Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Основные принципы международного права: основной принцип мирного разрешения международных споров

Реферат
Выполнила студентка юридического факультета Курс группаССО4 Регистрационный номер 0800369/12 Головкина Татьяна Владимировна
Университет Российской академии образования. Череповецкийфилиал
2010 г.
Введение
В настоящее время в мире существуют два типа правовыхсистем — международное право и внутреннее право государств.
Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и, существуянезависимо друг от друга, международное право и национальное право отдельныхгосударств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
Во-первых, они представляют собой совокупностьюридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнениекоторых может быть обеспечено принудительно.
Во-вторых, международное право и внутригосударственноеправо обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основныепринципы, пронизывающие все их правовое пространство; они делятся на отрасли, подотрасли,институты; и, наконец, «первичным элементом» обеих систем являются правовыенормы.
В-третьих, и международное право, ивнутригосударственное право используют практически одни и те же юридическиеконструкции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своейспецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичныимеющимся в национальном праве.
Центральным звеном в общем определении права являетсято, что оно представляет собой систему юридически обязательных норм, регулирующихобщественные отношения. Само название этой нормативной общности международнымправом указывает на то, что оно регулирует особую сферу общественных отношений– отношений международных.
Международные отношения в широком смысле – это всеобщественные отношения, выходящие за пределы государственных границ. Хотятакого рода отношения весьма разнообразны, по методам их правовогорегулирования они подразделяются на две большие группы. Первую группу образуютотношения негосударственного характера, вторую – отношения межгосударственные.
В то же время международное и внутригосударственноеправо представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих чертимеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовойсистемы. В их числе: отличия по предмету регулирования, способам создания иобеспечения правовых норм, источникам, субъектам права и другимхарактеристикам.
1) По предмету регулирования.
Внутригосударственное право призвано прежде всегорегулировать отношения между субъектами национального права отдельныхгосударств. Отношения, как правило, ограничиваются пределами государственнойтерритории и рамками внутренней компетенции.
Международное право, напротив, регламентирует главнымобразом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихсяза свою независимость, международных организаций, государствоподобныхформирований). А в некоторых случаях международное право регулирует отношения сучастием физических и юридических лиц, например, правоотношения, возникающиепри международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однакоосновной предмет регулирования международного права лежит за пределамивнутренней компетенции государств.
2) По способу создания правовых норм.
Нормы национального права создаются чаще всего врезультате односторонней государственно-властной деятельности; основноенаправление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз». Адресатынорм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании неучаствуют.
Нормы международного права, напротив, создаются«горизонтально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участниковмеждународного общения.
3) По источникам права (формам воплощениямеждународных норм).
Любые правовые нормы зафиксированы в различныхюридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виденормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.
Международно-правовые нормы выражены в формемеждународных договоров, международных обычаев, актов международных конференцийи совещаний, в документах международных организаций.
Необходимо отметить, что в последнее время вроссийской правовой системе стали активно использоваться источники, сходные поформе с международно-правовыми. Например, соглашения между органами власти РФ исубъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы властиотдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качествемеждународно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами правамеждународных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходятза рамки чисто внутригосударственных, поэтому данные соглашения не могут бытьпризнаны международными договорами; они имеют характер источниковвнутригосударственного права.
4) По субъектам права.
Субъектами внутригосударственного права являются:государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органыместного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.
Специфика международного права как особой системы прававыражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не толькоадресатами международно-правовых норм, но и их создателями. В некоторых случаяхмеждународно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национальногоправа. Однако правосубъектность этих лиц производна от воли основных субъектовмеждународного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтомуони не являются субъектами права международных договоров и не могутрассматриваться в качестве субъектов международного права.
5) По способу обеспечения исполнения норм.
Нормы внутригосударственного права обеспечиваютсяпринудительной силой государства. В международных отношениях отсутствуетобразование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство»,поэтому обеспечение исполнения международно- правовых норм производится самимисубъектами международного права (индивидуально или коллективно).
Исходя из всего вышесказанного и с учетом целеймеждународного сотрудничества, провозглашенных в Уставе ООН, можно датьследующие определение международного права.
Международное право – это система договорных и обычно– правовых норм, выражающих согласованную волю его субъектов и направленных нарегулирование межгосударственных отношений в целях развития международногосотрудничества и укрепления мира и международной безопасности.
1. Понятие основного принципа международного права.Основные принципы как особый вид норм международного права, их признаки.Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. о признаках основного принципа.
Основные принципы современного международного права –это основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающиезакономерностям, развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающиеглавные интересы человечества, государств, других субъектов международногоправа и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения.
Принципы регулируют наиболее важные для данной ступеницивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана стем, что основные принципы обязательны для всех субъектов международно-правовойсистемы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов;особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются вуниверсальных договорах или обычаях; наконец, в целях обеспечения соблюденияпринципов применяются меры ответственности, связанные с ограничениемсуверенитета государства и дополнительной ответственностью возлагающихгосударство руководителей, глав военных ведомств, политических партий и т.д.
Основные принципы международного права – этоюридическая категория, как и другие нормы международно права. Однако ониобладают такими особенностями, которые позволяют им занять особое место в системенорм международного права:
они обязательны для всех без исключения государств идругих субъектов международного права. Исходя из этой особенности, положениеУстава ООН (п. 6 ст.2) дают право органам ООН обеспечивать, чтобы всегосударства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии стребованиями принципов;
они пользуются приматом относительности всех остальныхнорм системы международного права: ст. 103 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенциио праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о правемеждународных договоров между государствами и международными организациями илимежду международными организациями 1989 г. разъясняют, что отклонение от нормы, содержащей принцип международного права, недопустимо и что она может бытьотменена только последующей нормой общего международного права, носящей такойже характер;
принципы в исключении из общих правил действиямеждународно – правовых норм во времени имеют обратную силу, что позволяет имвоздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до ееотмены и непризнания связанных с ней последствий;
только деяния, нарушающие принципы международногоправа, рассматриваются как международные преступления. Следствием этогоявляется применение к нарушителям таких мер воздействия от имени сообществагосударств, которые перечислены в ст. 5, 6, 40 – 47 Устава ООН и включаетразрыв экономических, дипломатических и иных отношений, вплоть до применениявооруженных силы;
принципы могут быть правовой основой для регулированиямежгосударственных отношений при отсутствии прямого регулирования.
