Государства-членыООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии спринципами справедливости и мп, улаживание или разрешение международных спорови ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п.1, ст.1 Устава ООН).(Спор — когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и тогоже предмета спора. Ситуация — когда столкновение интересов государств несопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения междуними. Этого определения в Уставе ООН нет, определяет его доктрина.)
Средства,применяемые субъектами МП в целях урегулирования международных споров всоответствие с принципом мирного решения международных споров. В ст.33 УООН вкачестве таких средств названы переговоры, обследование, посредничество,примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональныморганам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим: мп известны идругие средства — добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров.Под обследованием имеется в виду следственная процедура, под примирением — согласительные комиссии. Кроме того в соответствие с уставом ООН разрешениеммеждународных споров могут заниматься ГА и СБ ООН.
Всоответствии с принципом мирного разрешения споров, относящимся в современномМП к основополагающим, спорящие стороны обязаны урегулировать свои разногласияисключительно мирным путем с помощью перечисленных выше или каких-либо иныхсредств по их собственному выбору. Принцип свободы выбора этих средствзакреплен в ст.33 УООН и означает, что использование того или иного средствадолжно происходить по взаимному согласию и на основе свободного волеизъявлениясторон. Такое согласие на обращение к какому-либо определенному средству, какправило, фиксируется в договорном порядке (например, в соответствие со ст. 14соглашения между СССР и ФРГ о культурном сотрудничестве 1973г. споры потолкованию и применению этого соглашения должны разрешаться посредствомконсультаций между договаривающимися сторонами). Имеющийся в международномправе большой арсенал средств мирного разрешения споров обеспечивает выборнаиболее приемлемого из них для каждого конкретного спора в зависимости от егоусловий и затронутых в нем вопросов.
Вотношении более подробного описания каждого способа разрешения споров см.учебник.
Роль Международного Суда ООН в мирномразрешении споров (компетенция и порядок деятельности)
Международныйсуд — учреждение, существующее на постоянной основе, состоящее из независимыхсудей, призванное решать споры на основе международного права и приниматьюридически обязательные решения. Впервые суверенные государства рискнули учредитьмеждународный суд в 1922 году на основе Статута Лиги Наций. Имеется ввидупостоянная палата международного правосудия. За время работы было рассмотрено37 споров и принято 28 консультативных заключений по запросам Совета Лиги.
Палатусменил Международный Суд ООН, в основу Статута которого положен СтатутПостоянной палы. Действующий на постоянной основе Суд лучше, чем арбитраж,приспособлен к последовательности в применении и толковании норм международногоправа. Соответственно и значительнее его влияние на это право. Статут судасоставляет неотъемлемую часть Устава ООН. Поэтому все члены ООН являютсяучастниками Статута.
Судформируется также как и Постоянная палата, состоит из 15 судей, избираемых вличном качестве, т.е. не как представителей государств, Генеральной Ассамблеейи СБ сроком на 9 лет. Состав Суда должен обеспечить представительство основныхправовых систем мира. Кворум составляет 9 судей. Если в составе Суда нет судьигражданства стороны в споре, то она может значить судью ad hoc.
Судобычно рассматривает дела в полном составе, вместе с тем Статут предусматриваетвозможность учреждения камер в составе трех и более судей. Такие камеры могутспециализироваться на рассмотрении определенных категорий дел.
Особенностькомпетенции уда состоит в том, что сторонами в споре могут быть толькогосударства, а также в том, что он не обладает обязательной юрисдикцией. Этоозначает, что Суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, онможет рассматривать только те дела, которые будут переданы ему по соглашениюсторон.
Судрешает споры на основе международного права, предусмотрена также возможностьрассмотрения пора на основе права справедливости в случае согласия сторон.
Помиморешения споров Суд дает консультативные заключения по любому юридическомувопросу. С запросом могут обращаться лишь учреждения, имеющие на это правосогласно Уставу ООН.
Различия между судебной и арбитражнойпроцедурой мирного урегулирования споров
Воснове своей судебное разбирательство сходно с третейским, сходство в окончательностии обязательном характере выносимого решения. Различия между международным судоми арбитражем заключаются преимущественно в порядке образования судебных органов(формирование численного, персонального состава, функционирование и т.п.).
