Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Правосудие и его демократические основы (принципы)

Введение.
Любойюрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активноучаствующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звеномеханизма правоприменения, без которого не может существовать современноегосударство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельностиправоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий,осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системеправоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти онозанимает центральное место.
Цельюданной контрольной работы является изучение понятия правосудия, его общейхарактеристики, анализ его демократических основ.
Отличительные признаки и понятиеправосудия.
Егороль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего тообстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений покардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личныхправ и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственныхи иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признанииконкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему мерынаказания либо иного определенного в законе воздействия, а равно приреабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности.Такое же слово принадлежит ему и при определении правовых последствий,вытекающих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией,скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, другихимущественных или неимущественных прав, предоставленных им. Правосудие такжеявляется способом разрешения споров (имущественных и некоторых других),возникающих в сфере экономической деятельности между государственными инегосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.
Судебныерешения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговорыпо уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д. ) и нередко именуемыев юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательствомнаделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, вчастности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление,являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц,других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территорииРоссийской Федерации.
Несколькоиначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений погражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, неисполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявлениезаинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, кпримеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебногорешения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всейтерритории страны.
Неисполнениесудебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применениеразличного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, всоответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или инымслужащим решения, приговора, определения или постановления суда либовоспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мераминаказания, начиная от штрафа в размере от 200 до 400 минимальных размеровоплаты труда и кончая лишением свободы до двух лет.
Сущностьправосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не стольков том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией)правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решенийпо кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.
Ких числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот видгосударственной деятельности может осуществляться только конкретными способами,а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И этиспособы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройствеоднозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:
—рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам,затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
—рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленныхзаконом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либооправдания невиновных.
Другимотличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственнойдеятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры),который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, законподчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должнопроисходить в судебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела ипринятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонномсоблюдении гражданского процессуального, арбитражного процессуального илиуголовно-процессуального законодательства. Предписания эти регулируютпрактически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть приподготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законногосостава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, ихправа и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правиласобирания, фиксации и исследования доказательств и т. п. ). Все процессуальныепредписания в конечном счете направлены на установление истины и принятиезаконного, обоснованного и справедливого решения по существу.
Котличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно можетосуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган илидругое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.
Сучетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно определить какосуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению иразрешение гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требованийзакона и установленного им порядка, обеспечивающие законность, обоснованность,справедливость и общеобязательность судебных решений.
Демократические основы (принципы)правосудия, их понятие, истоки и значение
Демократическиеосновы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения,определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности.Такие положения являются основополагающими для всех предписанийзаконодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов вгосударственном механизме и политической системе общества.
Всовокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всехконкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписаниятакого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинствесвоем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, — Конституции РФ,конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки и втаких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитетеРСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от22 ноября 1991 года.
Вотличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений,именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в нихправила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц иорганов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательныхорганов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться ссуществующими демократическими требованиями или традициями в той или инойсфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.
Этитребования рождены прежде всего практикой развития и совершенствованияправосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределахположительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества,отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщаядекларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политическихправах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросаморганизации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числомгосударств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являютсяобязательными к исполнению.
Дляобщей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существеннымявляется то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активноидет этот провес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призванооказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замыселпреобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.
Полнаяреализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в областиобеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизацииправоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебнаявласть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другиеветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это,естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержанияпринципов правосудия.
Законность
Внаши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписанийКонституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всемигосударственными и негосударственными учреждениями и организациями, ихслужащими ч должностными лицами, гражданами.
Основныеположения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, гдесказано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КонституциюРоссийской Федерации и законы”. К законам относятся федеральные законы ифедеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерацииконституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должнысоответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречатКонституции РФ или закону, применяться не могут.
Федеральныезаконы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта Федерации,действуют на территории данного субъекта. Если. суд при разбирательствеконкретного дела установит, что какой-то из таких актов или любой иной правовойакт, в том числе изданный федеральным органом, противоречит закону, то онвправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.
Особенностьюсовременного понимания принципа законности является то, что оно допускает приопределенных условиях возможность неприменения судами также законов, в томчисле федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно изположений, закрепленных в Конституции РФ.
Онотакже получило поддержку Пленума Верховного Суда РФ, который в постановлении “Онекоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации приосуществлении правосудия” от 31 октября 1995 года № 8 (БВС. 1996. № 1)разъяснил: “Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституцияимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссийской федерации. В соответствии с этим конституционным положением судампри рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативногоправового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения и во всехнеобходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве актапрямого действия.
Суд,разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
а)когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, нетребуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ееприменения при условии принятия федерального закона, регулирующего права,свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б)когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территорииРоссийской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации,противоречит ей;
в)когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступленияв силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии ссоответствующими положениями Конституции;
г)когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, афедеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судомправоотношения, отсутствует.
Нормативныеуказы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применениюсудами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречатКонституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 КонституцииРоссийской Федерации)”.
Другимисловами, в соответствии с данным разъяснением суды не всегда обязаныбезоговорочно следовать предписаниям законов и указов. Прежде чем применятьакты даже столь высокого уровня они должны проверять, насколько онисоответствуют Конституции РФ.
Всовременных условиях понятие законности как правового принципа приобрелосвоеобразие еще и в связи с тем, что Конституция РФ (см. ч. 4 ст. 15) призналаособую роль в российской правовой системе международных договоров РоссийскойФедерации. При определенных условиях законы, противоречащие таким договорам,тоже могут не применяться судами. И осуществление данного конституционногоположения — уже реальность. Об этом свидетельствует тот факт, что суды началинапрямую применять положения международного договора, если какой-то российскийзакон противоречит ему или не согласуется с ним. В частности, они, ссылаясь наположения Международного пакта о гражданских и политических правах, сталипринимать жалобы граждан на незаконное задержание по подозрению в совершениипреступления, несмотря на то, что существующее законодательство непредусматривает возможность таких действий судов.