Классификация основных принципов является важнейшимметодом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг сдругом, выявления нормативной базы, ее достаточности.
1. Принципы различаются по форме их закрепления –писанные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридическойсиле. Некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становленияпринципы с успехом реализуются именно в форме обычая. К первым относятсяпринципы территориальной целостности, нерушимости границ государств, ко вторым– принципы разоружения, защиты окружающей среды.
2. По историческому признаку принято различатьпринципы, возникающие в период рабовладения, феодализма, становлениякапиталистического способа производства, так называемые «доуставные принципы». Уставныепринципы, пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, послеуставные– новейшие – принципы международного права, такие как принцип всеобщего иполного разоружения под эффективным международным контролем, принципсотрудничества государств по охране окружающей среды.
3. По степени важности, значимости защищаемыхпринципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающиеобщечеловеческие ценности, могущие также быть названными системообразующимифакторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самойцивилизации. Такими принципами являются — уважение прав и основных свободчеловека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второйгруппе должны следовать принципы, более связанные именно с интересамигосударств, — такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силыили угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др.
4. Особую роль в системе основных принципов играют такназываемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему международногоправа, тесно связанны с каждым правоотношением и с каждой нормой международногоправа, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестногособлюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров,сотрудничества, равноправия (равенства).
5. По объекту сотрудничества выделяют следующие тригруппы принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирноесотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.
В последней четверти ХХ в. утвердились новые, послеуставныепринципы, заставляющие переосмыслить взаимосвязи между самими принципами, вчастности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе принципов. Всвязи с этим в первую группу должны быть включены принципы уважения прав иосновных свобод человека, равноправия и самоопределения народов и наций, международнойзащиты окружающей среды, наиболее тесно связанные с системообразующимифакторами нашей цивилизации. Принципы второй группы включают принцип запрещенияприменения силы и угрозы силой, территориальной целостности государства, нерушимостигосударственных границ, всеобщего и полного разоружения под эффективным международнымконтролем, обеспечивая сотрудничество государств по поддержанию мира ибезопасности. Принципы третьей группы включают собственно принципысотрудничества государств, суверенного равенства, невмешательства во внутренниедела государств, мирного разрешения международных споров, добросовестноговыполнения международных обязательств. Данные принципы находятся в развитии, ихсодержание постоянно совершенствуется.
Перечисленные классификации не исключают друг друга;каждая из них свидетельствует о многогранности такого явления, как основныепринципы международного права, и о необходимости учета всех его сторон впроцессе нормотворчества — кодификации и прогрессивного развития принципов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Принцип запрещения применения силы или угрозы силойимеет давнюю историю становления. На многостороннем уровне и в виде юридическойнормы идея отказа от применения вооруженной силы была реализована в договорахВерсальской системы, Статуте Лиги Наций Пакте Бриана — Келлога «Об отказеот войн в качестве орудия национальной политики» 1928 г.
В настоящее время запрет на применение силы или угрозысилой закреплен в Уставе ООН — универсальном договоре, что свидетельствует опревращении нормы многосторонней в норму универсальную. Устав ООН содержиттакже систему норм, призванных гарантировать соблюдение требований принципа.
Содержание принципа существенно дополняется и развиваетсяв морально-политических нормах совместных заявлений государств, резолюциях идекларациях Генеральной Ассамблеи ООН, в проектах разрабатываемых универсальныхдоговоров.
Объектом защиты принципа запрещения применения силыили угрозы силой являются общественные отношения, связанные с ненарушением мира,с соблюдением права сообщества, отдельного индивида на жизнь в ненасильственноммире, с запретом решать спорные вопросы с применением силы.
Круг субъектов принципа идентичен кругу субъектовмеждународного права в целом, но относительно объекта и совершаемых в нарушениепринципа деяний он распадается на две группы — жертва агрессии и сообществогосударств, а также виновное государство и его пособники. Ими считаютсясогласно сложившейся практике государства, оказавшие агрессору финансовуюпомощь, предоставившие свою территорию для формирования банд наемников, размещениявоенных баз, транзита в военных целях и др.
В соответствии с принципом государства берут на себяобязательства не применять друг против друга первыми вооруженные силы внарушение Устава ООН, независимо от того, выражается ли это во вторжении натерриторию государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападениивооруженными силами на военные сухопутные, морские или воздушные силы внепределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и др.
Государство — жертва агрессии имеет право наиндивидуальную и коллективную — по договорам или в рамках универсальных ирегиональных политических организаций — самооборону, на применение материальныхи нематериальных санкций к агрессору, его пособникам, на привлечение куголовной ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании,ведении военных действий.
Принцип территориальной целостности государств, защищающийправо государства на целостность и неприкосновенность его территории, являетсяважнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория естьосновное условие существования государства, сфера действия его суверенитета, котораязащищается национальными и международными средствами.
Устав ООН (п. 4 ст. 2) запрещает применение силыпротив территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации,любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с применениеммеждународных санкций.
Становление принципа запрещения применения силы илиугрозы силой привело логически к признанию незаконности оккупации, аннексии, другихспособов отторжения территории.
Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однакокосвенные подтверждения его существования и действия находятся в двустороннихдоговорах политического характера, в региональных документах, в частности, уставныхдокументах политических региональных организаций.
Морально-политические нормы резолюций и декларацийГенеральной Ассамблеи ООН, резолюции и решения Совета Безопасности ООН такжесодержат ссылки на принцип и его согласованные на моральном уровне формулировки,идентичность которых свидетельствует о едином представлении о содержаниипринципа и практике его применения.
Одним из важнейших подтверждений существованияпринципа территориальной целостности государств является признание законностиобращения к применению силы в случае посягательств на территорию государства, признаниенарушения принципа casus belli, т.е. достаточным поводом к военным действиям.
Государству принадлежат находящаяся в пределах егограниц сухопутная, морская, воздушная территории, ее недра, другие естественныересурсы.
Отношения между государствами, связанные с защитой ихправа на принадлежащие им территории, являются объектом принципатерриториальной целостности государств. Применительно к данной проблеме вкачестве территории государства рассматриваются военные базы, по договорурасположенные на территории иностранного государства, территориидипломатических и консульских представительств.
