Марийский Государственный Университет
Юридический факультет
Курсовая работа
по теории государства и права
на тему: Проблемы сочетания представительного ипрямого правления
Дата защиты Выполнил: студент 13 гр.
Заочного отделения
Оценка Садыков Марат
Проверил:
Ломоносов
Йошкар √ Ола
2002
План
Введение 3
1. Народовластие и основные формы его осуществления в РФ
Единство представительного ипрямого правления 5
2. Прямое правление, преимущества, недостатки и значение в современныйпериод 8
2.1 Референдум как важнейший институт прямого правления.
Его история иклассификация 11
2.2 Выборы и их значение в аспекте прямого и представительногоправления 14
3. Понятие представительного правления, истоки, сущность,
значение 17
3.1. Недостатки представительного правления 22
3.2. О роли парламента (как представительного органа) в
представительном правлении 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение
В данной курсовой работе рассматриваются проблемы сочетания представительного ипрямого правления. Описываются институты непосредственного волеизъявленияграждан (прямого правления), а также институты опосредованного волеизъявления(представительное правление). Я попытаюсь выделить как достоинства, так инедостатки и представительного и прямого правления.
Современный этап развития нашего общества характеризует-ся крупнейшимипреобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активныйпроцесс формирования России как правового демократического суверенногогосударства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и между-народногоправа.
В последнее десятилетие процесс формирования государст-венных ипредставительных органов в России, порядок организа-ции и проведения выборов,привлекают внимание юристов, поли-тиков, политологов, социологов,представителей иных гуманитар-ных профессий.
Конституция РФ гласит: ⌠Граждане Российской Федерации имеют правоизбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РоссийскойФедерации имеют право участвовать в управлении делами государства какнепосредственно, так и через своих представителей.│
В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблемаобеспечения подлинной свободы волеизъявления из-бирателей при проведениивыборов Государственной Думы, Фе-дерального Собрания Российской Федерации иПрезидента Рос-сии. Так, что проблема обеспечения подлинной свободыволеизъявления из-бирателей является не второстепенной.
По сему актуальность данной темы не вызывает сомнения. Актуальностьобусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, парламенту, кпроблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая, ибо вКонституции РФ указано, что источник власти народ России и никто иной).
В соответствии с нормами международного права ст. 3 Кон-ституции Россииустанавливает, что референдум и выборы яв-ляются высшим непосредственнымвыражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам РоссийскойФедерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти иорганы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Актуальность представительного правления в том, что многие государствасейчас это уже не Перикловы Афины, естественно, что мнение народа должно бытькак √ то представлено, это представительство просто необходимо.
Актуальность прямого правления обусловлена большим количеством небольшихпоселений(вообще существованием местного самоуправления), где представительствобыло бы ни к чему, а по средствам прямого правления люди выражают свою волюнепосредственно. Это позволяет народу возможность реально участвовать вполитической(и не только) жизни, не боясь, что воля будет искажена.
Политическая теория и практика разных стран знает широкий набор самыхразличных форм представительной и непосредственной демократии. Одним из них внаучной литературе и публицистике уделяется значительное внимание. Вообщеинституты прямого и представительного правления достаточно полно освещены иизучены. Их изучением занимались Монтескье, Токвиль, Руссо, Чичерин,Дж.Ст. Милль и другие.
1. Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единствопредставительной и прямой демократии
В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета иединственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Этоозначает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначеговоря, демократическим государством
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителемявляется народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей властиявляется выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, чтонарод, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно инезависимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно всвоих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одногосубъекта — народ.
Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободноеосуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей икоренными интересами.
В условиях народовластия осуществление власти конституируется,легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, таккак она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвоватьв которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как формагосударства и способ правления превращается таким образом в организационныйпринцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любыхгосударственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются влегитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народекак исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым впонимании демократии.
Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органыгосударственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ).
В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии(представительная и непосредственная демократия).
Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы илисредства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.
