Втаможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-правовыхтерминов, таких как, например, «таможенная территория», «таможеннаяграница», «таможенный режим», «декларант», «таможеннаяпошлина» и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как«товары» и «транспортные средства», в таможенномзаконодательстве имеют свое специфическое толкование.
Подтаможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объемедействует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировкасодержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход копределению таможенной территории непосредственно указывает на пространственныепределы действия норм таможенного законодательства.
TK(ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятиегосударственной территории: «Таможенную территорию Российской Федерациисоставляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные ивнутренние воды и воздушное пространство над ними».
Таможеннуютерриторию Российской Федерации составляют ее сухопутная территория, территориальныеи внутренние воды, а также воздушное пространство над ними.
Внее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зонеРоссийской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которымиРоссийская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношениитаможенного дела. Это положение нашло свое развитие в принятом в 1995 годуФедеральном законе № 187-ФЗ «О континентальном шельфе». Статья 5этого закона предусматривает, что Российская Федерация на континентальномшельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать ирегулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установоки сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такимиискусственными островами, установками и сооружениями в отношениитаможенных, фискальных,санитарных и иммиграционных законов и правил.
Сухопутнойтерриторией Российской Федерации является вся суша, находящаяся в пределах ееграниц. Территориальные воды — это прибрежные морские воды шириной 12 морскихмиль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и наостровах, принадлежащих Российской Федерации, или от линий, соединяющих точки, географическиекоординаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в«Известиях мореплавателей». В отдельных случаях иная ширинатерриториальных вод может устанавливаться международными договорами, а при ихотсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международногоправа. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные всторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальныхвод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностьюпринадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.
Натерритории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны исвободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складовсогласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются какнаходящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
Вто же время следует отметить неточность: так, в части первой статьи 3 ТК РФясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют еесухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушноепространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенныхзон и свободных складов, которые по сути являются частью сухопутной территорииРоссийской Федерации, рассматриваются как не входящие в ее таможеннуютерриторию. Такая неточность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ,который рассматривает указанные территории свободных таможенных зон и свободныхскладов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиесяна этих территориях, —таможенной территории Российской Федерации. В этой жестатье закона устанавливается, что в отношении взимания таможенных пошлин ииных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформленииввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается какнаходящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленнымив данном законе. Именно из-за этих особенностей (они обозначены в ст. 7)территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотряна действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена изсостава таможенной территории Российской Федерации. как находящиеся вне еетаможенной территории. Определение понятий свободных таможенных зон и свободныхскладов дано в ст. 75 TK, которые «рассматриваются как находящиеся внетаможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемыхнастоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации потаможенному делу» (ст. 3 TK). К числу предусмотренных ст. 3 TK исключенийотносится Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об особойэкономической зоне в Калининградской области». Статья 1 этого законапредусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическаязона является частью государственной и
Существенноевлияние на определение таможенной территории оказывает практика создания Какуже отмечалось, TK в ст. 4 закрепляет право на образование таможенных союзов винтересах развития и укрепления международной экономической интеграции.Ориентиром в этой деятельности TK определяет общепризнанные нормымеждународного права. Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам иторговле (ГАТТ) таможенных союзов.
Таможенныйсоюз определяется как замена одной таможенной территорией двух или несколькихтаможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общейтаможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров(внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер потарифному и нетарифному регулированию торговли со странами — нечленамитаможенного союза (внешний аспект).
Таможенныйсоюз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зонойсвободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественныеограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельностистран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьимистранами. Иными словами, таможенный союз — это такая зона свободной торговли, участникикоторой согласовали свою таможенную политику по отношению кгосударствам-нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающийунификацию таможенно-тарифного законодательства стран — участниц. Созданиетаможенного союза означает, что на место национальной таможенной политикиприходит согласованная межгосударственная политика, которая в свою очередьприводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего натерриториях стран-членов союза. Таможенные территории государств, составившихтаможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новоекачество — союзную общую таможенную территорию.
Примеромреализации планов создания таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение отаможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия от 6января 1995 года. На основании этого Соглашения были приняты указ Президента РФот 25 мая 1995 года № 525 «Об отмене таможенного контроля на границеРоссийской Федерации с Республикой Беларусь», приказ ГТК от 21 марта 1995года № 167 «О первоочередных мерах по реализации Соглашения о Таможенномсоюзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» и ряд другихнормативных актов. Образование российско-белорусского таможенного союза привелок переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с РеспубликойБелоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенныхплатежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершениеформирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говоритьо появлении общей таможенной территории.
Подтаможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию:«Таможенная граница — граница таможенной территории РоссийскойФедерации» (п. 2 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенногозаконодательства данного государства и разделяет таможенные территориисопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает областьдействия таможенного суверенитета. Понятие «таможенная граница РоссийскойФедерации» означает пределы ее таможенной территории, куда входят ипериметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная границаявляется юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственнойграницы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенногорегулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел оконтрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной игосударственной границы и юридические последствия, вызванные этимнесовпадением.
Причемпринято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы.
Внешняятаможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, какправило, совпадает с государственной границей. На ней действуетадминистративно-правовой режим, устанавливаемый законодательством огосударственной границе. А внутреннюю таможенную границу образуют периметрысвободных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, вглубине таможенной территории страды. И хотя по своемуадминистративно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена квнешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами таможенногозаконодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускается установлениетаможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободныхтаможенных зон и свободных складов в таможенную границу неправомерно, хотя исоответствует общемировому подходу к этому вопросу. ст. 74
Подтермином «товары» в таможенном законодательстве следует пониматьлюбое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую,тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключениемсредств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.Практика выявила необходимость включить в это определение также объектыинтеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового Таможенногокодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда,суда внутреннего плавания и космические объекты.
Товарыподразделяются на российские и иностранные. Российские товары — это товары, происходящиеиз Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на еетерритории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешениятаможенных органов. Все остальные товары являются иностранными.
Транспортнымисредствами в таможенном деле признаются любые средства, используемые длямеждународных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другоетранспортное оборудование.
Под«перемещением через таможенную границу Российской Федерации»понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или повывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включаяпересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводноготранспорта и линий электропередач.
Куказанным действиям относятся:
Приввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РоссийскойФедерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и свободных складовна остальную часть таможенной территории страны — фактическое пересечениетаможенной границы Российской Федерации.
Привывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РоссийскойФедерации и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной части еетаможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на свободныесклады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственнонаправленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товарыили транспортные средства.
Перемещениечерез таможенную границу можно подразделить на правомерное и неправомерное.Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренномдействующим таможенным законодательством. А перемещение через таможеннуюграницу с нарушением установленных нормами таможенного законодательстватребований (например, вне определенных таможенными органами мест, с сокрытиемот таможенного контроля, с использованием поддельных документов и т. п.)признается неправомерным и в зависимости от характера противоправного деянияквалифицируется либо как административное правонарушение (нарушение таможенныхправил), либо как уголовное преступление в сфере таможенного дела.
Термин«лица» включает в себя как предприятия, учреждения и организации, т.е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательствевстречаются понятия «российские лица», «иностранные лица» и«лица, перемещающие товары».
Ккатегории российских лиц относятся:
Созданныев соответствии с российским законодательством предприятия, учреждения иорганизации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России.
Зарегистрированныена территории России лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица.
ГражданеРоссии, постоянно проживающие на ее территории. Все иные лица относятсяроссийским таможенным законодательством к категории иностранных.
Вкачестве лиц, перемещающих товары, следует понимать лица, являющиесясобственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в иномкачестве, достаточном в соответствии с российским законодательством для совершенияс товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственногоимени.
Декларант— это лицо, перемещающее товары через таможенную границу, или таможенный брокер(посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средствана таможне от собственного имени.
Перевозчик— это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным заиспользование транспортного средства.
Таможенныйрежим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортныхсредств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.
Таможенноеоформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедурапомещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Таможенныйконтроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целяхобеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иногозаконодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенциитаможенных органов.
Зонатаможенного контроля — это специально выделенная и обозначенная частьтаможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществлениятаможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства РоссийскойФедерации.
Таможенныеплатежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи, взимаемые вустановленном порядке таможенными органами.
Таможеннаяпошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами при перемещении товаровчерез таможенную границу РФ и являющийся неотъемлемым условием такогоперемещения.
Резиденты- это:
Физическиелица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, включаяграждан России, временно находящихся за ее пределами.
Юридическиелица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), расположенныена территории России и образованные в соответствии с российскимзаконодательством, а также их филиалы и представительства, находящиеся запределами Российской Федерации.
Российскиедипломатические и другие официальные представительства, находящиеся запределами Российской Федерации.
Нерезиденты- это:
Физическиелица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, включаявременно в ней находящихся.
Юридическиелица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), созданныев соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождениемза пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства вРоссии.
Иностранныедипломатические и иные официальные представительства, а также международныеорганизации, их филиалы и представительства, находящиеся в РоссийскойФедерации.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.nakhodka-betta.ru/i