Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Психологический анализ коллектива осужденных

Создание коллектива осужденных является важным фактором впере­воспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегдапроисходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным,правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. Всоответствии с этим деятельность воспитателя в значитель­ной мере и направленана организацию коллектива осужденных. Кол­лектив осужденных не представляетоднообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей,личностей, которые в свою оче­редь образуют группы и другие категории. Присоздании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступнойдеятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся отношения кмерам воздействия, труду, режиму и т. д.
Этот принцип должен соблюдаться применительно к различнымгруппам осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колониикаждого типа продолжается процесс распределения осуж­денных на более мелкиегруппы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, какправило, учитываются личные сим­патии и антипатии, конкретные связи и общиеинтересы по професси­ональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существеннуюпомощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, которыйформирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в своюочередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив'.
Процесс создания коллектива сопровождается постояннымизучени­ем каждого из членов, продолжением отбора и изменением этих группЗначительный интерес в этом отношении представляет воспитательная деятельностьА.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматри-
'См.: Глоточком АД., Пирожков В.Ф.Психологические основы режима. М., 1968, с. 9.
вал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя сточки зрения социальной и человеческой ценности»'.
Для того чтобы правильно воздействовать на коллективзаключенных, каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о егоструктуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о местеличности в данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив.Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимаютактивное участие в трудовом процессе и об­щественной жизни, и что самоеглавное, активными действиями спо­собствуют перевоспитанию других осужденных.Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательнуюработу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали напуть исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но пособственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегиисвоего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейсяситуации.
Последней является группа тредновоспитуемых, к которымотносятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся отучастия в трудовом процессе, стремящиеся активно противодейство­ватьположительному воспитательному воздействию администрации и активной частиосужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающедействовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать наотдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их вдругие, более сильные подразделения и коллективы.
Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не толькопрямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей сторонеона находится, во многом зависит успех воздействия на кон­кретную личность.Малые группы возникают самостоятельно, незави­симо от администрации, какправило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадииего развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденныхони играют особую роль: в них создается тот «микроклимат», который оказываетнередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей силой здесь действуютмеханизмы подражания, соперничества и самоутверж­дения. В малой группевоспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповымиинтересами, повседневными традициями.
'МакаренкоА.С.Соч. Т.1,М., 1957. с. 241.
Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом илич­ностью осужденного, всегда стоит малая группа. Возникнув, она про­ходитсвой путь развития, внутри группы создается определенная структура,выражающаяся в установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждойиз этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. Втакой группе всегда имеется лидер, вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группес положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские от­ношения,проявляются взаимные симпатии. В процессе организации и становленияотрицательно направленной малой группы часто воз­никает нездоровоесоперничество, а порой и борьба между отдельными лидерами. Побеждает тот, ктосумеет подчинить себе остальных осуж­денных. Захватив лидерство, вожакперестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную работу он поручаетдругим осужденным, остав­ляя за собой функцию организатора. Ни о какой истиннойдружбе между членами отрицательно направленной малой группы не может быть иречи.
Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно многообразны:
от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут бытьочень длительными, до открытых столкновений интересов, до групповых аф­фективныхдействий.
Каждый конфликт в своем развитии проходит ряд стадий: 1)начало, характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкнове­ниеминтересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2) формирование конфликтныхотношений; 3) открытое столкновение конфликтных сто­рон; 4) разрешениевозникших противоречий. Все это важно знать для профилактики, предупреждения иразрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов всех индивидов,особенно психопрофилактика, имеет важное значение для исправления иперевоспитания осужденных.
Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будетосу-, ществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания,сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению сво­боды мер поотношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более серьезныхи всесторонних психологических исследо­ваний по разработке и внедрению широкогоспектра психолого-педа­гогических методов воздействия на личность, группу,коллектив осуж­денных. Перспективным является исправление правонарушителя черезисповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпо­сылки дляподлинной перестройки личности, ее ресоциализации и со­здания перспективы длясоциальной адаптации.
Вряде ИТУ достигаются заметные успехи в ресоциализирующей деятельности, особеннотам, где администрация и персонал приобща­ются к опыту и теоретическомунаследию известных педагогов и психо-логов, где образуется сплоченный коллективквалифицированных со­трудников, формируются механизмы социально адаптированнойгруп­повой интеграции в среде заключенных, создаются перспективы лич­ностногосамоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающиесяполучением определенных льгот, создается пер­спектива будущего.