В зависимости от того, каким путем √ прямым или косвенным √выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидностиформ демократии. Это √ формы представительной демократии (выборные органыгосударственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощьюкоторых народ осуществляет власть через своих представителей, и формынепосредственной демократии(референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы ипр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизнинародом решаются непосредственно1.
Представительная демократия — осуществления народом власти через выборныхполномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех, когоони предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или инойтерритории.
Выборное представительство — важнейшее средство обеспечения подлинногонародовластия. Его образую избираемые народом государственные органы и органыместного самоуправления.
Непосредственная демократия — это форма непосредственного волеизъявлениянарода или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в формереферендума и выборов. Далее эти формы будут рассмотрены подробнее.
2. Прямое правление, преимущества, недостатки и значение в современный период
Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государствеволя народа и государственной власти должны быть тождественны, что самнарод должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политическихрешений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести кминимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.
По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правлениепредставляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей посравнению с представительными институтами для выражения интересов и волинарода. Её преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правлениеобеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчужденияграждан, что повышает стабильность политической системы и эффективностьуправления; расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциалполитических решений, повышает вероятность их оптимизации; развиваетобщественную активность населения, способствует свободной самореализации исамоутверждению личности, её развитию в целом; обеспечивает эффективныйконтроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращаетзлоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизациичиновничества.
Справедливости ради надо отметить, что у прямого правления есть нетолько сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабыхместах. Это низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточнойкомпетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решенияпринимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих заэто ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма илипопулистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическимвлияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счётравенства, сложности и дорогостоящности при практическом осуществлении;невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию вуправлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная массанаселения не желает добровольно заниматься политикой.2
Граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовностьнепосредственно участвовать в решении политических, социальных иэкономических проблем, нежели ⌠передоверять│ и отдавать их на ⌠откуп│представительным органам.3
На федеральном уровне предпочтение отдаётся представительным органам, а наместном уровне непосредственной демократии.
Традиционно прямая демократия рассматривалась политической мыслью как уделпримитивных народов или небольших территориальных единиц.
Обзор исторических типов самоуправления как одной из форм прямой демократиипозволяет установить некоторые их закономерности:
1. В доклассовых обществах непосредственное осуществление функции управлениябыло естественной и почти универсальной формой организации управления, формойсамо регуляции жизни рода, общины.
2. В общностях любой величины самоуправление сочетало элементы как прямой,так и представительной демократии, с делегированием полномочий.
3. Прямая демократия была прогрессивным явлением до тех пор пока онаобеспечивала массовое участие в управлении.
В.А. Кряжков говорит о необходимости выработки новых, качественныххарактеристик институтов непосредственной демократии. Считает необходимымсвоеобразное вкрапление её форм в представительную систему: ⌠Использование всех форм непосредственной демократии, прошедших апробацию нетолько в нашей стране, но и в других странах. Максимальный учёт разнообразногоопыта обогащает политическую жизнь, способствует её прогрессу; широкоеприменение институтов непосредственной демократии на всех уровняхпредставительных органов власти, в работе депутатов, постоянных комиссий,президиумов┘ превращение институтов непосредственной демократии вповседневный, стабильный элемент практики государственного строительства│4
В этой и многих других работах идёт речь о сочетании непосредственного(прямого) и представительного правления.
2.1 Референдум как важнейший институт прямого правления. Егоистория и классификация
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новойформой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономическихи политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутреннихи межгосударственных проблем.
Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума1439 г., а его ⌠родиной│ Швейцарию. Швейцария стоит на первом местепо использованию референдумов на федеральном или ⌠общенациональном│уровне, по подсчётам швейцарских государствоведов и правоведов, начиная с 1843г. было проведено более 240 референдумов. За время существования институтареферендума в Европе на национальном уровне проведено более100 народных голосований. В России институт референдума существовал в формесельских сходов, собраний и т. д.
После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции рядаевропейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчокпроцессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически вовсех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использованияданного института особенно в 60-80 г.г. В настоящее время референдум предусмотренКонституциями более 20 государств. еще в 13 он проводился, не будучизакрепленным в Основном Законе этих стран. В нашей стране впервые народноеголосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года.