Конституционныеновеллы, однако, не следует понимать как какой-то шаг по умалению роли изначения принципа законности. Как и прежде, он по праву считается одним изнаиболее важных и универсальных, имеющих существенное значение для всехотраслей права правовых принципов. Его последовательное проведение в жизнь —непременное условие нормального функционирования всего государственногомеханизма:
Дляправосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот видгосударственной деятельности, как отмечено выше при определении его понятия,тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного импорядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет соблюдениязакона, нельзя говорить о правосудии. Это скорее будет произвол. Такое“правосудие” не в состоянии выполнять свою социальную функцию.
Обеспечение прав и свобод человека игражданина при осуществлении правосудия
Влюбом государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим,данный принцип тоже следует относить, как и принцип законности, к числууниверсальных. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человекаи гражданина — ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферахгосударственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и приосуществлении правосудия. Юридической базой для такого подхода в наши дниявляется уже давно пользующаяся широким признанием идея, положенная в основуст. 2 Конституции РФ. “Человек, его права и свободы,— говорится в этой статье,— являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства”.
Этаосновополагающая идея развита и конкретизирована во многих предписанияхКонституции РФ и других законодательных актах, включая те, которые имеютнепосредственное отношение к правосудию и в целом ко всем направлениямправоохранительной деятельности. О ряде предписаний такого рода речь уже шлавыше и пойдет в последующих параграфах данной главы и других главах учебника.Это предписания о равенстве всех перед законом и судом, презумпцииневиновности, праве на защиту от обвинения в преступлении, состязательности иравноправии сторон, праве на судебную защиту прав и свобод от каких бы то нибыло посягательств, а также о национальном языке судопроизводства, открытомразбирательстве судебных дел и т. д. Многие из них имеют существенное значениедля создания надлежащих условий, необходимых для подлинного правосудия как поуголовным, так и гражданским, в том числе арбитражным делам.
Особоговнимания требуют конституционные и иные законодательные положения, которыепризваны гарантировать неприкосновенность личности человека и гражданина, ихчастной жизни и жилища.
Соблюдениеэтих положений — важнейшее условие для осуществления правосудия во всех сферах.Однако значительную актуальность они имеют для правосудия, котороеосуществляется в связи с разбирательством уголовных дел. Именно в даннойобласти распространено применение весьма острых мер государственногопринуждения. И это в определенной мере служит реальной почвой для опасныхошибок, влекущих нередко тяжелые последствия, и даже для злоупотребленийдолжностных лиц правоохранительных органов, чрезмерно усердствующих встремлении “показать свою власть” либо создать видимость непримиримогоотношения к преступникам, подлинным и нередко мнимым, а порой — и большихдостижений “на ниве борьбы с преступностью”.
Многолетнийотечественный и зарубежный опыт подсказал, что человек, привлекаемый куголовной ответственности и предстающий перед судом в качестве подсудимого,нуждается в дополнительных средствах защиты его основных прав и свобод. Такимсредствам уделяется значительное внимание. Они закрепляются как в обычныхзаконах, так и на конституционном уровне. С известной долей условности их можнообъединить в три группы.
Кпервой относятся юридические средства, гарантирующие неприкосновенностьличности человека и гражданина. Вполне естественно, среди средств данной группыведущее место занимают те, которые предназначены для правовой защиты наивысшейценности — человеческой жизни. В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждыйобладает правом на жизнь. Для правосудия имеет принципиальное значение тотфакт, что в этой же статье подчеркивается исключительный характер смертнойказни. Она и в соответствии с ней уголовное законодательство ориентируют судына необходимость особой осмотрительности при принятии решений о примененииданной меры наказания.
КонституцияРФ и другие законы бескомпромиссно запрещают любые действия, которые причинялибы какой-то ущерб и здоровью, умаляли бы достоинство личности. В ее ст. 21четко сказано, что “ничто не может быть основанием” для умаления достоинстваличности. Там же категорически запрещено применение в каких бы то ни былоформах насилия, а также проведение медицинских, научных или иных опытов бездобровольного согласия тех, кого намереваются подвергать таким опытам.
Этизапреты, естественно, подлежат безусловному соблюдению и являются крайневажными прежде всего для тех областей государственной деятельности, которыесвязаны с борьбой с преступностью и, соответственно, с осуществлениемправосудия по уголовным делам. Они означают, в частности, что нельзя ни у коготребовать под угрозой насилия и тем более с применением такового дачипоказаний, признания своей вины в совершении преступления, принудительногомедицинского освидетельствования, совершения поступков, унижающих человеческоедостоинство либо опасных для жизни или здоровья и т. д. Сведения, полученныепри несоблюдении таких запретов, не могут считаться Доказательствами, которыесуд вправе положить в основу приговора или иного своего решения по конкретномуделу. Должностные лица, допускающие антиконституционные действия, должны нестиответственность, в том числе уголовную.
Неприкосновенностьличности с конституционной точки зрения означает также недопустимостьпроизвольного ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.Отступление от данного запрета возможно только в законом установленном порядке,который предусматривает систему гарантий, обеспечивающих законность иобоснованность лишения свободы человека и гражданина в любой форме. В частностионо может быть применено только при наличии условий, тщательно определенных взаконодательном порядке, под контролем суда или прокурора. Лицу, подвергнутомутакой мере, предоставлены неограниченные возможности по принесению жалобы на еенезаконность или необоснованность.
Вторуюгруппу дополнительных средств, обеспечивающих реализацию прав и свобод человекаи гражданина, образуют те, которые предназначены для защиты неприкосновенностиих частной жизни. Основные из них тоже предусматриваются в Конституции РФ (ст.23). В принципе данная сфера жизни любого неприкосновенна. Но при возникновениинеобходимости в ходе, скажем, выявления преступления и расследования уголовногодела вторгнуться в частную жизнь человека (прослушать телефонные переговоры,просмотреть почтовую корреспонденцию, ознакомиться с телеграфными или инымисообщениями и т. д. ) безусловно обязательно соблюдать специальные правила,гарантирующие от произвола (к примеру, получить судебное решение, разрешающеепроизводство соответствующего действия). Такие правила детальнорегламентируются УПК, Законом об оперативно-розыскной деятельности и некоторымидругими.
