Вшироком смысле слова под территорией в международном праве понимаются различныепространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушнымипространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесныетела. По основным видам правового режима вся территория подразделяется на тритипа:
1)государственнаятерритория;
2)территорияс международным режимом;
3)территориисо смешанным режимом.
Государственнойявляется такая территория, которая находится под суверенитетом определенногогосударства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему вее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенствоявляются двумя основными признаками государственной территории. Некоторыевременные исключения возможны в случаях военной оккупации имеждународно-правовой аренды территории.
Ктерриториям с международным режимом относятся лежащие за пределамигосударственной территории земные пространства, которые не принадлежаткому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств всоответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушноепространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентальногошельфа.
Открытоеморе — это обширные пространства Мирового океана, на которые нераспространяется суверенитет какого-либо государства. Международно-правовойрежим открытого моря определяется множеством норм международных договоров имеждународно-правовых обычаев, которые регулируют отношения государств поповоду открытого моря и устанавливают правила его использования в целяхсудоходства, рыболовства и т. п. Некоторые особенности имеетмеждународно-правовой режим арктических районов открытого моря, обусловленныйособыми климатическими условиями Северного Ледовитого океана и особымиинтересами прибрежных государств в северных водах.
Всвое время ряд прибрежных государств (Канада, СССР и др.) выдвинули концепцию о«полярных секторах», согласно которой все земли и острова, находящиеся впределах полярного сектора соответствующего государства, а также постоянныеледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории.Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого являетсясеверная граница государства, вершиной — Северный полюс, а боковыми границами —меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границытерритории данного государства.
Ктерриториям со смешанным режимом относятся континентальный шельф иэкономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и невходят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государствоимеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающихк нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрануприродной среды этих районов. Объем этих прав определяется международнымправом, в частности Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и КонвенциейООН по морскому праву 1982 года. В пределах этих прав каждое государство издаетсвои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальномна континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормымеждународного морского права.
Особыймеждународно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 года.Согласно этому договору, Антарктика полностью демилитаризована и открыта длянаучных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится подсуверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальныепритязания государств в Антарктике сохраняются.
Понятие и состав государственнойтерритории
Всостав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ниминедрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которыхопределяются государственной границей.
Сухопутнойтерриторией государства является вся суша в пределах его границ. Воднуютерриторию государства составляют внутренние (национальные) воды итерриториальное море. Различие этих двух водных пространств обусловленорежимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связаннымис этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву1982 года, относятся:
1)морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторонуберега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальногоморя; 2) воды портов; 3) воды заливов, берега которых принадлежат одномугосударству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также историческиезаливы. Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов впределах границ одного государства. Территориальным морем является полосаприбрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 года, не должнапревышать 12 морских миль.
Всостав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной иводной поверхностями (^недра 15ез каких-либо ограничений по глубине. Воздушнуютерриторию государства составляет воздушное пространство находящееся в пределахего сухопутных и водных границ.
Впределах своей территории государство осуществляет верховенство, котороеназывается территориальным и является составной частью суверенитета государств.Верховенство государства означает, что власть данного государства являетсявысшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся впределах его территории, и, кроме того, на территории государства исключаетсядеятельность публичной власти другого государства. Высшая власть государства впределах его территории осуществляется системой государственных органов взаконодательной, исполнительной, административной и судебной сферах.
Всязаконодательная, исполнительная, административная и судебная власть государствараспространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранныхграждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределахтерритории данного государства. Территориальное верховенство не исключает,поскольку государство на это согласно, некоторых изъятий из действия егозаконодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всейгосударственной территории или в определенных районах действия иностранногозаконодательства на его территории. Такое согласие может быть выражено во внутреннемзаконе или в международном договоре.
Территориальноеверховенство выражается также в том, что в пределах своей территориигосударство может применять все соответствующие закону средства властногопринуждения к своим гражданам и иностранцам, если международными договорами неустановлено иное. И если действие законов одного государства можетраспространяться за пределы его территории, то применение средств властногопринуждения ограничено, как правило, лишь собственной территорией. Никакоегосударство не вправе применять свои средства властного принуждения натерритории иностранного государства.
Территориальноеверховенство включает в себя, естественно, и юрисдикцию государства, то естьправа судебных и административных органов по рассмотрению и разрешению всех делна данной территории в соответствии с компетенцией этих органов. Понятиетерриториального верховенства гораздо шире понятия юрисдикции, поскольку оновыражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах.Но, в то время как полная и исключительная власть государства ограниченапределами его территории, юрисдикция государства в ряде случаевраспространяется за пределы его территории.