Круг субъектов принципа определяется, как во всехтаких случаях, общими закономерностями действия принципов, представляя собойкруг субъектов международного права в целом.
Обязанности государств, политических универсальных ирегиональных организаций, других субъектов заключаются в следующем: они недолжны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой нагосударственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны воздерживатьот любых действий, могущих прямо или косвенно нанести существенный ущербтерритории государства или ее составным частям или ресурсам.
Государства имеют право на целостность своейтерритории и ее частей; в случае нарушения своих прав они могут применитьпринудительные меры, допускаемые международным правом, могут обратиться в СоветБезопасности и Генеральную Ассамблею ООН, региональные организации, созданные всоответствии со ст. 52-54 Устава ООН.
Понятие территориальной целостности не противоречитправомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами подоговоренности и с согласия населяющего их народа, выраженного посредствомплебисцита.
Принцип нерушимости государственных границ определяетсотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорныхвопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с границами, определяетсятем, что они есть границы распространения государственного суверенитета, границыдействия государственного правопорядка. С давних времен считалось, чтонарушение границы является casus belli — поводом к законной войне. Воздушные, морские,сухопутные границы охраняются всей мощью государства, его дипломатическимаппаратом, а также его политическими союзническими договорами.
В писаной форме он, как указано, отражен вдвусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных ирегиональных политических организаций.
Объектом защиты принципа нерушимости государственныхграниц являются все виды сотрудничества государств по обеспечению ихбезопасности и защите — заключение договоров по их делимитации и демаркации, коллективнаясамооборона, разрешение пограничных споров и создание соответствующихмеханизмов реализации этого принципа.
Субъектами принципа являются все субъекты международногоправа, что характерно для всей группы принципов.
Права государства заключаются в требовании абсолютнойнеприкосновенности установленных границ, незаконности их изменения безсогласования и под каким-либо давлением, с применением силы или угрозы силой.Этим же определяются и обязанности государств — неукоснительное соблюдениеустановленных в соответствии с международным правом границ, разделительных илидемаркационных линий, включая линии перемирия, на период перемирия, дозаключения постоянно действующего договора, в связи с чем такие линии могутрассматриваться как временные границы, разрешение споров о границах толькомирными средствами, неоказание содействия государствам, нарушающим установленияпринципа об обеспечении безопасности границ.
Государства обязаны не нарушать установленныевнутренними и международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраныграницы Российской Федерации, установленный Законом «О государственнойгранице Российской Федерации» 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию России, Шенгенское соглашение 1990 г., заключенное 9 государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересеченияграницы гражданами государств — участников Соглашения. Правом государстваявляется установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных спрохождением границы физическими лицами, транспортными средствами, товарами.
Принцип всеобщего и полного разоружения подэффективным международным контролем.
Формирование принципа всеобщего и полного разоружениякак правовой нормы началось с принятия конкретных договоров по разоружению, например,Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или другихподобных газов и бактериологических средств 1925 г., а также с включения в Устав ООН статей о праве Генеральной Ассамблеи и Совета БезопасностиООН обращаться к государствам – членам с рекомендациями по поводу разоружения ирегулирования вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в какомон существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул практическивсех договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении. Особое значениесреди них имеют универсальные — открытые для всех государств — договоры. Первымсреди них является Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия ватмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., подтвердивший, что «главной целью является скорейшее достижение соглашения о всеобщем иполном разоружении под строгим международным контролем в соответствии с целямиООН».
Объектом защиты принципа разоружения являютсяобщественные отношения, связанные с обеспечением безопасности государств, всейпланеты, человечества, т.е. безопасности в самом широком смысле слова.
Объектом сотрудничества государств по реализациипринципа разоружения, т.е. объектом в узком смысле слова (предметом), являютсяконкретные виды вооружений, действия государств или требование воздержания откаких-либо действий, связанных с разоружением.
Права государств, других субъектов системымеждународного права, устанавливаемые принципом, состоят в том, что они имеютправо: выбирать средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобыстороны, участвующие в конфликте, не уклонялись от поисков способов мирногоразрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать кпомощи международных организаций, в частности, ООН, ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ.
Обязанности государств, обусловленные задачами принципа,состоят прежде всего в том, чтобы государства — участники спора: не прекращалипроцесс мирного урегулирования и поисков взаимоприемлемых способов; приразрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящихсторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий, могущихнанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли принятое всогласованном порядке решение.
Принцип суверенного равенства государств, или, как егоиногда называют в доктрине, принцип равноправия государств, отражает основнуючерту и особенность международного права — наличие у его основныхсубъектов-государств качества суверенитета и в силу этого — равенство самихсубъектов. Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, являетсяосновой для классификации субъектов международного права и определенияюридической природы и объема их «правосубъектности» для установления толькосогласительной процедуры международного нормотворчества; для отказа от созданияорганизаций, обладающих чертами наднациональности, и многого другого, чтопозволяет говорить о международном праве как особой системе права.
В силу этого качества государства — субъектымеждународного права равны независимо от времени возникновения, величинытерритории, количества населения, наконец, от чьего-то признания илинепризнания.
Права государства, обусловленные принципом равноправия(суверенного равенства) — важнейшим функциональным принципом системы, заключаютсяв равном допуске ко всем видам сотрудничества и на равных со всеми основаниях, вравной защите через международно-правовые механизмы.
Особая группа прав, защищаемых принципом, связана сучастием государств в универсальных договорах, кодифицирующих нормымеждународного права или регулирующих отношения, по использованиюобщечеловеческого достояния или решению глобальных проблем. Каждое государствоимеет право на защиту и выгоды, обусловленные его участием в таких договорах, имеетправо требовать, чтобы его права на участие были реализованы. В связи с этимследует упомянуть дискриминационную формулу ООН об участии в договорах, всоответствии с которой государства – не члены ООН не могли стать участникамидоговоров, заключенных в рамках или под эгидой ООН, хотя объект договоровкасался всех государств.
Обязанности государств состоят во взаимном признанииюридического равенства, в заключении сбалансированных договоров, где объем правсоответствует объему возлагаемых на субъектов обязанностей, в уважениимеждународной правосубъектности друг друга, в частности, в недискриминации приосуществлении государствами своей внешней функции — установлениидипломатических и консульских отношений, признании государств, вступлении ивыходе из международных организаций.