Ктретьей группе названных средств относятся установленные Конституцией РФ ииными законами правовые средства, обеспечивающие неприкосновенность жилища.Жилье — не то место, где посторонним, даже должностным лицам весьма уважаемых иавторитетных правоохранительных органов, можно произвольно, против волипроживающих в нем лиц совершать какие-то действия, в том числе в связи свыявлением и расследованием преступлений. Таково общее правило, и оно четко иясно определено в ст. 25 Конституции РФ. Однако если все же в процессевыполнения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий возникаетпотребность проникнуть в жилое помещение против воли его хозяина, то требуетсязаручиться санкцией прокурора или решением суда, допускающим такоепроникновение. Отступление от этого правила возможно только в случаях, нетерпящих отлагательства. И о каждом таком случае должны ставиться в известностьпрокурор либо суд. Подобная форма контроля тоже способна влиять сдерживающе натех, кто не привык считаться с конституционными правами человека и гражданина.
Всвязи с характеристикой рассматриваемого принципа правосудия важно иметь ввиду, что несоблюдение изложенных правил должно влечь за собой исключение изчисла доказательств всех данных, обнаруженных в ходе действий, произведенныхбез соблюдения таких правил. А это означает, что данные подобного рода не могутслужить основанием для постановления того или иного акта правосудия. В случаеих использования принятые судебные решения должны отменяться. Соответственноправосудие не может считаться состоявшимся.
Осуществление правосудия только судом
Всоответствии со ст. 118 Конституции РФ, как отмечено выше, правосудиеосуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4Закона о судебной системе, где сказано: “Правосудие в Российской Федерацииосуществляется только судами, учрежденными в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Созданиечрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральнымконституционным законом, не допускается”.
Применительнок разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49Конституции РФ и ст. 13 УПК. В последней по данному поводу сказано следующее:“Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а такжеподвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии сзаконом”. Другими словами, только суд, действующий на основании предписанийзакона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание.Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемомуобщими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тожеконкретизируется в ряде Других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.
Кругорганов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными вышезаконами. К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховныесуды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи,военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные судысубъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим.Государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным(компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы невправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нетсоответствующих полномочий.
Требование,чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет ввиду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения),которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение,подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишьвышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил игарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерныеинтересы общества и государства.
Обеспечение законности, компетентности ибеспристрастности суда
Краткосуть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которомудоверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способенвершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.
Этосамоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано.Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ ( ст. 18, 45, 47, 119, 121 и123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных ипроцессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числупоследних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских иполитических правах. “Каждый имеет право, — говорится в ч. 1 ст. 14 этогодокумента, – при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему,или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессена справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым ибеспристрастным судом, созданным на основании закона”.
Дляобеспечения всех этих свойств суда существуют многие установленные закономсредства. О том, как такая обеспеченность достигается в отношении независимостисуда и судей, речь пойдет в следующем параграфе, поскольку данное свойствонуждается в особом рассмотрении.
Чтокасается других из перечисленных свойств суда (законности, компетентности ибеспристрастности), то средства, обеспечивающие их, отличаются своеобразием имогут быть объединены в три группы:
–правила, определяющие порядок наделения судей, народных, присяжных иарбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которыеустанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли;
–правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное гражданское илиуголовное дело (правила определения подведомственности и подсудности), а такжеего состава;
–правила, ограничивающие возможность необъективности либо пристрастности тех,кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникших по делу.
Перваягруппа правил устанавливается предписаниями Конституции РФ (ст. 119 и 123),Закона о судебной системе, Закона о статусе судей, Закона о судоустройстве,Закона с Конституционном Суде и Закона об арбитражных судах. Их соблюдение, какбудет показано в гл. XI учебника, создает “сито” с помощью которого отреализации судебных функций отстраняются люди, неспособные выполнять их (неимеющие достаточной квалификации, профессионального и житейского опыта, несоответствующие высоким нравственным требованиям, дающим право судить других ит. д. ). В конечном счете правила данной группы обеспечивают преимущественнокомпетентность суда.
Правилавторой группы тоже устанавливаются предписаниями Конституции РФ (ст. 47), аравно ГПК, УПК г АПК. Они вытекают также из приведенного выше положение ч-1ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В основе всехэтих предписаний лежит давно и широко признанная предпосылка: всякий заранее инаверняка должен знать, к какому судье ему придется обратиться, если возникниимущественный или иной разрешаемый в суде спор, либо перед каким судьей онпредстанет в случае привлечения его к уголовной ответственности.
Вопросо подсудности дела не относится к числу юридикотехнологических. Правильное егорешение — это обеспечение компетентности и беспристрастности суда, егонадлежащего состава. И решаться он должен не по усмотрению какого-тодолжностного лица или по его капризу, как это нередко случалось в прошлом, втом числе в не столь отдаленном.
Этими объясняется тот факт, что ему уделено внимание и в Конституции РФ. “Никто неможет быть лишен права, — говорится в ч. 1 ст. 47, — на рассмотрение его дела втом суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом”. В развитиеэтой общей установки законодательство по данному вопросу предусматривает,скажем, что изъятие конкретного уголовного дела вышестоящим судом изнижестоящего допускается лишь при наличии ходатайства подсудимого. Помимо еговоли дело не может быть изъято, к примеру, из районного суда даже в ВерховныйСуд РФ.