Вотличие от согласительных средств, которые являются преимущественнополитическими, судебные средства носят юридический характер, как в отношенииоснований принятия решений, так и в отношении процесса. При согласительнойпроцедуре главное состоит в достижении взаимно приемлемого соглашения. Судпринимает решения только на основе международного права. Однако это вовсе неозначает, будто суд не стремится принять такое решение, которое учитывало быинтересы всех участников спора.
Международныйарбитраж — это третейский суд для рассмотрения споров, сторонами в которыхявляются государства и международные организации. Состав и порядок егодеятельности определяется соглашением сторон, именуемым компромиссом.Существуют и такие способы передачи дела на международный арбитраж, какарбитражная оговорка в договоре и обязательный арбитраж, т.е. общие арбитражныедоговоры между сторонами.
Вбольшинстве случаев арбитраж создается для рассмотрения определенного спорат.е. арбитраж ad hoc). Постоянный арбитраж предусматривается некоторымирегиональными соглашениями. В рамках ОАЕ существует африканская комиссияпосредничества, примирения и арбитража. На основе Гаагской конвенции 1907 годабыла учреждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. До 1930 года онарассмотрела несколько споров, после второй мировой войны только один (всего — 26 споров). Существует она ныне как список арбитров (по 4 от каждой страны), изчисла которых можно формировать арбитраж для конкретного спора.
Формируетсяарбитраж из членов, назначаемых сторонами, и согласованного ими суперарбитра.Многосторонние договоры предусматривают возможность назначения суперарбитрамеждународным должностным лицом, например Генеральным секретарем ООН. Вбольшинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Но известны случаирешения споров и одним арбитром. Стороны представлены в арбитраже своимиагентами.
Международныйсуд — учреждение, существующее на постоянной основе, состоящее из независимыхсудей, призванное решать споры на основе международного права и принимать юридическиобязательные решения. Впервые суверенные государства рискнули учредитьмеждународный суд в 1922 году на основе Статута Лиги Наций. Имеется ввидуПостоянная палата международного правосудия. За время работы было рассмотрено37 споров и принято 28 консультативных заключений по запросам Совета Лиги.
Палатусменил Международный Суд ООН, в основу Статута которого положен СтатутПостоянной палы. Действующий на постоянной основе Суд лучше, чем арбитраж,приспособлен к последовательности в применении и толковании норм международногоправа. Соответственно и значительнее его влияние на это право. Статут судасоставляет неотъемлемую часть Устава ООН. Поэтому все члены ООН являютсяучастниками Статута.
Судформируется также как и Постоянная палата, состоит из 15 судей, избираемых вличном качестве, т.е. не как представителей государств, Генеральной Ассамблеейи СБ сроком на 9 лет. Состав Суда должен обеспечить представительство основныхправовых систем мира. Кворум составляет 9 судей. Если в составе Суда нет судьигражданства стороны в споре, то она может значить судью ad hoc.
Судобычно рассматривает дела в полном составе, вместе с тем Статут предусматриваетвозможность учреждения камер в составе трех и более судей. Такие камеры могутспециализироваться на рассмотрении определенных категорий дел.
Особенностькомпетенции суда состоит в том, что сторонами в споре могут быть толькогосударства, а также в том, что он не обладает обязательной юрисдикцией. Этоозначает, что Суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, онможет рассматривать только те дела, которые будут переданы ему по соглашениюсторон.
Судрешает споры на основе международного права, предусмотрена также возможностьрассмотрения пора на основе права справедливости в случае согласия сторон.
Помиморешения споров Суд дает консультативные заключения по любому юридическомувопросу. С запросом могут обращаться лишь учреждения, имеющие на это правосогласно Уставу ООН.
Роль ООН в обеспечении международнойбезопасности
ООНбыла создана как инструмент для подержания мира и безопасности на основесовместных действий государств. В соответствии с Уставом ООН поддержаниемеждународного мира и безопасности должно строится на базе общепризнанныхпринципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей иСоветом Безопасности, компетенция которого в этой сфере четко разграничена.
