Периодполитической деятельности и воинской службы князя Андрея Михайловича Курбского(1528--1583) совпал с интенсификацией государственного строительства в России.Сословно- представительная монархия, сформировавшаяся в основных чертах всередине XVIв., предусматривала необходимость соборного решения всехобщегосударственных дел.
КнязьАндрей Михайлович Курбский, принимавший активное участие в деятельности правительства(Избранной Рады), был сторонником сословного представительства в центральных иместных органах власти.
Курбскийтрадиционно считал источником власти в государстве божественную волю — “царии князи от Всевышнего помазуются на правление...”, а цель верховной властиусматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ееподданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел. Нынешняя власть, помнению боярина, уклонилась от выполнения задач, возложенных на нее высшей волей,поэтому он считает ее лишенной божественного покровительства, называябезбожной и беззаконной. На царском престоле оказался человек, неподготовленный к управлению государством ни образованием, ни воспитанием. Онгруб, неучен и воспитан “во злострастиях и самодовольстве”, такому человеку“неудобно бывает императором быта”. В первую половину царствования, когдавласть была ограничена мудрым Советом, управление государством осуществлялосьуспешно как во внешней сфере, так и во внутренних делах. При участииправительства (Избранной Рады) совместно с царем в делах государства во всемчувствовалось мудрое управление, воеводами назначались искусные и храбрыелюди, в войсках учреждался порядок, верное служение отечеству щедровознаграждалось. Напротив, нора- девшие отечеству “паразиты и тунеядцы” нетолько не жаловались, но и прогонялись. Такая политика подвигала “человеков намужество… и на храбрость”, “ее таков был наш царь, пони любил около себядобрых и правдусоветующих”.
Вправопонимании Курбского ясно прослеживается представление о тождестве права исправедливости. Только справедливое может быть названо правовым, так какнасилие — источник беззакония, а не права. Здесь рассуждения Курбского вомногом восходят к основным постулатам политической теории Аристотеля иособенно Цицерона. Излагая свои требования к право- творчеству, Курбскийподчеркивает, что закон должен содержать реально выполнимые требования, ибобеззаконие --это не только не соблюдение, но и создание жестоких и неисполнимыхзаконов. Такое законотворчество, по мнению Курбского, преступно. В егополитико*правовых воззрениях намечаются элементы естественно-правовойконцепции, с которой связаны учения о государстве и праве уже в Новое время.Представления о праве и правде, добре и справедливости воспринимаются каксоставные компоненты естественных законов, посредством которых божественнаяволя сохраняет на земле свое высшее творение — человека.
Правоприменительнаяпрактика рассмотрена Курбским, как и Пересветовым, как в судебном, так и вовнесудебном ее варианте. Современное состояние суда вызывает глубокоенеодобрение у Курбского. Суд совершается в государстве неправосудно инемилостиво. “А что по истине подобает и что достойно царского сана, а именносправедливый суд и защита, то давно уже исчезло” в государстве, где давно“опровергохом законы и уставы святые”.
Возражаеткнязь Андрей и против участиршегося применения жестоких наказаний, особовыделяя среди них смертную казнь, которая, по его представлениям, должнаназначаться в исключительных случаях и только по отношению к нераскаяв- шимсяпреступникам.
Характеризуяпроизвол и беззаконие, Курбский критически отмечает распространение жестоких ипозорящих наказаний, а также практику их исполнения не государственнымичиновниками ( палачами), а обычными людьми, не имеющими никакого отношения ксудебным ведомствам. Заставляют людей обычных, свидетельствует он, “самим рукикровавить и резать человеков”.
Наилучшимвариантом организации формы государственной власти ему представляется монархияс выборным сословно- представительным органом, участвующим в разрешении всехнаиважнейших дел в государстве. “Царь аще почтен царством- должен искатьдоброго и полезного совета не токмо у советников, но и всенародных человек”,при этом “самому царю достоит яко главе были и любити мудрых советников своих”.Ивану III сопутствовали большие воинские и политические удачи именно потому,что он часто и помногу советовался с “мудрыми и мужественными сигклиты его*. иничто же начинати без глубочайшего и многого совета”. Курбский был не толькоза создание представительного органа (Совет всенародных человек), но иразличных “сителитов”, состоящих из советников “разумных и совершенных востарости мастите-, во среднем веку, тако же предобрых и храбрых и тех и онех ввоенных и земских вещах по всему искушенных”, т. е. специалистов самыхразличных профилей, без совета которых “ничесоже устроити или мысли- ти” вгосударстве не следует.
Формагосударственного устройства в виде единой централизованной государственнойсистемы не вызывала у него никаких нареканий и вполне им одобрялась.
Такимобразом, князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованную в видесословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческиеполномочия могли бы быть реализованы только на основании надлежащим образомпринятых законов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/