Экономический суд — орган Содружества НезависимыхГосударств.
Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах пообеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран —участниц СНГ от 15 мая 1992 г. Вскоре, 6 июля 1992 г., было подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, основным решением которогостало утверждение Положения об этом Суде.
В Уставе СНГ от 22 января 1993 г. Экономическому суду посвящена ст. 32.Суд состоит из представителей (по два человека) всех государств— участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основеиз числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихсяспециалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений.
Срок их полномочий — десять лет.
Председатель Суда и его заместители избираются иутверждаются Советом глав государств сроком на пять лет.
Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают подюрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной иадминистративной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнутыприводу без согласия Экономического суда.
К ведению Экономического суда относится разрешение: а)споров, возникающих при исполнении экономических обязательств; б) споров осоответствии нормативных и других актов по экономическим вопросам, принятых вгосударствах-участниках, соглашениям и иным актам Содружества; в) подоговоренности между государствами — других споров, связанных с исполнениемсоглашений и иных актов Содружества.
Суд рассматривает споры по заявлению заинтересованныхгосударств, а также институтов Содружества. Суд не возбуждает дела пособственной инициативе.
Процедура разрешения споров и осуществления толкованияопределена рядом статей Положения, а также Регламентом, утвержденным в 1994 г. самим Судом.
Судопроизводство ведется на языке межгосударственногообщения, принятом в СНГ, т. е. на русском языке. В ходе рассмотрения дела Судвправе запрашивать необходимые материалы от органов государств-участников,субъектов хозяйствования и должностных лиц.
Обращение в Суд не облагается пошлиной. Судебныеиздержки возлагаются на сторону, признанную допустившей нарушение либонеосновательно возбудившую спор. По результатам рассмотрения спора Судпринимает решение, в котором при установлении факта нарушения, как сказано вПоложении об Экономическом суде, «определяются меры, которые рекомендуетсяпринять соответствующему государству в целях устранения нарушения и егопоследствий». Очевидно, такая формулировка не дает основания длябезусловного вывода о рекомендательном характере решений Суда, поскольку онасопровождается следующим предписанием: «Государство, в отношении которогопринято решение Суда, обеспечивает его выполнение».
Наряду с разрешением споров Экономический суд вправетолковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическимвопросам и толковать акты бывшего Союза ССР с точки зрения допустимости ихвзаимосогласованного применения. Толкование осуществляется как при принятиирешений по конкретным делам, так и по запросам высших органов государств,включая их высшие хозяйственные, арбитражные суды, и по вопросам институтов(учреждений) Содружества.
При этом на практике Суд выходит за рамки вопросовэкономического характера, оценивая проблемы организационно-политическогозначения, включая толкование норм Устава СНГ.
Одно из его решений (от 15 мая 1997 г.) обусловлено запросом Межгосударственного экономического комитета Экономического союзаотносительно толкования нормы Договора о создании Экономического союза,предусматривающей для государств — членов этого Союза возможностьурегулирования спорных вопросов в иных, чем Экономический суд, международныхсудебных органах. Это решение ориентирует государства на урегулирование споровименно в Экономическом
Суде СНГ. И только при невозможности урегулированияспорных вопросов через Экономический суд по основаниям, предусмотренным егоРегламентом, государства — члены Экономического союза могут обращаться вМеждународный
Суд ООН или Постоянную палату третейского суда. Иначеговоря, соответствующие споры подпадают под юрисдикцию указанных универсальных(по сфере действия юрисдикции и предмету компетенции) международных судебныхорганов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта ceae.ru/