Лесноехозяйство и лесопользование может и должно приносить значительный доход, причемот законодательных и организационных положений во многом зависит в чью пользубудет изыматься этот доход — в пользу государства либо в пользу группы частныхлиц, занимающих, либо не занимающих руководящие должности в администрации иорганах управления лесным хозяйством. Желательно достигнуть балансагосударственных и личных интересов, но на сегодняшний день, чаще всего,случается очень сильный крен в одну или другую сторону.
Кнаиболее частым недостаткам в организации лесопользования и лесного хозяйстваможно отнести то, что лесопользование часто осуществляется без должного контроляза финансовыми потоками. Фирмы, имеющие задолженности по лесным податям и непогашенные иски за нарушения лесного законодательства, обычно не ограничены ввозможностях получения новых лесорубочных билетов. Достаточно обычным (и ксожалению практически ненаказуемым) явлением стали хронические неуплаты лесныхподатей, после чего фирма, имеющая большие задолженности, распадается и те жесамые физические лица организуют новую фирму с аналогичными принципами веденияхозяйства. Другим важным аспектом лесопользования является хроническоезавышение затрат на заготовку древесины, что часто приводит к установлениюзначительных льгот (ранее вплоть до полной отмены лесных податей). При этом,реальное положение «бедных» лесозаготовителей, с учетом «левого»оборота древесины и средств, часто оказывается далеко не столь бедственным.Значительные проблемы может создавать аренда лесного фонда, в силу рядаположений законодательства являющаяся не столь выгодным делом для собственникалеса и регионов, как это принято считать. Значительные нарушения частосопутствуют процессу подбора фирм для передачи им участков леса в аренду.
Сдругой стороны, современная недостаточно эффективная структура лесной службы,законодательно закрепленное право лесхозов проводить коммерческие рубки (подвидом рубок ухода) пользуясь значительными налоговыми льготами, и общиепроблемы с бюджетным финансированием фактически превращают лесхозы вкоммерческие структуры, торгующие государственными ресурсами. В этой ситуациистремление к максимальным прибылям (и зарплатам) делают практически неизбежнымизначительные нарушения законодательства со стороны лесхозов, часто совместно(по сговору) с лесопользователями. Значительный оборот средств проходит«черным налом» распределяясь внутри лесхозов крайне неравномерно. Всеэто, зачастую, происходит на фоне ненадлежащего выполнения лесхозами своихпрямых обязанностей (отпуск древесины на корню, контроль за соблюдением лесногозаконодательства, своевременное и качественное проведение рубок ухода и т.д.).На выполнение этих обязанностей обычно не хватает времени, сил и официальнопоступающих средств.
Принципыгосударственного управления лесами и официальная отчетность лесхозов и органовуправления лесным хозяйством в субъектах Федерации, в основном, ведется наоснове форм и методов, разработанных десятилетия назад и не всегда полностьюотвечающих современным требованиям управления и контроля.
Приведеннымвыше перечнем охвачены лишь самые общие и наиболее часто встречающиесяситуации, определяющие появление нарушений и дисбаланса в развитии лесногосектора, а также появления различных нарушений природоохранительногозаконодательства и ухудшение экологической обстановки в регионе.
Леснымкодексом РФ на субъекты Федерации возложено решение значительного количествавопросов по организации лесного хозяйства и лесопользования, однако органывласти субъектов Федерации не всегда располагают достаточной и достовернойинформацией о состоянии лесного хозяйства и лесопользования и не всегда могутполучить такую информацию от органов управления лесным хозяйством. Одним изспособов получения более объективной и полной картины может стать проведениемежведомственной проверки и анализа состояния дел в лесном хозяйстве илесопользовании региона.
Настоящими«Общими положениями..» охвачены лишь общие вопросы организации ипроведения широких межведомственных проверок состояния лесного хозяйства илесопользования. Настоящие «Общие положения..» переработаны идополнены на основе опыта работы «Межведомственной комиссии по проверке состоянияведения лесного хозяйства и лесопользования в Выборгском, Приозерском иВсеволожском районах» (Ленинградская область, май-июль 1997). В каждомконкретном случае проведения проверок, при выборе конкретных методик иорганизации работы необходим учет региональной специфики.