Современный Гуманитарный Университет
Камышинский филиал
Форма государства.
Курсовая работа
студентки II курса
дневного отделения
группа ОЮ-00901
Каревой Натальи
Александровны
Консультант
кандидат юридических
наук, доцент
Кудинов Л.Д.
Камышин 2001
ОГЛАВЛЕНИЕВведение……………………………………………………………………..……..…1
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА……………………………………………...4
Философские категории«форма» и «содержание» и их взаимосвязь 4
Сущность понятия «формагосударства» 5
Соотношение между типоми формой государства 5
Чем определяется формагосударства? 6
Актуальность изученияпроблемы 6
ГЛАВА 2. Форма (государственного) правления………………….8
Форма правления.Определение; критерии выделения 8
Монархия. Еепризнаки 8
Исторические типымонархии 9
Общие чертымонархической формы правления 10
Классификациямонархий 11
Монархия в сегодняшнеммире 12
Республика:определение;признаки 12
Классификацияреспублик 13
ГЛАВА 3. форма (государственного) устройства…………...15
Форма государственногоустройства; определение 15
Унитарная формагосударственногоустройства 15
Федеративная формагосударственного устройства 16
Конфедерация 17
Другие формы государственногоустройства 17
Актуальностьпроблемы 18
ГЛАВА 4. Форма (ГОСУДАРСТВЕННОГО) режима.……………..…….21
Форма государственногорежима; определение 21
Виды государственныхрежимов 21
Демократическиегосударственныережимы 22
Антидемократическиегосударственные режимы 23
Актуальность проблемы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………26
Приложение
Введение.
Жизнь человека постоянно протекаетв общении с другими людьми. Оно может быть самым разным: от мимолетныхслучайных знакомств до устойчивых долговременных отношений, от небольшихнеформальных групп до огромных постоянно действующих и четко структурированныхорганизаций. Любая форма человеческой практики предполагает ту или иную формуобъединения, создания большого или малого, связанного лишь взаимной симпатиейили пронизанного жесткой субординацией сообщества. Политическая практика несоставляет исключения. Для осуществления ее человек также создает определеннымобразом организованное сообщество, имя которому – государство.
Не будем пытаться дать емуисчерпывающее определение. Отметим пока лишь одну характерную особенность,отличающую государство от множества других объединений. Государство всегдавыступает как некоторая самодостаточная целостность, как некое подобиеспособного к автономному существованию живого организма, все части которогосоединены так, что образуют неразрывное единство, из которого нельзя изъять ниодного органа без ущерба для жизни целого.
Сегодня в мире существуетболее двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собойсодержательные характеристики государства, которые отражают то общее, чтоприсуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаютсядруг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается впонятии «форма государства», позволяющей дать ответы на вопросы: комупринадлежит верховная власть в государстве? Как она организованатерриториально? Какими методами и средствами она осуществляется?
Научные разработки иполитико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известнойнедооценке данной категории. Работы многочисленных авторов советского периодаподчеркивают значение «содержания» государства. Особенно его «классовую»сторону. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание«формировано», что форма и есть способ существования и выражение содержания,что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.
Долгое время считалось, чтовсе прогрессивное в государстве относилось лишь к содержанию[1].Однако история многих стран дает нам примеры того, что во времена жестокихсоциально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишьформа государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живыесилы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве,в большей мере относится к его форме. От пренебрежения формальной сторонойюридической сферы в значительной степени берет свое началогосударственно-правовой нигилизм – тяжелый социальный недуг нашего времени.
Между тем именно формальноеначало выделило из нерасчлененного единства социальных норм древности право,именно форме обязано своим появлением государство. Исследование формыгосударства было магистральным направлением теории с самых азов. На протяжениимногих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности,государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1)какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известныхгосударственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данноевремя.
Древние греки неслучайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил формеопределяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, начто указывает этимология – форма, эйдос, идея, морфэ. Заметим, что форма и уАристотеля пользуется приоритетом перед содержанием.[2]Forma dat esse rei –форма дает бытие вещи – считали римские юристы.
