Реферат по предмету ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Студента 4 курса юридического факультета Milliondollar boy
Институт гуманитарного образования
Москва 2008 год
Настоящийвопрос регламентируется ст. 67 ЗК РФ от 25 октября 2001 года, в соответствии скоторой:
1.Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений засостоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются всеземли в Российской Федерации. 2. Задачами государственного мониторинга земельявляются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этихизменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранениипоследствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведениягосударственного земельного кадастра, государственного земельного контроля заиспользованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципальногоуправления земельными ресурсами, а также землеустройства; 3) обеспечениеграждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. 3. Взависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственныймониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными,региональными и местными программами. 4. Порядок осуществления государственногомониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.Рассмотрим каждый из представленных пунктов конкретнее. В отличие от ст. 109 ЗК 1991 г., содержавшей только определение мониторинга земель и правило о том, чтоструктура, содержание и порядок определения мониторинга устанавливаютсяроссийским правительством, комментируемая статья регулирует соответствующиеотношения более детально. Пункт 1 ст. 67 Кодекса определяет государственныймониторинг земель как систему наблюдений за состоянием всех земель в РоссийскойФедерации. Указанные наблюдения осуществляются при помощи разнообразных методов- проведения топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических,геоботанических и иных обследований и изысканий (подробнее о содержании иметодах осуществления мониторинга см. комментарий к п. 4 настоящей статьи).
Актуальностьгосударственного мониторинга земель обусловлена, в частности, тем, что уровеньэкологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существуетреальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасностьпредставляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. руб. в год), эрозияпочв (эродированы 21% всех земель сельскохозяйственного назначения, 44% — эрозионноопасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0, 6 тонн гумусана 1 га, на черноземных почвах — до 0, 9 тонн), засоление земель (около 20%сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19%всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов(около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и 3других поселений — в опасной зоне), техногенное загрязнение земель. Задачигосударственного мониторинга земель, сформулированные в п. 2 комментируемойстатьи, раскрывают многофункциональность данного вида мониторинга. В п. 3комментируемой статьи определены виды государственного мониторинга земель.Соответственно им наблюдения за состоянием земель осуществляются на основанииуказанных здесь целевых программ. Меры, связанные с осуществлением мониторингаземель, могут предусматриваться федеральными программами, реализация которыхпризвана обеспечить как частные, так и наиболее общие аспекты улучшениясостояния земель. Мероприятия по осуществлению государственного мониторингаземель, предусмотренные федеральными программами, получают конкретизацию всоответствующих региональных и местных программах. Материалы, собранные впроцессе мониторинга, являются основанием принятия уполномоченными федеральными,региональными и муниципальными органами необходимых юридически значимыхрешений. Речь идет, в частности, об органах, осуществляющих ведение земельногокадастра, землеустройство, контроль за использованием земель. После введения вдействие Кодекса новое Положение об осуществлении государственного мониторингаземель было утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 г. N846*(264). Указанным постановлением признано утратившим силу постановлениеПравительства РФ от 15.07.1992 г. N 491 «О мониторинге земель»*(265),действовавшее более 10 лет. Положение об осуществлении государственногомониторинга земель (далее — Положение) устанавливает порядок осуществлениягосударственного мониторинга земель в Российской Федерации (далее — мониторинг),являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды. Припроведении мониторинга решаются следующие задачи: а) своевременное выявлениеизменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработкарекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственногоземельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля заиспользованием и охраной земель, иных функций в области государственного имуниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; в)обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Мониторинг включает в себя:а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку ихранение; б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из ихцелевого назначения и разрешенного использования; в) анализ и оценкукачественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенныхфакторов.
Всоответствии с п. 5 и 6 Положения мониторинг осуществляется Федеральной службойземельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации иорганами местного самоуправления. Мониторинг осуществляется исходя из единойсистемы показателей на основе методических и нормативно-технических документов,утверждаемых Федеральной службой 4 земельного кадастра России по согласованию сзаинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При этомцелесообразно иметь в виду, что Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314Федеральная служба земельного кадастра России была преобразована в Федеральноеагентство кадастра объектов недвижимости, а ее функции по принятию нормативныхправовых актов в установленной сфере деятельности переданы МинэкономразвитияРФ. Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться сиспользованием: а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космическихаппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательныхаппаратов); б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных ииных участков, межевых знаков и т.п.; в) наземных съемок, наблюдений иобследований (сплошных и выборочных); г) соответствующих фондов данных. Съемки,наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, взависимости от срока и периодичности проведения делятся на: а) базовые(проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведениямониторинга); б) периодические (проводятся для получения данных о состоянииземель за определенный период — раз в три года и более); в) оперативные(проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).Мониторинг осуществляется с использованием автоматизированной информационнойсистемы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированнымиинформационными системами органов государственной власти и органов местногосамоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируютсяи передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результатепроведения землеустройства. Сбор и обработка данных, полученных в ходепроведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихсяособо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляютсятерриториальными органами и организациями Федеральной службы земельногокадастра России (в настоящее время — Федеральное агентство кадастра объектовнедвижимости) и других федеральных органов исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Федерации, участвующими в осуществлениимониторинга, а также органами местного самоуправления. Данные, полученные входе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного(национального) доклада о состоянии и использовании земель в РоссийскойФедерации, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастраРоссии (в настоящее время — Федеральное агентство кадастра объектовнедвижимости) по согласованию c заинтересованными федеральными органамиисполнительной власти в Правительство РФ. Данные, полученные в ходе проведениямониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц играждан.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru