Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Разграничение преступлений и проступков

Введение
Вопросо месте каждой нормы в системе отраслей права необходимо решать с учетомрезультатов научных исследований, социально политической обстановки вгосударстве. В противном случае возможно, в частности, необоснованное отнесениенормы к уголовному кодексу или кодексу об административных правонарушениях, чтоисказит действительную картину социальной жизни. Правовая норма в таком случаене сможет достичь той цели, которую ставил перед собой законодатель.
Правудействительно присуще “своеобразное сочетание нормативности, с одной стороны, идинамизма — с другой”. От законодателя требуется обеспечить разумноесоотношение стабильности, изменчивости и относительной самостоятельности прававообще и конкретной нормы в частности. Эффективна та правовая норма, которая внаибольшей степени соответствует не только объективным интересам общества, но иинтересам личности. Любая правовая норма должна служить целям борьбы справонарушениями и в то же время способствовать исправлению и перевоспитаниюправонарушителей. С этой точки зрения интересно проанализировать, а такжевыявить закономерности, определяющие переход (перерастание) административных правонарушенийв преступления.
1. Виды правонарушений
Правонарушениепредставляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправностьправонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либодействующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самымпротивопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним вконфликт.
Особенностьконфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в формеправонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопрекинормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активнымдействиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но иправа, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства направа других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным.
Однаконе всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением.Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаютсяправомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны,крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональныхобязанностей, в случаях производственного риска, задержания лица, совершившегопреступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе.
Такимобразом, необходимым признаком правонарушения является противоправность.Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным,нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Конституция РФзакрепляет принцип, который гласит, что никто не может нести ответственность задеяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения.
Еслилюбое правонарушение является противоправным деянием, то не любоепротивоправное действие непременно является правонарушением. Например,уголовное законодательство освобождает от ответственности лиц, которыесовершили преступные деяния под физическим принуждением. Для признанияпротивоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершеновиновно.
Изопределения преступления и различных видов проступков можно вывести общеепонятие правонарушения. Им является посягающее на установленный порядокобщественных отношений противоправное, виновное действие или бездействиесубъектов права. Одной из черт правонарушения, наиболее видимой, вытекающей ивсамого термина, является противоправность, т. е. нарушение права, его норм,содержащих юридические обязанности и запреты. Правонарушение — это деяние,поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно,правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженныйправонарушителем.
Правонарушение,будучи деянием, характеризуется как сознательный волевой акт.
Правонарушениенарушает интересы, охраняемые правом, и тем самым причиняет вред общественным иличным интересам, установленному правопорядку. В этом состоит еще одна черта,характеризующая правонарушения. Этой чертой, присущей всем правонарушениямявляется общественная опасность. Она выражается во вреде, наносимом обществу.Вред — это совокупность отрицательных последствий правонарушения.
Общественнаяопасность, вредность правонарушения характеризует их как отрицательныесоциальные явления. Отрицательной оценки засиживает и лицо, совершившееправонарушения. Порицание справедливо, оправдано и возможно при условиинебезупречного поведения, то есть такого действия или бездействия, котороеявилось результатом сознания, воли.
Поступок- главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различныекачества личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемамдействительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собойнеизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он такжевлечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан сопределенной ответственностью человека за свои действия.
Всфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную частьактов поведения личности составляют поступки правомерные — то естьсоответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерногоповедения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормамправа. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует изсамого термина, актах, нарушающих право, противных ему.
1.Правонарушение связано с правом, т. е. это деяние противоречащее поведению,содержащемуся в правовой норме. Т. о. правонарушение должно быть указано внорме права. Действительно, удовлетворяя свои интересы, преследуя определенныецели, правонарушитель пренебрегает правом, не соблюдая и не исполняяюридические обязанности. Так же в этой связи право оцениваетобщественно-вредное поведение личности, выступает в качестве внешнего выраженияюридической оценки такого поведения. То есть определяет границы возможногоповедения личности, устанавливает меру наказания и т. д. Причемпротивоправность, как правило, связана с запрещением деяния со стороныгосударства при помощи юридических средств, государственного принуждения. Здесьдействует принцип: ”что не запрещено, то разрешено”.
Противоправностьпринимает следующие формы:
а)прямое нарушение правового запрета
б)неисполнение возложенных обязанностей
в)злоупотребление субъективным правом, в том числе превышение компетенции
г)другие
2.Всякое правонарушение общественно вредно как для общества, так и для личности итолько в этом случае оно признается таковым. Вред может быть материальным иморальным, измеряемым и не измеряемым, физическим и духовным, значительным инезначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущимнаступить (есть и иные классификации). Правонарушение обязательно должно бытьобщественно опасным, так как общественная опасность лишь характеристикаобщественной вредности. Все правонарушения общественно вредны, но лишь часть изних опасна. Например, ст. 7 УК РСФСР гласит, что если правонарушение содержитпризнаки какого-нибудь деяния, предусмотренного особенной частью УК, номалозначительно и не представляет опасности для общества в целом, то оно несчитается преступлением. Но это не означает, что оно перестает быть общественновредным. В новом УК понятие преступление почти совпадает с понятиемправонарушение, то есть игнорируется качество общественной опасности. Степеньобщественной вредности определяет юрисдикционный орган.
3.Правонарушение должно быть виновным, т. е. результатом свободноговолеизъявления правонарушителя, при возможности выбора им вариантов поведения.
4.Правонарушитель должен обладать деликтоспособностью, иначе его поведение неявляется волеизъявлением, и он не отвечает за него. Правонарушение можетсчитаться только такое деяние человека, когда он в процессе достиженияпоставленной цели, контролирует свое поведение, выражает в нем свою волю.Поэтому не являются правонарушением деяния человека, совершенные против еговоли под воздействием физического принуждения или неопределимой силы.
Правонарушенияразличны по степени вредности и поэтому различны по степени общественнойопасности. Именно по этому критерию и происходит разделение правонарушений на преступленияи проступки. Преступление характеризует большая степень общественной опасности,что не исключает, однако, наличие отдельных административных, трудовых,гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.
Длятого чтобы определить правонарушение необходимо знать его признаки:
наличиесубъекта правонарушения (физическое или юридическое лицо. В уголовном праветолько физическое).
наличиеобъекта правонарушения — охраняемый законом объект.
наличиеобъективной стороны правонарушения (деяние).
Надосказать, что при условии наличия этих признаков имеет место, так называемыйпринцип состязательности сторон.
Правонарушенияклассифицируются по разным основаниям: в зависимости от характераправонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, атакже от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данномукритерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступленияминазываются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния,наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся во обществепорядку. За любые преступления применяются наиболее строгие мерыгосударственного принуждения — уголовно-правовые санкции, устанавливающиезначительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в ихсовершении.
Посвоему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями.Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того,что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовнымзаконодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и неможет быть.
Проступкипредставляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуютсяменьшей по сравнению с преступлениями степенью
общественнойопасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, амер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. Взависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведениемпричиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при этом взысканиявсе проступки подразделяются на административные, дисциплинарные игражданско-правовые (деликты).
Особенностьюадминистративных проступков заключается в том, что они совершаются в сфередеятельности исполнительных органов власти государства и за из совершениепредусматривается административная ответственность. Она может выражаться ввынесении предупреждения, наложения штрафа, лишения права управлениятранспортными средствами и др.
СогласноРоссийскому законодательству, повторность одного и того же административногопроступка в ряде случаев может повлечь за собой “трансформацию”административной ответственности в уголовную.
Дисциплинарныепроступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправныедеяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядкапредприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой,служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность за совершениедисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах,положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственнойвласти и др. ), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные мерыадминистративного воздействия и в текущем законодательстве. Скажем, Кодексомзаконов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарныевзыскания за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор,замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.
Гражданско-правовыепроступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных инеимущественных отношений, имеющих интеллектуальную ценность как для конкретныхлиц, так и для всего общества. Свое внешнее выражение гражданские правонарушениянаходят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда,неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, прочащих честьи достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданскихправ тех или иных лиц либо организаций.
Гражданскоеправо России, равно как и других стран, устанавливает, наряду с общимипринципами гражданско-правовой ответственности, конкретные санкции, применяемыеза те или иные гражданские правонарушения. Среди них: возмещение убытков,взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. При этом в Гражданскомкодексе России закрепляется принцип, в соответствии с которым, в частности,“уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполненияобязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре,если иное не предусмотрено законом или договором” ст. 396, п. 1).
Понятиеправонарушения и его состава являются научными абстракциями, они близки, но нетождественны в силу разности определений.
Противоправностьи общественная вредность свойственны любому правонарушению — и преступлению, ипроступку, но последний характеризуется меньшей степенью общественнойвредности, не обладает такой ее качественной характеристикой, как общественнаяопасность.
Существуеттакже классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных,политический отношений общества. В связи с этим различают три видаправонарушений:
вобласти экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
вобласти социально — бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
всфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданскиеобязанности).
Можнотакже различать правонарушения, посягающие на:
духовныеили материальные блага
общественныеили личные интересы
Каждаяклассификация в известной степени условна, поскольку между различнымиправонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершениеправонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушениядругим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции несколькихотраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечет гражданско — правовую обязанность по возмещению материального ущерба, административную(отрешение от должности) и уголовную ответственность.
1. 1. Классификация преступлений
УКРФ классифицирует преступления, взяв за основу такое понятие, как степеньтяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей. В соответствииэтим статья 15 УК РФ различает четыре категории преступлений:
Преступлениянебольшой тяжести;
преступлениясредней тяжести;
Тяжкиепреступления;
особотяжкие преступления.
Преступленияминебольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершениекоторых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышаетдвух лет лишения свободы.
Преступлениямисредней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершениекоторых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышаетпяти лет лишения свободы.