§ 3. Методы психологического воздействияна осужденных в процессе их перевоспитания
Процесс создания коллектива в колонии во всех случаяхпроходит при активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться кукреп­лению самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозави­симостии взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание воздействияна каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Это определяетразвитую систему и специфич­ность тех методов воздействия, которые должныприменяться в ИТУ. Все методы по возможности должны обеспечивать определенноевос­питательное воздействие одновременно и на конкретную личность, и насоздаваемый коллектив; должны переплетаться и дополнять друг друга. Мерывоздействия со стороны воспитателя направлены на коллектив, а в условияхколлектива эти меры уже оказывают свое действие на каждого осужденного. А.С.Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеемдела. Такова официальная фор­мулировка. В сущности это есть форма воздействияименно на лич­ность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом делемы имеем дело с личностью, не утверждая, что до личности нам нет ника­когодела»'.
Воздействие на коллектив, использование коллектива длявоздей­ствия на отдельную личность не исключает и целенаправленного лич­ностноговоздействия воспитателя на каждого отдельного осужденного. Для этогоприменяются следующие основные методы.
Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведенияиндивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа со­четает в себе целиизучения и воздействия на личность.
Во время бесед разъясняются сущность и конечная цельдействий администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поня­ли,что цели действий администрации полностью совпадают с их соб­ственнымиинтересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себепереходный период к жизни и деятельности в об-
' Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с.169.
щем коллективе российских граждан. Эти знания будутспособствовать направленности их деятельности, волевых и интеллектуальныхспособ­ностей на достижение таких промежуточных целей. Создается отрица­тельноеотношение осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге ипривело его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения ксвоему прошлому поведению не может создаться новое отношение ктруду, к жизни,новое мировоззрение.
Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувствасовести и т. п.
Метод регулирования психических общений. Воспитатель имеетбольшую возможность влиять на психические общения, регулировать те из них,которые складываются у осужденного с работниками колоний, с другимиосужденными, с родными, близкими ему людьми.
Воспитательное воздействие представителей общественныхорганиза­ций и коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранееотбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданамироссийского общества.
Особое значение имеет осуществление контакта осужденного ссемьей, который во многом способствует выработке у него положи­тельных качеств,изменению его отрицательных психических состояний. В этом немаловажная рольпринадлежит и воспитателям колонии, ко­торые должны обеспечить в необходимыхслучаях связи с семьей, соот­ветствующее отношение членов семьи к осужденному.Особенно важно правильно использовать в целях воспитательного воздействиясвидания с родственниками, которые надо тщательно подготавливать. Перед сви­даниемвоспитатель информирует их о тех изменениях, которые произо­шли в психологииданного осужденного, о возможных путях укрепления в нем положительныхинтересов, качеств, тактично подсказать наиболее целесообразную линию ихповедения при свидании и т. д. Для достиже­ния целей перевоспитания воспитательдолжен использовать все психи­ческие общения, в которые вступает осужденный.
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно от­бираемаяинформация, поступающая к осужденному, должна способ­ствовать восполнению егосоциального опыта, получению и переработ­ке им сведений, которых он раньше неполучал, и т. д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень важнособирать" сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее время,как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше работал. Нанаглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил вред государству,коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы его дети рослинор­мальными гражданами. Такие факты существенно влияют на выработку твердогорешения перевоспитываться, повысить активность в труде, скорее вернуться кнормальной жизни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Степень влияния библейских книг на личности русских поэтов XVIII века формы адаптации православных
Реферат Орловско-Ливенская епархия
Реферат Сущность тоталитаризма в сравнении фашистской Италии и нацистской Германии
Реферат Уотергейтский скандал
Реферат 1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения
Реферат 1. Курение помогает сосредоточиться
Реферат Мировая политистория
Реферат Кимаки - народ Ураанхай-Саха?
Реферат Развивающее обучение как основа активизации позновательной деятельности младших школьников
Реферат Управління системою маркетингової діяльності на підприємтсві
Реферат Фінансовий аналіз ВАТ "Стахановський вагонобудівний завод"
Реферат Dongiovanni Opera In Modern Times Essay Research
Реферат Профилактика детского травматизма в школе
Реферат Геополитические особенности исторического развития России
Реферат Розвиток філософії в Україні