Значимым событием 2002 г. сталопринятие разработанного Минэкономразвития федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)». Закон вступил в силу 26 ноября 2002 г.
Предыдущая версия закона являлась«прокредиторской», не учитывала интересы должников и позволяла банкротитьнормально функционирующее предприятие с целью передела собственности.Значительную часть банкротств инициируют налоговые органы против фиктивныхфирм. Но ситуация бывает иной — дело возбуждается против крупных предприятий с цельюих захвата. Число таких банкротств составляет почти треть от общего числа.Новая же редакция закона более сбалансированная, и хотя некоторые экспертывысказывают мнение, что уже знают пути применения закона не по назначению, этотдокумент является более качественным.
Большинство нововведений определяетбарьеры, препятствующие проведению процедуры банкротства:
1. Увеличен вдвое — до 100 тыс.рублей — размер просроченного (на 3 месяца) долга, на основании которого можновозбуждать дело о банкротстве.
2. Помимо долгового обязательствакредитор должен представить арбитражному суду исполнительный лист другого суда,признавшего наличие долга, то есть банкротству должно предшествоватьисполнительное производство, кредитор должен попытаться взыскать долг с помощьюсудебных приставов, и только в случае неудачи может инициировать банкротство.Данные меры не позволят обанкротить здоровое предприятие, так как егоруководство не отстраняется от управления, ставится в известность о процедурена стадии доказательства правомерности требований кредитора и наделяетсявременем для погашения долга, если он существует.
3. Если же взыскание долганевозможно, то в рамках процедуры банкротства у предприятия-должника появляетсявозможность договориться с кредиторами о двухгодичном периоде финансовогооздоровления. Появление этой процедуры в законе является одним из его основныхпреимуществ по сравнению с предыдущей редакцией.
4. Другим важным преимуществомнового закона является то, что на любом этапе процедуры банкротства можновернуть долги и прекратить ее.
5. Это может сделать и собственник,и акционеры, и третье лицо. В целом, новый закон отличается повышениемсоблюдения прав акционеров предприятия. Представитель акционеров, в частности,сможет оспорить любое решение, принимаемое в процессе банкротства.
Что касается участия государства в банкротствеорганизации, имеющей задолженность по налогам, то оно пожертвовало своим местомв первой очереди кредиторов, приобретя взамен право голоса на их собрании.Кроме того, все кредиторы на собрании уравнены в правах, что позволяет избежатьдиктата наиболее крупного из них. Это, а также четко прописанный контроль и прозрачностьпроцессов оценки и продажи имущества банкрота, позволяет избежать махинаций,недооценки, непубличных сделок.
Наиболее радикальным изменениямподвергся институт арбитражных управляющих. Ранее в этом вопросе Федеральнаяслужба по финансовому оздоровлению (ФСФО) обладала огромными полномочиями.Деятельность арбитражных управляющих подвергалась лицензированию, и получалосьтак, что заниматься банкротствами крупных предприятий имели право толькосотрудники ФСФО. Кроме того, фигура арбитражного управляющего была полностьюзависимой: во-первых, он назначался судом по представлению кредиторов,во-вторых, отвечал за свою деятельность собственным имуществом. Теперь жеуправляющий будет назначаться из числа трех кандидатов, представленных судуспециальной саморегулирующейся организацией (СРО). При этом суд утвердиткандидатуру управляющего только при единодушии сторон. Члены СРО должны иметьсоответствующие образование и опыт, но лицензирование отменяется.Профессиональная ответственность управляющего страхуется.
Вывод: Новый закон о несостоятельностипрогрессивен. Несовершенство законодательства тормозит приток инвестиций,является угрозой для нормального функционирования предприятий. Переход к болеецивилизованному законодательству в этом вопросе благоприятно скажется на экономике.Важным является привлечение страховых компаний для страхования ответственностиуправляющих — это эффективный способ гарантии их профессионализма. Сокращениеполномочий ФСФО снизит вероятность коррупции.
В то же время, новый закон вступилв силу только в конце 2002 г., то есть он пока еще не получил должной апробациина практике. Поэтому о реальных позитивных изменениях (отсутствии таковых) в даннойсфере говорить пока рано.
Списоклитературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.bankr.ru