Согласномеждународному праву, юрисдикция государства распространяется на лиц,сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах запределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов еготерритории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своимивоенными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимисявне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и наиностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектамии их экипажами.
Государственнаятерритория представляет собой не только пространство, в котором осуществляетсяверховная власть данного государства, но также и природную среду с еекомпонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта средавключает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности исельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все этосоставляет материальное содержание государственной территории и с точки зрениямеждународного права принадлежит тому государству, в пределах границ которогонаходится. Согласно современному международному праву, никто не вправенасильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственноприродных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности ицелостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимостигосударственных границ.
Государственнаятерритория, в частности земля с ее недрами, не может использоватьсяиностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленныхцелях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласиянезаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовствов иностранных территориальных водах. Государство в силу своего суверенитетасамостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов.
Понятие юрисдикции государства
Впределах своей территории государство осуществляет верховенство, котороеназывается территориальным и является составной частью суверенитета государств.Верховенство государства означает, что власть данного государства являетсявысшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся впределах его территории, и, кроме того, на территории государства исключаетсядеятельность публичной власти другого государства. Высшая власть государства впределах его территории осуществляется системой государственных органов взаконодательной, исполнительной, административной и судебной сферах.
Всязаконодательная, исполнительная, административная и судебная власть государствараспространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранныхграждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределахтерритории данного государства. Территориальное верховенство не исключает,поскольку государство на это согласно, некоторых изъятий из действия егозаконодательства по отношению к определенной категории иностранных лиц на всейгосударственной территории или в определенных районах действия иностранногозаконодательства на его территории. Такое согласие может быть выражено вовнутреннем законе или в международном договоре.
Территориальноеверховенство выражается также в том, что в пределах своей территориигосударство может применять все соответствующие закону средства властногопринуждения к своим гражданам и иностранцам, если международными договорами неустановлено иное. И если действие законов одного государства можетраспространяться за пределы его территории, то применение средств властногопринуждения ограничено, как правило, лишь собственной территорией. Никакоегосударство не вправе применять свои средства властного принуждения натерритории иностранного государства.
Территориальноеверховенство включает в себя, естественно, и юрисдикцию государства, то естьправа судебных и административных органов по рассмотрению и разрешению всех делна данной территории в соответствии с компетенцией этих органов. Понятиетерриториального верховенства гораздо шире понятия юрисдикции, поскольку оновыражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах.Но, в то время как полная и исключительная власть государства ограниченапределами его территории, юрисдикция государства в ряде случаевраспространяется за пределы его территории.
Согласномеждународному праву, юрисдикция государства распространяется на лиц,сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах запределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов еготерритории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своимивоенными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимисявне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и наиностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектамии их экипажами.
Государственнаятерритория представляет собой не только пространство, в котором осуществляетсяверховная власть данного государства, но также и природную среду с еекомпонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта средавключает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности исельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все этосоставляет материальное содержание государственной территории и с точки зрениямеждународного права принадлежит тому государству, в пределах границ которогонаходится. Согласно современному международному праву, никто не вправенасильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственноприродных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности ицелостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимостигосударственных границ.
Государственнаятерритория, в частности земля с ее недрами, не может использоватьсяиностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленныхцелях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласиянезаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовствов иностранных территориальных водах. Государство в силу своего суверенитетасамостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов.
Государственные границы, порядок ихустановления
Государственныеграницы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит ихосновное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая поэтой линии вертикальная плоскость.
Различаютсухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутныеграницы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствамии, согласно этим договорам, отмечаются на местности. Как правило, эти границы проводятсяс учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерныепризнаки) и называются орографическими. Иногда устанавливаются границы попрямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также померидианам или параллелям (астрономические границы).
Водныеграницы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские.Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами:на судоходных реках — по тальвегу (линии наибольших глубин) или посерединеглавного фарватера, на несудоходных — посередине реки. На озерах и иныхводоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутнойграницы к берегам озера или иного водоема.
Морскимиграницами государства являются внешние пределы его территориального моря илилиния разграничения территориальных морей смежных или противолежащихгосударств. Внешние пределы территориального моря устанавливаютсязаконодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципамии нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 годаустановила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своеготерриториального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Границатерриториального моря при размежевании между противолежащими или смежнымигосударствами устанавливается по соглашению между ними. При этом действует рядмеждународных правил, в частности ни то, ни другое государство не имеет права,если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять своетерриториальное море за срединную линию. Однако это правило не применяется,если в силу исторически сложившихся правовых или иных особых обстоятельствнеобходимо провести иное разграничение.
