Информация о государствах, применяющих смертную казнь
К концу 1995 года смертная казнь была полностью отменена в 72 странах и в 90странах сохранена.
По данным ООН, с 1989-го по 1995 год смертную казнь отменили 25 стран. В 14странах смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах,например в военное время (Аргентина, Бразилия1, Великобритания,Греция, Израиль, Канада, Кипр, Мексика, Непал и др.).
30 стран и территорий сохранили смертную казнь в законодательстве, но неприменяли ее на практике в течение последних 10 лет и более (например, Бельгия,Чили, Конго, Гватемала, Турция2). Фактически не применяется смертнаяказнь на Кипре, в Греции, Ирландии, Великобритании3.
Каждая страна пришла к отмене смертной казни собственным путем. Обзорзаконодательства о смертной казни зарубежных государств Дэзволяет сделать выводо том, что общую тенденцию к отказу от смертной казни трудно назватьпоследовательной или поступательной. В Италии смертная казнь была отменена,восстановлена и вновь отменена. В Англии в 1965 году смертная казнь за тяжкоеубийство в порядке эксперимента была отменена на пять лет, а в 1970 году — окончательно.
В 90-х годах от смертной казни отказались Ирландия, Венгрия, Румыния, Чехия,Словакия, Швейцария, Грузия. Словения отменила смертную казнь в 1991 году. В1993 году мораторий на смертную казнь ввела Болгария, а затем и Польша, в 1994году ее отменили Молдавия и Италия, в 1995 году — ЮАР и Испания. В 1996 годумораторий на смертную казнь установили Литва и Латвия, а в начале 1997 года ополной отмене смертной казни объявила Эстония, где такого рода приговоры неприводятся в исполнение с 1991 года. В ближайшее время ожидается отменасмертной казни в Латвии, Польше и Литве. В декабре 1996 года Грузия объявиламораторий на применение смертной казни с 1995 года, а в ноябре 1997 годаотменила смертную казнь за все виды правонарушений. Польша отменила смертнуюказнь за все правонарушения в июле 1997 года, когда президентом страны былутвержден новый уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 1998 года.
К числу стран, сохранивших смертную казнь, относятся бывшие республики СССР,бывшие социалистические страны, ряд среднеазиатских стран, группа африканскихгосударств, все арабские страны, а также 38 штатов США.
Впервые в истории смертная казнь была отменена в США в штате Мичиган в 1846году (США опередили в этом отношении первое государство в Европе — Португалию,где смертная казнь была отменена в 1867 году). Тем не менее большинство штатовСША смертную казнь не отменили. Особенно часто смертные приговоры выносятся вюжных штатах (Джорджия, Техас,.Флорида) и, как правило, в отношении негров. Врешении Верховного суда по делу «Фурмэн против штата Джорджия» (1972г.) и по делу «Грегг против штата Джорджия» (1976 г.) содержитсяпротиворечивое отношение к смертной казни. В первом случае члены Верховногосуда, хотя и не единодушно, пришли к выводу, что наказание в виде смертнойказни противоречит VIII поправке к Конституции США. Спустя четыре года послеуказанного решения, ставшего кульминацией столетней борьбы за отмену смертнойказни в США, это наказание было признано в решении по делу «Грегг противштата Джорджия» не противоречащим Конституции. При рассмотрении делаФурмэна не был до конца решен основной вопрос, является ли сама по себесмертная казнь неконституционной, ибо Верховный суд решал вопрос не о смертнойказни как мере наказания, а лишь о ее применении в конкретном случае. Многиеисследователи считают, что сохранение смертной казни в штатах США являетсякапитуляцией перед общественным мнением. открыто выступавшим за восстановлениесмертной казни. Ф. Зимринг и Д. Хокингс полагают, что отмена смертной казниедва ли осуществима в обозримом будущем. Шагом на пути к полной отмене смертнойказни может быть ее законодательное запрещение, однако с оговоркой о том, чтоона при определенных обстоятельствах может быть восстановлена [I].
Хотя число стран, отказывающихся от применения смертной казни, растет и общаятенденция — сокращение применения этого наказания, в ряде государствнаблюдается обратное положение. С 1965 года более 50 государств расширилиперечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. Смертнаяказнь восстановлена в двух штатах США. Значительно расширилась сфера применениясмертной казни в Китае, Иране, Корее, Саудовской Аравии.
21 страна ввела это наказание за преступления, угрожающие безопасностистраны (шпионаж, предательство, контрреволюционная или революционная деятельность).13 государств ввели смертную казнь за различные преступления, связанные стерроризмом, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, заубийство заложников (Египет, Индонезия, Кувейт, США, Япония и др.). 21государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконнымоборотом наркотиков, 13 стран ввели рассматриваемое наказание за экономическиеи насильственные преступления, хищение государственных средств, нападение насотрудников таможни, вооруженное ограбление. В ряде стран Востока установленасмертная казнь за прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм, половую связьмежду немусульманином и мусульманкой. Уголовный кодекс Китая ввел смертнуюказнь за 15 видов преступлений. В 1982-1983-х годах к ним добавилось еще 14составов. В июне 1996 года Ливия распространила смертную казнь на такиеправонарушения, как потребление наркотиков и алкоголя и незаконные операции синостранной валютой. В марте 1997 года Пакистан ввел смертную казнь загрупповое изнасилование. С марта 1996 года законодательство Филиппинпредусматривает смертную казнь, производимую путем смертельной инъекции.