Вопрос о форме государства,поэтому имеет важное теоретическое и практическое значение. От того, какорганизована и как реализуется государственная власть, определяющим образомзависят эффективность государственного руководства, и правопорядка в стране.Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политическийаспект.
Данная работа ставит своейцелью систематизировать и обобщить современные взгляды на проблемуклассификации государств по трем различным признакам: форме правления, формегосударственного устройства и государственному режиму.
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.
Философские категории«форма» и «содержание» и их взаимосвязь. Понятиеформы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кантрассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материигосударственности.
В настоящее времяпод формой государства понимают «организацию государственной власти и ееустройство»[3].Подобно другим «парным» философским категориям, форма государствахарактеризуется неразрывной связью с его содержанием. Последняя позволяетустановить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить навопрос, кто ее осуществляет. Изучение же формы государства проливает свет нато, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каковпорядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец,какими методами при этом происходит осуществление государственной власти ит.д. Взаимная связь категорий «содержание» и «форма» отчетливопроявляется в их определениях:
«содержание» – это единствовсех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей,противоречий и тенденций
«форма» — это внешнеевыражение содержания, его внешние пространственно-временные границы.
Таким образом, еслинаучное понятие «сущность государства» определяет главное, закономерное внем, то понятие «содержание государства» отражает его фактическоенаполнение, а «форма государства» – это внешнее выражениетакого наполнения.
Сущность понятия «формагосударства». Форма государства,т.е. «способ организации политической власти»[4],в содержательном отношении выступает разными своими сторонами:
Во-первых, это определенныйпорядок образования и организации высших органов государственной власти иуправления
Во-вторых, это способтерриториального устройства государства, определенный порядок взаимоотношенийцентральной, региональной и местной властей
В-третьих, это приемы иметоды осуществления государственной власти.
Таким образом,форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы(государственного) правления, формы ( государственного) устройства, формыгосударственного режима. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №1).
Указанноепонимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считалисостоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходедискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшиеприоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «формагосударства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной являетсяконцепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трехэлементов – правления, государственного устройства и государственного режима.
Соотношениемежду типом и формой государства. Типология государств тесно связанас понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государстваустанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методовосуществления государственной власти. Нет четкого соотношения между типом иформой государства:
С одной стороны в пределаходного и того же типа государства могут встречаться различные формы организациии деятельности государственной власти.
С другой стороны –государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ,схема № 2а).
Чемопределяется форма государства? Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периодаопределяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственнойжизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другимисловами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержанияи определяется им.
Серьезное влияниена форму государства оказывают культурный уровень народа, его историческиетрадиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природныеусловия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет такжехарактер взаимоотношений государства и его органов с негосударственнымиорганизациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью идругими организациями).
Актуальностьизучения проблемы. В различных странах государственные формыимеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественногоразвития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи ивзаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенносовременных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждомуэлементу формы государства.
Научное исследованиеразличных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическоезначение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитиигосударства, обобщению и использованию лучшего опыта государственногостроительства.
Подтверждением этомуслужит государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки ипросчеты в разрешении этих жизненно важных вопросов чреваты острымиполитическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, апорой и человеческими жертвами.
ГЛАВА 2. Форма (государственного) правления.
Форма правления.Определение; критерии выделения. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственнойвласти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию,порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения снаселением, степень участия последнего в их формировании. Форма правленияявляется ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
В свое время Аристотельразграничил формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховнаявласть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всемнаселением (демократия). В принципе вплоть до настоящего времени указанныйкритерий остался: формы правления различаются в зависимости от того,осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальномуоргану. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формыправления. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2).
Форма правления – особаяорганизация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархическойформе правления источником государственной власти является монарх, а его властьпередается по наследству.
При республиканской формеправления источником власти является народное большинство, а высшие органывласти избираются населением на определенный срок.
Монархия. Ее признаки. Монархия(от греческого: «монос» – один, «архе» — власть и означает «единовластие») –это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена вруках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императораи т.д.).
