Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Процессуальные аспекты проведения налоговых проверок

УткинВалерий Владимирович, соискатель кафедры финансового, банковского и таможенногоправа Саратовской государственной академии права
Необходимостьрегламентации процедуры проведения налоговых проверок на сегодняшний деньявляется как никогда актуальной. В Налоговом кодексе налоговым проверкам (асоответственно и процессуальным действиям при их проведении) в общей сложностипосвящено всего 15 статей (ст.ст. 87-101 НК РФ). Урегулировать все возможныенюансы, возникающие при проведении налоговых проверок, пятнадцатью статьямипрактически невозможно.
Всвязи с этим встает вопрос о необходимости совершенствования действующегоналогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностейучастников налоговых правоотношений. В этих целях рассмотрим определенияпроцесса, даваемые в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном иадминистративном праве.
Вгражданском процессуальном праве под гражданским процессом понимаетсяурегулированная гражданским процессуальным правом деятельность суда,участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнениясудебных постановлений (судебных приставов исполнителей) [1].
Проведяаналогию с гражданским процессом, процесс проведения налоговых проверок можноопределить как урегулированную правом (в данном случае налоговым) деятельностьналоговых органов (таможенных органов, органов внебюджетных фондов). Однакоданное определение представляется недостаточно точным, так как охватывает всюдеятельность налоговых органов, в том числе не связанную с налоговымипроверками (к примеру, разъяснительную работу по применению законодательства оналогах и сборах).
Помнению профессора К.Ф.Гуценко, уголовный процесс представляет собойосуществляемую в установленном законом и иными правовыми актами пределах ипорядке деятельность (система действий) наделенных соответствующимиполномочиями государственных органов по выявлению, предупреждению и раскрытиюпреступлений, установлению лиц, виновных в их совершении, и назначению им меруголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этойдеятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней [2].
Используяданное определение, можно представить процесс проведения налоговых проверок какдеятельность налоговых органов (таможенных органов, органов внебюджетныхфондов) по выявлению и предупреждению нарушений норам законодательства оналогах и сборах.
Административныйпроцесс рассматривается профессором Ю.М. Козловым, как совокупность всехдействий, совершаемых исполнительными органами (должностными лицами) дляреализации возложенных на них задач и функций [3].Данное определение представляется ценным тем, что под процессом понимается некакое-либо единичное действие, совершаемое исполнительными органами (в нашемслучае налоговыми органами), а совокупность всех действий.
Наосновании изложенного можно предложить следующее определение процессапроведения налоговых проверок:
Процесспроведения налоговых проверок – это регламентированная нормативными правовымиактами о налогах и сборах совокупность всех действий налоговых органов(таможенных органов, органов внебюджетных фондов) имеющих целью проверкусоблюдения норм законодательства о налогах и сборах, а также возникающие всвязи с этой деятельностью правовые отношения между налоговыми органами илицами, участвующими в проверке.
Вюридической литературе выделяют, как правило, три элемента, составляющие любойпроцесс: процессуальные производства, процессуальные стадии и процессуальныережимы [4].
Процессупроведения налоговых проверок также характерны такие элементы какпроцессуальные производства и процессуальные стадии. Что касается такогоэлемента процесса проведения налоговых проверок как процессуальный режим, то вданном случае следует согласиться с мнением А.Г. Пауля, согласно которомупроцессуальный режим не может быть признан элементом процесса, так как он неявляется определенной совокупностью процессуальных отношений [5].
Рассмотримпроцессуальные производства и процессуальные стадии процесса проведенияналоговых проверок.
Помнению В.М. Горшенева под процессуальным производством понимается такойсоставной элемент процессуальной формы, который характеризует расчлененностьюридического процесса по предметному основанию и отражает объективнуюпотребность общественного разделения труда, потребность профессиональнойспециализации деятельности участников юридического процесса [6]. Однако данное определение представляется несовсем точным, так как, к примеру, невозможно говорить о необходимостиразличной профессиональной специализации состава суда общей юрисдикции прирассмотрении дел приказного и искового производств.
Нанаш взгляд, более правильным является определение процессуального производства,даваемое А.Г. Паулем, согласно которому под процессуальным производствомследует понимать структурное подразделение юридического процесса,представляющее собой совокупность процессуальных отношений, характеризующихсяособой направленностью, а также специфическими средствами и способами ихреализации [7].