В случае нарушения принципа, например, при заключениинеравноправных договоров, дискриминации при реализации внешней функции, возможноприменение санкций в виде ответных мер, адекватных нарушению, например, мирныхрепрессалий.
Принцип невмешательства во внутренние дела государствтесно связан с наличием у них качества суверенитета и основывается на одном изего элементов — независимости государства при осуществлении его внутреннейфункции. Устав ООН, положивший начало формулированию принципа в писаной форме, подтвердилсуществование практики невмешательства государства в дела, по существу входящиево внутреннюю компетенцию государства, хотя и ограничил круг субъектоввмешательства только органами ООН.
В соответствии с этим принципом государство имеетправо самостоятельно устанавливать свою политическую и экономическую системы, распоряжатьсяестественными ресурсами, разрабатывая их самостоятельно или концессионно, вводитьтот или иной режим пребывания иностранных граждан на своей территории, вводитьналоги и сборы, таможенные правила, т.е. суверенно, без вмешательства извне икакого-либо давления разрешать проблемы внутренней жизни физических лиц насвоей территории.
Обязанности государства в рамках принципа состоят вневмешательстве во внутренние дела другого государства, такие, как, например, установлениеформы правления, проведение плебисцитов и референдумов, принятие законов, проведениевыборов, расходование займов и пр. Государства обязаны воздерживаться отдействий, которые могут рассматриваться как неправомерное давление нагосударство с целью получения особых прав и преимуществ. Это может бытьфинансовое давление, обещание дать привилегии при условии кредитов, кредитование,но под условием покупки продукции государства-кредитора, уступки территории.Вмешательством во внутренние дела государства считается также вещание на еготерриторию без его на это согласия.
Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, внарушение принципа, давления на государство, дает последнему или сообществуправо на ответные действия, предпринимаемые индивидуально или через международныемеханизмы ООН и региональных организаций.
Принцип сотрудничества государств, как и принципымирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, являетсяфункциональным принципом международного права. Сотрудничество — единственныйспособ реализации государствами своих интересов, так как ни одно из них неможет выжить в условиях автаркии, экономической, политической изоляции.Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов самых суровыхсанкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40, 41).
Принцип сотрудничества является формой практическойреализации всех остальных принципов международного права. Он представляет собойне столько право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг сдругом. Устав ООН в преамбуле и п. 3 ст. 1 обязывает членов ООН«осуществлять международное сотрудничество в разрешении международныхпроблем экономического, социального, культурного и гуманитарногохарактера». Сам принцип пронизывает все положения Устава ООН, универсальныхи других правомерных договоров.
В соответствии с императивами принципа сотрудничествагосударства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на отказ отсотрудничества, если это совместимо с международным правом, а также если этоготребуют интересы безопасности. В случаях, предусмотренных договорами, они могутиметь право на льготные режимы сотрудничества.
Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию,укреплению добрососедских отношений и международного мира.
Принцип добросовестного выполнения международныхобязательств является функциональным принципом международного права, одним избазовых принципов системы всего международного права, обеспечивая стабильностьмеждународного правопорядка. Его основа — древнейшая обычно-правовая норма, имевшаяотношение скорее к писаным, фиксированным нормам. Устав ООН (п. 5 ст. 2), накоторый ссылаются как на источник принципа, содержит только часть егосодержания — предписывает государствам соблюдать обязательства, вытекающие изчленства в ООН, а для государств-нечленов — только обязательства, вытекающие изпринципов Устава ООН.
Наиболее полное выражение данный принцип получил вВенской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и в ст. 38 Статута Международного суда ООН, где говорится о применении наряду с писанымитакже и обычно-правовых норм.
Таким образом, объектом защиты принципадобросовестного соблюдения международных обязательств являются отношениягосударств, других субъектов международного права в связи с созданием, действием,прекращением действия международных договоров и обычаев.
Обязанности государств, обусловленные принципом, заключаютсяво взаимном уважении правосубъектности друг друга в области международногонормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному праву поотношению к национальным нормам, а также в приведении национальногозаконодательства в соответствие со взятыми на себя международнымиобязательствами; в разрешении споров, возникающих в процессе создания иприменения договоров и обычаев, только мирными средствами.
Принцип добросовестного выполнения международныхобязательств защищается такими международными механизмами, как институционные итретейские суды, взаимные консультации и др. Он особенно важен для всегосообщества, т.е. обеспечивает единый стабильный миропорядок через единообразноеприменение договоров и обычаев.
Принцип равноправия и самоопределения народов и нацийрегулирует сотрудничество государств в одной из важнейших сфер развитияцивилизации в целом. Нация, народ является первоосновой, с которой связываетсясуверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Устав ООНпервоначально апеллирует к воле народов, а затем государств, сама же ООН всвоем названии содержит ссылку на нации.
Принцип в краткой форме, тезисно сформулирован вУставе ООН, затем — в универсальном кодифицирующем договоре — Пактах о правахчеловека 1966 г. Статья, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейсяединицы, выделена в особую часть. В период перед принятием Пактов содержаниепринципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Частьпринципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам инародам, в своем развитии опиралась на морально-политические нормы, содержащиесяв Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятойГенеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., и Декларации о принципах 1970 г.
На первом этапе развития принципа упор делался нарегламентацию статуса колонизуемого и колонизатора, определялись их взаимныеправа и обязанности, наиболее существенным, ключевым было право колонизуемогоприменить против колонизатора военную силу, что запрещалось международным правом,если речь шла о межгосударственных отношениях. При этом, однако, требовалось, чтобынарод или нация имели орган, возглавляющий такую борьбу, поддержку со стороныбольшей части населения, способный эффективно контролировать значительную частьнациональной территории. При достижении собственной государственности народ инация должны были подчиниться всем без исключения принципам международногоправа.
Активная деколонизация привела к появлению новогосубъекта международного права — народа и нации, находящихся в стадии борьбы засвое самоопределение.
Права народа и нации состоят в самостоятельномпринятии ими решения о самоопределении, в праве на самостоятельный политическийстатус, праве на свободное экономическое развитие, национальную и культурнуюсамобытность; они свободны в распоряжении своими естественными ресурсами, которыеобеспечивает им их территория или их доля в общечеловеческом достоянии.
