История валютного права России в двадцатыегоды XX века.
СоловьевСергей
Периоддвадцатых годов XX века известен в истории России как время Новой экономическойполитики (НЭПа), которая характеризовалась относительной либерализациейэкономических отношений по сравнению с военным коммунизмом. Профессор А.В.Венедиктов в 1924 году назвал эту экономическую политику Советского государствагосударственным капитализмом [1]. В 1922 году был принят Гражданскийкодекс РСФСР, который и послужил основой для экономического развития.
Всоответствии с ст.24 ГК РСФСР 1922 года объектами сделок лишь в пределахспециальных законов могут быть: золотая и серебряная монета и иностраннаявалюта. Таким образом, валютные ценности были объектом права, ограниченным вгражданском обороте. Основное регулирование порядка совершения сделок свалютными ценностями осуществлялось постановлениями ЦИКа и Совнаркома СССР, атакже инструкциями Народного комиссариата финансов СССР [2]. Дляразработки данных нормативных актов привлекались специалисты по частному праву.Начальником Валютного управления НКФ СССР был профессор Л.Н. Юровский. При НКФСССР был создан Институт экономических исследований. Так, в 1924 годукодификационной комиссией, работавшей с марта по август при Ленинградскомотделении Института, под председательством профессора А.В. Венедиктова и приучастии профессоров Ф.А. Вальтера, А.Г. Гусакова, М.Я. Пергамента и Е.А.Флейшиц были разработаны проекты Кредитного устава СССР, Денежного устава СССРи Положения о валютных операциях. Проект Положения о валютных операцияхопределял порядок совершения операций с иностранной валютой и выписанными виностранной валюте чеками и векселями и не включал положений об иных валютныхценностях (благородных металлах в изделиях и слитках и т.п.). Проект Положениясодержал 5 глав:
Общиеположения (стт. 1-2);
Покупкаи продажа иностранной валюты (стт. 3-9);
Хранениеиностранной валюты (стт. 10-18);
Ввоз,вывоз и перевод иностранной валюты заграницу и из заграницы (стт. 19-29);
Учётиностранной валюты (стт. 30-34) [3].
Действующийсейчас закон «О валютном регулировании и валютном контроле» состоитвсего из 15 статей.
ПрофессорЕ.Н. Данилова в 1925 году описала существующий порядок совершения сделок свалютными ценностями следующим образом, «покупка и продажа иностраннойвалюты, а также выписанных в ней чеков, ныне разрешается с соблюдениемспециальных правил как непосредственно на бирже (фондовые биржи и фондовыеотделы товарных бирж), так и через кредитные учреждения. Объектами биржевыхопераций могут быть иностранная валюта, тратты и чеки, выписанные в иностраннойвалюте. Разовые посетители имеют право совершения фондовых биржевых операций,но обязательно через посредство фондовых маклеров.» [4]
Всоответствии с п.2 декрета СНК «Особое Валютное Совещание выдаётразрешения на вступление в члены или постоянные посетители фондовых бирж ифондовых отделов товарных бирж» [5].
Всоответствии с декретом ВЦИК и СНК «1. Допускается совершение сделок попокупке и продаже золота и серебра в слитках, иностранной валюты, а равно чекови векселей, выписанных в иностранной валюте.
2.Операции с иностранной валютой, а равно чеками и векселями, выписанными виностранной валюте, разрешаются на следующих основаниях:
а)покупка и продажа иностранной валюты и выписанных в иностранной валюте чеков ивекселей совершаются или непосредственно на бирже или через кредитныеучреждения, имеющие право на совершение валютных операций.» [6]
В1927 году профессор В.М. Гордон описал оборот валютных ценностей в СССРследующим образом, «обращение золотой и серебряной монеты и другихвалютных ценностей подвержено ряду специальных ограничений. Первоначальномонопольное право скупки всех этих ценностей принадлежало Государственномубанку. Позже, однако, это ограничение было отменено, сперва лишь дляиностранной валюты и выписанных в ней чеков. Сделки с иностранной валютой былиразрешены на фондовых биржах и фондовых отделах их членам и посетителях. Затемразрешено было также совершение сделок на иностранную валюту через кредитныеучреждения, имеющие право на совершение валютных операций.
Ныне,согласно постановления ЦИКа и Совнаркома СССР от 17.07.25 и последующих егодополнений, совершение сделок с валютными ценностями получило ещё более широкиевозможности. Особое разрешение на совершение подобных сделок должны получатьтолько государственные и кооперативные организации, уставами которых непредусмотрено право производства валютных операций. Разрешения выдаются ОсобымВалютным Совещанием при Наркомфине СССР; при этом разрешения выдаются как общие– на совершение ряда операций, так и специальные – на отдельную операцию.
Обращениеиностранной валюты не дозволяется также, когда валюта эта принимается вкачестве платежа по сделкам, кроме случаев, когда эта же валюта являетсяобъектом сделок, а также тех случаев, когда производятся расчёты по сделкамвнешней торговли с учреждением, находящимся за границей.