Недопускается произвольная передача дела, подсудного одному суду, в другой судтого же уровня. В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ от31 октября 1995 года разъяснено, что в случаях, когда имеется крайняянеобходимость в переносе дела из одного суда в другой суд того же уровня(например, в данном суде один судья, и он заболел надолго; ожидание еговыздоровления чревато тем, что подсудимый будет вынужден находитьсянеопределенно долго под стражей до вынесения приговора), передача дела можетсостояться по решению председателя вышестоящего суда, но при этом подсудимогонужно обязательно известить о причинах такого решения. Извещение даст емувозможность своевременно обратиться с жалобой, если он не будет согласен срешением. Словом, таким образом Верховный Суд РФ принял меры к тому, чтобы и вданном вопросе не было произвольных отступлений от конституционных предписаний,предусматривающих одно из средств обеспечения законности суда, которому можнодоверить разбирательство конкретного дела.
Дляобеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенноезначение имеет правильное определение состава суда, который долженрассматривать конкретное дело.
Внастоящее время все суды общей юрисдикции могут рассматривать гражданские делапо первой инстанции в двух составах суда: судьями единолично или коллегией всоставе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактическибольшинство такого рода дел рассматривается судьями единолично.
Дела,подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться по первой инстанции водном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремясудьями-профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями.Чаще всего такое рассмотрение осуществляется судьями-профессионалами единоличнов арбитражных судах субъектов Российской Федерации. Формирование коллегиальныхсоставов должно происходить, например, по делам о банкротстве(несостоятельности) либо по решению председателя суда с учетом каких-тообстоятельств (ходатайство стороны спора, сложность дела и т. д. ). В этихслучаях в состав коллегии судей входят три судьи-профессионала, работающих вданном арбитражном суде. Состав суда с участием арбитражных заседателей приопределенных условиях может формироваться решением руководства соответствующегосуда по просьбе или с согласия спорящих сторон.
Чтокасается уголовных дел, то для их разбирательства в гражданских судах общейюрисдикции по первой инстанции возможны четыре варианта состава суда:
—один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чемпять лет лишения свободы). Такой состав суда возможен только по делам,рассматриваемым районными судами, если подсудимый — совершеннолетний. Навоенные суды, общие (гражданские) суды среднего звена и Верховный Суд РФ данноеправило не распространено — в них все уголовные дела по первой инстанции должныразбираться коллегиально. Оно не распространяется также на все уголовные деланесовершеннолетних;
–один судья-профессионал и два народных заседателя (по делам о преступлениях, закоторые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пятилет, а во всех других судах — любой вид наказания; сюда относятся и все дела опреступлениях несовершеннолетних);
–три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всемвоенным судам, общим (гражданским) судам среднего звена и Верховному Суду РФ);
–один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей (такие коллегииобразуются в судах среднего звена общей «юрисдикции тех субъектовРоссийской Федерации, где допускался разбирательство дел с участием присяжных,по ходатайствам подсудимых по делам о преступлениях, за которые может бытьназначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет,пожизненного лишения свободы или смертной казни).
Созывсуда присяжных допускается только в таких общих делах (гражданских) среднегозвена, как краевые, областные и городские суды в тех субъектах РоссийскойФедерации, в отношении которых есть специальное решение
Вкассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможнотолько в коллегиальном составе. Например, в судебных коллегиях судов общейюрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремяпрофессионалами, а в президиумах этих судов — не менее чем половиной членовпрезидиума. По такой же схеме в общих чертах, как будет показано ниже,определяется состав арбитражных судов, рассматривающих дела в апелляционном,кассационном и надзорном порядке.
Всоответствии с правилами третьей группы обеспечивается в первую очередьбеспристрастность суда. Они сосредоточены главным образом в ГПК, УПК и АПК.Согласно этим правилам судьи и заседатели устраняются от разбирательстваконкретного дела:
–если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством поданному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключениепо вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали врасследовании дела, оказывали юридическую помощь истцу или ответчику и т. д. );
–либо если есть основания считать, что судья или заседатель имеет личнуюзаинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой-то изсторон, свидетелем, лицом, производившим расследование, уже участвовал впроизводстве по данному делу в качестве судьи, и т. д. ).
Приоценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность,компетентность и беспристрастность суда, которому доверяется разбирательствогражданских и уголовных дел, важно не упускать из виду то, что между этимиправилами нет непроходимой пропасти. Они тесно взаимосвязаны и дополняют другдруга.
Независимость судей, присяжных, народных иарбитражных заседателей
Принципнезависимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателейпровозглашается во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120),Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законео Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст. 6),Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др.
Сутьданного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, вкоторых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решениябез постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иноговоздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.
Опытмногих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд относится к числутаких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрениядругих государственных органов, должностных лиц различного уровня и простограждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательстваконкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых дляоказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. Вплоть донаших дней к такого рода способам и методам относится многое: от посулов иподкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем болееизощренными становятся эти способы и методы.
Всвязи с этим существенное внимание уделяется разработке и внедрению гарантийнезависимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Усилия вэтом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня1992 года, когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей. В ст. 9 этогоЗакона установлено, в частности, что независимость судей обеспечивается:
–предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, подугрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность поосуществлению правосудия;
–установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи;
–правом судьи на отставку;
–неприкосновенностью судьи;
–системой органов судейского сообщества;
–предоставлением судье за счет государства материального и социальногообеспечения, соответствующего его высокому статусу.
“Судья,— говорится в ч. 2 названной статьи, — члены его семьи и их имущество находятсяпод особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принятьнеобходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи,сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующеезаявление”.
Этиположения существенным образом развиты и дополнены Федеральным законом “Огосударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов” от 20 апреля 1995 года, в котором достаточно детальноопределяется не только круг лиц, пользующихся правом особой государственнойзащиты, но и подлежащие применению конкретные меры защиты, условия и порядок ихреализации. Набор таких мер довольно разнообразен: от обеспечения личнойохраны, охраны имущества и жилища, выдачи оружия, специальных средствиндивидуальной защиты вплоть до переселения на другое место жительства, заменыдокументов и изменения внешности.
