Настоящийрейтинг составлен Юридической компанией «Правовой Департамент» по материаламофициального сайта ФАС России, судебной практики и обращений наших клиентов.
1.Ошибки в тексте объявлений о размещении госзаказа.
Напервое место по популярности мы решили поставить такое типичное нарушениеФедерального закона № 94-ФЗ, как написание информации о госзаказе на интернетсайтах закупок с орфографическими ошибками или латинскими буквами.
Помнению ряда экспертов, около 10% государственных заказов размещается с подобногорода ошибками.
2.Указание в конкурсной документации конкретных торговых марок или наименованийпроизводителя товаров и услуг без предоставления возможности участникамгосударственного заказа поставить товар аналогичного качества или свойства.
Характернымпримером может служить конкурс на поставку продуктов детского питания, вконкурсной документации которого было указано о необходимости поставитьпродукцию, наименование которой идентично зарегистрированному товарному знакуодного из участников конкурса (постановление Федерального арбитражного судаПоволжского округа от 26 мая 2009 г. по делу N А12-17135/2008).
3.Требования в конкурсной документации по поставке товара с указанием большогоколичества точных технологических характеристик, в результате которых, можетбыть поставлен товар лишь одного производителя, при наличии на рынкедостаточного количества аналогичных товаров.
Например,конкурс на поставку для Территориального фонда обязательного медицинскогострахования Свердловской области автомобиля, с такими техническими требованиями,под которые подходит только Toyota Avensis.
Поинформации из постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа поделу N А60-40456/2008-С9.
4.Содержание в конкурсной документации нереальных сроков выполнения работ, услугили поставки товаров.
Какправило, такие торги проводятся под конкретного поставщика товара или услуги, которыйуже выполнил условия конкурса заранее и ему остается только подписать контракти поставить необходимою продукцию или оказать услугу.
Примеромможет служить поставка более 40 000 телефонных аппаратов для нужд одного изминистерств в течении чуть более недели (нормальный срок не менее 2-3 месяцев).
5.Подготовка и подача участникам госзаказа заявок на участие в конкурсе, вкоторых содержатся фантастически короткие сроки выполнения работ и услуг, атакже поставки товаров.
Например,в госзаказе на оказание страховых услуг в разделе «Срок производстванезависимой экспертизы (оценки) повреждения при ДТП» и «Срок страховой выплатыс момента получения полного пакета документов по ДТП» одна из ведущих страховыхкомпаний предложила срок 0, 00347 дня (5 минут).
Сюдаже мы относим предложения участников госзаказа о предоставлении гарантии натовар или услуги, многократно превышающей эксплуатацию аналогичного товара илипользованию услугой в обычных условиях.
Например,Комиссия Ростовского УФАС России по итогам рассмотрения дела №874 вынесларешение и предписание ООО «Донводстрой», которое победило в конкурсе, предоставивгарантию на ремонт здания 111 лет, а срок выполнения работы один день.
6.Содержание в условиях конкурсной документации требований к участнику заказа непредусмотренных законом.
Например,при проведении конкурса на предоставление услуг по кадастровой оценке зданий, егоорганизатор затребовал предоставления сведений о средней численности работниковза 2007 год, подписанной уполномоченным лицом участника размещения заказа(определение ВАС РФ от 10.09.2009г. по делу N ВАС-10949/09).
7.Нарушение формы размещения госзаказа.
Однимиз распространенных нарушений Федерального закона № 94-ФЗ является неправильныйвыбор формы проведения государственных закупок, например, проведение их видеконкурса, а не аукциона (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятскогоокруга от 23 ноября 2009 г. по делу N А11-2808/2009).
8.Отсутствие в конкурсной документации критериев оценки заявок.
Конкурснаядокументация очень часто не содержит четких критериев оценки заявок, чтозатрудняет участие в госзаказе всех заинтересованных лиц и приводит к победе вторгах компаний, которые обладают инсайдерской информацией о госзаказе(постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2009 г. по делу N КА-А40/12504-09).