Существенным моментом в рассмотрении правовогосодержания принципа является то, что факт колонизации устанавливался вовзаимоотношении метрополии с колонией. Значительно труднее определить фактколонизации в случае проживания народов, наций в составе одной государственнойтерритории, в течение достаточно длительного исторического периода.
Нарушения принципа устанавливаются в соответствии смеждународно-правовыми механизмами — в органах ООН в первую очередь, а кнарушителям применяются меры принуждения.
Принцип уважения прав и основных свобод человека. Ввиде универсальной императивной юридической нормы он был закреплен в преамбуле,ст. 1 и 55 Устава ООН в 1945 г. Далее следовали его конкретизация и уточнениесодержания в морально-политических резолюциях и декларациях ГенеральнойАссамблеи ООН, из которых важнейшей, этапной, была Всеобщая декларация правчеловека 1948 г. Ее содержание сегодня интересно тем, что она показывает, каковыбыли в тот период представления о комплексе прав, принадлежащих человеку.Одновременно с 1946 по 1966 г. шла работа в Комиссии международного праваГенеральной Ассамблеи ООН над проектом обязательного документа — международногодоговора, защищающего права и основные свободы человека.
Созданные в результате два документа — Пакты о правахчеловека 1966 г. — вступили в силу в 1973 г. Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах представляютсобой, несмотря на их обширность и проработанность, только минимум прав, которыедолжны быть предоставлены государствами проживающему на их территории индивидуи закреплены в национальном законодательстве. К ним относятся такие, какКонвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.
Для защиты своих прав индивид обращается к помощинациональных судов, действующих в соответствии с конституциями государств, положениякоторых в части, касающейся прав человека, должны соответствоватьмеждународно-правовым стандартам — источникам принципа уважения прав и основныхсвобод человека.
Поскольку принцип обращен к государствам — субъектаммеждународного права, речь должна идти именно об их правах и обязанностях. Ониимеют право, являясь, как было указано ранее, членами сообщества, требовать, чтобывсе государства соблюдали свои международные обязательства и не нарушали правачеловека на своей территории; имеют право обратиться с иском о нарушении прав человекав органы ООН — Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Международный суд, региональныеорганы, органы, созданные конкретными договорами для наблюдения за ихвыполнением.
Грубыми нарушениями принципа являются геноцид, нарушающийправо человека на жизнь в составе расовой, этнической, религиозной группы, расоваядискриминация, нарушающая право человека на равенство в пользовании всемиправами человека, апартеид, представляющий собой форму эксплуатации, рабства иугнетения большинства меньшинством.
Ответственность за нарушение принципа несут какгосударства, так и дополнительно отдельные категории физических лиц. В качествесанкций могут применены самые жесткие меры, вплоть до ограничения суверенитетагосударства.
2. Основной принцип мирногоразрешения международных споров: его становление, источники, круг субъектов,права и обязанности государств, способы мирного разрешения споров, действия, несоответствующие требованиям принципа
Согласно международному праву каждое государство идругие субъекты международного права обязаны разрешать споры между собоймирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир,безопасность и справедливость. Принцип мирного разрешения международных споровявляется императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии сУставом ООН, 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсальных, региональныхи двусторонних договорах.
Проблема использования мирных средств разрешениямеждународных споров обсуждалась еще на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907гг… Конференция 1907 г. одобрила Конвенцию о мирном решении международныхстолкновений. Статья 1 этой Конвенции гласит: «с целью предупредить повозможности обращение к силе в отношениях между государствами договаривающиесядержавы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирноерешение международных несогласий. Конвенция закрепляет ряд эффективных средствмирного разрешения споров, в том числе добрые услуги и посредничество, международныеследственные комиссии, международные третейские суды и т.д.
Однако Гаагские конференции мира не ставили вопроса озапрещении войны как средства разрешения споров. Только парижский Договор оботказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. осудил обращение к войне для урегулирования международных споров. Государства — участникиДоговора признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнутьмежду ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого быпроисхождения они ни были, должны «всегда изыскиваться только в мирныхсредствах».
Таким образом, принцип мирного разрешениямеждународных споров сформировался до второй мировой войны и был закреплен вряде международных договоров. Однако в дальнейшем он был конкретизирован и развитв Уставе ООН (п. 2 ст. 2, ст. 33 — 38 Устава ООН). Единственно правомернымспособом решения споров и разногласий между государствами объявляются мирныесредства, перечень которых дан в Уставе ООН.
Международные споры разрешаются на основе суверенногоравенства государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств исоответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справедливости имеждународного права. Применение какой-либо процедуры урегулирования спора илисогласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами вотношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, недолжно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства государств.
Устав ООН делит споры на две категории: а) особоопасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира ибезопасности (ст. 34); б) любые другие споры (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 1ст. 36). Наряду с термином «споры» в Уставе ООН употребляется и понятие«ситуация» (ст. 34, п. 1 ст. 33). Ситуация также «может привести кмеждународным трениям» или вызвать «спор».
Устав ООН не содержит критериев разделения споров иситуаций на указанные две категории, предоставляя решение этого вопроса СоветуБезопасности. В соответствии со ст. 34 Устава ООН «Совет Безопасностиуполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая можетпривести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, неможет ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержаниюмеждународного мира и безопасности».
Таким образом, деление международных конфликтов на«споры» и «ситуации» является условным и относительным.
Устав ООН, а также другие международные договоры несодержат четкого разграничения между политическими и юридическими спорами.Согласно п. 3 ст. 36 Устава ООН споры юридического характера должны, как общееправило, передаваться сторонами в Международный суд. Статут Суда содержитперечень правовых споров, по которым юрисдикция Суда является обязательной.Речь в этой статье идет о спорах, касающихся толкования договора; любоговопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен,представит собой нарушение международного обязательства; характера и размероввозмещении, причитающегося за нарушение международных обязательств; характера иразмеров возмещения, причитающегося за нарушения международных обязательств.Разумеется, данный перечень правовых споров не является исчерпывающим, анекоторые из них являются декларативно-рекомендательными. В этой связи СССР всвоем Меморандуме о повышении роли международного права, представленном 44-йсессии Генеральнойй Ассамблеи ООН 29 сентября 1989 г., предложил выработать и принять универсальный и всеобъемлющий международно-правовой акт, которыйявился бы действенным инструментом по укреплению международного правопорядка.
