Курсовая работа
Санкт-Петербургский государственный университет
Юридический факультет, кафедра истории политических иправовых учений
Санкт-Петербург
2001
Глава 1. Введение.
1.Буддизм, исторически первая мировая религия, оказавшая и оказывающая большоевлияние на общественную жизнь, культуру, искусство многих азиатских стран,возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формированиярабовладельческих государств. В то время в Индии господствовала идеологическаясистема брахманизма, являющаяся в своей основе религией с элементами шаманизма.Но развитие производительных сил потребовало и прогресса мировоззренческихсистем. Тем более что в период, когда рабовладельческие отношения окончательнооформились, брахманизм — религия раннерабовладельческого общества, освящавшаяплеменную раздробленность и исключительность, — не мог уже служитьудовлетворительной идеологической основой для складывавшихся крупныхрабовладельческих деспотий. В это время появляется буддизм — идеологияотносительно развитого рабовладельческого общества в Индии.
2.В буддийской религиозной литературе, относящейся ко времени, близкому к началунашей эры, основание этой религии приписывается странствующему проповедникуСидхартхе Гаутаме, известному под прозвищем Шакьямуни («отшельник изплемени шакьев»). «Его отец, Суддходана, был правителем царстваСакьев (в современном Непале). Его матерью была царица Майя. Согласно обычаюсвоего времени, он женился довольно молодым, в шестнадцатилетнем возрасте, накрасивой и благочестивой молодой принцессе по имени Ясодхара. Молодой принц жилв своем дворце, имея в своем распоряжении любую роскошь. Но совершеннонеожиданно, столкнувшись с жизненной действительностью и страданиемчеловечества, он решил найти выход из этого всеобщего страдания»[1]. Буддийские преданиярассказывают, что Сидхартха в 29 лет ушёл из отцовского дома, чтобы найти путьизбавления от страданий для себя и для всего человечества. Отшельником истранствующим проповедником он пробыл около семи лет; наконец, на него снизошлопросветление, и он нашёл истинный путь к спасению. С этих пор он стал называтьсяБудда (Буддха), что значит — «осенённый истиной», «просветлённыйзнанием». Более сорока лет после этого он бродил по городам и сёламсредней части долины Ганга, проповедуя своё филослфско-религиозное учение, закоторым утвердилось название «буддизм». «Среди основателейрелигий Будда… был единственным, кто не претендовал на то, что он нечто иное,нежели человек… Он приписывал все им осуществленное, обретенное и достигнутоечеловеческому старанию и человеческой мудрости».[2]
3.С самого возникновения буддизма число его сторонников стало быстроувеличиваться. К тому же буддизм «проповедовал пассивность и примирение сдействительностью, поэтому он рассматривался государством как неопасное учениеи не подвергался преследованиям»[3].
ВI в. н. э. в буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) иМахаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всегоразличиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна,теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь кспасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество. Махаянаисходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и длямирян, причем акцент сделан на активную проповедническую деятельность, навмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии отХинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породивмножество толков и течений.
Постепеннобрахманизм клонился к упадку, но оказался в состоянии приспосабливаться кменяющимся обстоятельствам. Он впитывал в себя элементы доарийских культов местныхплемен. Еретические учения способствовали некоторому изживанию формализма,ритуальности и углублению нравственных и философских основ. Он не боролся ссоперничающими течениями, и это привело к формированию на рубеже старой и новойэры религии индуизма, представляющей собой обновленный брахманизм и сохранившейвсе священные тексты брахманизма в качестве своей основы. Буддизм также неудержался на высоте своих философско-этических рациональных принципов. ФигураБудды обожествлялась, окружалась суевериями и ритуалами. Различия между двумясистемами постепенно стирались. В VI — VII вв. н. э. начался упадок буддизма вИндии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальнойраздробленности. Буддизм был поглощен индуизмом, и в XII — XIII вв. он теряетсвои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другиерайоны Азии, где трансформируется с учетом местных условий…
Глава 2. Основные идеи буддизма.