Признаки монархии:
власть предается понаследству;
осуществляется бессрочно
не зависит от воли населения
Т.о. монархией можно назватьтакое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемусяею по своему усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другойвластью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицамвсегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежитсуверенитет. Указанное положение характеризует современную монархию, однако втечении многих веков исторический опыт множества государств породил большоеразнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой.
Историческиетипы монархии. Несмотря на то, что термин «монархия» означает «единовластие»,известны исключения из этого правила. Так в Спарте существовало два царя,Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме – монархией. И,наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий вцарский период Рима.[5]В древности формы правления представляли живой интерес для исследования, но теоретическибыли слабо разработаны. В самом деле, Аристотель не пишет ничего о республике[6],а реальные монархии были на первых порах значительно ограничены народнымисобраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих,судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутоммонархии, более важными считались личные качества монарха.
Институт монархиине отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, посколькубыл связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияниераздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительнымисобраниями.
Период расцветамонархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляетсяотличие монархии от республиканской формы правления, вырабатываются важнейшиеее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная,ограниченная уже общенародным представительством (парламентом). Монархия былагосподствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. Вспецифической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Общиечерты монархической формы правления. Во главе государства находитсямонарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты,когда начало той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых вРоссии). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее пособственному праву («милостью божией», как обыкновенно указывается в еготитуле, или в случае избрания – «милостью божией и волей народа»). Монарх ненесет никакой юридической ответственности за свои политические действия – в«Утвержденной Грамоте» 1613 г. на Михаила Романова возлагалась «ответственностьв своих делах перед единым небесным царем».[7]
В руках монархасосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступаетисточником всякого права. Только с его волеизъявления те или иные постановлениямогут приобретать силу закона.
Монарх находится воглаве исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежитправо помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствамимонарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом(князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание изгосударственной казны, имеет право на особую охрану.
Классификациямонархий. При неограниченной, абсолютной монархии всемиуказанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда иназвание) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной – припосредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей,существующих независимо от монарха.
Аристотель вклассификации монархий исходил из психологических оснований – монархия из «правильной»формы правления превращается в «неправильную» — тиранию и деспотию,если вместо интересов всех монарх преследует интересы личные, корыстные, правитпо произволу. Сегодня различные виды монархий выделяются исходя из юридическихоснований. Конституционную монархию подразделяют на представительную(дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть спарламентом. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2).
В дуалистическихмонархиях (Пруссия. Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаютсяисполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещатьответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов,префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспускапарламента.
В парламентарныхмонархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенныеглавой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеетправо отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом,распускает парламент. Правовое положение монарха существенно ограничено. Дажечастные вопросы государственной жизни, например, помилование преступника, немогут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизньмонарха (брак, дворцовая служба и т.д.). Складывается положение, известное поформуле: «царствует, но не управляет».
Монархия всегодняшнем мире. Как показываетопыт последнего времени, монархическую форму правления не следует спешить«списывать» как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не однусотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975 г.народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. В обстановкекризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все большепривлекают внимание: монарх – «отец нации», он стоит над политическимистрастями, не принадлежит ни к какой партии, а главное, что особенно привлекаетв условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх – символ единства нациии стабильного правового порядка. Разумеется, при этом нужно помнить о том. чтомонархия это, по выражению философа И.А.Ильина, «органическая» форма правления,требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы ит.д.[8],ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное илинеподготовленное соответствующим образом лиц.
Республика:определение; признаки. В отличии от монархии, при республиканской формеправления единственным источником власти по закону является народноебольшинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа».[9]Республика (от латинского – «государственные, общественные дела»)– это форма правления, при которой глава государства является выборным исменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей илипредставительного органа.
Признаки республики:
выборность власти;
срочность (ограниченность повремени);
зависимость от волиизбирателей.
Классификация республик. Взависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно иподконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские исмешанные. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2). В президентских республиках (США,Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президентвыполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль идр.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) –совместно президент и парламент.