Впрочих случаях совершение сделок с валютными ценностями то есть золотом исеребром в слитках, иностранной валютой и выписанными в ней чеками, векселями идругими платёжными документами.» [7]
Всоответствии с п.2 инструкции по применению постановления ВЦИК и СНК о валютныхоперациях от 20.05 1923 «право покупки и продажи иностранной валюты ивыписанных в иностранной валюте чеков и векселей на бирже имеют члены ипостоянные посетители фондовой биржи или фондовых отделов товарных бирж, кактаковые: члены или лично, или через допущенных биржевым комитетом фондовых биржили советом фондового отдела представителей или уполномоченных, или черезфондовых маклеров, а постоянные посетители – через фондовых маклеров.» [8]
Исходяиз грамматического толкования нормативных актов того времени следует отметить,что под валютными операциями подразумевались сделки с валютными ценностями иникакие теории об особой юридической природе валютных операций строить неприходилось.
Историявалютного права России двадцатых годов характеризуется постепеннойлиберализацией порядка совершения валютных операций, несмотря на то, чтовалютные ценности являлись по Гражданскому кодексу 1922 года объектом,ограниченным в обороте. Политика либерализации была нацелена на экономическоеразвитие государства. Любое лицо могло прийти на фондовую биржу и совершитьлюбую сделку с валютными ценностями через фондового маклера без получениякаких-либо разрешений на валютную операцию.
Историявалютного права России девяностых годов XX века характеризуется прямо противоположнойтенденцией, так как происходит усложнение порядка совершения валютных операций,изобретаются новые порядки получения лицензий на совершение валютных операций изаключений о целесообразности на совершение данных операций. А, между прочим,торговый оборот требует совершения этих сделок незамедлительно. Чем вызвана этаполитика государства и какие цели она преследует, остаётся загадкой.
Существовавшийв двадцатые годы в период «государственного капитализма» порядоксовершения сделок с валютными ценностями можно назвать более прогрессивным иболее либеральным по сравнению с существующим в настоящее время, чтообъясняется высоким профессионализмом тех, кто его разрабатывал.
Понятие валютных ценностей.
Всоответствии с действующим Гражданским кодексом РФ 1994 года валютные ценноститакже являются объектом гражданских прав. Хотя в ст. 128 ГК РФ валютныеценности не перечислены среди объектов гражданских прав, они являются таковымив силу ст.141 ГК РФ «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, ипорядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулированиии валютном контроле. Право собственности на валютные ценности защищаютсяРоссийской Федерацией на общих основаниях». В соответствии с п.2 ст. 140ГК РФ «cлучаи, порядок и условия использования иностранной валюты натерритории Российской Федерации определяются законом или в установленном импорядке». В соответствии с ч.2 п.2 ст.129 ГК РФ «виды объектовгражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникамоборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальномуразрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке,установленном законом». Валютные ценности как объект гражданских прав неявляются ограниченными в обороте в порядке, установленном законом, как объекты,могущие принадлежать лишь определённым участникам оборота, или тем, что ихнахождение в обороте возможно лишь по специальному разрешению. Таким образом,валютные ценности не являются объектами, ограниченно оборотоспособными в смыслест. 129 ГК РФ. Ограничение валютных ценностей как объекта гражданских правсостоит в том, что порядок совершения сделок с ними определяются специальнымзаконом о валютном регулировании. Но до настоящего времени в соответствии с ГКРФ 1994 года новый закон о валютном регулировании не принят, так как попытки поего принятию блокировались в Государственной Думе РФ, и продолжает действоватьзакон о валютном регулировании от 09.10.1992 [9].
Вп.4 ст.1 закона о валютном регулировании даётся понятие валютных ценностей:
а)иностpанная валюта;
б)ценные бумаги в иностpанной валюте — платежные документы (чеки, векселя,аккpедитивы и дpугие), фондовые ценности (акции, облигации) и дpугие долговыеобязательства, выpаженные в иностpанной валюте;
в)дpагоценные металлы — золото, сеpебpо, платина и металлы платиновой гpуппы(палладий, иpидий, pодий, pутений и осмий) в любом виде и состоянии, заисключением ювелиpных и дpугих бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г)пpиpодные дpагоценные камни — алмазы, pубины, изумpуды, сапфиpы и александpитыв сыpом и обpаботанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелиpных и дpугихбытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Регулированиеоборота драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на основезакона о драгоценных металлах и драгоценных камнях 1998 года [10].
Всоответствии с ст.141 ГК РФ порядок совершения сделок с иностранной валютой иценными бумагами, выраженными в иностранной валюте, должен быть определён взаконе о валютном регулировании. Но новый закон о валютном регулировании до сихпор не принят, а старый закон 1992 года этот порядок не устанавливает, и егоминимальные изменения не направлены на законодательное урегулирование данноговопроса.