9.Аффилированность госзаказчика и участника торгов.
ФАСРосси возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства по томуоснованию, что сотрудники заказчика (ИПС РАН) одновременно являютсясотрудниками компании — единственного участника и победителя торгов ЗАО «РСКСКИФ» (http://www.fas.gov.ru/news/n_28189.shtml, постановление Федеральногоарбитражного суда Дальневосточного округа от 28 августа 2007 года
поДелу N Ф03-А04/07-1/2986).
10.Требование госзаказчиков об одобрении крупной сделки.
Яркимпримером нарушения Федерального закона № 94-ФЗ со стороны государственныхзаказчиков является отказ в допуске к торгам, в связи с непредставлениемсведений о том, что государственный заказ для его участника является крупнойсделкой. Речь идет о предоставлении решения коллегиального органа управленияюридического лица об одобрении крупной сделки.
Приэтом, надо учитывать, что решение об одобрение крупной сделки должно бытьпредоставлено государственному заказчику, если сделка действительно являетсякрупной для участника госзаказа (решение ФАС России по делу по делу №К-1156/09).
11.Невозможностьзарегистрироваться на электронной площадке.
Оченьчасто, проблемой для участников государственных закупок становится недопуск электронныхплощадок к регистрации для участия в государственных закупках.
12.Недопуск к участию в торгах из-за незначительных нарушений в заявке.
Нанаш взгляд, нарушением законодательства о государственном заказе со стороныгосударственных заказчиков является в том числе не допуск к участию в торгахиз-за незначительных нарушений требований, предъявляемых к конкурснойдокументации, например, отсутствие нумерации листов, или тот факт, что заявкана участие в торгах не прошита.
ПрактикаФАС России и судов по подобным делам абсолютно разнообразна, тем не менее, мысчитаем, что в данном случае подобные нарушения не являются существенными и невлияют на содержание предложения участника госзаказа (постановление Девятогоарбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2009 г. по делу N А41-7898/09, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирскогоокруга от 3 марта 2009 г. по делу N А19-8698/08-Ф02-602/09).
13.Неправильное составление конкурсной документации.
Получилаширокое распространение проблема некорректного составления конкурснойдокументации, в том числе, путем неправильной нумерации ее разделов, появленияв ней разделов с одинаковыми номерами, что вводит в заблуждение участников государственныхзакупок.
14.Запрет на привлечение субподрядчиков для выполнения работ и оказания услуг.
Иногдав конкурсной документации не содержится конкретных указаний кем и каким образомдолжны быть выполнены работы или оказаны услуги.
Приэтом государственный заказчик отказывает в размещении заказа тем организациям, которыенамерены привлечь субподрядчиков для выполнения работ или услуг.
Такаяпрактика является порочной, так как основанием для отказа в размещениигосзаказа по такому принципу является только указание в конкурсной документациина обязанность выполнить работы или оказать услуги лично (постановлениеФедерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2009 г. N А58-249/09 ).
15.Включение в один лот государственного заказа требований о поставке продукции несвязанной между собой.
Такойподход приводит к ограничению возможности участия в госзакупках всехзаинтересованных лиц (постановление Федерального арбитражного судДальневосточного округа от 14 сентября 2009 г. N Ф03-4541/2009).
16.Размещение информации о государственном заказе в нечитаемом виде.
Некоторыеиз участников государственного заказа сталкиваются с проблемой невозможностипрочтения конкурсной документации, ввиду того, что она представлена настраницах сайта в нечитаемом виде или может быть открыта с использованиемузкоспециализированного программного обеспечения (решение комиссии УФАССанкт-Петербурга по делу № 94-224/09).
Нашрейтинг не может быть исчерпывающим, потому что видов нарушенийзаконодательства о госзаказе бесчисленное множество, мы хотели обратитьвнимание на наиболее распространенные.
Юридическаякомпания «Правовой Департамент»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yurclub.ru