Землявовлечена в общественные отношения как объект правовых отношений, а потомувоспринимается правом и как вещь — недвижимая вещь, и как природный объект.Вовлечение земли (земельных участков) в оборот не умаляет ее значения какприродного объекта, территории, на которой расположены иные природные объекты,места жизни человечества. Поэтому земля не может считаться таким же имуществом,как, например, здания, строения, иные вещи, созданные по воле людей, их руками.В современных условиях земельное право не отказывается от выработанного имсобственного отношения к земле как к объекту права. Это отношение основано натом, что земля, являясь предметом общественных отношений, в то же времяостается объектом природы. Она обладает собственным предназначением, неограниченным потребностями людей.
Согласностатье 35 Земельного кодекса РФ земля в целом может выступать в качествеобъекта земельных отношений. Имеются в виду, прежде всего, отношения, связанныес охраной земли, с контролем за соблюдением земельного законодательства. В тоже время если норма, закрепленная нормативным правовым актом, может касатьсяземли как таковой, как природного объекта, конкретные отношения все жевозникают по поводу определенного земельного участка, который является объектомземельных отношений в подавляющем числе случаев. Законодательством выставляетсянесколько существенных требований по оформлению земельного участка, с тем чтобыон мог быть полноценным объектом правоотношений. Земельный участок, как объектотношений, должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должениметь определенные в соответствии с законодательством и закрепленные вправоустанавли-вающих и иных документах границы. О земельном участке такжедолжны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение,разрешенное использование. Действия по формированию земельных участковсоставляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной как нормамикомментируемого Кодекса (см. ст. 68, 69 и комментарий к ним), так и Федеральнымзаконом от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве». Данные о земельных участкахучитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении земельногокадастра (см. ст. 70 ЗК РФ и Федеральный закон от 2 января 2001 г. «Огосударственном земельном кадастре»).
Некоторыеусловия по формированию земельного участка изложены в статьях Земельногокодекса. Так, согласно п. 1 ч. 4 ст. 30 проведение работ по формированию земельногоучастка состоит из подготовки проекта границ земельного участка, установленияего границ на местности, определения разрешенного использования земельногоучастка, других, предусмотренных законодательством действий.
Понятиеземельного участка, данное Земельным кодексом РФ, следует считать основным длявключения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определенияземельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе вфедеральных законах, должны быть приведены в соответствие с данным понятием.
Вотношении признания земельного участка делимым или неделимым заметим, что, всоответствии со ст. 133 ГК РФ, неделимой признается вещь, раздел которой внатуре невозможен без изменения ее назначения. В связи с тем что земля и при разделеземельного участка не теряет своего основного назначения, земельные участки,скорее всего, могут быть признаны не подлежащими разделу на основаниях,предусмотренных законом.
Всоответствии со статьей 7 ЗК РФ (состав земель в Российской федерации) земли вРоссийской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующиекатегории:
1)земли сельскохозяйственного назначения;
2)земли поселений;
3)земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,безопасности и земли иного специального назначения;
4)земли особо охраняемых территорий и объектов;
5)земли лесного фонда;
6)земли водного фонда;
7)земли запаса.
2.Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии сустановленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяетсяисходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенногоиспользования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы ипорядок проведения которого устанавливаются федеральными законами итребованиями специальных федеральных законов.
Любойвид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видоввыбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедурсогласования.
3.В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренныхмалочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях,предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органовместного самоуправления, может быть установлен особый правовой режимиспользования земель указанных категорий.
Делениеземель Российской Федерации на категории по целевому назначению установленодавно. Определение целевого назначения земельных участков в зависимости от иххозяйственного использования весьма важно, поскольку это дает возможностьдостаточно внятно прописать наиболее значимые положения правового режимаземельных участков.
Подцелевым назначением понимается особое направление использования земель, функцииземель в общественных отношениях как средств производства, базы для развитияпромышленности, мест проживания людей и расположения всех существующихприродных объектов. Благодаря делению земель на то или иное направление,использование земельного участка является относительно стабильным.
Несмотряна то что концепция и основные принципы деления земель по целевому назначениюбыли разработаны и оформлены правом в дореформенный период, их актуальность неисчезла и сейчас. Поскольку у государства остается функция регулированияхозяйственной деятельности, постольку оно должно обеспечить различные видыхозяйствования и социальной жизни определенной территориальной базой, постолькуэто достигается в том числе институтом деления земель на категории по целевомуназначению.
Целевоеназначение и категории земель устанавливаются комментируемым Кодексом РФ.Перечень их является закрытым. Внесение каких бы то ни было изменений в неголюбыми другими нормативными актами не допускается. Подавляющая часть категорийземель определена Земельным кодексом РФ в соответствии с прежними положениямиземельного законодательства. Некоторые изменения коснулись наименования категорийземель промышленности, транспорта и иного назначения. Теперь они именуются«землями специального назначения».
Установленыземли особо охраняемых территорий и объектов.
Нормыкомментируемой статьи предусматривают требование о зонировании территорий, котороетесно связано с делением земель на категории, при этом установлено требование,согласно которому отношения по зонированию должны быть урегулированыфедеральным законом. Данный закон находится в настоящее время в стадииразработки.
Помимоэтого настоящим Кодексом определено особо, что правовой режим земель «внутри»установленных категорий зависит также и от установленного разрешенногоиспользования. Виды и условия разрешенного использования предусматриваются длякаждой категории отдельно.
Особенностииспользования земель в местах проживания коренных малочисленных народов Севера,Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определены в том числеФедеральным законом от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционногоприродопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДальнегоВостока Российской Федерации». Данным Законом, в частности, установлено, что натерриториях традиционного природопользования могут выделяться следующие ихчасти: поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение инепостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянкиоленеводов, охотников, рыболовов; участки земли и водного пространства,используемые для ведения традиционного природопользования и традиционногообраза жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участкиакваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сборадикорастущих растений; объекты историко-культурного наследия, в том числекультовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков ииные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность; иныечасти территорий традиционного природопользования, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта tarasei.narod.ru