По меньшей мере четыре страны, отменившие смертную казнь де-факто,возобновили ее. В марте 1996 года в Бахрейне был впервые после 1977 года расстрелянмужчина. В сентябре 1996 года в Гватемале впервые за 13 лет были расстреляныдвое мужчин. Впервые с 1975 года на Коморских островах был расстрелян всентябре 1996 года мужчина. Также впервые за 16 лет в Бурунди в июле 1997 годабыли казнены через повешение шесть мужчин.
По данным Международной амнистии, к 1995 году 87% всех казней в миреприходилось на долю Китая, Ирана и Нигерии. В Китае, по/разным данным, ежегодноказнят от 3,5 до 10 тыс. человек. По числу казненных в 1995 году четвертоеместо в мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии занимал Казахстан, гдевпервые в постсовстской империи имела место публичная казнь. В 1996 году зараспространение наркотиков в Туркменистане было казнено 123 человека. Вопрос овведении смертной казни за эти преступления дебатируется и в Киргизии.
По мнению кубинского правительства, высказанному в докладе для ООН в 1998году, при оценке вопроса о том, сохранять или отменять смертную казнь вкакой-либо отдельной стране, не следует игнорировать, в частности, право жертвпреступлений, всего общества на то, чтобы жить в мире и безопасности, равно какуровень преступности в стране, национальную уголовную политику и настроениясамого населения. На Кубе смертная казнь не может применяться к лицам, недостигшим 20-летнего возраста, или к женщинам, которые были беременны на моментсовершения преступления или беременны на момент вынесения приговора. Смертнаяказнь на Кубе никогда не приводилась в исполнение в отношении женщин.
В Великобритании проводится свободное голосование по вопросу овосстановлении смертной казни за убийство. За последние годы парламентнеоднократно обсуждал этот вопрос, но всякий раз отклонял предложение оповторном введении смертной казни за это преступление. Смертная казньпо-прежнему предусматривается за государственную измену, пиратство сприменением насилия и некоторые воинские преступления. однако с 1946 годасмертный приговор за эти виды правонарушений ни разу нс выносился и вряд лиможет быть вынесен на практике, кроме как в военное время. По мнениюбританского правительства,'сформулированному в докладе ООН в 1998 году, вопрособ отмене смертной казни является исключительной компетенцией каждогоправительства и парламента, которые при его рассмотрении должны учитыватьмеждународные обязательства, соответствующие положения международного права ипринятые в стране нормы.
Совет Европы и смертная казнь
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года(ст. 2) установила, что никто не может быть намеренно лишен жизни иначе, как воисполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, вотношении которого законом предусмотрено такое наказание. В то же время п. 1ст. 64 Конвенции гласит: «Любое государство при подписании настоящейКонвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделатьоговорку в отношении любого отдельного положения конвенции о том, что тот илииной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этомуположению». Таким образом. Конвенция не обязывает государствабезоговорочно следовать каждому положению Конвенции. Отказ от смертной казни неявляется условием вступления в Совет Европы или присоединения к ЕвропейскойКонвенции о защите прав человека и основных свобод.
Еще в 1980 году Парламентская Ассамблея постановила обратиться к парламентамтех государств-членов Совета Европы, которые сохранили смертную казнь-запреступления, совершенные в мирное время, с призывом исключить ее из своейпенитенциарной системы. В 1983 году 21 страна (члены Совета Европы) одобриладополнение Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человекаПротоколом № 6 об отмене смертной казни в мирное время. Протокол № 6предусматривает, что смертная казнь отменяется; никто не может быть приговоренк смертной казни или казнен;
в законодательстве может быть предусмотрена смертная казнь за действия,совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. Государство приподписании протокола и позднее вправе указать территорию или территории, ккоторым применяется данный протокол. Протокол № 6 стал первым документоммеждународного права, сделавшим отмену смертной казни правовым обязательствомгосударства, подписавшего и ратифицировавшего этот акт. Однако подписание иратификация Протокола № 6 является правом, но не обязанностью суверенногогосударства. По состоянию на ноябрь 1998 года не подписали и не ратифицировалиПротокол № 6 Албания, Болгария, Кипр, Литва, Польша, Турция, Великобритания.Подписали, но не ратифицировали Протокол № 6 Бельгия, Латвия, Россия, Украина.
4 октября 1994 года Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) врекомендации № 1246 подчеркнула, что смертной каэни не должно быть места вобщеуголовных системах цивилизованных стран. Ныне в Совете Европы обсуждаетсявопрос о принятии нового протокола к Европейской Конвенции о правах человека,по которому предусматривалась бы отмена смертной казни в военное время.