1.В своих основах ранний буддизм обнаруживает тесную связь с древнеиндийскимиплеменными религиями и брахманизмом. Буддизм унаследовал анимистическиепредставления об одушевленности всего живого в природе, о карме как законепереселения душ, по которому место человека в жизни определяется его грехами идобродетелями в предыдущих существованиях. Но всё это в буддизме сведено вболее тщательно разработанную систему.
Характернойособенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самогоначала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиознойжизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий,свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качествецентральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.
Стержнемсодержания буддизма является проповедь Будды о четырех Благородных истинах.Разъяснению и развитию этих положений, представлению о положении личности,отношению к земной жизни посвящены все построения буддизма.
Длятого чтобы понять все эти положения необходимо уяснить, что есть жизнь в учениио Дхарме. Жизнь- это страдание, сансара — безначальный круговорот рождений, вкоторых замкнуто сознание. В буддизме существует всего пять типовсуществования, пять видов рождения во Вселенной. Это: голодные духи (преты),обитатели адов (нараки), животные, люди и небожители. Каждый из этих пяти типоврождения неотъемлемо связан с определённым местом в мироздании. Так, обитателиадов населяют подземные местопребывания, где их ждут невыносимые муки. Сфераобитания животных — наземный мир. Голодные духи живут как под землёй, так и наземле. Люди населяют наземный мир, а небожители — мир заоблачный. Эти две формырождения считаются благими, а первые три типа рождения именуются несчастными,так как подвержены в очень сильной степени грубым проявлениям страдания.Рождение в том или ином мире зависит от действий живых существ, совершаемых поблагому или не благому умыслу. Необходимо учесть, что буддийская религиознаядоктрина основывается на том, что все преднамеренные, осмысленные действияживых существ делятся на благие (достойные) и неблагие, проникнутые низменноймотивацией. Неотъемлемое свойство неблагих действий — порождать страдание. Этанеизбежность и есть карма, которая зависит от религиозного качества совершаемыхдействий.
2. Отсюда возникает вопрос, что такое страдание?
Вбуддийской философии существуют несколько типов страдания. Первый из нихполучил название «страдание как таковое». Имеются в виду физическиестрадания и состояния неудовлетворенности собой, своей жизнью и миром. Этопереживание мучений в явном виде. Однако существует и иной уровень — «страдание перемен». «Это те состояния неудовлетворённости,новые трудности, которыми чреваты изменения, даже радостные»[4]. Энергично стремясь косуществлению своих желаний, живое существо не знает, чем обернётся ихудовлетворение. Даже простейшие из потребностей можно утолить лишь на время — сегодняшняя трапеза не насытит завтрашнего голода. Невозможность раз и навсегдаизбавиться от сегодняшних трудностей, обрести вечное здоровье, никогда неумирать — все это и есть третий уровень страдания — «страданиенестабильности»…
ВДхаммападе, произведении, составленном из изречений Будды, также укызывется навечность страдания: «в этом мире страдает он и в ином — страдает, в обоихмирах злочинец страдает. „Зло сделано мной“, страдает он. Еще большестрадает он, оказавшись в беде.»[5].
3.На представлениях о страдании и основываются все четыре Благородные истины,которые составляют основу в учении о Дхарме. Первая из них представляет собойисходное для буддийской религиозной доктрины положение о всеобщности страданияи носит название Истина страдания. «Все есть страдание это ее главнаяформулировка. Вторая Благородная истина называется Истиной возникновениястрадания, так как в ней выявляется совокупность факторов, воспроизводящих страдание.Причиной страдания является привязанность к чувственным наслаждениям и к ложнымвоззрениям.
Страстноестремление к переживанию чувственного опыта — это и есть влечение к пребываниюв сансаре. Но причина может быть исчерпана, поскольку ничего вечного вмироздании нет. Третья Благородная истина раскрывает принципиальную возможностьстрадания и носит название Истина прекращения страдания. Она состоит в том, чтолюбой человек обладает потенциальной возможностью победить страдание, еслизадастся решимостью полностью очистить своё сознание от алчности, вражды иневежества, а также полностью отказаться от ложной идеи существования личногоЯ, личности.