В президентскойреспублике президент избирается независимо от парламента либо коллегиейвыборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главойгосударства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит егодеятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверияправительству. а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможностьограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законови через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должностипрезидента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, всвою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательногооргана.
В парламентскойреспублике правительство формируется законодательным органом и ответственноперед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия илинедоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателюсовета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министр. Официальноглавой государства является президент, который избирается либо коллегиейвыборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органовгосударственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычноограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются отфункций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главойгосударства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных(полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойнаяответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Вподобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительстваи министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства,как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждаетего решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путемутверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесенияправительству вотума недоверия.
В современномцивилизованном обществе принципиальных различий между указанными видамиреспублик, т.е. между парламентарной, президентской и смешанной формойправления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболееоптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободногоразвития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.[10]
ГЛАВА 3. форма (государственного) устройства
Формагосударственного устройства; определение. Форма государственного устройства – это элементформы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, егоадминистративно-территориальную организацию, т.е. способ его политического итерриториального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органоввсего государства с органами его составных частей, между отдельными частямигосударства, между центральными и местными органами. С помощью данного понятиягосударственное устройство характеризуется с точки зрения распределения властив центре и на местах.
С точки зрениягосударственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительносамостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзныхреспублик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.). (См. ПРИЛОЖЕНИЕ,схема №3а)
Унитарнаяформа государственного устройства. Унитарное( от лат. «унус» – один) — простое, единое государство, части которогоявляются административно-территориальными единицами и не обладают признакамигосударственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов иединая система законодательства (единая конституция, принимаемая на всей территориибез ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебнаясистема), как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарныегосударства бывают централизованными – Швеция, Дания и т.п., идецентрализованными – Испания, Франция и другие, в которых крупные регионыпользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведениецентральными органами вопросы. В ряде унитарных государств некоторые регионыпользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и СевернаяИрландия в Великобритании, областная автономия в Италии).
Унитарное государствоотличается полным политическим единством. Оно неделимо, каждая из составныхчастей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством ворганах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое,располагает всей полнотой верховной власти.
Федеративнаяформа государственного устройства. Федерация (от лат. «федус» – союз ) – сложное союзное государство, частикоторого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мерегосударственным суверенитетом и другими признаками государственности; в немнаряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательствомсуществуют и высшие органы и законодательства субъектов федерации, как,например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.
Федерации могут бытьпостроены по территориальному (США), либо национально-территориальному принципу(Россия). (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема № 3). Федерации строятся на основераспределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзнойконституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации.При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзныхорганов, другая субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза иего членов.
Признакифедерации. 1.Территория федерациине представляет единого целого в политико-административном отношении. Правда,во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право сецессии) изсоюза. 2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью,т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределахустановленной компетенции издание законодательных актов, иметь собственную правовуюи судебную систему. 3. Для федерации характерны наличие двойного гражданства,двухпалатная структура парламента (бикамерализм).[11]
Конфедерация. Имеющая место конфедерация (от лат.«конфедерацио» – сообщество) не относится к форме государственного устройства,а является формой объединения суверенных государств, координирующих своюдеятельность по каким-то вопросам. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибоотсутствуют общий для объединившихся субъектов государственный аппарат и единаясистема законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзныеорганы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишькоординирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочныегосударственные образования и существует сравнительно недолго: они либораспадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это,например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз(1815-1848) трансформировалась в федерацию).
Появилась новаяформа ассоциированного государственного объединения, названная содружествомгосударств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Этаформа еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ,схема № 4).
Другие формыгосударственного устройства. Кроме вышеназванных форм в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и прочее. Так, империивыступают «государственными образованиями, отличительными особенностями которыхявляются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть,асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией,разнородный этнический и культурный состав населения»[12].Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали вразличные исторические эпохи.
Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным,что как правило ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться егооккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а в 1914 г.установила над ним протекторат.
История знает самыезамысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазонпринципов межгосударственного единения и союзов публичного права: личная иреальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств,отношений доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т.п.