Правовой комитет ПАСЕ предложил не признавать полномочия украинскойделегации на его январской сессии в связи с тем, что на Украине исполнялисьсмертные приговоры не до 29 января 1997 года, как обязался Киев, а, поинформации бывшего министра юстиции С. Головатого, до 11 марта 1998 года,накануне подписания Протокола № 6, было приведено в исполнение около 200приговоров, а затем (уже в период действия моратория) еще 13. Теперь украинскиепарламентарии намерены делегировать право отмены смертной казни Президентустраны либо Конституционному Суду.
Россия и смертная казнь
Конституция РФ (ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отменыможет устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной мерынаказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставленииобвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжныхзаседателей. Эта мера наказания не применяется к женщинам, несовершеннолетним,мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет.
Законом от 5 декабря 1991 года это наказание было исключено из санкцийсостава преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правило валютных операциях, взяточничества. В 1994 году отменена смертная казнь зафальшивомонетничество.
В России число правонарушений, наказуемых смертной казнью, было уменьшено с27 до 5 в соответствии с новым Уголовным кодексом, вступившим в силу и январе1997 года:
статья 105, часть 2 — убийство при отягчающих обстоятельствах;
статья 277 — посягательство на жизнь государственного и общественногодеятеля:
статья 295 — посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие илипредварительное расследование;
статья 317 — посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа:
статья 357 — геноцид.
Практика вынесения российскими судами смертных приговоров на протяжениипоследних лет имела устойчивую тенденцию к сокращению. В начале 60-х годов ксмертной казни приговаривались тысячи осужденных. В 1961 году к смертной казнибыло приговорено 2159 человек, в 1981 году — 415, в 1985 году — 407, в 1989 — 100, u 1992 году — 159, в 1993 году — 157, в 1994 году — 160, в 1995 году — 141. С августа 1996 года смертные приговоры в России в исполнение неприводятся. В начале 90-х годов широко действовал институт помилованияосужденных к высшей мере наказания. В 1993 году помиловано 149 человек, в 1994году — 134 человека, в 1995 году -5 человек.
Согласно опросу населения об отношении к смертной казни, проведенномуА.Михлиным в восьми регионах страны, 90% опрошенных не считают возможнымотказаться в настоящее время от исключительной меры наказания. Михлин считает,что правосознание и психология уже нескольких поколений людей в России несут насебе печать насилия и жестокости классовой борьбы, разрушительных войн итоталитарной идеологии. Видные отечественные психологи (М. Коченов, Г. Ратинов,В. Ефремова) связывают современное психологическое состояние российского обществапрежде всего с категориями депрессии и страдания. По мнению Михлина, вближайшие годы высокий уровень ригоризма в российском обществе не снизится и,следовательно, ни в ПСИХОЛ01ИЧССКОМ, ни в культурном отношении российскоеобщество к отмене смертной казни нс готово [2]. С другой стороны, высказываетсяи противоположная точка зрения, что отмена смертной казни в России политическипредрешена (В. Квашис).
В Распоряжении Президента РФ от 13.02.1996 «О первоочередныхмероприятиях, (-«Яшиных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы»не упоминалось о присоединении к Протоколу № 6 и проблемах смертной казни. ВУказе от 16.05.1996 «О поэтапном сокращении применения смертной казни всвязи с вхождением России в Совет Европы» правительству было поручено в месячныйсрок подготовить для внесения и Государственную Думу проект федерального законао присоединении России к Протоколу № 6. Однако несмотря на это, мораторий наприведение в исполнение смертных приговоров объявлен не был. Соответствующийпроект закона не прошел первого чтения в ГосДуме.
29 января 1997 года последовало предупреждение Совета Европы (резолюция №111)о возможном неутверждении полномочий российской парламентской делегации нисвоей следующей сессии. Он рекомендует России отменить смертную казнь в мирноевремя в течение года и ратифицировать Протокол № 6 в течение трех лет.
27 февраля 1997 года издается Распоряжение Президента «О подписанииПротокола № 6 к ЕКПЧ». Согласно распоряжению президент принял предложениеПравительства РФ, согласованное с Верховным Судом РФ, о подписании протокола.Он поручил МИДу России подписать от имени Российской Федерации этот протокол.Президент также поручил Минюсту РФ совместно с заинтересованными федеральнымиорганами исполнительной власти, иными федеральными органами государст-иеннойвласти разработать комплекс мер но поэтапному решению проблем, связанных сратификацией Протокола № 6. Он иступит в силу лишь в случае его ратификацииГосДумой, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом. Но ГосДума отказаласьпринять проект закона о введении в России моратория на исполнение смертнойказни (Постановление от 14.03.1997). Государственная Дума считает, чтоположения, содержащиеся в и. 10 Заключения Парламентской Ассамблеи (1996 г.) поэтому вопросу, не являются обязательным условием для вступления России в СоветЕвропы, а имеют рекомендательный характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Zimring; F.E., Hawkings G. Capital Punishment and the AmericanAgenda. Cambridge, 1987.
2. Михлин А. Смертная казнь: за и против. Обязана ли Россия отменитьисключительную меру наказания после вступления в Совет Европы? // Российскаягазета. 1997. № 4.