Внастоящее время возникают вопросы по поводу оборотоспособности иностраннойвалюты как объекта гражданских прав. Так, Центральный банк РФ в обобщениипрактики применения своих нормативных актов дал следующее разъяснение:
«Допускаетсяли предоставление уполномоченными банками кредитов физическим лицам — резидентам под залог наличной иностранной валюты?
Всоответствии с пунктом 1 cтатьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерациипредметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественныеправа (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота. Статьей 128Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к объектамгражданских прав относятся, в частности, деньги. Согласно пункту 1 статьи 129Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могутсвободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядкеуниверсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты изгражданского оборота или не ограничены в обороте.
Пункт9 раздела 1 Основных положений о регулировании валютных операций на территорииСССР, утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352, устанавливает, чтоуполномоченные банки вправе предоставлять кредиты клиентам под залог валютныхценностей, к которым в соответствии с Законом Российской Федерации „О валютномрегулировании и валютном контроле“ относится иностранная валюта. Приотказе должника выполнить требования по возврату полученных кредитов валютныеценности реализуются через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке иза счет рублевой выручки от их реализации покрываются требования кредиторов.
Приэтом указанное письмо не устанавливает в качестве обязательного условия, чтоуказанные кредиты должны быть предоставлены в иностранной валюте.
Такимобразом, залог наличной иностранной валюты возможен при предоставленииуполномоченным банком физическим лицам — резидентам кредитов как в иностраннойвалюте, так и в рублях.» [11]
Наосновании данного разъяснения Центрального банка РФ можно сделать вывод, чтоего Департамент валютного регулирования иностранную валюту не считает объектом,изъятым из оборота. Однако, исходя из данного разъяснения Центрального банка,нельзя сделать вывод относит ли он иностранную валюту к объектам, ограниченнымв обороте, в соответствии с ч.2 п.2 ст.129 ГК РФ. Основные положения орегулировании валютных операций на территории СССР [12] не могутопределять оборотоспособность тех или иных объектов гражданских прав, так какони приняты во исполнение закона СССР о валютном регулировании [13]до принятия закона о валютном регулировании РФ [14] и новогоГражданского кодекса РФ.
ПрезидиумВысшего Арбитражного Суда РФ дал ясное разъяснение по поводу оборотоспособностииностранной валюты в Российской Федерации в п.11 письма Президиума ВысшегоАрбитражного Суда, «cогласно подпунктам „а“ и „б“пункта 2 статьи 9 Закона о валютном регулировании порядок и сферу обращения вРоссийской Федерации иностранной валюты в рамках названного Закона определяетБанк России, который издает нормативные акты, обязательные к исполнению вРоссийской Федерации всеми резидентами и нерезидентами.
Всоответствии с пунктом 2 статьи 140 ГК Российской Федерации случаи, порядок иусловия использования иностранной валюты на территории Российской Федерацииопределяются законом или в установленном им порядке.
Следовательно,иностранная валюта является объектом, ограниченным в обороте на территорииРоссийской Федерации (статья 129 ГК Российской Федерации). Расчеты виностранной валюте на территории Российской Федерации носят характер исключенияиз общего запрета и допускаются только по основаниям и в режиме, разрешеннымБанком России.» [15]
Данныйвывод Президиума Высшего Арбитражного Суда является ошибочным, так как валютныеценности в Российской Федерации не являются «объектом гражданских прав,могущим принадлежать лишь определённым участникам оборота либо нахождениекоторых в обороте допускается по специальному разрешению» (ст.129 ГК РФ)и, следовательно, в смысле ст.129 ГК РФ они не являются объектом, ограниченнымв обороте. Центральный банк РФ определяет порядок оборота иностранной валютылишь в рамках, предоставленных ему полномочий законом о валютном регулировании,когда он подпадает под признаки валютных операций, связанных с движениемкапитала. С чем Центральный банк и не спорит, так как он признаёт, что длязаключения гражданско-правовых сделок, подпадающих под признаки текущейвалютной операции, и исполнения обязательства по ним никаких разрешенийЦентрального банка РФ не требуется (например, договора займа в иностраннойвалюте на срок не более 180 дней) [16].
Вправовой теории при описании валютных ценностей как объекта гражданских праввысказываются различные мнения по поводу их оборотоспособности. Так аспирантИнститута законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФА.Ж. Харатян утверждает, что «оборот всех валютных ценностей в РФ в тойили иной мере ограничен. Кстати, именно существование в законодательстве Россиивалютных ограничений – одно из основных препятствий вступления РФ в такиемеждународные организации, как МВФ и ВТО. Данные ограничения в одних случаяхнаправлены на конкретные виды гражданско-правовых отношений (сделок), а вдругих они ограничивают конкретно сам круг участников оборота. Вместе с тем, нив одном случае речь не идёт о полном запрете нахождения валютных ценностей вобороте, то есть последние не являются объектами изъятыми из оборота.