4.Для того чтобы уяснить эти три истины, необходимо понять главную формулировкусамой первой истины: „все есть страдание“. Здесь имеется в видуприрода живых существ. В буддийских текстах указывается на то, что Будда не разговорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовнаясущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая егопосле смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другуюматериальную темницу. Однако буддизм не отрицает индивидуального сознания,которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процесселичных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.
Буддийскаярелигиозная доктрина исходит из представлений о живом существе как одинамической психофизической целостности — непостоянной, непрерывноизменяющейся во времени. Иначе говоря, „живое существо представляет собойпоток психофизической жизни, образованный совокупностью элементарныхмоментальных состояний“[6].Поток сознания живого существа развертывается под воздействием мысленныхобразов объектов, которые обусловлены приятными либо неприятными чувственнымивосприятиями. Жажда переживать приятный чувственный опыт подстегивает сознание.Это и есть поток психофизической жизни. Для его обозначения используетсяспециальный термин — сантана.
Сантана- очень важное понятие, позволяющее уяснить отличие буддийского подхода канализу человеческой природы от брахманистского. Брахманисты исходили из того,что личность — это вечный неизменный атман, душа, а конкретное тело — лишьвременное пристанище этой вечной личности. Буддисты, отбрасывая идею атмана,утверждали, что личностью можно только образно назвать индивидуальный потокпсихофизической жизни.
Сантанавключает в себя пять составляющих. Это материальный компонент — чувственноевосприятие мира; чувствительность — оценка чувственной информации по критериюприятное-неприятное-нейтральное;
»понятия"- артикулированная речь; формирующие факторы — те компоненты сантаны, благодарякоторым она сохраняет свою целостность; сознание. Каждая из пяти составляющихсантаны представлена в настоящем как моментальное элементарное состояние. Такиесостояния, протекающие в составе сантаны, получили название «дхармы».Отсюда Дхарма (букв: «свойство») — это квант психофизической жизни.
Сантана,являясь смысловым синонимом понятия «живое существо», и есть то, чтострадает, претерпевая «страдание как таковое», " страданиеперемен" и «страдание нестабильности». Пять групп дхарм впрошлой жизни служат основой осознанных действий, которые и порождаюткармическое следствие, то есть настоящее рождение. Этот безначальный круговоротрождений есть ничто иное, как огромная масса страдания, неспособная исчерпатьсясама по себе.
5.Как же остановить процесс развертывания сознания, достичь нирваны, то естьполного освобождения от бесконечного страдания? Именно ответ на этот вопрос изаложен в четвертой Благородной истине — Истине пути.
Согласнорелигиозному преданию, Будда Шакьямуни завещал своим последователям путь выходаиз круговорота рождений, известный как «восьмеричный Благородныйпуть». «Четвертая благородная истина» — практический путь,который ведет к подавлению желаний.
Это:
1.Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».
2.Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.
3.Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.
4.Правильное поведение, т.е. непричинение зла.
5.Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.
6.Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.
7.Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.
8.Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.
Этоблагой образ жизнедеятельности, охватывающий сферу познания, сферунраственности и сферу религиозной практики. В соответствии с Истиной пути,целью познания выступает обретение мудрости (праджня), позволяющей правильноразличать благое и неблагое. В сфере нравственности предписывалось неустанноевозделывание в себе буддийских добродетелей. Религиозная практика охватывала собойвсю сумму буддийских традиционных технологий, непосредственно направленных надостижение нирваны, на полное разъединение с неблагими дхармами, которыепорождают страдание.
Однакоцель достижения нирваны остаются по преимуществу уделом просвещенного монашества.Миряне же стремились взращивать в себе буддийские добродетели, оказыватьпочтительную посильную помощь монахам в надежде на благое новое рождение как наэтап в достижении освобождения.
Такимобразом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс ПанчаШила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:
1.Воздерживайся от убийства.
2.Воздерживайся от воровства.
3.Воздерживайся от блуда.
4.Воздерживайся ото лжи.
5.Воздерживайся от возбуждающих напитков.