В этом договорном документе принцип разрешения всехспоров между государствами только мирными средствами, закрепленный в УставеОрганизации Объединенных Наций, мог бы получить свое дальнейшее развитие иконкретизацию.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ СПОРОВ(КОНФЛИКТОВ)
Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенствагосударств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирногоразрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие натакую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципомсуверенного равенства.
Согласно ст. 33 Устава ООН государства должныстремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споровпутем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебногоразбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или инымимирными средствами по своему выбору. В поисках подобного урегулирования стороныдолжны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали быобстоятельствам и характеру спора.
Международные переговоры. Они являются наиболеединамичным и эффективным средством разрешения споров. Не случайно в ст. 33Устава ООН переговоры названы в числе основных средств урегулированиямеждународных споров и конфликтов. Они позволяют принимать разнообразныеварианты решения спорных вопросов. Признание государствами имежправительственными организациями этого принципа нашло отражение во многихдоговорах и учредительных актах организаций.
В ходе переговоров государства или международныеорганизации могут принимать самые разнообразные варианты решения спорныхвопросов. Переговоры не только являются средством урегулирования международногоспора, но и выполняют функции вспомогательного средства. Практически всеспособы разрешения межгосударственных конфликтов всегда начинаются снепосредственных переговоров о применении этих способов и очень частозавершаются такими переговорами.
Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними.Последним, как правило, придается форма международной конференции.
Международное право не устанавливает единообразногопорядка ведения переговоров. Как показывает практика, нормальные переговорыпроходят следующие основные стадии: выступление государства или группыгосударств (например, ЕС) или иных субъектов международного права с инициативойпроведения переговоров; достижение договоренности между спорящими сторонами опереговорах (время, место, уровень т.п.); выработка процедуры веденияпереговоров; собственно переговори принятие согласованного в ходе переговоровакта.
Переговоры различаются: по предмету спора — переговорыпо политическим, экономическим, социальным и другим вопросам; по количествуучастников — двусторонние и многосторонние; по статусу участвующих должностныхлиц — переговоры на высшем уровне (глав государств и глав правительств), науровне министров иностранных дел, послов или специально уполномоченных на этодолжностных лиц.
Консультации. Этот способ мирного разрешения споровсложился в начале XX в. Предметом консультаций являются обычно вопросы, имеющиежизненно важное значение для государств или международных организаций. Вмеждународной практике используются две разновидности консультаций:факультативные и обязательные. Факультативными являются консультации, к которымстороны прибегают по взаимному согласию. Применение обязательных консультацийпредусмотрено в двусторонних и многосторонних международных договорах. Например,ст. XXII Генерального соглашения по торговле услугами 1994 г. гласит: «каждый член должен благожелательно отнестись к консультации и создать для неесоответствующие условия в связи с представлением, которое может быть сделанолюбым другим членом ВТО по любому вопросу, затрагивающему функционированиенастоящего Соглашения». При таких консультациях должна применятьсяДоговоренность о разрешении споров (ДРС). Совет по торговле услугами или Органпо разрешению споров может по запросу члена ВТО консультироваться с любымчленом ВТО или членами ВТО в отношении любого вопроса, по которому невозможнобыло достичь удовлетворительного решения путем консенсуса.
Согласно Венской конвенции о представительствегосударств в их отношениях с международными организациями универсальногохарактера 1975 г., если между двумя или несколькими государствами — участникамиКонвенции возникает спор по поводу ее применения или толкования, то по просьбелюбой из них между ними проводятся консультации. По просьбе любой из сторон, вспоре для участия в консультациях приглашается организации, при которойгосударство имеет своего постоянного представителя, или конференция, созываемаяданной организацией или под ее эгидой.
Международные следственные комиссии. Компетенция ипорядок создания таких комиссий определяются Уставом ООН и ст. 9-35 Конвенции 1907 г. Комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими сторонами. Основнаязадача комиссий — облегчить разрешение споров выяснением вопроса фактапосредством беспристрастного и добросовестного расследования.
Стороны вправе назначить при комиссии особых агентов споручением представлять их и служить посредниками между ними и комиссией.Стороны, кроме того, могут поручить назначенным ими советникам или адвокатамизлагать и поддерживать их интересы перед комиссией. В установленные срокикаждая сторона спора сообщает комиссии и другой стороне изложение фактов и, вчастности, акты, бумаги и документы, а также список свидетелей и экспертов, которыхона желает выслушать. Допросом свидетелей руководит председатель комиссии.Члены комиссии вправе задавать каждому свидетелю вопросы, касающиеся существаспора. Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и являются секретными.Любое решение комиссии принимается большинством голосов. Окончательный докладкомиссии по существу рассмотренного спора ограничивается лишь установлениемфактов и не имеет характера третейского решения. За сторонами сохраняетсяполная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическимивыводами.
С 1937 г. Постоянная палата третейского суда выступаетв качестве международной согласительной комиссии. Данная процедураосуществляется в соответствии с Факультативными правилами 1996 г.
Примирительные комиссии. Пока немногие международныедоговоры предусматривают создание примирительной комиссии для рассмотренияспора или конфликта. Наиболее обстоятельно порядок образования и деятельноститакой комиссии изложен в ст. 85 Венской конвенции о представительствегосударств в их отношениях с международными организациями универсальногохарактера 1975 г.
Если спор не был разрешен в результате консультаций, толюбое государство, участвующее в консультациях, может передать спор впримирительную комиссию и сообщить об этом письменно организации, при которойпредставлено такое государство (далее — Организация), и другим государствам, участвующимв консультациях. Каждая примирительная комиссия состоит из трех членов: двухчленов, назначаемых каждой из сторон в споре, и председателя. Каждоегосударство — участник Конвенции заблаговременно назначает лицо, призванноедействовать в качестве члена такой комиссии. Оно уведомляет об этом назначении.Последняя ведет список назначаемых лиц. Если государство не делает это заблаговременно,оно может произвести такое назначение в ходе примирительной процедуры, вплотьдо того момента, когда комиссия начнет составлять доклад о результатах своейдеятельности.