Всесделки с валютными ценностями должны осуществляться через уполномоченные банки.При этом для совершения одних сделок уполномоченному банку достаточно иметьвнутреннюю лицензию Банка России на совершение операций в иностранных валютах(например, выдача кредита в иностранной валюте или привлечение иностраннойвалюты во вклады (депозиты), при совершении других сделок уже требуется наличиегенеральной лицензии Банка России (например, эмиссия и купля-продажа ценныхбумаг с номиналом в иностранной валюте), а для совершения сделок с драгоценнымикамнями и драгоценными металлами требуется получение специальной лицензии,которая выдаётся Банком России по согласованию с Минфином России.» [17]
Во-первых,Россия является государством-членом МВФ с 01.06.1992 [18].
Во-вторых,валютные ценности не являются объектом не только, изъятым из оборота, но иограниченным в обороте в соответствии со стт.129 и 141 ГК РФ.
В-третьих,действующее законодательство допускает возможность заключения сделок свалютными ценностями и без уполномоченных банков. В соответствии с п.1 ст.6закона о валютном регулировании «текущие валютные операции осуществляютсярезидентами без ограничений». В соответствии с п «а», п 9 ст.1этого же закона получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более180 дней является текущей валютной операцией. В соответствии с п.2 ст.807 ГК РФиностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа натерритории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 ГКРФ. Следовательно, резиденты могут заключить договор займа в иностранной валютена срок не более 180 дней с исполнением в иностранной валюте без разрешенияЦентрального банка РФ. В соответствии с ст.815 ГК РФ «заёмщиком может бытьвыдан вексель». Следовательно, резиденты могут выдавать векселя,номинированные в иностранной валюте, на срок не более 180 дней без разрешенияЦентрального банка РФ, так как данная сделка по действующему законодательствуподпадает под критерии текущей валютной.операции.
А.Ж.Харатян утверждает, что сделки с валютными ценностями без участияуполномоченных банков возможны лишь в случаях, предусмотренных Основнымиположениями о регулировании валютных операций [19]. Основные положениявоспроизводят нормы из закона СССР о валютном регулировании, отменённого с03.11.1992 [20].
Всоответствии с п.15 этих положений сделки с валютными ценностями междурезидентами, а также резидентами и нерезидентами на территории СССР, минуяуполномоченные банки, запрещены, за исключением следующих случаев:
а)передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные иблаготворительные цели;
б)дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
в)завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
г)приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранныхденежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке,установленном законодательством Союза ССР и союзных республик [21].
Законо валютном регулировании и валютном контроле является специальным законом поотношению к Гражданскому кодексу РФ в части определения видов имущества,признаваемого валютными ценностями, и определения порядка совершения сделок свалютными ценностями. Все нормативные акты, принимаемые Центральным банком РФ,являются подзаконными актами и, следовательно, должны соответствовать этимзаконам, а в части, им противоречащей, не должны применяться. Центральный банкРФ должен привести свои нормативные акты, относящиеся к валютномурегулированию, в соответствие с действующим гражданским законодательством. Так,Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР былиприняты во исполнение закона СССР «О валютном регулировании», и внастоящее время противоречат закону РФ о валютном регулировании, так какпо-своему определяют понятия валютных ценностей, валютных операций, резидентови нерезидентов. Кроме того, должен быть принят новый закон о валютномрегулировании, соответствующий Гражданскому кодексу РФ, и определяющий непринципы осуществления валютных операций, а порядок совершения сделок свалютными ценностями (валютных операций) в соответствии с ст. 141 ГК РФ ипорядок и условия использования иностранной валюты, а также платёжныхдокументов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территорииРоссийской Федерации в соответствии с ст.317 ГК РФ. Действующий закон овалютном регулировании был принят до Гражданского кодекса РФ и данные вопросыне регулирует. Центральный банк РФ должен официально отменить старые и принятьновые положения о регулировании валютных операций, так как формальнодействующие они являются нелегитимными и морально устаревшими.
Понятие валютных операций.
Вп.7 ст.1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от09.10.1992 даётся следующее определение валютных операций:
а)опеpации, связанные с пеpеходом пpава собственности и иных пpав на валютныеценности, в том числе опеpации, связанные с использованием в качестве сpедстваплатежа иностpанной валюты и платежных документов в иностpанной валюте;
б)ввоз и пеpесылка в Российскую Федеpацию, а также вывоз и пеpесылка изРоссийской Федеpации валютных ценностей;
в)осуществление междунаpодных денежных пеpеводов;
г)расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации(подпункт дополнительно включен с 31 декабря 1998 года).
Всоответствии с дополнением к закону о валютном регулировании от 29.12.1998 [22]расчеты между резидентами и нерезидентами в российских рублях признаютсявалютными операциями и порядок их осуществления устанавливается Центральнымбанком РФ. На практике это означает, что для совершения любой сделки междурезидентом и нерезидентом требуется получение разрешения у Центрального банкаРФ. Что заставляет всех нерезидентов переходить на нелегальное положение иосуществлять все расчёты наличными.