Осуществление правосудия на началахравенства всех перед законом и судом
Этотпринцип правосудия тоже закреплен во многих законодательных актах. ВКонституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
“I.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданинанезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для ихреализации”.
Равенствоперед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных взаконодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не толькопредоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможностьприменения и применение ответственности в соответствии с теми законодательнымиактами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Понятиеравенства перед судом не отличается существенно от понятия равенства передзаконом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том илиином качестве, равными процессуальными правами и соответствующимиобязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, тоэто значит, что он, независимо от своего происхождения, социального,должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежностии т. д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроизводстваво всех общих и военных судах одинаковы, независимо от того, кто привлекается кответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, являетсяответчиком по такому иску и т. д. Одинаковы правила судопроизводства и для дел,рассматриваемых арбитражными судами.
Законвместе с тем предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которыезависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военнымструктурам, воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенностипроявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравненк ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваютсяони не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые длявсех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-топреимущества либо привилегии.
Досравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19Конституции РФ, были редкостью. В соответствии с широко распространенными вомногих странах мира традициями в российском законодательстве устанавливался особыйрежим привлечения к уголовной ответственности и применения мер принуждения, ккоторым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск,задержание, привод и т. п. ), только в отношении главы государства и депутатовзаконодательных (представительных) органов.
Например,в ст. 96 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
“1.Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладаютнеприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
2.Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаевзадержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, заисключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом дляобеспечения безопасности других лиц.
3.Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генеральногопрокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания”.
Этиконституционные положения существенно уточняются и дополняются в ст. 18 и 20Федерального закона “О статусе депутата Совета Федерации и депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания” от 8 мая 1994 года (СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74). Были приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшиенечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборныхдолжностных лиц органов местного самоуправления.
Такуюзаконодательную практику вполне можно признать в целом понятной и оправданной.Она отражает стремление предусмотреть дополнительные гарантии законности иобоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьмаострых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение в силу того, чтоони принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии –средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Какпоказывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии нужны в любомпо-настоящему демократическом государстве.
Вместес тем в последние годы введение различного рода изъятий из принципа равенстваперед законом и судом приобретает характер нарастающей тенденции. Появилисьзаконы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц. В ихчисле оказались зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ и вдепутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающегоголоса, судьи всех судов, прокуроры и следователи прокуратуры, сотрудникиорганов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки при исполненииими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя,аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФи др.
Представлениео том, какие предусматриваются изъятия из конституционного принципа равенствавсех перед законом и судом для названных лиц, можно получить при ознакомлении,например, со следующими актами:
–ч. 7 ст. 37 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от17 мая 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924);
–ч. 7 ст. 19 названного закона, а также ч. 7 ст. 20 Федеральногоконституционного закона “О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995года (СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3941);
–ч. 5 ст. 22 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных правграждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 года (СЗ РФ. 1994. № 33. Ст.3406);
–ч. 9 ст. 44 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации” от 21 -июня 1995 года (СЗ РФ. 1995.№ 26. Ст. 2398);
–ст. 16 Закона о статусе судей;
–ст. 42 Закона о прокуратуре;
–ч. 4 ст. 17 Федерального закона “Об органах федеральной службы безопасностиРоссийской Федерации” от 3 апреля 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269);
–ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Российской федерации” от 11 января1995 года (СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167);
–ч. 7 ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года (СЗ РФ. 1995. №35. Ст. 3506);
–ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правамчеловека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 года (СЗ РФ. 1997. № 9. Ст.1011).
Обеспечение права граждан на судебнуюзащиту
Свободудоступа к правовой защите, осуществляемой судами, принято считать одним изоплотов демократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвейгосударственной власти, на четкое разграничение их функций и установление такназываемой системы сдержек и противовесов.
Общечеловеческийопыт уже давно подсказал широко известную в наши дни мысль: никто не может бытьсудьей в своем собственном деле. Признание людьми собственных ошибок илиДопущенных злоупотреблений недостижимо или почти недостижимо в подавляющембольшинстве случаев и в полном объеме. Вероятность того, что должностное лицокакого-то исполнительного органа, причинившее заведомо неправильными действиямивред гражданину или организации, охотно и полностью признает своизлоупотребления, примет меры к ликвидации их последствий, крайне мала. Не оченьвысока и вероятность того, что злоупотребления или ошибки могут бытьдобровольно исправлены вышестоящими должностными лицами исполнительной власти.Во всяком случае, нет стопроцентной уверенности в том, что так Сзываемыйведомственный механизм борьбы со злоупотреблениями и ошибками сработаетбезотказно и надежно. Нужна какая-то сила, которая пришла бы на помощь тому,кому причинен вред. В качестве такой силы и призван выступать независимый,объективный и компетентный суд.
Примернотакова логика признания эффективности и важности судебной защиты прав и свобод.И это признание получило весьма, широкое распространение не только у нас встране, но и во многих других странах, на международном уровне. Судебной защитеи обеспечению права на нее уделено значительное внимание и в российскомзаконодательстве. В наши дни оно почти полностью отражает современные представленияо рассматриваемом принципе. В 2 ст. 46 Конституции РФ по этому поводуговорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а такжечто решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лицмогут быть обжалованы в суд. Это конституционное положение конкретизируетсярядом законодательных актов, в частности Законом РФ “Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 года.И практика их реализации в последние годы, как отмечалось выше, становится всеболее активной.
Дляполноты характеристики рассматриваемого принципа важно иметь в виду, чтопринятие решения по жалобе высшей судебной инстанцией— не предел. В ч. 3 ст. 46Конституции РФ сказано: “Каждый вправе в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы позащите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовой защиты”.