Воздушнымиграницами государственной территории являются боковые и высотные пределы еговоздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства являетсявертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиямгосударственной границы. Никаких особых соглашений по воздушным границам незаключается.
Современныесухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору междусопредельными государствами и называются договорными. В этих случаяхпрохождение линии сухопутной границы (отчасти и водных) подробно описывается вмеждународном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границынаносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этотпроцесс определения договорной границы называется делимитацией. Дляустановления сухопутной линии границы на местности сопредельные государстваобразуют смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границына местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркацияграницы).
Кромедоговорных существуют так называемые «исторически сложившиеся границы», точноеположение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельныхгосударств, но в течение длительного времени они соблюдались на местности ибыли так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признаниесоздает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и наэтой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств.Положение таких границ может быть подтверждено в различных соглашенияхсопредельных государств, в том числе и в соглашениях о демаркации.
Сопредельныегосударства устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспеченияее неприкосновенности. В нем содержатся права и обязанности сторон поподдержанию в надлежащем порядке линии границы на местности, а также определенпорядок ее пересечения. Режим границы устанавливается как соглашениямигосударств, так и их внутренним законодательством. Договоры о режиме границыобычно содержат положения о происхождении и обозначении линии границы на местности,об уходе за пограничными знаками, о совместных комиссиях по проверке границы, опограничных уполномоченных (комиссарах), о порядке пользования пограничнымиводами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами, а такжеположения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и о горном деле вблизигосударственной границы.
Напограничных реках срединная линия реки или срединная линия главного фарватераили тальвега, по которым проводится линия границы, могут изменяться из-заразличных намывов, наносов и других природных явлений. Поэтому в договорахчасто оговаривается, что линия границы на данной реке является неизменной илиона изменяется в зависимости от естественных изменений реки, еслимеждународными договорами не предусмотрено иное. Одностороннее изменение уровняпограничных вод недопустимо. Обычно в режиме государственной границыпредусматривается, что в случае необходимости переоборудования или сносамостов, плотин, дамб и подобных сооружений на пограничных водах, если такиедействия могут повлечь за собой изменение уровня вод на территории другойстороны, к соответствующим работам можно приступать лишь по получении на тосогласия этой стороны.
Территориальные споры и допустимые способыизменения государственных границ и принадлежности территории
Принципынерушимости и неприкосновенности государственных границ, неприкосновенности ицелостности государственной территории, особая стабильность договоров ограницах не исключают возможности мирного изменения границ по договоренностимежду сопредельными государствами и в соответствии с международным правом.Современное международное право дает для изменения границ три основания,которые связаны с изменением принадлежности территории. Во-первых, этоосуществление народами и нациями права на самоопределение, при которомпроисходит разделение или воссоединение государств или народов, естественнымследствием чего является установление новых государственных границ илиликвидация старых. Во-вторых, это обмен небольшими участками территории междусопредельными государствами в целях установления более удобного положения линииграницы на местности. Например, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля1951 г. обе стороны обменялись равноценными по размеру пограничными участкамиисходя из экономического тяготения обмениваемых участков к смежным районам СССРи Польши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954 г. Советский Союз иИран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимныхинтересах. Известны случаи, когда небольшие участки территории уступались и наиной компенсационной основе — взамен предоставлялись право водоплавания илиденежная компенсация. Все подобные обмены и уступки должны быть оформленымеждународным договором с последующей ратификацией.
Сторонымогут обмениваться небольшими и равноценными участками территории придемаркации или редемаркации границы, когда возникает необходимость ееспрямления на отдельных участках. Так, согласно протоколу совместнойсоветско-норвежской комиссии по редемаркации границы 1967 года, стороны обменялисьравноценными по площади небольшими участками территории. По протоколу междуправительствами СССР и Турции о редемаркации советско-турецкой границы 1967года стороны согласились провести новую границу на участках пограничных рек,где произошли изменения, по их новым руслам. В основу проведения новой границыположено «исключение территориальных потерь Сторонами».
Спорыи разногласия о границах или о принадлежности отдельных участков территорииявляются в подавляющем большинстве случаев отголосками исторического процессаосвоения новых территорий и становления четких государственных границ. Средиподобных споров можно выделить три типичных случая. В первом случае несуществует ни делимитированной, ни демаркированной границы и спор идет о том,где и как эта граница должна быть установлена. Во втором случае либо существуютдве соперничающие делимитации, происходящие из различных договоров, и спор идето том, какая из них правомерна, либо спор происходит из различного толкованияодной и той же делимитации. В третьем случае спор идет о принадлежностиопределенного участка территории, например острова. Все эти споры составляютодну категорию споров, а именно территориальных, в основе которых лежит вопросо юридической принадлежности определенных участков территории.
Такимобразом, территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон(разногласий) относительно существования или действия норм международногоправа, договорных или обычных, определяющих юридическую принадлежность того илииного участка территории. При этом следует подчеркнуть, что признаниетерриториального спора есть и признание существования определенной территории,юридическая принадлежность которой точно или окончательно не установлена.
Невсе разногласия образуют территориальный спор. При демаркации границы нередковозникают разногласия относительно установления линии границы на местности,которые разрешаются смешанными комиссиями сторон по демаркации границы. Однакоиз таких разногласий могут возникать и споры в отмеченном выше значении. Необразует территориального спора и односторонняя территориальная претензия, прикоторой заявившее эту претензию государство не оспаривает норм международногоправа, определяющих положение линии границы или принадлежность определеннойтерритории, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна бытьизменена.
Способы разрешения пограничных конфликтов
Принципынерушимости и неприкосновенности государственных границ, неприкосновенности ицелостности государственной территории, особая стабильность договоров ограницах не исключают возможности мирного изменения границ по договоренностимежду сопредельными государствами и в соответствии с международным правом.Современное международное право дает для изменения границ три основания,которые связаны с изменением принадлежности территории. Во-первых, этоосуществление народами и нациями права на самоопределение, при которомпроисходит разделение или воссоединение государств или народов, естественнымследствием чего является установление новых государственных границ илиликвидация старых. Во-вторых, это обмен небольшими участками территории междусопредельными государствами в целях установления более удобного положения линииграницы на местности. Например, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951г. обе стороны обменялись равноценными по размеру пограничными участками исходяиз экономического тяготения обмениваемых участков к смежным районам СССР иПольши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иранобменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах.Известны случаи, когда небольшие участки территории уступались и на инойкомпенсационной основе — взамен предоставлялись право водоплавания или денежнаякомпенсация. Все подобные обмены и уступки должны быть оформлены международнымдоговором с последующей ратификацией.
Сторонымогут обмениваться небольшими и равноценными участками территории придемаркации или редемаркации границы, когда возникает необходимость ееспрямления на отдельных участках. Так, согласно протоколу совместнойсоветско-норвежской комиссии по редемаркации границы 1967 года, стороныобменялись равноценными по площади небольшими участками территории. Попротоколу между правительствами СССР и Турции о редемаркации советско-турецкойграницы 1967 года стороны согласились провести новую границу на участкахпограничных рек, где произошли изменения, по их новым руслам. В основупроведения новой границы положено «исключение территориальных потерьСторонами».
Спорыи разногласия о границах или о принадлежности отдельных участков территорииявляются в подавляющем большинстве случаев отголосками исторического процессаосвоения новых территорий и становления четких государственных границ. Средиподобных споров можно выделить три типичных случая. В первом случае несуществует ни делимитированной, ни демаркированной границы и спор идет о том,где и как эта граница должна быть установлена. Во втором случае либо существуютдве соперничающие делимитации, происходящие из различных договоров, и спор идето том, какая из них правомерна, либо спор происходит из различного толкованияодной и той же делимитации. В третьем случае спор идет о принадлежностиопределенного участка территории, например острова. Все эти споры составляютодну категорию споров, а именно территориальных, в основе которых лежит вопросо юридической принадлежности определенных участков территории.
Такимобразом, территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон(разногласий) относительно существования или действия норм международногоправа, договорных или обычных, определяющих юридическую принадлежность того илииного участка территории. При этом следует подчеркнуть, что признаниетерриториального спора есть и признание существования определенной территории,юридическая принадлежность которой точно или окончательно не установлена.
Невсе разногласия образуют территориальный спор. При демаркации границы нередковозникают разногласия относительно установления линии границы на местности,которые разрешаются смешанными комиссиями сторон по демаркации границы. Однакоиз таких разногласий могут возникать и споры в отмеченном выше значении. Необразует территориального спора и односторонняя территориальная претензия, прикоторой заявившее эту претензию государство не оспаривает норм международногоправа, определяющих положение линии границы или принадлежность определеннойтерритории, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна бытьизменена.
Международные реки
Международнымиреками следует считать те, что протекают по территории двух или болеегосударств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношенийприбрежных государств. В отличие от международных, национальные рекирасположены целиком в пределах одного государства и непосредственно не затрагиваютинтересы других стран.