Референдумы неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии,Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. Институт референдума нашёлсвоё законодательное закрепление в конце XIX √ начале XX в. и вконституционных актах ряда штатов США.
В мировой политической и государственно-правовой теории и практикереферендум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется совсенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение тогоили иного государственного решения путем народного голосования, придающегоему окончательный и обязательный характер. Во многих монографиях и словарях,напротив, подчёркивается различие между референдумом и плебисцитом. Так какплебисцит(лат. √ plebiscitium, от plebs √ народ и scitium √решение, постановление) √ как опрос населения с целью установления судьбыопределённой территории, как метод решения территориальных споров вмеждународной практике, когда населению предоставляется возможность путёмпрямого голосования определять, какому государству или государствам должна принадлежатьтерритория, на которой оно проживает.5
Что же касается различия между референдумом и всеобщими выборами, то, во √первых, в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, а в ходе референдумаизбиратель отвечает ⌠да│ или ⌠нет│ на поставленный вопрос,и, во √ вторых, выборы непосредственно связаны с представительнойдемократией, а референдум представляет собой институт прямой демократии.
Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяютреферендумы:
1. Конституционный (голосование по новой Конституцииили поправкам к ней)
2. Обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке)
3. Дозаконодательный или консультативный. ╚┘Мнение, высказанное наконсультативном референдуме, т.е. до утверждения законопроекта не являетсяобязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь какорудие политического воздействия на них│2)
4. Послезаконодательный (ратифицирующий). ╚┘Послератифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нетсогласия представительных органов│1.
5. Обязательный (при наступлении точно установленных законом условий).
6. Факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права).
Также оговорен и территориальный принцип. В современном государстве референдумпроводится и на общенациональном, и на региональном, и на местномуровнях.
Референдум как непосредственное волеизъявление народа имеет преимуществоперед представительной демократией, при соблюдении определенных условий:
— выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю;
— до референдума должны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемыепоследствия принимаемого решения.
При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен сложныйзаконопроект, вплоть до проекта Конституции.
2.2 Выборы и их значение в аспекте прямого и представительногоправления
Выборы есть акт вручения народом (в лице избирательного корпуса) своимпредставителям: — Президенту, депутатам, другим выборным должностным лицам √права на осуществление своей власти.
Выборы, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитимизациисуществующей политической системы и политического режима. институт всеобщихвыборов является одним из важнейших элементов современной политической системы.Именно роль института выборов как инструмента легитимизации и стабилизациисуществующей системы и обусловило то, что в настоящее время в подавляющембольшинстве стран действует всеобщее избирательное право. Но для егоутверждения понадобилась длительная борьба демократических сил на протяженииболее чем двух веков. В Нидерландах, например, в 1800г. электорат включал всего12% взрослого населения, к 1890г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900г. — до63%. Здесь всеобщее право было введено для мужчин в 1917г., а для женщин — в1919г. Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые гражданеимеют право участвовать в выборах.
В США вплоть до окончания Гражданской войны цветные американцы, за исключениемнезначительных групп негров в новоанглийских штатах, не участвовали визбирательном процессе. В 1870г., т.е. через семь лет после обнародованияпрезидентской прокламации об освобождении рабов в 1863г. Была принята XVпоправка к конституции, предоставляющая право голоса неграм. Однако, послеотзыва федеральных войск с Юга в 1877г. негры практически были лишенывозможности участия в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов XX века негрыстали добиваться некоторых успехов в расширении их участия на выборах. Важноезначение имели законы 50-70-х годов, снявшие ограничения на участие негров визбирательном процессе. В 1971г. конгресс США одобрил XXVI поправку кконституции о снижении возрастного ценза на участие в голосовании с 21 до 18лет. Подобные законы в 60-70-х годах были приняты и в большинстве другихиндустриально развитых стран. Женщины получили право голоса в США в 1918г. (новпервые приняли участие в выборах 1920г.), во Франции — в 1944г., в Италии в1945г., в Греции — в 1956г., в Швейцарии — лишь в 1971г.