Такиминаиболее известными международными органами являются: Комиссия ООН по правамчеловека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовойдискриминации и Комитет против пыток. Все они образованы и действуют под эгидойООН на основании положений Устава ООН, Международного пакта о гражданских иполитических правах и Факультативного протокола к нему, Международной конвенциио ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции против пыток и другихжестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.Российская Федерация приняла на себя обязательство о соблюдении предписанийэтих весьма авторитетных международных документов, в том числе тех предписаний,которые регламентируют порядок рассмотрения жалоб отдельных лиц на нарушения ихправ и свобод.
Всвязи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы круг международныхорганов, где российский гражданин сможет ставить вопрос о защите своих прав,станет несколько шире. Он получит возможность обращаться за защитой своих правеще в два органа — Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд поправам человека.
Состязательность и равноправие сторон
Всоответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ правосудие осуществляется “на основесостязательности и равноправия сторон”. Данный принцип весьма созвучен и схожпо содержанию с рассмотренным выше принципом осуществления правосудия наначалах равенства граждан перед законом и судом.
Однакоэти принципы не тождественны. Рассмотренный выше, как мы видели, имеет в видувсех, кто так или иначе соприкасается с судом и соответственно — с правосудием.Это могут быть обвиняемые и потерпевшие, истцы и ответчики, свидетели иэксперты, переводчики и понятые и т. д. Что касается принципа состязательности,то он распространяется не на всех граждан, а лишь на стороны, участвующие всудопроизводстве, т. е. на тех, кто при разбирательстве уголовных и гражданскихдел судом выполняют одну из процессуальных функций (обвинение или защиту поуголовным делам, поддержание гражданского иска или возражение против него).
Состязательностькак принцип (основа) правосудия означает такое построение процедурыосуществления данного вида государственной деятельности, которое обеспечиваетпри рассмотрении гражданских или уголовных дел в судебных заседаниях Равныевозможности участвующих в таком рассмотрении лиц по отстаиванию защищаемых имиправ и законных интересов. При этом суд наделяется всеми необходимымиполномочиями по руководству такими заседаниями и принятию решений по существурассмотренных дел.
Другимисловами, правосудие является состязательным тогда, когда стороны (участники)рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать своюправоту, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов исобытий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующихзаконов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску истины,справедливости, обеспечению законности и обоснованности акта правосудия. Приэтом суду должна принадлежать роль органа, который активно способствует поискуистины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон,обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства,установленных законом.
Состязательность– важный показатель демократичности правосудия, ибо ее полная реализацияпредполагает последовательное проведение в жизнь прежде всего равноправиясторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторонсвоих прав и законных интересов.
Конкретныепроявления состязательности прослеживаются во многих положенияхуголовно-процессуального, гражданского и арбитражного процессуальногозаконодательства. К примеру, в ст. 245 УПК идея состязательности выраженаследующими словами: “Обвинитель, подсудимый, защитник, а также потерпевший,гражданский истец, гражданский ответчик и их представители в судебномразбирательстве пользуются равными правами по представлению доказательств,участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств”. В условияхгражданского судопроизводства идея состязательности звучит несколько иначе.“Гражданское судопроизводство, — говорится в ст. 14 ГПК в новой редакции (онадана Законом от 30 ноября 1995 года — СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4695), —осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороныпользуются равными правами по представлению доказательств и участию в ихисследовании.
Суд,сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего иполного исследования всех обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим вделе, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения илинесовершения процессуальных действий и в случаях, предусмотренных настоящимКодексом, оказывает им содействие в осуществлении их прав”.
Обеспечение подозреваемому, обвиняемому иподсудимому права на защиту
КонституцияРФ (ст. 45 и 48), другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Онине просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности,есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированности этогоправа. Статья 48 Конституции РФ, к примеру, предусматривает:
“1.Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2.Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершениипреступления имеет право пользоваться помощью адвоката(защитника) с моментасоответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения”.
Стольширокое понимание рассматриваемого принципа опирается на признание трехисходных положений.
Во-первых,положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделенкомплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективнозащищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45Конституции РФ, где говорится, что “каждый вправе защищать свои права и свободывсеми способами, не запрещенными законом”. В этих целях лицам, привлекаемым куголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: право знать, в чемих обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами,обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающихобвинение, и т. д.
Во-вторых,положения о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый(подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в некоторых случаях иметьназначенного) защитника. Такая возможность возникает с момента задержанияподозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому куголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступаютадвокаты, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активнобороться за права и законные интересы подзащитного.
В-третьих,положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров исудей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защитеподозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается толькоих личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностныелица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающиеответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либосмягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому,обвиняемому или подсудимому его прав.
Всеназванные и многие другие права и обязанности в совокупности и призваныобеспечить право на защиту.
Презумпция невиновности
Сутьпрезумпции невиновности изложена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: “Каждый обвиняемыйв совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будетдоказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившимв законную силу приговором суда”. Это и есть законодательная формуладемократического принципа осуществления правосудия по уголовным делам.
Воснове этого принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласнокоторой каждый человек должен презюмироваться (предполагаться) добропорядочным,пока иное не будет доказано. Опирается он также на положения авторитетныхмеждународных документов в области прав человека. Например, в ч. 2 ст. 14Международного пакта о гражданских и политических правах человека сказано:“Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, покаего виновность не будет доказана согласно закону”.
Хотяформула презумпции невиновности была включена в действовавшую до 12 декабря1993 года Конституцию РФ сравнительно недавно (лишь в 1992 году), основанные наэтой презумпции положения, гарантирующие права лиц, привлекаемых к уголовнойответственности, были признаны и закреплены значительно раньше. Например, вуголовно-процессуальном законодательстве уже давно предписано, что суд,прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, не вправе перелагатьобязанность доказывания на обвиняемого, что обвинительный приговор не можетбыть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходесудебного разбирательства виновность подсудимого доказана, что не допускаетсявключение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнениерепутацию оправданного. Из презумпции невиновности вытекают также положения отом, что все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должнытолковаться в пользу обвиняемого (подсудимого), а равно о том, что недоказаннаявиновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной егоневиновности. Эти и некоторые другие положения, вытекающие из презумпцииневиновности, в большинстве своем стали в наши дни конституционными.