ГАможет обсуждать любые вопросы или дела относящихся к поддержанию мира ибезопасности, в том числе рассматривать основные принципы сотрудничества в этойобласти и делать в их отношении рекомендации государствам и Совету или послеобсуждения.
НаСБ возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности (ст.24). Он является единственным органом ООН, который обладает правомпредпринимать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН, в томчисле объединенными вооруженными силами государств — членов ООН.
Такиесилы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессиидля поддержания или восстановления мира и безопасности не иначе как в общихинтересах, в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или ужеоказались недостаточными, и не должны использоваться в целях противоречащихУставу.
Статья43 определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение СБ необходимыхвооруженных сил, помощи, средств обслуживания: на основе особого соглашения,заключаемого Советом с государствами — членами ООН, с последующей ихратификацией; по требованию СБ, то есть на основании его решения.
ВООН был принят ряд резолюций и деклараций, направленных на укрепление правовыхоснов и повышение эффективности механизма ООН по поддержанию мира. Среди нихДекларация об укреплении международной безопасности 1970 года, Определениеагрессии 1974 года, Декларация о предотвращении и устранении споров иситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о ролиООН в этой области 1988 года.
Однимиз важных положений современной концепции по поддержанию мира является тесноесотрудничество и взаимодействие ООН и региональных организаций в развитиеположений Устава ООН. В Декларации о совершенствовании сотрудничества между ООНи региональными органами в области поддержания мира 1974 года предусматриваютсяразличные формы сотрудничества: обмен информацией и консультации, участие, гдеэто уместно, в работе органов ООН, предоставление персонала, материальной идругой помощи поддержка со стороны ООН региональных усилий по поддержанию мира.
Операциипо поддержанию мира — представляют собой меры миротворческого характера с привлечениемвоенного персонала, предпринимаемые в целях стабилизации обстановки в районеконфликта, создания благоприятных условий для мирного его разрешения,установления и поддержания мира.
Роль региональных организаций вподдержании международного мира и безопасности.
Помимовсеобщей системы международной безопасности Устав ООН предусматриваетвозможность создания региональных систем поддержания международного мира.Устав, как определено в его ст. 52, не препятствует существованию региональныхсоглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержаниюмеждународного мира и безопасности, которые являются подходящими длярегиональных действий, при условии, что эти соглашения или органы и ихдеятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН.
Изэтого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирнойсистемы безопасности.
Вучредительных актах таких региональных организаций, как ЛАГ, ОАЕ, ОАГ,содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения противкакого-либо из их членов. Так, в преамбуле Межамериканского договора о взаимнойпомощи 1947 года (Пакт Рио-де-Жанейро) указывается на обязательство по взаимнойпомощи и общей обороне и подчеркивается, что Договор заключен для того, чтобыпредоставить «эффективную взаимную помощь против вооруженных нападений на любоеамериканское государство и предотвратить угрозы агрессии против любого из них».В Договоре отмечается, что вооруженное нападение со стороны любого государствана одно из американских государств будет рассматриваться как нападение на всеамериканские государства, и, соответственно, каждый из участников Договораобязуется оказать помощь при отражении нападения.
Такиеже положения содержатся в Пакте ЛАГ и в Хартии ОАЕ.
Впрактике деятельности региональных организаций пока ниразу несоздавались объединенные вооруженные силы в порядке коллективной самообороны.Вместе с тем они стали прибегать к созданию сил по поддержанию мира. Так, в1971 г. Лига арабских государств создала межарабские силы по разъединению вЛиване («зеленые каски»), чтобы положить конец столкновениям между различнымирелигиозными группировками. В 1981 г. ОАЕ создала межафриканские силы поподдержанию мира, предназначенные для наблюдения за выполнением соглашениямежду группировками в Чаде.
ВУстав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращенииконфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективнойбезопасности от 15 мая 1992 г. и Соглашения о группах военных наблюдателей иколлективных силах по поддержанию мира от 20 марта того же года. Устав СНГзакрепляет в ст. 12 право на использование в случае необходимости Объединенныхвооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную иликоллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН, а также применениемиротворческих операций.