Вправовой теории делаются попытки определить юридическую природу понятиявалютных операций. Профессор А.Н. Козырин определяет «валютные операциикак урегулированные национальным законодательством или международнымисоглашениями сделки или иные действия, предметом которых является валюта иливалютные ценности» [23]. Н.В. Сапожников определяет«валютные операции в узком смысле как действия резидентов и(или)нерезидентов, направленные на установление, изменение или прекращение их прав иобязанностей в отношении валютных ценностей. Специфической чертой валютныхопераций является законодательно закреплённый строгий валютный контроль заними, сопровождающийся рядом как юридических так и фактических действий агентови(или) органов валютного контроля. Валютная операция в широком смысле – этосовокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений,регламентированных частно-правовыми и публично-правовыми нормами и направленныхна возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей относительновалютных ценностей. Участниками валютных отношений являются стороны валютойсделки, органы и агенты валютного контроля» [24].
Вэкономической литературе Е.Ф. Жуков определяет «валютные отношения какповседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных иденежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных ивалютных операций в России» [25].
Некоторыеавторы дают определение «операции как экономического потока, отражающегосоздание, обмен, передачу или ликвидацию какой-либо экономической стоимости,что может предполагать переход права собственности на товары и/или финансовыеактивы, оказание, оказание услуг либо предоставление труда и капитала» [26].Данноепонятие, несомненно, имеет огромное значение для экономической науки, но дляправовой теории валютных операций оно абсолютно бесполезно, так как непредставляется возможным определить юридическую природу экономического потока,отражающего преобразование какой-либо экономической стоимости, что лишь можетпредполагать переход права собственности на товары и/или финансовые активы,оказание услуг либо предоставление труда и капитала.
Сточки зрения правоприменительной практики определяющим пониманием сущностивалютных операций является позиция Департамента валютного регулированияЦентрального банка РФ. Его точка зрения выражается в обобщении практикиприменения нормативных актов Центрального банка РФ от 10.08.2000:
«Вправели экспортер-резидент без дополнительного разрешения Банка России на основанииконтракта возместить нерезиденту понесенные им убытки?
Согласностатье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаютсярасходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвестидля восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества(реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы приобычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено(упущенная выгода).
Всоответствии с пунктом 2.2 Инструкции Банка России N 86-И Экспортер вправе бездополнительного разрешения уплачивать на основании Контракта в пользунерезидента неустойку (штраф, пеню) при неисполнении условий Контракта окачестве, количестве и сроках поставки товаров.
Вместес тем согласно порядку формирования Ведомости банковского контроля (Приложение4 к Инструкции Банка России N 86-И) в графе 2 раздела 2.3 Ведомости среди кодоввида платежа по Контракту в соответствии с приведенным классификатором указываютсяиные переводы (перевод средств иностранной стороне в оплату штрафных санкций;возврат денежных средств, ранее полученных от иностранной стороны в счет оплатыштрафных санкций, и т.п.). Таким образом, перечень переводов, осуществляемых впользу нерезидента в рамках Инструкции N 86-И и отражаемых в Ведомостибанковского контроля в графе 2 раздела 2.3, не является исчерпывающим.
Следовательно,если исполнение основного обязательства по внешнеторговой сделке относится сточки зрения валютного законодательства к текущим валютным операциям либо коперациям, связанным с движением капитала, которые не требуют полученияразрешения Банка России на их проведение, то вне зависимости от срока, вкоторый резидент в добровольном порядке уплатил неустойку или возместил убыткинерезиденту за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств поконтракту, разрешения Банка России на совершение указанных валютных операцийрезиденту не требуется. Если исполнение основного обязательства повнешнеторговой сделке относится к валютным операциям, связанным с движениемкапитала, осуществление которых возможно на основании разрешения Банка России,и резидент получил такое разрешение, то для уплаты неустойки и возмещенияубытков вне зависимости от срока проведения платежей ему не требуется получениееще одного разрешения.
Такимобразом, в соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 86-И Экспортер вправе вуказанных выше случаях без дополнительного разрешения уплачивать на основанииКонтракта в пользу нерезидента неустойку и возмещать убытки при неисполненииусловий Контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров внезависимости от срока ее осуществления и по истечении срока действия Контракта.