Преступлениямисредней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершениекоторых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышаетдесяти лет лишения свободы.
Особотяжкими признаются умышленные деяния за совершение которых уголовным закономпредусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет илиболее строгое наказание.
Преступление- это одно из видов правонарушений. Отличие преступления от других видовправонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности.Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить отдругих правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков.Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объектпосягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения(повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий),степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя(состояние психики субъекта).
1. 2. Административные проступки
Административнымправонарушением (проступком) признается посягающее на государственный илиобщественный порядок, собственность всех видов, права и свободы, наустановленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное илинеосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательствомпредусмотрена административная ответственность.
Основнымикритериям наличия административного проступка, как и любого правонарушенияявляются противоправность и виновное поведение.
Противоправностьадминистративного проступка выражается в нарушении общеобязательных правил,которые государство устанавливает с целью соблюдения режима законности, защитыправ и свобод граждан, общественных и государственных интересов.
Административныйпроступок является виновным поведением, умышленным или неосторожным. Отсутствиевины исключает административную ответственность. Принцип вины ясно изложен встатье 1. 6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административноеправонарушение может выражаться как в действии (мелкое хулиганство, незаконнаяпорубка и повреждение деревьев) так и в бездействии (уклонение о подачидекларации о доходах).
Проступокне может быть одновременно уголовным преступлением, но если социально опасноедеяние затрагивает различные стороны правопорядка, оно может бытьквалифицированно и как административный проступок, и как гражданскоеправонарушение. Следствием этого может быть и одновременное наступление двухвидов ответственности. Например, нарушение правил уличного движения водителем,причиняющее имущественный вред, совмещает в себе административное и гражданскоеправонарушение.
2. Разграничение преступлений и проступков
Проанализируемправовые критерии разграничения преступлений и административных проступков.Основным из них является различная степень общественной опасности этих деяний.
Изсопоставительного анализа УК видно, что и преступления, и административныеправонарушении посягают на одинаковые по своему характеру объекты, и именно вэтом прежде всего состоит их общественная опасность — материальный признак,определяющий их социальную сущность. Задачи уголовного и административногозаконодательств состоят в охране от посягательств одних и тех же объектов.Видимо, принципиальное различие между преступлением и административнымправонарушением заключается в различной степени их общественной опасности. Этастепень определяется интенсивностью посягательства, реально наступившими илипотенциальными общественно опасными последствиями. Преступления — болееобщественно опасные деяния, чем административные проступки. Единая сущностьпреступлений и административных правонарушений подтверждается еще и следующимобстоятельством. Не является преступлением действие или бездействие, хотяформально и содержащее признаки какого-либо деяния. предусмотренного уголовнымзаконом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.При малозначительности совершенного административного правонарушения орган(должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя отадминистративной ответственности и ограничиться устным замечанием. Очевидно,что правонарушение может быть признано малозначительным, если оно вовсе лишенообщественной опасности или если его общественная опасность ничтожно мала.
Нельзясогласиться с мнением, что с закреплением понятия административногоправонарушения (проступка) снят дискутировавшийся ранее вопрос о разграничениипроступка и преступления по степени их опасности, что только преступлениепредставляет общественную опасность, а проступок этим качеством не обладает.Реально оценивая социальный вред административных проступков, мы неизбежнобудем приходить к выводу о том, что они общественно опасны.
Нельзятакже согласиться с мнением, что общественная опасность преступления "-это опасность для всего общества в целом, административные же проступкихарактеризуются лишь общественной вредностью, а общественно опасными ониявляются только в своей совокупности. На наш взгляд, и преступления, иадминистративные проступки в своём реальном выражении посягают не на всюсовокупность общественных отношений, не на весь правопорядок, но только на теили иные стороны этих отношений. Общественную же вредность следует понимать какобщественно опасные последствия совершенного деяния (реальный или потенциальныйвред). Она — только составной элемент или показатель общественной опасности.
Разграничитьадминистративные проступки и преступления можно и должно лишь по степени ихобщественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речьидет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решатьсяв точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованногоустановления уголовной ответственности за административные правонарушения,совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучисовершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административныйпроступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественнаяопределенность и степень его общественной опасности не выходят за границыпроступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигаетуровня преступления, то он должен признаваться таковым и влечь за собойуголовную ответственность.