Наоснове Договора о коллективной безопасности 1992 года, участниками которогоявляются семь государств: Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Россия,Таджикистан Н Узбекистан, — создан Совет коллективной безопасности (СКБ). В егосостав входят главы государств —участников Договора и Главнокомандующий ОВССНГ. СКБ уполномочен проводить консультации с целью координации позицийгосударств-участников в случае возникновения угрозы безопасности,территориальной неприкосновенности и суверенитету одного или несколькихгосударств либо угрозы миру и международной безопасности; рассматривать вопросыоказания необходимой помощи, в том числе военной, государству —жертве агрессии;принимать необходимые меры для поддержания или восстановления мира ибезопасности.
Врамках ОБСЕ наряду с дальнейшей работой по проблемам общей безопасности(проведение переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплениюдоверия и безопасности, уменьшению опасности возникновения конфликтов и тл,)происходит определенная переориентация на предотвращение и урегулированиелокальных и региональных конфликтов.
Действуетеще одна организация, претендующая на поддержание международного мира ибезопасности, — это Организация Североатлантического договора (НАТО). Онаоснована на подписанном 4 апреля 1949 г. межгосударственном Североатлантическомдоговоре, вступившем в силу 24 августа того же года. Ее t членами являются 16государств: Бельгия, Великобритания, Гер-! мания, Греция, Дания, Исландия,Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия,, США,Турция и Франция.
АнализСевероатлантического договора показывает, что его текст составлен всоответствии с положениями Устава ООН и / приближен к его терминологии., ЦельюНАТО является объединение усилий ее членов для коллективной обороны и длясохранения мира и безопасности. Их обязательства по оказанию взаимной помощи,включая применение вооруженной силы, устанавливаются Договором.
УчастникиДоговора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозысилой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН,разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитиюмирных и дружественных международных отношений.
Международно-правовые ограничения в сфереядерных вооружений.
Зак-во
47.Запрещенные по МП виду оружия.
Зак-во
48.Методы международного контроля за выполнением договоров по по ограничению исокращению вооружений
Примерыдоговоров, требующих контроля за исполнением: ПРО (1972), СНВ (1979), Договороб Антарктике (1959) и т.п.
Контрольв области разоружения может осуществляться как на двусторонней (в случаях,предусмотренных договорами), так и на многосторонней основах.
Контрольосуществляется посредством наблюдения за осуществлением договорных обязательстви анализа полученных данных. Однако существует противоречие междунеобходимостью согласованного контроля над военным потенциалом и трудностьюсогласования мер проверки. Его частичное разрешение обеспечивается развитиемтехнических средств сбора данных.
Ктаким средствам относятся искусственные спутники Земли, сейсмические станции ит.п., позволяющие вести контроль извне. Они называются «национальныетехнические средства контроля» (НТСК). Запрещается оказывать им помехи,использовать маскировку, затрудняющую осуществление контроля. Сейчас такжеиспользуются и такие средства как инспекции на месте, причём состав инспекторовможет быть и международным, причём инспекции становятся всё более проникающими.
ВСНВ-2 (1993) включены положения о специальной маркировке проверяемых объектов.
Дляуспешного функционирования НТСК необходимы и такие дополнительные меры каксогласованные правила подсчёта систем вооружений, подлежащих контролю, местарасположения, уведомление о предстоящих действиях.
Примермногосторонних форм контроля демонстрирует Договор о нераспространении ядерногооружия 1968 года. Проверка его соблюдения государствами-участниками, необладающими ядерным оружием, возложена на МАГАТЭ, осуществляющее международныеинспекции. В других случаях создаётся специальный орган проверки. ТакКонвенцией о запрещении химического оружия 1993 г. предусмотрено созданиеорганизации по запрещению химического оружия для проверки соблюдения положенийКонвенции.
Возможнои сочетание национальных и международных средств проверки, а такжемногоступенчатый контроль (напр., Договор о запрещении размещения на дне морейи океанов и в его недрах ОМП 1971 г.).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/