Всамом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществуи определяющий социальный порядок процесс.
Конкретныйсоциальный порядок устанавливается в результате действия множества самыхразнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1.Так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявлениеестественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носятестественный характер и могут выражаться в виде конкретных событийобщесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массовогоповедения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей,массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения,инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество игосударство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако этоудается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражаетсяобщественным сознанием или отражается неадекватно.
2.Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3.Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресноговоздействия субъектов друг на друга.
Указанныефакторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующуюроль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация,упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм иактов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступаетфактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценкипринять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивныефакторы могут иметь и позитивное, и.негативное влияние. Вместе с темфункциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношенийдолжна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.
Дляпонимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социальногонормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, нормаесть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы ит.д.), конституируемое его природой — естественная норма. Во-вторых, норма —это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей,возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества — социальная норма.
Реальнодействующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным илисоциальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему техническихправил (правила работы с техническими или природными объектами), статьоснованием социального нормирования (например, установление срока признанияотцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характеробъекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости отсоотношения естественной нормативности и социального нормирования можновыделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативныхрегуляторов.
1.Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном,естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормыформирует, например, наука.
2.Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническимии природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.
3.Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся всвязи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.
4.Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественнойнормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, илипотребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальныенормы, ритуалы и т. п.
Приобсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значениеимеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принятоквалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют вобществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизньобщества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются общимиправилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правилаповедения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектовс точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуютнепрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены кнеопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).
2.Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другиевозникают в многократно повторяющихся.актах поведения, не отделяются от самогоповедения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в видепринципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря,анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однаковсегда возникают в связи с ними.
3.Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е.направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.
4.Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) ифункционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества,отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеютсвое место в истории общества, свою историческую судьбу.
Крометого, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы егофункционирования, являются как порождением, так и регулятором указанныхпроцессов.
5.Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организацииобщества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смыслмиру, создать основу для суждения о взаимодействии людей Культура выражаетсяпрежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетруднозаметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурнымтрадициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, чтопредставленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем врелигиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуютразличия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих однойкультурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальнойисторической судьбой конкретного народа.
Характерже организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного виданорм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, внегосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а вгосударствах — мораль и право.
Такимобразом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознаниемлюдей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия,возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества,соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Изприведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормыпреимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но вболее общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя изизложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.
Регулятивная.Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальноевзаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность егофункционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии,упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживаютопределенную системность общества, условия его существования как единогоорганизма.
Оценочная.Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к темили иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретныхсубъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
Трансляционная.Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечествав организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений,опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных нормэтот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее,передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение ит.д.).
Анализируемыенормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые онирегулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различнымиспособами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначальнонепосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являютсяего элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получаяобщественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированныеправила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормыформируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях ипринципах социальной организации. Третьи формируются как наиболеецелесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурныенормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажнаклассификация социальных норм.
Классифицироватьсоциальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространеннойявляется их систематизация по основаниям сферы действия и механизма(регулятивным особенностям).
Посферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные,экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизниобщества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е.предмета регулирования.
Помеханизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи икорпоративные нормы.
Когдаговорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующиеосновные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации(существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения.При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Этодостигается системным использованием критериев: некоторые нормы могутнедостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегдаоднозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru