, которая рассматривает обучение человека какактивный, познавательный, управляемый духовный процесс переработки опыта изнаний. Человеческое поведение — это не автоматическое, рефлекторноереагирование; в его основе лежит активный процесс, в котором решающую рольпринадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительнымпроцессам. Эта теория была разработана в основном Альбертом Бандурой (1979),которую он строит на учете процессов познания, протекающих в мозгу междувоздействиями раздражителя и реакции на него, т.е. на учете восприятий,воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий. (Не каждый человек виделв своей жизни тяжкое преступление, но читал о них, видел на сцене театра, вхудожественном или документальном фильме; тесное общение с осужденными клишению свободы также представляется не каждому, но мысленное “знакомство” сэтой категорией граждан имеет каждый. Но насколько это нравиться или ненравится определяет для себя каждый).
— Теория дифференциальнойассоциации. Эта теория изначальнопредназначена для объяснения индивидуального преступного поведения.Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу(1930), Эдвин Сазерленд (1939) и его ученик Дональд Кресси. Теория включает в себя восемьосновных постулатов:
1. Преступному поведениюучатся, а не наследуют;
2. Преступное поведениеусваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения;
3. Важнейшая часть обученияуголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов теснымиличными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- ивидеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминальногоповедения не столь важную роль;
4. Овладение криминальнымповедением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которыебывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений,оправданий и установок;
5. Рассматривая закон вположительном и отрицательном свете, преступники усваивают особуюнаправленность мотивов и влечений. В однм обществе индивидуум контактирует слюдьми, которые единодушно относятся к нормам закона, как к неукоснительноисполняемым правилам жизни, а в другом — оказываются в окружении людей, которыев своих оценках отдают предпочтение нарушению законов;
6. Человек становитсяпреступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующиепреступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения;
7. Усвоение преступногоповедения не ограничено только процессом иммитации, подражания; и посленийпостулат этой теории
8. Хотя преступность — этовыражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этимипотребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также являетсявыражением тех же самых потребностей и ценностей.
Из этой теории(дифференцированной ассоциации) Кресси сделал следующие выводы:
— необходимо существенноулучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональномколлективе и группах совместного проведения досуга;
— нельзя вместе содержать впервыеосужденных вместе с рецидивистами;
— группы ресоциализации нужноорганизовывать по принципу “… чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедитьсяв этом самому...”;
— можно создать и сохранятьобщество, лишенное преступности, благодаря системе поощрений.
Опросы ведущих криминологовпоказывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя ивызывает споры. Мы с Вами будет за ниминаблюдать, а пока перейдем к рассмотрению следующей теории
— Теории контроля. Согласнотеориям контроля, которые были впервые предложены криминологами АльбертомРейссом (1951), Ф.Айвеном Наем (1958) и Мартином Гоулдом (1963,1970), социальноконформному поведению надо обучать. Для изучения такого поведения и егоусвоения решающее значение имеют формальный и неформальный контроль, а такжеонтроль внешний и самоконтроль. Неформальный контроль по крайней мере столь же важен, как и формальный, которыйвследствие ценностных конфликтов между социальными группами в плюралистическомобществе имеет сравнительно большое значение, выполняет в этом обществе нетолько функцию устрашения, но и функцию формирования ценностей. Внешнийконтроль за счет процесса интернализации (или интериоризации) превращается вовнутриличностный контроль, или самоконтроль. При успешной социализации родительский надзор замещается “психологическимприсутствием” родителей. Для удовлетворения самоконтроля решающим моментомявляется самооценка и устойчивая связь с обществом. Все теории контроля исходятиз того, что обыденное и вульгарное мыдление неотделимы от преступных действийи обусловливают друг друга. Несомненно, большое влияние на постулаты теорииконтроля оказывает психоанализ Зигмунда Фрейда. Фрейдовская внутрипсихическаядинамика уже давно переведена в понятие социальной психологии и тем самым сделанаоперационной, наблюдаемой и эмпирически доказуемой.
Следующей Вашему вниманиюпредлагается теория устойчивости. Ее основоположник Уолтер Реклес(1961,1973,1981) задался вопросом:”Почему живущий в крупном городе подросток,несмотря на высокий уровень преступности, не становится правонарушителем?” Поего мнению ответ заключается в следующем — социальную устойчивость личностиопределяет внешний и, особенно, внутренний контроль, выражающийся во внутреннейустойчивости. Ее отличают пять признаков:
1. Самовоспитание, то естьоценка себя как личности, заключается в способности самоконтроля, в уменииоценить себя со стороны, в чем большую роль играет уважение закона;
2. Целеустремленностьвыражается в личном желании сделать социально преемлимую карьеру. Люди,поставившие перед собой долгосрочную цель, сохраняют иммунитет, неуязвимость поотношению к противоправности и преступности;
3. Самоконтроль может бытьэффективным только тогла, когда цель является вполне реалистичной. Нереальныежелания и стремление достичь цели, лежащей за пределами средств и возможностей,неизбежно ведут к нарушению внутренней устойчивости;
4. Стойкость — это свойствочеловека, позволяющее ему не предаваться гневу или отчаянию безнадежности,когда он не получает того, что хотел. Люди, чьи цели оказались за пределами ихдосягаемости, легко могут поддаваться разочарованию.Люди, легко впадающие всостояние врустрации, обычно не ставят перед собой долговременных целей. Те,кто склонен к правонарушениям, обладают импульсивным, нетерпеливым характером,тогда как законопослушным людям это присуще в гораздо меньшей степени.Отсутствие фантазии и нетерпеливость вызывают у человека скуку, котораязатрудняет реалестичное представление о прошлом, настоящем и будущем. Люди,склонные к преступности, всегда в большей степени нетерпеливы, лишены фантазиии реалестичного взгляда на вещи; Последним
5. Характерным признакомвнутренней устойчивости человека является идентификация с нормами права.Отношение правонарушителей к закону характеризуется его отрицанием,враждебностью к правоохранительным органам и праву.
Ученые, придерживающиеся точки зрения этой теории (устойчивости)считают, что удовлетворительно