Перечень разного рода должностей и постов, замещаемых с помощью выборов,довольно велик. Выборы как механизм замещения широкого круга должностейохватывают все уровни государственности — от центрального до местного, отпрезидента или главы правительства страны до руководителей местного управления.Государственная власть научилась использовать всю мощь государственногомеханизма (государственной машины) для достижения собственных целей.
Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средствамассовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их кподдержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральнымисредствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Осквернениечести и достоинства возможных конкурентов; компраматы; использованиегосаппарата и государственных средств массовой информации сугубо водностороннем порядке для выражения своих интересов, это стало обычным делом.
Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам, что отнюдь неидет на пользу развития демократии и государственности. Этим нарушается правограждан на участие государственной жизни.
Первый элемент равного избирательного права ≈ наличие у каждогоизбирателя только одного голоса. Другой элемент равного избирательного права ≈участие в выборах на равных основаниях. Голосование на выборах является тайным.Участие гражданина в выборах яв-ляется добровольным. Никто не вправе оказыватьвоздействие на гражданина с целью принудить его к участию или не-участию ввыборах, а также на его свободное волеизъявле-ние. Право граждан участвовать вформировании властных институтов является общепризнанным элементом современногообщества и государства. Выборы √ единственный способ формированиядепутатского корпуса представительных органов местного самоуправления.
Надо отметить, что в ныне действующей избирательной системе практическиотсутствуют механизмы контроля депутатов в процессе их деятельности со стороныизбирателей. Нет механизма отчетов перед населением и практической возможностиотзыва депутатов не оправдавших ожидания избирателей. Таким образом, реальнаявозможность граждан влиять на формирование политики государства ограничена вомногом только периодом выборов.
Итак, выборы √ единственный способ формирования депутатского корпусапредставительных органов местного самоуправления, выборы выступаюткак часть представительного властвования жителей и его исходное начало. Посвоей сути выборы есть связь представительных институтов прямой демократии.
3. Понятие представительного правления, истоки, сущность, значение
⌠Представительное правление √инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько онтруден и капризен│ Клеменс Меттерних.
Истинная демократия существовала тогда, когда все собираться на одном местемогли и вопросы непосредственно решали. Сей порядок должен был измениться сувеличением государств, когда уже нельзя было всем гражданам собираться наодном месте. Демократия тогда была уничтожена. Великая мысльо представительном правлении возвратила гражданам право на участие вважных государственных делах.
Наиболее развитым и самостоятельным институтом демократии традиционнопризнается институт представительства ( чему посвящена обширная литература). Вто же время ни одна из политических форм демократии не несёт в себе столькопротиворечий содержания и формы, как представительная система.
Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, атакже другие законодательные органы в центре и на местах, а также выборныепредставители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересыразличных классов, социальных слоёв, политических группировок ипрофессиональных групп, составляющих гражданское общество.
В современном демократическом обществе формирование государственной политикина всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, вкоторых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловленовозросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических,социальных, политических и других проблем. Главным является ответственность навсех уровнях власти и государственного управления, в то время как принципсоучастия граждан отнёсся на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибобез признания народа источником и высшим контролёром власти демократизацияневозможна уже по своему определению (│народовластие│).
Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражаетсякак непосредственно на выборах, так и делегируется и представительным органамвласти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельноформируют волю народа, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность.Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля,доверия, ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полнойнезависимости в пределах закона.
Среди главных достоинств представительного правления √
свободный общественный строй и высокая эффективность в выполненииобщественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок,уберегает общество от стремлений широкого круга населения ко всеобщейуравниловке. Высокая эффективность представительного правления объясняетсярациональностью организации политической системы, чётким разделением труда,более высокой, по сравнению с прямым правлением компетентностью иответственностью лиц принимающих решения.