Председатель комиссии избирается двумя другимичленами. Если между двумя другими членами в течение одного месяца посленаправления уведомления не было достигнуто соглашения или если одна из сторонспоре не использовала своего права назначить одного из членов комиссии, председательназначается по просьбе одной из сторон в споре главным должностным лицомОрганизации. Это назначение должно бы произведено в течение одного месяца послепоступления такой просьбы. Главное должностное лицо Организации назначает вкачестве председателя квалифицированного юриста, который не должен являться нисотрудником Организации, ни гражданином государства — стороны в споре.
Комиссия устанавливает свои собственные правилапроцедуры и принимает свои решения и рекомендации большинством голосов. Онможет рекомендовать Организации, если последняя на то уполномочена ООН, запроситьконсультативное заключение Международного суда относительно применения илитолкования Конвенции 1975 г.
Если комиссия не в состоянии достичь соглашения междусторонам в споре о разрешении спора в течение двух месяцев с момента назначенияпредседателя, она должна подготовить в возможно короткий срок доклад о своейработе и направить его сторонам в споре. Доклад должен содержать заключениякомиссии относительно фактов и вопросов права, а также рекомендации, которыеона сделала сторонам в споре в целях содействия разрешения спора. Рекомендациикомиссии не имеют обязательной силы для сторон в споре до тех пор, пока всестороны в споре не примут их. Тем не менее любая сторона в споре имеет правозаявить в одностороннем порядке, что она будет выполнять относящиеся к нейрекомендации доклада.
В отличие от следственных комиссий, которые занимаютсятолько установлением фактов, составляющих предмет международного спора, примирительныекомиссии дают толкование фактам и выносят рекомендации в целях содействияразрешению спора.
Добрые услуги и посредничество. Согласно ст. 2Конвенции 1907 г. государства в случае серьезного разногласия между нимиобязаны пригнуть к добрым услугам или посредничеству одной или несколькихдружественных стран. Право предлагать добрые услуги или посредничествопринадлежит непричастным к спору государствам.
Задача посредника заключается «в согласованиипротивоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникломежду государствами, находящимися в споре» (ст. 4 Конвенции 1907 г.). Обязанности посредника прекращаются с того момента, когда одна из спорящих сторон или сампосредник удостоверяется, что предложенные средства примирения не были приняты.Добрые услуги и посредничество не являются обязательными, имеют исключительнозначение совета.
В случае возникновения между государствами спора, представляющегоопасность для мира и международной безопасности, спорящие государства избираютгосударство, которому оно поручает войти в контакт с государством, избраннымдругим государством с целью предупредить нарушение мирных отношений.Примирительный период не может превышать тридцати дней. В этот период спорящиегосударства прекращают всякие непосредственные отношения между собой попредмету спора. Государства-посредники должны приложить все свои старания порешению спора.
Добрые услуги или посредничество могут оказыватьгосударства (в том числе коллективно) или международные организации.Оказывающие добрые услуги государство или международная организация сами в ходепереговоров не участвуют, если об этом не попросят сами спорящие стороны. Припосредничестве третья сторона вправе участвовать в переговорном процессе ивыдвигать устные или письменные предложения по существу спора.
Международный третейский суд. Этот институт мирногоразрешения споров возник в древние века. Международными третейскими судьямибыли recuperatores. В средние века ими были папы и германский император. В XIXв. было создано более 60 международных третейских судов. Согласно ст. 38Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г, по вопросам юридического характера (свойства) и преимущественно по вопросам толкования илиприменения международных договоров третейский суд признается государствамисамым действенным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, неурегулированных дипломатическим путем. Конвенция рекомендуетгосударствам-участникам обращаться в случае необходимости к третейскому суду.Одним из таких органов является созданная в 1899 г. Постоянная палата третейского суда (далее — Палата). Она находится в г. Гааге и компетентнадля всех случаев третейского разбирательства. Каждое государство участникКонвенции 1907 г. назначает не более четырех лиц, которые известны своимипознаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личнымуважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейскогосудьи. Члены Палаты назначаются на шестилетний срок. Полномочия их может бытьвозобновлены. Назначенные лица вносятся в качестве членов Палаты в особыйсписок, который сообщается всем государствам — участникам Конвенции 1907 г.
Если государства пожелают обратиться к Палате длярешения возникшего между ними несогласия, то выбор третейских судей, призванныхобразовать надлежащий суд для разрешения этого спора, должен быть сделан изобщего списка членов Палаты. Палата компетентна рассматривать любой спор междугосударствами — участниками Конвенции 1907 г.
После достижения государствами согласия о созданиитретейской суда они сообщают в Международное бюро (оно является своеобразнойканцелярией Палаты) свое решение обратиться к Палате, текст своей третейскойзаписи и имена судей. Члены суда при исполнении своих обязанностей и вне своейстраны пользуются дипломатическими привилегиями.
Обращение к Палате не может иметь место в том случае, если,по мнению государства — участника спора, такой спор не относится к категориитех споров, которые подлежат обязательному третейскому разбирательству.
Совещания суда происходят при закрытых дверях иявляются секретными. Любое решение принимается большинством голосов и являетсяокончательным.
Международные судебные органы. Международный суд ООНучрежден Уставом ООН в 1945 г. в качестве главного судебного органаОбъединенных Наций. Участниками Статута Международного суда являются всегосударства — члены ООН, а также Швейцария и Науру. Суд состоит из коллегиинезависимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лицвысоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странахдля назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами спризнанным авторитетом в области международного права.
Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составене может быть двух граждан одного и того же государства.
Члены Суда избираются Генеральной Ассамблей и СоветомБезопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных группПостоянной палаты третейского суда. Число кандидатов, выставленных группой, нив коем случае не может превышать более чем вдвое мест, подлежащих заполнению.
Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностейпользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом.
Сторонами по делам, разбираемым Судом, является толькогосударства. К его ведению относятся все дела, которые будут переданы емусторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН илидействующими договорами и конвенциями.
Дела возбуждают в Суде в зависимости от обстоятельствили нотификаций специального соглашения, или письменным заявлением на имяСекретаря Суда. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам. Суд имеетправо принять любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспеченияправ каждой из сторон. Впредь до вынесения окончательного решения сообщение опредлагаемых мерах немедленно доводиться до сведения сторон и Советабезопасности.
Решение Суда является окончательным и не подлежитобжалованию. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основаниивновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказатьрешающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известныни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре немогут быть заявлены по истечении десяти лет с момента вынесения решения.