Этипредписания были направлены против безнравственности, которая опирается нааффекты алчности, вражды и невежества. Эти три корня неблагого питают греховноедеяние, являющееся нарушением пяти заповедей.
6.Буддийская каноническая традиция весьма подробно рассматривает эти безнравственныедействия. На первом месте по своей религиозной значимости стоит убийство — грехотнятия чужой жизни. Убийство человека недопустимо, прежде всего, потому, чтотем самым у жертвы отнимается возможность идти путем Дхармы. Если жертвойубийства стал буддист, это означает, что он не успел в полной мере реализоватьпотенциал человеческого рождения — обрести плоды религиозной жизни. Если убитне буддист, у него отнята возможность в данном рождении принять учениеШакьямуни. В обоих случаях убийца причинил огромный религиозный вред своейжертве, отодвинув перспективу её просветления. Убийство же животных и даженасекомых рассматривается как греховное действие именно потому, что ононарушает процесс изживания жертвой кармического следствия своей прошлой деятельности.Если жизнь животного преждевременно прерывалась насильственным путём, то жертвуожидало ещё одно животное рождение, необходимого для полного исчерпания кармы,и перспектива человеческого рождения отодвигалась.
Буддийскиетеоретики причисляют к греховному деянию и все случаи вынужденных убийств вцелях самообороны и защиты родных и друзей. Казалось бы, в этом нет греха, ноюридическая мысль и мысль религиозная идут нетождественными путями. Тот, кторешается убить другого из желания сохранить свою собственную жизнь, такжежелает продлить свои дни ценой жизни чужой смерти, и его ждёт неблагое новоерождение.
Грехомубийства в системе буддийского мировоззрения считается не только собственнодействие, повлекшее за собой смерть живого существа, но и системаподготовительных действий, целенаправленно организованных ради совершенияубийства.
Вторымпо тяжести греховным деянием считается воровство. Буддийские теоретикиразличали несколько мотивов воровства. Мотив воровства на почве алчностихарактеризуется жаждой обладания каким-либо объектом, принадлежащим другимлюдям. Сюда же причисляется воровство с целью обрести известность и славу, атакже воровство ради спасения своей жизни или жизни своих близких. Все эти видыгреховных деяний мотивированы алчностью, то есть страстным влечениемчувственный опыт.
Воровствоиз ненависти осуществляется под воздействием желания причинить вред своемунедругу через лишение собственности.
Кворовству по «идеологическим причинам», то есть на почве невежества,относятся различные виды отчуждения собственности и денежных средств в пользугосударства на основе законов.
Грехворовства — это присвоение чужой собственности с помощью силы или тайно.Особенность интерпретации такого деяния заключается в том, что этот грех имеетместо только в тех случаях, когда вору абсолютно точно известно, кого онсобирается ограбить. Как и в случае убийства, грех воровства — это всегдасознательное действие, при котором субъект греховного деяния чётко осознаёт, нечто именно он собирается похитить, а против кого он собирается действовать.
Следующеегреховное действие — прелюбодеяние. Оно также может быть продиктованоразличными мотивами: алчностью, ненавистью, невежеством. Подобно иным видампрегрешений, прелюбодеяние считалось таковым, если у субъекта греха было чёткоеосознание того, что сознательно предпринятое им сексуальное действиеосуществляется именно с женщиной, не являющейся его женой.
Грехлжи — это словесное действие, предпринятое обманщиком с целью сформировать услушателя искажённое представление о чём-либо, хотя последний изначально имелоб этом правдивую информацию. Согласно буддийской трактовке, ложь может бытьсообщена не только словами, но и посредством телесных действий (жестами), атакже просто молчанием.
Самостоятельнуюразновидность безнравственного поведения представляет собой употреблениеалкоголя. Состояние опьянения, вызывающее утрату самоконтроля, из-за своихсущностных характеристик несовместимо с соблюдением буддийской дисциплины,которая ориентирована на формирование у человека состояния трезвогосамонаблюдения в интеллектуальном и эмоциональном отношении…
Вбуддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного.Здесь имеется в виду, что каждый человек должен понимать и помнить, что,совершив греховное деяние, он непременно понесёт за это ответственность в своёмследующем рождении. Закон кармы играет, таким образом, роль наилучшегоисполнителя наказания.