Открытое разбирательство дел во всех судах
“Разбирательстводел во всех судах, — говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое.Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренныхфедеральным законом”.
Сутьданного принципа состоит в обеспечении возможности всем гражданам, неявляющимся участниками процесса по тому иди иному судебному делу,присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечениюдемократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться впомещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела,является своеобразной формой народного контроля за правосудием, дисциплинируетсуд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросовкак по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящеев суде было максимально убедительным, обоснованным.
Вместес тем из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытоесудебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям недопускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади залапредседательствующий может распорядиться в целях поддержания необходимогопорядка об ограничении доступа посетителей.
Крометого, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседанийсуда. Такие заседания должны проводиться в интересах охраны государственнойтайны. При рассмотрении уголовных дел суд может своим мотивированным решением(постановлением или определением) закрыть двери зала суда для лиц, не являющихсяучастниками процесса, при разбирательстве Дел о преступлениях, совершенныхподсудимыми, не достигшими 16 лет, о половых преступлениях, всех иных дел, еслиэто нужно для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизниучаствующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересыобеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников и другихграждан. Допускается закрытие судебных заседаний и в иных случаях (дляобеспечения тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки граждан).
Слушаниегражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением всехправил судопроизводства. Принятые решения или приговор всегда оглашаютсяпублично.
Национальный язык судопроизводства
Всоответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции РФ “каждый имеет Право на пользованиеродным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения итворчества”. В этом конституционном положении конкретно проявляются особенностинационально-государственного устройства Российской Федерации, основанного науважении прав и свобод всех населяющих ее народов.
Данноеконституционное предписание уточняется и развивается в ряде другихзаконодательных актов. К числу таких актов нужно отнести прежде всего Закон осудебной системе, в котором сказано:
“1.Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РоссийскойФедерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном СудеРоссийской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся нарусском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство иделопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестисьтакже на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
2.Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектовРоссийской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языкереспублики, на территории которой находится суд.
3.Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечиваетсяправо выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободноизбранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика”.
Заслуживаетвнимания и ст. 18 Закона РСФСР “О языках народов РСФСР” от 25 октября 1991года, которая предусматривает, в частности, что “нарушение установленногозаконодательством РСФСР и республик в составе РСФСР порядка использованияязыков в судопроизводстве и делопроизводстве в правоохранительных органахявляется основанием для отмены судебного решения и всех других процессуальныхрешений, принимаемых по делам, находящимся в производстве”.
Другиезаконодательные акты вносят еще ряд уточнений и дополнений. В частности,уголовно-процессуальное законодательство обязывает переводчиков точно и полноосуществлять свои функции при рассмотрении уголовных дел. Невыполнение этойобязанности может повлечь ответственность вплоть до уголовной, причем довольносуровой. В соответствии со ст. 307 УК заведомо ложный перевод наказывается“штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного додвух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти додвухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либоарестом на срок до трех месяцев”. Если такой перевод связан с обвинением лица всовершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание применяетсяболее строгое — лишение свободы на срок до пяти лет.
Услугипереводчика, оказываемые обвиняемому (подозреваемому, подсудимому), во всехслучаях являются бесплатными. Следственные и судебные документы вручаются этимлицам в переводе на понятный им язык. Судебная практика решительно требует,чтобы копии обвинительного заключения и приговора обязательно вручалисьподсудимому либо осужденному (оправданному) в переводе на понятный им язык.
Участие граждан в отправлении правосудия
Правовымоснованием и этого принципа правосудия являются конституционные предписания.“Граждане Российской Федерации, — говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,—имеют право участвовать в отправлении правосудия”.
Такоеучастие чаще всего выражается в привлечении представителей народа кразбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногдак выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).
Всоответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан вразбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявитьсяв выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либоарбитражного заседателя.
Приразбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседателипользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участиемнародных заседателей рассматривается значительная часть судебных дел.
Присяжныезаседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел.
Существенноиметь в виду, что в наши дни с участием присяжных уголовные дела могутразбираться только в тех краевых, областных и городских судах, в отношениикоторых имеются специальные решения законодателя, и, как отмечено выше толькопо ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности за преступление,наказуемое лишением свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненным лишениемсвободы или смертной казнью.
Присяжныезаседатели не должны, подобно народным заседателям, избираться населением илисослуживцами. Их положено отбирать из числа граждан Российской Федерации,достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований,установленных в ст. 80 Закона о судоустройстве (например, отсутствие судимости,дефектов здоровья, которые не дают возможности выполнять функции присяжного).На начальных этапах отбор производится из списков избирателей районов (городов)создаваемыми местной администрацией комиссиями. Делается это путем случайнойвыборки кандидатов из числа избирателей. На последующих этапах, когдапоявляется необходимость подобрать присяжных для разбирательства конкретногоуголовного дела, отбор осуществляется аппаратом суда и судьями с участиемсторон. И на этом этапе отбора присяжных пользуются методом случайной выборкиили жеребьевкой. От народных заседателей присяжные отличаются также ипредоставленными им по закону правами. Основное отличие — они вправе приниматьрешение (вердикт) лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, атакже о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. Не все решенияприсяжных обязательны для судьи-профессионала, председательствующего в судебномзаседании. В определении меры наказания осужденному и решении ряда другихважных вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу,присяжные не участвуют. Пока удельный вес уголовных дел, рассматриваемых сучастием присяжных, незначителен.
Всоответствии с законодательством народные и присяжные заседатели вместе ссудьями-профессионалами олицетворяют судебную власть. Об этом сказано в ст. 1Закона о статусе судей: “Судебная власть в Российской Федерации принадлежиттолько судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях косуществлению правосудия представителей народа”.