Международноесудоходство не является в настоящее время единственным критерием международнойреки, поскольку развилось использование вод этих рек в промышленных исельскохозяйственных целях. Пересечение или разделение международной рекойтерритории нескольких государств создает взаимосвязь интересов прибрежныхгосударств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительноданной реки. Основным здесь является правило о том, что любое прибрежноегосударство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобыпри этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другогоприбрежного государства на использование вод этой же реки. Все прибрежныегосударства в принципе имеют равные права на использование вод международнойреки. Использование международной реки в вышеперечисленных целях приводит кнеобходимости заключения соответствующего договора между всеми прибрежнымигосударствами.
Международныереки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые,как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки,которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако этаклассификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекатьтерритории нескольких государств, а на другом — разделять. Также и режиммеждународного судоходства может существовать на пограничной реке иотсутствовать на реке, пересекающей территории нескольких государств. Но вовсех случаях это будут международные реки, ибо даже при отсутствиимеждународного договора прибрежные государства связаны определенными правами иобязанностями в отношении любого использования этих рек.
Судоходствопо международным рекам. Режим судоходства по международной реке должен устанавливатьсясамими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право напроход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другогогосударства, и то на основании соглашения, заключенного между прибрежнымистранами, и в соответствии с его условиями. В то же время в интересах своейторговли прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства дляторговых судов всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суданеприбрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное неустановлено в международном договоре.
Рядположений относительно судоходства по международным рекам содержат Барселонскаяконвенция и Статут о режиме навигационных водных путей между- народногозначения 1921 года, которые, однако, не получили большого распространения.Вопрос об их пересмотре возник в Ассоциации международного права, котораяразработала и приняла на своей Хельсинкской конференции в 1966 году проектстатей относительно различных видов использования вод международных рек.Согласно этому документу, каждому прибрежному государству принадлежит правосвободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежныегосударства могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам.Хельсинкские правила не являются официальной конвенцией, обязательной длягосударств, но многие их положения отражают тенденции развития международногоправа.
Внастоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международнымрекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениямиприбрежных государств. Подобные соглашения, как правило, предусматриваютсвободу судоходства для прибрежных государств, а иногда и для всех стран. Вцелях содействия выполнению этих соглашений создаются речные комиссии изпредставителей прибрежных государств. Международными реками являются Дунай,Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и др.
Международноесудоходство по Дунаю регулируется Конвенцией о режиме судоходства по Дунаю 1948года. Согласно ст. 1, навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой дляграждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства вотношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плаваниевоенных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходитьлишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках — лишь с согласиясоответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная изпредставителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнениемконвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует ихсотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т.п.
Несудоходное использование международныхрек
Кнесудоходному использованию международных рек относятся строительство плотиндля гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовстволесосплав и т. п. В последнее время подобные виды использования международныхрек в целом имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Всевопросы несудоходного использования решаются или должны решаться на основесоглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом вэтом отношении являются Хельсинкские правила 1966 года, которые содержатдетально разработанные статьи по таким видам использования, как распределениевод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др. В основе всех этих видовиспользования лежит следующий принцип: использование вод международной рекиодним государством не должно наносить ущерб водам той же реки, протекающим впределах другого государства. В ином случае необходимо заключениесоответствующего соглашения.
Общиеправила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительствегидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции огидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могутпривести к физическому изменению местности на территории другого государстваили могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основаниисоглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международнаяпрактика.
Вомногих международных договорах, регулирующих проблемы ирригации,подразумевается, что при использовании речных вод в этих целях одно прибрежноегосударство не должно наносить ущерб другому государству. При этом на первоеместо выходит более конкретный вопрос — количественное распределение вод междуприбрежными государствами. Согласно Хельсинкским правилам, каждое государствобассейна имеет право на разумную и справедливую долю вод.
Всоответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государстводолжно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степенисуществующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другомугосударству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этомпринципе.
Всевиды несудоходного использования речных вод могут оказывать вредное влияние нарыбные ресурсы в пределах границ другого государства. Поэтому в случаевозможности возникновения противоречий между прибрежными государствами в этойобласти они также должны заключать соответствующие соглашения, что часто иделается.
Аналогичнымобразом решались подобные вопросы в соглашениях СССР с сопредельными странами,например в соглашении СССР с Польшей о водном хозяйстве на пограничных водах1964 года и в соглашении СССР с Финляндией о пограничных водных системах 1964года. В первом, в частности, указывалось, что на пограничных водах не будутпроводиться без взаимного согласования какие-либо работы одной из сторон,которые могут оказывать влияние на водное хозяйство другой стороны (ст. 9).
Комиссиямеждународного права разрабатывает по поручению Генеральной Ассамблеи ООНпроект статей о несудоходном использовании международных рек.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/