Возникаетвопрос: увеличивает ли повторное совершение административного проступка, в томчисле после наложения административного взыскания, общественную опасностьдеяния и личности нарушителя настолько, чтобы повлечь за собой изменениеюридической природы самого проступка и служить основанием для признания егопреступлением и, следовательно, для применения к виновному уголовногонаказания? На этот вопрос следует ответить отрицательно. В течение года совершениеоднородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административномувзысканию, и, более того, совершенно правонарушения лицом, ранее совершившимпреступление вполне обоснованно отнесены лишь к обстоятельствам, отягчающимответственность за административное правонарушений. Этому положениюобщесоюзного административного закона не соответствуют нормы республиканскихУК, в которых предусмотрена уголовная ответственность за административныепроступки, совершенные повторно после наложения административного взыскания.Подобной коллизии норм быть не должно. Повторное совершение административногопроступка, даже если за предыдущий проступок лицо подвергалосьадминистративному взысканию, не может служить основанием для признания егопреступным. Преступление не есть сумма проступков. Следует согласиться смнением о том, что наличие административного взыскания за предшествующийпроступок относится только к личности нарушителя, не повышает степениобщественной опасности деяния и, стало быть, не может служить основанием дляпревращения последующего проступка в преступление: сколько бы раз лицо нисовершало административного правонарушения, каждое из них — всего лишьпроступок, и по направлению умысла оно не может составлять единого целого ипереходить в другое качество.
Крометого, согласно общему принципу права лицо, подвергнутое в установленном закономпорядке наказанию, не может быть вновь наказано за то же деяние. Собщепризнанным правовым положением о том, что уголовной ответственности инаказанию подлежит лишь лицо, совершившее преступление, не согласуются нормы садминистративной преюдицией.
Обратимвнимание и на следующие моменты. Административное взыскание может быть наложеноне позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения; если лицо, подвергнутоеадминистративному взысканию, в течение года со дня окончания исполнениявзыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицосчитается не подвергавшимся административному взысканию. Этими же положенияминеобходимо руководствоваться и при применении существующих уголовно-правовыхнорм с административной преюдицией, хотя такой подход и не согласуется спостановлениями уголовного закона о давности привлечения к уголовнойответственности, освобождении от уголовной ответственности и наказания,погашении и снятии судимости и др.
Еслив будущем уголовном законодательстве вопрос об исключении уголовнойответственности за повторное совершение административных правонарушений будетрешен положительно, то потребуется внести существенные коррективы и вадминистративное законодательство. В этом случае необходимо будет предусмотретьболее строгие меры административного взыскания за правонарушения, совершенныеповторно после применения таковых или при наличии других квалифицирующихобстоятельств.
Еслиже обнаружится, что предусмотренные в действующем административномзаконодательстве санкции недостаточны для пресечения отдельных правонарушений,представляющих повышенную общественную опасность, может быть поставлен вопрос орасширении пределов действующие санкций и установлении новых более строгихвидов административных взысканий, например увольнения от должности, лишенияправа занимать определенные должности или заниматься определенной работой и др.(скажем, в отношении лиц, неоднократно нарушавших правила торговли спиртныминапитками, виновных в незаконном отпуске бензина и т. п. ).
Вместес тем в уголовном законе должны быть установлены новые, более чёткие критерииотграничения преступлений от сходных административных проступков, т. е. должныбыть учтены такие обстоятельства, которые, значительно повышая степеньобщественной опасности правонарушения, действительно превращают его впреступление (например, изготовление самогона без цели сбыта в крупныхразмерах, самовольное использование транспортных средств в корыстных целях,если оно причинило существенный или значительный ущерб или сопряжено сизвлечением наживы в крупном размере и т. д. ). С этой точки зрения правильно,как нам представляется, разграничивается административное правонарушение и преступлениев виде нарушения правил пожарной безопасности. Нарушение или невыполнениеправил пожарной безопасности считается административным проступком, а нарушениеправил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара,причинение вреда здоровью людей или крупный ущерб,- преступлением.
Понашему мнению, в случае декриминализации рассматриваемых и некоторых другихдеяний, предусмотренных в действующем уголовном законе, перевода их в разрядадминистративных правонарушений, установления более четких критериевразграничения проступков и преступлений новое уголовное законодательство станетболее стабильным, менее подверженным всякого рода изменениям, зачастуюобусловленным неблагоприятной социальной конъюнктурой, периодическими вспышкамитех или иных правонарушений. Отпадет также необходимость выделять в числопреступных деяний уголовные проступки. Предлагаемые меры повысятпредупредительную и воспитательную роль и административного, и уголовногозаконодательства, чтo будет способствовать и усилению эффективности борьбы справонарушениями.
Взаконе о судоустройстве установлено, что на районный (городские) народные суды(народных судей), судей по административному и исполнительному производству приэтих судах возлагается рассмотрение дел об административных правонарушениях,отнесенных в их ведение законодательством России. Представляется, что указанныесуды и судьи могли бы рассматривать и дела о деяниях, которые предлагаетсяперевести из разряда преступных в разряд административных правонарушений.Судебное рассмотрение таких дел явилось бы важной гарантией законности иобоснованности применения административных взысканий.
Влитературе везде поставлен вопрос о правомерности признания уголовнонаказуемыми повторных административных правонарушений и об основаниях ихдекриминализации. Но проблема в целом еще остается неисследованной. В настоящейработе также рассматриваются лишь ее отдельные стороны.
Всоветском уголовном законодательстве была установлена и неуклонно расширяласьуголовная ответственность за упомянутые деяния. Эта тенденция сохранилась ипосле принятия в 1980 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республикоб административных правонарушениях, а затем и кодексов союзных республик обадминистративных правонарушениях, хотя законодательство позволяло принципиальнопо-иному подойти к решению вопроса о соотношении проступков и преступлений,административных и уголовно-правовых запретов. Встает вопрос: имеются лидостаточно объективные основания для такого решения?
Представляетсяочевидным, что в период господства административно-командной системыгипертрофировались роль и значение уголовной репрессии в борьбе с преступностьюи другими антиобщественными явлениями, игнорировались ленинские указания одоминирующей роли убеждения, необходимости сочетания убеждения и принуждения.Стереотипы сложившейся на этой основе деформированной уголовно-правовойполитики и соответствующего ей уголовно-правового мышления неизбежно находили взастойные времена отражение в уголовном законодательстве. Справедливоетребование решительной и бескомпромиссной борьбы с преступными проявлениями иправонарушениями, приобретавшими распространенный характер, зачастуювоспринималось односторонне, лишь как требование расширения сферы уголовнойрепрессии. Путь к достижению цели казался довольно простым, быстрым и вместе стем эффективным: если лицо повторно совершает правонарушения, не подчиняетсяадминистративному запрету, то его необходимо подвергнуть более строгой мерегосударственного принуждения — уголовному показанию, применение которого должнопривести к желаемому результату. При практическом осуществлении запретоввозникало и углублялось противоречие между поставленной целью и правовымисредствами ее достижения, ограниченными возможностями уголовном репрессии, котораяиграет хотя и важную, но все же вспомогательную роль в решении сложной задачипреодоления преступности.
Былобы неправильно считать, что криминализация антиобщественных проступков всегданеобходима в целях усиления эффективности борьбы с ними, а декриминализациянеизбежно будет вести к её ослаблению.
3. Различие административногоправонарушения и преступления
Законодательствомпредусмотрено наличие нескольких видов правонарушений. Это преступления,административные и дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты. Взависимости от этого установлены и различные виды юридической ответственности.Наиболее суровой является уголовная. Она наступает за совершение преступлений — деяний, которые представляют общественную опасность. Однако большинство правовыхпредписаний и запретов не столь серьезны, чтобы за них привлекать человека куголовной ответственности. С учетом этого введена, и частности,административная ответственность. Она не так сурова, как уголовная, применяетсяобычно органами государственного управления или единолично судьей и не влечетсудимости.
Вомногих случаях юридическая квалификация правонарушения -преступление это илиадминистративный проступок — не вызывает трудностей. Убийство, разбой, изменаРодине — всегда относятся к числу преступлений. А безбилетный проезд вобщественном транспорте, небрежное хранение паспорта и потеря его, безсомнения, относятся к разряду административных проступков. Но есть деяния,которые в зависимости от ряда обстоятельств могут рассматриваться либо какадминистративный проступок, либо как преступление. Так, если управлениеавтомобилем в нетрезвом состоянии не привело к аварии — то это проступок, аесли такие действия имели тяжкие последствия — это деяние рассматривается ужекак преступление. Значит, есть административные правонарушения, которые“близко” стоят к преступлениям. В подобных случаях законодатель проводитопределенные разграничительные линии между ними. Иначе нельзя юридическиправильно оценивать близкие, но не тождественные противоправные деяния. Вот отаких “смежных” правонарушениях и пойдет речь.
Чтообщего между административными правонарушениями и преступлениями и что ихразделяет?
Преступлением,признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние(действие или бездействие), посягающее на общественный строй, его политическуюи экономическую системы, социалистическую собственность, личность,политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равноиное, посягающее на правопорядок общественно опасное деяние. Таковым признаетсяпосягающее на государственный или общественный порядок, социалистическуюсобственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управленияпротивоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие, за которое законодательствомпредусмотрена административная ответственность. Из сопоставления этих двухстатей видно, что преступления и административные правонарушения имеют общиечерты (признаки) и существенные различия.
Преступленияи проступки — противоправные деяния (действия или бездействия). В этом тоже ихсходство. В большинстве случаев проступком является уже само нарушение правовойнормы, но иногда им признается невыполнение предписания органа, должностноголица об устранении нарушенных правил. Как уже отмечалось, проступок можетвыражаться в действии или бездействии. В первом случае лицо делает то, чтозапрещено законом (например, совершает мелкое хищение). Пример противоправногобездействия — невыполнение родителями и лицами, их заменяющими, обязанности повоспитанию и обучению несовершеннолетних детей.
Преступлениетоже может быть совершено путем действия или бездействия. Убийство являетсядействием. Примером противоправного бездействия может служить неоказание помощибольному.
Субъектом(т. е. тем, кто совершает) и проступка, и преступления является физическое,вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Не подлежит уголовнойответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяниянаходилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчета в своихдействиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни,временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненногосостояния. Не подлежит ответственности, как известно, и лицо, совершившее преступлениев состоянии вменяемости, но до вынесения обвинительного приговора заболевшееболезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях. Аналогичнымобразом решается вопрос и применительно к проступкам. Важно отметить, чемотличается первый случай от второго: в первом нет самого преступления илипроступка, а во втором он был, однако лицо, его совершившее, не подлежитответственности, так как нет смысла наказывать человека, находящегося вболезненном душевном состоянии.