7.Нравственный же идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вредаокружающим, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершеннойудовлетворенности. Мирян и монахов объединяет желание устранить корни неблагопосредством развития противоположных свойств.
Алчностинеобходимо противопоставить её противоположность — не-алчность. Вражде должнапротивопоставляться не-вражебность, а невежеству — отказ от упорства в ложныхвоззрениях. Эти три «противоядия» именуются в буддийской религиознойдоктрине тремя корнями благого. Они присущи человеку от природы, но имеютнеодинаковую степень развития у различных индивидов. Не-алчность, не-вражда ине-невежество в высшей степени укрепляются при условии сознательного принятияБлагородных истин. Благо человеческого рождения, согласно буддийскимвоззрениям, связано и с тем, что только человеку присущи корни благого. Однакоупорство в невежестве и особенно в ложных воззрениях может привести к такназываемому отсечению трёх корней благого. Но при исчерпании дурной кармы,следующее затем человеческое рождение вновь открывает благую возможность приобщенияк Дхарме.
Глава 3. Заключение.
Буддизмвозник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок,погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Будда отвергсвященный характер Вед и противопоставил им попытки рационалистическогообъяснения природы и общества. Он стремился десакрализировать и политическоесознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и царской власти.
Толькобуддизм отстаивал теоретически единую всеобщую дхарму для царей и подданных, ноон предпочитал не вмешиваться в мирские дела.
Буддизмпроповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной сфере.Люди считаются равными, ибо все они живут в мире страданий и за всемипризнается способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенстване ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а котрешенности от земных страстей и интересов.
Возникновениебуддизма и сложная его судьба – закономерный результат существования такогообщества, в котором страдание действительно было для подавляющего большинствалюдей неизменным спутником жизни. Буддизм мистифицировал это страдание,превратил реальные человеческие несчастья в «иллюзию сознания» и тем самымнаправил усилия людей к освобождению от страданий по своему руслу. Более того,сам способ избавления от страданий, предложенный буддизмом, объективно оказалсяопорой того общества, в котором сострадания неизбежны.
Буддаучил, что каждый может достичь освобождения, ибо каждый обладает способностями,возможностями или факторами, позволяющими произойти подобной трансформации, тоесть каждый обладает «природой Будды». «Человек и только человекможет стать Буддой. Каждый человек имеет в себе возможность становления Буддой,если он стремится к этому и прилагает усилия»[7].Каждый обладает умом, а значит способностью понимать и знать. Каждый обладаетсердцем, а значит способностью проявлять чувства по отношению к другим. Этиспособности являются основным рабочим материалом, имеющимся у каждого, и, хотяу отдельных индивидуумов они могут быть ограничены, каждый может развить их ипреодолеть страдания, достигнув полного освобождения, нирваны.
Буддапонимал, что все люди неодинаковы и обладают разными характерами исклонностями, и поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическуюсистему, а обучал различным системам и методам в зависимости отиндивидуальностей обучаемых…
Этово многом способствовало тому, что буддийские учения широко распространились вовсех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизмадаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культуравнесла в его развитие свои характерные черты. Приверженцы этой религии населяютпреимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, однако сферавлияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара. В настоящиевремя Буддизм является одной из основных и самых распространенных мировыхрелигий.
Список литературы
1.Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. Ответственныйредактор Ю.Н.Рерих. — М.
2.История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии.А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. Мн.: Харвест,1999
3.Классический буддизм. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. СПб.:«Петербургское Востоковедение», 1999.
4.Чему учил Будда. Валпола Рахула. Перевод Берхина И.В. Перевод с английскогоосуществлен по изданию — Valpola Rahula. What the Buddha Taught. 1978, Великобритания. (c)«Махасангха» 1995 Верстка, коррекция Ивахненко Д. А., 1999
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.monax.ru