Новымявлением для организации российских судов и практики осуществления правосудияявляется институт арбитражных заседателей. Он учрежден в порядке экспериментаФедеральным законом “О введении в действие Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации” от 5 мая 1995 года (СЗ РФ. 1995: № 19. Ст. 1710).Первоначально предполагалось, что с участием арбитражных заседателей дела будутрассматриваться лишь в тех арбитражных судах, в отношении которых состоитсяспециальное решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Такоерешение состоялось 5 сентября 1996 года — были утверждены упоминавшиеся вышеПоложение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражныхзаседателей, перечень арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, исписки арбитражных заседателей для этих судов. В перечень были включеныарбитражные суды 14 субъектов Российской Федерации (области Брянская,Калужская, Курганская, Московская, Сахалинская, г. Москва и др. ). Но спринятием 31 декабря 1996 года Закона о судебной системе этот институт пересталбыть экспериментальным, ему предоставлена “постоянная прописка” во всехроссийских арбитражных судах.
Дляхарактеристики арбитражных заседателей существенным является то, что прирассмотрении конкретных дел и принятии решений они пользуются правами, равнымис правами судей-профессионалов.
Действующеезаконодательство предусматривает и иные формы привлечения представителей народак участию в отправлении правосудия, с которыми в наши дни можно столкнуться нетак уж часто. Их имеет в виду, например, ст. 250 УПК, где речь идет овыполнении функций обвинения и защиты. Общественные обвинители и общественныезащитники наделены сравнительно широкими правами при разбирательстве уголовныхдел. Общественный обвинитель, к примеру, вправе представлять доказательства,принимать участие в их исследовании, заявлять ходатайства и отводы, участвоватьв судебных прениях. Он также вправе высказать свои соображения оцелесообразности применения или неприменения наказания, юридическойквалификации содеянного подсудимым, конкретной меры наказания и т. д.Аналогичным объемом прав наделены и общественные защитники.
Представителиобщественных организаций и трудовых коллективов наделены определеннымивозможностями участия в разбирательстве и гражданских дел в судах. Чаще всеготакие возможности используются в связи с рассмотрением трудовых споров, споров,касающихся воспитания детей, взыскания алиментов, разрешением вопросовограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками илинаркотиками, и т. д.
Заключение.
Вданной контрольной работе рассмотрены понятие правосудия, его отличительныепризнаки, изучены его демократические основы, их понятие, истоки и значение, атакже проанализированы демократические принципы отправления правосудия, такиекак:
Законность.
Осуществлениеправосудия только судом.
Обеспечениезаконности, компетентности и беспристрастности суда.
Независимостьсудей, присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Обеспечениеправа граждан на судебную защиту.
Состязательностьи равноправие сторон.
Обеспечениеподозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.
Презумпцияневиновности.
Открытоеразбирательство дел во всех судах.
Национальныйязык судопроизводства.
Правосудие– такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношениек осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека игражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц.Его задачам так или иначе подчинено выполнение практически всех другихправоохранительных функций. Поэтому о правосудии, не умаляя ни в коей мерезначения других функций, можно говорить как об их сердцевине, центральном звеневсей системы в целом.
Ипоэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в соответствии с егодемократическими основами, и чтобы во главу угла, при рассмотрении и решенииразнообразных уголовных и гражданских дел, ставилось соблюдение Конституции РФи, главное, прав и свобод человека, которые в ней закреплены.
Список литературы
Правовыеисточники
КонституцияРФ — ст. 15, 18, 19, 26, 32, 45—49, 119-121 и 123.
Законо судебной системе — ст. 5, 7 и 8-10.
Законо статусе судей — ст. 1, 9, 10 и 16 (ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст.606; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399).
Законо Конституционном Суде — ст. 5, 6 и 13 (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447),
Законоб арбитражных судах — ст. 4—7 (СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589).
Законо судоустройстве — ст. 4, 70, 80—88 (ВВС. 1981. № 28. Ст. 976; 1992. № 27. Ст. 1560;1993. № 33. Ст. 1313).
ЗаконРСФСР “О языках народов РСФСР” от 25 октября 1991 года — ст. 18 (ВВС. 1991. №50. Ст. 1740).
ЗаконРФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан” от 27 апреля 1993 года — ст. 1 и 2 (ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ.1995. № 51. Ст. 4970).
Федеральныйзакон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов” от 20 апреля 1995 года — ст. 2 и 5 (СЗ РФ. 1995. № 17.Ст. 1455).
Федеральныйзакон “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации” от 5 мая 1995 года — ст. 8 (СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1710).
УПК— ст. 13—20, 35, 46, 245, 259, 421,423, 426,429,438,440 и 443.
УК— ст. 294, 297, 307, 311 и 315.
ГПК— ст. 5—7, 9, 14, 33, 113 и 176.
АПК— ст. 4—10 и 13.
КоАП— ст. 165' и 1655.
Всеобщаядекларация прав человека — ст. 10 (Документы и материалы. С. 413—419).
Международныйпакт о гражданских и политических правах — ст. 2 и 14 (Документы и материалы.С. 302—320).
Международнаяконвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации— ст. 8 (Документы иматериалы. С. 280—292).
Конвенцияпротив пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видовобращения и наказания— (t. 17 (Документы и материалы. С. 384—397).
Положениеоб эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей,утвержденное Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября1996 года (ВВАС. 1996. № 11).
Списокиспользованной литературы.
ГуценкоК. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1998.
Правоохранительныеорганы в СССР: Учебник для вузов/ Под ред. В. М. Семмёнова. М., 1990.
Правоохранительныеорганы: Сборник законов. Кн. 1. М., 1994
СкитовичВ. В. Судебная власть и принцип разделения властей // Вестник МГУ. 1993. №3. с.20
ЕршовВ. В. Халдеев Л. С. Проблемы рассмотрения уголовных дел судом присяжных //Государство и право. 1994. № 2. С. 75.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.