Актуальностьпроблемы. Форма государственного устройства тесно связана не только спубличной властью, но и с еще одним существенным свойством государства –территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности формагосударственного устройства самым непосредственным образом касается, а то инапрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства взначительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворноефункционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, неотвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.
Один из важнейших вопросовпри любой форме государственного устройства – это распределение полномочиймежду центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющихминимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечитьсоциально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов,которые бы закрепили их в составе государства и тем самым сохранилистабильность и целостность последнего.
Какие из рассмотренныхвыше форм государственного устройства являются оптимальными? Казалось бы,унитарное единое, централизованное государство наилучшим образом противостоитсепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты в Ольстере(Великобритания), у басков (Испания), у тамилов (Цейлон) и другие дают примерысовсем нередких исключений из правила.
Федеративноегосударственное устройство тоже не будет достаточно стабильным, если отдельныесубъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения сцентральными органами. В такого рода асимметричных федерациях сохраняется почвадля борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уникальныхобстоятельств, одновременно сохраняется угроза целостности федеративногогосударства.
Чрезмерноцентрализованное государство облекает себя на неэффективность, несоразмернодецентрализованное устройство, как указывал еще Макиавелли, чревато распадомгосударства.[13]Подобная проблема как никогда актуальна сегодня для Российской Федерации, т.к.в ней реальная картина далека от классических ясных форм государственногоустройства: избрание руководства исполнительной власти в республиах сочетаетсяс назначением представителей Президента РФ в 8 округах самим ПрезидентомРоссии. Известная «многоэтажность» и неравноправие субъектов федерациипозволяют до известной степени говорить о фактическом унитаризме или в лучшемслучае об «асимметричной» федерации с сильным креном в сторону национальных,этнических и других особенностей. А ведь асимметрия в правовом статусесубъектов не может не сопровождаться асимметрией прав граждан. Человек, живущийв области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью,пользуется меньшими правами, чем граждане национальных республик, где такойконтроль существует.
ГЛАВА4. Форма (государственного) режима
Формагосударственного режима; определение. Форма государственного режима представляет собой совокупность способов иметодов осуществления власти государством. Государственный режим –важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.
Политическийрежим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не толькометоды управления государством, но и характерные способы деятельностинегосударственных политических объединений и организаций (партий, движений,клубов, союзов).
Государственный режимхарактеризует в первую очередь отношение между гражданским обществом игосударством: уровень гарантированности демократических прав и политическихсвобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовыхформ политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовымосновам государственной и общественной жизни.
Виды государственныхрежимов. Какие виды политическихрежимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидностьполитического режима оказывают влияние множество факторов: сущность и формагосударства, характер законодательства, фактические полномочия государственныхорганов и юридические формы их деятельности, соотношениеобщественно-политических сил, уровень и и стандарты жизни и состояниеэкономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенноевлияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны,международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различныеполитические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того жевремени.
Так периодурабовладения присущи деспотические, теократически-монархические,аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии.Во времена феодализма характерными были режим абсолютистский, режимсвоеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейскийили режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный,буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский,военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например,корпоративный или расистско-националистический, а такжедиктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах –клерикально-фундаменталистский. Известная преемственность и наличиенекоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свестивсе многообразие государственных режимов к двум большим разновидностям –демократическому и антидемократическому. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №6)
Итак,государственные режимы могут быть демократическими иантидемократическими — тоталитарными и авторитарными Основнымкритерием классификации государств по данному признаку является демократизмформ и методов осуществления государственной власти.
Демократическиегосударственные режимы. Демократия,т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократическихгосударственных режимов. Термином «демократия» обозначается формагосударства в том случае, если законодательная власть в нем представленаколлегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленныезаконодательством широкие социально-политические и экономические праваграждан, независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния,образовательного уровня и вероисповедания.
Демократическийгосударственный режим может предусматривать прямое участие населения в решениигосударственных вопросов (прямая, непосредственная демократия) или участие впринятии политических решений с помощью выборных государственных органов(парламентская, представительная демократия).
