Политические идеи «нестяжателей»
Основныеположения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком(ум. 1556), подлинное имя которого Михаил Триволис. Он родился в знатной семьев Греции в конце XV в.; в юности получил образование у себя на родине, затемпродолжил его в Италии, где слушал университетские курсы в Падуе, Болонье,Ферраре и Милане. В Италии мыслитель был свидетелем движения ДжироламоСавонаролы, возможно, что именно под впечатлением проповедей Савонаролы онпостригся в монахи в доминиканском монастыре. Затем возвратился в Грецию, в1504 г. принял православие и поселился в Ватопедском монастыре на Афоне подименем Максима, посвятив свою жизнь филологическим трудам.
В1515 г. великий князь московский Василий III обратился к афонским старцам,известным своей образованностью, с просьбой об отправлении в Россию книжногопереводчика для исправления Богослужебных книг. Во исполнение этой просьбыровно через три года “… придоша старцы от Святые горы Афонские” в Москву.Среди них был и Максим. Старец Максим поселился на Москве в Чудовом монастыре,где вокруг него довольно скоро сложился кружок образованных людей.
В1525 г. Максим, прозванный в России Греком, был осужден Соборным судом пообвинению в протурецкой ориентации. По приговору суда он был сослан вИосифа-Волоколамский монастырь, где содержался в тяжелых условиях. В 1531 г.Максим Грек вторично предстал перед Соборным судом, в этом случае уже совместнос “нестяжателем” Вассианом Патрикеевым. На сей раз он обвинялся в“нестяжательских” симпатиях, и в частности непосредственно в отрицаниивотчинных прав монастырей. В результате он был вновь осужден и направлен вТверской Отрочь монастырь, но и в заточении афонский монах пользовался славойученого человека и сумел написать много произведений, в которых затронулбольшой круг политических тем. Его интересовали проблемы, связанные спроисхождением и сущностью верховной власти, формами ее организации и способамиосуществления.
Большоевнимание он уделил вопросам законности в действиях верховной власти,устройству правосудия в стране, определению курса внешней политики, проблемамвойны и мира.
Кзаконным способам происхождения власти Максим Грек относит не тольконаследственное восприятие престола, но и занятие его выборным путем, считая еговполне законным получением царского достоинства и трона. Причем онподчеркивает, что в выборах должны участвовать не только бояре и дворяне, но и“простейшие”, чье мнение знать далеко не бесполезно для властей предержащих.Авторитет великого князя московского весьма высок в глазах Макима Грека; онназывает его “высшим царем”, а Московское государство-- “всевидимой, преславнойдержавой”.
Предпочтительнойформой власти, по Максиму Греку, является такая организация, в которой царьуправляет своим народом “ в синклитских советах царских”, где находятся“благохитростные советники и крепкодушные воеводы”. Плохих советников, “говорящих что-нибудь развратное”, следует немедленно удалять, чтобы царь неподвергался их влиянию. Перечисляя состав “советующих лиц”. Максим Грек рядом сбоярством упоминает и дворянство (воеводы, военачальники). В наличии советамыслитель усматривает реальное противодействие самоволию властвующей персоны.Развивает он и положение о необходимости ограничения верховной власти законом.Царская власть в своих действиях связана законами и божественными иположительными. Суд в государстве совершается только на основаниигосударственных (положительных) законов. Разоблачению современных судебныхпорядков в произведениях М. Грека отведено значительное место. Он отмечаетвзяточничество судей, их лихоимство и несправедливость. Такой суд наноситущерб не только подданным государства, но и авторитету царева имени как всвоей стране, так и за рубежом “окрест себя живущих ляхов, немец… у которыхсуд свершается на основании грацких законов”.
Царюнеобходимо проявлять заботу о воинах, награждать их, особенно заботиться опострадавших в бою, возмещать утраты семьям погибших и т. п. Воин должен бытьвоспитан в уважении к поселянам, к которым следует иметь “пощажение и береже-ние”. Сам воин обязан быть “целомудренным и всякими добродетелями украшенным”.
Крайниевыводы из нестяжательской доктрины были сделаны Феодосией Косым. Следуетотметить, что если Нил Сорский, Вассиан Патрикеев и Максим Грек оставалисьвнутрицерков- ными мыслителями и при всей критичности своих позиций они хотелидобиться улучшения деятельности церковной организации, особенно в монашескомее звене, то Феодосий Косой порывает не только с церковью, но и выступаетекритикой ряда догматов вероучения и почти полностью отрицает обрядовую технику.Таким образом, его доктрина формулирует еретические положения, а сам онвыступает в роли ересиарха. Социальное освобождение человека он связывал сполным уничтожением форм подчинения и церкви и государству: “не подобаетхристианам властем быти”. Его.идеалом является община, основанная на общейсобственности, в которой все члены одинаково равны и называются чадами идуховными братьями. Причем Феодосий не ограничивался мирной проповедью, апризывал к действенному созданию таких общин, поэтому и был охарактеризован как“мятежник” и “злой деятель”.
ОтрицаниеФеодосием “всяческих властей”, по-видимому, навеяно идеализациейраннехристианских общин в качестве образца человеческого общежития, лишенноговнутренних и внешних противоречий (войн с другими государствами).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/