⌠Основные законы представительства могут иногда иметь очень малозначения, могут быть простым орудием тирании и козней, когда большинство избирателей не достаточно заинтересовано в их собственном правлении, чтобыподавать голос, или, если подаёт, но когда этот голос не служит обществу, аподается за деньги или послушен мановению какого √ ни будь лица, властьнад ним имеющего, или которого они хотят поддержать из личных интересов, такогорода народное представительство(представительное правление ), вместо того чтобыбыть ручательством против дурного правления, бывает только пружиной в егомеханизме, ┘ идеально лучший образ народного правления будет такой, вкотором верховная власть, или право государственного контроля, принадлежитвсему обществу.│6- и это по мнению Дж. Ст. Милля √ представительноеправление. По его мнению, для оценки положения надо его рассмотреть поотношению к двум сторонам: 1. Насколько это правление способствует хорошемуведению общественных дел. 2. Насколько это правление развивает или развращаетсуществовавшие уже силы. Народное правление удовлетворяет обоим условиям.
Народное правление есть то, где весь народ допускается к участию вуправлении, что всякое участие, даже в самых мелких общественных должностяхблаготворно, что участие всего народа в управлении должно быть так важно, кактолько позволяет степень развития всего общества. Но так как в странепревосходящей размерами один маленький город, каждый может личноучаствовать только в самой незначительной доле управления, тоследовательно, идеально лучший образ народного правления есть правлениепредставительное, везде где оно приложимо.
Чем менее развит народ (общество)тем менее будет к нему прикладываться этоправление.
Представительство не возможно и от него нельзя ожидать прочного существования,когда нет трёх условий:
1. Чтобы народ был согласен её принять.
2. Чтобы народ имел желание и способность совершать всё необходимое для егосохранения.
3. Чтобы имел возможность и желание выполнять обязательства отправлятьобязанности, какие она на него налагает.
Представительные учреждения только тогда могут существовать прочно, когда народготов защищать их в случае, если им угрожает опасность. Если же народ находит,что они того не стоят, то они редко пускают корни, а если им это удаётся, томожно быть уверенным, что они будут уничтожены.
Выше написанное относится к первым двум причинам неудачного примененияпредставительного правления.
Третья причина есть та, когда народ неспособен выполнять того назначения, какоеему принадлежит представительном правлении. Если ни у кого илитолько у немногих есть доля сочувствия к общественным интересам, достаточноедля того, чтобы образовать общественное мнение, то избиратели редко имеют ввидуобщее дело; они пользуются правом голосования или для того, чтобы провести своиличные интересы, или интересы своего округа, или же тех лиц, с которыми онисвязаны, или от которых зависят. При таком состояния общественного чувства тотнебольшой класс, который добился господства в представительном собрании,употребляет по большей части свое влияние, только как средство нажиться.
Представительное правление также невозможно если народ имеет недостаток, аименно, крайняя пассивность и готовность подчинить её тирании. Сущностьпредставительного права состоит в том, что весь народ или значительная доля посредствам своих депутатов, избираемых периодически, держит в руках высшуювласть контроля, которая во всяком конституционном устройстве, должнапринадлежать кому √ нибудь. Народные депутаты должны обладать этойвластью во всей её полноте. В наше время депутаты таковой властью, на мойвзгляд, обладают.
3.1 Недостатки представительного правления
Австрийский социолог Отмар Шпан считает институт народногопредставительства оторванным от народа, надо отметить, что не он один, я в своюочередь данной мысли придерживаюсь, попробую объяснить почему.
Сложный механизм парламентского лицедейства, таков образ великойполитической лжи, господствующей в наше время. По теории парламентаризма,должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять — шесть предводителей партии; они, сменяясь, овладевают властью. По теории,убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; Потеории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; напрактике они под предлогом народного блага и на счет его имеют в видупреимущественно личное благо свое и друзей своих.
Чужую волю нельзя представлять, потому что она даже неизвестна заранее.Никто не может и сам знать заранее, какова будет его воля. Тем более не можетэтого знать «представитель».