Помимо функций по решению международного спора, Судможет давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, запросулюбого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН илисогласно этому Уставу. Вопросы, по которым испрашивается консультативноезаключение Суда, представляются Суду в письменном заявлении, содержащем точноеизложение вопроса, ни которому требуется заключение.
Консультативные заключения не имеют обязательной силы.Однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторонв споре.
Европейский суд по правам человека — единственныйсобственно судебный орган Совета Европы, учрежденный в соответствии сКонвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и включающий 39 человек (в том числе представителя Российской Федерации). Он является судомпоследней инстанции, который выносит решение по вопросам соблюдения странами — членамиСовета Европы своих обязательств по Конвенции 1950 г.
Члены Суда избираются Парламентской ассамблеейбольшинством голосов из списка лиц, выдвинутых членами Совета Европы. Каждоегосударство — член Совета Европы выдвигает трех кандидатов, из которых покрайней мере двое должны быть гражданами этого государства, Кандидаты должныобладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемымпри назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с признаннымавторитетом.
Члены Суда избираются сроком на шесть лет. Они могутбыть переизбраны.
Для рассмотрения каждого переданного ему дела Судобразует Палату из девяти судей. Членом Палаты ex-officio становится судья — гражданинлюбого государства, являющегося стороной в споре, или если такового не окажется,то по выбору этого государства — любое лицо, которое выступает в качествесудьи. Имена остальных судей определяются председателем Суда путем жребия доначала рассмотрения дела. Дела в Суд могут передавать только государства — членыСовета Европы и Европейская комиссия по правам человека.
Юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиесятолкования и применения Конвенции 1950 г. Любое государство — член Совет Европы может в любое время заявить, что она признает ipso facto и безспециального соглашения обязательную юрисдикцию Суда в отношении вопросов, относящихсяк толкованию и применению Конвенции 1950 г.
Суд может принять дело к рассмотрению лишь после того,как Европейская комиссия по правам человека признает безрезультатность усилийпо дружественному урегулированию спора. Решение Суда является окончательным.Государства — члены Совета Европы обязуются исполнять решения Суда по любомуделу, в котором они являются сторонами. Решение Суда направляется Комитетуминистров Совета Европы, который осуществляет надзор за его выполнением.
Заключение
В заключении отмечу, что современное международноеправо охватывает сферой своего действия все государства; оно стало в этом плане,несомненно, универсальным. Старое классическое международное право содержалонормы, которые устанавливали различную степень зависимости одних государств отдругих (колонии, протектораты и т. п.). Современное международное правопровозглашает принцип суверенного равенства. Различия отмечаются и посубъектам. В старом классическом международном праве единственным субъектомбыли государства. В современном международном праве государства остаютсяосновным субъектом, но вместе с ними в современном международном праведействуют и новые субъекты — международные организации. Правосубъектностьмеждународных организаций во многом отлична от правосубъектности государств, ноданное обстоятельство не является основанием для отказа международныморганизациям быть субъектами международного права. Значительную поддержку вотстаивании своей точки зрения сторонникам правосубъектности международныхорганизаций оказало Консультативное заключение Международного суда ООН от 11апреля 1949 г. по вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В немОрганизация Объединенных Наций была признана субъектом международного права. Взаключении Суда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООНнеравнозначна правосубъектности государства. Изменилось и отношениемеждународного права к индивиду. Современное международное право уделяетзначительно больше внимания индивиду, и в частности правам человека. Всовременном международном праве сложилась
отрасль, нормы которой регулируют сотрудничествогосударств в области прав человека. Ничего этого не было в старом международномправе. Претерпел изменения и институт ответственности. Ответственность засовершение международных преступлений в современном международном праве нарядус государствами несет и индивид. Примером тому служат деятельность и решенияНюрнбергского и Токийского международных военных процессов подтвердившихмеждународную ответственность государств и уголовную ответственность индивидовза совершение преступлений против мира и человечества.
Список литературы
Конституция Российской Федерации // «Российскаягазета» №237 от 12 декабря 1993. // Справочная система Консультант Плюс.
Регистрация и опубликование договоров и международныхсоглашений: правила введения в действие статьи 102 Устава ОрганизацииОбъединенных наций 14 декабря 1946 года// Справочная система Консультант Плюс.
Декларация о всеобщем участии в Венской Конвенции оправе международных договоров 23 мая 1969г. // Справочная система КонсультантПлюс.
Венская Конвенция о праве международных договоров 23мая 1969г. // Справочная система Консультант Плюс.
Гражданский кодекс Российской Федерации // «Российскаягазета» №51 от 30 ноября 1994, №14 от 22 декабря 1996, №146 от 1 ноября 2001, №230от 24 ноября 2006. // Справочная система Консультант Плюс.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101 – ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». // Справочная система КонсультантПлюс.
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (изм., внесенными ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 11.11.1997 №16 – П) // Справочная системаКонсультант Плюс.
8. Российский ежегодник международного права. СтатьяЕгорова С.А. «Первая Гаагская конференция мира: история и современность»/ М. — 1997.
9. Комиссия ООН по праву международной торговли(ЮНСИТРАЛ). Резолюция 2205 Генеральной Ассамблеи ООН «Учреждение комиссии ООНпо праву международной торговли» / Международное частное право: Сборникдокументов. / М. — БЕК, 1997.
10. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).Резолюция 1995 Генеральной Ассамблеи / Международное частное право: Сборникдокументов. / М. — БЕК, 1997.
11. Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономическойдеятельности 1992 г. / Международное частное право: Сборник документов. / М.-БЕК, 1997.
12. Барнашов А.М. Общепризнанные нормы международногоправа и их взаимодействие с нормами российского законодательства // Юрист-международник./ М. — 2003. — № 2.
13. Международное частное право: Сборник документов./М.- БЕК, 1997.
14. Международное публичное право.Учебник. Изданиевторое, переработанное и дополненное/ под ред. К.А. Бекяшева. /М. — ПБОЮЛГрачев С.М. — 2001.
15. Международное частное право. Иностранноезаконодательство./ М.- Статут, 2001.
16. Лукашук И.И. Курс международного права: Общаячасть./ М. — 1996.
17. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международногоправа./ М.- 1990.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.