Пообщему правилу субъектом проступка и преступления может быть лицо, достигшее16-летнего возраста. Однако законодательство допускает привлечение к уголовнойответственности лиц, совершивших деяния, предусмотренные некоторыми статьямиУК, уже с 14 лет за особо тяжкие преступления: умышленное убийство, нанесениетелесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, разбойное нападение идр.
Ипроступки, и преступления причиняют вред. Правда, не все проступки сопряжены среальными вредными последствиями и содержат лишь возможность их наступления.Взять, например, нарушения противопожарных правил. Лица, виновные в этом,подвергаются административной ответственности даже тогда, когда пожара или иныхреальных вредных последствий не было. Но все же вред налицо — нарушается установленныйв обществе правопорядок, тормозится нормальное осуществление функцийгосударства.
Ив уголовном законодательстве существуют нормы о составах преступлений, которыене содержат указаний на наступление реальных вредных последствии, но их оченьмало. Для административного права — это типичная картина.
Долгоевремя административная ответственность наступала за нарушение общеобязательныхправил (торговли, санитарных, противопожарных, валютных и т. д. ). Теперь еедиапазон шире. Например, применяется за действия, связанные с неуважением ксуду. Неуважение к суду, говорится в ней, выразившееся в злостном уклонении отявки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика либо в неподчиненииуказанных лиц и иных граждан распоряжению председательствующего или в нарушениипорядка во время судебного заседания, а равно совершение кем бы то ни былодействий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду и установленным в судеправилам, влекут наложение штрафа в размере до 100 руб. или административныйарест на срок до 15 суток. Штраф может быть наложен за воспрепятствование явкев суд народного заседателя, непринятие мер по частному определению(постановлению) суда или представлению судьи.
Характернотакже увеличение “потолка” штрафных санкций за административные проступки.Например, в 1977 г. в РСФСР была установлена административная ответственностьза мелкое хищение государственного или общественного имущества; за такиедействия виновные могли быть подвергнуты тогда штрафу в размере до 50 руб. В1982 г. штраф за мелкое хищение был увеличен до 100 руб., а в 1986 г. — до 200руб. Введены повышенные размеры штрафа за повторные незаконные операции синостранной валютой и платежными документами — до 200 руб., занятиепроституцией—до 200 руб. ,. за азартные игры — до 300 руб., организациюазартных игр — до 500 руб., нарушение порядка организации и проведениясобраний, митингов, уличных шествий и демонстраций —до 1000руб.
Уголовноезаконодательство тоже предусматривает штраф в качестве одной из мер наказания.И здесь прослеживается тенденция увеличения размеров штрафа.
Итак,административные проступки и преступления имеют ряд общих черт и “пограничных”зон. А что их разделяет?
Преждевсего, если говорить обобщенно, такой признак преступлений, как общественнаяопасность.
Преступлениянаиболее вредны для общества, и степень их вредности столь велика, что у нихформируется новое качество — общественная опасность: эти деяния либо подрываютосновы общественного и государственного строя, либо причиняют весьмасущественный вред наиболее важным общественным отношениям. Именно данноекачество и обусловило тот факт, что подобные деяния объявляются преступлениями.Проступки, как это говорилось выше, не являются общественно опасными.
Чтобыверно решить вопрос о том, является ли данное правонарушение преступлением илипроступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормыуголовного и административного законодательства. Кроме этой общей нормы, надоучитывать и те указанные законодательством конкретные критерии, с помощьюкоторых можно отличить “смежные”, проступки и преступления.
Однимиз таких критериев является наличие или отсутствие тяжких последствий. Так,если нарушение Правил дорожного движения повлекло гибель людей или иные тяжкиепоследствия, то такое нарушение рассматривается как преступление, когда жетаких последствий нет — то как административный проступок.
Иногдадля квалификации нарушения обязательных правил в качестве преступлениядостаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкиепоследствия. Так, нарушения правил хранения, пользования, учета или перевозкивзрывчатых и радиоактивных веществ, а также пересылка их по почте или багажом,если эти действия могли повлечь тяжкие последствия, рассматриваются какпреступления. Если же последствия реально наступили, то уголовнаяответственность усиливается.
Правонарушениянередко разграничиваются и по признаку повторности деяния или ранее имеющемуместо факту применения административной ответственности или даже меробщественного воздействия за аналогичные деяния.
Наповторность деяния как один из критериев разграничения административногопроступка и смежного с ним преступления указано, например, в УК РФ, котораяпредусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом,находящимся в состоянии опьянения, осуществленную повторно в течение года.