Люди привыкли думать, что меньшинство должно уступать большинству. Усвоив себе это, они думают, что далее и идти не следует, им не приходит вголову, что есть ещё среднее положение между представлением меньшинству равнойвласти с большинством и совершенным исключением первого.
В представительном правлении при разборе какого √ нибудь вопросаменьшинство должно проиграть. В равноправной демократии, предполагается, чтонародные представители выражают собою мнения своих избирателей, большинствонарода через своих представителей должно одержать верх над меньшинством. .│Есливерховная власть принадлежит всему народу, то это демократия, а если части, этоаристократия│ √ Ш.Л. Монтескье ⌠О духе законов│.Большинство избирателей должно иметь и большинство представителей, но именьшинство избирателей должны иметь своих. Пропорционально они должны иметьтакое же представительство как и большинство. Если же они его не имеют, торавноправность не существует, а есть неравноправность, а привилегия: одна частьправит другою. У этой части отнято право участвовать в управлении, что противнопринципу справедливости, в связи с чем демократия объявляет равноправностьсвоим краеугольным камнем.
Сущность демократии √ представительство всех, без него нет настоящейдемократии, а есть только её вывеска. Неминуемо возникает вопрос: │Реальнали демократия, провозглашённая в Конституции РФ│.
Самые основные слабости представительного правления:
1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и темсамым отход от сути демократии как народовластия;
2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системыуправления, отрыв депутатов от рядовых граждан;
3) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и преждевсего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;
4) нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенногооттеснения законодателей исполнительной властью;
5) слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от неёграждан;
6) широкие возможности политического манипулирования, принятие неугодныхбольшинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти;
7) основные звенья механизма представительного правления: избиратель √парламент √ правительство- премьер- министр или президент √принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости изменитьволю граждан;
8) неизбежный перекос интересов депутатов в сторону столицы и другие.
3.2 О роли парламента(как представительного органа) в представительномправлении
Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функциякоторого в системе разделения властей заключается в осуществлениизаконодательной власти. Представительный характер — означает, что парламентрассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), т. е. всейсовокупности граждан данного государства. Основополагающее значение имеет формированиеи утверждение современной идеи народного представительства, в соответствии скоторой представительные органы власти избираются не пожизненно, а наопределённый, строго фиксированный конституцией срок. Сущность принципапредставительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяютцель, а избранный ими представитель √ наиболее, на его взгляд, подходящиесредства её достижения, а также в том, чтобы представители не позабыли свою ответственность, чтобы не стали легкомысленно смотреть на своиобязанности, чтобы не стали исполнять их с точки зрения личного интереса. Онпризван адекватно и реально отражать интересы народа через волеизъявлениезаконно избранных его представителей и исключать возможность произвольнойинтерпретации этой воли или ее искажения. Но как говорится ⌠quiscustodiet custodes│ (кто будет сторожить сторожей), кто будет наблюдатьза парламентом? Я ответа не нахожу, пример тому принятый закон о ввозе изахоронении ядерных отходов на территории России. Хотел ли народ этого? Конечноже нет.
На деле мы видим лишь общее невежество и неспособность, или говоря болееумеренным языком, недостаточность умственных дарований в парламенте (ихнерешительность и недальновидность) - парламент находится под влияниеминтересов, не совместимых с общим благом. Народ должен управляется всем народомпосредством равноправного представительства. Но до сих пор целый народуправлялся представителями одного только большинства этого народа (меньшинствона практике необходимо остается лишённым участия в управлении, ⌠тираниябольшинства│).
Парламентаризм, зародившийся в недрах сословной монархии как исключительноважный инструмент политической борьбы с феодализмом, утрачивает своёпрогрессивное значение по мере углубления противостояния законодательной иисполнительной власти и превращения парламента в ⌠говорильню│, вкоторой сводят счёты соперничающие политические фракции или партии, создаваяиллюзию ⌠свободной политической игры│, в то время как ведущие этуигру депутаты не обременены ответственностью перед избирателями.