Демократическийгосударственный режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод,прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности иплюрализм мнений.
Демократическийгосударственный режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокогосоциально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективногоконтроля над преступностью, особенно над ее наиболее опасными организованнымиформами.
Антидемократическиегосударственные режимы. Отличаются большим разнообразием и антидемократическиегосударственные режимы, однако их содержательная сторона во многомедина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно:господство одной политической партии или движения, одной «официальной» идеологии,одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких-либополитических прав и свобод, резкое расслоение населения по сословным,кастовым, конфессиональным и другим признакам, низкий экономический уровеньжизни основных слоев населения, акцент на карательные меры и принуждение,агрессивность во внешней политике.(См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схемы №6а, №7)
Актуальностьпроблемы. Исследование государственных режимов, динамики их развитияв современном мире является одной из важных функций политической науки, имеетне только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современноммире, в начале ХХ1 века, идут интенсивные процессы превращения тоталитарных иавторитарных режимов в демократические, переплетения элементов традиционных исовременных форм государственных режимов на путях формирования новойчеловеческой цивилизации.[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Категория форма государстваможет быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формыправления, формы государственного устройства, формы политического режима. Цельюданной работы было рассмотрение каждого из этих трех элементов, выделениеобщего и особенного, поиск соответствия между различными элементами формыгосударства, систематизация и обобщение многообразных фактов современнойполитической жизни.
Современная концепцияорганизации государственной власти, заключающаяся в единстве трех элементов –правления, государственного устройства и государственного режима, нам кажетсяотражает всю полноту представлений по этой проблеме в современной политологии.
Изучив этот вопрос нельзя незаметить. что между различными элементами формы государства существуетизвестное соответствие. Так монархическая форма правления феодальногогосударства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной централизованной формегосударственного устройства и автократическому государственному режиму.Республиканские формы правления хорошо «вписываются» в условиялиберально-демократического государственного режима, а при наличии двух- илимногонационального состава населения могут «задавать» федеративное государственное устройство.
Ответить же на вопрос:«Какое государственное устройство является абсолютно идеальным для всехнародов и во все времена?», вряд ли возможно даже изучив все формы государства.По всей видимости, наилучшим государственным устройством будет то, которое приданных конкретных обстоятельствах обеспечит всем своим гражданам наибольшеесчастье, не ущемляя при этом их свободу и достоинство.
БИБЛИОГРАФИЯ
ИСТОЧНИКИ:
Конституция РоссийскойФедерации. М.,2000
Макиавелли Н. Государь. М.:Терра, 1997
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Демидов А.И., Малько А.В.Политология в вопросах и ответах. М.: Юристъ,1998
Кудинов Л.Д. Основы теориигосударства (в схемах): Учебное пособие. М.: СГУ, 2000
Хропанюк В.Н. Теориягосударства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред.профессора В.Г. Стрекозова. М.: «Дабахов, Ткачев, Димов»,1995
Общая теория права игосударства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. М.: Юрист,1994
Теория государства и права.Учебное пособие / Под ред. А.Б.Венгерова. М.: Юрист,1994
Теория права и госсударства.Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Н.Манова. М.: Издательство БЕК,1995
Теория государства и права:Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юристъ,2001
Теория государства и права.Учебник / Под ред. М.Н.Марченко. М.: «Зерцало», 2001
МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ, НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Баскин Ю.Я. Очерки по историиполитических учений. Л.,1991
Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А.Платон. Аристотель. М.: Мол. гвардия,1993
Кулябин А.И. Президентство –лучшая ли это форма исполнительной власти. В журн.: «Государство и право»,1992,№8
Мирский Г.И. Авторитаризм идемократия: две модели. В журн.: «Полис», 1997, №2
Сумбатян Ю.Г. Политическиережимы: происхождение, сущность и основные формы. В журн.: «Обществознание вшколе», 1998, № 2
Тарасов Е.Н. Государство какинститут политической системы. В журн: « Социально-политическийжурнал»,1994,№2
Чиркин В.Е. Элементысравнительного государствоведения. М., 1994