Вдругих случаях для привлечения к уголовной ответственности необходимосовершение тождественного правонарушения, а при том условии, когда применениеза первое нарушение мер административного воздействия. Так, жестокое обращениес животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных,совершенное лицом, к которому в течение года была применена мераадминистративного взыскания за такие же действия, влечет уголовнуюответственность и наказывается исправительными работами на срок до 6 мес. илиштрафом до 40 минимальных размеров заработной платы.
Приразграничении близко стоящих административного проступка и преступленияучитывается иногда и применение за первое нарушение мер общественноговоздействия. Так, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушениеработниками магазинов и предприятий общественного питания правил торговливодкой и другими спиртными напитками, совершенную течении в течение года послеприменения мер административного или общественного воздействия.
Многиеученые-юристы считают, что повторное совершение административногоправонарушения, даже если за предыдущее данное лицо подвергалосьадминистративному взысканию, не должно служить основанием для признания егопреступным. Факт применения административного взыскания за предшествующийпроступок, говорят они, относится только к личности нарушителя и не повышаетстепени общественной опасности второго деяния, а потому и не должен служить основаниемдля квалификации его как преступления. Ведь сколько бы раз одно и то же лицо несовершало административные правонарушения, каждое из них — всего лишь проступоки не может переходить в другое качество. Преступление — это категория, накоторую свойства личности правонарушителя влияния не оказывают. Поэтому вполнеобоснованно, на наш взгляд, они ставят вопрос об исключении из уголовногокодекса тех деяний, уголовная ответственность за которые связана садминистративной преюдицией (повторностью), и о переводе их в разрядадминистративных правонарушений. Но это пока лишь теоретическая позиция.
Действующимзаконодательством большое значение иногда придается форме вины — совершенноеумышленно деяние рассматривается как преступление, а объективно такое же, нопроисшедшее по неосторожности, — как административное. Так, УК РФ признаетпреступлением только умышленную потраву посевов и повреждение полезащитных ииных насаждений, причем причинивших значительный ущерб, а те же действия,совершенные по неосторожности, считаются проступком. За нарушениязаконодательства о труде установлена административная ответственность в видештрафа до 10 минимальных размеров заработной платы; умышленное же нарушениедолжностным лицом законодательства о труде влечет, уголовную ответственность — исправительные работы до 1 года или увольнение от должности. По нашему мнению,следовало бы шире применять в законодательстве такой критерий, как форма вины,при отграничении административного проступка от смежного с ним преступления.Лица, совершившие по неосторожности даже серьезные по последствиямправонарушения, обычно не нуждаются в перевоспитании, и вряд ли справедливоподходить к ним с такой же строгостью, как к тем, кто совершил правонарушениеумышленно.
Приразграничении административных проступков и преступлений иногда выделяется“злостное нарушение” тех или иных правил. Под злостностью в уголовном правепонимается обычно совершение нарушения после применения к данному лицу мерадминистративного воздействия. Несколько иначе решается этот вопрос вадминистративном законодательстве. Например, злостное неповиновение законномураспоряжению или требованию работника милиции или народного дружинникапонимается как продолжение противоправного поведения его или неподчинение,выраженное в дерзкой форме, свидетельствующей о явном неуважении к органам,охраняющим общественный порядок. Если же неповиновение сопряжено с насилием исопротивлением, то это уже преступление, предусмотренное УК РФ.
Приразграничении некоторых административных проступков и преступлении учитываютсяместо, время, обстановка совершения правонарушения. Так, нецензурная брань вовремя торжественных встреч, собраний и митингов квалифицируется как не мелкое,а уголовно наказуемое хулиганство.
Важныммоментом иногда является способ совершения правонарушения. Например, мелкоехищение, как сказано в законе, считается административным проступком, еслисовершено путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребления служебнымположением, но не путем применении каких-либо насильственных приемов. Есливоспрепятствование свободному осуществлению гражданином или группой гражданправа участвовать в референдуме вести агитацию сопряжено с применением насилия,обмана, угрозы или подкупа, то такие действия рассматриваются как преступление,влекущее наказание лишением свободы на срок до 5 лет или исправительнымиработами до 2 лет. Такие же действия но совершенные другими способами,квалифицируются как административные правонарушения и влекут наложение штрафана граждан в размере от 3 до 6 минимальных размеров заработной платы.
Мотиви цель — тоже один из признаков, определяющих водораздел между проступком ипреступлением. Если изготовление самогона производилось, например, с цельюсбыта, то это преступление, а если такая цель отсутствует, то административныйпроступок.
Такимобразом, правильная квалификация “смежных” деяний возможна лишь на основетщательного анализа соответствующих норм уголовного и административного права вих взаимосвязи. Причем нужно иметь в виду, что разграничительные линии междудвумя видами правонарушений определяются государством с учетом конкретныхисторических и социально-экономических условий. Поэтому одно и то жеправонарушение может в разной обстановке (например, во время войны, стихийногобедствия или в обычное время) рассматриваться то как преступление, то какпроступок. Практика законодательной деятельности знает немало примеровизменения юридической квалификации одного и того же противоправного действияили бездействия путем перевода из числа уголовных преступлений в разрядадминистративных проступков.