Уполномоченныйбанк, как агент валютного контроля, самостоятельно определяет, являются липредставленные Экспортером документы достаточным основанием для уплаты в пользунерезидента неустойки (штрафа, пеней) и возмещения убытков в случаях,перечисленных в пункте 2.2 Инструкции N 86-И. Ответственность за достоверностьсведений, содержащихся в представленных документах, несет резидент (Экспортер).При этом в качестве документов, подтверждающих факт неисполнения (ненадлежащегоисполнения) обязательств и причинения убытков, следует по аналогиирассматривать документы, указанные в разъяснениях Департамента валютногорегулирования в Информационном письме N 9 от 16.05.2000 N 12-1-3/647 (раздел — »Прочие вопросы по применению валютного законодательства", вопрос N1)." [27]
Департаментвалютного регулирования Центрального банка РФ полагает, что возмещениеэкспортёром-резидентом нерезиденту понесённых им убытков является отдельнойвалютной операцией, а возможность её осуществления определяется в соответствиис нормативными актами Центрального банка РФ (Инструкцией №86-И) [28].Думается, что это неправильное понимание валютных операций, так как валютнымиоперациями являются только сделки с валютными ценностями. Возмещение убытков поэкспортному контракту отдельной гражданско-правовой сделкой и валютнойоперацией не является. Следовательно, оно не может относится ни к текущим, ни ккапитальным валютным операциям и, тем более, подлежать лицензированиюЦентральным банком РФ.
Уполномоченныебанки как агенты валютного контроля не имеют права определять, являются липредставленные документы достаточным основанием для уплаты неустойки иливозмещения убытков в соответствии с Инструкцией 86-И, так как уплата неустойкии возмещение убытков не являются валютными операциями, так как не относятся котдельным гражданско-правовым сделкам, а являются видами гражданско-правовойответственности за нарушение обязательства (в данном случае экспортногоконтракта). Центральный банк РФ в данном случае превысил свои полномочия,обязав уполномоченные банки совершать эти действия. Уполномоченные банкиобязаны производить платежы по уплате неустойки и возмещению убытков наосновании поручений своих клиентов, не проверяя наличие каких-либопредставляемых документов.
Такжепозицию Департамента валютного регулирования Центрального банка РФ по вопросу осущности валютных операций демонстрирует следующее его разъяснение:
«Требуетсяли разрешение Банка России на перевод иностранной валюты с текущего валютногосчета юридического лица — резидента на открытый ему валютный вклад (депозит)?
Исходяиз положений пункта 7 статьи 1 Закона Российской Федерации „О валютномрегулировании и валютном контроле“ перевод средств в иностранной валюте стекущего валютного счета юридического лица — резидента на валютный вклад(депозит) юридического лица — резидента при условии, что оба счета принадлежатодному и тому же лицу, нельзя отнести к валютным операциям, определяемым вуказанном пункте вышеназванного Закона. При осуществлении данной операцииотсутствует переход права собственности и иных прав на валютные ценности, неимеют места ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, вывоз и пересылка изРоссийской Федерации валютных ценностей, а также эту валютную операцию нельзяназвать международным денежным переводом.
Осуществлениеподобной операции регулируется главами 44 „Банковский вклад“, 45»Банковский счет" и главой 46 «Расчеты» Гражданскогокодекса Российской Федерации. Таким образом, юридическое лицо — резидент вправебез разрешения Банка России осуществить перевод иностранной валюты со своеготекущего валютного счета на открытый ему валютный вклад (депозит)." [29]
Департаментвалютного регулирования Центрального банка РФ полагает, что перевод средств стекущего валютного счёта юридического лица-резидента на счёт его валютноговклада не означает перехода прав на валютные ценности. Он считает, что этовалютная операция не является валютной операцией, связанной с движениемкапитала. Но к текущим валютным операциям она также не относится. Остаётсязагадкой, на основании чего он делает вывод, что резидент вправе без разрешенияБанка России осуществить перевод иностранной валюты со своего текущеговалютного счёта на валютный вклад. Возможно, он полагает, что это действие неявляется валютной операцией.
Всоответствии со стт.834 ГК РФ и 845 ГК РФ банковский вклад и банковский счётявляются самостоятельными видами договоров. Следовательно, перевод средств стекущего валютного счёта юридического лица-резидента на валютный вклад(депозит) является гражданско-правовой сделкой, так как означает заключениедоговора банковского валютного вклада между банком и юридическимлицом-резидентом. Между банком и его клиентом произошла сделка, изменившая ихправоотношения по поводу иностранной валюты, объекта права, относящегося квалютным ценностям. Следовательно, это действие означает операцию, повлекшуюпереход иных прав на валютные ценности, так как у сторон в отношениииностранной валюты возникли новые гражданские права и обязанности. В данномслучае произошла валютная операция, которую нельзя отнести к текущим.Следовательно, она является валютной операцией, связанной с движением капитала,и должна совершаться в порядке, установленном Центральным банком РФ, а именно,подлежит лицензированию Центрального банка РФ.
Вправоприменительной практике это толкование Департамента валютногорегулирования Центрального банка РФ означает, что он определяет валютныеоперации, связанные с движением капитала, не подлежащие его лицензированию, нетолько своими нормативными актами, но и своими информационными письмами,содержащими обобщения практики применения нормативных актов Банка России повопросам валютного регулирования, которые, в свою очередь, нормативными актамине являются и не могут определять порядок совершения сделок с валютнымиценностями в Российской Федерации, так как это противоречит и Гражданскомукодексу РФ, и закону о валютном регулировании.