Налоговоеправо, также как и некоторые другие отрасли права (административное,гражданский процесс и т.д.) оперирует понятием «производства», котороесамо по себе указывает на процессуальный характер правоотношений.
Ксожалению, Налоговый кодекс не дает определения производства по делам оналоговых правонарушениях. В п. 1 ст. 10 НК РФ говорится лишь, что производствопо делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленномглавами 14, 15 Налогового кодекса.
Всвязи с этим можно предложить следующее определение производства налоговойпроверки:
Производствоналоговой проверки — это структурное подразделение процесса проведенияналоговых проверок, представляющее собой совокупность процессуальных отношений,характеризующихся особой направленностью, а также специфическими средствами испособами их реализации.
Представляется,что в процессе проведения налоговых проверок можно выделить, как минимум, двавида производств – производство выездной налоговой проверки и производствокамеральной налоговой проверки.
Теперьпроведем анализ следующего важнейшего элемента процесса проведения налоговыхпроверок – процессуальных стадий.
Гражданскоепроцессуальное право, к примеру, под стадией процесса понимает его определеннуючасть, объединенную совокупностью процессуальных действий, направленных надостижение самостоятельной (окончательной) цели [8].По нашему мнению данное определение применимо и к стадиям процесса проведенияналоговых проверок.
Проведяпараллели с гражданским процессуальным правом, определимся со стадиями процессапроведения налоговой проверки.
Гражданскийпроцесс делится на следующие стадии:
— производство в суде в первой инстанции (от возбуждения дела до вынесениярешения или иного заключительного постановления);
— производство в суде второй инстанции (обжалование и пересмотр решений иопределений, не вступивших в законную силу);
— производство по пересмотру решений, определений и постановлений в порядкенадзора;
— производство по пересмотру решений, определений и постановлений, по вновьоткрывшимся обстоятельствам;
— исполнительное производство.
Представляется,что стадии процесса проведения налоговой проверки в основном, с поправкой наспецифику, соответствуют стадиям гражданского процесса и выглядят следующимобразом:
— проведение налоговой проверки (от момента начала проверки до оформлениярезультатов налоговой проверки);
— обжалование результатов налоговой проверки во внесудебном порядке;
— пересмотр результатов налоговой проверки по вновь открывшимся обстоятельствамво внесудебном порядке.
Понашему мнению обжалование результатов налоговой проверки в судебном порядке ужене является стадией процесса налоговой проверки, так как в данном случае ужеможно говорить о стадиях гражданского или арбитражного процесса.
Учитывая,что под стадией процесса понимает его определенную часть, объединеннуюсовокупностью процессуальных действий, то становится возможным выделить ещеодин элемент процесса проведения налоговых проверок – процессуальное действие.
Такимобразом, в процессе проведения налоговых проверок можно выделить три егоосновных элемента: производство, стадии и процессуальные действия.
Будемнадеяться, что высказанные предложения будут учтены законодателем придальнейшем совершенствовании налогового законодательства.
Список литературы
[1]Гражданское процессуальное право России /под.ред. М.С. Шакарян.-М.: Юристъ,2002. С.45.
 [2]Уголовный процесс /Под. ред. К.Ф. Гуценко. -М.: Зерцало, 2000. С.10.
 [3]Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации. Учебник.- М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1996. С. 301.
 [4]См.: Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие,принципы и виды // Правоведение. 2000. № 2. С. 124.
 [5]Пауль А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права / Под общ. ред. М.В.Карасевой. – СПб.: Питер, 2003. С. 69.
 [6]Горшенев В.М. Некоторые методологические проблемы теории юридического процесса// Юридические гарантии применения права и режим социалистической законности вСССР: Тематический межвузовский сборник. Вып. 4 / Под. ред. В.М. Горшенева.Ярославль, 1977. С.10
 [7]Пауль А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права / Под общ. ред. М.В.Карасевой. – СПб.: Питер, 2003. С. 66.
 [8]Гражданское процессуальное право России /Под. ред. М.С. Шакарян.-М.: Юристъ,2002. С.47-49.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.