В70-е годы тенденция сужения сферы уголовной и расширения административнойответственности получила и другой способ реализации. Указ Президиума ВерховногоСовета СССР от 8 февраля 1977 г. «0 внесении изменений и дополнений вуголовное законодательство Союза ССР» допустил освобождение от уголовной спривлечением к административной ответственности лиц, которые совершилипреступления, не представляющие большой общественной опасности, если будетпризнано, что исправление и перевоспитание правонарушителя возможны и безприменения к нему уголовного наказания. Однако такое право суда было ограниченоУК РФ, где сказано, что освобождение от уголовной ответственности спривлечением к административной допускается лишь по делам о преступлениях, закоторые законом предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок несвыше 1 года либо более мягкое наказание. В подобных случаях административноевзыскание стали налагаться за совершение преступления, а прекращение уголовногодела производиться с перспективной замены мер уголовного наказания мерамиадминистративного характера. Позднее в законодательство было введено понятие“деяние, содержащее признаки преступления”. Следовательно, это неадминистративные проступки, а что-то среднее между преступлением иадминистративным проступком.
Вюридической литературе в последние годы некоторые ученые-юристы предлагаютнаряду с преступлениями и административными проступками четко выделить в законетретий вид противоправных деяний — уголовных проступков. Слово “уголовный”означало бы, что речь идет всё же о преступном деянии, а слово “проступок”свидетельствовало о том, что эти деяния близки к аморальным поступкам и кдисциплинарным, и административным проступкам. Малозначительные преступления,утверждают они и сейчас, «носят как бы полупреступный характер» и«санкции для них тоже смешанные — наполовину наказания, наполовину — мерыобщественного воздействия».
Вперспективе уголовная ответственность будет нее чаще выступать крайней меройборьбы лишь с наиболее опасными противоправными деяниями. Сфера жеадминистративной ответственности я думаю расширится.
Заключение
Разграничитьадминистративные проступки и преступления можно и должно лишь по степени ихобщественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речьидет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решатьсяв точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежатьнеобоснованного установления уголовной ответственности за административныеправонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах.Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах,административный проступок не может квалифицироваться как преступление, еслиего качественная определенность и степень его общественной опасности не выходятза границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается идостигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь засобой уголовную ответственность.
Проблемавыражения в законе пределов уголовной и административной ответственностимногопланова. Она тесно связана с вопросами криминализации и декриминализациидеяний, разграничения уголовной и административной ответственности, определенияразмера наказания и административного взыскания за конкретные правонарушения,отграничения уголовной и административной ответственности от мер общественноговоздействия и др. В последние годы при разработке этой проблемы в юридическойлитературе наибольшее внимание уделялось социальной обусловленности правовыхнорм. Правовые же аспекты оставались как бы в тени. Полагаю, что это явилосьодной из причин наличия в законодательстве ошибок, связанных с определениемграниц уголовной и административной ответственности.
Внастоящее время ошибки подобного рода носят единичный характер, но их числоможет увеличиться. Для того чтобы этого не произошло, необходимо в процессеподготовки нормативного акта, регулирующего уголовную или административнуюответственность, определять состав правонарушения и размер санкции такимобразом, чтобы они соответствовали положениям смежных правовых норм.
Список литературы
ЛуневА. Е., Административные правонарушения. — М.: Госюриздат, 1971.
НикифоровБ. Е., Объекты преступления. — М.: Госюриздат, 1960.
ШаргородскийМ. Д… Некоторые вопросы причинной связи в теории советского права //Советское государство и право. -1956. -№7.
Раздвоениевины — свидетельство отстаивания науки уголовного права, от требованийтехнического прогресса // Государство и право — 1998. -№ 12
МедведевА. М. Разграничение преступлений и административных проступков // Государство иправо. -1997. -№6
ЛукьяновВ. В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различия?// Государство и право. -1999. -№3
ФилимоновВ. Д. О выражении в законе оснований и пределов уголовной и административнойответственности // Государство и право. -1996. -№12
ШишовО. Ф. Преступление и административный проступок. — М., 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат About My Family
Реферат Композиционное построение культурно-досуговых программ
Реферат Композиция картины Сурикова „Меншиков в Березове"
Реферат Апология церкви москва 2006 По благословению Преосвященнейшего Диомида, епископа Анадырского и Чукотского
Реферат Конфликт в сценариях театрализованных представлений
Реферат Аналіз стану електронної торгівлі в агропромисловому комплексі України
Реферат Анализ воспитательной работы за 2009 2010 учебный год
Реферат Костюм мещанства и купечества 18 веке
Реферат Концепція "епічного театру" Бертольда Брехта
Реферат Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина
Реферат Концепция культуры Э.Б. Тейлора
Реферат Контркультура 70-е-80-е годов
Реферат Концепция игровой культуры
Реферат Критичний аналіз статті В. Гуденафа «Malayo-Polynesian Social Organisation»
Реферат Обґрунтування й вибір функціональної схеми пристрою