Дляправоприменительной практики важным является понимание сущности валютныхопераций, данное Высшим Арбитражным Судом РФ в обзоре практики разрешенияарбитражными судами споров, связанных с применением валютного законодательства.В соответствии с п. 17 обзора Высшего Арбитражного Суда РФ «при проведениирасчетов в иностранной валюте Закон о валютном регулировании рассматривает каквалютную операцию платеж, а не гражданско-правовые сделки, послужившиеоснованием его совершения.
Резидент,не имевший валютного счета в уполномоченном банке, заключил контракт синофирмой на покупку товара. Условиями контракта предусматриваласьаккредитивная форма расчетов и иностранная валюта платежа.
Платежосуществляло третье лицо (резидент) за счет иностранной валюты, купленной вуполномоченном банке на рублевые средства резидента-контрактодержателя всоответствии с заключенным между ними договором.
Органвалютного контроля признал, что резидентом-контрактодержателем совершенаоперация по возложению исполнения обязательств в иностранной валюте на третьелицо, которая связана с использованием иностранной валюты в качестве средстваплатежа. Такая операция не названа Законом о валютном регулировании в числетекущих валютных операций (пункт 9 статьи 1), а значит, требовала разрешенияБанка России (подпункт „е“ пункт 10 статьи 1, пункт 2 статьи 6 Законао валютном регулировании, пункт 4 раздела II, пункт 2 раздела III Основныхположений о регулировании валютных операций). Поскольку резидент-контрактодержательтакого разрешения не имел, орган валютного контроля признал его действиянезаконными и принял решение о применении к контрактодержателю санкций в суммеиностранной валюты, уплаченной за него третьим лицом, на основании подпункта»б" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании.
Резидент-контрактодержательобратился в суд с требованием о признании решения органа валютного контролянедействительным.
Судзаявленное требование удовлетворил.
Согласнопреамбуле Закона о валютном регулировании он определяет права юридических ифизических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютнымиценностями. К ним относятся иностранная валюта, ценные бумаги в иностраннойвалюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни (пункт 4 статьи 1Закона).
Всоответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 1 Закона валютнымиявляются операции, связанные с переходом права собственности и иных прав навалютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием иностраннойвалюты в качестве средства платежа. Расчеты в валюте Российской Федерацииотнесены к валютным операциям, если они совершаются между резидентами инерезидентами.
Резидент-контрактодержательраспорядительных сделок с валютными ценностями не совершал, иностранную валютукак средство платежа не использовал, в операциях по переходу прав на валютныеценности не участвовал и производил расчеты в валюте Российской Федерации срезидентом.
Возложениеисполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо предоставляеттретьему лицу соответствующие полномочия, но не создает обязанности последнегопроизвести исполнение помимо его воли и не тождественно исполнениюобязательства в иностранной валюте. Такое возложение не обязывает его адресатадействовать с нарушением законодательства и в том случае, когда оно содержитсяв гражданско-правовом договоре.
Валютнаяоперация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 7 статьи 1 Закона овалютном регулировании, представляет собой сделку, непосредственным результатомкоторой является переход прав на валютные ценности к другому лицу.
Вприведенном примере валютной операцией является перевод иностранной валютынерезиденту со стороны третьего лица, а не договор последнего сконтрактодержателем. На совершенную же третьим лицом валютную операциютребовалось получение разрешения Банка России по следующим основаниям.
Всоответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 N1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля вРоссийской Федерации» [30], абзацем вторым раздела 1 и абзацемпервым пункта 2.1 совместной инструкции Банка России и ГТК России «Опорядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей виностранной валюте за импортируемые товары» [31] расчеты повнешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров натаможенную территорию Российской Федерации, осуществляются только через счетарезидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами,если иное не разрешено Банком России.
Такимобразом, в рассматриваемом случае нарушением валютного законодательстваявляется осуществление третьим лицом — резидентом без получения последнимразрешения Банка России расчетов в иностранной валюте по внешнеэкономическомуконтракту, предусматривающему импорт товаров в Российскую Федерацию,заключенному другим резидентом с нерезидентом." [32]
Сданной позицией Высшего Арбитражного Суда РФ также нельзя согласиться последующим основаниям:
Импортныйконтракт, предусматривающий расчёты в иностранной валюте, по действующемузаконодательству всегда будет являться валютной операцией (сделкой с валютнойценностью). Так как в данном случае происходит трансграничный расчёт,следовательно, говорить о невозможности исполнения обязательства в иностраннойвалюте в силу законодательного запрета не представляется возможным, и в данномслучае нормы п.2 или п.3 ст.317 ГК РФ неприменимы.
Такженельзя говорить о том, что резидент-контрактодержатель распорядительныхдействий с валютными ценностями не совершал, так как в силу импортногоконтракта он обязуется уплатить определённую денежную сумму в иностраннойвалюте иностранному контрагенту.
Возложениеисполнения своей обязанности по импортному контракту на третье лицо являетсядействием, направленным на возникновение гражданских прав и обязанностей вотношении иностранной валюты, и, следовательно, является валютной операцией.При этом третье лицо не становится стороной в обязательстве по импортномуконтракту.
Этавалютная операция не подлежит лицензированию Центральным банком РФ, так какпроисходит в рамках обязательства по импортному контракту.
Платёж,осуществляемый третьим лицом, которому перепоручено исполнение, являетсяисполнением обязательства по импортному контракту третьим лицом, и,следовательно, лицензированию Центрального банка РФ также не подлежит.Нарушением валютного законодательства исполнение обязательства третьимлицом-резидентом не является.
Вданном примере лицензированию Центрального банка РФ подлежал бы импортныйконтракт, если бы он не подпадал под критерии текущей валютной операции.
Сточки зрения борьбы с утечкой капитала для государственного контроля завнешнеэкономической деятельностью не имеет значения, кто производит платежы заимпортируемые товары, важным является обязанность импортёра-контрактодержателяобеспечить поступление на таможенную территорию Российской Федерации этихтоваров.
Спопытками определить валютные операции как некие фактические действия,выходящие за рамки понятия гражданско-правовой сделки, и определением валютныхопераций данным в законе «О валютном регулировании и валютномконтроле» от 09.10.1992 согласиться нельзя. Правовая природа валютныхопераций с двадцатых годов XX века не изменилась, и с точки зрения своейюридической природы валютные операции остаются сделками с валютными ценностями,чем они и были в двадцатые годы XX века, когда это понятие было введено нарядус понятием биржевых операций (сделок, совершаемых на бирже) и т.п. Любое иноесовременное понимание правовой природы валютных операций происходит отлукавого. В новом законе о валютном регулировании с целью избежания дальнейшейпутаницы в подзаконных актах и правоприменительной практике следует датьпонятие валютных операций как действий физических и юридических лиц,направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностейв отношении валютных ценностей. Так действия граждан, направленные на ввоз вРоссийскую Федерацию или на вывоз из Российской Федерации валютных ценностей,являются сделкой, направленной на изменение правового режима данного объектаправа.
Валютноерегулирование — это самостоятельная область регулирования гражданского оборота.Валютное регулирование не имеет отношения к бюджетной и налоговой политике, таккак является сферой частно-правовых отношений. Изменение закона о валютномрегулировании от 29.12.98 законом о мерах в области бюджетной и налоговойполитики [33] является неправомерным.
Законодательноепризнание расчётов между резидентами и нерезидентами в российских рублях,которые в соответствии с п.1 ст.140 ГК РФ являются законным платёжным средствомна всей территории Российской Федерации, в качестве валютной операции, то естьсделкой с валютными ценностями является ошибкой. Критерием для выделениявалютных операций как особого вида сделок является особый объект – валютныеценности. Кроме того, это норма является неконституционной, так какпротиворечит п.1 ст.74 Конституции РФ «на территории Российской Федерациине допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иныхпрепятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовыхсредств» и п.1 ст.75 Конституции РФ «денежной единицей в РоссийскойФедерации является рубль». Установление особого порядка заключения сделок,выраженных в национальной валюте, является ограничением для свободногоперемещения финансовых средств на территории Российской Федерации.
Взаконе СССР о валютном регулировании было следующее определение: «Валютныеопеpации — опеpации, связанные с:
а)пеpеходом пpава собственности на валютные ценности;
б)использованием в качестве сpедства платежа иностpанной валюты, а также валютыСССР пpи осуществлении внешнеэкономической деятельности;
в)ввозом и пеpесылкой в СССР из-за гpаницы и вывозом и пеpесылкой из СССР загpаницу валютных ценностей, а также осуществлением междунаpодных денежныхпеpеводов» [34].
Вэтом определении валютные операции выделены по критерию операций, подпадающихпод определённые критерии. Употребление в определении дважды одного слова«операции» являются неудачным, так как не позволяет установитьправовую природу данного явления. Вместо вторичного употребления слова«операции» нужно было поставить слово «сделки».
Квалютным операциям отнесены операции, связанные с использованием в качествесредства платежа валюты СССР при осуществлении внешнеэкономическойдеятельности. Это продиктовано желанием Госбанка СССР регулировать иконтролировать внешнеэкономические расчёты. Но ранее было уже указано, чтоюридическим критерием для выделения валютных операций является их объект — валютные ценности, а в данном случае он отсутствует. Для контроля за внешнеэкономическойдеятельностью нужно использовать иные механизмы, так как регулированиевнешнеэкономической деятельности и валютное регулирование это разные областирегулирования гражданского оборота. Необходимо чётко разграничить контроль завнешнеэкономической деятельностью и валютный контроль, так как эти сферыгосударственного контроля решают разные задачи.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yurclub.ru/